Как простить человека. Прощение себя и других

Стоит ли прощать человека,который вас предал?

    Если человек предал один раз он и предаст второй, с такими людьми нужно быть осторожней.

    Человек который предает является по сути врагом и с таким человеком лучше расстаться или перестать с ним общаться.

    Если вы простите предателя он подумает ничего страшного не произошло и сделает это снова и снова.

    Мне кажется, что так или иначе, но каждый человек имеет право на ошибку и на прощение, тем более, что в данном вопросе пользователь не уточнил, в чем именно заключалось предательство. В любом случае, каждый из из людей решает сам, прощать или не прощать человека, который совершил по отношению к нему предательство.

    Прощать всегда надо! Образа к добру не приведет, чем больше вы будете обижаться тем более в душе будет негатива, поэтому бесспорно прощать надо, но на будущее запомнить, что этот человек не надежна и может подставить в любой момент.

    Простить и понять - почему этот человек предал вас... Прежде всего причину поищите в себе: возможно Вы были слишком доверчивы, возможно не увидели истинную суть этого человека сразу, а потому и доверились ему возлагая определенные надежды(см.выше), возможно Вы сами спровоцировали его на предательство, совершенно того не желая... Да много ещ может быть причин - главное разобраться и найти причину, чтобы впредь исключить этот фактор!

    Предательство, на мой взгляд, нужно по крайней мере стараться не прощать моментально. А если и прощать, то только тем, что хотя бы временно вычркивать человека из своего ежедневника. Это лучшее из прощений. Все другие виды прощений - это предательство самих себя.

    Не все люди умеют не прощать, я с этим очень согласна. И это прекрасные, мягкие люди. Но никогда не нужно доводить себя до мягкотелости. Если Вы хотите простить предателя, то не прощайте его чрезвычайно легко и быстро. Иначе Вы ровным булыжником выложите его скользкую дорожку, чтобы он уверенно шагал навстречу новым и новым предательствам. Не ломайте его и свою судьбу. Сделайте так, чтобы предатель стал бывшим предателем и чтобы ему никогда и никого больше не захотелось предавать. По результатам Вашего прощения он должен захотеть исправиться. Тогда Вы создадите урок, который пойдт, надеюсь, впрок.

    Продолжать отношения с предателем, как будто просто забыв о его серьзнейшем проступке или не заметив его, - это, как говорится дороже будет себе.

    Предавший раз, предаст и второй раз. Нужно прощать предательство просто для своего душевного спокойствия, но продолжать общение с таким человеком я бы не стала. Лично для меня это мучительно больно не доверять))) А доверять предавшему я уже никогда не смогу.

    Простить надо, а вот стоит ли потдерживать с таким человеком отношения-решать прежде всего вам, где гарантия что он или она не предаст вторично?

    Нужно простить чтобы не мучить саму себя мыслями об этом человеке потому что все себе боком выходит когда ты не хочешь прощать и всегда думаешь о нем...Мысленно нужно простить потому что самой легче будет!А если не прощать то это ничем тебе самой не поможет и лучше жизнь не станет и счастливее не сможешь стать и будешь думать и мучиться поэтому простить надо и жить дальше счастливо!А если тот человек сам нарывается как идиот значит не нужно быть впечатлительной к его словам потому что это глупо слушать идиота!))извиняюсь за выражение))))

    Я всегда даю второй шанс, но ни когда не даю третий...

    Единичный поступок в половине случаев не повторяется, но вероятность того что за вторым последует третий, уже 98%. А два оставшихся процента, это очень мало...

    Все мы грешим и Господь нас прощает когда мы покаемся. А предательство это тоже грех. И мы должны прощать все грехи людей против нас. Ведь обида тоже грех. Обида разрушает человека изнутри. Нельзя держать в себе обиду. Это очень плохо скажется на здоровье.

    Проще конечно простить человека, когда он попросит прощение за предательство и обещает больше не повторять. Но бывает и так, что он предал и не считает нужным просить прощение. В этом случае простить еще труднее. Нужно просить Бога помочь нам простить предательство и избавить от обид. И тогда жить станет проще.

Мир существует, пока мы умеем прощать друг друга, искренне убежден архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Почему архиважно прощать? Почему это обязательное условие жизни?

– «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим», – читаем мы каждый раз в молитве «Отче наш». Т. е. условием для прощения наших грехов является прощение ближних. Прежде чем принести дар к алтарю, совершить молитву, мы должны в первую очередь попросить прощения у наших близких, которых мы, может быть, чем-то обидели.

Дело в том, что человек, пребывая не в мирном состоянии, не может наладить связь с Богом. Как сказано в «Добротолюбии»: «Как ты, будучи противником Бога, можешь надеяться, что тебя кто-то будет прощать?»

Если мы являемся врагами Божьими, то не можем быть друзьями нашим ближним.

Поэтому надо думать в первую очередь о том, как примириться с Господом. Нужно бороться со всем тем, что мешает этому примирению – нашими грехами, страстями, немощами…

– Как научиться прощать? Не дается это человеку, не может он справиться с обидой. И думает, что этим наказывает обидчика, но в результате наказывает только самого себя.

– Человек может простить лишь силою благодати Божией. Своих сил у него на это никогда не хватит. Маловерие, недоверие и страх – главные причины нежелания прощать других. Еще тяжелее простить, когда обида загоняется вглубь. Накопившаяся в сердце обида полностью человека поглощает. В таком состоянии человек не способен простить даже малейший проступок других. Не случайно среди нехристианских народов существует такое понятие, как кровная обида.

Или возьмем пример из Ветхозаветной истории. Иаков восхитил обманом право первородства у Исава. Последний сильно обиделся. Иаков от него спасается бегством на Север к своему двоюродному брату Лавану. Прошло семь лет, затем еще семь лет, и он, женившись и накопив большое имущество, захотел возвратиться в свою обетованную землю. Что он для этого делает? Посылает разведчиков, чтобы те узнали, сердится ли еще на него брат Исав. Ответ не радует. Тогда Иаков посылает брату подарки – одно стадо овец, другое. Но брат все еще сердится. Еще задаривает его. Со временем разведчики докладывают, что брат успокоился, значит, пора в путь.

Братья встретились, обнялись, но внутри Исав не простил обиду, несмотря на подарки брата. И когда род Иакова начал процветать, стала возрастать зависть у Исава и с новой силой проснулась старая обида. И эта кровная обида стала передаваться из поколения в поколение. Она на протяжении сотен лет все время усиливалась – потомки братьев даже воевали друг с другом, истребляли один другого. Именно так всегда действует непрощенная обида.

Всякая обида свидетельствует о том, что человек или совершенно удален от Бога или неправильно в Него верует и почитает.

Если же человек правильно верует в Бога, то понимает, что зря обижаться, а нужно найти силу в молитве и покаянии для прощения. Даже если твой брат тысячу раз не прав, но по-христиански, по Божьему Закону, ты обязан его простить и не держать в себе обиду на него. Не случайно в Евангелии Господь говорит, что мы, христиане, должны быть солью для этого мира. Если бы мы, христиане, сами не умели прощать и не подавали другим людям пример прощения, то мир давно бы загнил от накопленных обид и погиб. Мы бы все давно истребили друг друга.

– Можно сказать, что мир существует, пока мы умеем прощать друг друга.

– Пока мы прощаем – мы люди. Пока мы умеем прощать, мы не зря носим имя христианское.

Беседовала Наталья Горошкова

О прощении сказано много христианских проповедей и написано немало книг. И все-таки вопросы у нас остаются, и каждому приходится искать на них ответы самому, пусть и прибегая порой к помощи духовно опытных людей. Всегда ли прощение означает полное восстановление прежних отношений? А если не всегда, как узнать, на пути ли мы к прощению? Совместимо ли прощение с отстаиванием своих личных границ? Как быть, если простить не можешь, не в силах? Об этом рассуждают клирик собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге, известный церковный публицист протоиерей Константин Пархоменко и его супруга, семейный психолог Елизавета Пархоменко.

— В Новом Завете тема прощения возникает сразу, а Ветхому она что же — чужда?

Когда в Ветхом Завете говорится око за око, зуб за зуб (Лев. 24, 20), речь не идет о прощении обидчика, но это тем не менее шаг вперед по сравнению с добиблейскими представлениями о кровной вражде — за однажды нанесенную обиду мстили долго, могли убить не только самого обидчика, но и всех членов его семьи. Так что введенный Господом в Ветхом Завете принцип равного воздаяния, конечно, ограничивал зло. Но ни о каком прощении речи не шло. О прощении первым заговорил Христос. Это одна из любимых тем Спасителя, очень много поучений Христа, в том числе притч, связаны с ней. И Христос не просто учит, Он Своим примером показывает идеал прощения. Он никогда ни на кого не держит злобы и, даже умирая на Кресте, прощает Своих мучителей и убийц: Отче, прости им, не ведают, что творят (ср.: Лк. 23, 34). А Своей крестной смертью Он всему человечеству прощает все злодеяния, совершенные ранее. Впрочем, надо пояснить, что Он не вообще всем дарует такое прощение, а тем, кто примет Его как Искупителя и Сына Божьего.

Итак, человеку дается возможность начать жизнь заново. И бесконечно прощенный христианин, начиная свою христианскую жизнь, также должен простить другим людям. Об этом говорится в молитве, которую оставил нам Сам Христос — «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В более древней версии было: «…как и мы простили должникам нашим». Древние христиане отталкивались от того, что они прощены и сами уже всем простили, что теперь они по-новому строят человеческие отношения. Но постепенно Церковь стала понимать, что, к сожалению, мы не дотягиваем до этого уровня — мы хотели бы простить, но пока только учимся прощать. Поэтому слово изменили, чтобы там отражалась вот какая мысль: «Прости нам настолько, насколько мы учимся прощать».

Когда я был мальчиком, у меня был друг, которого я очень любил. И однажды он надо мной посмеялся в присутствии компании дворовых ребят. Для меня это было ударом... Потом он много раз приходил ко мне, но я так и не смог наладить с ним общение. Я был далек от веры, и, помню, меня эта история ранила очень сильно. Мне было очень грустно, что я потерял близкого друга. Хотя, по правде говоря, потерял не по вине того мальчика, а по своей узости и неспособности простить. Теперь я иначе отношусь к подобным человеческим поступкам — прощаю людям, понимаю, что каждый может оступиться, что и сам я совершал грехи по отношению к моим ближним. Вот как в браке супруги постоянно друг перед другом бывают виноваты и постоянно друг друга прощают — и это становится полем для совместного роста. А без прощения рост невозможен.

Елизавета Пархоменко: Христос задает высокие стандарты, и без этого христианство немыслимо. И слова Христа о прощении — одни из самых ярких. Но любому из нас когда-то бывает сложно простить обидчика. Одно дело — сказать: «Я прощаю», другое дело — действительно примириться, принять. И мне бы хотелось здесь разграничить наши поступки и наши чувства. Когда Христос говорил о прощении, Он говорил именно о делах, а не о чувствах.

Мне кажется, что понимание этого снимает с человека чувство вины за «неспособность простить». Потому что одно дело — высокая планка, которая нам задана, и наши чувства в связи с этим, другое дело — понимание того, что нужно сделать вот здесь и сейчас, когда высокий идеал еще не достигнут, а на достижение этого идеала может уйти вся жизнь. И если я в ответ на сделанное мне зло не отвечаю злом, то уже выполняю заповедь Христа. А дальше я уже могу размышлять о том, что мне делать, если я человека прощаю и злом за зло ему не воздаю, но у меня остается в душе очень сильное напряжение, с которым тяжело жить. Как раз с этим люди приходят к священнику и к психологу.

Протоиерей Константин Пархоменко: Да, да. Наше прощение — как понимал его Христос — это прежде всего не психологическая перемена в нас (эмоциональное состояние не изменяется так быстро, особенно если обида нанесена сильная), а наше доброжелательное отношение к тому, кто нас обидел. То есть сначала прощение, выражающееся в нашем добром отношении к обидчику, а потом, надеемся, придет и психологическое прощение. Это как в заповеди о любви к врагам: ведь речь идет не об эмоциях, а о делах любви, о том, что мы не должны воздавать злом за зло, что мы должны делать добро в ответ на зло.

Ко мне часто приходят люди, пережившие большие жизненные потрясения. Например, женщина, над которой в детстве издевался отец — вплоть до сексуального насилия. Она разговаривает со мной, плачет, трясется, говорит, что не может этого простить. И я не могу ее за это осудить. Но я говорю ей: «Даже если Вы не можете простить отца, начните делать ему добро, начните строить с ним общение, не мстите ему тем, что порвали с ним отношения, молитесь Богу, чтобы Он дал Вам силы простить отца в сердце». Если начинает выстраиваться такой диалог, то и внутренне человек как-то меняется.

— Да, прощать необходимо, но как быть с личными границами, их ведь надо как-то защищать…

Елизавета Пархоменко: Есть несколько способов сделать так, чтобы в душу пришел мир. И, как ни странно, некоторые из них ведут в сторону, обратную от прощения. Человек задается вопросом: «Всегда ли хорошо не давать сдачи?». Думаю, что есть разные ситуации, в некоторых из них единственный способ простить — это защитить свои границы, проявить свой гнев. А гнев, как и всякое чувство, создан Богом и дан нам зачем-то, следовательно, может быть полезным. Иногда он позволяет нам сохранять себя, добиваться своих целей. Недаром у нас и агрессивность часто ассоциируется просто с жизненной позицией. Есть также выражение «здоровая агрессия». И важно понять, где проходит грань между агрессией здоровой и нездоровой. Потому что если мои границы переходят раз за разом, то, вероятно, во мне будет расти злость. Она будет расти, накапливаться до тех пор, пока не прорвется наружу, так что всем вокруг будет плохо (мы часто такое видим: человек терпит, терпит, а потом «взрывается»). Либо — другой вариант: накопленная злость выйдет из человека спустя долгое время каким-то «кривым» способом — пассивной агрессией (подсознательное желание идти против требований любых авторитетов.— Ред.). Всё это, конечно, не является прощением, хотя при этом человек может даже декларировать, что он всех простил. Поэтому, мне кажется, важно сказать, что зачастую внутренне простить — это разобраться, где и как мы можем отстоять свои границы.

Мне вспоминается история одной моей клиентки — мы работали с ней год, и она постоянно говорила, как сильно обижена на своего мужа за то, что он не хочет ехать с ней в отпуск никуда, кроме как в дом своих родителей, где нужно было все делать так, как хотят они. Наконец она заявила, что тоже имеет право отдыхать так, как ей хочется, и, если супруг не поедет с ней туда, куда хочет она, отправится отдыхать без него. Это не универсальный совет для всех, но в той ситуации муж ее услышал, сказал: «Конечно, я поеду с тобой, если ты хочешь». Но для нашей темы важно то, что изменилось и ее эмоциональное состояние — обида на мужа исчезла. А ведь сначала муж рассердился, даже стал говорить ей какие-то колкости, но она как-то сразу смогла его простить. Получается, когда человек отстаивает себя как личность, ему бывает легче прощать. Конечно, с такими крайностями, как сексуальное насилие, все гораздо сложнее, а вот в быту порой человек говорит другому: «Стоп! Здесь начинаюсь я!» — то есть проявляет себя достаточно агрессивно, но в душе его злости нет, наоборот, он успокаивается.

То есть не нужно связывать прощение с безусловным разрешением другому поступать с нами так, как он хочет. Отстаивая свои границы, можно продолжать относиться к человеку вполне доброжелательно.

— А если я не обижаюсь на человека, но избегаю с ним общения, потому что не доверяю ему, так как он может представлять для меня какую-либо опасность, значит ли это, что я его не простил?

Протоиерей Константин Пархоменко: Думаю, что нет. Дистанция — это нормально. Но самый достойный, как мне кажется, вариант — открытый, честный, когда, например, я продолжаю с человеком доброжелательно общаться, но не начинаю с ним новых совместных дел. Если человек меня раз за разом обижает, я могу общение и не поддерживать, но сохранять доброжелательное к нему отношение. Можно сказать честно: «Извини, пожалуйста, мне тяжело с тобой общаться, я что-то в себе не могу преодолеть».

Вот пример: у нас в храме был брат, алтарник, который любил тайком запускать руку в церковную кружку. Это было замечено один раз, другой, третий, ему деликатно сделали замечание, он пытался как-то выкрутиться. Все поняли, что от этого брата можно ждать подобных поступков и впредь. Однако отношение к нему не изменилось. С ним продолжали доброжелательно общаться, просто его больше не ставили в ситуацию, которая могла бы его искусить, и, так или иначе, контролировали. То есть у нас не было негатива по отношению к нему, было понимание, что все люди немощные и что вот этот наш брат не может свою немощь победить. Знаете, на радиостанции «Град Петров», куда я хожу записывать передачи, раньше висело объявление, которое мне очень нравится: «Дорогие братья и сестры! Не оставляйте вещи без присмотра, не искушайте немощных доступностью денег».

Елизавета Пархоменко: Это зависит от того, о каких людях идет речь, чего они хотят добиться. Я думаю, что простить человека так, чтобы потом еще и строить с ним отношения, можно, если человек этого прощения просит. И иногда для того, чтобы человек попросил прощения, достаточно просто сказать ему о том, что он нас обидел. Это часто происходит в семьях — я вижу это в работе с моими клиентами: иногда человеку стоит только попросить прощения, как он тут же это прощение получает.

— Но не следует ли христианину отказаться от защиты личных границ, доверив их исключительно Богу? Преподобный Серафим Саровский не только простил напавших на него разбойников, но и запретил их преследовать по закону, то есть вторгся и в юридическую область.

Протоиерей Константин Пархоменко: Думаю, что это зависит от личного решения человека в конкретной ситуации. Бывает, что возможно не одно, а несколько правильных решений. Мы знаем, что разбойники, напавшие на Серафима Саровского, покаялись. Может быть, это Господь святому открыл, что их не нужно преследовать. А какие-то другие могли не покаяться — их бы отпустили, а они пошли бы и кого-то другого ограбили или зарезали. Так что история с Серафимом Саровским — это исключительный случай, возможный, в первую очередь, со святым человеком. Ее ни в коем случае нельзя возводить в общее правило. Нельзя не давать вершиться правосудию, которое ограничивает распространение зла.

— Даже и в церковной среде порой приходится слышать, что прощать мы должны только тех, кто прощения у нас просит, а если человек не просит, то какое же может быть ему от нас прощение…

Протоиерей Константин Пархоменко: Христос же не ставил никаких условий для нашего прощения. Он не говорил: «Прощайте после того, как у вас попросят прощения». Он заповедал нам любить наших врагов. Подразумевается, что враг у нас прощения не просит,— ведь если он попросит, то уже перестанет быть нам врагом.

Елизавета Пархоменко: Как ни странно, мы сами решаем, прощать или не прощать, злиться или не злиться. Часто можно услышать: «Я злюсь и ничего не могу с этим сделать». На самом деле может. И первый шаг здесь — принятие на себя ответственности за свое состояние: «На самом деле это я злюсь, это не тот другой человек отвечает за мою злость. Кнопочка включения и выключения моей злости находится не где-то там, а во мне».

— Если человек говорит: «Что мне делать? Как мне простить?» — значит он уже ищет решение. А если человек такого решения не ищет? Как подвести к мысли о необходимости прощения?

Елизавета Пархоменко: Если человек не хочет прощать и доволен этим, то, пока с ним не случится что-то, что подвигнет его именно к прощению, его невозможно заставить простить. Точно так же как алкоголика невозможно убедить в том, что ему пора бросить пить, пока у него самого не созреет такое решение. Возможно, для этого ему придется дойти до дна.

Протоиерей Константин Пархоменко: Одно дело — простить человека, который у тебя взял деньги и не отдал, другое — простить убийцу твоего ребенка. Возможно, во втором случае человек в этой жизни и не сможет простить. Но как христианин он может сделать все возможное для этого, молиться, чтобы Господь дал ему мир в душе.

Елизавета Пархоменко: Невозможность простить обидчика и отпустить ситуацию ведет к застреванию в ситуации. Именно это происходит с жертвами насилия. Они застревают и не развиваются, например не могут строить новые отношения. Поэтому у них путь к прощению лежит поначалу через какую-то злость, сильную и страшную, такую, с которой сложно соприкоснуться, но ее нельзя обойти или перепрыгнуть. Это путь от противного, и это особая проблема. Часто люди приходят на консультацию, и как только касаются определенной темы, то как будто теряют ощущение реальности. У человека есть и хорошая семья, и хорошая работа, и еще много чего, а он сидит как замороженный и злится вместо того, чтобы жить. Думаю, что, во-первых, нужно все-таки взять на себя ответственность за свою злость, а во-вторых, посмотреть за нее. За злостью всегда стоит боль. Нужно обратиться к этой боли. Потому что злость — защитная реакция, легче злиться, чем разбираться со своей болью, со своей потерей. А когда человек принимает реальность, злость уходит, в ней больше нет необходимости.

Протоиерей Константин Пархоменко: И в духовной жизни то же самое. Если человек считает себя христианином, но не прощает, то происходит остановка в духовном росте.

— А как самому себе ответить на вопрос, простил ты или нет?

Протоиерей Константин Пархоменко: Как духовник, я вижу следующее: приходят люди, что называется, «ультраправославные», соблюдающие все посты, читающие акафисты. Говорят, что всех простили и всех любят, но начинается исповедь, и из человека изливается просто поток осуждения. Вероятно, у них накопились неразрешенные проблемы, в которых они сами себе боятся признаться. Идеал прощения — это принять обидчика в его прежнем статусе. Помните, как в евангельской притче отец принимает блудного сына (см.: Лк. 15, 11-32)? Он возвращает ему все, вплоть до права опять считаться наследником своего состояния. А если так не получается, значит надо с этим работать.

Елизавета Пархоменко: Когда человек говорит, что всех простил, а на самом деле это не так, то его слова — тоже защитная реакция, которая позволяет ему не задумываться о том, что происходит в его душе. В этом смысле верующему человеку бывает сложнее, потому что ему страшно признаться себе в том, что он злится: он знает, что это грех, что он обязан простить. И если мы говорим не о первой стадии, когда нужно просто не делать обидчику зла, а о следующей — о том, чтобы внутренне отпустить ситуацию, вернуть себе душевный мир,— то мы возвращаемся к тем способам, о которых уже говорили: отстаивание своих границ, соприкосновение со своей болью или выстраивание диалога с обидчиком.

Протоиерей Константин Пархоменко: Хочу вспомнить еще формулу, выраженную святыми подвижниками: наши враги — наши друзья, потому что они помогают нам что-то понять, к чему-то прийти, стать лучше, чем мы были. Древний подвижник авва Дорофей сказал замечательную вещь: «Каждый молящийся Богу: “Господи, дай мне смирение!” — должен знать, что он просит Бога послать ему кого-нибудь оскорбить его». Живя в этом мире, мы не можем избежать встреч с людьми, которые нас так или иначе ранят. Но каждая такая встреча — возможность открыть себя, честно на себя взглянуть, увидеть свою слабость, увидеть в себе отсутствие настоящей любви, терпимости — и с этим работать.


Эта статья посвящена вопросу о прощении: будь то прощение человека человеком или прощение человека Богом. Предлагаем вашему вниманию ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся прощения.
Прощение - это акт извинения обидчика, не смотря на совершённую им ошибку, нанесённую обиду, причинённую боль; примирение.

В богословском контексте этот термин относится к Божьему прощению человеческих грехов.



Что является прощением, и что прощением не является?

Прощение не является…

  • Проявлением безразличия и равнодушия к обидчику и причинённого им злу;
  • Терпимостью к человеку;
  • Оправданием человека и его поступков;
  • Попыткой забыть об обидчике и причинённом им зле;
  • Выжиданием;
  • Разрешением продолжать причинять боль себе или другим;
  • Проявлением доброты;
  • Молчанием;
  • Словами «Прощаю тебя»;
  • Оно не руководствуется чувствами.


Прощение это…

  • Доверие ситуации Богу;
  • Отказ от своих прав в пользу Бога;
  • Прощение «долга»;
  • Нежелание наказывать обидчика;
  • Отказ от мщения;
  • Нежелание судить, осуждать обидчика;
  • Проявление милости и благодати по отношению к обидчику;
  • Осознанное решение простить.


Прощение является осознанным выбором

Самое интересное заключается в том, что Господь Бог уже давно принял решение простить человека во Христе. Об Иисусе сказано, что Он есть Агнец Божий, закланный прежде создания мира:
Откровение 13:8 «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира ».
1 Петра 1:18-21 «…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога ».

Кому нужно прощение, а кому - нет?

Прощение нужно людям , причём всем людям без исключения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23 ).

Богу не нужно прощение , потому что Он святой и совершенный:
Исход 15:11 «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес» . Исаия 6:3 «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Откровение 4:8 «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» .

Библия учит, что каждому из нас необходимо получить прощение Бога. Почему? Потому что все мы - грешники. Мы все согрешили против Бога и нуждаемся в Его прощении. Бог ненавидит грех. И поэтому не исповеданный и нераскаянный грех становится между нами и Богом, портя наши взаимоотношения с Господом:
Исаия 59:1-2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать ».

Что будет, если человек не получит прощение Бога?

Такого человека ожидает вечная смерть в Озере Огненном, где, по словам Иисуса: «плач и скрежет зубов» (Матфея 13:42 ). Римлянам 6:23 «Ибо возмездие за грех - смерть ».


Кто может прощать, и кто не может?

Каждый из нас может простить друг другу обиды, но грех человеку может простить только Бог.

1. Библия учит, что Христос имеет власть прощать грехи:
Матфея 1:21 «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».
Евреям 9:27-28 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих , во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение ».

2. Прощение является центральной частью Благой Вести о спасении:
Деяния 2:38 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ».
Деяния 5:30-31 «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов ».

Вопрос: Почему Иисус Христос может прощать грехи?
Ответ: Потому что Он есть Бог.

Именно это и продемонстрировал Господь Иисус в следующей истории:
Марка 2:1-12 «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога ?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи , - говорит расслабленному: "Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой". Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали
».

3. Полное и окончательное прощение может быть найдено только во Христе:
Колоссянам 2:13-14 «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи , истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту ».



Что если человек не прощает другого человека?

Нежелание простить ближнего разрушает не только наши взаимоотношения с Творцом, но и с окружающими. Очень часто люди становятся нашими врагами только потому, что мы не желаем их простить:
Притчи 17:9 «Прикрывающий [покрывающий = прощающий] проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга ».
1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает всему верит, всего надеется, всё переносит ».

Прощение является знаком и доказательством любви. Если мы говорим, что любим, но одновременно с этим не хотим или не можем кого-то простить, то мы обманываем самих себя, и наша любовь является ничем иным, как пародией и подделкой истинной любви, которая исходит от Бога. Не желая простить другого человека, мы причиняем вред только себе:
Марка 11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте , если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете , то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ».



В чём состоит ценность прощения?



Внимательно прочтите притчу Иисуса Христа из Евангелия от Матфея 18:21-35 :
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз .
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами , если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»
.

Эта притча демонстрирует основные принципы прощения:

  • Прощение - это осознанный выбор, решение отпустить вину провинившемуся человеку.
  • Прощение - это дар, подарок, которого никто не заслуживает.
  • Простить - значит отменить долг и отказаться от собственных прав и ожиданий.
  • Прощение не ограничивается величиной долга или количеством обид.
  • Прощение, полученное нами от Бога, должно распространяться на окружающих.
  • Нежелание простить приводит к внутренним самоистязаниям и душевной боли.
  • Господь наказывает не желающих простить своих ближних.

Принцип Господа: Иакова 2:13 : «Ибо суд без милости не оказавшему милости» .

Всегда помните слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди: Матфея 5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» .



Каковы условия для получения прощения?

Бог ненавидит и наказывает грех серьезнейшим образом. В свете этого прощение является очень ценным подарком. И поскольку наказание за грех очень велико, то и плата за грех должна быть очень высокой. Именно поэтому в Библии мы читаем о том, что только кровь может смыть, или покрыть цену греха. Евреям 9:22 «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения ». Безгрешный Иисус Христос умер на кресте, будучи единственно приемлемой совершенной жертвой за наш грех. Благодаря смерти Иисуса мы имеем прощение.
1 Петра 3:18a «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ». Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ».

Когда Иисус умер на кресте, Он взял на Себя наказание за грех всего мира. Он взял на себя вину за наши грехи и понёс наказание вместо нас. Исаия 53:5 «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ».
Иисус умер за грехи всего мира, но мы не получаем прощение автоматически. Любой человек, если захочет, может получить дар прощение через кровь Иисуса. Господь в Своём Слове делится с нами, что необходимо каждому из нас для получения прощения грехов:

1. Исповедание грехов. Чтобы примириться с Господом, необходимо признать себя грешником и исповедать свои грехи Богу. Мы уже говорили, что до тех пор, пока грех не исповедан, он является стеной, разделяющей нас с Творцом.
Исповедание греха восстанавливает наши взаимоотношения с Господом. 1 Иоанна 1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ».
Господь всегда верен Своему Слову. И если Он сказал, что простит исповеданный грех то мы можем не сомневаться в том, что Он исполнит обещанное: 2 Тимофею 2:13 «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может ».

2. Покаяние. Мы должны принять решение измениться: отвернуться от своих грехов.
Иеремия 15:19a «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим ». Исаия 55:7 «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив ». Иезекииль 18:21 «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет ».
Итак, покаяние является очень важным шагом, потому что мы должны не только раскаяться в своих грехах, но и отвернуться от своего прежнего греховного стиля жизни. Это очень сложно сделать. Но если у нас будет ЖЕЛАНИЕ, то Господь дарует нам силы, чтобы преодолеть все сложности и трудности на этом пути перемен.

Сегодня многие хотят получить Божье прощение, при этом ничего не делая для того, чтобы изменить свою жизнь. Но Господь прекрасно знает и видит разницу между теми, кто искренен в своём покаянии и теми, кто использует Его милость только для успокоения своей совести. Не забывайте, что «Бог поругаем не бывает». Он щедро изливает милость и благодать на приходящих к Нему с искренним смирением. Но Он не будет вечно терпеть лицемерное покаяние и злоупотребление Его милосердием. Исследуйте своё сердце и попросите Бога даровать вам искреннее покаяние, после чего положитесь за силу Святого Духа, Который произведёт в вашем сердце все необходимые перемены. Ведь для Него это такая несказанная радость - преображать в облик Божий искренне кающегося грешника.
Внутренние изменения в душе человека после его покаяния обязательно проявятся в правильных действиях и поступках.

3. Прощение окружающих. Это ещё одно условие получения Божьего прощения.
Ефесянам 4:32 «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас ».
Матфея 6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ».
Марка 11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ».


Кого Господь прощает, а кого - нет?

1. КОГО БОГ ПРОЩАЕТ?

Господь прощает всех тех, кто искренне кается и приходит к Нему с просьбой о прощении.

Нам, людям, бывает очень сложно понять, как Бог может простить убийцу, насильника, разбойника и других людей, совершивших тяжкие преступления. Некоторые даже отказываются верить в то, что Бог прощает преступников. Однако, в Библии много примеров того, как Господь прощает грешников и преступников:
— Женщина - грешница (Лука 7:36-50 );
— Женщина, взятая в прелюбодеянии (Иоанна 8:1-11 );
— Разбойник, распятый вместе с Иисусом (Лука 13:38-43 );
— Распявшие Иисуса (Лука 13:34 ).

В глазах нашего Творца мы все - преступники Его Закона, независимо от того, какую именно заповедь мы нарушили. В Библии написано: Иакова 2:10 «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём ».
Но Господь прощает всех, кто исповедует свой грех Ему, раскаивается от всего сердца и просит у Него прощения: 1 Иоанна 1:8-10 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши , то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас ».

Прощение грехов - примирение с нашим Творцом - мы можем получить только во Христе Иисусе: Римлянам 5:1 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа ».
Римлянам 5:10 «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его , то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ».
2 Коринфянам 5:18-20 «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир , не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ».

2. КОГО БОГ НЕ ПРОЩАЕТ?

Господь не прощает тех, кто осознанно грешит: Евреям 10:26-27 «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим , то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников ».

Что Господь прощает, и что - нет?


Из всех известных грехов только хула на Святого Духа: Марка 3:22-30 , Матфей 12:31-32 «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ».

Почему хула на Духа не прощается? Потому что хула на Духа - это окончательный отказ принять истину о том, Кем Иисус Христос является на самом деле (Бог во плоти), ибо именно Святой Дух открывает нам эту тайну личности и сущности Христа: Матфея 16:15-17 «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это , но Отец Мой, Сущий на небесах ».
Без этого откровения свыше мы спастись не можем. Ибо мы спасаемся верою в заместительную жертву нашего Бога Творца и Спасителя Иисуса Христа.
Отвергающий и отталкивающий Святого Духа, сам лишает себя последней возможности покаяния и спасения, потому что «если кто не родится свыше [от Святого Духа], не может увидеть Царствия Божия » (Иоанна 3:3 ).



Каковы преимущества получения прощения?


1. Радость.
Какая это радость и благословение - быть прощённым Господом и иметь мир со своим Творцом! Псалтирь 31:1-2 «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! » Лука 10:20 «…Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ».

2. Господь не припоминает нам наших грехов.
Господь изглаживает даже память о наших прощённых грехах и никогда нам о них не напоминает. Исаия 43:25 «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну ». Иезекииль 18:21-22 «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет ».

3. Господь очищает нас от всякого греха.
Псалтирь 102:12-13 «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ».

4. Получив прощение Бога, мы обретаем способность простить самих себя.
Божье прощение даёт нам силы простить самих себя и продолжить наш земной путь, не оборачиваясь назад:
Филиппийцам 3:13-14 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ».

5. Получив прощение Бога, мы обретаем способность прощать окружающих.
Прощение ближнего приносит нам пользу. Прощая человека, причинившего нам боль, мы избавляемся от обиды и горечи, как от тяжёлого груза, давящего нам на плечи. Потому Бог хочет, чтобы прощение стало частью нашей повседневной жизни. Личная польза от прощения заключается в следующем:

  • Эмоциональное выздоровление;
  • Здоровые взаимоотношения с окружающими;
  • Избавление от физических недугов;
  • Освобождение от духовного гнёта, кабалы.

Как мы можем узнать, что мы прощены?

Когда Бог прощает нас, то мы можем быть твёрдо уверены в Его прощении: что Он простил нам наши грехи и забыл о них раз и навсегда. Иисус сказал в Иоанна 6:37 «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон ». Также в Иоанна 3:17 сказано: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ».

Господь не обманывает и не отменяет Своего слова: Числа 23:19 «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? » Если вы на исповеди искренне покаялись и попросили Бога о прощении, не сомневайтесь в том, что Он вас простил, даже если вы не чувствуете себя прощённым. Слово Божье намного вернее наших чувств.

Поэтому доверяйте Библии, а не своим обманчивым чувствам:
Евреям 10:16-23 «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший »,
1 Иоанна 4:16-18 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви »,
Псалтирь 102:8-13 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ».
Псалтирь 33:18 «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет »,
Псалтирь 102:2-3 «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои ».
Исаия 44:22 «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя ». Римлянам 10:11 «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится ».


Некоторые верующие спрашивают: "Почему я не чувствую себя прощённым?"

Предлагаем вам четыре возможных варианта. Выберите, какой из них является ответом для вас:

1. Вы на исповеди раскаялись в своём грехе, попросили у Господа прощения, но не чувствуете себя прощённым, потому что чувство вины, которое вы ощущаете - есть работа дьявола. Он есть клеветник (Откровение 12:10 ), который клевещет Богу на вас, а вам напоминает о ваших прошлых грехах, чтобы вы не чувствовали себя прощённым и оправданным. В данном случае вам нужно перестать прислушиваться к лжи сатаны, и начать прислушиваться к истине Слова Божия, которое вечно и неизменно. Если Бог пообещал простить, то Он это сделал.

2. Вы раскаялись в своём грехе и попросили у Господа прощения, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что вы живёте не верой, а чувствами. В вашей ситуации мы хотим вам напомнить библейскую истину: «Праведный верою жив будет ». (Римлянам 1:17, Евреям 10:38, Галатам 2:11 ). Перестаньте постоянно полагаться на свои чувства, и начните жить верой.

3. Вы попросили у Бога прощения за свои грехи, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что ваше покаяние не было до конца искренним, и теперь Господь обличает вас через вашу совесть.

4. Вы попросили у Бога прощения за свои грехи, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что вы продолжаете жить во грехе. Покаяться - значит - не только осознать и раскаяться в своём грехе, но и отвернуться от него и больше его не повторять. Если же вы живёте в грехе, то призываем вас перестать грешить и обратиться к Господу за прощением грехов.
1. Прощение обидчика подчёркивает мою слабость. Мне хочется быть сильнее и выше. Я прав и не обязан поддаваться. Истина заключается в том, что вы находитесь в плену у своей собственной гордости, которая препятствует вашему духовному росту .

2. Простить - значит лишиться контроля. Мне не хотелось бы потерять контроль, а наоборот, хочется продолжать манипулировать окружающими, пользуясь тем, что они мои - должники. Истина заключается в том, что на самом деле вы ничего и никого не контролируете, а наоборот сами находитесь в плену у своей боли и обиды .

3. Простить - значит согласиться быть обиженным ещё раз. Истина заключается в том, что независимо от ваших решений и действий, вас всё равно кто-нибудь когда-нибудь опять обидит. Вопрос лишь в том, как правильно реагировать на причинённую боль, чтобы не жить в плену страха и мнения окружающих .

4. Проблема сама собой исчезнет, если не обращать на неё внимания. На самом деле, проблема никуда не исчезнет, она лишь будет на время погребена, но в один момент всплывёт наружу. И второе будет хуже первого .

5. Месть: Обидчик должен заплатить за свои действия. Он должен быть наказан. Я имею право произвести над ним суд. Вы - не Бог, чтобы судить других. Игра в Бога до хорошего не доведёт. Отмщение принадлежит Господу .

6. Неспособность понять любовь и прощение Бога по отношению к себе. Как вы можете дать другим то, чем не обладаете сами? Сначала вам необходимо примириться с Богом, получив прощение своих грехов через жертву Иисуса Христа.

7. Неспособность простить самого себя. Чтобы прощать окружающих, сначала вы должны простить самого себя. Мы способны любить ближнего только до той степени, до которой любим самого себя .

8. Это совершенно несправедливо. Похоже, что я должен потакать чьим-то грехам. На самом деле всё, что вам нужно сделать, - это признать, что Иисус Христос заплатил сполна за долг и грех вашего обидчика .

9. Я жду, когда обидчик подойдёт ко мне первым. Это случается крайне редко.

10. Обидчик совершенно не раскаивается в содеянном. Нужно принять во внимание возможность, что он в этом не раскается никогда. Прощение в первую очередь нужно вам. Поэтому не следует с этим медлить. Чем быстрее вы его простите, тем лучше будет для вас самих .

11. Если я решусь простить, то буду лицемером, потому что я не ощущаю в себе любви и прощения по отношению к обидчику. Истина заключается в том, что вы будете лицемером, если откажетесь простить обидчика. Ваша истинная сущность во Христе - это любовь, долготерпение и прощение .

12. Ожидание удобного момента и благоприятного расположения чувств. Этот удобный момент никогда не наступит. А чувство прощения само собой никогда не придёт, потому что прощение - это осознанное решение, а не чувство .

13. Предположение, что на прощение потребуется много времени. У меня нет времени на прощение. Наоборот, вы не можете себе позволить не простить обидчика. Ведь из-за этого никто не страдает и не мучается, кроме вас самих .

14. Боязнь оголить свои нежные чувства. Богу прекрасно известно, как аккуратно и нежно нужно обращаться с вашими болезненными эмоциями. Вы не умрёте и не сойдёте с ума оттого, что обнажите свои чувства ещё раз .

15. Неспособность забыть обиду: Я готов простить, но не знаю, смогу ли я забыть боль, которую мне причинили. Только Бог может простить и забыть. Вы - не Бог, и Господь не требует, чтобы вы забыли об обиде или обидчике. Простить - не значит забыть. Простить - значит - отказаться мстить. А память о перенесённой боли поможет вам в будущем не причинять аналогичной боли ближнему.

Обиды, разочарования, душевная боль – естественная реакция нашей психики, когда нам кажется, что с нами поступили неправильно, несправедливо. Но если упиваться ими и позволять управлять нашими выводами и последующими действиями, можно серьезно навредить этим не обидчику, а самим себе. Что значит простить человека и как научиться прощать?

О важности прощения говорят все духовные учения и психологические течения. Прощая, вы освобождаете в первую очередь свою собственную душу, а вовсе не совесть предавшего вас человека. Но простить порой бывает очень непросто, особенно если его поступок серьезно повлиял на вашу жизнь. Попытаемся разобраться, как это сделать.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Жертва обстоятельств или хозяйка своей жизни

Абсолютно в любой ситуации у вас есть два взгляда на нее, два способа ее осмыслить и пережить. Первый – это . Он сопровождается вопросами «Почему человек так поступил со мной?», «Я не заслужила такого отношения», «Как он мог так со мной поступить» и подобными. Находясь в этом состоянии, вы смотрите на случившееся с пассивной точки зрения. Вы как бы ни при чем, словно и не участвовали в ней.

При таком отношении обида расцветает яркими красками, обидчик – гадкий и мерзкий человек, и вы, конечно, никогда и ни с кем не поступили бы подобным образом. Простить в этом случае для вас будет означать еще больше унизить себя и признать его право поступать так, как он считает нужным и возможным для себя. Конечно, это сложно.

Но есть и другой взгляд. Вы можете взять на себя часть своей ответственности. Вас предали или обманули, и человек, которому вы доверились, оказался настоящим мерзавцем. Но ведь вы сами не разглядели его изначально, ошиблись в нем. Значит, небольшая доля ответственности за случившееся лежит и на вас.

И не лучше ли, вместо того, чтобы призывать громы и молнии на его голову, сделать выводы о том, что вы не очень хорошо разбираетесь в людях и начать учиться этому. Пересмотреть свое умение выстраивать личные границы, замечать во время общения тревожные звоночки, оценивать человека объективно, по его поступкам, а не по собственным эмоциональным реакциям на него.

Прощение в этом случае станет естественной частью этой ответственности. Вы не можете отвечать за действия других людей, зато вы можете в полной мере отвечать за свои собственные действия. И признавать право на ошибки и не очень этичные поступки, как свое, так и чужое.

Что значит простить человека

Кажется, что прощение – это эмоция, но это не совсем так. Это гораздо более сложный и многоуровневый процесс, включающий в себя разные этапы и вполне определенный ряд конкретных шагов, о которых мы сейчас поговорим подробнее.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова , которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Что делать, чтобы простить человека

3.Проанализировать случившееся

Как только вы обнаружите закономерность, мешающую вам понять, что значит простить человека и как научится прощать – вы уже на полпути к освоению этого важного навыка. Что общего в этих случаях? Что было задето в вас, какие слабые точки? Когда вы найдете их, прощать станет намного легче, и вы будете делать это в разы быстрее.

Подумайте еще о том, что и вы сами наверняка не святая. Что тоже совершали нехорошие поступки и обижали других людей, иногда осознанно, иногда нет. Это не к вопросу о карме и не о законе бумеранга. Это к тому, что людям в разных ситуациях свойственно проявлять себя по-разному, по разным причинам.

Вы станете мягче к другим, когда осознаете и свое собственное несовершенство, и свои темные стороны личности, признаете право на их существование и проявления. Прощение – это не поиск правых и виноватых, а признание того факта, что каждый может быть неправым, ошибиться, совершить глупость или гадость. Каждый, в том числе и вы сами.

В заключение

Научится прощать важно для вашего же блага. По мере взросления и познания самого себя каждый находит свой собственный путь к прощению, но лишь только когда осознает важность этого умения. На помощь приходит опыт, как позитивный, так и негативный. Но чем лучше вы владеете искусством простить человека, тем легче вам общаться с людьми и выстраивать отношения с ними.

Есть всего несколько секретных слов , услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.