Уважение супругов друг к другу. От чего зависит уважение в отношениях? Нарушение личных границ

Классный час

«Школа самоуважения»

Цели : дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

План классного часа

1. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

2. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»?

3. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение».

4. Ролевая игра «Утверждаю себя».

5. Открытый микрофон «Поговорим откровенно».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Учитель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ - Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до 18 лет (статья 1).

Какие же есть у них права?

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшний классный час мы и посвятим этому праву - праву на уважение.

II. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»

Учитель . Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?

(примерные ответы детей)

Самоуважение - это уважение человека к самому себе.

Это уважение к своим родителям, к своей семье.

Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.

Учитель . Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?

(примерные ответы детей)

Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.

Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.

Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.

Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

Учитель . По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки (показ фотографий): Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова - в чем проявляется их уважение к себе?

(примерные ответы детей)

Они уверены в себе.

Хорошо одеваются.

Не боятся высказывать свое мнение.

Никому не подражают.

Постоянно тренируются, чтобы победить.

Могут постоять за себя.

Учитель . Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.

III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»

Учитель. Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает других, а кто вообще не может себя утвердить?

Саша (нагло, агрессивно). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)

Лена (тоскливо.) Зачем?

Саша . Буду у тебя скатывать!

Лена . Да у меня почерк мелкий!

Саша . А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

Саша . О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша . Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

Учитель . Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

(примерные ответы детей)

Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.

Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.

Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.

Учитель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого- то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?

Дети высказывают свое мнение.

Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе? Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

(примерные ответы детей)

Пожаловаться учителю и родителям.

Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.

Заниматься спортом.

Стать чемпионом по боксу.

Научиться говорить «нет».

Победить свой страх.

Не подстраиваться под других.

Заняться музыкой, рисованием, танцами.

Стать первым в каком-то деле.

Учитель записывает ответы детей в виде плана.

Учитель . У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем? Примерные ответы детей:

- «Как стать сильным и независимым».

- «План самоутверждения» или «Как утвердить себя». Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

(примерные ответы детей)

Нужно убрать пункы 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)

Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом. (Можно обсудить.)

Убрать пункты 3,8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

Учитель . Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»? (примерные ответы детей)

Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.

Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.

Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче.

Богатая одежда - этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.

Учитель . Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.

IV. Ролевая игра «Утверждаю себя»

Учитель . Ребята, давайте поиграем в игру «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды из 5-7 человек. Первая команды называется «Атака». Кто хочет участвовать в этой команде?

К доске выходят 5-7 человек.

Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

Учитель раздает каждому члену команды карточки с фразами.

Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников, мы соберем вторую команду. Кто хочет в ней участвовать?

К доске выходят 5-7 ребят.

Ну вот, у нас есть и вторая команда - назовем ее «Защита». Ее участникам предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Учитель и ученики выполняют такие действия.

Учитель . Сходитесь!

2 ученика сходятся, становятся рядом.

Учитель . Ринг!

1 ученик читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

Спасибо, ребята. Можете сесть на свои места. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».

К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.

А что вы можете сказать об актерской игре команды «Атака»? Дети высказывают свои замечания.

V. Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»

Учитель . Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

(примерные ответы детей)

Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

Я считаю, что главное - это заставить себя уважать.

Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.

Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму - в этом мое самоутверждение.

Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

VI. Подведение итогов

Учитель . Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

(примерные ответы детей:

Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.

Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.

Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.

Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.

Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.

На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоинством.

Моя жена меня не уважает! Я потеряла уважение к мужу! В наших отношениях исчезло уважение друг к другу... - подобные жалобы семейный психолог слышит каждый день. Если вы спросите любого человека чего бы он хотел от отношений с другими людьми, я уверен, что чаще всего вы услышите слово " уважение". Потребность в уважении для большинства людей относится к числу главных приоритетов. Независимо от характера отношений, возраста и пола, мы очень чувствительны во всём, что касается уважения. Почему? Что даёт нам уважение? Чтобы ответить на этот вопрос попробуем дать определение уважению. Сходу простое и понятное определение дать достаточно трудно, поэтому попробуем это определение сконструировать.

1. Уважение- это отношение одного человека (группы людей) к другому человеку (группе людей)

2. Это отношение основано на взаимном признании достоинств личности каждого из этих людей (групп людей)

3. Признание приоритета их безопасности и непричинения ущерба: физического, психологического и морального

4. Признание их основных прав на свободу, самовыражение, вероисповедание и т. д.

Как видно из нашего определения, уважение - это целый комплекс понятий, затрагивающий, как это не странно, наш инстинкт самосохранения! Теперь становится понятным почему в личных отношениях проблема потери / восстановления уважения становится одной из центральных. Для того чтобы понять что даёт нам уважение, давайте рассмотрим схему:

Как видно из схемы для мужчин (выделено синим) и для женщин (выделено красным) приоритетными качествами в понятии "уважение" являются разные вещи. Если для женщин понятие "уважение" лежит в эмоциональной сфере, то для мужчин оно имеет более практическое значение. Понимание этих различий становится особенно важным, когда мы пытаемся проанализировать какое поведение и поступки неминуемо приводят к потере уважения у него или у нее. Прежде чем говорить о причинах исчезновения уважения в отношениях, давайте задумаемся о том, как формируется это понятие у человека в принципе.
Для того чтобы человек был способен уважать других, нужно чтобы у него было соответствующее воспитание, основанное на взаимном уважении мужчины и женщины, детей к родителям, родителей к детям, а так же к другим людям. И ещё одно важное дополнение - этот человек должен уважать себя!
Между самоуважением и уважением других людей существует очень тесная связь. Наверняка многие знают аксиому о том, что невозможно добиться уважения со стороны окружающих, не уважая самого себя. Считается, что самоуважение человека делится на две составляющие:

  • эмоциональную - то как я отношусь к себе с позиции "добра и зла" , моя оценка себя как "хорошего " или "плохого" человека, и
  • рациональную - показатель моей компетенции, профессионализма, успешности. Отметим, что обе составляющие, которые образуют самоуважение у мужчин и женщин, разные.
Рассмотрим рисунок:

Из рисунка становится понятным, что мы называем уважительным такое отношение к нам, которое укрепляет или, как минимум, поддерживает наше самоуважение.
Соответственно "недружественное" поведение, которое ставит под сомнение мою компетенцию или мою оценку самого себя, я буду расценивать как неуважительное. В отношениях между мужчиной и женщиной уважение тесно связано с поло-ролевым поведением, точнее с ожиданием определенного поведения.

Давайте рассмотрим простой пример. Мужчина с женщиной едут в машине. Остановились. Мужчина вышел из машины, открыл дверь со стороны женщины и помог ей выйти из машины. Мужчина проявил уважение к даме (помог выйти из машины), женщина проявила уважение к мужчине, дождавшись, когда он подойдёт, чтобы помочь выйти, поблагодарила его, тем самым показав, что она уверена в его хороших манерах. Уважение порождает уважение.

К сожалению, проявления неуважения начинаются с "мелочей", наиболее типичные из них это: отсутствие элементарной благодарности на уровне спасибо", невнимательность, невыполнение своих обещаний, повышение голоса. Конечно, кто-то будет на это реагировать, а кто-то - нет. Уверен, что вы знаете поговорку о том, что "маленькая ложь рождает большое недоверие" ? Про уважение можно сказать тоже самое - маленькие проявления неуважения со временем перерастают в большие проблемы. Признаки проявления хронического неуважения у мужчин и у женщин представлены на следующем рисунке:

более характерно для мужчин
более характерно для женщин


Важно отметить, что уважение пропадает не только при проявлении подобного поведения непосредственно к данному человеку, но и к его близким, друзьям или коллегам. Мой муж не уважает мою мать! Моя жена не уважает моих друзей! Периодически, на приёме, мне приходится слышать как тот или иной клиент говорит о потере уважения к жене/мужу из - за её/ его неуважительного отношения к родственникам или друзьям. И действительно, мы часто ассоциируем себя с близкими нам людьми и склонны брать на свой счёт то, что не всегда направлено непосредственно на нас. Почему так происходит?

  • принадлежность к группе (а семья, друзья, коллеги - это группа) даёт нам дополнительное ощущение безопасности и комфорта, поэтому проявление неуважения к этой "нашей" группе автоматически распространяется и на нас. В разобщённых семьях, где нет близких эмоциональных связей, подобного не происходит.
Существуют ряд поступков, которые практически всегда вызывают длительную (если не окончательную) потерю уважения. Они общеизвестны, это: предательство (измена), унижение, оскорбление, ложь, насилие.
Независимо от половой принадлежности, человек столкнувшийся с подобными проявлениями со стороны партнёра мгновенно теряет к нему уважение. Восстановить уважение после таких поступков необычайно сложно. Это связано с тем что каждый из этих поступков глубоко ранит чувство собственного достоинства пострадавшего человека, причиняет ему боль. Боль и уважение несовместимы.
Особенностью уважения является то, что заслужить его гораздо сложнее чем потерять. В этом смысле уважение как понятие близко к доверию.

А что делать, если вы ощущаете потерю уважения к себе со стороны своих близких? Вот простая пошаговая инструкция, которая может помочь вернуть утраченное уважение.

1. Посмотрите на себя.

Проанализируйте своё поведение, как "возможно неправильное" по отношению к человеку. Может быть вы нарушили его "границы", усомнились в его ценности или просто обидели... Не все способны открыто и сразу заявлять о неправильном отношении к себе. Невысказанные обиды никуда не деваются. Признав неправильность своего поведения, не торопитесь сразу просить прощения, а лучше попытайтесь понять почему (?) вы так поступили. Не поняв мотивов своего поведения, вы рискуете повторить его в будущем. Следующим этапом вашего анализа будет поиск другого способа действия, который не будет восприниматься вашим партнёром, как неуважительное отношение.

2. Начните диалог.

Расскажите вашему партнёру, как важно для вас его уважительное отношение и что вы испытываете, когда такого отношения нет. Не оправдывайтесь и не перекладывайте вину с себя на него. Признайте свои ошибки просто перечислив их. Признайте право человека обижаться на вас и изменить к вам отношение.

3. Попросите прощения.

Именно прощения, а не извинения. Не многие знают, что между этими двумя терминами есть большие различия. Извинения - термин более формальный, светский. Суть его сводится к тому, чтобы попросить вывести извиняющегося из "состояния вины". Прощение термин более личный, если не сказать интимный - его суть в просьбе принять раскаяние.

4. Действуйте.


Независимо от того простили вас или нет, ваше осознание своих ошибок должно трансформироваться в новое отношение и поступки. Помните о том, что сначала необходимо вернуть своё уважение к себе самому и вы на правильном пути.



Все мои статьи официально размещенные на портале оригинальные авторские статьи.
При размещении моих статей на сторонних ресурсах, пожалуйста, сохраняйте оригинальное авторство и активную ссылку на проект
Не отягощайте свою карму)

Уважение к потребностям и желаниям

Потребность - это необходимость в чем-то очень хорошем для себя. Потребность во внешнем благе. Любой человек нуждается в пище, безопасности, отдыхе, общении, принятии, любви. Потребности всегда хороши и естественны. Нет ничего стыдного в том, чтобы нуждаться, например, в поддержке. Или в признании. В том, чтобы ощущать себя хорошим и нужным. И в том, чтобы побыть в тишине и одиночестве.

Потребности нельзя оценивать критически, нельзя считать, что у другого человека (или у вас) они «неправильные» или глупые. Они правильны всегда! И относиться к ним нужно со вниманием и бережностью. Потому что из реализованных потребностей и складывается общая удовлетворенность жизнью и ощущение счастья.

Я очень устал/а, мне нужно полчаса, чтобы отдохнуть.

Что вы ответите на это?

От чего там было уставать? Не мешки же грузил/а!

В этой фразе нет уважения к потребности другого человека.

Конечно, отдохни, тебе надо восстановиться.

А в этой есть. Теперь про желания.

Куда с твоим весом еще пиццу?

Люди, которые уважают друг друга, никогда не будут занимать позицию «над» в общении. Уважение - это прежде всего признание того, что ваша человеческая ценность - равная.

Очень хочу пиццу с беконом! - А я хочу мороженого! Хоть и вредно очень. Ну что, пустимся во все тяжкие или проявим силу воли? - так выглядит разговор двух людей, которые не ставят себя ни выше и ни ниже другого.

Уважение к особенностям

Ваша совместная жизнь будет тем более комфортной и счастливой, чем лучше вы сможете видеть и принимать в расчет, какой человек рядом с вами, каковы его психические свойства и особенности характера, на что он способен, а в чем его ограничения.

Я не могу это cделать/решить так быстро, мне нужно больше времени!

Вот вечно ты тормозишь! Надо соображать быстрее!

Хорошо, я подожду, когда ты закончишь. И скажи, если я могу тебе в чем-то помочь? - спокойная и уважительная фраза, в которой нет конфронтации, а есть предложение сотрудничества.

Уважение к чувствам и переживаниям

Мы все живые люди, не роботы. Иногда нас что-то очень огорчает, выводит из себя, злит.

Я очень расстраиваюсь, когда ты говоришь такое...

Какие мы нежные! Правда глаза колет?

Я сожалею. Меня тоже вся эта ситуация очень расстраивает.

Так вы показываете: я признаю твои чувства, мы с тобой в одной лодке. И в ваших отношениях не появляются трещины.

Уважение к интересам и вкусам

Примеры неуважения:

Чем на рыбалку свою ездить (с цветочками ковыряться), лучше бы книгу какую-нибудь умную прочитал/а!

Только недалекие женщины смотрят такие сериалы.

Как такое вообще можно есть? Выглядит ужасно!

Вкусы и круг интересов любого человека - это личная, совершенно неприкосновенная для других (даже самых близких) территория. Если вам не нравится, что любимый человек слишком много внимания уделяет своим пристрастиям, это можно и нужно обсуждать. Но критиковать, высмеивать его увлечения «вообще» - это удар ниже пояса и абсолютно недопустимые вещи в уважительных отношениях.

Уважение к ценностям

Ценности - это то, что имеет для нас огромную значимость, во что мы свято верим, на чем стоим. Это наше отношение к основополагающим вещам в жизни, наши представления о допустимом поведении, наши внутренние обязательства перед самими собой.

Я знаю, что нужно помочь твоим родителям. Но и на море мне тоже хочется. Давай подумаем, как нам это совместить, чтобы все остались довольны.

Признавая ценности своего партнера, вы можете рассчитывать, что и он будет внимательно относиться к тому, что дорого для вас.

Уважение к точке зрения/видению/картине мира

Только отставшие от жизни люди могут так рассуждать!

Ты ничего не понимаешь и жизни не нюхал/а.

Приятно слышать такое в разговоре, когда вы высказываете свою точку зрения? Конечно, неприятно. Никому неприятно. А как можно уважительно выразить свое видение, отличное от видения другого? Очень просто - словами «у меня другое мнение» (далее следует мнение, начинающееся со слов «я считаю, что», «я верю в то, что», «мой опыт говорит о том, что») или «я не согласен/не согласна».

Уважение к планам и устремлениям

Ты в своем уме? Столько времени и денег на это тратить! Тебе это не нужно!

«Нет у тебя права на свое развитие и свою собственную жизнь, я буду решать, что тебе делать и что хорошо для тебя» - как бы говорит эта фраза. Здесь партнер воспринимается не как отдельный человек со своей свободной волей и правом распоряжаться собой, а как собственность другого.

Я хочу получить второе образование.

Я не уверен/а, что сейчас подходящее время для этого, но если это твое решение - я его поддержу.

Вам необязательно с восторгом принимать все намерения своего супруга, вы можете сомневаться в их целесообразности и перспективности. Но в любом случае ваш любимый человек - взрослый, и сам способен делать жизненные выборы и нести за них ответственность.

Уважение к кругу общения

Что у тебя может быть общего с этими странными личностями, с которыми ты общаешься? Они не стоят твоего времени!

Круг общения, как и вкусы, как и круг интересов, как и взгляды на жизнь - это лично ваше. Никто не может вторгаться в эту зону со своим мнением и советами, если этих советов не спрашивали. Мы дружим, общаемся с кем-то, потому что нам с ними интересно, нас связывает какая-то своя, уникальная история и эмоциональная привязанность. Относиться с уважением к этим историям и эмоциональным привязанностям своего любимого человека - значит с уважением относиться к нему самому, к его личному пространству.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПОЛИТЕХ

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Этика бизнеса»

на тему: «Уважение личности в общении людей друг с другом».

Выполнил:

Проверил:

Введение

1. Самоуважение

2. Уважение

3. Деловое общение

4. Потребность в уважении личности при общении

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, также, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей.

1. САМОУВАЖЕНИЕ

Уважение других дает повод

К уважению самого себя.

Рене Декарт.

Человек уважает себя за достойные поступки, совершенные для людей и общего блага, а также за то, что у него есть достоинство, если, конечно оно является таковым. Достоинство содержит скромность, которая является безусловной его частью. Скромность – это осознание своего равенства со всеми людьми, независимо от каких-либо различий.

Если гордость считать просто самоуважением, тогда в ней есть смысл, однако гордость – это нечто большее, то есть, потеряна мера и мозг может посчитать, что разумом можно тоже гордиться. А это не так. Разум нужно просто иметь и не терять его, тогда он будет оставаться идеальным мышлением и абсолютной категорией. Разум – это не часть достоинства, это всего лишь способ мышления, который был бы к лицу любому человеку. Если вдруг кто-то начнет гордиться тем, что у него есть разум, он сразу этим поступком уйдет снова в логику. Потому, что может кажется и логичным, что человек с идеальным мышлением достоин признания общества, однако мы согласимся, что это да – логично, но не разумно. Вообще человеку нужна гордость для признания другими людьми, то есть, если мы ждем от кого-то признания, значит сами в себе не уверены. Мы ищем опоры и поддержки в чужих глазах? Тогда какое же это идеальное мышление? Когда мозг знает истину, ему не нужна ничья поддержка и ничье признание. То же можно сказать и о памяти будущих поколений. Люди устанавливают памятники своим героям и великим умам в своих городах, но приходят новые поколения и прославляют своих пророков, они рушат созданное ранее.

Если мы будем обсуждать гордость человека в контексте общения с другими людьми, то нужно разобрать ситуацию. Родители указывают сыну с кем ему общаться. Они считают, что он должен выбирать людей, с которыми идти по жизни, а не водиться с кем попало. В их словах мы видим высокомерие, предвзятое отношение к людям, которое является основой их стереотипа. Они аргументируют свои требования тем, что их сын должен иметь гордость, то есть уважать себя и поэтому искать людей достойных себя. Здесь они перепутали все понятия, поэтому их сын может вырасти эгоистом. Личность – это тот, кто ведет за собой всех людей. Как мы будем помогать людям, если мы избегаем общения с ними. Если кто-то заблуждается и теряет достоинство, задача личности находить способы убеждения, чтобы направить этого человека на путь истины.

Другое дело родители боятся, что их сын сам может сбиться с истинного пути, это уже будет недостаток их воспитания. А здесь гордиться уже нечем. То же самое можно сказать о гордости девушки, которая считает ниже своего достоинства разговаривать с иным человеком, на том основании, что тот недостойно себя ведет. Если он ведет себя недостойно, нужно иметь острый ум и быть находчивой, это значит, не осуждая человека указать на его эгоистические качества и намерения и призвать к разуму. Нужно пробуждать в каждом человеке тот свет, который он скрывает за пеленой грубости и цинизма, а не ожесточать его характер и ум.

Мы здесь указали понятие самооценка, потому, что если у человека есть разум, то он способен сам разобраться и оценить себя и свои поступки. самоуважение должно появиться тогда, когда человек добьется результатов в контексте своей деятельности. Если результатов нет, значит уважать себя не за что, как нет и причин ждать уважения от других людей. Надменность, гордость и спесь именно и появляются после того, как человек бессилен, что-либо разумного сделать. Чувства недовольства и раздражения к другим людям, которые якобы вас не понимают, станут основой нашей спеси. И тогда нам останется лишь гордиться своей исключительностью и презирать весь мир, катящийся в пропасть, равнодушно провожая его своим надменным взглядом. Человек до сих пор не знает, за что он может себя уважать, потому что он путает еще и понятия уважение – страх и уважение – сочувствие.

Если предприниматели решили уважать друг друга за красивые брюки и роскошный автомобиль, то кого уважать милиционеру с их точки зрения? Тех людей, которые за красивые брюки готовы не только уничтожить всех предпринимателей, но и вообще всех, кто под руку попадется. Ученые решили гордиться своими дипломами. Пусть теперь они возьмут и выяснят, какой из дипломов действительно отражает ум, а какой отражает кошелек родителей соискателей мест в науке и продажность их коллег.

Самоуважение человека – это разумность его поступков и устремлений, которые утверждают его в обществе как личность. Но научить другого человека уважать себя невозможно, не научив его уважать других людей. Здесь мы говорим, что самоуважение является категорией сознания, а гордость чувств, которые требуют показать всем свои заслуги и успехи. Если успехи действительно заслуживают всеобщего обозрения, то их увидят сразу, и они вызовут зависть. Поэтому разумный, уважающий себя человек спокойно указывает другим, как достичь взаимопонимания и согласия среди всех народов, он несет знания другим людям.

2. УВАЖЕНИЕ

Кто легко склонен терять

Уважение к другим, тот прежде

всего не уважает себя.

Ф.М. Достоевский.

Что такое уважение? В чем его смысл, и имеет ли смысл то уважение, которое мы испытываем к другим людям? Мы рассматривали до этого понятие самоуважение, как признания своей личности, теперь мы говорим о том, что значит признать личность другого человека. Прежде чем определять данные понятия обратимся к основам мышления, то есть операциям мозга.

Основные операции мышления – это сравнение, анализ, синтез, противопоставление, конкретизация и абстрагирование. Почему именно эти операции? Они естественны для мозга любого живого организма, чтобы делать выбор. Основой выбора является операции конкретизация и противопоставление. Для того, чтобы совершить любой выбор нужен анализ того из чего мы выбираем. То есть, здесь мозг рассматривает условия предложенной среды. То, что мы ведем себя по-разному – работа сознания, сформированного в разных условиях. Таким образом, мы тоже приспосабливаемся друг к другу и приспосабливаем свое сознание к меняющимся условиям, сообразно выгоде для организма.

Теперь перейдем к понятию уважение. Скорее всего, понятие уважение появилось вначале от понятия страх. Люди боялись более сильного и вынуждены были признавать и покоряться его силе и могуществу. Но чтобы оправдать свою трусость придумали уважение. Но уважение, как и самоуважение – это признание высоких моральных качеств, таких, как честь, достоинство и признание в человеке личности, равной себе. Таким образом, уважение – это признание равенства всех людей на земле. Когда мы говорим равенство, то речь идет о единстве сознаний разных людей.

Сегодня мы добиваемся равенства перед законом или пытаемся приблизить условия каждого человека к справедливым, то есть более менее равным, однако все эти действия лишь оправдания той иллюзии справедливости, которую мы имеем. В логике невозможно достичь ни равенства, ни справедливости. Во-первых, мы рождаемся в разное время, поэтому тот, кто родился раньше успевает устроить свою жизнь с большей выгодой. Как только человек достигает более выгодного положения, он тут же начинает оберегать свою нишу всеми возможными способами, в частности сочувствием к тому, кто по каким-то причинам находится в менее выгодном положении. И это сочувствие выдается за уважение. Здесь уважение является своеобразной защитой от раздражения тех, кто в менее выгодных условиях. Но нас людей и запутала логика. Ведь из-за нее мы приспосабливаемся к существующей действительности, но даже не задумываемся о той действительности, которая ждет нас завтра. Поэтому наши законы автоматически являются несправедливыми, так как они защищают интересы только определенного круга граждан, особенно тех, кто эти законы придумывает, то есть предыдущее поколение эгоистов. Такие законы нельзя принимать как законные и разумные, они полностью несправедливые и не могут считаться законами вообще ни с разумной точки зрения ни с логичной. Наши законы не уважают и даже не сочувствуют людям, поэтому соблюдать их и присягать им и уважать их – это безумие и невежество.