Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета. Сценарий воспитательного мероприятия по этикету и культуре поведения

18 сентября в детской библиотеке-филиале №3 состоялось обучающее мероприятие — школа хороших манер «Добро пожаловать в Этикетск» (Проект «КультУРА»), на котором присутствовали читатели библиотеки – ученики МБОУ СОШ №8.

Что же это за страна «Этикет»? Как попасть в такой славный город «Этикетск»? На эти вопросы ребятам помогли ответить библиотекари в ходе мероприятия.

В начале мероприятия ведущая Черкасова Е.Е. рассказала об истории этикета , о том какие наставления по правилам поведения содержались в книгах «Домострой» и «Юности честное зерцало». Некоторые правила этикета кажутся нам сегодня смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без них?

Так как большую часть своего времени ребята проводят в школе, то разговор продолжился о нормах современного школьного этикета, о требованиях к внешнему виду ученика. Была разыграна сценка «Дефиле нарушителей школьного дресс-кода».

Часто ребята используют в своей речи сленговые слова, уподобляясь героине романа Ильфа и Петрова «12 стульев» «людоедке» Эллочке. Наглядно продемонстрировать такую беседу вызвалось 3 добровольца (один использовал в разговоре сленговые слова, другой обычные слова, а третий – выступил в роли синхронного переводчика первого). О нашей речи, о телефонном этикете шла речь в этом разделе путешествия по Этикетску.

Мальчикам было предложено принять участие в экзамене джентльменов , с чем они успешно справились.

Во время литературного конкурса ребята угадывали название произведения и его героев по отрывку, прочитанному библиотекарем (А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Умение встречать гостей и правильно вести себя в гостях – большое искусство, которому не так просто научиться. Проверить свои знания в этой области ребята смогли, отвечая на вопросы блиц-тура «Гость в дом – радость в нём».

Затем настало время практических заданий, и ребята показали свои умения в правильной сервировке стола, а также провели соревнование на звание «Самого аккуратного» (ели арбуз).


«
Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость».
Эти слова М. Сервантеса как нельзя лучше отражают одну из важнейших норм этикета – вежливое, доброжелательное отношение к старшим и младшим, к своим ровесникам. Все вместе участники мероприятия вспоминали «волшебные» слова, а так же прослушали стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы…».

Поговорили и о библиотечном этикете, о том, как нужно себя вести в библиотеке.

Завершилось занятие в «Школе хороших манер» на шутливой ноте. Библиотекарь Игнатова О.В. подарила ребятам шуточную песню про учащихся, не признающих школьного этикета. Зажигательная мелодия (на мотив песни «Остров Невезения») не оставила никого равнодушным и ноги сами пустились в пляс.

20 октября 2010 года в библиотеке духовного развития «Родник» были подведены итоги цикла мероприятий «Этикет и культура поведения».

В течение нескольких месяцев учащиеся 7-х, а теперь уже 8-х классов школы № 12, принимали участие в беседе по истории этикета «Этикет наших предков», ситуационной игре «Твое поведение в школе, общественных местах, дома и на улице», часе полезной информации «Столовый этикет с малых лет», мастер – классе общения по телефону, Интернету «Ты меня мобильно уважаешь?», Рыцарском турнире, познавательной беседе «Всегда по моде и к лицу».

В брейн – ринге «Этикет от А до Я» приняли участие ученики 8а и 8б классов.

Искусство общения ребята продемонстрировали в первом раунде «Давайте говорить, друг другом восхищаясь!». Вопросы этого раунда «Сколько раз в день вы поздороваетесь с одним и тем же человеком?», «Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы не знакомы?» вызвали у ребят бурное обсуждение, т.к. однозначного ответа на них дать нельзя. Но участники попытались доказать свою правоту и аргументировать свои ответы, отвечая с определенной долей юмора. Показали ребята в этом раунде и свое умение пользоваться языком жестов: как человек подчеркивает свое превосходство, как определить, что вы надоели собеседнику, каким жестом можно выразить похвалу, как догадаться, что ваш собеседник лжет…

Во втором раунде «Эта изменчивая мода» ребята пытались ответить на вопросы: что такое мода, подчиняются моде, или ей следуют, сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде, откуда пошло выражение «менять, как перчатки».

Самым интересным ребятам показался последний раунд «Приятного чаепития». Участникам было предложено накрыть чайный стол на две персоны, жюри оценивало эстетику оформления стола и правильность поведения юноши и девушки за столом.

Надеемся, что «внешняя красота и изящество станут выражением внутренней чистоты и красоты».

17 ноября 2010 года в библиотеке «РаДуГа» прошло мероприятие посвященное культуре общения, этикету и моде, которое посетили учащиеся 9 «Б» класса школы № 22.

Ребята прослушали и обсудили песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать», выявили качества «человека культурного», разгадали головоломку из пословиц об этикете, познакомились с понятиями «вкус» и «манера», проанализировали стиль одежды звезд, узнали о модных тенденциях школьной одежды для старшеклассников и спроектировали собственные модные комплекты одежды для школы и деловой встречи.

При помощи игровых ситуаций проблемно-поискового характера вспомнили о правилах хорошего тона, а также взяли на заметку опыт древнего восточного мудреца, который учился благовоспитанности у невоспитанных, избегая делать то, что делают они.

СЦЕНАРИЙ

Открытого воспитательного мероприятия, проведенного в ходе предметной недели «Культура общения и поведения». Подготовила С.П.Плахотнюк.

Тема: Культура общения и поведения.

Цель: познакомить учащихся с сущностью, формой и правилами общения, историей возникновения и особенностями правил этикета в разное время и в разных странах;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать убежденность в необходимости выполнять и уважать нормы морали и этикета.

Выступление преподавателя.

Культура общения.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении есть три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1) язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2) интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) жесты, как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закреплённые за ними значения или экспрессивными, служащими для большей выразительности речи.

5) расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В общении выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении;

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3) Ориентировка в личности собеседника;

4) Планирование содержания своего общения, человек планирует, представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения, и оно окажется неэффективным. Такое общение может серьёзно осложнить жизнь и существенно повлиять на будущее.

Причинами плохой коммуникации могут быть также:

а) стереотипы - упрощённые мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность опровергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаём, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношения человека враждебные, его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

Г) отсутствие внимание и интереса собеседника;

д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы, заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сообщения, слабая убедительность, нелогичность.

Общение бывает открытым и закрытым. Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдало если есть значительная разница в компетенции и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности и в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Односторонее выспрашивание - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого, но не раскрывает свои.

“Истерическое” предъявление проблемы- человек открыто выражает свои чувства и проблемы, не интересуясь, желает ли другой человек слушать излеяния.

Виды общения:

“Контакт масок”- формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника,используются привычные маски (вежливости, строгости, скромности) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции,отношение к собеседнику.

Примитивное общение- когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет все и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда участник знает собеседника, может предвидеть его реации, интересы. Самую большую радость в жизни дает нам такое общение.

/песня о дружбе/

Манипулятивное общение направлено на получение выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в таких случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения. Кодекс светского общения:

Вежливость, такт «соблюдай интересы другого»;

Одобрение, согласие « не порицай другого»;

Симпатия, «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной:

Принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

Принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

Принцип качества информации - «не ври»;

Принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

Выражай мысль ясно и убедительно;

Умей слушать и понять нужную мысль;

Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Я думаю, что вы поняли, какой вид общения избрать, чтобы получить удовольствие от общения и какой, чтобы разрешить проблему, выяснить отношения, поддержать или самому получить поддержку.

Общение осуществляется по речевому (вербальному) и неречевому (невербальному) каналам общения. Речь, как средство общения, выступает одновременно и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади:

«Умен ты или глуп,

Велик ты или мал

Не знаем мы пока

Ты слова не сказал».

В структуру речевого общения входят:

Значение и смысл слов, фраз: «Разум человека проявляется в ясности его речи».

В ежедневном общении слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое общение 55%; еще Публиций утверждал: «Говорим голосом, беседуем телом».

Мимика - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Основную познавательную нагрузку в ситуации распознания истинных чувств несут брови и губы. В романе «Война и мир» Лев Толстой описал 97 оттенков улыбки, 85 выражений глаз, но все равно он мучился недосказанностью: «Я думал: пойду, опишу я, что вижу. Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила, пачкать пальцы и чертить на бумаге буквы; буквы составят слова, слова - фразы; но разве можно передать чувство? Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд…».

Много информации при общении несут жесты, в языке жестов есть слова, предложения. Жесты имеют ярко выраженный национальный и расовый характер. К примеру, здороваясь, американцы и русские пожимают руки, французы целуются, латиноамериканцы обнимаются, самоанцы трутся носами. Но мы без труда можем прочесть чувства и эмоции других народов, выраженные в мимике и интонациях. Ведь не зря мы с удовольствием слушаем и даже исполняем песни на незнакомых языках.

Песня на английском языке

Есть интернациональные жесты, которые люди делают бессознательно и, тем не менее, они очень верно показывают чувства человека. К примеру:

Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

Уверенности - соединение пальцев в купол, покачивание на стуле;

Нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами;

Самоконтроля - руки сведены за спину, одна сжимает другую;

Ожидания - потирание ладоней;

Отрицания - дотрагивание до кончика носа, ушей;

Неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу;

Ухаживания - выпячивание груди, прикосновения к волосам, шее, бедрам. Умение понимать популярные жесты позволяет лучше понимать людей.

Для того чтобы располагать к себе других людей, стать обаятельным и привлекательным, необходимо знать и соблюдать следующие правила:

Проявляйте искренний интерес к другим людям: «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает, наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

Старайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте человеку почувствовать свою значимость.

Песня «Давайте восклицать…».

Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более выгодно, чем критиковать, ибо критика в 99 случаях из 100 бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания.

Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

Знайте и выполняйте принятые правила и нормы поведения.

Сейчас наши учащиеся продемонстрируют как надо вести себя на дискотеке. Учащиеся танцуют вальс и демонстрируют, как надо приглашать на танец, благодарить и провожать после танца.

Обращайтесь к человеку по имени, помните, что для человека звук его имени самый важный и приятный звук в человеческой речи.

Учитывайте привязанности, вкусы, интересы вашего собеседника (подобно тому, как рыбак, когда ловит рыбу, думает не о том, что любит сам, а о том, что любит рыба, и насаживает на крючок червей, которых любит рыба, а не клубнику, которую любит сам).

Будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать о себе.

Проявляйте уважение к мнению другого, никогда не говорить человеку, что он неправ. Этим вы наносите удар по чувству собственного достоинства и побуждаете его вступать в борьбу с вами и наносить ответный удар. Используйте метод Сократа: вступая в разговор, ищите сходство во мнениях, не начинайте его с тех вопросов, по которым вы расходитесь со своим собеседником, а побудите собеседника с самого начала ответить «да», то есть задавайте такие вопросы, с которыми собеседник вынужден, будет согласиться. Выигрывая одно согласие за другим, легче будет добиться полного согласия.

Соответствуйте социальным ожиданиям, выполняйте свои социальные роли.

Стихотворение В.Солоухина « Я слухам нелепым не верю…».

Давайте возможность выговориться собеседнику (большинство людей, пытаясь убедить собеседника, слишком много говорят сами). Задавайте вопросы, пусть он думает и говорит сам, осознает свои противоречия и неправоту. Ни в коем случае не перебивайте его, если не согласны. Пусть он чувствует, что найденное решение, идея принадлежит ему самому.

Попытайтесь честно увидеть вещи с точки зрения другого, поставить себя на его место.

Указывайте человеку на его ошибку, не нанося ему обиды: узнайте, что он сам думает о своем поступке, начинайте с признания достоинств человека и затем указывайте на конкретную ошибку, ни в коем случае не делайте общих отрицательных обобщений типа: «Ты всегда такой…».

Избегайте критиковать человека при посторонних свидетелях, не унижайте его. Такого не прощают.

А самый главный секрет успешности в общении, да и в жизни: любить себя и окружающих, уважать себя и свое окружение, чувствовать поддержку и быть готовым придти на помощь. И тогда все у вас получится сейчас, и будущее будет прекрасным.

Песня «Прекрасное далеко».

Особую заботу и уважение в общении надо проявлять к близким людям. Назовите, пожалуйста, самого близкого вам человека. Да, конечно, это мама.

Слова о матери читает учащаяся.

Стихотворение «Пишите письма вашим матерям…»

Песня «Поговори со мною, мама…»

А сейчас наши ведущие организуют увлекательную игру-путешествие: «Этикет, время и мы». Самых быстрых, находчивых и эрудированных ждут призы.

1 ведущий. Добрый день ребята и педагоги! Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве, познакомимся в ходе нашего круиза с этикетом древних народов и наших современников, продемонстрируем наши знания этикета.

2 ведущий. Этикет - это правила поведения в обществе. Но это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова - это обычаи, традиции, верования народов и даже кулинарные пристрастия. Этикет пришел к нам из глубокой древности, какие-то правила отмирали, что-то сохранялось, появлялись и исчезали новые обычаи, но главный этический принцип: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» остается неизменным на протяжении тысячелетий.

1 ведущий. Мы отправляемся в путь и прибываем в удивительную страну с огромными пустынями. Красновато-желтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире, от разливов этой реки зависит вся жизнь в стране. Назовите страну и реку.

2 ведущий. Предоставим возможность команде «Нефертити» рассказать нам об обычаях Древнего Египта, которые нам сейчас кажутся, мягко говоря, несколько странными. Хотя некоторые из этих странностей египетских можно наблюдать и в наше время и даже в нашем лицее. Жюри оценивает команды исходя из того насколько интересными, краткими, оригинальными и познавательными были их выступления.

Выступление команды «Нефертити».

1. Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран. У египтян женщины торговали на рынке, а мужчины хозяйничали дома.

2. Египтяне месили тесто ногами, а глину - руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево. Любили носить парики и даже надевали их на мумии.

3. В Египте даже мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и надевали украшения.

4. Египтяне почитали фараона как бога. При жизни никому из смертных нельзя было

приближаться к фараону, смотреть на него, а тем более говорить, с ним. Египтяне верили,

что человек, нарушивший эти запреты, умирает на месте.

А сейчас мы предлагаем команде «Артемида» ответить на наши вопросы о Египте.

1. Для египтян очень важен был религиозный культ. Они поклонялись даже животным. Например, богине Бастет в образе кошки. Почему египтяне так любили богиню Бастет?

Выращивая зерновые культуры, египтяне заботились о сохранности урожая, а уберечь зерно от мышей помогали кошки.

2. Как назывались усыпальницы фараонов, и кто охранял спокойствие усыпальниц фараонов.

Усыпальницами фараонов были гробницы и пирамиды. Охраняли их сфинксы.

3. К людям, какой профессии в Египте относились с особым уважением?

Особым почтением в Египте пользовались жрецы и писцы.

4. К какому еще животному, кроме кошки, египтяне относились с особым почтением:

запрещали охоту, держали в качестве ручных животных и хоронили с особыми почестями.

Такое трепетное отношение у египтян было к крокодилам.

1 ведущий. Наши корабли приближаются к крутым и обрывистым берегам. Вдалеке виднеются постройки на холме. Мы видим, как блестит на солнце позолоченный шлем и наконечник копья огромной статуи. «Если ты не был в нашем городе,- говорили его жители, то ты чурбан; если ты не восторгался им - осел, а если ты добровольно покинул его, то ты верблюд». Этот город называли «городом, увенчанным фиалками». Так, где же мы оказались? Верно, это древнегреческий полис Афины. Что расскажут нам об обычаях и нравах жителей древних Афин представители команды «Артемида»?

1. Древние греки большое значение придавали обеду. А правила поведения были таковы: пищу брали руками, руки вытирали хлебом. А суп вообще не подавали к столу.

2. И мужчины и женщины носили длинные волосы и перевязывали их лентами.

3. Высшей доблестью греки считали отдать жизнь за Отечество. Погибшего за свободу страны хоронили с большими почестями, а труса отказывались погребать.

4. Древнегреческие законы были суровы к тем, кто их нарушал. Если доктор запрещал больному пить вино, а тот пил и выздоравливал, то больного казнили за то, что он ослушался врача.

А теперь мы предлагаем вопросы на знание обычаев древних греков команде «Гефест».

1.Помните поэму Гомера «Одиссея»? Какие правила гостеприимства нарушил циклоп Полифем?

Циклоп встретил гостей неласково, напал на них, и даже съел двоих. Таким образом встречать гостей не принято не только в Греции.

2. Соблюдали ли правила приличия, в нашем понимании, древние греки, если им не нравилась пьеса в театре.

В нашем понимании - нет, потому что недовольные представлением зрители могли побить автора пьесы и забросать гнилыми овощами и фруктами незадачливых актеров.

3. В Афинах народ осуществлял свои права в Народном собрании - главном законодательном, исполнительном и судебном органе власти, впервые в истории претворяя в жизнь принцип прямой демократии. Чтобы сохранить ее был введен специальный суд. Скажите что это за суд?

4. Одним из крупнейших событий в жизни греков были Олимпийские игры. Демонстрация физической красоты и совершенства человеческого тела, дух соперничества и единства составляли их суть. Во время проведения игр прекращались все распри и войны. Их победители - олимпионики становились национальными героями.

Каким образом чествовали древние греки олимпиоников?

МБОУ СОШ №6

2011

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах и рассказать о вежливых словах и поступках.

Ход занятия

Ведущий. Ребята! Сегодня мы расскажем вам правила поведения в школе, в театре и кино, вспомним вежливые слова. Ваши учителя с первых дней рассказывали вам о правилах поведения в школе, но не все их помнят и соблюдают. Давайте повторим эти правила.

1. Правила поведения в школе.

Ведущий. Послушайте, что однажды мы увидели а школе…

Читает ученик.

«Перемена, перемена!» –

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – б-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Ой, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, –

Словом, сделал всё, что мог!

Ну а тут – опять звонок...

Вова в класс поплелся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

«Ничего, – вздыхает Вова, –

На уроке отдохнем!»

Б. Заходер

Ведущий. Чтобы такого не происходило в нашей школе, мы должны знать и строго выполнять следующие правила :

Ё В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех.

Ё Перед входом, хорошо вытри ноги. Приноси с собой сменную обувь. Мальчики при входе в школу снимают шапки.

Ё Когда входишь в класс, поздоровайся. Идя по школе, здоровайся со всеми преподавателями и техническими работниками.

Ё Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя. Если в класс входит взрослый (директор, учитель, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

Ё Береги свою парту, не ломай её, ничего на ней не пиши, не царапай, не порть острым предметом.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

(Дети садятся правильно.)

Ё Руки должны лежать на парте, ноги стоять на подставке.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит – сядь.

Ё Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

(Все поднимают.)

Ё На перемене в классе остаются только дежурные. Они вытирают доску, проветривают класс и выполняют распоряжения учителя.

Ё В коридоре нельзя бегать и кричать. Во время перемен нужно играть в игры. В перемену не забудьте зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалетной комнаты вымойте руки.

2. Вежливые слова и поступки.

Ведущий. Помните закон нашей жизни: один за всех и все – за одного.

– У кого из вас есть друзья?

– А знаете ли вы, как надо дружить?

Ё Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

Ё Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

Ё Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета –

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть и в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей, если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются и взрослые и дети.

Ё Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда!

Ведущий. Ребята, какие вежливые слова вы знаете?

– Что вы говорите, когда заходите утром в класс? ложитесь спать? выходите из-за стола? уходите домой? толкаете нечаянно кого-то?

Дети поочередно читают стихотворения.

Настанет, друзья, счастливое время, наступят чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

Подует свежий ветер, фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки. Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей.

Грубить не будут дети, не будут грызть ногтей.

И станут все на свете любить таких детей.

3. Правила поведения в гостях.

Ведущий. Ребята, вы ходите друг к другу в гости?

– А знаете ли вы правила поведения в гостях?

Ё Не опаздывай в гости, но не приходи слишком рано. На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не стоимость, а внимание к человеку. В гостях будь приветлив и весел. Выходя из-за стола, надо сказать «спасибо».

Ё Если к тебе придут гости, то подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь предложить им. Умей приветливо встретить и проводить гостей. Выйди в прихожую, помоги им раздеться и одеться.

Ё Есть надо без торопливости, но и не слишком медленно, не отставать от других. Некрасиво оставлять пищу в тарелке. Не следует читать во время еды.

4. Правила поведения в театре и кино:

Ё Нельзя опаздывать к началу спектакля или киносеанса. Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.

Ё Нельзя в театре и кино занимать чужие места. Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

Ё В зрительном зале нельзя: вертеться, вскакивать, свистеть, громко разговаривать, топать, шуршать бумагой. Не есть и не сорить во время действия спектакля.

Читает ученица.

Когда мне было 8 лет, я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой, мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки. Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете? Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре! Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею в белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею, номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы! Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка. Вдруг вижу – нету номерка.

Фея кружится по сцене – я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени – номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то? Мне теперь не до балета.

Всё сильней играют трубы, пляшут гости на балу,

Мы с моей подругой Любой ищем номер на полу.

Укатился он куда-то... Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

– Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала – я не видала ничего:

Я номерок везде искала и, наконец, нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет, и все ушли из зала.

– Мне очень нравится балет, – ребятам я сказала.

5. Опрятность, аккуратность в одежде.

Ё Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Вы должны уметь сами: чистить свои брюки и ботинки; пришивать пуговицы, штопать носки; иметь всегда чистый носовой платок и расчёску.

Ё Содержи в порядке школьные вещи. Положи тетради в папку, чтобы не помялись. Книги оберни. Ручка, карандаш, линейка должны быть в пенале.

Ё У любой вещи должно быть своё место.

Ответьте на вопросы:

– Чья это ложка валяется в глиняном блюдце у кошки? (Не моя.)

– Чья это книжка лежит под столом без обложки?

– Пуговка чья закатилась опять под кровать?


Пояснительная записка
Как часто в своей жизни вы сталкиваетесь с невоспитанными людьми? А ведь, каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Поэтому, с первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо».
Современные дети растут в условиях материального благополучия. Сегодня у нас есть все или почти все условия для правильного, всестороннего развития маленького человека. Условия для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты. Вот почему так горько порой наблюдать, как современные дети часто не умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с близкими, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют уважать чужой труд. Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека.
Надо признать, что культуре поведения, общения и речи наших детей, как правило, не учат ни где. А сейчас пришло такое время, когда «хороший тон» делается нормой. И где, как ни в библиотеке, которая является хранилищем «сокровищ человеческой мысли», у нас есть возможность на примере книг воспитывать в детях эти качества.

Цели и задачи
Начиная эту работу, мы ставим перед собой цель — научить ребёнка строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании. Эта цель предполагает решение следующих задач :

  1. Помочь ребёнку осознать себя как личность.
  2. Помочь ребёнку выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей.
  3. Побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки.
  4. Пробудить у ребёнка интерес к проблемам общения.
  5. Способствовать воспитанию у ребёнка навыков культурного поведения.

Формы работы
Программа предполагает следующие формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, психологические тренинги, ролевые игры.

Возраст
Учащиеся 1 — 4 классов.

Сроки проведения
Учебный год.

Условия проведения
Программа рассчитана на обучение детей в течении учебного года. Программа состоит из нескольких тематических блоков, которые в свою очередь будут делиться на отдельные мероприятия. Педагоги имеют возможность выбрать для проведения одно или несколько мероприятий из программы, так как в каждом мероприятии поставлены и решены конкретные цели и задачи. Программа включает в себя следующие блоки:

  1. «Наука приятного обхождения». Мероприятие этого блока познакомит детей с историей этикета: что такое этикет, история этикета в России, интересные и курьёзные примеры из истории этикета. Оно строиться из двух частей: беседы и игровой программы.
  2. «Хорошие манеры на каждый день» . Этот блок содержит мероприятия, знакомящие детей с основными нормами и правилами поведения в обществе. Как вести себя с незнакомыми людьми, как поддержать беседу, зачем нужны вежливые слова, телефонная вежливость, общение с друзьями, поведение в школе — вот темы, которые мы обсудим с детьми на наших встречах. Мероприятия проходят в форме бесед-диспутов, игровых программ, психологических тренингов, ролевых игр.
  3. «Хозяин и гости» . В этом блоке предполагается обсудить с детьми основные правила гостеприимства. Как вести себя в гостях, кому что дарить, как принимать гостей, правила поведения за столом. Мероприятия проходят в форме бесед, игровых программ и ролевых игр.
  4. «Мой дом — моя крепость» . Во время мероприятий, которые строятся в форме беседы с элементами психологических тренингов и игры, с детьми предполагается обсудить проблемы взаимоотношений в семье.