Как дети воспринимают мир. Как ребенок видит мир

Ребенок воспринимает окружающий мир намного острей и многогранней, чем взрослые - к примеру, его родители. Для него все вокруг новое и неисследованное. Чтобы предостеречь всевозможные негативные исходы его исследований, существует слово «нельзя». Дети могут понимать его по-разному. Разумеется, все зависит от того, как и каким образом оно будет им сказано.

Часто ваш ребенок просто не понимает, чего от него хотят, и делает по-другому. В других случаях понимает, но в точности наоборот. Но слово, означающее запрет, отложится в его памяти, как воля матери или отца, которым он безгранично доверяет. Будучи в младенческом возрасте, ваше чадо полностью и всецело соединено с вами, вы есть его фундамент общения с людьми в будущем. Поэтому необходимо правильно преподнести слово-запрет, чтоб оно вызвало в сознании малыша правильный отклик.

Первые «нельзя»

Ограничения необходимы каждому ребенку уже в возрасте около года. В первую очередь, он должен понять, что нельзя причинять боль другому и себе. Для малыша, в фокусированном взгляде которого мир – огромное, неизведанное пространство, требующее, чтоб его познали, многое может стать опасным. Горячая плита, лежащий на столе нож, скользкий пол или подоконник случайно оставленного открытым окна. В каждом окружающем его предмете заключается опасность. И задача матери, его главного защитника - уберечь от всего этого, показать, как нужно обращаться с тем или иным предметом, чтоб не получить от него вреда. В этом случае слово «нельзя» для ребенка будет означать: «нет». Это может причинить тебе боль. Я защищаю тебя, и ты должен мне доверять». Со временем фраза, сказанная с нужной интонацией, будет действовать, особенно, если совершать постоянные тренировки, ежедневные ритуалы приобщения малыша к слову «нельзя».

Малыш живет образами и эмоциями

Ошибка многих родителей заключается в том, что они пытаются с помощью рассуждений уговорить их дитя не причинять боли животным, не щипать папу за нос или прекратить обижать своих сверстников. Мир ребенка не такой, как наш; он состоит из образов, эмоций, а слова ваши для него – пустой звук. Нужно попытаться воссоздать в его живой головке эмоции, что чувствует кто-то, когда его щиплют или бьют. Это своеобразное «нельзя» дойдет до него лучше. Теплым, ласковым, вызывающим горячий отклик в душе ребенка, голосом расскажите, как маме больно, когда он это делает. Или как страдает бедная киса, таскаемая им за хвост по дому. Можно достать книжку с картинками и показывать иллюстрации, сопровождая похожей сказкой. Так же хорошо действует строгий голос – эта эмоция тут же передастся малышу. Вот мама разговаривала с ним ласковым, ровным тоном, а стоило толкнуть ее или больно ущипнуть – интонация тут же меняется, в голосе угрожающие нотки. «Маме больно, нельзя щипать маму». Слово «нельзя», сказанное с должной строгостью и должным выражением предельно серьезного лица воспринимаются малышом так, как нужно.

Младенческий возраст вашего ребенка характеризуется исследовательской активностью и очень малым жизненным опытом, а границы усваиваются им извне вовнутрь – то есть то, что сначала являлось внешним запретом, постепенно становится внутренним. Достаточно продолжительное время роль ограничителя для него выполняет, разумеется, мама, или тот, кто за ним смотрит. Поэтому ребенок, имея искушение делать то, что нельзя, смотрит на реакцию матери, и иногда поступает вопреки. Потом, со временем он научится ограничивать себя сам, делая это как бы вместо мамы. Но ведь сначала «нельзя», а потом «можно», и если первое начинает звучать как можно больше раз на протяжении всего дня – малыш просто перестанет этот запрет воспринимать. Если ограничения станут избытком в насыщенной жизни ребенка, они превратятся в нужный фон, как бы сопровождение, не имеющее особого значения. Это нанесет вред нужному воспитанию, и довольно ощутимый. Ведь надо, чтоб границы воспринимались малышом, как ощущение уверенности и надежности, чувства защищенности, а не просто как очередной пустой звук, которыми изобилует маленькая жизнь.

Важно не переусердствовать

Слишком много «нельзя» также влияют на развитие ребенка. Возможно, он не делает ничего плохого, лишь желает попробовать тот или иной предмет «на зуб», ощутить его в полной мере. Что это такое? Он ведь познает мир через ощущения, старается все покусать и подержать во рту. Если это не опасно, значит, мама не скажет «нет», и вот уже множество произведенных им действий отложатся в закромах пополняющейся каждый день детской памяти. Вам стоит просто наблюдать за ним, оберегая лишь от действительно опасных вещей – в остальном дайте ему свободу, свободу исследователя и крошечного испытателя.

Альтернатива

Нельзя одно – значит, можно другое. Альтернативы помогают малышу отвлечься и не зацикливаться на чем-то одном, запретном. Если он не получит альтернативы, то, возможно, будет с плачем и криком настаивать и пытаться вас переубедить. Будьте тверды и непоколебимы: нельзя, значит, нельзя. Вы собьете ребенка с толку, если позволите, и он попытается разжалобить вас и после, не услышав твердого и окончательного решения. Сознание малыша, как уже упоминалось выше, зиждется на эмоциях и образах, поэтому поспешно отвлеките его от того, что нельзя, и суньте в руки то, что можно, тем самым заинтересовав чадо. Спустя короткое время он уже забудет о цели, которой добивался и переключит свое внимание на нечто иное. Запрещая или пресекая попытки вашего ребенка сделать что-то запретное, стройте свои методы на эмоциях и чувствах, на которых и будет в будущем основываться его мировоззрение.

Ссылки

  • Какие слова нельзя говорить ребенку , социальная сеть для родителей "Страна Мам"

(отрывок из книги Г. Стар «Гороскоп вашего ребенка»)

При помощи гороскопа ребенка можно выяснить, каким образом он воспринимает своих родителей. Эти ощущения играют важную роль в реакции ребенка на своих родителей.
Мы воспринимаем наш личный универсум изнутри. Если мы уравновешены и счастливы, то мир выглядит дружественным. Окружающих мы воспринимаем как людей, готовых помочь и поддержать. Однако, если мы страдаем от эмоциональных ран и биологических спадов или испытываем какие-либо другие проблемы, то наше восприятие омрачается. Мир предстает перед нами темным и холодным, а другие люди могут казаться настроенными враждебно и недружественно.

Так чувствуют, в первую очередь, дети. Если ребенок физически или эмоционально чувствует себя плохо, то от этого страдает также его поведение и реакции. Как дети, так и взрослые в отношениях с другими людьми переносят на них свои чувства и восприятия.
Многие части целого живут в нашем внутреннем мире. На очень глубоком фундаментальном уровне у нас есть восприимчивая женская сторона (анима) и мужская сторона, стремящаяся наружу (анимус). Понимание этих обеих сторон жизни можно развить только путем идентификации себя с другими людьми.

Эта концепция анимы и анимуса была разработана К. Г. Юнгом и внесла большой вклад в объяснение способа функционирования человеческих отношений. Женская сторона вначале идентифицируется с матерью, а мужская - с отцом. Поэтому, при изучении гороскопа ребенка мы можем описать женский способ восприятия через Луну (мать) и Венеру (женщину), а мужской способ восприятия - через Солнце и Сатурн (отца), а также Марс (мужчину).

Ребенок познает себя самого, перенося (проецируя) свои потребности на других людей из своего окружения. От родителей ему необходимы совершенно определенные вещи для выработки достаточно сильного чувства своего собственного "я".
Солнце, представляющее первоначальную, мужскую энергию в гороскопе, соответствует чувству своего собственного "я". Это чувство личной самобытности сильно связано с первыми взаимоотношениями с отцом и позднее - с общением с другими важными лицами мужского пола.
Солнце оказывает сильное влияние на то, каким образом ребенок познает своего отца. Если отец готов оказать помощь и надежен, то ребенок воспринимает свою индивидуальность как стабильную и надежную основу собственного развития.
Мать зачастую берет на себя роль обоих родителей ребенка. В этом случае энергия отца (Солнце) проецируется на мать или на других мужчин, играющих в какой-то мере важную роль. Эта мысль еще будет развита и углублена в данной главе при изучении различных вариантов положения планет.

Способ восприятия отца ребенком определяется его внутренним миром. Я наблюдала это при оказании консультаций семьям, имеющим несколько детей. В одной такой семье каждый ребенок имеет одинаковый знак Зодиака. Все эти дети описывали отца при помощи одинаковых понятий. Однако в другой семье, имеющей четверых детей разного возраста, знаки Зодиака были разными. Каждый из этих детей описывал своего отца по-своему.
Потребность во внутренней уверенности тесно связана с Луной, которая является проекцией матери. При помощи Луны мы находим смысл эмоционального самовыражения и изначальных женских аспектов своего собственного "я". Отношения с матерью и женщинами символизируются при помощи Луны. То, в чем совершенно конкретно нуждается ребенок для того, чтобы чувствовать себя самым, описывается через знаки Зодиака и положение Луны созвездии. Данная потребность после этого переносится на мать.
Существуют и отцы-одиночки. В этом случае энергия Луны переносится на отца. Другие личные планеты также показывают, что нужно ребенку от своих родителей.

Меркурий показывает, какие потребности в общении имеет ребенок, какой поучительный опыт является наиболее подходящим, и каким образом духовно проявляется свое собственное "я".
Венера, выражающая искусства и любовь, является женским аспектом собственного "я". Это можно узнать, изучив способ восприятия любви ребенком и его чувство Прекрасного.
Телесное самовыражение символизируется Марсом, который показывает, какую физическую активность ребенок Хотел бы разделить со своими родителями. Марс является одним из мужских начал в гороскопе.

Юпитер сообщает нам определенные сведения о позициях ребенка в области философии и морали. Такие позиции сначала, прививаются родителями и учителями, а затем - обществом. Сатурн показывает, каким образом ребенок реагирует на дисциплину, упорядоченность и последовательность, и сколь велика его потребность в них. Сатурн является также фактором, связанным с отцом, поскольку отец первоначально брал на себя роль строгого учителя и был движущей силой в семье. В связи с тем, что в настоящее время эти семейные структуры изменяются, многие матери обеспечивают энергию Сатурна.

Внешние планеты Уран, Нептун и Плутон познаются на более глубоком психологическом уровне. Такие энергии связны с уровнями сознания вне личности. Большинство детей имеют еще менее выраженное ощущение этих трансперсональных энергий, за исключением случаев, когда это связано с личными планетами или с Юпитером или Сатурном. Если родители не олицетворяют эти более высокие начала, то ребенок ощутит их только в случае формирования им чувства собственного достоинства вне пределов влияния родителей.

Восприятие матери

Созвездие, в котором находится Луна, описывает способ восприятия ребенком своей матери. Не имеет значения, видит ли сама мать себя в этом свете или нет - ребенок просто воспринимает ее таким образом, поскольку переносит на нее свои собственные потребности в ощущении спокойствия. Когда ребенок станет взрослым, именно эти ощущения будут определять, каким образом этот человек возьмет на себя роль кормильца.

Если Луна находится в знаке Овна , мать воспринимается как весьма независимая и энергичная.
Если Луна находится в знаке Тельца , то мать кажется стабильной, консервативной, властной, расчетливой и физически крепкой.
Если Луна находится в знаке Близнецов , то мать воспринимается как духовно активная, разговорчивая, непостоянная и иногда неопределенная.
Если Луна находится в знаке Рака , то мать кажется кормильцем, защитником, а иногда - человеком, подавляющим окружающих его людей.
Если Луна находится в знаке Льва , то мать производит впечатление человека властного, с сильной волей и довольно величественного.
Если Луна находится в знаке Девы , то мать выглядит придирчивой и аккуратной, вечно озабоченной вопросами здоровья и правильного поведения. То, что делает она, является образцом совершенства!
Если Луна находится в знаке Весов , то мать воспринимают как женщину, которую интересует только своя внешность, и которая в своих действиях постоянно должна опираться на кого-то. Ребенку "с Луной Весов" мать может казаться особенно прекрасной и представляться идеалом подлинной красоты.
Если Луна находится в знаке Скорпиона , то ребенок подспудно ощущает власть, исходящую от матери. Она являет понимание, но порой производит угрожающее впечатление.
Мать обычно считают высоко духовным человеком - проекцией Святой Богини.
Если Луна находится в знаке Стрельца , то ребенок воспринимает мать как учителя духовной истины. Она может казаться очень независимой и иногда ненадежной.
Если Луна находится в знаке Козерога , то человек что его мать придерживается целого ряда строгих правил поведения. Она выражает контроль, организованность, решительность и настойчивость.
Если Луна находится в знаке Водолея , то ребенок считает свою мать практически недоступной и очень непривычной женщиной. Мама кажется ему человеком свободных взглядов, любящим новое и весьма интеллектуальным.
Если Луна находится в знаке Рыб , то мать предстает воплощением идеала. Возможно, она кажется ребенку ангелом, успокаивающим его и производящим мистическое впечатление. Ему может быть трудно понять ее, поскольку Она не всегда кажется совершенно реальной.
Знак Луны символизирует тему, которая лежит в основе женской сущности ребенка. Это переносится на мать. Положение других планет относительно Луны оттеняют эти ощущения. С Помощью гармоничных аспектов ребенок может легче противостоять психологическим травмам первых лет своей Жизни и получать при этом более эффективную поддержку.

В противном случае он будет иметь дело с последствиями эмоционально тяжелых ситуаций лишь тогда, когда повзрослеет и будет поглощен самоанализом.

Луна и Меркурий
Если Луна и Меркурий благоприятно расположены по отношению друг к другу) то каналы коммуникации между матерью и ребенком являются свободными. Ребенок воспринимает мать как общительного человека. С учетом напряженного аспекта общение позднее зачастую означает разногласия и споры!

Луна и Венера
В зависимости от положения Луны и Венеры мать и ребенок взаимно оказывают друг другу помощь в области искусства. Красота и мать являются для ребенка синонимами. Если расположение планет неблагоприятно, то возможно, что мать будет пытаться заставить ребенка пережить за нее свои собственные художественные фантазии.

Луна и Марс
Если Луна и Марс связаны друг с другом в гороскопе ребенка, то ребенок, возможно, воспримет свою мать как воинственную женщину, готовую защищать свои собственные права и свою веру. При напряженном аспекте гнев ребенка зачастую переносится на мать. Иногда эти дети имеют легко возбудимый темперамент, и пример матери им нужен для того, чтобы дать положительные установки на то, чтобы научить их справляться с такими ситуациями. Если матери трудно совладать с яростью и гневом, то ребенок внутренне будет испытывать глубокое чувство расстройства из-за своего собственного чувства гнева.

Луна и Юпитер
При благосклонном расположении Луны и Юпитера мать, которая помогает ребенку одеться и умыться, может показаться чрезмерно заботливой. ("Съешь все, ничего не оставляй на тарелке!"). Духовные ощущения ребенка также подчинены этому стремлению к экспансии и формируются в зависимости от матери.

Луна и Сатурн
Аспекты Луны и Сатурна зачастую могут вызывать чувство отчужденности в отношениях с матерью. Такое расположение планет я часто наблюдала в гороскопах первенцев, чьи матери только начали понимать ответственность и ограничения, которые неизбежно несет с собой материнство. Эти дети часто чувствуют, что им по сравнению с другими детьми приходится очень быстро взрослеть и раньше брать на себя ответственность.
Очень важно, чтобы мать не внушала ребенку, что он должен быть совершенным. Она должна разрешать ему иметь свои собственные достоинства, а также собственные недостатки. Эти дети иногда ощущают, что мать не удовлетворяет их фундаментальные потребности, и ищут замены тому, чего им недостает. При неблагоприятном расположении планет ребенок воспринимает мать как чрезмерно осуждающего его человека. Он может испытывать чувство вины, если не сможет выполнить те строгие требования, которые, как ему кажется, предъявляет к нему мать.

Луна и Уран
Дети "Луна-Уран" считают свою мать единственной в своем роде. Такая уникальность может быть для ребенка полезной, однако он может и подумать: "Моя мать - сумасшедшая. " При напряженных аспектах планет ребенок воспринимает свою мать ненадежной при кормлении, защите и оказании помощи. В течение одного дня мама уравновешенна и доступна, а на другой день она недосягаема. Столь же противоречиво ее поведение относительно степени независимости ребенка. Мать должна стремиться действовать в гар-монии с ребенком. Ребенок считает маму интуитивным существом, и то, как она использует эту интуицию, оказывает огромное влияние на его способность правильно реагировать в будущем на свои интуитивные ощущения. Когда ребенок достигает школьного возраста, мать может казаться ему принципиально отличающейся от других матерей. Если мать уверена в понимании своей индивидуальности, то ребенок не будет иметь с этим проблем. Однако, если она действовала непредсказуемо и без чувства собственного достоинства, то ребенку нелегко разобраться в своих чувствах по отношению к ней.

Луна и Нептун
При гармоничных аспектах Луны и Нептуна ребенок воспринимает мать довольно непонятным, сверхчувственным или труднодоступным человеком. В большинстве случаев мать кажется ему возвышенной или, возможно, интересующейся духовными сторонами жизни, которые являются труднодоступными для его понимания.
При гармоничных аспектах планет это ощущение легче усваивается и принимается.
Мать должна воплощать собой идеал совершенства. Если ей это не удается, ребенок может испытать чувство горького разочарования, и в дальнейшей жизни ему будет трудно сформировать правильное отношение к женскому началу своего собственного "я" и к другим женщинам.
Мать может создать для ребенка ложные иллюзии. Например мать - алкоголичка или когда она пытается уйти от реальности каким-либо иным способом. Иногда ребенок испытывает трудности при отождествлении себя с матерью или он, возможно, думает, что его действительно оставил перед дверью в дом какой-то незнакомец.

Луна и Плутон
При благоприятных аспектах Луны и Плутона ребенок может думать, что у его матери есть глаза и на затылке. Она является могущественной, все понимающей и воспринимается "всезнающей". Ребенок может испытывать чувство, что его мать имеет власть над жизнью и смертью. При неблагоприятном расположении планет это может отрицательно сказаться на его развитии, если такому ощущению не будет оказано решительное противодействие.
Мать, возможно, кажется человеком с ярко выраженным стремлению к осуждению. Возможно, что от нее ожидают, что она будет "супер женщиной", которая прекрасно готовит и, кроме того, может перепрыгнуть одним единственным прыжком огромный дом. Такая проекция происходит из глубинных слоев психики, в которых ребенок ощущает, что мать должна быть неким сверхчеловеком.
В некоторых случаях мать является настолько могущественной, что ребенок чувствует себя поглощенным ею и теряет всякое ощущение своего собственного "я". Чувства ребенка являются интенсивными и зачастую болезненными. Возможно, что мать воспринимается как тяжелый человек, подавляющий ребенка своей собственной эмоциональностью.
Мать может помочь ребенку, попытавшись установить с ним открытое общение. Она должна давать ему возможность узнать и применять его собственную силу еще в ранние годы.
Если мать завладеет детским ощущением личной силы, ребенку впоследствии будет трудно найти себя и достичь эмоциональной открытости. Если мать посылает сигналы типа "Ты не должен это чувствовать", то могут возникнуть серьезные проблемы. Иногда это проявляется в тех случаях, если Луна связана с Плутоном. Ребенок думает: "Со мной что-то не в порядке, если я испытываю такое чувство". Или: "Если я расскажу об этом маме, она оторвет мне голову".

Восприятие отца
Ощущения ребенка, связанные с отцом, в сильной степени символизируются энергией Солнца в гороскопе. Взаимное расположение Юпитера, Сатурна и внешних планет придают этим ощущениям особенный оттенок. И, конечно, качественные характеристики созвездий отражают специфические характеристики, которые дополняют эти ощущения.

Солнце и Юпитер
При аспектах между Солнцем и Юпитером отец является великим добытчиком, который иногда в качестве компенсации за недостаточно уделяемое ребенку время представляет множество материальных вещей. Его можно рассматривать как оптимиста или энтузиаста. При напряженном аспекте Солнца и Юпитера ребенок иногда чувствует, что отец ждет от него слишком многого. Если это так, то возможно, что ребенок постоянно "расширяет" правду о своих успехах, чтобы услышать от отца слова признания и похвалы.

Солнце и Сатурн
Астрологи полагают, что аспекты между Солнцем и Сатурном означают тяжелые взаимоотношения между отцом и ребенком. Ограничивающее, тормозящее и разделяющее влияние Сатурна в коллизии с динамической силой воли Солнца не способствует миролюбию и гармонии!
Ребенок может чувствовать, что отца у него нет. Он может быть физически недосягаемым из-за смерти, развода или профессии, которая заставляет его полностью выкладываться. Какими бы ни были причины, ребенок очень четко ощущает отсутствие отца. Из этого следует, что он реагирует неадекватно, если чувствует, что папа относится к нему слишком критически или слишком требовательно. Если отец отсутствует, ребенок может почувствовать себя брошенным. Это может привести к интенсивному ощущению вины: "Я был настолько плохим, что папа ушел".
Подобные чувства могут привести к заторможенному самовыражению. Это может проявиться в том, что недоверие будут вызывать все люди и все авторитеты. Таким детям нужно, чтобы отец и другие мужчины, занимающие важное место в их жизни, нежно, терпеливо и заботливо направляли их действия.

Солнце и Уран
Аспект Солнца и Урана может вызвать ощущение исключительности отца.
Это может также привести и к тому, что ребенок будет воспринимать отца как слишком невыдержанного человека, ненадежного и необязательного. Иногда ребенок считает отца единственным в своем роде существом, которым он сам никогда не сможет стать. Он видит своего отца по ту сторону всяческих общественных границ и структур, откуда тот предлагает ребенку отличающиеся от нормы точки зрения на жизнь. Если ребенок получит возможность показать отцу свою уникальность, он будет меньше испытывать чувство изолированности от общества:

Солнце и Нептун
Аспекты Солнца и Нептуна являются особенно неблагоприятными в детстве, поскольку уклончивая природа Нептуна с трудом позволяет ребенку увидеть "настоящего" отца. Папа сверх идеализируется, он даже может исчезнуть. Я часто наблюдала напряженные аспекты Солнца и Нептуна в гороскопе у детей, отцы которых оставили семью, когда дети были совсем маленькими. Такое расположение планет часто встречается и у детей, отцы которых - алкоголики или наркоманы. Солнце, находящееся под двенадцатым знаком Зодиака, может также свидетельствовать об аналогичных соответствиях.
Даже более благоприятное расположение планет создает энергию, из-за которой ребенок видит только "воображаемого", а не настоящего отца. Это может привести к проблемам в самоощущении ребенка, поскольку ролевая модель видится через розовые очки. Возможно, что ребенок видит отца почти что святым, и испытывает разочарование, когда понимает, что это не так. При таком расположении планет необходимо, чтобы отношения между родителями и ребенком были откровенными.

Солнце и Плутон
Аспекты Солнца и Плутона схожи с ощущениями, связанными с Луной-Плутоном. Ребенок видит в своем отце супергероя. Вы знаете этот тип. Внешне он выглядит совершенно обычно, а внутри преображается в супермена. Ребенок, вероятно, считает своего отца всезнающим и всемогущим, а это может блокировать способность реализации своих личных сил.
При различных вариантах расположения Солнца и Плутона, особенно при напряженных аспектах, ребенок может воспринимать отца бесцеремонным и безжалостным.
Иногда отец вообще не проявляет эти качества. Они возникают в фантазии ребенка благодаря наблюдениям за жизненными ситуациями.
У ребенка, стоящего под знаком взаимоотношения между Солнцем и Плутоном, может очень легко развиться чувство, что отец не хочет, чтобы он жил. Отцы таких детей должны постоянно напоминать им, что они их действительно любят и ценят.

Сатурн и отец
Положение Сатурна в гороскопе позволяет легче понять, в каком образе отец предстает перед ребенком. Сатурн приносит организованность, форму и прочность. Энергия Сатурна часто ощущается осуждающей и ограничивающей, особенно в детстве. Многие дети совсем не радуются перспективе быть "ответственными" - это то, чего ожидают от взрослых, а не от детей!
Положение Сатурна символизирует не только физического отца, но и также авторитетных деятелей общественной жизни. Отец обычно является моделью, которая дает ребенку уроки авторитета. Созвездие и знак Зодиака, под которым находится Сатурн, а также их аспекты описывают, каким образом ребенок реагирует на дисциплину, ответственность и порядок. В этих областях влияние отца, по-видимому, является очень сильным.
Несмотря на то, что мы не всегда можем определить, какими видят себя сами родители, мы можем понять, как видит ребенок своих родителей. Это может помочь родителям понять взаимоотношение потребностей ребенка со своими собственными потребностями. Родители склонны проецировать ребенка на себя самих, а некоторые дети признают такие отражения труднее, чем другие. Сами дети также проецируют определенные качества и позиции на своих родителей.
Такой процесс отражения может без ограничения идти в обе стороны, пока родители не начнут давать ребенку возможность познать отражение своего собственного "я". Чем активнее протекает сознательный обмен между родителями и детьми, тем значительнее могут быть мощные процессы изменения в жизни ребенка. Делая это, мы можем начать преодолевать пропасть между родителями и детьми.

Мама по знакам Зодиака

Ректор Академии Астрологии, доктор астрологии М. Левин
Как-то на астрологическом семинаре один практикующий астролог сказал, что большинство родителей - эгоисты. - "Почему?" - "На консультации обычно спрашивают о работе, о деньгах, о любовных делах, о здоровье, а если и задают вопрос о детях, то лишь в самом конце". Я тогда подумал, что, возможно, дело не в эгоизме. Может быть, родители просто не знают, что спросить о детях у астролога. Вскоре после этого разговора мне пришлось делать доклад на конференции в Вологде. Организовали конференцию местные врачи и психологи, и пригласили астрологов из столицы, чтобы как-то наладить контакты между такими близкими науками. Ведь и медицина, и психология, и астрология занимаются человеком. Я подготовил доклад по астрологии раннего детства - чем может помочь астролог родителям в первые недели и месяцы жизни ребенка. И после доклада ко мне выстроилась целая очередь мам - все хотели что-нибудь узнать о своем ребенке.
Запомнился тогда один случай. Молодая мама, 21 года, подозревает, что у сына психическое заболевание. Мальчику два с половиной года, физическое и умственное развитие нормальные. Поведение, в общем, тоже нормальное и вдруг без видимых причин мальчик начинает плакать и набрасывается на мать с кулаками. Она не может понять, в чем причина, но это ее очень пугает.
Время рождения ребенка мать знала точно, гороскоп мальчика я рассчитал на компьютере за несколько минут, и, взглянув на гороскоп, удивился. По гороскопу вполне нормальный ребенок, правда, очень эмоциональный, со слабой нервной системой. В дополнение к этому, сенситивен, то есть сильно чувствует эмоциональную атмосферу и настроение окружающих. Никаких признаков психических отклонения я не увидел. Только напряженное положение Марса и Венеры показывало, что мальчик плохо владеет своими эмоциями.
Я решил, что надо посмотреть карту матери. Построил гороскоп (астрологи говорят "построить гороскоп", а не "вычислить"). Из гороскопа было видно, что она - человек, погруженный в себя, в свои переживания. Эмоции сильные, но плохо организованные. В общем, в эмоциональном отношении она сама еще ребенок.
Начал ее спрашивать о семье, о семейных отношениях. Выяснилось, что муж дома бывает очень мало. Сама она не работает, сидит дома с ребенком, и зачастую чувствует себя очень одинокой. И вдруг во время разговора я увидел, что женщина как бы "пропала" куда-то. Конечно, она оставалась здесь, напротив меня, но очень сильно ушла в себя, задумалась, перестала воспринимать окружающее. Контакт оборвался, и произошло это внезапно. - "Скажите, я часто у Вас бывают такие состояния?" - "Часто". - "А Вы не замечали, истерики Вашего ребенка связаны с этими состояниями?" - "Да, когда я так задумываюсь, он начинает кричать, плакать, и бросается на меня с кулаками".
Все сразу стало на свои места. Так бывает, когда складываешь картинку из отдельных деталей. Живут они одни. Муж дома бывает мало. Ребенок большую часть времени видит только мать. Мама занята, в основном, собой. Сына она, конечно, любит, но по своим эмоциям она сама еще не очень взрослая, и ребенок для нее зачастую игрушка, иногда эмоциональная опора, а иногда обуза. Она начинает активно возиться с ребенком, чтобы ослабить чувство одиночества, а потом вдруг уходит в себя. А ребенок у нее эмоциональный, увлекающийся, и при этом чувствительный, остро реагирует на ее состояния. Сначала он втягивается в контакт с матерью, а потом, когда она замыкается в себе, у него возникает ощущение, что его бросили, он в шоке, и набрасывается на мать, потому что это она его так обидела.
Удивительно - мать рядом, а ребенку кажется, что его бросили. Но дети воспринимают мир немного иначе, чем взрослые. Они не умеют еще отделять внешнего от внутреннего, для них эмоциональное ощущение присутствия так же реально, как и физическое присутствие. Мы взаимодействуем друг с другом не только на физическом плане. Каждое наше слово и каждый жест сопровождаются психической энергией. И мы постоянно обмениваемся ей друг с другом. В разговоре обмен энергией иногда важнее слов, поэтому так важны для нас разговоры вроде бы ни о чем - они дают нам ощущение близости и энергетический контакт. Если собеседник отвлекся, чувствительный человек сразу же ощущает это, чаще подсознательно, и старается опять привлечь внимание. Энергетический обмен происходит на подсознательном уровне, но от этого он не менее реален, чем контакт физический. И дети это чувствуют значительно сильнее взрослых. Объективное мышление у них пока не очень развито, интуиция еще не подавлена. И энергетический уход матери ребенок ощущает как уход физический. Конечно, все дети разные. Одному достаточно только присутствия матери, другой вообще спокойно играет в одиночестве. Но в данном случае ребенок очень эмоционален, ему нужен более интенсивный контакт.
У этой проблемы два решения. Либо мать начнет заниматься сыном всерьез, либо надо найти кого-нибудь, кто сможет дать ребенку полноценное эмоциональное общение, например, приходящая няня. Иначе у ребенка может совсем расшататься нервная система.
Поэтому любой матери полезно знать особенности своего взаимодействия с ребёнком. Эти особенности можно описать, если учесть зодиакальный знак матери. Конечно, подобное описание даёт только самые общие черты поведения матери, поскольку, как мы уже писали в предыдущих номерах, кроме Солнца есть и другие планеты, и ещё восходящий знак. Конкретно ваше поведение в роли матери может отличаться от описания. Но всё равно, прочтите. Может быть, вы обратите внимание на то, чего не замечали ранее.
Солнце мамы в земном знаке. Эти матери очень заботливы, в первую очередь в материальном отношении. Дети хорошо накормлены, одеты, ухожены. Они даже чрезмерно опекают своих детей, что детей со слабой индивидуальностью совсем лишает самостоятельности, а у детей с сильной индивидуальностью вызывает протест и желание поскорее сбежать из дома.

Кроме этого мама-Телец стремиться привязать ребёнка (чаще дочь, чем сына) к себе и контролировать его жизнь даже и после брака. Зато эмоционально Тельцы дают ребёнку очень много.

Мама-Дева очень заботлива и готова поддерживать ребёнка всю жизнь, но она выражает свои чувства больше делом, а ребёнку зачастую не хватает просто ласки.

Мама-Козерог слишком организована. Чрезмерно серьёзное отношение к правильному режиму и порядку в доме может вызвать у ребёнка чувство несвободы. Правда это уравновешивается уважением к личности ребёнка. При этом дети Козерогов развиваются быстрее в интеллектуальном плане. Им так же, как и детям Дев, не хватает ласки. Сдержанность Дев и Козерогов в проявлении любви - причина их медленного эмоционального развития.
Солнце мамы в водном знаке. Эмоциональная атмосфера в доме даже чересчур интенсивна. Дети этих мам не испытывают недостатка в родительских эмоциях. Оборотная сторона этого - чрезмерное беспокойство о детях и тревожность. У детей это понижает устойчивость нервной системы. Кроме того, слишком интенсивное эмоциональное развитие детей под влиянием родительских чувств.
Мама-Рак тепла и любвеобильна, но слишком серьёзно относится к воспитанию детей и их учёбе. Зато их дети вырастают очень семейными и домашними. Правда, раннее эмоциональное развитие под влиянием маминых чувств создаёт в дальнейшем детям проблемы в сердечных делах.

Мама-Скорпион постоянно создаёт детям эмоциональные стрессы. Она склонна вмешиваться во все ситуации в жизни ребёнка, сама переживая их очень остро. Им хочется постоянно держать детей в поле своего контроля. При этом, конечно, ограничивая самостоятельность ребёнка в эмоциональной жизни, она оказывает ему очень сильную поддержку.

Мамы-Рыбы не умеют чётко провести границу между собой и детьми, Они ощущают детей продолжением самих себя, Поэтому дети зачастую посвящены в такие подробности их жизни, которые им рано знать. Это способствует более раннему становлению ребёнка в эмоциональной и сексуальной жизни, но лишает их прочной этической опоры.

Солнце мамы в воздушном знаке. Эти мамы строят отношения с детьми "на равных", постепенно переходя от родительской опеки к дружескому общению. Это очень хорошо для социального становления детей. Но их детям зачастую не хватает родительского авторитета. Это в большей степени относится к мамам Близнецам и Весам.

Мамы-Близнецы легки в общении со своими детьми, но поверхностны. Поэтому дети очень рано перестают обращаться к ним за советом, даже когда мама реально могла бы помочь. Но дружеские отношения с детьми сохраняются на всю жизнь.
Мама-Весы для своего ребёнка скорее подруга, чем мама. Особенно это относится к дочери. Когда дочка подрастает, то они не как мама - дочь, а как две подруги. Такое воспитание очень помогает детям в их дальнейшей сердечной и семейной жизни. Но если мама одинока, она ожидает от ребёнка, что он восполнит ей недостающего партнёра, тем самым, навязывая ему свою эмоциональную жизнь. Если же у них бурный роман, то они могут вообще забывать про своих детей.

Мама-Водолей самая авторитарная из всех воздушных знаков. Поэтому дети с сильной индивидуальностью вырастают у них бунтовщиками. Детей со слабой индивидуальностью они могут совершенно подавить и на всю жизнь привязать их к себе. В большей степени это касается дочерей. Сыновья же мам-Водолеев часто становятся мужьями-"подкаблучниками".
Солнце мамы в огненном знаке. Их дети в социальном отношении взрослеют раньше и более самостоятельны, поскольку им изначально предоставлено больше свободы. Но и внимания им уделяют меньше. Дети не успевают достаточно побыть детьми, поэтому в дальнейшем им не хватает эмоциональной устойчивости при хорошо развитых волевых качествах.

Мама-Овен слишком рано начинает считать своих детей взрослыми. Её дети вырастают свободными и самостоятельными, но у них укороченное детство. На них рано возлагают ответственность за дом. При этом мама, сама того не замечая, организует жизнь в доме так, как ей удобнее, не учитывая детских потребностей. Поэтому у детей ослаблено "чувство дома", что в дальнейшем кладёт отпечаток на их семейную жизнь.

Мама-Лев лучше видит себя, чем детей. Она любит поговорить о детях с подругами, но внимание уделяет в основном внешней стороне. Дети у неё выглядят хорошо и красиво одеты, но их внутреннему миру уделяет недостаточно внимания.

Мама-Стрелец более внимательна к ребёнку, чем Лев и Овен, помогает ему в интеллектуальном развитии. Но в эмоциональной жизни дети слишком рано предоставлены сами себе. Поэтому их личная жизнь складывается "как повезёт".

Слова обладают огромной силой. Могут причинить более сильные страдания нежели физическая боль. И в тоже время, слово может сделать вас счастливейшим человеком на земле. Поэтому нужно очень аккуратно относиться к тому что и как ты скажешь.

Малыш вначале не понимает значения ваших слов. Скорее он будет воспринимать интонацию, с которой вы будете произносить слова. Даже если это и будет «горе ты моё луковое».

Но очень скоро ваш малыш начнет понимать вас и тогда надо контролировать то, что вы ему говорите. Поэтому задумайтесь над тем, что и как вы говорите своему ребёнку. Часто, мы вкладываем в наши слова один смысл, а малыш воспринимает их по-другому.

Особенно аккуратным со своими словами надо быть маме ребенка. Потому как малыш и мама связаны друг с другом на эмоциональном уровне и из-за этого мамины фразы обладают гипнотическим действием. Они формируют сознание малыша. Именно от мамы зависит то на сколько ваш ребенок будет успешен в жизни, способен преодолевать препятствия или же он вырастет неуверенным в себе неудачником.

Если мама несколько раз на день произносит, что у него «ничего не получается, за что бы он не взялся, всё портит» или что «я тебе повторяю одно и то же, а ты меня не хочешь слышать». То ребенок на самом деле буквально будет следовать именно таким вашим словам. И чем больше вы на него кричите, тем более закрывается от вас ребенок. Он попросту перестаёт вас слышать, игнорирует вас.

Потому как поорав на малыша, мы сдаёмся и делаем сами то, что просили сделать ребенка и он понимает, что слушать вас было совсем необязательно. Либо, закатываем скандал. И ребенок опять делает свой вывод: делать что-либо нужно только тогда, когда накричат, а до этого шевелиться не обязательно.

Что в такой ситуации делать?

Для начала, убедитесь в том, что ребенок вас действительно слышит. Не кричите с просьбой сделать что-либо из другой комнаты. Подойдите к ребенку и спокойно озвучьте ему свою просьбу. Если ребенок ещё маленький, то его можно даже приобнять. С более старшим ребенком следует хотя бы установить зрительный контакт. То есть, в начале убеждаемся в том, что ребенок обратил на вас внимание и уже потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

Главное, понимать, что, возможно, ребенок вас игнорирует не специально. Дети до 14-ти лет не всегда могут замечать то, что происходит вокруг них. Яркий пример моя дочь (которой уже 11 лет): говорю ей, чтоб она сделала что-то. Она даже в ответ что-то положительное отвечает. Через какое-то время спрашиваю, сделала ли она то, что я у нее просила? На что получаю ответ: «Мам, ты мне такого не говорила!» То есть, ребенок, когда я ее просила, даже не включился в разговор.

По последним научным данным доказано, что когда дети чем-то увлечены (игры, чтение или просто задумались), то не обращают внимание на то, что происходит вокруг них. Именно поэтому перед тем как что-либо говорить своему ребенку, надо убедиться в том, что он вас слышит.

А иногда ребенок может намеренно игнорировать вас. Такое бывает, когда ребенок проверяет вас «на прочность», на то, что он может себе позволить или нет. Подобные «тесты» являются вполне нормальной стадией развития личности ребенка. Далее. Когда вы убедитесь в том, что ребенок вас услышал, скажите ему то, что собирались. И подождите результата. Если таки ребенок выполнил вашу просьбу, то отлично. Если нет… читаем дальше. Повторите просьбу еще раз и объясните причину её выполнения.

Ребенок должен понять важность выполнения задачи. Что это не просто какая-то ваша прихоть. Это мотивирует его быть послушным. Не всегда, конечно, это помогает. Но есть высокая вероятность того, что ребенок таки выполнит ваше поручение. Пример: «Убери пожалуйста у себя в комнате. Должны гости прийти. Ведь ты не хочешь, чтоб они увидели как у тебя грязно?» Дайте ребенку ощутить последствия невыполнения вашей просьбы.

Пример из моей жизни: дочка предупредила, что ей на следующее тренировке нужно быть в определенном купальнике (на танцах). Я ее попросила этот купальник достать у себя из вещей и принести на стирку (она его накануне выпачкала). Она этого не выполнила. Соответственно, в нужной форме для тренировки она не пошла. За что и получила «выговор» от тренера. Не надо бежать и самой выполнять за ребенка все его задачи. Пусть научится самостоятельности и ответственности. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку последствия невыполнения вашей просьбы. «Если ты сейчас не соберешься на улицу (а ребенок, например, засел за компьютер), то мы меньше будем гулять и не успеем покататься на тех аттракционах, что ты хотел»

Поверьте, подобный способ работает даже с маленькими детьми. Вы предоставляете ребенку выбор. Либо он подчиняется правилам, либо он их нарушает. И в последнем случае он должен понимать последствия его ослушания. Будьте последовательны в выполнении ваших обещаний. Если вы пообещали покататься на аттракционах, то обязательно покатайтесь. Потому как в дальнейшем ребенок вас не послушается, так как вы всё равно не выполните своё обещание.

И еще: всегда говорите своему ребёнку, что он самый лучший. На самом деле верьте в это! Если вы не будете верить, то и малыш не сможет поверить в ваши слова. Убедите его в том, что у него получится что-либо выполнить. Он поверит в себя. Не забывайте хвалить ребенка. Программируйте ребенка и себя на позитив. И тогда у вас обязательно вырастет самодостаточный, уверенный и довольный жизнью человек, который сможет выполнять обещания и будет твёрд в своих решениях.

О. Северская ― Как дети воспринимают слова? Как контекст влияет на формирование значения незнакомых слов? Все ли значения слова должны фиксироваться в словаре?

М. Королева ― Об этом все – или почти все – знает языковед Светлана Евграфова. И охотно делится своими знаниями. Например, с читателями портала ПостНаука. Ну а мы предлагаем вам дайджест этого материала.

О. Северская ― Когда нам кто-то делает замечание: «Вы неправильно употребили то или иное слово», хочется спросить: а что такое неправильное употребление слов? – замечает Светлана Евграфова. Как узнать, что правильно? Первое, что приходит в голову, - нужно заглянуть в словарь. Но всегда ли словарь способен помочь? Сразу на этот вопрос не ответишь. Начнем тогда с примера.

М. Королева ― Примерами – порой фантастическими – Светлану Евграфову снабжают ее студенты. Одна студентка, например, написала в сочинении, про танцевальную студию, в которой она когда-то занималась: «Дверь была расположена чуть выше фасада здания, поэтому к ней вели три ступеньки». Светлана, естественно, съехидничала: «А где же находилась дверь: на крыше или, может быть, в небесах?»

О. Северская ― И тут выяснилось, что барышня просто забыла, как называется «эта полосочка внизу здания». То есть она имела в виду фундамент. Более того, стало ясно, что для нее фундамент - это не несущая конструкция, на которой стоит весь дом, а какая-то непонятная «полосочка». Взрослая девушка, говоря на родном языке, путает два слова на букву «ф», потому что они оба являются деталями архитектурного сооружения! Странная ситуация. Как такое вообще может случиться?

М. Королева ― Чтобы ответить на этот вопрос, полезно задуматься, как вообще формируется значение слова в нашем сознании. Давайте, предлагает Евграфова, посмотрим сначала на маленького ребенка. Когда он еще толком не владеет речью, он, говорит на своем языке. Светлана приводит в пример собственного сына. Когда ему было около двух лет, он называл лошадку «цок-цок-цок», а собачку «вавка». И вот идет он с мамой по двору и видит огромного дога. И реагирует: «Мама, цок-цок-цок!» «Нет, - поправляет мама. - Это не лошадка, это собачка - вавка». «Не-а», - возмущается малыш…

О. Северская ― Значит, для него кошка, собака, лошадь различались только по одному признаку - по размеру. И вдруг он сталкивается с тем, что собака – большая: как лошадь, как ему кажется (он видел пони). Но «лошадиных собак» не бывает. И мама ему говорит: «Посмотри, пожалуйста, у собачки нет копыт, у нее коготки, она стучит по асфальту коготками, а вовсе не копытами». И ребенок уже с сомнением смотрит на эту «лошадь»…

М. Королева ― Почему так происходит? Оказывается, ребенок вначале, подражая нам, усваивает, что некий объект или этот класс объектов называется так-тО. Северская Но признаки этому классу объектов приписывает какие-то свои. Постепенно, общаясь со взрослыми, ребенок понимает, какие признаки есть у того или иного объекта на самом деле. И это знание появляется гораздо раньше, чем сформировался какой бы то ни было словарь.

О. Северская ― Александра Залевская, знаменитый психолингвист и психолог, на которую ссылается Светлана Евграфова, называет слово, которое мы осваиваем в детстве, «живым поликодовым гипертекстом». Это значит, что мы воспринимаем слово вместе с его звучанием и ассоциациями, которые оно у нас вызывает. Скажем, елка может ассоциироваться в нашем сознании с запахом мандаринов, с праздником, с разбитыми игрушками, с наказанием за эти разбитые игрушки - мало ли с чем еще, у каждого своя ассоциация. И если мы осваиваем слово как живой поликодовый гипертекст, то никаких трудностей не возникает.

М. Королева ― Другое дело, если мы осваиваем слово каким-то другим образоМ. Королева Нас с вами в нашем современном мире, замечает Евграфова, окружает огромное количество слов, значений которых мы не знаеМ. Королева По телевизору мы слышим огромное количество незнакомых слов, иногда даже не очень точно их воспринимаем на слух, воспроизводим с ошибками. Откуда в нашем сознании берутся значения вот таких слов?

О. Северская ― Евграфова ссылается на Владимира Успенского (известного логика, математика), который рассматривал в одной из своих статей ве́щные ассоциации слова «авторитет». Слово абстрактное, а ассоциации самые что ни на есть конкретные: с тяжестью, с твердостью… Откуда они берутся? Успенский объясняет: мы слышим слова в разных контекстах и из этих контекстов вычисляем, что может значить незнакомое нам словО. Северская Но нужны два условия. Первое - чтобы у нас было много разнообразных контекстов. Второе - чтобы нужное нам слово встречалось достаточно часто, тогда мы постепенно его значение выведеМ. Королева

М. Королева ― Но что будет, если эти условия не будут соблюдены? Вот услышали мы, скажем, про какой-то «импичмент»: «Фракция коммунистов объявила импичмент президенту или инициировала процедуру импичмента», «Президенту Бараку Обаме угрожает импичмент, если демократы проиграют на выборах в следующем году». Откуда мы должны узнать, что импичмент - это особая правовая процедура? Максимум, что мы можем из этих контекстов понять, что это что-то вроде отставки, какое-то общественное порицание, может быть, но точного значения слова мы не узнаеМ. Королева

О. Северская ― Здесь нам как раз и понадобится заглянуть в словарь. Догадаться заглянуть в словарь, к сожалению, мы далеко не всегда можем, нам лень, сетует Светлана. Хотя сейчас возможностей для этого гораздо больше, чем раньше. Интернет заменяет огромное количество справочников, достаточно заглянуть на портал Грамота.ру, где представлено много серьезных словарей, и любое слово вам будет открытО. Северская К сожалению, делают это не всегда и немногие…

М. Королева ― В результате получается, что значения слов у нас в сознании приблизительные. Барышня, о которой шла речь выше, конечно, слышала слово «порог», но она запомнила: «Мы простимся с тобой у порога», «Она встретила его на пороге дома», может быть, «Он споткнулся о высокий порог». Ей не пришло в голову, что порог - это планочка внизу в дверном проеме. Высокий порог делался в старых избах, чтобы не дуло, чтобы нечистая сила не проходила, нельзя было выметать за порог какие-то вещи. Она всего этого не знала. Она не строила вместе с отцом или дедом какой-нибудь доМ. Королева

О. Северская ― И в результате эта студентка сформировала подсознательно такую странную систему, которая напоминает огромный мешок слов, обозначающих архитектурные детали, и она не знает, чем отличается фасад от фундамента. Слово «фасад», между прочим, в свое время означало только лицевую часть дома. Как так получилось, задается вопросом Евграфова, что сейчас у дома есть боковые и даже задние фасады?

М. Королева ― На самом деле действовал тот же самый механизм: кто-то вначале использовал слово «фасад», зная, что оно значит по-французски, - оно связано со словом face «лицо». А потом человек подумал: есть прекрасное название «фасад» для лицевой части дома, а как назвать боковую? Пусть будет боковой фасад, пусть будет задний фасад. И получилось то, что сейчас зафиксировано уже в серьезных словарях. Хотя это, конечно, странно звучит для человека, который изучал французский.

О. Северская ― Здесь, говорит Евграфова, мы и находим объяснение изменению слов. Но всякий ли словарь должен всегда вносить эти изменения в свой текст? Лексикографы знают, что это происходит далеко не всегда. Может быть, какое-то значение слова войдет потом в язык, а какое-то исчезнет бесследнО. Северская Есть замечательный пример. У Бориса Акунина в двух романах, в «Статском советнике» и «Левиафане», используется слово «окаём» в значении оконный проем, рамка окна. У него герой выскакивает в окаём, убив жандармского генерала, другой всматривается в иллюминатор и в окаёме что-то видит. Странное значение. Войдет ли оно когда-нибудь в словари, ведь Акунин достаточно популярный писатель?

М. Королева ― Изначально, если мы с вами посмотрим в словарь, есть слово «окаёмка», которое значит границу какого-то объекта, и есть слово «окоём», которое в словарях зафиксировано в значении горизонт, то, что можно охватить оком, глазоМ. Королева И мы должны задуматься, надо ли включать в словарь это акунинское значение или оно останется окказионализмом, авторским? Поэтому мы должны понимать, что словарь не всегда является лекарствоМ. Королева

О. Северская ― Но что для нас важно? Что значение усваивается из контекста. И любое изменение сочетаемости слов влияет на изменение их значений. Поэтому наша задача - внимательно вчитываться в контекст и быть самими себе лексикографами.

М. Королева ― Мы – О. СЕВЕРСКАЯС., М. КОРОЛЕВАК.и звукорежиссер… - со Светланой Евграфовой согласны. Спасибо порталу ПостНаука за этот материал. И – до встречи через неделю.

А знаете ли вы, что у человека одновременно может быть два вида возраста? Первый – это общепринятый и всем понятный реальный возраст. Он отсчитывается от даты рождения человека, и именно он записывается в официальные документы. Но не все знают, что есть еще возраст психологический. И не всегда эти два параметра совпадают.\r\n\r\nВот представьте: человеку уже далеко за двадцать, он уже давно окончил школу, какое-нибудь высшее учебное заведение и даже нашел себе работу. Вроде бы взрослый человек, и вести себя он должен по-взрослому, но ему очень нравится играть с друзьями в футбол, собирать конструкторы и модели самолетов, танков или кораблей, играть в настольные игры и всячески дурачиться. Пока человек этим не злоупотребляет и занимается этим в свободное от работы и основных обязанностей время – здесь никакой проблемы нет, каждый имеет право на любое, даже самое чудаковатое хобби.\r\n\r\nА бывает обратная ситуация, когда человек юн по годам, но уже чувствует себя взрослым. Но проблема в том, что окружающие еще этого не понимают и относятся как к ребенку. Человек чувствует, что ему многое по плечу, а с ним все еще сюсюкаются, не доверяют серьезных дел, контролируют чуть ли не каждый шаг, да и вообще не воспринимают всерьез. Как же можно бороться с подобной ситуацией? Ведь если вы попали именно в такую ситуацию - здесь явно нужно что-то менять, чтобы к вам начали, наконец, относиться как к полноценной личности!\r\n\r\nДля начала нужно понимать, что повлиять на мнение посторонних людей значительно проще, чем повлиять на мнение родных и близких. Чтобы выглядеть взрослым, нужно одеваться и вести себя по-взрослому. Если хочется произвести серьезное впечатление, но имидж этому не соответствует, нужно сменить стиль одежды на более консервативный.\r\n\r\nПрическу, желательно, тоже. Да и вообще нужно стараться выглядеть более опрятно и собранно, ведь встречают, как известно, по одежке. Нужно стараться говорить более рассудительно и неспешно, не вмешиваться резко в чужой разговор и не проявлять сильных эмоций. Если поддерживать такой стиль поведения окружающие подумают, что вы - человек взрослый не по годам.\r\n\r\n\r\n\r\nА вот заставить воспринимать человека взрослым родных и близких намного сложнее. Эти люди хорошо знают вас и ваш характер и просто смена имиджа здесь не поможет. Здесь нужно в корне изменить модель своего поведения и показать, что вы умеете решать важные жизненные проблемы. А для этого достаточно взять в зону вашей ответственности какие-нибудь новые обязанности: выгул и уход за животными, приготовление пищи, уборка на кухне или в доме в целом, мелкий ремонт или другие хозяйственные мелочи, словом, та рутинная работа, которую устали делать ваши родители, но которую делать в любом случае необходимо. Вам тоже будет нелегко, но результат не заставит себя долго ждать – уже совсем скоро вы заметите, как отношение к вам поменяется.\r\n\r\nИ хотя большинство подростков уверено, что добиться серьезного к себе отношения можно способами совершенно детскими: спорами, криками и истериками, помните – именно умение брать на себя ответственность лучше всего покажет вашу психологическую зрелость.