Правила семейного воспитания. Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания

Консультация для родителей ДОУ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дорогие родители!
Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас- это будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их. Мы- детский сад, педагоги- тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.
1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что "все должно быть для него". За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. избегайте крайностей любви к ребенку.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слово- вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие ребенка- это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он сможет и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
5.Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требования родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит. когда даже ошибки обсуждаются без брани и истерики.
Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль- это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания им помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.
10. Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастья!

правовой семейный воспитание

Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 КоБС ПМР (Кодекс брака и семьи). Основные начала семейного законодательства (принципы семейного права) представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.

Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в ст. 1 КоБС ПМР. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в данном Кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам обычно сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. (ООН), Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в семейном законодательстве установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей. Родители могут быть лишены родительских прав. Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка и т.д. и т.п.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция -- это документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, ибо дети, в первую очередь, -наш сегодняшний мир, а уж затем - наше будущее. Этот документ для нашей страны очень своевременный. В эпоху разрушения политизированных стереотипов, пересмотра многих жизненных ориентиров по привычке повторяют: "Все лучшее - детям", "Дети -- единственный привилегированный класс". В практике же повсеместно и достаточно активно разрушаются эти принципы. Поэтому дети особенно нуждаются в социальной и родительской опеке и заботе. Конвенция предоставляет новую возможность проявить конкретную любовь к детям. Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество факторов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Вот почему родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Им также необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции, первый из которых - знание ее основных положений; второй - понимание провозглашенных в ней прав; третий -- поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в интересах детей в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей. Эти международные документы должны стать для родителей основополагающими, чтобы в суете каждодневной, когда захлестывает суровый быт, не утратить высоту родительских чувств и ответственности, чтобы в сегодняшнем дне родители могли ориентироваться не только на настоящее ребенка, но и на его будущее.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.

Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения. Особо подчеркнута роль семьи в Плане действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы: "В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей с младенческого до подросткового возраста" (раздел "Роль семьи").

Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

Таким образом, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии с этими всемирными документами находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие положение детей в ПМР, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребенка. Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье.

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции ПМР, принятой 2 сентября 1991г. (последняя редакция август 2011года), и Законе ПМР "Об образовании" (1994г.). Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Фонды общественного потребления гарантируют каждому ребенку общее бесплатное образование. Значительную помощь семье оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Он охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимущества друг перед другом. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей - это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера - лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение родителей: алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства. Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируют отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная, трудная ситуация по воспитанию детей. Для правового разрешения таких ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, Верховным Советом в 2005 г. принят Семейный Кодекс ПМР, который наметил меры по укреплению семьи, определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры уплаты алиментов на содержание детей и др.

Заключение

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы. Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства(Закон об образовании, Кодекс брака и семьи).

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка (1989г). В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов.

Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Кроме того не менее важное место занимает Декларация прав человека, принятая в 1948г., Декларация о социальных и правовых принципах (1986г.), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996г.), Всемирная декларация об обеспечении выживаемости, защиты и развития детей (1990г.) Каждый из этих документов направлен на охрану жизни и здоровья детей, их свободу и защиту достоинства.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку

возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Основные правила семейного воспитания.

Уважаемые родители! Ваш ребенок – это ваше будущее, ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы Ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, творчески активной и социально значимой личностью. Для этого Вам просто необходимо придерживаться в воспитании Вашего ребенка следующих основных правил:

1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.

2. Ребенок должен быть членом семьи, а не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное, отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку!

3. Главные средства воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность; это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях; это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Не страшно, если он сделает что-то не так: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куренья, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями воспитателей, учителей. Если вы не согласны с требованиями педагогов или они вам непонятны, обсудите вместе возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль поведения и обучения ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный очаг в таком обновлении.

Желаем Вам успехов в трудном деле семейного воспитания!


Одной из ключевых проблем в решении многих задач является проблема семьи. Ф. Энгельс писал, что «современное общество – это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей. Как бы его молекул». В семье, как в миниатюре, отражается картина тех «…противоположностей и противоречий, в которых движется общество…» Воспитание детей в семье выдвигает в проблеме семьи несколько аспектов: укрепление и сохранение семьи (сокращение разводов, воспитание детей в неполной семье), забота детей о родителях (воспитание у школьников правильного, сердечного и гуманного отношения к родителям, родным и близким).

У каждой семьи свои правила. Каждая отдельно взятая семья – это ячейка общества, и она живет по своим устоявшимся правилам. В большинстве случаев роль главы семьи выполняет отец. Он разрешает (или нет) ребенку пойти куда-то или нет, делать что-то или не делать. Это бывает в полноценных семьях. Но, к большому сожалению, существуют еще и такие типы семей, в которых есть только мама (иногда только папа) и ребенок. Чаще всего это происходит из-за разводов родителей. Конечно, ребенку трудно жить в такой семье. Он не чувствует себя полностью защищенным, ему завидно, если у его друзей есть и мама, и папа. А у него только кто-то один из родителей. Он чаще плачет, болеет, обижается. Иногда детей воспитывают только бабушка и дедушка. Хотя родители у такого ребенка есть, воспитанием занимаются только бабушка и дедушка. Родители либо часто разъезжают по работе, либо просто очень заняты, и у них нет времени заниматься свои собственным ребенком.

Семья, рассматриваемая в качестве первичной ячейки общества, очень разнообразна. Школе нужно учитывать особенности структуры семьи для организации совместной с ней деятельности по воспитанию детей. Обычно самостоятельно живущая семья состоит из 2 поколений – родителей и детей. Нередко вместе с этой семьей живут и бабушка с дедушкой. Неполные семьи имеют ряд вариантов своей структуры – мать, бабушка, дедушка; только одна мать и ребенок (дети); только отец, дети и бабушка и т. д.

Семьи могут быть полными, но с неродной для ребенка матерью или отчимом, с новыми детьми. Могут быть полные семьи основной структуры, но в семье может быть неблагополучно. Все это создает особую атмосферу, в которой находится ученик школы, которая определяет силу и направленность воспитательного воздействия семьи на школьника.

Многое в решении воспитательных задач зависит от того, кто в семье преимущественно занимается воспитанием детей, кто их главный воспитатель. Чаще всего в этой роли выступает мать, нередко живущая в семье бабушка. Многое зависит от того, работает мать или нет, какова ее загруженность на работе, сколько времени она может уделять своему ребенку, а главное – хочет ли она заниматься его воспитанием, интересуется ли жизнью ребенка по-настоящему. Велика роль и отца, хотя нередко отцы самоустраняются от воспитания детей, передоверяя его матери.

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка дома, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы.

2. Модели семейного воспитания

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне. Существует несколько моделей семейного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко), когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выражения доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Краковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка, его способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего, от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», – писал В. А. Сухомлинский.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье создается обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться», выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания.

От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать. Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к воспитываемому ребенку.

Семья имеет огромное значение для человека и для ребенка в частности. Это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание должно запрещать телесные наказания, чтение чужих документов. Не следует морализовать, много говорить, требовать сиюминутного повиновения, не нужно потакать и др. Все принципы говорят об одном: детям рады не потому, что они делают домашнее задание, помогают по дому или хорошо себя ведут. Им рады оттого, что они есть.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – оказывают самое большое влияние на ребенка в первые годы его жизни. Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви и т. д.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок – это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия, делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

4. Основные проблемы семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети (подростки) начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.

Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты.

Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.

Бывают такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях повышенной моральной ответственности. Родители внушают ребенку, что он просто обязан оправдать многочисленные надежды родителей, и на него также возлагают непосильные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное беспокойство за свое здоровье и здоровье близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители. Например, личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.

5. Методы семейного воспитания

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка. Семейное воспитание очень важно. Оно может помочь ребенку во всей его дальнейшей жизни. Но если родители по тем или иным причинам не уделяют воспитанию должного внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с самим собой и обществом в дальнейшем.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д.

К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие, вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья. Среди методов воспитания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь.

Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специалистами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «отлично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вызовет комплексы и неврозы.

Оказание помощи своему ребенку вызовет только положительный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания – это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется. Именно родители – первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий.

Из всего сделаем вывод, что чем правильнее методы родители выбирают, тем большую пользу принесет это ребенку.

6. Выбор и применение методов родительского воспитания

Методы воспитания – это конкретное влияние на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и реализация осуществляются в соответствии с целями. Целиком и полностью зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Необходимо опираться на опыт других людей. Сейчас есть очень много разноплановой литературы по этому поводу.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей. Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Школа, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит в школу, а постоянно играет, находится под присмотром родителей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за собой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие люди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, жизни.

Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания. Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков. Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, мужественного, на которого можно равняться.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.

Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка, таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться к своим же родителям и окружающим людям.

7. Распространенные ошибки семейного воспитания

Залог семейного воспитания – любовь к детям. Педагогически целесообразная родительская любовь – это забота о будущем ребенка, в отличие от любви во имя собственной прихоти, желания родителей «купить» детскую любовь различными способами: исполнением всех желаний ребенка, лицемерием. Слепая, неразумная родительская любовь делает из детей потребителей. Пренебрежение к труду, к желанию помогать своим родителям притупляет чувство благодарности и любви.

Когда родители заняты только своими делами и не имеют времени уделять должного внимания детям, возникает следующая проблема, которая имеет серьезные последствия: дети становятся предоставленными самим себе, они начинают проводить время в поиске увеселений, попадают под влияние дурных компаний, пагубно влияющих на мировоззрения детей и их отношение к жизни, к труду, к родителям.

Но есть и другая проблема – гиперопека. В этом случае жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, не уверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. А в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех. Только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей его жизни.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится этим, хотя посторонним может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, – притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует развитию неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

8. Правила семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья вызывает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. Семья – это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех.

Во-первых, ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ребенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее поведение – это своего рода благодарность ребенка родителям.

Во-вторых, нужно создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

В-третьих, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

В-четвертых, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

В-пятых, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

В-шестых, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Ребенок должен уважать своих родителей. Ценить их заботу о нем. Эти качества тоже нужно постараться привить ребенку. Но, прежде всего ребенка надо любить. Так же нужно прислушиваться к его мнению, узнавать, что его интересует, что он хочет. Ребенок – это маленький человечек, который очень серьезно реагирует на отношение родителей к нему. Нельзя слишком строго относиться к ребенку. Это будет вызывать постоянные страхи, а в дальнейшем вызовет комплексы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею». Тогда вырастет капризный, избалованный, никому не нужный (кроме мамы и папы) член общества.

Родители должны оказывать помощь своему ребенку, должны быть готовы отвечать на вопросы. Тогда у ребенка появится чувство, что с ним хотят общаться, ему уделяют должное внимание. Добродушные взаимоотношения в семье умножают любовь, привязанность друг к другу. У ребенка будет всегда хорошее настроение, не будет чувства вины, если на него вдруг беспричинно накричали и наказали. Доверительные отношения в семье – главный признак хорошей, крепкой семьи.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи – это одно из условий понимания детей и родителей. Дети чувствуют, что они не «чужие» в семье, что к их мнению прислушиваются. Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом.

9. Связь семейного и школьного воспитания

Связь семейного и школьного воспитания неотделима. После 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там большое количество времени. Влияние семьи немного ослабевает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ласку.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к воспитанию – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Как к ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытаются найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа – это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практически невозможно.

Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это поможет воспитать в ребенке хорошего человека, личность.

Учителю необходимо помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Таким образом, существует неотделимая связь школьного воспитания и домашнего.

9.8. "Семейная педагогика"

Радостно, когда твои дети - шаг вперед по сравнению с тобой,

горько - когда шаг назад.

"Семья- это практически всегда дети. Вот здесь и начинается масса других проблем,связанных с пониманием друг друга. У родителей вопросы о том, как следуетвоспитать свое ребенка, а ребенок думает о том, как бы сделать так, чтобы тебяпонимали эти большие и взрослые родители. Сколько неприятностей, раздражения идаже горя возникает в семье, если нет взаимопонимания между родителями идетьми. Давайте подумаем над этим.

ВХУ1 веке в России появился сборник правил и наставлений "Домострой",где довольно подробно регламентирована жизнь семьи. В частности взаимоотношенияродителей и детей. Например, одно из положений этого документа советуетродителям, если сын (дочь) "не слушает, не внимает и не боится, но нужноино плетью постегать, по вине смотря". Как вы думаете, помогало ли этосредство "воспитания" ? И как потом сами "воспитанники"относились к своим детям?

Вамнеобходимо выработать свод основных правил семейного воспитания. Сформулируйтеи запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоватьсяродители, бабушки и дедушки, а также тети и дяди, принимающие участие ввоспитании ребенка в семье.

Любойиз вас вправе вносить свои предложения, аргументируя их необходимость, приводяпримеры из "своей практики" и т.п. Но принимает ваше предложение всямикрогруппа общим голосованием. Тот, чьих предложений будет принято большевсего, объявляется "Главным специалистом по семейному воспитанию".Время на обсуждение и принятие свода основных правил семейного воспитания 10минут.

Послеэтапа работы в микрогруппах, мы выслушаем по одному представителю от каждойгруппы (наверное, это должен быть "Главный специалист по семейному воспитанию")и попробуем составить общий свод правил, в который войдут положения,встретившиеся в сводах каждой микрогруппы".

Рекомендацииведущему. Результаты работы оценивает сама группа по принципу"протокола", т.е. "главный специалист по семейному воспитанию"получает 8 баллов, второй специалист - 6 баллов, третий - 4 и четвертыйполучает 2 балла. За представление свода своей группы участник может получитьеще дополнительно от 3 до 5 премиальный баллов.

9.9. "Инструкция по общению супругов"

"Приобретаядаже несложный бытовой прибор, мы получаем подробную инструкцию к нему. Сначаламы изучаем ее, чтобы этот прибор не вышел из строя во время эксплуатации.Человек - более сложное устройство, но, вступая в брак, мы не получаем никакойинструкции как нам себя вести в роли супруга.

Давайтесейчас составим такую инструкцию по общения супругов".

Оценкаосуществляется по количеству предложений участника, которые вошли в общий текстинструкции. Например, участник убедил включить в инструкцию по общению супруговположение "если тебе не нравится как делает супруг, возьми и сделайсам", это означает, что за работу в этом упражнении он получает 2 баллов,которые и записываются в ведомость учета.

Психологическийкомментарий. Участникам будет интересно сравнить полученные результаты смнением специалиста, составившего

"Заповеди семейной жизни":

1.Семья начинается с "Мы", будь больше требователен к себе;

2.Не демонстрируй свое превосходство, будь проще;

3.Не упрекай; критикуя, не обвиняй и не унижай;

4.Спиши повторить хорошее; сделал хорошее дело, спеши сделать еще одно и не ждинаграды;

5.Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и проститьсупруга;

6.Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе;

7.Не давай советов, если тебя не просят;

8.Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт, прости супругураздражительность;

9.Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах;

10.Смейся вместе с человеком, а не над человеком;

11.Не верит тот, кто сам обманывает;

12.Будь другом друзей супруга;

13.Решай вместе с человеком, а не вместо человека;

14.Не обвиняй - ты не прокурор.

(По Спичак С.Ф.)

Промежуточный итог

Участникисуммируют все полученные баллы и проводится ранжирование.

Из высказываний участников тренинга:

"Я поняла, что очень важна самооценка человека, ее нужнопроговаривать и как можно чаще думать об этом".

Николай Ф.

"Очень полезной оказалась процедура составления контракта. Явпервые серьезно задумалась о своем будущем. Думаю, это пригодится".

"Действительно, чего я в самом деле хочу, это чтобы я и моябудущая семья были счастливы, имели крышу над головой и солнце..".

"Через 10 лет я буду вся в домашних хлопотах. Я буду самойсчастливой в мире, так как буду жить с моим любимым человеком, у нас маленькаяпрелестная дочка. У меня будет много друзей и мы вместе часто будемсобираться".

Ксения П.

10. Сфера межличностного общения (Я средилюдей)

Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять еесвязать, то останется узел.

Индийская пословица

Цельэтого заключительного раздела тренинга состоит в том, чтобы участникипоработали над важной социальной сферой межличностного общения, от которойзависит очень многое в жизни человека. Этот раздел подводит итоги занятия,поэтому в нем участникам предоставляется еще одна возможность проверить всесвои выводы, которые они смогли сделать за время тренинга, закрепить полученныенавыки откровенного и искреннего общения, выполнить принятые на себяобязательства.

Начинаетэтот раздел специализированный тест на выявление эгоистических наклонностейчеловека.

"Эгоизм"

"Тестсодержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так,чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Нужно сразузаписать пришедшее вам в голову окончание незаконченного предложения, стараясьработать быстро.

1.В такой ситуации…

2.Легче всего…

3.Несмотря на то, что…

4.Чем дольше…

5.По сравнению с…

6.Каждый…

7.Жаль, что…

8.В результате…

10.Несколько лет тому назад…

11.Самое важное то, что…

12.На самом деле…

13.Только…

14.Настоящая проблема в том, что…

15.Неправда, что…

16.Придет такой день, когда…

17.Самое большое…

18.Никогда…

19.В то, что…

20.Вряд ли возможно, что…

21.Главное в том, что…

22.Иногда…

23.Лет так через двенадцать…

24.В прошлом…

25.Дело в том, что…

26.В настоящее время…

27.Принимая во внимание…

28.Если бы не…

29.Всегда…

30.Самое лучшее…

31.Возможность…

32.В случае…

33.Обычно…

34.Если бы даже…

35.До сих пор…

36.Условие для…

37.Более всего…

38.Насчет…

39.С недавнего времени…

40.Только с тех пор…

Обработка и анализ результатов

Дляопределения результатов необходимо сосчитать количество местоимений первоголица единственного числа, все притяжательные и собственные местоимения:"я", "мне", "моих", "мною" и т.п., атакже предложения, законченные не до конца, но содержащие указанныеместоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явноподразумеваются, если имеется глагол первого лица единственного числа. Индексомэгоцентризма служит количество обозначенных предложений.

Психологическийкомментарий. Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма,по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрическойнаправленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, еслииспытуемые полностью справились с заданием. Поэтому в процессе проведениятестирования важно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены.Когда есть более 10 незаконченных предложений, текстовый бланк обработке ианализу не подлежит.

Эгоцентрическаянаправленность проявляется в познавательной, эмоциональной и поведенческойсферах. Личность с такой направленностью испытывает затруднения в изменениисобственной позиции по отношению к некоторому познаваемому объекту, внепонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, внеумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своейсобственной точкой зрения. Вероятно, формирование и закрепление эгоцентрическойнаправленности личности происходит в подростковом возрасте.

Входе тестирования следует придерживаться следующих условий: а) категорическизапрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценкии высказывать свое отношение к его суждениям; б) экспериментатор не долженразглашать истинной цели исследования.

10.1. "Портрет друга"

Мы в ответе за тех, кого приручили

Маленький принц

"Разумеется,у каждого из вас есть настоящий друг. Вы неплохо знаете его. Надеюсь, что и завремя наших занятий у вас здесь появился друг. Составьте словесный портретчеловека, который стал для вас самым близким, используя для этого все буквыалфавита по очереди. Например, А - аккуратный, Б - бережливый, В - вежливый, Г- галантный, Д - деликатный и т.д. На одну букву можно привести несколько слов,но нельзя пропускать буквы алфавита, кроме Ъ, Ь, а буквы Й, Ы заменяются на И.На эту работу вам отводится 5 минут.

Атеперь вы можете передать ему (ей) свое описание и обязательнопрокомментировать его. Постарайтесь при этом подчеркнуть его основныедостоинства".

10.2. "Комплименты"

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самымнеприятным.

Демокрит

"Культурногочеловека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он можетвнимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказатьсвое мнение, не будет сразу отвергать его, а тем более повышать голос илииспользовать оскорбления.

Такойчеловек сумеет расположить к беседе даже замкнутого или чем-то расстроенногочеловека. Давайте сейчас попробуем сделать это. Ваша задача - установитьконтакт с партнером, сидящим слева от вас и от всего сердца (ведь оно как раз унас с левой стороны) сказать ему несколько теплых и приятных слов(комплименты). Но сказать это нужно действительно искренне, от всего сердца.

Сначалавы можете подумать некоторое время примерно 30 секунд о том, что же вы можетесказать этому человеку. Можно подчеркнуть приятные впечатления, которые на васпроизводит его внешний вид.

Например,"Тебе очень к лицу этот костюм, ты всегда умеешь одеваться совкусом". Можно выделить какое-то человеческое достоинство партнера,например, "Мне всегда нравилась твоя готовность помочь окружающим".

Затемкто-то из вас начнет общение со своим партнером, сидящим слева. Все остальные вэто время должны наблюдать за их общением, обращая внимание на то, какустановлен контакт (какими были первые слова, было ли простое приветствие), какони смотрят друг на друга или вообще не видят того, к кому обращаются, насодержание общения (какой комплимент произнесен и действительно ли человеку,которому это сказали, станет приятно от этих слов). И, наконец, нужно обратитьвнимание на выход из контакта (поблагодарили ли друг друга партнеры, как ониэто сделали).

Послетого, как закончится контакт, начинать свое общение с партнером, сидящим слеваот него, может тот, кому только что сказали комплименты. Впрочем, он имеетправо пропустить ход, например, если он настолько растроган сказанными словами,что сразу не может собраться для такого же общения с другим человеком, или покане знает, что сказать своему партнеру.

Вэтом случае начинает общение участник, сидящий следующим слева и т.д., до техпор пока не выскажутся все из вас".

Рекомендацииведущему.Н апомните группе, что участие во всех этюдах добровольное, поэтомусвои комплименты говорят только желающие. В заключении следует дать участникамвозможность высказаться о тех чувствах, которые они испытывали, когда имговорили комплименты (было ли приятно слушать) и когда они сами произносили их(было ли приятно говорить).

Вконце этюда осуществляется взаимная оценка в пределах 5 баллов.

10.3. "Ломка стереотипов"

Либо я найду путь, либо проложу его!

Филлип Сидней, английский

государственный деятель

"Намв жизни часто помогают сформированные ранее стереотипы, Перечислите своипривычные действия, которые вы выполняете на уровне подсознания, то естьпрактически автоматически. Это, конечно, облегчает жизнь, но с другой стороны изатрудняют ее, так как теряется свежесть восприятия жизни, притупляютсяощущения, получаемые в обычной обстановке, во время общения с уже знакомым.Например, ритуал приветствия - человек здоровается с другим за руку, говорит:"Как дела?" и бежит дальше, даже не выслушав ответ и через минутузабыв, с кем он поздоровался. Это был просто ритуал, сработал поведенческийстереотип.

Ачто можно предложить взамен? Такое приветствие, чтобы человек, которого выпоприветствовали помнил об этом несколько дней или даже месяцев? Ваши предложения?

Теперьот теории перейдем непосредственно к практике - начнем осваивать вами жепредложенные способы приветствия. Итак, целых 3 минуты вы приветствуете друг сдругом только новыми словами.

Хорошо,но кроме стереотипов приветствия нас окружают и другие стереотипы. С каким изних мы еще можем поработать? Ваши предложения. Может быть одежда? Почему мы такодеваемся, а если мы сейчас поменяемся своей одеждой? Договорились, одеждутрогать не будем, а вот походку изменить совсем не трудно. Итак, нетрадиционныйпроход. И каждый раз совершенно по иному. Начали".

Оценкаосуществляется распределением суммы баллов. Вы даете в среднем по 5 баллов на 1члена группы, которая сама должна распределить эти баллы. Если участники неуспели за отведенное время распределить эту сумму, они все получаю штраф по 3балла.

10.4. "Я тебя понимаю..".

Научившись радоваться, мы лучше всего разучимся делать больнодругим.

Н. Энкельманн, психолог

"Мыуже много и плодотворно общаемся. Естественно, что вы достаточно хорошо узналидруг друга. А теперь поработаем парами. Каждый думает и заполняет незаконченныепредложения о другом.

1.Тебе радостно, когда …

2.Ты грустишь, когда …

3.Тебе бывает страшно, когда …

4.Тебе бывает стыдно, когда …

5.Ты очень гордишься …

6.Ты сердишься …

7.Ты очень удивляешься, когда …

Рекомендацииведущему. После того, как участники закончат эти предложения, ониобмениваются своими записями и читают их. Затем возвращают свои записи назад иобсуждают их. В чем были совпадения и в чем ребята так и не поняли друг друга.

Результатопределяется взаимной оценкой участников.

10.5. "Дед Мороз"

Радость - это основной принцип жизни.

Н. Энкельманн, психолог

"Многиеиз нас искренне жалеют о том, что Новый год, как и день рождения бывают толькоодин раз в году. Ведь в этот день мы радуемся, получая подарки. Пусть это дажеочень скромный подарок, зато мы чувствуем особое внимание к себе, получаемтепло и заботу окружающих, родных и близких людей. И потом долго вспоминаем этиприятные минуты. А что мешает нам устраивать такие праздники чаще? Может бытьто, что в календаре нет второго Нового года или дня рождения? Если дело тольков этом, то все решается очень просто. Я назначают на сегодня внеочередной Новыйгод. Поздравляю всех вас! Желаю от всей души радости и счастья!

Атеперь подарки. Мне будет трудно одному справиться с этой приятнойобязанностью. Поэтому каждый из вас получает роль Деда Мороза, и,следовательно, должен приготовить целый мешок с подарками. В этот мешокжелательно положить подарок для каждого члена группы. А чтобы случайно незабыть кого-то, советую вам оформить раздаточную ведомость, в которой высначала запишите все имена, а потом название подарка этому человеку. В конценужно оставить место для росписи того, кому вы этот подарок сделаете.

Раздаточная ведомость

Название подарка

Увас есть 7 минут на то, чтобы заполнить эту ведомость, записав имена инаименования подарков для каждого члена группы. Подарок может быть любым,необязательно материальным.

Затемвы будете вручать свои подарки, и каждый из вас должен будет выбрать не болеетрех самых понравившихся подарков. Свое спасибо вы можете сказать всем, ноособо отметите именно этих трех и распишитесь в их ведомости. По количествуполученных росписей будет подводиться итог работы. Поэтому вам следует очень серьезноподумать над каждым присутствующим здесь. Что вы успели узнать об этомчеловеке, в чем проявляются его интересы, что он особенно любит, что ему большенравится? Вам нужно ответить на эти вопросы и вы сможете подобрать подходящийподарок. Действуйте!

Рекомендацииведущему. На первом этапе нужно создать условия для индивидуальной работыучастников, следует исключить возможность общения. Каждый должен побытькакое-то время в полном одиночестве, чтобы суметь сосредоточиться. После этогоучастники, свободно перемещаясь по аудитории, "раздают" свои подарки,подходя друг к другу.

Вконце работы участники объединяются в общий круг и называют по три лучшихподарка.Оценка по количеству принятых подарков. За каждый такой подарок"Дед Мороз" получает по 2 балла.

Примерыиз практики.Подарки друг другу участников одной из групп.:"Водительское удостоверение; моя помощь в исполнении всех твоих желаний;мешок шоколадных конфет; любимую песню; спутниковую антенну; верного друга;элексир вечной молодости; новую гитару; мою вечную дружбу; голубое небе немногочаще, чем у всех людей; раскованность; общительность; любимого человека на всюжизнь; много хорошей музыки; большую коробку конфет; большую личную библиотеку;огромного мягкого медведя; картинку мышки; большого розового слона; мир в твоемдоме; валютный счет в банке; очередной спортивный разряд".

10.6. "Надежный человек"

"Поройс нами в жизни случается самое непредвиденное. Хорошо, если это приятнаянеожиданность - выигрыш в лотерею или иной подарок судьбы. А если неприятность?Не всегдасразу найдешь выход из нее, тем более если ситуация очень сложная,требующая мгновенной реакции и концентрации всех душевных и физических сил.

Ябуду зачитывать вам одну из трудных жизненных ситуаций и предлагаю каждому изприсутствующих подумать над тем, кто мог бы ему помочь в этой ситуации, к комубы он обратился за помощью, если попал в подобное положение. Выбирать нужнотолько из членов группы.

Акому бы ты сам помог, если это случится не с тобой, а с другими? И почему именноэтому человеку?

Рекомендацииведущему. Фабулу ситуаций лучше всего составить вместе с участниками. Этодолжны быть актуальные для возраста и вида деятельности участников, например,если в группе школьники, то и ситуации должны быть связаны с этим возрастом иучебой (конфликт с родителями, проблемы с педагогом, который не признает праваребят и т.п.).

Оценкаосуществляется по количеству голосов, отданных в данной ситуации за каждогоучастника. Например, если группа рассматривала конфликт с родителями и один изучастников набрал в качестве лидера в этой ситуации 6 голосов, он получаетсоответственно 6 баллов. Итак в каждой следующей ситуации. Всего следуетрассмотреть примерно 10 таких ситуаций.

10.7. "Киносценарий, или Распределение ролей"

"Вызнаете, что подбирая актера на определенную роль, режиссер присматривается кнему, подойдет ли данный человек, впишется ли в образ, будет ли органичен,естествен? Все мы отличаемся друг от друга, и поэтому нам подходят разные ролив сценариях.

Сейчася буду читать киносценарий, в котором еще не распределены роли. Вы внимательнослушая содержание, должны вписывать после очередного пропуска номер роли и имячеловека, который бы, с вашей точки зрения, подошел на эту роль. Прежде всегоэто должно быть психологическое сходство с предполагаемой ролью, хотя и внешниеданные тоже можно учитывать. Итак, я начинаю: "Белоснежная вилламистера……. (1) расположена на берегу Атлантического океана. В саду круглый годцветут чудесные белые розы. За ними ухаживает садовник….. (2), который живет соскандальной женой…..(3) и вечно голодными детьми.

Женавладельца виллы весьма симпатичная и воспитанная леди…… (4). Все свое свободноевремя она проводит, гуляя в саду, вдыхая неповторимый аромат чудесных белыхроз. Но хозяину виллы (1) больше нравилась молоденькая горничная, кокетливая ихитрая, очень веселая……(5). Не прочь он был и приударить за медсестрой, котораяприходила к леди (4). Это была серьезная и гордая девушка….. (6), но мистер (1)не терял надежды.

Мистер(1) возглавляет крупную фирму и занимается серьезным бизнесом. В последнеевремя от стал испытывать трудности, так как несколько фирм встали на его пути,прибрав к рукам практически все атлантическое побережье. Особенно его заботилафирма, которую возглавлял его бывший однокурсник по университету….. (7). Особойхваткой держал весь игорный бизнес мистер…… (8). Это был плохо образованный, ноизворотливый человек, которого побаивались даже отцы города.

Каждоевоскресенье мистер (1) и леди (4) ходили в церковь. На паперти у храма оничасто встречали…..(9). Судьба не пощадила этого человека.

Личныйшофер мистера (1) был угрюмым человеком…. (10). Его жена, напротив, отличаласьвеселым характером, она очень хорошо пела, и поэтому вся округа хорошо зналаее…. (11).

Почтиежедневно к леди (4) приезжала в гости ее подружка…. (12). Дамы подолгуобсуждали последние светские новости и скандалы. Одна из самых скандальныхисторий - исчезновение и уход в монастырь их общей знакомой….. (13). Для обеихдам это была полная неожиданность. Муж этой знатной дамы был гуляка и балагур,всеобщий любимец…. (14). После этой истории бедняга совсем спился. И дамысочувствовали ему от всего сердца.

Ихразговор прервал стук в дверь. На пороге стоял посыльный из супермаркета….(15). Он принес заказ - вино, фрукты, шоколад. дамы дали ему на чай иотпустили. Вечер прошел просто замечательно. В комнате стоял аромат белых роз,воздух был наполнен тихой радостью и грустью. Дамы смотрели на океан ивспоминали…

Укаждого участника должна получиться примерно такая запись:

1.Мистер……………. 2. Садовник………….

3.Жена садовника…….. 4. Леди………………

5.Горничная…………. 6. Медсестра…………

7.Глава фирмы……….. 8. Игрок……………

9.Нищий…………….. 10. Шофер……………

11.Жена шофера………. 12. Подружка леди………

13.Монахиня…………. 14. Муж монахини………

15.Посыльный…………

Рекомендацииведущему. Группа обсуждает различные варианты предложений на имеющиеся вкиносценарии роли. Большинством голосов на роль утверждается один человек.После этого ведущий еще раз читает сценарий, уже называя имена утвержденных туили иную роль участников.

Наодну роль может быть утверждено 2-3 человека, но это только в том случае, еслигруппа действительно считает, что они подходят для нее.

Психологическийкомментарий. В заключении проводится обсуждение, почему на роль былутвержден именно данный участник. Что в его характере или поведениипредопределило его выдвижение на эту роль? Как он думает сам? А какую роль онхотел бы для себя? Те, кто оказался без роли, почему? Вас просто не заметили,или для вас нет характерной роли? Какую роль вы предлагаете ввести, не испортивуже готовый киносценарий? Обоснуйте ваши предложения? Почему именно эта роль,чему она соответствует?