Польза пазлов для детей. Виды пазлов

Если верить историкам, то первые пазлы появились в XVIII веке. На сегодняшний день собирание пазлов – развлечение не только для детей, взрослые также неравнодушны к этому занятию. Разнообразие пазлов настолько велико, что можно подобрать пазлы как для самых маленьких малышей, так и для требовательных взрослых которым требуется divan-lux.com.ua .

Пазлы отличаются не только количеством элементов, картинкой, но и фактурой, объемами. Можно встретить даже трехмерные пазлы, из которых можно собрать все что угодно, как простую игрушку, так и сложный корабль, который впоследствии может стать необыкновенным элементом интерьера.

Для ребенка польза от собирания пазлов очевидна. Это занятие воспитывает усидчивость, внимательность, развивает внимание и память. Также у ребенка развивается мелкая моторика руки, включается воображение и логическое мышление. Ребенок учится правильно различать понятие части и целого.

Для самых маленьких существуют простые пазлы с маленьким числом составляющих. В возрасте от года до двух ребенок уже может собрать предмет, состоящий из четырех частей. Главное, чтобы составляющие не были слишком маленького размера и сделаны из качественных материалов, одним словом, были безопасны для малыша. Такие занятия с ребенком способствуют изучению окружающего мира и развитию речи.

Детки постарше могут собирать более сложные картинки. Изображением могут служить любимые герои мультфильмов либо просто интересные персонажи. Собранные картинки можно оформить в рамки и использовать для украшения детской комнаты. Также на детском празднике можно предложить в качестве развлечения собрать пазлы. Многие дети с большим удовольствием погрузятся в это увлекательное занятие.

Для детей пазлы – отличное и полезное занятие, а взрослым – возможность устроить тренировку своему мозгу и отвлечься от повседневных забот, возможность расслабиться.

В рейтинге развивающих игр пазлы занимают верхние строчки. С какого возраста они могут заинтересовать ребенка, чтобы принести пользу раннему интеллектуальному развитию?

Детские пазлы - замечательная развивающая игра, формирующая с раннего возраста аккуратность, терпение и усидчивость. Производители предлагают пазлы для девочек и мальчиков, для малышей и детей постарше. В зависимости от возраста ребенка пазлы оказывают разное воздействие на его развитие.

Польза игры с пазлами в разные возрастные периоды

Пазлы для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

В этом возрасте дети еще не могут самостоятельно собирать пазлы, но с большим интересом будут наблюдать, как это делают родители. Яркие элементы развивающей игры способствуют запоминанию и изучению цветов.

Пазлы для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет

Вместе с ребенком можно собирать простейшие пазлы в количестве 3-4 частей. К примеру, картинку из любимой сказки, которую малыш часто слышал от родителей. Помогая ребенку складывать элементы в правильном порядке, взрослые будут способствовать развитию логики и пространственной ориентации.

Пазлы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

В этом возрасте активно развивается тонкая моторика пальцев и рук, поэтому игра с пазлами будет отвечать требованиям раннего развития ребенка. Можно усложнять задачу по сбору пазлов, предлагая малышу не только бумажные или картонные элементы картинки, но и доски-вкладыши. Это позволит ребенку освоить понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Оптимальное количество деталей пазла - не более 24.

Пазлы для детей в возрасте от 3 до 6 лет

Наступает период активного создания различных фигур. Даже при отсутствии визуального образца дети собирают пазлы, изобретая что-то свое. В этом возрасте игра с пазлами развивает логику, формирует образное мышление и воображение. Чтобы найти нужный фрагмент картинки, малыш переворачивает его в уме и визуально представляет себе итог. Оптимальное количество деталей пазла - не более 50.

Преимущество игры в пазлы

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

  • развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
  • тренирует способность видеть задание многогранно;
  • развивает логику;
  • формирует навыки выработки стратегического решения задач;
  • развивает усидчивость и аккуратность;
  • развивает воображение и фантазию;
  • развивает внимание и память;
  • учит принимать решения самостоятельно.

Требования к качеству пазлов

Пазл состоит из мелких деталей. Но при этом они должны быть достаточно крупными, чтобы в процессе игры ребенок не мог проглотить элементы картинки.

Детали должны быть приятными на ощупь, без зазубрин и острых краев, чтобы малыш не мог себя поранить.

Независимо от материала изготовления - картона, дерева или пластика, - экологическая безопасность развивающей игры является залогом детского здоровья.

Игра в пазлы - занимательный досуг

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. А если в семье несколько любителей этой развивающей игры, можно будет периодически устраивать состязания на скорость сборки картинки. Простая вроде бы игра - а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Главный вид деятельности маленького ребенка - это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

На первых порах наиболее предпочтительны пазлы крупные и из моющегося материала (резиновые или пластиковые). Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

После одного года ребенок уже самостоятельно складывает пазлы из крупных элементов, и можно переходить к элементам из картона, более мелким по размеру. Содержание картинки может быть разным: фрагмент из любимого мультфильма (до двух лет), алфавит и цифры (до 6 лет).

При желании пазлы можно изготовить и самим, взяв за основу рисунок самого ребенка. Развивая мелкую моторику пальчиков малыша, взрослые помогают развитию его мозга и речевого центра.

При недостаточном развитии мелкой моторики у ребенка в будущем может развиться дислексия и дисграфия, что помешает его успешной учебе в школе».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Правильно подобранные пазлы могут стать источником удовольствия и развивающей игры. Однако если задать ребенку слишком сложное задание, это может вызвать скуку. Об этом стоит помнить при выборе пазлов. Ниже приводим несколько советов, как лучше всего адаптировать игру к умениям и уровню развития ребенка.

На уровень сложности, прежде всего, влияют следующие факторы:

· количество элементов

· размеры элементов

· степень подробности картинки и цветовая дифференциация

· опыт ребенка в складывании пазлов

· качество изготовления (толщина картона, стойкость к деформации элементов, точность резки)

· другие характеристики, которые могут помочь при складывании (контуры картины, формы элементов и т.п.)

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

Польза детских пазлов в том, что они обладают развивающими способностями, которые проявляются в виде игры. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Пазлы отлично влияют на развитие логического мышления. Кроме всего вышеперечисленного, пазлы также развивают пространственное мышление, внимание, память. Чтобы в конце игры получилась картинка, ребенок всегда воспроизводит ее в памяти и, соответственно, подбирает все детали и располагает их в нужных местах.

С помощью пазлов ребенок учится быть более самостоятельным. Ведь он старается сам сложить интересную картинку, что придает ему уверенности в себе и в своих действиях.

Пазлы - это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

От 12 месяцев до 18 месяцев.

Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы - разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению. Начинать лучше с картинок, разрезанных по прямым линиям. Лучше всего ближе к году познакомить малыша с самыми простыми разрезными картинками, на которых изображен один крупный предмет и поделен на две части. Сначала картинки нужно просто рассматривать и «обсуждать»: где бабочка? Как бабочка крылышками машет? Где мишка? Как мишка рычит? Где у мишки глазик? И так далее. Вовлекайте малыша в активное рассматривание картинок, стимулируйте звукоподражание, поощряйте к подражательным действиям.

После многократного рассматривания, когда малыш будет легко узнавать картинки, хорошо их запомнит, можно перейти ко второму - основному этапу занятий с пазлами. Возмите две картинки так, чтобы правая и левая половинки не совпадали, например, слева половинка бабочки, а с права - половинка другой картинки. Обратите внимание малыша, что картинки перепутались и попросите «наладить» картинки. Предложите, например, сделать бабочку и начните поочередно прикладывать вторые половинки картинок. Каждый раз спрашивайте малыша: получилась бабочка или нет? И сами же отвечайте, что нет, бабочка не получилась. В начале второго года малыш уже способен сам собирать картинки. Разрезные картинки вы можете купить или сделать самостоятельно.

Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (4, 6). После этого можно переходить к фигурным пазлам (разрезанным не по прямой линии). Желательно, чтобы детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче.

Целью этой игры для самых маленький является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости.

От 18 месяцев до 36 месяцев .

В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается мелкая моторика пальцев и рук. В это же время можно предложить ребенку пазлы-кубики. В три года подойдут пазлы, обладающие крупными элементами, которыми легко манипулировать. Важно тщательно подобрать тему пазлов, в соответствии с интересами ребенка. В этом возрасте ребенок любит складывать хорошо знакомые предметы и персонажи, с которыми он встречался раньше (популярные сказки, животные, машины и т.п.). Для начала подойдут пазлы из 4, 5, 6 и 7 элементов. Игру следует начинать с картинки с наименьшим количеством элементов, чтобы после достижения успеха, сложить следующую - немного труднее.

Для малышей в возрасте 3 лет, которые уже приобрели некоторый опыт, можно предлажить пазлы из 8, 12, 16 и 20 элементов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов.

От 4 лет до 8 лет .

Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления. Накапливая опыт, полученный в процессе складывания первых пазлов, ребенок начинает самостоятельно справляться с манипулированием и соединением элементов. Невзирая на то, что ребенок все еще часто пользуется методом проб и ошибок, можно перейти к головоломкам, содержащим большее количество элементов или более сложные иллюстрации. Для четырехлетних малышей подойдут головоломки с крупными элементами. Затем предлагайте пазлы вкоторых размер элементов немного меньше. Детям на пятом году жизни советуем выбирать пазлы на 60 элементов.

У шестилетних детей настолько развиты способности, что они умеют определять элементы по месту их предназначения. Кроме того, они справляются с их сортировкой. Они умеют вырабатывать собственные методы (стратегии) складывания - по цвету или по объекту на картинке. Дети этой возрастной группы ищут игры, которые будут для них достаточно сложными. В зависимости от прежнего опыта с пазлами, восьмилетние дети могут справиться с пазлами в количестве от 260, вплоть до 500 элементов.

От 10 лет .

Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Предлагаемое количество элементов и степень сложности нужно подбирать, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Нельзя забывать об этом.

Пазлы детям: в чем их польза

На прилавках детских магазинов ты видела большое количество пазлов и составных картинок. Эту игрушку можно отнести к развивающим играм. Ребенок должен решить своеобразную головоломку: собрать изображение из отдельных частичек.

Чем полезен пазл?

Пазл – это образовательная игра, которая развивает усидчивость, аккуратность, терпение и внимательность. Когда малыш собирает картинку, он узнает, как устанавливаются связи между частицей и целым. Ребенок развивает логику, мышление, мелкую моторику рук. Для того, чтобы у ребенка получилось собрать сложный пазл, у него должно быть хорошо развито воображение. Он должен уметь переворачивать картинку в уме, находить нужный фрагмент.

Развивающая игра

Польза пазлов для детей состоит в том, что они: Развивающая игра

  • Развивают мелкую моторику рук и координацию движений. Пазл состоит из очень мелких деталей. Ребенку приходится соотносить части предметов. Он должен уметь удерживать маленькие частицы картинки в руках и правильно их вставлять. Движения ребенка становятся точными, а затем и осмысленными. Развитая таким образом ориентация в пространстве и точная координация рук даст возможность ребенку быстро овладеть письмом. У него не будет проблем с речью и почерком.
  • Тренируют способность увидеть задание с разных сторон, принимать сложные решения.
  • Развивает логическое мышление. Чтобы собрать пазл, ребенок должен одновременно учесть: форму элементов, общее изображение, последовательность, в которой нужно собирать части, конечный результат работы. Это первые навыки выработки стратегии решения любой задачи.
  • Развивает воображение.
  • Развивает пространственное мышление.
  • Развивает фантазию.
  • Развивает внимание.
  • Развивает память. Ребенок образно представляет то, что должно получиться. Во время сборки пазла он постоянно удерживает этот образ в своей памяти.
  • Учит самостоятельно принимать решения, искать ответ без помощи взрослых. Полная свобода действий помогает поверить ребенка в свои силы, развивает самостоятельность. В будущем ребенку будет легче принимать решения самостоятельно.

Первые пазлы

Первые пазлыПервые пазлы твоего малыша должны быть очень простыми. Состоять из 2-4 деталей. Легко будет справиться малышу и с пазлами, которые имеют крепление в виде рамки. Потом эту картинку можно повесить на стенку. Важно начинать с простого, чтобы ребенок понял сам принцип игры. У него должно получиться, и дальше он не будет бояться складывать более сложные пазлы.

Детский пазл должен состоять из деталей, которые хорошо состыковываться. Рисунок должен быть очень крупным и ярким. Дальше нужно усложнять малышу задачу. Если ребенок будет регулярно складывать эти головоломки, то к 3 годам сможет собрать пазл из 24 элементов. Увеличив количество деталей, ты увеличиваешь и сложность рисунка. Для детей до трех лет подойдет яркие, знакомые им предметы на рисунке. Если твой кроха легко с ними справляется, можно купить картинку с простым сюжетом, например, из мультика. Пазл – очень полезная развивающая детская игра. С их помощью ребенок научится логически мыслить. Он станет аккуратным, усидчивым и терпеливым. Веселой вам игры!

Дорогие родители, когда мы растим своего ребенка, мы пытаемся вложить в него все. Мы стараемся сделать его личностью гармонично развитой. Это не только наша цель – это цель всего общества. А чтобы ребенок был гармонично развит, мы должны работать в трех направлениях, в трех взаимосвязанных процессах: развитие, воспитание и обучение. Эти направления очень важны, поэтому они присутствуют во всех занятиях с ребенком: и дома, и на , к примеру.

Кто бы мог подумать, но при помощи пазлов при правильном подходе мы тоже можем ребенка воспитывать, развивать и обучать. Этому я вас и научу – собирать пазлы с детьми. Для этого мной задумана серия из трех статей:

Собирать пазлы полезно и интересно (данная статья) – о пользе пазлов в развитии, обучении и воспитании детей.

— – здесь я приведу различные классификации пазлов.

— – здесь я расскажу, в каком возрасте какие пазлы надо собирать с ребенком, как обучать ребенка собиранию пазлов, какие действия делать в определенный этап собирания пазла и даже какие фразы говорить в определенный момент работы (игры) с пазлом.

В каждой статье я буду выкладывать онлайн-пазлы для ваших детей. Пусть собирают.

Это был организационный момент, теперь перейдем к заявленной теме статьи.

Польза пазлов или Почему детям просто необходимо хотя бы иногда пазлы собирать?

Что можно развивать посредством пазлов

— развивается логическое мышление – когда ребенок собирает пазл, он перебирает стратегии сбора пазла, выбирает определенную детальку, руководствуясь своей логикой.

— развивается образное мышление – ребенок сначала в уме старается по частям представить целую картинку (образ), а уже потом собирает пазл. Таким образом, он узнает целое по части, находит логические связи между частями.

— развивается пространственное восприятие: собирая пазл, ребенок мысленно вращает и сопоставляет его детали между собой.

— развивается мелкая моторика рук, ведь ребенок пальчиками перебирает детальки пазла и совершает другие манипуляции с ними (соединение, приклеивание, передвигание и т.д.).

Что воспитывается и чему обучается ребенок, когда собирает пазлы

Во время игры с пазлами у ребенка вырабатываются такие качества как терпеливость, аккуратность, внимательность, умение сосредотачиваться на одном деле, усидчивость, (а что же там нарисовано?).

Ребенок учится соотносить части друг с другом, различать их по форме, по цвету, по размеру, правильно воспринимать связи между частью и целым.

Также ребенок учится принимать самостоятельные решения при выборе тактики сбора пазла.

Также от того, что изображено на пазле, и от методики работы с пазлами зависит, что еще воспитывается в ребенке и чему ребенок может обучиться.

Например, вот пазл с воспитывающим содержанием. Дайте своему ребенку собрать этот пазл, а потом спросите, правильно ли поступает ребенок на картинке.

А вот пазл с обучающим содержанием. Дайте своему ребенку собрать пазл, но перед этим поставьте ему целевую установку: