Опасные игры наших подростков. Осторожно! Опасные детские игры

В Мариуполе 15-летняя девочка выпрыгнула с 13 этажа - по рассказам друзей, она была подписана на «группу смерти» в социальной сети и выполняла задания модератора, который и приказал ей шагнуть с высоты.

Журналисты ИА «Вчасно» выяснили, каким образом соцсети заманивают подростков в смертельные игры.

В социальной сети «ВКонтакте» мы без труда нашли более тысячи пабликов на суицидальную тематику. Открытых, которые может читать каждый желающий, и закрытых. Далеко не все они популярны - одни имеют всего несколько сотен подписчиков, другие - тысячи и даже десятки тысяч. Но все они пишут об одиночестве, безнадежности, отчаянии, бессмысленности жизни.

Любимый символ большинства таких пабликов - киты. Они присутствуют в названиях, на картинках, в видео, в постах. Китами называют себя и участники этих групп. Киты выбраны не случайно - эти животные иногда выбрасываются на берег, убивая себя.

«Знаете, отчего киты выбрасываются на берег? От отчаянья», - сообщает одна из групп. «Как ни странно, когда больно - болит», - вторит ей другой паблик.

Многие паблики содержат в названии цифры 4:20 - время, в которое, по статистике, люди чаще всего совершают самоубийство. Некоторые из групп начинают общение именно в 4:20 утра. Звучит невероятно, но некоторые эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра. Если ребенок в это время сидит в интернете, это может оказаться признаком того, что он попал под влияние суицидальных групп.

Впрочем, откровенных призывов к суициду группы не содержат. Если верить информации Роскомнадзора, все паблики, непрекрыто пропагандирующие добровольный уход из жизни - заблокированы. Теперь «поиграть» в смерть необходимо, чтобы на тебя вышли «инструкторы» - подростки размещают на своей странице заявление о готовности вступить в игру и соответствующие хештеги. После этого с ребенком связывается «куратор» и дает задания.

Технология смертельной игры

«Хочу в игру. Дай мне номер. Дай инструкцию. Найди. Меня. Где я?» - подобные сообщения появляются в сети практически каждые несколько минут.

Журналисты ИА «Вчасно» также разместили пару таких объявлений с фейковых аккаунтов - девятнадцатилетнего парня и старшеклассницы. В течение буквально 10 минут с нами связались.

«Привет, я тот кто даст тебе номер и задания, - написал человек с аккаунта некоего Ильи Костлявых. - Ты уверен, что хочешь умереть?».

После того, как наш сотрудник подтвердил это, он получил первое задание - вырезать на запястье номер F57. Так называлась одна из самых популярных «групп смерти», заблокированная после того, как несколько детей, состоявших в ней, совершили самоубийство. Снимок с порезанной рукой куратор приказал выложить в сеть.

«Молодец, жди следующего инструктора, он напишет тебе, - заявил «куратор», получив фотографию выполненного задания. - Мое дело проверить, готов ли ты на все ради смерти».

Второй куратор потребовал у журналиста, скрывавшегося под аккаунтом 15-летней девочки, рассказать почему она решила умереть. В конце концов, он сделал вывод:

«Я думаю, дело в твоих одноклассниках и в том, что ты дно, и это не поправить».

«Куратор» приказал пойти к маме и сообщить: «Я хочу умереть, потому что не вижу смысла в жизни». Выполнение квеста необходимо было записать на видео.

Именно в такую игру и играла в последние дни перед смертью 15-летняя девочка из Мариуполя. На тот момент она переживала разрыв со своим молодым человеком и, скорее всего, находилась в состоянии депрессии — об этом свидетельствуют записи на ее странице в соцсети.




«Квест пройден, - написала девушка на своей страничке. - Остался один шаг».

Мариупольчанка выложила в сеть снимок, сделанный с высоты 13 этажа - эта фотография также была условием квеста. Именно так поступали и многие дети-самоубийцы в России - незадолго перед суицидом, они фотографировали место своей смерти и выкладывали снимок в интернет.

Именно 8 и 9 декабря «группы смерти» анонсировали волну самоубийств среди подростков. Об этом в социальной сети написала москвичка Екатерина Мелихова, оказывающаяся психологическую помощь подросткам:

«8-9 числа намечается новая волна самоубийств. А по сути детей скидывают с крыш. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Новые смерти анонсированы там же».

В последнее время интерес к опасной игре появился и у подростков Украины.

Кто и зачем толкает детей на смерть?

Администратор «групп смерти» и создатель зловещего хештега F57 Филипп Будейкин был задержан в Санкт-Петербурге в начале декабря. Паблики, в которых он толкал детей на смерть - заблокированы. Мужчина признался, что благодаря его непосредственному участию в течение года погибли 17 детей.

Он создал несколько десятков пабликов и «играл» в кошмарные игры с детьми.

Подростков, решившихся на смерть без прямого участия администратора, намного больше. По данным российским СМИ, количество погибших подростков, писавших перед смертью в сети зловещий хештег - около 130.

И, как мы убедились лично, арест Будейкина не остановил волну суицидальных пабликов - тысячи детей публикуют хештеги с просьбой «поиграть». И неизвестные «кураторы» выходят с ними на связь и толкают на смерть.

Теперь эта волна докатилась и до Донбасса — 15-летняя девочка в Мариуполе умерла уже после ареста питерского администратора. А значит — кошмарные игры продолжаются и смерть в прифронтовом городе может оказаться не последней.

Кто это делает и зачем - ответ на этот вопрос должны найти правоохранители. А заодно позаботиться о том, как обезопасить детей от смертельных игр.

К тому же остается открытым вопрос — почему соцсеть «Вконтакте» не закрывает подобные группы?

«У подростков нет понимания, что смерть — это финал», — психолог

«Для подростков представление о конечности бытия слишком сложная конструкция, у них нет понимания того, что смерть — это финал, из которого обратного пути нет, - рассказал журналисту ИА «Вчасно» клинический психолог и гештальт-терапевт Кристина Фомина. - Также в этом возрасте смерть часто крайне романтизируется.

Вспомните культуры эмо и готов, популярные книги и сериалы про вампиров, где уже умершие герои наделены сверхспособностями, и описывается какая-то загробная запредельная любовь. Помимо этого, у подростков еще не до конца сформирована, не устоялась эмоционально-волевая сфера, они реагируют на происходящее быстрее, чем успевают это осознавать.

Часто имеет место и акцентуация характера, акцентуация темперамента, когда у детей ярко выражены те или иные черты, еще не сформированные в окончательный характер. Все эти составляющие делают их легко уязвимыми - несчастная любовь, поссорился с мамой, провалил экзамен - и это становится концом света».

- Поведение подростка, попавшего под влияние суицидальных групп, как то меняется? На что нужно обратить внимание родителям?

При суицидальном состоянии люди всегда дают какие-то позывные во внешний мир. Подросток практически всегда идет на суицид для привлечения внимания. Ребенок в такой ситуации может стать замкнутым, скрытным, у него могут появиться новые знакомые или увлечения, о которых он не хочет рассказывать. Или может стать вспыльчивым, раздражительным, может говорить на тему смерти, самоубийства. Делать записи, рисунки такого рода.

Только внимание на подростка нужно обращать не тогда, когда он уже закрылся и режет вены, а каждый день.

Что делать родителям?

У участников «групп смерти» на странице в соцсети могут появляться фотографии с китами — предвестниками смерти.

Некоторые из «групп смерти» начинают общение именно в 4:20 утра. Эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра.

Проверяйте запястье ребенка. Первым заданием в «группах смерти» бывают надрезы на руках F57, F59 (или подобное), а также рисунок кита.

Интересуйтесь событиями из жизни ребенка: есть ли у него конфликты и проблемы общения с другими детьми, не находится ли на данный момент ребенок в состоянии депрессии. Говорите больше с ребенком о том, что происходит в его жизни.


В «Группе смерти» я провела уже больше недели. И жду, когда наступит завтра — 4.20 утра 1 июня. Жду вместе с сотнями подростков, также состоящих в этих группах смерти. Именно в этот час должна пройти массовая игра, точных правил которой не знает никто. Но, судя по суицидному настроению этих «групп смерти», последствия игры могут оказаться очень серьезными.

Под видом девочки-подростка мне удалось вступить в несколько закрытых групп, пропагандирующих суициды. Хотя есть и открытые группы, имеющие до 200 тысяч подписчиков, и пропагандирующие самоубийства и прочую жестокость.

Мой план был прост — пройти до конца путь, который предлагают подросткам владельцы таких групп. Сыграть в игру «разбуди меня в 4.20». Получить персональную страничку, на которой идет обратный отсчет времени.

Получилось. Игра назначена на завтра. Но уже сейчас мне хочется показать содержимое этих групп всем неравнодушным людям, родителям, детям. Чтобы мы задали себе один вопрос уже сейчас: а где мой ребенок? Все ли в порядке с моими знакомыми?

Мне 35 лет. У меня трое детей. Я далеко не подросток, но даже меня публикации «групп смерти» погрузили в странное состояние. Что уж говорить о влиянии на детей?

А ведь именно подростки, школьники и студенты — основной контингент этих групп. И они каждый день получают в закрытых группах картинки и видео с расчлененкой, подвешенными трупами и криминальными новостями, где жертвы — дети.

Начало моей игры

Горячая тема для обсуждений в ней — запланированная на 1 июня самая массовая в истории движения суицидников «игра» — «Разбуди меня в 4.20»

В этих играх используется понятие «выпилиться» — свести счеты с жизнью. Судя по отзывам других пользователей ВКонтакте, именно с этих игр и начинается путь в никуда — игрока добавляют в закрытые конференции, с ним ведется работа, ему присваивается номер, даются какие-то идиотские задания — резать себе руки и разгадывать ребусы, указывается метод суицида, а затем начинается обратный отсчет. На размышление потенциальному самоубийце отводится 50 дней. Желающих «играть» предостаточно. Впрочем, везде есть грозные комментарии от адекватных пользователей, призывающих подростков задуматься, что происходит.

Выйти на эту игру мне удалось далеко не сразу. Несколько дней поиска и попыток вступить в такие группы привели меня в несколько сообществ с очень неоднозначными названиями: «Никомуненужненькая», «Секта снов», «ХАЙП», «Привет со дна», «Sedative» и так далее. После 2-3 часов изучения контента в этих группах у меня начинались головные боли.

К слову, в группе «Никомуненужненькая» — почти 179 тысяч подписчиков. Представляете себе масштабы зомбирования? И почему-то этот паблик до сих пор не заблокирован.

Как только я стала активной участницей 60-ти с лишним сомнительных групп и даже объявила о своей готовности играть в «Разбуди меня в 4.20», мне в личку написал какой-то парень, который, по его же признанию, оказался девушкой. Он спросил, знаю ли я о последствиях игры, предупредил, что меня заставят покончить с собой. Я подыграла — ответил, что решила поиграть вместе со всеми и думала о какой-нибудь компьютерной игрушке. Парень-девушка тут же пропал.

Только потом до меня дошло, что я спугнула своего первого проводника в мир суицида — меня «пробивали». Почти сразу меня отчислили из одной из закрытых групп. Опасения подтвердились.

Мой план едва не сорвался — несколько дней назад в соцсети «ВКонтакте» прошла массовая блокировка таких суицидальных групп. Из тех 8, в которые я попала, действующими остались только две. Да и те притаились — новостная лента не обновляется. Казалось бы, я потеряла связь с «суицидниками»…

Но на этом моя игра не закончилась. Страничка моей девочки-подростка чудом оказалась включена в две другие закрытые группы, куда я даже не напрашивалась. Это косвенно доказывает, что создатели таких «групп смерти», скрывая свою деятельность от правоохранительных органов, пытаются таскать свою аудиторию по новым сообществам, которые мгновенно создаются вместо заблокированных.

В конце концов, из одного из сохранившихся суицидных сообществ мне пришла ссылка — страница с обратным отсчетом. Мне дали 56 дней. Так что теперь, возможно, я окажусь среди тех, кого пригласят сыграть в 4.20 завтра утром.

Что пишут в «группах смерти»?

Содержимое «групп смерти» разнообразно по форме, но одинаково по содержанию — от фотографий самоубийц до видеороликов реальных суицидов. Непосвященным предлагается пройти ликбез на тему «как лучше всего «выпилиться». И так далее. Чтобы точнее показать характер этих групп, мы публикуем некоторые их материалы — но лишь те, которые не являются прямой пропагандой насилия и суицида. Самые мягкие.

Начнем с того, что в некоторых группах общение идет с помощью каких-то символов. Нередко используется язык, похожий на иврит.

Это название одной из закрытых групп, в которой я состою.

Следующей фотографией активно делятся многие пользователи даже в открытых группах. Сообщество «f57 третий уровень» больше не существует, но «труды» его живы.

Активные участники суицидальных групп постоянно проводят ликбез в области решения всех проблем.

Почти все суицидальные группы имеют в своем названии аббревиатуры #f57, #f58, #f46, #няпока, #морекитов, #тихийдом, #ринапаленкова. Рина Поленкова у «китов» — некто вроде идола. Девочка из Уссурийска, которая в ноябре 2015 года легла под поезд. Фанаты этих сообществ называют себя китами — животные ассоциируются у них со свободой. Эти киты летают. Это, возможно, объясняется тем, что данный вид млекопитающих — один из немногих, добровольно сводящих счеты с жизнью. Поэтому у всех поклонников «моря китов» и «тихих домов» в личных страницах мелькают неоднозначные видео с летающими китами. И все это под зомбирующие звуки.

https://youtu.be/tmMKFKGdLdc

В этом ролике трижды за 49 секунд возникает то логотип групп смерти, то непонятное существо в небе. И звуковое сопровождение, на которое отреагировал даже наш кот: сначала пристально уставился в экран, а потом исчез. Если смотреть видео в оригинале, всего этого можно и не заметить.

А теперь сравним:

Это символика «групп смерти» — в центре читается ОНО, ниже — АД

Это видео находится в свободном доступе в публичной группе «Тихий дом». Помимо этого видео в группе предостаточно и другого материала — например, фото убитых людей.

А вот еще оттуда же прекрасный позитивный стишок о любви к жизни:

Все это наполнение «пабликов смерти» совершенно не смущает их аудиторию и даже вызывает радостную истерию. Молодые люди с удовольствием комментируют чьи-то объявления о намерении совершить самоубийство, желают удачи и просят предсмертное селфи.

Все это выглядит дико и страшно. Но просвет все-таки есть — ежедневно я «вылетаю» из групп после их блокировки. Работа по зачистке соцсетей от этого мусора все же идет. Есть даже случаи, когда доступ к пабликам закрывался только для казахстанцев по распоряжению Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию. Но… Некоторые группы продолжают работу. И завтра состоится игра 4.20.

" выяснили, что важно знать родителям, чтобы 15-летняя девочка из Мариуполя была последней жертвой смертельных соцгрупп

Иллюстрация "Вестей"

Уже неделю страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Напомним, 7 декабря Вилена покончила с собой, выбросившись с 13-го этажа. Как позже выяснили правоохранители, этот поступок девочка совершила по подстрекательству суицидальной группы в «ВКонтакте». Администраторы этого сообщества подготавливали подростков к самоубийству, выдавая задания «квеста», в котором дети должны были наносить себе увечья по нарастающей. Апогеем опасной «игры» становилось самоубийство.

И хотя организаторы подобных групп умело подталкивают детей к непоправимому, уберечь их от такого шага можно, считают наши эксперты: Валентина Шапран, специалист по зависимому поведению, соавтор программы «Детский развивающий лагерь «Мирный», и Александр Сагайдак, суицидальный психолог тренингового центра «Совершенство», кандидат психологических наук.

Они рассказали, как распознать опасную группу в соцсетях, что делать, если у подростка появились резкие и несвойственные этому возрасту изменения, и что предпринять, если он попал под влияние суицидального сообщества.

Мощным противоядием увлеченности и слепому доверию «единомышленникам» из соцсетей эксперты называют искренние отношения в семье: не только детей и родителей, но и папы с мамой. Также создайте ребенку ощущение гавани дома семейными ужинами, совместными делами по вечерам, общим досугом каждый уик-энд и введением традиций вашей семьи.

«Вести» подготовили подсказку для родителей, чтобы они смогли помочь своим детям, оказавшимся зависимыми от убийственных соцсетей

Как распознать опасную группу

Логотип: знаки богов и ножи

У каждой группы «смерти» есть свой логотип. Чаще всего это символика богов - ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность. Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне - все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.

Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода.

Черный цвет - это загадочность, мифичность, потому привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное».

Серый цвет - это боязнь утраты, меланхолия и депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна.

Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни. Многие виртуальные игры, в которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все заново.

Засилье Слов на букву «С»

В призывах и постах таких групп много слов на букву «С». Этот прием - техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни уходят близкие люди и дети остаются одни.

Психоделическая музыка

Такие группы постоянно пополняются психоделической музыкой (самые распространенные - Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. д), в которой биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.

Изобилие фраз о бессмысленности жизни

При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников. Например: «Вы все-таки человек, и я человек, а человеком быть - это чувствовать боль» - Марина Цветаева; «Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» - Ф. Достоевский; «Я хочу стать человеком!» «Все, что греховное, что ненастоящее, - это временное, это подделка, это смерть!» - протоиерей Андрей Лемешонок.

А призывы к смерти вуалируются за красивыми философскими стихами. Например: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не ждет их рассвет. Звезды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? - Жду ответ».

В хештеге - символичные слова

Например, «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. п. - это логотипы групп самоубийц. Также могут быть хештеги f57, f58, d28 и т. п., где обычно названия таких групп прописываются по алгоритму: буква - с нее начинается имя администратора, цифра - его порядковый номер самоубийства.

Ребенок вступил в опасное сообщество в соцсетях: четыре тревожных сигнала

1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»

Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное - интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.

2. У него меняется режим дня

Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, - изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.

А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь - боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то - и тебе будет хорошо». Посещение группы становится ритуалом - чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных - очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.

3. Подросток вялый и постоянно не высыпается

Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу - это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.

Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки

У всех подростков поведение - демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек - они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.

Недобрый знак, если в рисунках есть цифры - 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или 50 - название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность. Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, - это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра - порядковый номер самоубийства.

Подросток готов совершить самоубийство: признаки

1. Грустные мысли в постах на соцстраничке

Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки - демонстраторы). Сначала на страничке в соцсетях - там, как ему кажется, «цифровое племя» - его единомышленники, которые его понимают, в отличие от «предков».

Мониторьте странички ребенка (но так, чтобы он этого не видел - тогда не станет прятаться и скрывать свои интересы в Сети). Увидев фразы «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» и т. п., сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы - это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» - подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве - это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы)

В суицидальных группах устраивают так называемый квест по нарастающей. Сначала им дают задания поцарапать, порезать себя и выложить фото увечий в Сеть, потом - убить какое-то животное и опять же сфоткать. Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.

Спровоцируйте ссору, в которой ваше чадо сможет выговориться.

Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Главное - дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

Киты - это один из символов, которые используют подобные группы. Фото: 2queens.ru

3. Начинает раздаривать вещи

Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, - насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте - собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве.

Не разрешайте расставаться ему с вещами - это может удержать его от суицида. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте. Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет - ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

4. Открыто заявляет о своей скорой смерти

В разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?»

Такие фразы - явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же показать ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, - покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, - это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

Что нужно делать:

Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.

Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.

Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов - после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.

Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» - «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» - так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.

Чего нельзя делать:

Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.

Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п. Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется. Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» - закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении.

Как прожить подростковый кризис и повысить доверие ребенка: советы родителям

Дети в этом возрасте скучают по родителям и готовы на откровенность, если уверены, что мама с папой тоскуют по ним также. Поэтому почаще говорите, что вы скучали по ребенку целый день, ждали встречи и соскучились по вашим с ним беседам.

В 13–15 лет у подростков проявляется юношеский максимализм: ребенок начинает чувствовать свое превосходство, ему важен социум, из которого он хочет выделиться. Поэтому в его поведении проявляется «анархист». Он нуждается в эпатажности и старается делать все то, что ему было запрещено раньше, чувствуя свои «недюжинные» силы.

Душевная боль, уныние и отчаяние сопровождают этот этап взросления. Их можно нейтрализовать только радостью. А беря во внимание, что радость подростку может доставить удовлетворение главной потребности - признание его взросления, допустите его к ранее запрещенным удовольствиям и развлечениям. Пусть папа возьмет сына на игру в боулинг со своими друзьями. А мама разрешит на Новый год сделать дочери временную татуировку.

В 16–18 лет растерянность и капризы подростков связаны с тем, что они начинают осознавать, что своими конфликтами и выпадами они не только отстояли самостоятельность, но и взяли на себя некоторые обязанности. В итоге они хотят получить совет от родителей, но гордость им не позволяет сделать это прямо. Появляются злость и обида на родителей, ведь те не могут догадаться об их проблемах и переживаниях.

Внимательно прислушивайтесь к рассказам ребенка: в историях из жизни друзей зашифрованы проблемы его самого. Но не учите - подросток уйдет, хлопнет дверью, закроется в комнате и скажет: «Ты меня, как всегда, не понимаешь». При его выпадах возьмите паузу на 20–25 минут - такое время надо, чтобы улеглись эмоции. А потом поговорите спокойно, используя технику «Я-посылов»: «Мне больно, что ты кричишь на меня», «Если тебе интересно мое мнение, я могу дать тебе совет», «Я хочу тебе помочь». Ребенок пойдет на диалог охотнее.

В группе риска - дети из семей с достатком выше среднего

В группе риска не только дети с нестабильным моральным состоянием (из-за неполной семьи, при разводе, после смерти близкого человека или при вынужденном переезде в другой регион), но и подростки (13–18 лет) из богатых семей. Имея средства, родители могут позволить себе досуг - боулинг-клубы, сауны, SPA-салоны, отдых по нескольку раз в год на курортах. И чаще всего, увы, порознь. В итоге лишь создается видимость семьи, когда папа и мама лишь ночуют дома.

При этом детей такие родители стараются как можно больше загрузить кружками и допзанятиями, чтобы не только вырастить «успешными», но и переложить ответственность за ребенка с себя на воспитателей/преподавателей. В результате у детей появляется сильная эмоциональная перегрузка, вследствие чего возникает апатия ко всему. А завышенные требования зарождают в ребенке страх не оправдать родительских ожиданий, что выливается в страх перед будущим. Кроме того, из-за фактического отсутствия родителей в жизни ребенка он недополучает важного - ощущения тыла.

Одиночество усиливается гормональными перестройками: у девочек в 13–16 лет, мальчиков - в 14–17. В этом возрасте ребенок переходит в третий семилетний цикл становления личности, когда он желает найти себя в выбранном социуме. Если социум его не принимает (желаемая компания, любимый человек, класс), подросток входит в состояние депрессии, из которой пытается найти выход.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С момента публикации статьи о «группах смерти» в «Новой газете» прошел год. Новость о зловещих «синих китах» (по названию одной из групп), уносящих жизни сотен детей, стала настоящим «сетевым Чернобылем».

Сейчас мы знаем, что группы, в которых подростков с помощью игры подталкивали к самоубийству, не новое оружие сектантов и террористов, а циничная авантюра таких же молодых людей, зашедшая слишком далеко. В полиции с «Синим китом» связывают лишь самую малую часть подростковых суицидов, произошедших за последнее время. Значит, «пронесло»? Можно выдохнуть?

Увы, все не так просто. Обсуждения только подогрели интерес подростков к играм. В поисковики посыпались запросы вроде «Синий кит что за игра». За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах. Опасен ли этот «ренессанс»? Чем вообще «суицидальные игры» привлекают подростков? Как работает их механизм и как можно им противостоять?

За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах

В апреле состоялся круглый стол на тему опасных сетевых игр, организованный проектом социальной адаптации «Полдень». Психологи, активисты, специалисты по работе с подростками обсудили самые острые вопросы, а мы собрали ответы на главные вопросы.

Почему это явление возникло именно сейчас?

Игры со смертью были всегда и везде. Еще до появления интернета были игры-испытания: постоять на рельсах перед поездом и соскочить в последний момент, прыгнуть с моста в воду, зацепиться за троллейбус и проехать до следующей остановки. Это проверки на смелость. Дети идут на это, чтобы получить заряд адреналина и прослыть смельчаками.

«Синий кит» − новая форма организации таких игр. Многие процессы, которые прежде были интимными, в интернете стали публичными. Видеоблогеры обсуждают отношения с родителями, ссорятся, переживают, совершают глупые выходки прямо перед камерой. Формы самовыражения, существующие «в реале», перекочевали в Сеть.

Многие подростки играют в «Синий кит» по той же причине, по которой режут руки и залезают на заброшенные стройки. Ими движет либо желание получить адреналин, либо любопытство.

Зачем подросткам это нужно?

Игры со смертью обычно начинаются лет в 12-14. В этом возрасте подросток осознает себя отдельной личностью, хочет отсоединиться от родителей, бросить вызов их власти и доказать свою взрослость.

Утверждение власти над своим телом - тоже атрибут взрослого. «Я могу выложить фото обнаженного тела в интернет, могу курить, могу разрушать себя, если хочу, мое тело принадлежит мне; моя жизнь принадлежит мне. Я взрослый: я не смотрю «Смешариков», а рисую китов. У меня есть общая тема для разговоров с детьми постарше».

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят. Это слишком непонятное и далекое событие для них. Они думают, что игра расскажет им что-то про это явление, но не убьет.

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят

Есть те, кто хотят «переиграть игру». Бросают ей вызов. «Я буду играть по правилам и выиграю». Когда появляется популярная тема для разговора, появляются и те, кто против. Но здесь можно быть и героем, и борцом.

Есть мощное движение «дельфинов» или «китобоев», которые ищут администраторов и борются с ними. Это тоже дети, они тоже так играют. Иногда они просто вступают в группу, отговаривают участников.

Существуют группа школьников, которая официально ищет деньги на организацию таких групп смерти. Хотя денег они не нашли, сам факт такого мышления показывает, что для них это просто веселая и модная тема, в которую можно играть и даже зарабатывать на ней. Но не факт, что эти средства пошли бы именно на заявленную цель.

Кто в зоне риска?

Есть незначительная группа детей, которая стремится в этих играх погасить душевную боль, привлечь внимание к себе.

«Среди родителей детей, попавших в игру, очень распространено безразличие, - рассказывает Светлана Волокита, президент фонда поддержки семьи «Больше жизни», которая занимается спасением детей из подобных ситуаций. - Мы позвонили отцу и сказали, что с его ребенком случилась беда, нужно внимание. Ребенок уже более 40 дней играет в эту игру, то есть близок к самоубийству. Родитель же отвечает, что ему некогда. Удалось подключить брата, которого пришлось вытаскивать из армии ради этого. Я убеждена: если бы ребенок хотел уйти из жизни и долго бы это продумывал, он бы это сделал. Если же он ищет игру, то ему нужно внимание».

«Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации», − считает Светлана Волокита. Она приводит такой случай. Девочка живет с мамой. Мама во втором браке и занимается детьми от отчима.

Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации

Когда девочка стала просыпаться в 4:20, наносить себе порезы, закрываться в комнате с закрытыми шторами на окнах, бабушка забила тревогу. На обращение сотрудников НКО мать только отмахнулась, а отец заявил, что «этот ребенок не входит в его планы».

Единственное, что заставило включиться родителей, - угроза суда, так как за пассивное поведение в экстренных ситуациях тоже есть уголовное наказание. Но после выхода из игры ситуация не изменилась: у девочки по-прежнему конфликты с родителями, она недовольна своей жизнью.

«Синий кит» направлен на то, чтобы привлечь к себе внимание. Был серый подросток, «тихоня», незаметный школьник. Но как только он попадает в игру, сразу становится тем, кого нужно спасать. Он причастен к «крутому», взрослому и опасному делу.

С ним ведут диалог на новом уровне, не с позиции сверху вниз. Его воспринимают как личность, способную распоряжаться своей жизнью. «Угрозы смерти - самый действенный и довольно простой способ заявить о себе и привлечь внимание по-настоящему», - подчеркивает Светлана Волокита.

Когда были созданы такие игры?

Вначале на сайтах и ресурсах вроде «2ch», «Упячка», «Палата №6», «Подслушано» зародилось движение «нетсталкинг» (net - «сеть», stalking - «выслеживание»). Суть его в поиске «сокровищ» в интернете − скрытых страниц, странностей, удаленных (якобы) видео.

Даже простая прокрутка новостной ленты в поиске необычного - зачаток нетсталкинга. Тот, кто нашел что-нибудь интересное, сразу привлекает к себе внимание и становится на какое-то время популярен. Первая «суицидальная игра» появилась на одном из этих сайтов.

Как они устроены

Человек получает приглашение либо сам пишет сообщение в Сети, оставляя нужный хэштег, ключевое слово. За участником закрепляется куратор. Игра длится 50 дней, и на каждый день игроку присылают одно задание. Он должен вставать в 04:20 и что-то делать.

Сначала задания относительно безобидные: выйти на улицу без куртки, читать книгу 2 часа, слушать определенную музыку. Потом они становятся опаснее: перебежать дорогу на красный свет, выйти на парапет и смотреть вниз. Последние пять крайне опасны и могут привести к смерти, а в финале игроку прямо указывают: убей себя.

Как это работает? Как игра настраивает на суицид?

«Кураторы «Синего кита» или других подобных игр манипулируют игроком, чтобы ослабить его чувство реальности и инстинкт самосохранения, - рассказывает Александр Минкин, ведущий разработчик игр проекта «Полдень». - Сначала включается депривация сна и эмоциональное воздействие. Игроку приходится вставать в 4 утра несколько дней подряд. Это выбивает его из колеи, он становится мнительным, тревожным, легче поддается внушению. В нагрузку к недосыпу игрок получает депрессивные эмоции из текстов и музыки. Так участник дозревает до состояния, когда им легко манипулировать».

Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать

Второй этап направлен на притупление инстинктов. Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать. Перебежал дорогу, постоял на краю моста - значит, немного победил смерть. На этом этапе появляются угрозы от куратора: убить близких подростка, выложить некий «компромат», если игрок решит «соскочить».

Часть этих механизмов знакома психологам, ведь это очень похоже на формирование привычки. Участник втягивается, привыкает раз за разом выполнять задания, слушаться куратора. Механика игры хорошо приспособлена для этой задачи: она удерживает внимание и состояние игрока в «потоке».

Что значит «состояние потока»? Александр поясняет: «Возьмем для примера игру в теннис. Мы впервые взяли в руки ракетку и учимся отбивать мяч в стену. Через несколько занятий мы уже можем рассчитать траекторию и силу удара. Как только результаты видны, мы встаем против тренера, который адаптируется к нашему уровню. Нам тяжело, но мы справляемся, и так далее вплоть до чемпионата по теннису.

Нам постоянно интересно - мы «в потоке». Но если тренер оставляет нас упражняться у стены слишком долго, нам становится скучно. И наоборот, если он играет в полную силу - мы переживаем стресс из-за постоянных неудач.

В игре «Синий кит» скучные задачи чередуются с интересными. Первые - интригуют, вызывают любопытство. Потом несколько скучных заданий заставляют томиться в ожидании. Затем снова идут интересные, но сложность нарастает. Преодолев их, игроки чувствуют свою победу.

Если увеличивать сложность с каждым этапом, дойти до конца будет невозможно. А за счет промежуточных пунктов игрок остается в «потоке».

Слабость игры проявляется там, где куратору приходится угрожать участнику. Это говорит о том, что механика не всегда справляется с удержанием человека в игре. Там, где интерес не справляется с удержанием, в дело вступает страх. Участнику нельзя выложить фото в Сеть, чтобы рассказать, что именно с ним происходит. И это работает: кто-то остается из-за боязни потерять родных, кто-то - из-за перспективы быть опозоренным».

Кому это выгодно?

В массе своей люди не знают, как устроена игра, не видят причин играть в нее, воспринимают все группы смерти как комплексную угрозу и легко рисуют за ними образ врага. Как будто есть единый злодей, управляющий всеми этими группами и играми.

Но доказательств связи суицидов и игр нет, нет наглядной картинки, очень много домыслов вокруг того, как это работает. Да и требований со стороны какой-либо террористической организации не поступает, как и заявлений о том, что кто-то принимает на себя ответственность за эти акции.

Смертность же подростков именно в результате таких игр не так значительна, чтобы рассуждать о террористической угрозе или разработке оружия. Поддерживать всех кураторов и все группы - это огромные бюджеты с минимальным результатом. Любой службе разведки такая результативность не к лицу.

Никакого секрета или власти у этих людей нет

Кроме того, информация, которую использует куратор, всегда добывается в открытых источниках самым примитивным способом. Никакого секрета или власти у этих людей нет. Это не взрослые хакеры, а активные сверстники участников. Возможно, у кого-то из них есть личная обида на своих игроков.

Сейчас уже невозможно сказать, кто именно создал первую игру. Возможно, психолог, возможно, подросток. Возможно, это чья-то дипломная работа. Формат и версии этой игры постоянно меняются, и сейчас ее организуют разные молодые люди.

Как если бы мы гуляли из двора во двор и обнаруживали там игры, в которые играют дети: ножички, классики, резинку, мяч. Вроде все похожи, но автор неизвестен и правила отличаются.

А процесс игры, механика и образ участников подсказывают, что и администраторы, и участники - подростки. Особенно это заметно по тому, что никто до последнего момента не воспринимает такую игру всерьез. Ведь подросток не верит в собственную смертность.

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так. Дети очень много играют в игры - это норма их повседневной жизни. А количество игр, созданных детьми, огромно, особенно в интернете.

«Синий кит» родился на стыке нескольких явлений - тяги к экстриму, поиска новых ощущений, желания получить уважение сверстников и доказать свою взрослость. Подростки приходят в игру, чтобы привлечь к себе внимание, получить адреналин, обыграть соперника и погасить душевную боль. Администратор и участник приходят к игре по-разному, но уже в процессе относятся к ней одинаково, они не верят до конца, что игра закончится смертью, и стремятся обыграть соперника.

Как с этим бороться?

1. Не бояться

Перестать говорить с придыханием об игре. Так мы лишь добавляем популярности этой теме. Наша задача - вывести это понятие из моды.

2. Формировать ценности

Подросткам тяжело осознать, что действительно важно и дорого в жизни. Необходимо говорить с детьми о семье, работе, о дружбе, показывать на своем примере, что действительно ценно. Читать вместе классическую литературу, обсуждать фильмы и сюжетные компьютерные игры. Например, проект «Полдень» проводит для воспитанников детских домов игры, в которых они могут прожить ту или иную ситуацию и совершить ценностный выбор.

3. Быть бдительными

Ребенок сам не будет просить помощи, если уже идет по пути суицида. Важно наблюдать за ним. Если он начал играть, у него есть около 40 дней. Изменения в поведении хорошо заметны: изоляция, депрессия, нарушения сна, появляются порезы и травмы.

4. Быть рядом

Важно знать, что происходит с ребенком, с его окружением, что его тревожит, что он чувствует, часто ли ему бывает одиноко. А также приучать его звать на помощь взрослого в крайних ситуациях.

5. Обнадеживать

Если ребенок встал на путь суицида, заявил об этом, ему нужно объяснить, что есть люди, которые расстроятся из-за его смерти. Хочет ли он этого? Может последовать ответ: «У меня нет друзей, им плевать, я никому не нужен». Тогда можно сказать, что даже незнакомые ему люди расстроятся, будут сопереживать.

6. Обсуждать тему суицида

Подросток может воспринимать самоубийство в романтическом ключе, как яркий жест, способ «красиво уйти». Важно дать ему альтернативный взгляд - какую боль и страдания приносит людям этот шаг, как искаженно выглядит в глазах самоубийцы его жизнь.

Есть фильмы и социальные ролики, которые поднимают эти темы. Что бы вы ни смотрели, обязательно обсудите это с ребенком - важно узнать о его впечатлении, мыслях и чувствах по поводу увиденного.

7. Прервать «поток»

Как и с другими играми в интернете, например, разнообразными фермами, мы увлекаемся и на некоторые время можем «выпасть» из реальности. Но стоит прерваться на неделю - и уже не вспоминаем о них.

Если вы боитесь, что ваш ребенок уже играет в опасную игру, изолируйте его от средств связи, увезите на дачу на неделю, дайте выспаться. Как минимум он перестанет воспринимать угрозы куратора как реальные, как максимум - перестанет воспринимать игру всерьез. Но помните, что это не решение его внутренних проблем, а только прерывание состояния «потока».

8. Дать замену

Прервать контакт, чтобы вытащить из потока, недостаточно. Дальше важно найти что-то, что нравится ребенку, и дать ему возможность этим заниматься. Поддержать его хобби, какую-то интересную для него деятельность.

Если вы будете давить и наказывать, это даст обратный эффект. Ребенок найдет другой способ покончить с собой или вернуться в игру - через знакомых, чужие аккаунты.

9. Обратиться к психологу

Существуют психологические центры, которые работают с «китятами», вы можете найти их в интернете.

История с «Синим китом» учит нас, что детям нужно уделять внимание. Они не просто объект воспитания, они живые люди со своими эмоциями, желаниями и стремлениями. «Модная», будоражащая тема смещает фокус проблемы: многих захватывает мысль об эпидемии суицида, но им не так интересно говорить про реальные проблемы детей - одиночество, неудачи в любви, невнимание или насилие со стороны родителей.

Что такое проект «Полдень»

Проект социальной адаптации воспитанников детских домов «Полдень» помогает воспитанникам детских домов. Волонтеры проекта разрабатывают и проводят игры, в которых дети проживают различные ситуации и решают задачи, приучаясь действовать самостоятельно, проявлять инициативу, выстраивать границы, учитывать интересы и потребности других людей, брать ответственность за свои решения.

Программа действует уже шесть лет. Сейчас ее участники ведут работу не только в детских домах, но и в школах и учреждениях дополнительного образования в 23 регионах Российской Федерации - от Москвы до Владивостока.

Сайт: thenoon.ru

Вы знаете, в какие опасные игры играет ваш ребенок, когда его нет дома? Наверняка - не знаете. Зато вам нравятся его товарищи - ответственные, решительные, уважительные, занимаются спортом. Все подтянутые, пиво за углом не пьют. Хорошие дети, что тут говорить. Вот только очень рисковые. Но вы же об этом ничего не знаете? А вы поинтересуйтесь - чем увлекается ваш сын или дочь. Если сможете, загляните на его страничку в контакте, в рюкзак, на полку шкафа. Если обнаружите незнакомые предметы, спортивное снаряжение, насторожитесь и попытайтесь аккуратно «расколоть» ребенка. Может быть, ваше любопытство спасет ему жизнь. А я хочу, чтобы вы знали, какие опасные виды спорта сейчас популярны и чем они опасны.

Паркур

Первоначально паркур предназначался для тренировок спасателей и военных, для обучения их эффективному перемещению по городу. Те опасные трюки, которые выполняют на улицах подростки, перепрыгивая с крыши на крышу, ничего общего с паркуром не имеют. Это скорее уличная акробатика.

Ребята, которые самостоятельно пытаются заниматься паркуром, похожи на фехтовальщика, который вместо шпаги фехтует палкой. Безрассудные подростковые трюки никакого отношения к паркуру не имеют и ведут в серьезным травмам и даже к самому худшему. Если уж ребенок рассказал о том, что занимается паркуром, узнайте, кто его тренирует и посоветуйте обратится в сообщество трейсеров. Многие трейсеры проводят тренировки бесплатно. Они объяснят, покажут и расскажут о настоящем паркуре и о бессмысленности неоправданного риска

Джампинг

Джампинг подразделяется на:

- Банджи-джампинг - когда прыгают вниз головой с моста, здания, и т.п. с привязанным к ногам резиновым троссом. Тросс растягивается и раскачивает экстремала вверх-вниз.

- Роуп-джампинг - прыжок выполняется с использованием альпинистской системы страховки. Страховочная и прыжковая веревки закрепляются на поясе. Прыжок вниз выходит на маятник, то есть человек раскачивается из стороны в сторону.

Что тут опасного? Первое - с подростком может произойти что угодно - обрыв троса или веревки, если организуются прыжки неопытными или халатными тренерами. Как вы узнаете, что ребенок прыгает с высоты? Единственный способ - не давить, а разговорить подростка. Если у вас доверительные отношения, он расскажет о том кайфе, который испытал, о том состоянии полета, которое не передать словами. Может быть вам и самим захочется прыгнуть…

Но не поощряйте такие занятия. Подростки неосторожны, им свойственна бесшабашность, бравада, риск.

Планкинг

Планкинг - «лицом вниз». Наверное, родители одобрят этот вид экстремального занятия своего отпрыска. А что тут такого - никакого движения, просто лежит себе лицом вниз на скамейке, бордюре. И пусть себе лежит… Не все так просто.

Начинающие планкеры ложатся на шкаф дома, на скамейку у подъезда, на перила лестницы. И фотографируются в такой позе. Дальше - экстрима еще больше - вниз лицом на перилах моста, на краю высотки, на арматуре заброшенного завода, под потолком аэродрома.

Вот пример - 20-тилетний парень в Австралии в Бирбене, упал и разбился насмерть с балкона 7-го этажа. Неудачный планкинг…

Руферы

Быть руфером смертельно опасно. Это нелегальное занятие приводит к смерти многих подростков. Что такое руферство? Это исследовние доступных и недоступных мест - крыш зданий, высоких сооружений, различных опасных мест. Преграды для руферов нет. Ни заграждения, ни охрана, ни милицейские посты не помогают.

Подростки пронырливы, хитры. Они жаждут новых впечатлений и часто не соблюдают технику безопасности. Они считают, что у них весь мир в кармане, что все получится, что старые ржавые конструкции выдержат. Но часто не выдерживают…

Зацеперы

Зацеперы - теперь так называются идиоты, которые катаются с внешней стороны поездов. Если у железки появились зацеперы, от них нет спасу, машинисты боятся, что раздавят подростка, ведь поезд - не машина, его не остановишь на полном ходу.

Что заставляет подростка рисковать жизнью? Бывали случаи, когда подростков, залезших на крышу электрички, убивало током. 27 000 вольт - не шутка! Такие опасные игры наблюдаются и в метро, катаются на трамваях. Милицейские протоколы - пустой звук.

Зацеперы и руферы - самые неконтролируемые, рисковые экстремалы. Если ваш ребенок замечен в таком деле - бейте тревогу и делайте что угодно, но заставьте ребенка отказаться от этого занятия, ведь здесь пахнет не просто адреналином, а смертью.

Вот в такие опасные игры играют наши подростки. Как их уберечь, как проконтролировать, как заставить заниматься чем-то более безопасным? Думайте, родители!