Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО (72 ч.). Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист

«Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию».
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов
Проблемы низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям
Реализация проекта направлена на формирование первичных экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Направления проектной деятельности:
-Информационный блок: Переработка теоретических материалов, подготовка педагогов-Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения -Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды

Перспективы для ДОУ:
1. Системная работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей.
2. Расширение спектра образовательных услуг.
3. Развитие социального партнерства.
4. Знакомство с мировым педагогическим опытом,
современными педагогическими технологиями
5. Обогащение опыта инновационной деятельности.
Реализация содержания программы проходит в двух направлениях. Первое - включение предложенного содержания в разные виды детской деятельности. Второе - интеграция содержания данной программы с обязательной программой воспитания и обучения дошкольников, по которой работает дошкольное учреждение. Мы используем первое направление. В дальнейшем — разработка полноценной программы дополнительного образования для дошкольников.
Также важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;(Народные сказки «Жадная старуха», «Иван - царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»)
Сказки, отражающие труд людей;(Хаврошечка, Морозко, А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;(С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;(С.Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво»)
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.(К.Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно - познавательные навыки.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.»
Педагог дополнительного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида № 45 Хударова Татьяна Юрьевна.

Вероника Григорьева
Занятие для детей по финансовой грамотности, конспект игры «Мы, ребята, деловые»

Цель :

формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений

развитие экономического мышления у дошкольников

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

Задачи :

воспитать умение определять и различать потребности человека : жизненно важные, духовные, семейные потребности.

расширить представление детей о труде взрослых

уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара

формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи

Ход игры

Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры» . Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается звучанием гонга. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные флажки, команде «Кассиры» - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал флажок.

Раунд 1 «Потребности»

Ведущий : то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры» . Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.

На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье) . Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде - сопернику.

Ведущий : самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.

На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора)

Ведущий : В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята , есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.

На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба, общение, семья, любовь)

Раунд 2 «Труд»

Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика-лентяя.

Проводится небольшая беседа :

Ведущий : У мальчика в комнате порядок?

Ответы детей : Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.

Ведущий : Как он разговаривает со своей бабушкой?

Ответы детей : Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.

Ведущий : Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не хочет трудиться?

Ответы детей : Лентяй.

Ведущий : Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?

Ответы детей : Это труд.

Ведущий : отгадайте какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.

На экран выводятся по два задания для каждой команды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Сделал дело , гуляй смело.

Ведущий : Ребята , как вы думаете, что такое профессия?

Ответы детей : Профессия – это труд.

Ведущий : Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей каких же профессий вы можете там встретить?

Ведущий : Кто управляет самолетом? (пилот)

Ведущий : Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)

Ведущий : Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)

Ведущий : Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)

Ведущий : К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)

Ведущий : Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)

Ведущий : Кто следит за чистотой? (уборщики)

Ведущий : Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать (продавец)

Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность пассажира удовлетворяет данная профессия) .

Ведущий : Второй раунд игры закончен , объявляем физкультминутку.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

«Одежда»

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

Раунд 3 «Товар»

Ведущий : Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики". Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что речь идет не о товаре.

Фермер привез на рынок молоко (товар)

Папа починил детям игрушку (не товар)

Мама испекла пирог к празднику (не товар)

Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

Маша сварила варенье для Миши (не товар)

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

В издательстве напечатали много детских книг (товар)

Подведение итогов.

В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба. Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба (подготовка почвы к посадке пшеницы (вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине) и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике)

Ведущий : Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.

На экран выводятся по 2 задания для каждой команды.

кукла в зимней одежде и кукла в простом платье

летняя и зимняя обувь

машинка простая и на пульте управления

печенье в упаковке и россыпью

Подведение итогов.

Раунд 4 «Семейный бюджет»

Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов :

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания. 5 свободных кружков для оплаты.

Одежда. В секторе – одежда и обувь. 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе – аквапарк 2 свободных кружочка для оплаты, зоопарк 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты кинотеатр.

Игрушки. В секторе – игрушки для мальчиков и для девочек по 1 свободному кружку для оплаты.

Сектор сюрприз

Ведущий : Ребята , представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста куда вы израсходуете деньги.

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»

Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.

Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

Детям предлагается пересмотреть свой бюджет. На выполнение и обсуждение двух заданий отводится по 1 минуте, в это время на экране песочные часы и отсчет времени.

После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводяться итоги 4 раунда, а затем всей игры . Все участники игры получают поощрителные призы.

Ведущий : В игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности . Спасибо всем за увлекательную и интересную игру.

"За" и "Против" формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей. Отсюда вопрос, насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей?! И кто должен и может учить этому направлению детей!?
Не просто так, мною было написано, что тема эта противоречивая. Объясню почему. С одной стороны, в век непрерывного движения и информации данное направление грамотности необходимо. С другой же, путем обучения этих всех хитростей, мы забираем у детей их счастливое и беззаботное детство. И если уже и формировать культуру финансовой грамотности у детей, то тогда необходимо это делать грамотно и постепенно.
Просто и получается так, что финансовую грамотность формируем, а связная речь не развита, все познавательные процессы не соответствуют возрастному развитию ребенка. В нашей стране так, все новое и модное – это хорошо, а то, что действительно важно это «потом». И ведь действительно, откройте интернет, все статьи говорят о том, что финансовая грамотность важнее пирамиды Маслоу, значимее, ведь главное это деньги уметь посчитать, что ребенок должен знать стоимость своей мечты. Посмотрите, даже книгу банк Хоум Кредит выпустил «Дети и деньги», видеоролики «Про богатых детей» в 10 лет. Я не согласна! Это важно, но не в столь большой степени. Многие родители не догадываются, что знать ребенку, слово «депозит» может ему же выйти боком. Все должно быть в меру.
На примере ДОУ, на мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т.д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться. В детском саду можно создать проект, который будет называться «Деньги в жизни человека», здесь можно рассказать о видах денег, показать их фото, продемонстрировать купюры разных времен, обогатить их активный словарь простыми словами. Одним из вариантов, может быть создание музея «Монеты», в котором будут собраны экземпляры всех времен. В занятия с детьми можно включать презентации и многое другое. Беседы – это еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания. НОД в ДОУ, а именно ФЭМП помогут ребенку в изучении количественного счета. И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, то бы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность».
Что касается семьи, то в этом направлении родители индивидуально занимаются с детьми, так как семейная культура денег может быть различной. С детства родители самостоятельно вводят деньги в жизнь детей, оправляют их в магазин и говорят, что купить. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. В некоторых сказках действительно есть намек на деньги и их траты, например «Буратино», «Барин и мужик», «Сказка о жадном султане» и т.д. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
Я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере!
Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста.

Евгения Коркунова
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: творчески - познавательный.

Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Мероприятия по работе с детьми:

чтение художественной литературы,

просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,

экскурсии,

наблюдения,

рисование,

аппликации,

дидактические игры.

1) Мероприятия по работе с педагогами и родителями:

использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

использование мультимедийной презентации,

изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

1) Изготовление альбома «Магазин», меню для «Кафе», другой материал для сюжетно-ролевых игр.

2) Оформление фото выставки.

3) Привлечение родителей в сюжетно –ролевую игру «Магазин».

Ожидаемые результаты реализации этого проекта:

Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся

устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах

жизнедеятельности;

Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной

проблемы;

Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

1. «В магазине» Цель: Закрепление у детей знаний о продуктовых магазинах.

2. «Все профессии важны» Цель: Закрепление знаний о профессиях – продавец, администратор, кассир, директор и их обязанности.

3. «Деньги» Цель: Продолжать закреплять знания у детей о деньгах.

Консультации для родителей:

1. «Играем вместе с детьми».

2. "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

3. «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

4. «Взрослые, дети, игра»

Художественная деятельность:

1. Изготовление вывески, чеки, пригласительные на открытие магазина, пластиковые карточки для игры «Магазин»

1. Сюжетно – ролевая игра вместе с родителями «Супермаркет»

НОД «Знакомство с деньгами»

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

Варианты ответов.

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s

В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

Д/и: «Что когда было?»

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

Физминутка: «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.

Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.

Кот ученый рассматривает рисунки детей.

«Экскурсия в магазин»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями

города их назначением магазин «Продукты»;

профессии людей продавец продуктового магазина,

Ход экскурсии:

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?.

ответы детей

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям?

Ответы детей.

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Д: Пройти с ним на кассу.

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Д: Продавец

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.

В: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги?

Ответы детей

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?

Экскурсия в магазин

В: Ребята, что мы видим в магазине?

Д: еду, продукты, чай и т. д.

В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?

Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.

Сюжетно – ролевая игра «Виктория»

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

закреплять знания о деньгах;

продолжать формировать интерес детей к игре;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры:

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?

Можно отходить далеко от родителей в магазине?

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

Покупатель: Спасибо сейчас сам.

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)

Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.

Продавец: Вот вам карта скидок.

Все продукты на витрине:

чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте.

Деньги в кассу отдавайте.

Покупатели расходятся по отделам.

В нашем городе наступил вечер.

Рабочий день закончился.

Закрываются магазины.

В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются.

Картотека игр

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

    Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

    Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

    Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

    Деньги любят счет.

    Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

    Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь .

    Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?»

Цель . На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель . Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра Услуги и товары

Цель . Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал . Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель:

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.