Что умеют дети в 3 года задания. Занятия с ребенком

Многие родители по достижению их трехлетнего возраста начинают с ужасом замечать, что он просто-таки становится похож на главного героя мультика «Чертенок с пушистым хвостом». Никакие наказания, поощрения, замечания, современные методы не помогают, и ребенок продолжает делать все по-своему, вести себя плохо, не обращая внимания на все старания родственников. Все дело в первом возрастном , который переживает кроха именно в этот период. Родителям стоит запастись терпением и уделять малышу как можно больше времени, а, вместе с воспитанием, активно заниматься и его физическим и умственным . Наша статья поможет разобраться, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, с помощью каких игр можно развить его физическую форму и интеллект.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Если вам интересно, соответствуют ли физические параметры вашего малыша нормативным показателям для этого возраста и не имеется ли проблем со , предлагаем вам измерить его , окружность , окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Так выглядят средние показатели для :

  • рост - от 92,4 до 99,8 см;
  • вес - от 12,7 до 16,2 кг;
  • окружность головы - от 48 до 50,9 см;
  • окружность груди - от 50,8 до 54,6 см.

Если показатели роста вашего сына находятся на отметке 85 см и ниже, либо на отметке 107,2 см и выше, то это звоночек к тому, что малыша следует показать специалистам. Возможно, у ребенка генетическая предрасположенность к низкому (высокому) росту, а, может быть, несоответствие средним нормативным показателям является следствием проблемы со здоровьем, патологии роста.

То же касается и показателей того, сколько должен весить ребенок в 3 года. Критически низкая масса тела для трехлетки - 10 кг и ниже, критически высокая - 20,7 кг и выше.

Что касается окружности головы и окружности грудной клетки, то обычно в три года несоответствие средним данным впервые встречается очень редко. Скорее всего, если большая либо маленькая голова является свидетельством наличия заболевания, то эта проблема была уже выявлена в более раннем возрасте. Тем не менее, отметим, что у считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,2 см и ниже, высокими - 53,7 см и выше.
Для средними показателями являются:

  • рост - от 91,2 до 98,9 см;
  • вес - от 12,2 до 15,8 кг;
  • окружность головы - 47,1 до 49,9 см;
  • окружность грудной клетки - 50,3-53,9 см.

Низкими показателями считаются:

  • рост - от 83,6 см и ниже;
  • вес - от 9,6 кг и ниже;
  • окружность головы - от 44,3 см и ниже.
Критически высокие показатели:
  • рост - 106 см и выше;
  • вес - от 20,9 кг и выше;
  • окружность головы - от 52,7 см и выше.

Прибавка в росте и весе, как у мальчиков, так и у , должна быть стабильной, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени.
В этом возрасте происходит замена жировой ткани на мышечную, поэтому малыши выглядят уже не «пухликами». У них удлиняется шея, расширяются плечи, становятся выпуклыми лопатки, вытягиваются руки и ноги, позвоночник изгибается естественным образом. А вот живот все еще пребывает в выпуклом состоянии. Поскольку увеличиваются другие части тела, голова уже не кажется крупной. В целом, тело начинает приобретать пропорциональный вид.

Развитие малыша

Как до трехлетнего возраста, так и по его достижению, родителям важно следить за физическим и умственным развитием малыша. После того как обязательные посещения педиатра отходят в прошлое, мамам и папам особенно внимательно нужно следить за состоянием здоровья, психики и интеллекта ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на появившуюся проблему и раньше начать ее устранение. Если ребенка планируют отдать в детский сад, то ему необходимо будет пройти медицинскую комиссию. То, как развит малыш в физическом плане, проверят педиатр и хирург-ортопед. Его интеллект оценит невропатолог.

К развитию трехлетнего ребенка выдвигается ряд требований. Ознакомившись с ними, родители сами могут определить, соответствует ли уровень их малыша его возрасту. Ниже мы приводим стандартные требования для развития ребенка в 3 года.

Физическое

Для малыша этой возрастной группы уже интересно бегать, прыгать, играть в мяч - бросать его и ловить, танцевать. При занятии и игре он задействует обе руки. Может ходить разными видами шага в разном темпе, на носочках, спиной вперед, по лестнице вверх и вниз. Уже неплохо удерживает равновесие при ходьбе по узкой либо наклонной поверхности.

Ему должно быть несложно выполнить два движения одновременно, например, топнуть ногой и хлопнуть в ладоши.

Желательно, чтобы в этом возрасте маленький человечек уже освоил трехколесный велосипед либо уверенно научился крутить педали.
Для крохи очень важно развитие крупной и мелкой моторики . В этом плане он уже должен обучиться таким действиям:

  • самостоятельно снимать обувь на застежках-липучках;
  • самостоятельно расстегивать пуговицы;
  • пить из чашки, не проливая напиток;
  • держать карандаш;
  • разворачивать конфеты.

Знаете ли вы? В три года бельгийские дети уже идут в школу, а в арабских странах с этого возраста разрешены гонки на верблюдах .

Психическое

Трехлетка становится более терпеливым, усидчивым, может сдерживать некоторые свои эмоции.

В то же время он больше капризничает, чаще поступает наперекор взрослым, более упрям, обидчив. Вместе с тем, он все больше стремится быть самостоятельным. Фразу «я сам» можно теперь услышать по несколько раз в день.

Он хорошо заучивает стихи, может вспомнить, что с ним эмоционально яркого происходило на протяжении года.

Игры - на первом месте в досуге малыша. В игре ребенку начинает больше нравиться исполнять какую-либо роль, перевоплощаться.
В его лексиконе появляется все больше вопросов: «почему?», «зачем?», «когда» и т.п.

Умственные способности крохи соответствуют возрасту, если он знает:

  • восемь цветов;
  • расположение предмета - близко, далеко;
  • отличие в размере предметов - больше, меньше;
  • названия домашних животных;
  • различия между деревом, кустарником, цветком, травой;
  • простые геометрические фигуры.

Он может сделать простую аппликацию, нарисовать простой рисунок, круг, овал, слепить простую пластилиновую фигурку.

Знаете ли вы? Многочисленные наблюдения медиков и педагогов говорят о том, что большинство мальчиков несколько позже начинают ь, чем девочки. Связано это с тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.

Если вас интересует вопрос, как должен ребенок в 3 года, то речь его должна быть понятной взрослым, даже посторонним. Он уже может составлять сложные предложения, строить фразы из пяти-шести слов, называть предметы на предложенной картинке. Выражает словами свои чувства и потребности. Знает свое имя и фамилию. Отличает людей по и возрасту. Осознает и может назвать свою половую принадлежность, части своего тела.

Навыки и умения

В 3 года у ребенка должны быть развиты следующие бытовые навыки:

  • самостоятельное раздевание, с небольшой помощью родителей;
  • знание предназначения многих предметов в доме;
  • умение выполнить просьбы «отнеси», «принеси», «подай»;
  • мытье рук с мылом;
  • самостоятельная ложкой и вилкой;
  • пользование салфеткой, носовым платком, расческой;
  • правильное применение слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Важно! Если после прочтения вышеприведенных требований, оказалось, что ваш ребенок еще чего-то не умеет, не отчаивайтесь. Все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений .

Отклонения от развития

Особое внимание следует уделить, если:

  • у крохи ограниченный словарный запас;
  • он не может составлять предложения, а говорит лишь отдельными словами;
  • не умеет сам и не проявляет инициативы;
  • самостоятельно не держит ложку и не ест ей;
  • играет в примитивные, однообразные игры без сюжетной линии.


Все вышеперечисленные ситуации требуют консультации специалистов.

Также обеспокоиться следует, если ребенок пугается при общении со взрослыми, не может с чем-либо играть в течение 5-10 минут, чрезмерно активен, постоянно агрессивен.

Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо , имеющих травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со , черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой и развития также страдают детки с ДЦП, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

Развивающие игры и упражнения в 3 года

Предлагаем вам ознакомиться с играми и , разработанными специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи трехлетних малышей.

Игры

Трехлетка уже может неплохо ловить мяч , поэтому с ним можно чаще играть в различные игры с использованием данного снаряда. Среди них:

  • «лови мяч». Подходит как для игры со взрослым, так и со сверстниками. Взрослый становится напротив ребенка, говорит «Маша (Саша), лови мяч!» и кидает мяч ему в руки. Ребенок должен назвать имя либо сказать «Мама (папа), лови мяч!»;
  • «съедобное-несъедобное». Взрослый одновременно с произнесением названий овощей, ягод либо каких-либо предметов кидает мяч ребенку. Если произнесенное взрослым слово обозначает что-то съедобное, то малыш должен словить мяч. Если несъедобное, то отбить.

В ходе прогулки малыш должен кататься на качелях, каруселях, по лабиринту, подниматься по вертикальной лестнице, спускаться с горки, прыгать на батуте.

Из развивающих домашних игр у трехлетнего ребенка должны быть головоломки, кубики, мозаика, калейдоскоп.

Упражнения

В комплекс необходимо вводить следующие движения:

  • ходьба с чередующимся шагом через невысокие препятствия;
  • ходьба по наклонной поверхности;
  • подъем и спуск по лестнице;
  • перепрыгивания через линию на полу;
  • прыжки в длину с места двумя ногами одновременно;
  • прыжки с небольшой высоты;
  • бег, бег на носочках;
  • повороты тела в стороны;
  • приседания;
  • вис на перекладине;
  • кувырки;
  • катания на велосипеде и самокате;
  • ползания по тоннелю либо между предметами;
  • изображение ходьбы и повадок животных.

Мелкую моторику следует развивать с помощью занятий рисованием, лепкой из пластилина и теста, надеванием бусинок на нитку, игрой с крупами.

Внимание можно развивать путем несложной игры «кто пропал». Расставьте пять-шесть , дайте малышу их внимательно рассмотреть. Затем попросите малыша отвернуться и спрячьте одну игрушку. Далее следует попросить малютку угадать, какой игрушки не хватает. Можно также играть, меняя игрушки местами, добавляя какую-либо игрушку еще. Проводя такую игру регулярно, можно добиться высокой степени концентрации внимания и развития кратковременной памяти.
Игра «части одно целого» позволит развить у малыша мышление. Взять картинку и разрезать ее пополам. Затем попросить ребенка соединить детали. В дальнейшем разрезать картинку на три, четыре части. Для этой игры также можно использовать простейшие мягкие пазлы.

Логическое мышление поможет развить игра «кто лишний». Необходимо заготовить карточки с предметами. Затем выкладывать перед ребенком четыре предмета с одним лишним в логической цепочке. Например, среди шапки, пальто, варежек будет сапог.

Пока на кухне готовится обед, можно предложить ребенку поиграть с посудой. Расставив кастрюли, положить в одном месте крышки от них и попросить малыша правильно подобрать их к каждой посудине.

Осенью можно собирать листики, делать гербарий, а затем просить ребенка вспомнить, от какого дерева какой листок.

Каждому трехлетке покажется интересной игра на память «супермаркет» - нужно будет попросить малыша сходить в виртуальный магазин и купить четыре продукта. С каждым разом количество продуктов нужно увеличивать.

Математические задатки можно закладывать путем игры, например в кукольный театр, когда одна кукла просит принести другую определенное количество конфет либо других предметов.

Развиваем речь

Можно при помощи ежедневного чтения книжек. Одно из хороших упражнений - отгадывание загадок. Также следует разучивать стишки, песенки, скороговорки. Словарный запас ребенка в 3 года должен составлять до 1,5 тысяч слов.

Есть несколько игр , с помощью которых можно хорошо развивать речевые навыки у ребенка .

  • «Что это?» - игра, когда родитель ставит перед ребенком несколько предметов и просит его назвать название и предназначение каждого из них. Сам, при этом, отмечает правильный ответ и дополняет его комментарием, расширяя знания малыша.
  • «Экскурсия по дому». Родитель и ребенок ходят по дому и рассказывают друг другу о предназначении предметов обихода.
  • «Своя история». Можно взять любую книжку, открыть любую картинку и попросить ребенка рассказать по ней историю, помогая ему и направляя ход его мыслей.
  • «Театр теней». Наверняка ребенку понравится театр теней. Можно вырезать любые фигурки, подсветить их фонарем на стене и разыгрывать с ребенком диалоги.
  • «Лепим букву». Заранее заготовить мешочек с нарисованными буквами. Предложить ребенку вытянуть картинку. Затем внимательно рассмотреть букву, подумать, из каких деталей она состоит. Вылепить ее из пластилина либо теста.


Знаете ли вы? В большинстве языков мира слова «мама» и «папа» звучат приблизительно одинаково. Это связано с тем, что лепечущие малыши произносят первые звуки, похожие на звучание данных слов.

Режим дня для ребенка

Для качественной жизни ребенку необходимо придерживаться . Для стабильной работы нервной, пищеварительной и систем трехлетний ребенок должен спать дважды в сутки, в одно и то же время с промежутками в четыре часа, гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день. У него должно быть время для самостоятельных игр и для игр с родителями.

Общая норма сна для трехлетки - 12 часов в сутки. Может быть следующее распределение на дневной и ночной сон:

  • ночной - 10 часов;
  • дневной - 2 часа.

Если малыш отказывается днем, то необходимо увеличить длительность сна в ночное время. Недосыпание может оказать негативное влияние на общее развитие ребенка.

Режим дня для трехлетки, который не ходит в детсад, примерно может выглядеть следующим образом :

  • 7.30 - подъем, гигиенические процедуры;
  • 7.40 - зарядка;
  • 8.00 - завтрак;
  • 8.40 - прогулка;
  • 12.00 - обед;
  • 12.30 - дневной сон;
  • 15.30 - пробуждение и игры;
  • 16.00 - полдник;
  • 16.50 - прогулка;
  • 19.30 - ужин;
  • 20.00 - , гигиенические процедуры;
  • 20.30 - ночной сон.

Важно! Нужно следить за тем, чтобы режим не сбивался. Допускается незначительное смещение его составляющих до получаса.

В три года на ребенка буквально «сваливается» куча проблем. Во-первых, это возраст, когда большинство маленьких человечков идет в садик, а, значит, переживает болезненную смену родной домашней обстановки на чужую, детсадовскую, и длительную разлуку с мамой. Во-вторых, приходит первый возрастной кризис, который связан с тем, что ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Естественно, маленькому крохе тяжело пережить все эти изменения. Поэтому родителям в данный период необходимо особенно уделять внимание ребенку, и его развитию в том числе. Главное в этом деле - первым делом создать благоприятные условия для развития полноценной и здоровой личности. Родителям следует понимать, что поведение малыша зависит от того, как ведут себя они сами, и в каком эмоциональном состоянии они находятся. Ответственные родители всегда обращают внимание на проблемы в развитии малютки, консультируясь со специалистами, либо самостоятельно тестируя малыша. При выявлении проблемы с каким-либо направлением развития они могут заниматься с ребенком самостоятельно либо записать его в развивающие секции.

Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

В 3 года происходит новый виток в развитии ребенка, сопровождающийся кризисом

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.


Играйте вместе с ребенком и придумывайте интересные сюжеты

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.


Выбирайте наиболее "слабые" места в развитии ребенка и работайте над ними

Что такое "кризис трехлетки"?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.


Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

Виды развития ребенка

Физическое

Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

  • Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
  • Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
  • Ходьба по наклонной доске.
  • Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
  • Ходьба по разложенной на полу веревке.
  • Прыжки на двух ногах с места вперед.
  • Спрыгивание с небольших возвышенностей.
  • Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
  • Подвижные игры с несложными правилами.
  • Преодоление полосы препятствий.
  • Танцы.
  • Фитнес с мамой.
  • Плавание.
  • Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
  • Езда на велосипеде.

Шведская стенка поможет ребенку проводить время дома более активно

Познавательное

Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

  • Ищем цвета по названию и по образцу.
  • Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
  • Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
  • Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
  • Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
  • Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
  • Складываем картинку из 2 частей.
  • Играем с мозаикой и лото.
  • Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
  • Ищем целую картинку по ее детали.
  • Изучаем понятие правый-левый.
  • Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
  • Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
  • Находим лишний предмет в группе.
  • Выбираем из группы предметов противоположные.
  • Изучаем цифры.
  • Ищем тень картинки.
  • Подбираем заплатки.
  • Добавляем недостающие предметы.


Занятия должны быть интересными для ребенка

Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике "Цветоник", которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

Сенсорное

Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

  • Определение фактуры предметов.
  • Определение геометрических фигур на ощупь.
  • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
  • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
  • Угадывание предметов по запаху.
  • Угадывание продуктов питания по вкусу.


Занятия по развитию должны быть разносторонними

Музыкальное

Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

  • Пение.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Прослушивание музыки с разным ритмом.
  • Угадывание звуков бытовых предметов.
  • Угадывание песен.
  • Танцы.
  • Музыка фоном.

Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М.Л. показывает, как можно провести театральное представление "Праздник музыки" по методике "Цветоник". Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

Речевое

Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

  • Разучивать песенки и стихи.
  • Обсуждать сюжетные картинки.
  • Рассказывать по картинкам сказку.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
  • Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
  • Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
  • Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Изучать гласные.


Пойте, учите стихи и разговаривайте больше с ребенком для его речевого развития

Мелкая моторика

Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с песком и крупами.
  • Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
  • Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
  • Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
  • Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
  • Игры с водой.

Творческое

К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

  • Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
  • Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
  • Закрашивать рисунок.
  • Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
  • Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
  • Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
  • Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
  • Вырезать детскими ножницами.
  • Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
  • Инсценировать сказку.
  • Играть с кукольным театром.


Готовьте и украшайте блюда вместе с ребенком

Для творческого развития малыша проведите занятие по методике "Маленький Леонардо", которое показывает Теплякова О.Н. - эксперт по интеллектуальному развитию.

Социальное

Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:

  • Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
  • Изучение слов вежливости.
  • Складывание одежды перед сном.
  • Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
  • Изучение правил поведения за столом.
  • Посильная помощь по дому.

Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Примерная программа упражнений на неделю

Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.

При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.


Занятия должны проводиться только при наличии хорошего настроения и быть в удовольствие как родителям, так и ребенку

Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Плавание

Зарядка по видео-уроку

Игры с мячом

Зарядка под музыку

Игра с фитболом

Подвижные игры

Познавательное развитие

Изучение цифр

Изучаем птиц

Ищем целое по детали

Изучение явлений природы

Изучение цветов

Сенсорное развитие

Игры с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучаем запахи

Угадывание предметов на ощупь

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игра с прищепками

Игра с песком

Игра с бусинами

Игра с водой

Игра с крупой

Музыкальное развитие

Изучение музыкальных инструментов

Музыка фоном

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Рассказываем сказку по картинке

Разучиваем стих

Аудио-сказка

Обсуждаем сюжет картинки

Творческое развитие

Рисование

Кукольный театр

Рисование

Игры с конструктором

Раскрашивание

Аппликация

Социальное развитие

Изучаем этикет

Игры со сверстниками

Изучаем слова вежливости

Уход и режим

В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:

  1. Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
  2. Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
  3. Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
  4. С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
  5. В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.

И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

  • В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).

Ребёнок, преодолевший рубеж в 3 года, становится совсем взрослым. Для него наступает новая, дошкольная пора. Детский внешний и внутренний мир понёс значительные изменения. Теперь каждая мама лучше понимает своих малышей, ведь они активно проявляют своё мышление и физическое развитие в этом возрасте. Наличие всё новых способностей у ребёнка требует постоянных развивающих занятий с ним. Какие игры подойдут лучше всего?

Большинство детей в 3 года уже начинает посещать дошкольное учреждение. Бывает, что родители самостоятельно занимаются своими малышами и практикуют систематические развивающие занятия дома. И даже если ребёнок в 3 года ходит в детский сад, познавательные занятия лишними не будут никогда.

Изменения в поведении

Присутствие в доме детей в возрасте около 3 лет всегда заметно. Да и родители видят в них черты характера, которые отсутствовали все предыдущие годы.

У ребёнка значительно увеличивается уверенность в себе, он способен отстаивать своё мнение и бороться за мечту. В головах таких детей чётко сформулировано, чего они хотят. Малыш 3 лет заметно вырос.

Вместе с детьми из года в год должны «расти» и занятия, проводимые с ними. Это, скорее, уже развивающий процесс, обучение, нежели обычные игры. Родители должны научиться устанавливать некоторые рамки во время занятий со своими детьми.

В 3 года с малышами можно вести интересные беседы. Ребёнок очень любит общаться, он хочет делать это не только дома, но и с окружающими людьми извне. Аргументы родителей становятся для детей 3 лет более значимыми, споры уже не всегда заканчиваются истериками и капризами.

Основные принципы

Некоторые факторы могут оказывать влияние на занятия детей в возрасте 3 лет. Вот некоторые из них:

  • Ходит ли малыш в дошкольное учреждение и как часто общается с другими детьми.
  • Соответствие знаний детей их возрастным требованиям.
  • Организация досуга дома.
  • Сколько времени родители проводят со своими детьми.

Занятия с ребёнком независимо от года его рождения – это лучшее общение внутри семьи. Не стоит недооценивать их важность и полезность!

Основные игры

Важно, чтобы развивающие занятия отличались разнообразием. Ведь ребёнку необходимо всестороннее развитие в любые годы его жизни.

Необходимые навыки для детей 3 лет:

  • В 3 года малыши могут различать основные цвета, как и геометрические фигуры.
  • Они способны сосчитать до трёх, различать «мало» и «много».
  • Умеют сказать свою фамилию и имя, а также сколько ему лет.
  • В мышлении должна прослеживаться логика.
  • Дети 3 лет, как правило, уже способны рисовать.

В 3 года нужно развивать в юных дарованиях следующие функции:

  • и внимания.
  • Развитие творческих и математических способностей.
  • Развитие речевых умений.
  • Укрепление мелкой моторики рук.
  • Расширение общего кругозора.

Развитие речи

Умение говорить – главная способность каждого малыша. Очень важно, чтобы сын или дочка 3 лет научились формировать собственные мысли, объяснять происходящее вокруг, показывать свои эмоции. На корректировку правильности речи отводится ещё несколько лет.

Устные игры – очень хороший способ для дома. Как правило, в это время деткам задаются самые разнообразные вопросы. Можно также повторять с ними любимые сказки. Телефонный разговор – ещё один вариант обучения.

Память и внимание

Для развития этих навыков лучше всего подходит игровой стиль. Например, можно совместно собирать бусы по заранее приготовленной схеме (два зелёных, синих, красных). Ребёнок воспроизводит инструкцию, несмотря на неё. А в конце обязательно проверяется результат детского труда.

Отлично развивает внимание рисование по клеточкам, по пунктирным линиям и т.д. Кроме того, малыш учится правильно работать с пишущими предметами. Можно тренировать память, запоминая пары различных предметов, а также повторять ряд жестов под музыку.

Логические тренировки

Самое главное здесь – не перегружать своих малышей логическими занятиями. Дома очень удобно собирать паззлы или конструкторы разного уровня сложности. Кроме того, можно выстраивать логические ряды из предложенных картинок, выбирать лишнее или противоположности, сопоставлять тени и предметы на картинках и др.

Творчество

В этом возрасте детям можно доверить краски, ножницы и клей. А это открывает все границы творческой энергии малышей-трёхлеток. Ещё больше побуждает ребёнка к творчеству то, что много действий он может делать сам. Такие игры лучше всего разграничивать между собой. Вот самые популярные из них:

  • нарисовать определённый сюжет;
  • дополнить изображение;
  • пластилиновое творчество;
  • самостоятельные поделки;
  • кулинария для самых маленьких;
  • аппликации.

Открытие окружающего мира

Познание окружающего мира по-прежнему важно для вашего малыша. Его ждут новые открытия. А мамам и папам важно быть готовыми отвечать на миллион разных «почему?» как дома, так и за его пределами. Каждый родитель должен непосредственно участвовать в формировании личности своего чада. Прогулки на свежем воздухе и подробные рассказы обо всём, что попадается на пути – что может быть полезнее?

Немного о рамках и границах познавательных игр

Очень важное правило для родителей: все занятия и игры должны быть интересны именно для сына или дочки! Чадо не должно терять своего энтузиазма во время всего процесса. Однако с трёхлетками занятия не должны превращаться полностью в игру для младшего возраста.

Специально для родителей было разработано несколько хитрых приёмов:

  • Малыша обязательно хвалить за все его успехи и подзадоривать в случае маленьких неудач.
  • Реквизит для занятий должен быть ярким и привлекательным.
  • Дети не должны быть перегружены сразу несколькими заданиями.
  • Сконцентрировать детское внимание поможет отдельный сюжет для каждой игры.
  • Лучше всего заниматься в одно и то же время и не более получаса.

Во время общения со своим чадом пора прекращать «сюсюкать». Перед вами подросший ребёнок, и диалог должен вестись на взрослом языке. В этом случае он сможет почувствовать свою значимость внутри семьи.

Физическое развитие
Первые годы жизни малыша не прошли даром. Ребенок сумел получить все базовые навыки, которые ему необходимы в дальнейшей жизни. Развитие трехлетнего ребенка основано на уже полученных знаниях и продолжает совершенствоваться дальше.
В 3,5 года вес мальчиков составляет приблизительно 14,2-16,4 кг, рост – 95-102,5 см. Средний вес девочек составляет примерно 14-16,2 кг, рост - 95,5-102 см. Окружность головы - приблизительно 48-52 см. У малыша усложняются движения рук и ног, продолжает развиваться координация движений. Ребенок учится выполнять более одного действия одновременно.

Трехлетние детки проявляют активность: много ходят, бегают, лазают, прыгают, поднимаются по лесенкам, ездят на трехколесном велосипеде, съезжают с горок. Их движения недостаточно координированы, потому что двигательный опыт пока невелик. Ориентировка в пространстве и совместные со сверстниками действия затруднительны для них. Дети не владеют рядом необходимых двигательных навыков, поэтому зачастую их движения однообразны. Для обогащения движений большое значение имеет создание благоприятных условий, использование игрушек побуждающих их к разнообразным двигательным действиям.

Дети 3,5 лет умеют разбирать игрушки. Играя в кубики, складывают довольно сложные конструкции. Могут быстро ездить на трехколесном велосипеде, огибая препятствия. Подниматься и спускаться по лестнице, не держась за перила. Некоторые детки уже могут правильно держать карандаш в руке (тремя пальцами).
Режим ребенка в 3,5 года остается прежним. Старайтесь укладывать малыша около 9 часов вечера. Хорошо проводить купание перед сном. Необходимо спать ночью не менее 10 часов и один раз днем. Многие дети не любят спать днем, что происходит из-за их чрезмерной активности и впечатлительности в этом возрасте. Старайтесь все же настоять на своем, и уложить малыша на отдых, систематическое недосыпание плохо скажется на его развитии.

Психологическое развитие
Ребенок уже научился планировать свои действия. Например, он может сказать родителям, что собирается играть с машинкой или рисовать. Для него уже ясно, что делать можно, а что нельзя. Ребенок хочет чувствовать себя взрослым и образованным, что проявляется в играх и в некоторых бытовых ситуациях. Старается обслуживать себя самостоятельно.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ребенку уже несложно связно рассказать о себе, о том, что произошло с ним за день, ответить на вопросы по сюжетной картинке. Необходимо совершенствовать грамматику речи и расширять словарный запас с помощью игровых ситуаций. Детям нравится играть в словесные игры, сочинять бессмысленные слова и рифмовать. В 3,5 года ребенок продолжает расширять свой кругозор, что лучше всего происходит с помощью чтения книжек. Необходимо, чтобы малыш активно участвовал в чтении, обсуждал услышанное, повторял стихи, проговаривал сказки. Память в этот период развития непроизвольная. Лучше всего запоминается все то, что просто и эмоционально. Это могут быть яркие события, образы, действия.

Пора знакомить ребенка с различными звуками, слушать с ним музыкальные произведения. Познакомьте малыша с жестами, мимикой, инсценируйте с ним простые сценки. Для малыша нет ничего интересней, чем «изображать в лицах» героев сказок, которые ему читали. Именно в этом возрасте дети наиболее естественны на сцене. Для них важно участие в утренниках, пение, танцы и чтение стихов перед зрителями.

В возрасте трёх лет развитие детских навыков протекает быстро, порою, скачками, и бессмысленно сравнивать достижения разных малышей, поскольку каждый из них совершенствуется по индивидуальному плану, заложенному природой. Переломный момент, доставляющий родителям много хлопот, как правило, уже остаётся в прошлом или близок к завершению, а ребёнок, активно пополняющий список новых умений, всё больше радует мам и пап. Удостовериться, что малыш не отстаёт, поможет знание того, что должен уметь ребенок в 3 года.

Изменения, которые претерпевает детский организм в возрасте трёх лет, весьма значительны и разнообразны. Прежде всего, начиная с 2,5, малыши вырастают на 4-5 сантиметров и набирают 1,2 килограмма веса. Мальчики всегда чуть крупнее девочек, рост их варьируется от 88 до 102 сантиметров, а масса тела – от 12 до 18 килограмм. У девочек те же показатели составляют 87-100 сантиметров и 10-17 килограммов.

Из-за анатомо-физиологических изменений совершенствуются другие важные функции и способности крохи:

  1. Трёхлетние дети всё лучше могут управлять своим телом, координировать движения, постепенно выравнивается шаг ребёнка при ходьбе.
  2. В связи с развитием нервной системы, дети дольше бодрствуют, лучше воспринимают и запоминают информацию, повышается их работоспособность. Из-за этого монотонные занятия уже не кажутся некоторым деткам столь обременительными – они более усидчивы и терпеливы.
  3. Развитие моторной функции расширяет возможности карапуза, и он может выполнять множество различных действий, относящихся к бытовой области и играм. Вследствие этого, совершенствуется и речевой навык, а лексикон крохи пополняется до 1000 слов. Несмотря на то, что у деток не всегда получается правильное произношение, а некоторые буквы им, вообще трудно выговаривать, они разговаривают беспрерывно – в таком случае родителям нужно заняться с малышом артикуляционной гимнастикой или отвести к логопеду.
  4. Три года – это время бесчисленного числа вопросов, обращённых к взрослым, и важно чтобы ребёнок получал исчерпывающие ответы на доступном языке.

Психическое развитие ребенка в 3 года тесно связано с формированием эмоционального фона и ролевыми играми, актуальными для этого возраста. Их важность трудно переоценить – играя, дети не только развивают пространственное мышление, но и учатся решать разные задачи, прокручивая в своих сценариях модели поведения старших. В дальнейшем это поможет малышу находить выход из непростых ситуаций, нередких в реальности.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Выяснив, что должен уметь делать трёхлетний малыш, родители получают возможность сравнить успехи своего чада со средними показателями этого возраста. Это облегчает составление обучающей программы, направленной на разностороннее развитие.

На данный момент детишки усвоили массу двигательных навыков и находятся в хорошей спортивной форме:

  • они с лёгкостью поднимаются и спускаются по ступенькам, отлично лазают по вертикальной лестнице;
  • быстро бегают, при этом меняя направление;
  • сами могут взбираться на возвышения и спускаться;
  • кувыркаются и ходят задом;
  • уверенно манипулируют мячом;
  • сохраняют баланс, стоя на носках, проходят таким способом несколько метров;
  • осваивают езду на велосипеде;
  • хорошо прыгают на одной ножке.

С трёх лет малышей уже можно отдавать в разные спортивные кружки и секции, заниматься с ними танцами и плаваньем.

Речевое развитие ребёнка достигает определённых высот – дети говорят связными предложениями, хотя всё ещё могут не выговаривать некоторые буквы.

Читайте также:

Большинство деток обладают хорошими речевыми навыками:

  • способны вести разумный диалог с ровесниками и взрослыми;
  • с готовностью дают ответы на вопросы взрослых;
  • могут описать картинку, используя 5-6 связных предложений;
  • фразы их состоят из основных составляющих частей речи, уже используются и предлоги;
  • детки пересказывают прозу, способны запомнить стихотворения;
  • знают членов семьи и знакомых по именам грамотно выговаривают своё собственное имя;
  • начинают применять антонимы и прилагательные.

С речью ребёнка неразрывно связаны его интеллектуальные способности. Хорошо развитый малыш должен уметь в три года находить причинно-следственные связи между событиями и делать соответствующие выводы.

Так же для детей этого возраста свойственно:

  • находить различия и общие признаки отдельных живых и неживых объектов, предметов, сравнивать изображения, распознавать элементы, не вписывающиеся в общую картину;
  • выстраивать простые логические цепочки по рассказам и, наблюдая за природными явлениями;
  • обладать знаниями о множественности, иметь представление о цифрах и арифметическом счёте;
  • называть и отличать разные цвета и оттенки;
  • распознавать основные фигуры – квадрат, круг, треугольник;
  • собирать мозаики и пазлы из 7-8 элементов;
  • обсуждать события, происшедших в недавнем прошлом.

Развитая моторная функция позволяет ребёнку трёх лет:

  • использовать ножницы для вырезания;
  • держать карандаш, кисточку и ручку;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина колбаски и шарики.

Трёхлетний ребёнок обладает многими бытовыми умениями, и каждый день приобретает новые полезные навыки и привычки:

  • самостоятельно ест с помощью ложки и вилки;
  • умывается, пользуется зубной щёткой и пастой;
  • умывает руки, прежде чем сесть за стол;
  • способен обуться, разуться надеть верхнюю одежду;
  • хорошо справляется с пуговицами, шнурками, липучками, молниями;
  • использует салфетки и носовые платки, если испачкается;
  • складывает свои вещи и игрушки, наводит порядок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, нельзя забывать о формировании коммуникабельности у детей. Им крайне необходимо контактирование с посторонними и незнакомыми людьми, таким образом, совершенствуются их социальные навыки:

  • дети легко знакомятся со сверстниками;
  • они уже понимают правила некоторых настольных и уличных игр;
  • играя, могут оценивать опасные ситуации и предпринимать попытки их предотвращения;
  • малыши уже способны прощаться, приветствовать и благодарить ровесников и людей старшего поколения.

Различие в поведение детей разных полов проявляются всё ярче. Особой двигательной активностью обладает мальчик, уметь в три года он может многое, в основном, копируя жесты и действия отца. Он упрям и самостоятелен, предпочитая конкретное выражение своих чувств и желаний.

Размышляя над тем, что надо уметь в 3 года девочке, можно прийти к выводу, что основные её навыки связаны с более развитой речью, к тому же, малышки умеют не только говорить, но слушать и слышать родителей. Благодаря этой способности, с ними всегда проще договориться.

Обучающие игры и развивающие игрушки

Для ребёнка трёх лет основным обучающим материалом остаётся игровой процесс, поэтому важно выбирать для него подходящие по возрасту игры и игрушки.

Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:

  • мячи;
  • толокары, машинки-каталки;
  • детский гольф, кегельбан;
  • специальные коврики для танцев;
  • самокаты, трёхколёсные велосипеды;
  • детский спортивный комплекс;
  • батут;
  • сухой бассейн.

Для развития творческих способностей, мелкой моторики, тренировки внимания, памяти, логического мышления и воображения необходимы:

  • наборы кубиков, конструкторы;
  • мозаики, пазлы, детское лото и домино;
  • сортёры, игрушки-вкладыши, шнуровки;
  • резиновые фигурки животных;
  • интерактивные игрушки, книги, глобусы, карты;
  • детские музыкальные инструменты;
  • творческие комплекты, краски, мольберт, наборы для лепки.

Для сюжетных игр малышам в 3 года понадобятся пупсы и куклы, игрушечные наборы посуды, мебель, кухня, атрибуты людей разных профессий, а также машинки, солдатики, роботы.

В три года дети уже способны играть самостоятельно, но они, как и прежде, нуждаются в общении и участии взрослых в своих забавах и занятиях.

Кризис трёх лет: неотъемлемый этап взросления

Переходный период, который случается в жизни каждого ребёнка, в большинстве случаев, начинается с двух лет и может продлиться до трёх и даже четырёх лет. В зависимости от темперамента малыша, он может быть явным или менее выраженным. Если брать мальчиков и девочек, у первых основной причиной конфликта становится упрямство и нежелание выполнять необходимые требования родителей, малышки протестуют, начиная капризничать.

Непослушание и враждебное поведение детей связано с изменениями в их психике – собственные достижения заставляют малышей самоутверждаться таким не совсем приятным способом. Очень часто, устраивая настоящий скандал, ребёнок вовсе не ждёт, что родители пойдут на уступки, ему важно понять, встретит ли он сопротивление со стороны старших. Совсем углубляясь в этот аспект, можно сказать, что если взрослые идут на компромисс, маленький агрессор чувствует себя более защищённым, но негативным следствием разрешения ситуации обязательно станет дальнейшая манипуляция чувствами отца и матери.

Распознать начало проявления кризиса у детей можно по следующим характерным признакам:

  1. Отрицание ребёнком всего, чтобы ему не предлагали, даже вопреки собственным желаниям. Детский негативизм, как правило, направлен на одного из родителей.
  2. Непослушание, выражающееся в своеволии – ребёнок показывает, что не нуждается в посторонней помощи, делает всё сам, даже если не получается – одевается, готовит себе еду, пытается сам переходить дорогу во время прогулки.
  3. Упрямство, доходящее до абсурда – малыш не хочет убирать за собой игрушки, мыть свою тарелку, кушать кашу, и делает это демонстративно.
  4. Протест – ещё один симптом наступления кризисного этапа. Дети не желают соблюдать элементарные правила, их невозможно уложить спать или покормить. Обычные слова ребёнка «не буду», «не хочу». В большинстве случаев, развязка, повторяющаяся до 20 раз в день – плач, крики, буйная истерика.
  5. Дети становятся крайне строптивыми в отношении всего, что их окружает – вещей, людей, правил распорядка дня. Им не нравится буквально всё.
  6. Настырность и деспотизм, когда карапуз требует выполнения своего желания и ведёт себя с родителями агрессивно – он может кричать, топать ногами, даже ударить маму.
  7. Другое проявление – обесценивание близких людей, выражается это в грубых и жестоких словах, обзывательствах по отношению к членам семьи. При этом малыш ломает, рвёт и топчет любимые ещё вчера игрушки, книги, одежду.

Конечно, родителям сложно относится к неадекватно ведущему себя ребёнку с прежней теплотой, но нужно понять, что это временные трудности, и, ни в коем случае, не отталкивать от себя малыша.

Чтобы неприятные проявления характера крохи, связанные со становлением его личности, прошли более гладко и закончились как можно быстрее, психологи советую родителям:

  • давать ребёнку относительную свободу действия и не контролировать каждый его шаг;
  • разрешать малышу оказывать помощь в бытовых делах, даже если он может при этом разбить тарелку или пролить воду на пол, поливая цветы;
  • чаще хвалить карапуза за хорошие поступки;
  • в присутствии крохи не выяснять между собой степень вины в некорректном поведении сына или дочери.

В этот сложный период нельзя ребёнку приказывать, с ним можно всегда договориться, если приложить темного терпения и даже хитрости. Тем более, нельзя наказывать малыша физически – это только озлобит маленького человека. Любовь, понимающее, доброжелательное отношение, поможет взрослым пережить сложные времена в течение нескольких месяцев.

Развитие ребенка в 3 года: видео

Используя знание того, что должен уметь ребенок в 3 года, родители имеют возможность стимулировать и регулировать развитие своего крохи, грамотно выбирая для него игрушки и обучающие игры. Результаты умственной, физической и творческой деятельности будут более значительными, если они проявят мудрость, и будут доверять действиям малыша и уважать его мнение.