Педагогические условия развития воображения у дошкольников. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Подготовительная группа Образовательная область «Познавательное развитие»

Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №122 «Лучистый» Коновалова С.И. 2015

Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях.

Программные задачи:

Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения» .

Материал:

  • картинки с изображением листьев деревьев
  • слайды деревьев: береза, дуб, осина, рябина, сосна, ель
  • картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива)
  • карточки с частями лекарственных растений.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

В.: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо:

Вот конверт большой и желтый
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь
А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?

Пишут звери: «Ждем вас в гости! Приходите в лес весенний, будем с вами мы дружить, веселей нам будет жить!»

В.: Ребята, вы готовы пойти в гости к лесным жителям? Кого называют лесными жителями?

В.: В лесу много разных деревьев. А мимо каких мы пойдем, вы сейчас нам скажите.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» .

В.: Сколько много деревьев в этом лесу, все они разные: береза, дуб, осина, сосна.

В каком лесу мы оказались?

Дети: Смешанном.

В.: Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку (на ковре расстелено зеленое полотно) .

Давайте с вами отдохнем и немного поиграем.

Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

В.: А где же звери, которые нас сюда пригласили? Никто нас здесь не ждет? (Выходит грустный зайчик) .

В.: Здравствуй, зайчик! Ты не мог бы подсказать нам, где подевались лесные жители? Мы получили от них приглашение в гости, пришли, а их никого нет. Где же они?

Зайчик: Все мои друзья заболели, а я не знаю, как им помочь. Ведь в лесу нет аптек и негде купить таблеток и лекарств, которые помогли бы им выздороветь.

В.: Ребята, может быть, вы знаете, как можно вылечить зверей без таблеток и лекарств из аптеки?

В.: Конечно, в лесу растет много трав и цветов, которые помогают от болезней. Как их можно назвать? Почему их называют лекарственными? Назовите, какие лекарственные травы вы знаете.

В.: Молодцы. Вы назвали много лекарственных трав. Но чтобы зайчик их лучше заполнил и знал, от каких болезней они помогают, мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «Отгадай загадку о лекарственном растении» .

Тот, кто первым отгадает загадку, возьмет картинку с изображением этого растения, поставит его на полянку, и расскажет, от каких болезней это растение вылечит. А ты, зайчик, внимательно слушай и запоминай.

* «Глазок золотой на солнце глядит
Как солнце нахмурится,
Глазок прижмурится»

(Одуванчик)

Помогает повысить аппетит, снять жар.

- «Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.

(Подорожник)

Помогает от ран и порезов, от простуды.

* «В руки нам ты не даешься
Как горчица сильно жжешься,
В огороде ты сорняк, но не выбросишь никак
Много пользы ты приносишь
И в беде ты нас не бросишь»

(Крапива)

Помогает остановить кровотечение, кашель, укрепляет волосы.

* «Стоит в поле кудряшка, белая рубашка
В середине золотая, кто она такая?»

(Ромашка)

Помогает при кашле, простуде, жаре, ангине.
- «Если что-то заболит, даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой?
С чудо травкой… (Зверобой) »

Останавливает кровотечение,
уничтожает глистов, заживляет раны.
- «У неё целебный лист
Чай с ней вкусен и душист»

(Мята)

Лечит головную боль, простуду, ангину.

В.: Какая наша полянка стала красивая, как много на ней лечебных трав и цветов. Зайчик, ты теперь знаешь об их целебных свойствах, и ты обязательно вылечишь своих друзей.

З. Ребята, спасибо, что вы мне рассказали, с помощью каких трав я помогу вылечиться друзьям. Но я не знаю, что можно приготовить из них.

В.: Ребята, а вы знаете?

(Отвары, настойки, лечебные чаи)

В.: Ребята, а вы знаете, какие части растений являются лечебными?

Дидактическая игра «Вершки-Корешки»

З. Спасибо, тогда я побегу быстрее собирать травы.

В.: Подожди, зайка, не торопись. Ребята, о чем мы еще должны рассказать зайке? Правильно, о правилах сбора лечебных трав.

Назовите их.

Нельзя собирать траву вблизи дороги.

Нельзя собирать поврежденные или сломанные травы и цветы.

Нужно собирать в сухую погоду.

Сушить не на солнце, а в тени, под навесом.

З.: Вот спасибо, ребята, за ваши советы. Я теперь знаю, что вылечить моих друзей можно и без таблеток, что на каждую болезнь есть своя лекарственная трава, и что самая лучшая аптека - это Природа.

В.: Да, зайчик, ты прав.
Лес, как сказочное царство
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

В.: До свидания, зайчик. Пусть твои друзья поскорее выздоравливают и приглашают нас в гости. Мы очень хотим с ними встретиться. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Для вас мы приготовили чай «Здоровье» , им мы угостим и наших гостей. Давайте определим, какие травы использовались для его приготовления.

«Зелёная аптечка»

Тема: «Зелёная аптечка»

1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс (зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов - травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.

Ход занятия

1. Организация детей.

2. Проверка творческих заданий детей /по выбору/.

Детям дано задание на выбор:

Выполнение рисунка на тему: «Если хочешь быть здоров»

Составление правил закаливания организма.

Выявление способов закаливания организма.

В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров»

3. Сообщение темы минутки здоровья.

Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

Тема нашей минутки здоровья - «Лекарственные растения. Зеленая аптечка».

СЛАЙД № 1.

Как вы думаете, что это такое?

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

А сейчас сами растения расскажут нам об этом.

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у детей на столах образцы трав и растений).

Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).

Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.

Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.

Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Простуда

Ранки и порезы

Головная боль

Аллергия

Желудок

Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.

СЛАЙД №11-12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с воспитателем обращаются к травам и растениям на столе).

Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки.

Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.

Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.

Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.

СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»

Ромашка. Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок

Дать в букет ещё цветок

Ромашка- Разгадала твой обман!

Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!

Разболится голова от подарка твоего

Забирай назад его!

Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.

Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята

Лучше вместе в лес пойдем

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду

Ромашка.Поняла я братцы сразу

Хитрый замысел её

А ну-ка уходи отсюда, вредная!

Мы растения эти знаем, бережём и охраняем

От таких как эта – собирательница букетов!

В Красную книгу они давно уже занесены

Мы их рвём не на потеху

Отнесём мы их в аптеку

Из даров лесного царства люди делают лекарства!

Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?

Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.

Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.

СЛАЙД №13-15

Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.

Почему же растения оказываются в Красной книге?

Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.

Поэтому людям, занимающимся сбором и заготовкой растений, необходимо соблюдать некоторые правила.

Правила сбора

1.Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

2.Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

3.Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.

4.Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

5.Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

Практическая групповая работа (по отрядам).

Выполнение аппликации: знаком

1.Не вытаптывайте цветы

2.Не рвите цветы

3.Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)

Дети выполняют аппликации

Практическая работа (травы)

Что осталось на столе? (лук, чеснок)

Почему они вместе с лек. растениями?

Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.

Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.

Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.

/КОРЗИНКА/лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла

Что ваша мама использует, когда вы болеете?

Петрушка – сердцередька – кашель

Морковь - глаза

Свекла - кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лукангина

Лимонрасстройство желудка

Капустанасморк

Укропожоги

СЛАЙД№18 – проверь себя

Итог занятия. Блиц-опрос.

Назовите любимую траву кошки?

Чем можно заменить?

Растение, которым лечили веснушки?

Вместо бинта при ожогах и ранах?

Какое растение узнают даже слепой?

В какой части растения накапливаются лекарственные вещества?

a)у валерианы

b) у ромашки

c) у подорожника

Что нового узнали?

Чего не знали?

Творческое домашнее задание /на выбор/

Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:

желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.

Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.

Стихотворение воспитателя

Я не степью хожу – я хожу по аптеке

Разбираясь в её травяной картотеке

Беспредельная степь, бесконечная степь

Ты природой написанный верный рецепт.

Озёрная школа

филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

П. Третий Решающий

Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.

Ход занятия:

I. Вводная беседа учителя:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.

Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.

II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

· Одуванчик лекарственный

· Ромашка аптечная

· Подорожник большой

· Чистотел большой

· Тысячелистник обыкновенный и другие.

РОМАШКА

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

МЯТА.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

III . Отгадывание загадок.

1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник. Витаминное средство.)

2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

(Душица, чабрец.)

3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина. От простуды.)

4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.

(Крапива.)

6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)

7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

(Подорожник)

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

IV . Задание: Найди лекарственное средство.

V . Памятка сборщику лекарственных растений

· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.

П __Д__Р_ЖН_К

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?

Полезная ли для тебя эта информация?

Если хочешь быть здоров!

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

Блиц-опрос

Назовите любимую траву кошки? (Валериана)

Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)

Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)

Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)

В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)

Зелёная аптечка

Цель: активизация знаний детей о лекарственных растениях.
Задачи:
Учить детей концентрировать внимание, мобилизовать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос. Развивать смекалку.
(Разгадывая вместе с детьми загадки, родители или учителя могут рассказать о лечебных свойствах этих растений, о том, как собирают эти растения.)

Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она,
Вам здоровья даст,
Силушки сполна!
Лечебные растения - как они выглядят, где их достать, как собрать, что вообще мы знаем о них? А давайте просто познакомимся с ними с помощью загадок! Это простая и несложная игра, где вы сможете проверить свои знания о природе, умение наблюдать и замечать.

Загадки о лекарственных растениях
1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай.

Чабрец
Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.

2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам …

Укроп
Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.

3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

Калина
Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.

4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, …

Петрушка
В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.

5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - …

Лук
Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.

6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.

Боярышник
Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

7. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...

Одуванчик
Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.

8. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.

Шиповник
Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.

9. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.

Женьшень
Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдром хронической усталости, для восстановления организма.


10. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?

Крапива
Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

11. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.

Полынь

12. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?

Подорожник
В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

13.Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой?

Чертополох

14.Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная...

Душица

15.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой...

Зверобой

16.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах..

Мята

17. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка?

Чистотел

18. Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом...

Медуница

19. Расправит свой ажурный листик
Король всех трав...

Тысячелистник

20. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.

Липа

21. На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он - салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму.

Пастушья сумка

22. Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.

Ландыш майский

23. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем.

Ромашка лекарственная

24. Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.

Рябина


25. В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок.

Пижма
С древности известно, что листочки пижмы девушки носили при себе, чтобы никакой беды не случилось, даже желания загадывали, поэтому в народе ее еще окрестили «приворот-трава».
А еще пижма - оберег-трава. Сам Петр I советовал всем дворянам посадить ее у входа в жилище, «дабы уберечь проживающих от плохих приходящих». То есть, с какими бы мыслями к вам ни шел человек, все свои плохие помыслы он оставит за порогом вашего дома.
Пижму бальзамическую советуют сажать в огороде, рядом с домом. Пижма бальзамическая приносит хозяевам успокоение и радость.

Ее мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава - сорняк,
Не пригодится нам никак -
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам!