Почему ребёнок боится чужих людей: помогаем малышу избавиться от чувства страха. «Мой ребенок боится чужих людей

анонимно

здравствуйте. Моему сыну 2,3 года. Примерно с полутора лет он начал сильно бояться врачей (даже прослушать стетоскопом не дается) и вообще незнакомых людей. Если люди на улице пытаются нагнуться к нему и заговорить убегает или прячется за меня. Если приходят гости не выходит к ним и даже плачет. Когда был совсем маленький мы ходили в в гости. Там поначалу боялся, но потом осваивался. С детками на площадке и в песочнице играть не хочет. Любит чтоб мы гуляли с ним вдвоем. Ездит в транспорте с удовольствием, заходит в крупные магазины где много людей без проблем. Но дома и при "личном" контакте - проблемы. Также стесняется некоторых персонажей мультиков или. к примеру, говорящих игрушек. Сам говорит очень плохо. В малышкиной школе немного напугался, но сидел у меня на руках пока не началось занятие, где учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался, что пришлось уйти. Что это может быть по вашему мнению, "перерастёт" ли это с возрастом или у нас какие то серьёзные проблемы с социализацией?

Здравствуйте. Понимаю Вашу тревогу и спешу Вас успокоить: в этом возрасте страх чужих людей у ребенка – это обычное явление. Это ни в коем случае не является показателем проблем с социализацией. Вы пишите: «с детками на площадке и в песочнице играть не хочет». Как правило, в этом возрасте некоторые дети играют не друг с другом, а рядом друг с другом – это нормально. Многим детям надо сначала присмотреться к «чужаку», прежде чем подпустить его ближе, и когда незнакомый человек нагибается и пытается заговорить, то страх маленького ребенка вполне объясним: он может воспринимать это как преждевременное вторжение в свое личное пространство. Вы пишите: «Сам говорит очень плохо». Посещали ли Вы с ребенком логопеда для того, чтобы определить, по возрасту ли протекает речевое развитие ребенка? Вы пишите: «учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался …». Возможно, Ваш сынишка – чувствительный, ранимый ребенок, с . Это не диагноз, это – особенности эмоциональной сферы ребенка. С возрастом эта ранимость и тревожность снизятся. Таким детям нужна доброжелательная атмосфера, минимум критических высказываний и максимум поддержки и одобрения – этого достаточно для того, чтобы с возрастом они перестали отличаться по своим эмоциональным реакциям от сверстников.

анонимно

Большое спасибо Вам за оперативный ответ! Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься если малыш всех боится?) Мы были на приеме у невролога, который прописал пантогам с глицином, после чего Магне Б6. Общается только с членами семьи и няней, к которой мы водим его на 2 часа каждый день. С ней ведёт себя нормально. Я сильно переживаю, потому что планирую около 3 лет отдать его в детсад, как он будет социализироваться в группе незнакомых взрослых (воспитателей) и детей? Наверняка это как раз случай повышенной тревожности, плюс он очень "домашний". что бы Вы как специалист посоветовали мне? Одни говорят водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), дрегие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей. Очень надеюсь на Ваш ответ. Заранее большое спасибо. С уважением.

Вы пишите: «Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься, если малыш всех боится?». Как правило, логопеды не занимаются с такими маленькими детьми, логопед может проконсультировать Вас по поводу речевого развития ребенка, сможет определить, достаточное оно или нет, даст Вам рекомендации исходя из своих наблюдений за ребенком или из Вашего описания того, как говорит малыш. Впрочем, не обязательно делать это прямо сейчас, можно подождать до 3 лет. То, что Вы наблюдаете малыша у невролога – это очень хорошо. Вы пишите: «Одни говорят, водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), другие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей». Я бы категорически не советовала Вам насильно социализировать малыша несмотря на плач. Это может травмировать его психику. Если Вы принимаете препараты от невролога (пантогам, глицин, магне Б6 – это мягкие препараты), на их фоне должна быть позитивная динамика. Обязательно после того, как пропьете курс, снова посетите этого невролога, чтобы он скорректировал дальнейшее лечение, если будет необходимость. Поэтому надо подождать с навязыванием общения. Дайте возможность Вашему малышу привыкнуть к какому-нибудь месту, где есть его сверстники. Не торопите ребенка, не подталкивайте его к контакту с другими, дайте ему возможность освоиться в новой обстановке на Ваших руках или с Вашей защитой. Пусть Ваш малыш сам решает, хочет ли он общения или нет. Если не хочет, надо уважать его желания. Скорее всего, он будет сложно адаптироваться к детскому саду, Вам надо быть к этому готовой. Но это – практически норма для такого ребенка. При мягком, доброжелательном уходе такие детки уже к школьному возрасту «перерастают» эти проблемы.

Многие молодые родители искренне удивляются тому, что их ребенок боится новых людей, пришедших в дом или просто подошедших на улице..

Проблема страха перед чужими людьми возникает примерно в возрасте 8-10 месяцев. Когда ребенок, привыкший к матери и отцу, начинает нервничать, капризничать и плакать при виде нового человека.

Почему ребенок боится чужих людей?

Страх перед чужими людьми тесно связан у малышей со страхом потерять маму. Этот страх подсознательный и поэтому никакие уговоры не дадут эффекта.

Ребенок на уровне подсознания чувствует, что чужой человек может лишить его мамы и причинить ему самому вред. Притом к «чужим» могут относиться и родственники или даже отец, если ребенок не видит его часто. А если мамы нет рядом, то появление «чужого» может вызвать у него настоящую истерику. Иногда ребенок даже может .

Как бороться со страхом?

Не нужно игнорировать страх ребенка, если ребенок боится чужих людей, мама должна помочь ему справиться с его проблемами. Мама обязана понимать, что подталкивание ребенка к общению с «чужаками» может лишь навредить малышу.

Самым правильным решением этой проблемы будет время. Просто дайте ребенку немного времени на то, чтобы малыш привык к голосу и внешности нового для него человека.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, стоит приучать ребенка к их присутствию постепенно. В безопасности малыш чувствует себя лишь на руках у мамы, поэтому на ручках ребенок сможет быстрее и более решительно познакомиться с новым человеком.

Показывайте на своем примере, что крохе нечего опасаться. Если ребенок боится чужих людей, то он должен увидеть, что мама приветлива и улыбчива с незнакомым человеком, тогда и он начнет привыкать к нему и поймет, что «чужак» не представляет для него опасности.

Имейте в виду, что время на «знакомство» у каждого индивидуально. Некоторые любознательные детки готовы сразу забраться на руки к незнакомцу, другим требуется несколько часов. Третьи же привыкают к «чужаку» лишь за несколько визитов.

Если годовалый ребенок боится чужих людей на улице, если это вызывает у него стресс, то маме стоит во время прогулки знакомить малыша с другими людьми. Просто возьмите его за руку или на руки и подходите к другим детишкам, ведь малышу не так страшно знакомиться с такими же детьми, как он. К тому же, это поможет ему более доверчиво относиться к другим женщинам с детьми.

Если малыш боится врачей

Многие дети кроме боязни чужих людей начинают нервничать и плакать при виде врачей, а иногда и после визита в поликлинику малыша трудно успокоить.

Чтобы посещение доктора было менее травматичным для ребенка, научите его играть в «больницу». Купите игрушечные медицинские инструменты, сшейте белый халат для любимой игрушки или пусть малыш сам лечит их. Покажите ребенку то, что обычно делают врачи в поликлинике. Пусть он увидит, что врачей не стоит бояться.

Почитайте ему сказку про Айболита и представьте поход к врачу чем-то вроде игры.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, не стоит паниковать. Обычно после полутора лет страх уходит, и малыш с радостью общается с новыми людьми. Однако мама должна помочь ему справиться с этим недугом.

Сайт для мам сайт настоятельно рекомендует молодым мамочкам не бросать малыша один на один с его страхом. Не игнорируйте реакцию ребенка на незнакомых людей. Обязательно работайте над этой проблемой. Сегодня вы поможете ему, а завтра малыш сам сможет преодолеть свой страх. Стимулируйте ребенка поощрением, обязательно отмечайте все, даже незначительные, его достижения.

Удивительно, но в семье, где мама мягкая, а папа достаточно активный, дети обычно менее тревожные, и следовательно, меньше подвержены страхам. В этот период родители должны стараться не отсутствовать длительное время.

Наиболее полезным для малыша станет тот вариант воспитания, когда мама и папа будут все свободное время уделять ребенку , а не перекладывать заботу о нем на нянь или бабушек.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, а без помощника никак не обойтись, то следует заранее приучить ребенка к новому человеку. Сначала такое общение должно проходить с обязательным присутствием мамы. Тогда, оставшись наедине с новым человеком, ребенок не испытает стресс или даже страх.

Ну и конечно, самое главное — это внимательно следить за эмоциональным состоянием малыша. Если ребенок боится чужих людей, не нужно заставлять его общаться с ними, не оставляйте его наедине с незнакомцем. И помните, все проблемы взрослого человека родом из детства, а вовремя не пережитый страх может негативно отразиться на взрослой жизни. Не оставляйте свое чадо наедине со своим страхом, будьте внимательны и заботливы, и тогда ваш малыш легко перерастет любую проблему.

Советует детский педагог-психолог Татьяна Шишова.

Переходный возраст

В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей, с радостным интересом находятся в людных местах. Но в 7–8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приехавшей навестить внучка, и наотрез отказался идти к ней на руки. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой.

Подобные эмоциональные всплески нормальны для годовалых младенцев. Более того, страх посторонних – естественная фаза развития, означающая, что малыш стал разделять людей на «своих» и «чужих». Это своеобразное проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Исследования ученых показали, что в компании посторонних или в отсутствие матери у малышей с 9 до 12 месяцев повышается количество кортизола (гормон стресса) в крови, поскольку в обществе новых людей ребенок ощущает смятение и панику. Защитный механизм включается, и когда младенец остается без мамы, даже на небольшой период времени. В такой ситуации задача родителей – создать у малыша чувство защищенности: взять его на руки, обнять, приласкать, утешить добрым словом. В людные места ребенка лучше носить в «кенгуру» или слинге – телесный контакт с мамой дарит спокойствие и уют. Если вы ждете гостей, обязательно сообщите им о возможных негативных реакциях крохи, объясните, что в период с 7–9 месяцев до 2–3 лет дети становятся боязливыми и робкими. Фраза «он теперь всех боится» – универсальна и сразу устранит возникшую неловкость.

Совет. Предупреждайте двух-трехгодо­валого ребенка о приходе гостей заранее, опишите их, создайте положительные образы. Когда позвонят в дверь, напомните малышу, что пришли гости, и подождите несколько секунд перед тем, как отворить. Если кроха сдержался и не заплакал при виде новых лиц, непременно похвалите «смельчака» за храбрость.

Дайте время освоиться

Постарайтесь не отдавать ребенка в сад, пока малыш психологически не готов отпустить вас. Ранний отрыв от матери грозит усугублением страхов и возникновением различных психологических трудностей. Конечно, встречаются ситуации, когда мама вынуждена отдать кроху в ясли в 1–1,5 года. В этом случае важно обеспечить мягкую, деликатную адаптацию к новым условиям. Договоритесь с администрацией садика, что первое время будете находиться вместе с ребенком. Затем, когда малыш освоится, начинайте оставлять кроху: на часок, потом на 2–3, потом – на полдня, чутко реагируя на малейшие проявления страха, неуверенности или тревоги. Так малыш потихоньку привыкнет к воспитателям и детям, перестанет воспринимать их как чужих и будет относиться к расставанию с вами более спокойно. Точно так же следует вести себя с няней: сначала присутствовать при ее визитах, затем оставлять кроху наедине с воспитательницей на 15 минут, на полчаса, на час и так далее по нарастающей. При каждом расставании можно использовать особый ритуал: няня машет игрушкой или протягивает младенцу определенный предмет – всегда один и тот же, чтобы задобрить и привлечь малыша. Через пару недель ребенок полностью привыкнет к новому человеку, и вы сможете выйти на работу.

Совет. Не стоит что-либо менять в укладе вашей жизни в те дни, когда вы приучаете малыша к детскому саду или няне. Даже коляску или кроватку менять нежелательно. Любые перемены могут осложнить период адаптации.

Проявите тактичность

Иногда страх перед посторонними возникает вследствие пережитого стресса. Например, в раннем детстве ребенок попал в больницу, где находился без мамы. Подобные испытания могут вылиться в патологические страхи перед взрослыми, в особенности – перед врачами и медсестрами. В обществе чужих людей малыш может становиться беспокойным, плаксивым или, наоборот, заторможенным, молчаливым. Уговаривать или позорить ребенка – жестоко и бессмысленно, кроха закроется, перестанет доверять родителям, но не станет смелее. Особенно грешат укорами в «трусости» отцы, мечтающие видеть своего малыша активным, смелым, не понимая, что психика ребенка крайне уязвима. От презрительных насмешек или сердитых высказываний у малыша к страху прибавляется еще и стыд за собственную «трусость». Теперь проблема станет двойной – малышу придется избавляться не только от страха, но и доказывать себе и окружающим свою состоятельность.

Помочь в преодолении глубинных страхов можно лишь поддержкой, заверениями, что вы понимаете опасения малыша, осознаете, как тяжело крохе, никогда не оставите его в трудной ситуации и всегда спасете положение. Малыш должен ощущать, что его переживания воспринимают всерьез, сочувствуют ему и сострадают. Тогда у ребенка появится уверенность, что вместе с родителями он все сумеет преодолеть.

Эффективны также рассказы взрослых о собственных детских страхах и о способах их преодоления. Малыш получит важную установку: папа (или мама) тоже боялись, когда были маленькими, но сумели справиться, научились контролировать страх.

Совет. Большим подспорьем могут стать ролевые игры, в которых с помощью кукол можно проигрывать бытовые ситуации, тревожные для трусишек-дошколят. Например, если пяти-шестилетний ребенок ни минуты не может находиться в одиночестве, можно показать мини-спектакль: Зайчонок опасался оставаться один, однако мама-Зайчиха его уговорила и ушла. Когда она отлучилась, зайке стали мерещиться (что? – проговорить вместе с ребенком), но все же Зайчонок придумал, чем себя занять, и избавился от тревоги. Покажите, как мама по возвращении хвалила малыша за смелость.

В том случае, если кроха боится посторонних, можно разыгрывать сценки про «Потеряшку»: Щенок пошел на прогулку вместе с хозяином и… потерялся. Важно зафиксировать внимание ребенка на моменте, когда щенок потерялся, проговорить, что он почувствовал. Малышей постарше можно попросить изобразить мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся. Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный Потеряшка встретил добрых персонажей, которые помогли ему найти дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, – замечательными и отзывчивыми.

Кстати

Отсутствие страха перед незнакомцами в возрасте одного-двух лет может быть признаком аутизма. Маленькие аутисты без опасений идут на руки к чужим людям, но лишь потому, что не разделяют людей на «близких» и «посторонних». Такие малыши не замечают отсутствия родителей, живут, словно в вакууме, не впуская в свой «мирок» даже родных.

Аутизм – серьезное нарушение психического и эмоционального развития ребенка, желательно выявить его на ранних стадиях. Если малыш в 9–12 месяцев не реагирует на появление посторонних, не тянется к маме, не смотрит в глаза взрослым, не проявляет интереса к общению – обратитесь к психоневрологу.

Личное мнение

Алексей Лысенков:

– Как актер знаю: ничто так не раскрепостит ребенка, как игры, лучше всего – актерские. Отдавайте детей в актерские детские студии: результат не заставит себя ждать!

Время быстротечно. Так, казалось бы еще вчера малыш был совсем крохотным, спал сутки напролет, а сейчас с каждым новым днем он становится заметно взрослее, его навыки совершенствуются. Он уже научился сидеть, брать самостоятельно игрушки и прочее. Но наряду с полезными навыками, которые умиляют родителей, могут развиться и различные фобии.

. При чем под категорию «чужих» могут попасть не только абсолютно незнакомые люди, но и близкие родственники (дедушки и бабушки, живущие вдали), друзья семьи, соседи. Волноваться по поводу не нужно, это нормальный процесс, который сопровождает любое взросление. У малыша формируются зачатки характера и начинает устанавливаться психика.

Как правило, первые детские страхи приходятся на восьмимесячный возраст карапуза. Обусловлено это тем, что к данному периоду малыш научился узнавать своих, в особенности маму и у него на инстинктивном уровне примешивается страх потерять ее. Ведь мама для малыша является на тот момент центром вселенной. Она кормит его, баюкает, одевает, купает и окружает его заботой со всех сторон. Поэтому, завидев незнакомца малыш ударяется в плач. Его одолевает боязнь остаться без мамы. Постепенно, с взрослением крохи, фобия перерастает в обычную застенчивость или пропадает вовсе. И только в крайних случаях детские страхи перерождаются в гипертрофированные формы.

К примеру, ребенок с увлечением играет дома, но, завидев гостей начинает капризничать, плакать. Часто плач может перейти в настоящую истерику, ребенок старается спрятаться за маму или укрыться в своей комнате. Психологи называют таких детей чересчур застенчивыми . В малом возрасте (до года) фобия часто проявляется в слезах, тогда как у детей постарше она выражается в полном игнорировании «чужого» человека. С одной стороны, очень хорошо, когда кроха побаивается действительно незнакомых людей и не вступает с ними в диалог. Но когда малыш в ранг «чужих» заносит близких родственников и отказывается идти с ними на контакт, родители начинают бить тревогу.

Почему ребенок боится чужих людей


Все детские страхи малышей до года основываются на боязни потерять маму. Стоит только маме исчезнуть из поля зрения крохи, как он зачастую ощущает панику. Реакция крохи не осознана, а имеет только инстинктивный мотив. Проекция данной ситуации в дальнейшем накладывается и на посторонних. Когда малыш в поле зрения замечает кого-то «чужого» , то тут же срабатывает инстинкт самосохранения, что этот кто-то отнимет маму или причинит вред. И для крохи неважно, что «чужим» в его понимании является к примеру, папа, работающий вахтовым методом и по долгу службы часто отсутствует дома. «Чужими» могут оказаться бабушка и дедушка, живущие в другом городе или просто изредка приезжающие в гости. Итог часто один — у малыша подрагивает подбородок, текут слезки и раздается протяжный рев, при этом он отчаянно хватается ручонками за маму.

Но также бывают случаи, когда кроха не боится всех подряд, а выделяет определенную группу лиц. Ими могут оказаться лишь дети, или взрослые определенного пола, а возможно малыша пугает шум толпы.

Родителям важно помнить, если ребенок боится чужих людей, то не нужно впадать в крайности и сеять панику. Это нормальная и естественная реакция. Важным моментом в такой ситуации является другое, а именно то, как на страхи реагируют взрослые, в особенности мама. От реакции мамы на детские страхи и будет зависеть дальнейшее развитие события — останется ли малыш замкнутым, подпитаются ли его фобии и перерастут во что-то большее или бесследно исчезнут. Самым главным образом мама должна дать понять крохе, что не бросит его ни при каком обстоятельстве и всегда придет ему на помощь.

Психологи объясняют страхи перед «чужими» тем, что малыш инстинктивно чувствует, что сам он постоять за себя не сможет, так же как и обойтись без мамы.

Очень часто по прошествии двухлетнего периода страх перед чужими отступает. Но эта особенность касается не всех деток, некоторых, чрезмерная застенчивость сопровождает всю жизнь. Это может крыться в неправильном поведении взрослых на детские страхи, а может быть просто чертой характера на генном уровне.

Иногда страхи не покидают ребенка из-за какого-то травмирующего случая. Малыш запомнил больной укол в поликлинике и все люди в белых халатах теперь ассоциируются с болью.

Если же страхи не прошли и ребенок в 2 года боится чужих людей, то на это может сказаться очень замкнутый круг общения. Например, малыш всегда играет только с мамой или другими родственниками, и выйдя на улицу он навряд ли захочет пойти на контакт с другими людьми и даже детьми. Малышу будет казаться, что незнакомцы навряд ли окажутся ему интересны. Но возможен и другой вариант, когда ребенок будет просто стесняться или проявлять агрессию по своему незнанию как правильно себя вести и как дружить с другими. Тогда малыш может с энтузиазмом подбирать игрушки для игр на улице, но придя на детскую площадку и, увидев скопление детей, попросту застесняться и попросится уйти оттуда. Он может проявлять любопытство и желание поиграть со сверстниками, но стеснение перебьет все остальные чувства и желания.

Ребенок может бояться чужих людей (взрослых), но если его развитие соответствует всем нормам, то других детей он сторонится не должен. Обычно в любом возрастном периоде дети спокойно воспринимают друг друга. Если же родители заметили, как их чадо сторонится остальных детей, то они пристальнее должны обратить на это внимание. Возможно его отчуждение от детей связано с тем, что ребенок когда-то получил обиду от сверстников или деток постарше. Поэтому для крохи все остальные дети соотносятся с негативными эмоциями, которые малыш не хочет повторять.

Иногда страхи ребенка кроются в боязни большого скопления народа. Будь то праздник на площади, крупный магазин, театр и прочие людные места.

Психологи дали определение таким страхам — демофобия . Такие ситуации могут касаться не только малышей, но и деток дошкольного и школьного возраста. Бывает, что ребенок с легкостью общается со сверстниками в детском саду, но при организации утренника или другого праздника, впадает в панику и ощущает тревогу вместо веселья. По мнениям психологов такими проблемами страдают дети, с нарушенным личным пространством.

Бывает и так, что кроха не просто боится незнакомых людей, а лишь определенный пол. Зачастую боязнь сопровождается относительно мужского пола. Психологи относят это к неполной семье, когда малыша воспитывает одна мама или когда в семье папа есть, но он выступает в роли тирана, нанося физический или психологический вред малышу или маме. Боязнь женщин встречается не так часто, но есть и такие случаи. Они связаны, когда мама крохи несказанно строга, моментами груба или наоборот очень тревожна и боязлива. Любое проявление такого испуга по отношению к женщине/мужчине необходимо устранять при помощи специалиста психолога. Иначе в дальнейшем у ребенка могут возникнуть трудности с противоположным полом.

Как помочь, если ребенок боится чужих людей


Психологи уверяют, что если взрослые признали у ребенка трудности в восприятии «чужих», то это означает, что уже наполовину проблема решена. Прежде всего сами родители должны принять сей факт, что их кроха застенчив и боязлив и не стыдиться этого.

Тактика действий родителей, когда их ребенок плачет при виде чужих

  1. Не нужно закрывать глаза на дискомфорт чада, и тем более пытаться «переломить» его страхи. Все попытки насильно познакомить малыша с другими могут лишь усугубить ситуацию. Ребенок может при этом еще сильнее замкнуться в себе и отгородится от окружающих.
  2. Родители как можно тактичнее должны помочь малышу преодолеть все тревоги. Часто от родительской реакции зависит дальнейшая социальная адаптация малыша. При ощущении ребенком недовольства и неодобрения с родительской стороны, он будет расти неуверенным в себе. Далее такие ощущения плавно перетекут в комплексы на всю жизнь. Если же малыш будет ощущать искреннюю заботу и родительское участие, то это сформирует его как уверенную в себе личность, лишенную страхов.
  3. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими более общительными детьми. Это отразится на заниженной самооценке и ощущении никчемности.
  4. Малыш очень чувствителен, поэтому при приближении незнакомца маме не стоит переживать по поводу поведения крохи. Иначе ребенку очень быстро передастся это волнение и реакция плача не заставит себя долго ждать.
  5. Если жилище посещают гости, то не нужно отгораживать кроху и уводить его подальше в отдельную комнату.

Что делать, если ребенок плачет при виде чужих

Лучшим лекарством от страхов выступит время. Все дети разные и поэтому для каждого нужно индивидуальное время на то, чтобы привыкнуть к внешности и голосу незнакомца. Некоторым деткам достаточно будет нескольких часов, в то время как другим понадобится несколько встреч с данным незнакомцем. Причем промежутки между встречами не должны сильно затягиваться. Женщина может заранее обзвонить гостей и предупредить о непростом темпераменте крохи. Так, приехавшие родственники будут предупреждены о страхах и не будут навязывать свое общение малышу, брать его на руки и прочее. В дальнейшем, когда тот попривыкнет, то сам потянется к новым интересным знакомым.

Мама может выбрать тактильную тактику общения с крохой при чужих, а именно, взять его на руки, приобнять, приветствуются поглаживания по голове и спинке. Это успокоит малыша и придаст ему уверенности. Мама тщательно должна следить за своей мимикой и жестами при общении с незнакомыми людьми (улыбаться, говорить ровным и спокойным тоном). Это покажет ребенку, что опасности данные люди не представляют. Мама может сама ненавязчиво познакомить своего ребенка с другими детками. Но делать это стоит с осторожностью и ни в коем случае не давить на кроху. Мама должна постараться донести до чада, что новые знакомства несут в себе много нового и интересного.

Когда приступы страха у ребенка граничат с истерикой и паникой, то обязательно нужно идти ему на встречу. Психологи советуют не отдавать рано такого малыша в ясли и не оставлять без подготовки с няней.

Когда ребенок боится большого скопления народа, то на некоторое время стоит ограничить посещения людных мест. Но это не означает, что их нужно полностью исключить из детского восприятия. Нужно начинать с малого, водить кроху в те места, где в первую очередь интересно будет ему, а не взрослым. Не нужно при этом забывать про объятия, подбадривания и обязательно стоит сказать малышу, что ему не нужно так стесняться окружающих, ведь все они заняты своим делом.

Мама может взять кроху на руки и во время прогулки попробовать познакомится с другими мамами и их малышами. Как правило, на руках у мамы ребенку будет комфортно и он не почувствует страха перед чужими. В дальнейшем у него отложится, что другие дети не несут угрозу и с ними можно дружить и весело проводить время.

Несомненно, что у ребенка застенчивость может быть чертой характера, но если страхи перетекают в постоянные истерики, то родителям стоит обратиться за помощью к психологу. Иногда гипертрофированные формы страха могут быть патологиями в деятельности нервной системы.

Для профилактики детских страхов психологи рекомендуют проводить родителям как можно больше времени, играя с чадом. К этому не относится то время, когда мама занимается хозяйством, а малыш топчется поблизости в кроватке или манеже. Нужно развивать кроху, читать ему книжки, играть, рисовать, лепить поделки.

Было подмечено, что в семьях с мягкими мамами и очень подвижными отцами, дети менее тревожны и подвержены страхам. Идеальным вариантом будет когда мама и папа обязанности воспитания крохи будут воспринимать совместно и с большой ответственностью, а не скидывать его друг на друга как обузу.

Сказкотерапия

Для устранения страхов хорошо подходит способ сказкотерапии. Ведь нравоучения мало чем помогут, тогда как наглядный сказочный пример настроит малыша на нужный лад. Ребенок сможет взглянуть на свои страхи со стороны и освободится от них.

Есть замечательная сказка про слоненка, который очень хотел найти друзей, но стеснялся подойти к кому-либо. Но в итоге он все же преодолел свои страхи, подружился с остальными и они весело проводили время. Такая сказка поможет ребенку стать более уверенным и покажет ему, что вовсе не страшно подходить к другим деткам для знакомств и игр.

Игротерапия


Игротерапия — еще один хороший пример того, как с легкостью можно избавить малыша от страхов. Правильные игры помогут малышу свободно выражать свои мысли и обхитрят скованность и замкнутость. Игротерапия основана на проигрывании жизненных ситуаций, которые и вызывают страхи.

К примеру медвежонок идет на концерт, где много народа или зайчик боится познакомиться с остальными, но в итоге знакомится и все весело играют вместе.

Когда малыш ощущает тревогу при посещении врача, то можно поиграть в больницу. В продаже можно найти игрушечные медицинские приборы, сшить кукле белый халат или просто попросить малыша полечить свои игрушки. Со временем малыш осознает, что причин для паники нет и перестанет бояться всех врачей без разбора. Можно прочитать книгу про Айболита с красочными иллюстрациями или посмотреть мультфильм.

Помочь избавится от комплексов и сжатости помогут игры «Пойми меня» или «Чья походка» . В первом случае мама читает книгу, а малыш изображает эмоции героев. Во втором случае ребенок поочередно со взрослым изображают разные походки (кота, малыша, старушки, слоненка).

Доктор Комаровский не относит застенчивость к негативному качеству. Доктор остерегает родителей от высказываний: «Почему ты такой застенчивый?», «Почему ты молчишь, тебя ведь спросили?» . Таким образом, говоря это своему чаду, родители исходят из уважения к взрослым, который обратился к ребенку, но не осознают, что этим наносят вред своему же крохе. Ребенок будет ощущать, что родители недовольны им, что он совершает что-то плохое и как итог, может замкнуться в себе. Родителям нужно как можно меньше делать акценты на стеснительности ребенка, и по мере взросления все страхи уйдут сами собой.

Как бы то ни было, нужно воспринимать и принимать своего чада таким, каков он есть. И самое важное, видя его беспокойства не нужно высмеивать их и оставлять ребенка один на один с ними. Будьте внимательны и заботливы, и тогда все проблемы отойдут на другой план и полностью изживут себя.

Содержимое

С первого дня рождения ребенка в его жизни каждый день происходят изменения, он растет и развивается. Сначала новорожденный только спит и ест, потом постепенно начинает проявлять интерес к окружающему его миру, слушать взрослых, играть и учиться. Меняется и осознание новорожденным всего происходящего вокруг него.

Ближе к году у большинства малышей появляются страхи, и первый из них - страх посторонних и незнакомых ему людей. Чаще всего такая боязнь появляется у ребенка одновременно со страхом отсутствия мамы рядом. Такой страх является вполне нормальным и обоснованным чувством. В годовалом возрасте малыш значительно взрослее, чем новорожденный, и родители иногда оставляют его, к примеру, с бабушками, тетями или даже няней.

Почему дети боятся чужих

Основной причиной страха чужих людей является комфорт и спокойствие, когда рядом мама. У ребенка развивается привязанность к людям, которых он видит чаще всего возле себя. И соответственно появляется настороженность и боязнь незнакомых лиц, зачастую мужчин. Дети друг друга воспринимают спокойно и нормально в любом возрасте.

Новорожденный настолько привык, что мама всегда рядом, в пределах его видимости и досягаемости, что даже временное ее отсутствие пугает его. Некоторые родители говорят, что иногда даже в туалет отлучиться спокойно нельзя, ребенок стоит под дверью и плачет. Именно на такое беспокойство по поводу отсутствия мамы накладывается страх перед другими незнакомыми людьми.

Ребенок боится, что появление нового человека в поле его зрения связано с отсутствием мамы, или ее возможным отсутствием. Поэтому он настороженно относится ко всем чужим людям и может проявлять признаки страха перед ними. Чтобы предотвратить исчезновение мамы и не остаться с незнакомым человеком наедине, ребенок может начать громко плакать и крепко схватиться за спасительную мамину руку. В этот момент у родителей может возникнуть вполне закономерный вопрос: что делать с этим страхом и как помочь?

Что могут сделать родители

Страх чужих людей может появиться у детей в 8 месяцев, а бывает так, что он возникает ближе к двухлетнему возрасту. Выражаться такая боязнь может громко в виде слез и истерик, а иногда проявляется в стеснении и нежелании говорить с новым человеком. Родители своим поведением могут значительно усугубить ситуацию, а могут помочь малышу справиться со страхом и застенчивостью. От реакции взрослых зависит дальнейшее отношение ребенка к новым и незнакомым людям.

Если мама общается с чужим человек, знакомит с ним ребенка, никуда не уходит и не оставляет малыша, у него появляется доверие к незнакомцу, и через некоторое время он уже будет дружить с ним, спокойно общаясь. Однако не стоит настаивать на знакомстве ребенка и чужого взрослого, заставлять его поговорить, поиграть. Это должно произойти само собой за такой промежуток времени, как это нужно малышу, а не взрослым.

Хорошим вариантом общения карапуза с незнакомым взрослым может быть, если малыш сидит на руках у мамы, чувствует ее поддержку и уверенность в том, что все в порядке и бояться нечего. Некоторые дети настолько контактны и общительны, что спустя пару минут уже могут начать самостоятельно общаться с чужим человеком. Другим требуется больше времени и постоянное чувство, что мама рядом и все в порядке.

Если ребенок увидит чужого человека второй и третий раз, он начнет его узнавать и может включить в круг «своих» взрослых. Если этого не происходит, не стоит переживать и нервничать, для знакомства и общения малыша с некоторыми людьми, ему потребуется больше времени.

Если в семье есть необходимость оставлять ребенка с посторонними людьми, бабушкой или няней, нужно запастись терпением, чтобы малыш привык к новому человеку. Начинать знакомство лучше заблаговременно, чтобы иметь запас времени на преодоление страха чужих людей. Хотя бы несколько раз нужно провести время вместе: мама, ребенок и посторонний человек. Научившись ему доверять, малыш гораздо легче будет отпускать маму из своего поля зрения.

Если страх чужих людей проявляется у ребенка в истерике и слезах, он не подпускает к себе других взрослых, кроме мамы, даже спустя несколько знакомств и не хочет воспринимать слова взрослых о том, что это друг и свой человек, тогда стоит задуматься и посоветоваться со специалистом. В крайних формах выражения страх может быть патологией или нарушением в работе нервной системы ребенка.

Ошибки родителей

Пытаясь познакомить ребенка с новыми взрослыми или оставить его на время с незнакомым человеком, некоторые родители допускают ошибки, которые могут усугубить ситуацию. Если их знать и учесть, можно постараться избежать неправильного поведения. Родители поступают ошибочно в таких случаях:

  • При появлении незнакомца меняют тон голоса и атмосферу разговора, ребенок тут же почувствует изменение и насторожится.
  • Навязывают ребенку знакомство и общение с новым человеком, заставляя поговорить, поиграть, показать свои игрушки.
  • Переживают и волнуются, сможет ли он найти общий язык с незнакомцем, а волнение передается и малышу.
  • При появлении страха ребенка, родители тут же уводят его в отдельную комнату или просят чужого человека уйти подальше. Малыш поймет, что при его определенных действиях, мама сделает так, как он хочет, и будет пользоваться этим в будущем.

Страх перед незнакомыми людьми пройдет со временем так же незаметно, как возник. Лишь у некоторых детей застенчивость и боязнь общаться с новыми людьми остается на всю жизнь, но большинство преодолевают это в раннем возрасте.