Рассказ детям средней группы о вербном воскресении. Народные игры на пасху

Здравствуйте, дорогие посетители Клуба заботливых мамочек «Елисейка»!


В воскресенье вербное
Верба расцвела
От луча весеннего,
Первого тепла.
Прокатился с грохотом
Ледоход речной,
Отозвался колоколом
Праздник над землёй.
И слезами капает
Парафин свечей,
От огня священного
Солнце горячей.
Бледными листочками
Верба прорастёт,
Лопнувшею почкою
Сердце оживёт!

(Т.Ларина)

Завтра для православных христиан день особенный - Вход Господень в Иерусалим или, как более привычно для большинства - Вербное Воскресение. Многие из нас, взяв букетики веточек с пушистыми белыми шариками, всей семьей отправятся с утра в Церковь: постоять на Службе, освятить букетики вербы, чтобы она весь год потом озаряла наше жилище небесной святостью. В этот день церковные песнопения особенно радостные, ведь это единственный день в истории жития Иисуса на земле, когда он был признан Царем. Но мы-то с вами эту земную историю Иисуса слышали не раз, а знают ли ее ваши дети?

Цветоносное воскресенье.
В церкви – тихое пенье.
Почки веточек вербы
Словно мягкие цветы.
Муки были добровольны.
Иисус решился вольно
Посетить опасный град.
Жизнь за нас отдать был рад.

Рассказать нужно, конечно, заранее, чтобы в Церкви они не задавали вопросы, а наблюдали за происходящим и принимали осознанное участие в праздновании.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра стану первая
Для Святого дня.
(А.Блок)

Детям о вербном воскресении

Иисусу, Сыну Божьему, было открыто будущее, он знал, что с ним произойдет. Знал, что ждет Его мучительная смерть, знал, что будет предан и распят на кресте.

*Распятие на кресте - это смертная казнь, которую использовали в некоторых древних странах (Палестине, Греции, Вавилоне, Карфагене, Древнем Риме) особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, беглых рабов, разбойников). Иисус Христос, конечно же, не был преступником, но почему его тоже распяли, я расскажу тебе в следующей истории (Родители, не забудьте подписаться на обновление блога).

Но Иисус также знал, что ему надлежало через все это пройти, чтобы спасти человечество. Для этой цели Он и был послан на землю Богом. Он должен был придти в Иерусалим к празднику Пасхи - так гласило пророчество. За неделю до своих мученических страданий велел Иисус своим ученикам привести к нему молодого ослика.

* Коней в Палестине было мало, и использовали их только для военных целей, а путешествовать простым людям приходилось на ослах.

На ослах или лошадях, по древнееврейскому обычаю, в Иерусалим въезжали победители и цари. Их должны были встречать люди с торжественными криками и пальмовыми ветками в руках. И Христос именно так должен был въехать в ворота Иерусалима, но не как земной победитель или царь, а как Победитель греха и смерти.

Но народ, который вчера видел, как Иисус Христос сотворил чудо, воскресив умершего друга Лазаря, а также накормивший 5 тысяч человек, сегодня был готов признать Чудотворца своим земным царем. Народ ждал Иисуса, люди вышли Ему навстречу, стелили, по обычаю, на пути ветви пальмы и свои одежды. Они радостно кричали: «Осанна! Осанна!», что у нас означает: «Ура! Да здравствует!» Все думали, что пришло их земное спасение, так как устали от жестокого владычества римлян. Но только Иисус знал, что несет им гораздо больше - не земное царство, а Царство небесное.

Когда вошел Иисус Христос в храм Божий, первым делом он выгнал оттуда торговцев, опрокинул столы меновцев. Он был возмущен тем, что Дом Божий был превращен в дом торговли. Люди в восхищении слушали все то, что говорил им Господь. Но это был единственный день, когда Иисус был всенародно признан.

Во всем ликующем Иерусалиме Он один знал, что уже завтра начнется неделя Его страданий. Что эта же самая толпа вместо, - Слава Сыну Давидову! - Уже через неделю будет кричать, - Возьми, распни Его! Но это уже следующая история.

Вербное воскресенье

Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.

(С.Высоцкая)

Детям о вербном воскресении : почему именно верба?

Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.

(Т. Шорыгина)

В России не растут пальмы, поэтому мы не можем нести в Церковь в этот день пальмовые ветви. Но почему же именно верба стала в нашей стране символом праздника Входа Господня в Иерусалим?

Объясняется все довольно просто. В России за неделю перед Пасхой обычно еще холодно. Деревья только готовятся отойти ото сна, до зеленых листиков еще очень далеко. И лишь верба выпустила из своих почек на веточках бело-серые пушистые живые шарики.

Мы несем свежие веточки в Церковь, где их освящает священник, потом уносим их домой, и храним весь год, до следующего вербного воскресения.

Закончив рассказ , скажите: «Когда ты будешь стоять с веточками вербы в Церкви, думай о Христе, о том, что ему пришлось ради тебя вынести. Представляй, что ты встречаешь Его и радуешься Ему».

«…Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке. И вот, наконец, мать, после нескольких годов упорного отказа, решается взять с собою в церковь дитя свое. Боже мой - какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?» - спрашивает ребенок, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же как и все большие, стоит со свечой, и сердце прыгает от волнения. «Молись, - шепчет ему мать, - Христос идет». Таинственный трепет ожидания впервые нападает на душу, и точно кажется ребенку, что здесь Христос, о Котором так много говорила ему мать еще нынешним утром, и он видит перед собою картину из большой своей книги, как шествует Христос, сидя на осляти, посреди народа, столпившегося на улице, облепившего заборы и кровли, как стелют Ему по дороге ковры и одежды, как матери подносят Ему детей, и дети кричат Ему: «Осанна!» И долго после того чудится ребенку торжественная картина, когда на другой день играет он принесенною из церкви вербою и лепит фигуры из своей свечки. И на другой год, едва подходит весна, он уже нетерпеливо спрашивает у матери: скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли пойдем и зажжем опять свечки?

…Счастлив тот, на ком хоть отблеск этого детского чувства отражается поздней порою жизни в церковном празднике Вербного Воскресенья…» (Победоносцев К. П)
5 Апреля, 1859
Журнал «Купель» № 2, 2000

Если вы сомневаетесь, нужна ли детям вера, почитайте мою статью: . Быть может, вам помогут мнения психологов, рассуждающих на эту тему.

В прекрасный день, весной умытый,
Что сам Господь нам подарил,
Забудь печаль, забудь обиды –
Желаю, чтоб веселым был.
Пускай же в это воскресенье,
Что Вербным называем мы,
Уйдут тревоги и сомненья
На благо истинной весны!

Расскажите в комментариях, как вы проводите день вербного воскресения.

Подпишитесь на обновления, совсем скоро я покажу, какую вербочку сделали мои дети к этому дню, расскажу, как они ее делали и кому хотят подарить.

МКДОУ «Новохопёрский центр развития ребёнка- детский сад «1»

Православный праздник

Воспитатели: Ильина Н.В.

Бобрович Е.В.

Старшая группа

2015 г.

Цель: приобщать к истокам русской народной культуры.

Задачи: познакомить детей с праздником –Вербное воскресенье, развивать творческие способности детей, воображение и музыкальный слух.

«Апрель»

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным!

«Скоро, скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

Ведущая: Вот и пришла весна- красна, а с ней и вербное воскресенье с птичьими весёлыми песнями, с тёплыми,яркими лучами солнца, улыбками.

Все люди радуются солнцу, теплу, весне. В старину девушки собирались на лугу пели песни, водили хороводы, играли в русские народные игры.

Давайте и мы порадуемся солнышку, теплу, подснежникам, распустившейся

Вербе и весело встретим праздник.

От весёлого тепла

Вся природа расцвела

В поле и в садочке

Расцвели цветочки

Выходите в хоровод

Чтоб порадовать народ

Будем кругом ходить

И весну веселить.

Хоровод «Веснянка»

Ведущая: А сейчас мы стихи прочтём

«Улыбки весны»

В синеморье ручьи

Стали солнца лучи

Снег с полей унесли

Горячи- горячи

На пригретых лучах,

На полянках лесных

Появились цветы

Как улыбки весны.

Игра «Птички и весна»

Ведущая: Выросла верба большая да красивая, а сегодня на праздник подарила нам свои веточки. Дети в старину брали веточки вербы и играли с ними..

Игра «Верба»

С вербой, с вербой

(Дети ходят по кругу. Водящий идёт в другую сторону, в руке веточка вербы на слово «хлоп» водящий ударяет веточкой одного из игроков)

Иду за тобой,

Коснусь вербой, беги за мной,

Хоп!

Ведущая: В старину зелёными ветками пальмы встречали царей, возвращающихся после победы над врагом. В Иерусалиме так встречали спасателя.

На Руси пальмовую ветвь заменила ветка вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые сережки. Верба цветет и тем самым обещает, что скоро природа вознаградит нас и всё живущее на земле.

Эти веточки вербы ещё и лечебные. С давних времён существует поверье, что расцветающее, полно сил дерево может передать силу, здоровье, красоту всем, кто его коснётся. А верба, особенно серёжки – распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой. Вот поэтому и до сих пор существует обычай выгонять скот на первый выпас вербными веточками.

А женщины на Вербное воскресенье запекали в хлеб шишечки вербы и потом кормили скотину, чтобы не болела.

Солнышко греет,

Дождик поливает,

Ветерок ласкает,

Верба вырастает.

(Выходят 7 мальчиков и девочек. В руках у них вербочки, яркие шарфы и косынки.. Они становятся в шахматном порядке, один мальчик в середине с зажженной свечёй и поют)

Мальчик: Вербочки, вербочки.

Снег по полям,

Вербочки, вербочки.

Холодно вам?

(дети подняв, вербочки вверх)

Цветом – снежинками мы расцвели.

Дети холодной, суровой земли.

Мартовский нас не пугает мороз,

Что нам до зимних последних угроз?

Мы под весенним убором своим

Тайну земной надежды храним.

(зажигается свеча и дети поют)

Мальчики и девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой

Огонёчки теплятся

Прохожие крестятся

И пахнет весной.

Ветерок удаленький

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье Вербное

Завтра встану первым я

Для святого дня. (А. Блок)

Ведущая: Из храма вербочки приносят домой и тут « стегают»своих родных и знакомых приговаривая…. Легонько хлещет детей и родителей вербой, приговаривая:

Верба, верба, верба хлёст

Верба хлёст бьёт до слёз

Верба синя, бьёт не сильно,

Верба красна, бьёт напрасно

Верба бела бьёт за дело

Верба хлёст бьёт до слёз

Вербу оставляют в доме до следующего праздника.

Ведущая: Верба, верба, вербушка, золотая вербушка.

Стоит верба над водой да над Хопром рекой.

Коль любый дак поклонись, не любый – отворотись!

хороводная песня «Вербушка»

Родители и дети встают в круг, идут по кругу, ведущая и педагог делают воротца из веточек вербы.

Ведущая: А теперь в игры поиграем.

Проводятся русские народные игры «Прыжки через вербу», «Кто первый возьмет веточку вербы», «Займи место».

Ведущая: Веселил нас много раз,

Русский танец «Перепляс».

Ведущая раздает детям веточки верб и прощается с детьми и родителями, под русскую народную мелодию все уходят из зала

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

«И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

«Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы — северный аналог пальмовой ветви — атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну. Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях. Заклички на весну можно посмотреть

В избе хозяйка и хозяин. Хозяйка стряпает у печи. Дети стучатся в дверь избы.

Дети. Утро доброе, хозяева,

Позвольте во горенку войти,

Во горенку войти да на лавочку сесть.

Хозяйка. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее. А расскажу я вам сегодня вот про эти веточки. (Показывает вербу.) Уже догадались, с какого они дерева?

Дети отвечают.

Хозяйка. Правильно, с вербы. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется.

Дети прикасаются к веточке.

Хозяйка. Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга - и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, Верба, Верба хлест,

Верба хлест - бьет до слез,

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест - бьет до слез!

Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез! Да что это я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком с «барашками» угощу.

Хозяйка (накрывает на стол и объясняет). Бывало, в Вербное вос­кресенье бабушки запекали в хлебцы шишки вербы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «ба­рашками», а кто просто хлебцами. И я вам сегодня таких «барашков» на­пекла. Ешьте, угощайтесь - силы, здоровья набирайтесь. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в следующем году. Любил народ Вербное воскресенье.

Было принято устраивать вербные базары или ярмарки с весёлыми иг­рищами и ряжеными,

Сын хозяйки, Иван, говорит с печи:

Да возьмите и вы пошумите, Да быстро игры заведите.

Ребята. Отчего не поиграть! Хозяйка, лучинка у вас найдется?

Хозяйка. А зачем вам?

Ребята. Будем играть в игру «Курилка».

Хозяйка. Конечно, найдется. Ввечеру пряла - вот лучинка и осталася.

Хозяйка хлопочет возле печки, зажигая лучинку. Дети встают в круг.

Проводится игра «Курилка».

Параня водит хоровод «Верба-вербочка». Появляются ряженые. Исполняется сценка «Старик со старухой».

Параня обращает внимание детей на то, что Вербное воскресенье ско­ро, а солнышко слабо греет.

Иван. Дело поправимое. Пора его, солнышко, кликать. Весну-красну ото сна пробуждать.

Дети исполняют песню «Солнышко». Появляется солнце. Проводится игра «Гори, солнце, ярче».

Мальчик выходит с каруселью.

Мальчик. Кто будет в «Зарю-заряницу» играть?

Дети играют в игру «Заря-заряница».

Иван. Ну, теперь вдоволь нашумелись? Не хотите ли сказочку послу­шать?

Драматизация сказки по выбору воспитателя. Затем проводятся на­родные подвижные игры.

Хозяйка. Издавна верба считалась целебным растением. По веро­ванию крестьян считалось, что если съесть десять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки. Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам. Повсюду принято было выгонять в пер­вый раз скотину в поле вербой. В Вербное воскресенье крестьяне устра­ивали на больших площадях вербные базары с играми и аттракциона­ми. И ни одна вербная неделя не обходилась без игры «Верба-вербочка».

Проводится игра «Верба-вербочка».

Дети выбирают водящих - девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьёт» девочка и мальчик в од­ном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети прохо­дят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьёт.

Канарейка - Машенька,

Соловейка - Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?».

«Ваня, - скажет, - милый мой».

"Вербное воскресенье" - рассказ о празднике для детей дошкольного возраста

Прежде, чем войти в весну-красну, окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из двенадцати месяцев. Слово «год» говорит о том, что это годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
С древних времен на Руси весну считали началом земледельческого года. Приход весны для крестьян приносил радостные ощущения. «Увидел на вербочке пушок – и весна на шесток» - гласит народная мудрость. «Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю» (из весенних примет на урожай).

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными. Поэтому существовал обычай – на пастбище скотину выгоняли вербными ветками. Бабушки запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Ели, угощались, силы набирались. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тому в следующем году суждено счастье. Маленьких детей шутливо стегали вербными ветками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Тех, кто постарше постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно, верба – хлест бьет до слез». Били, чтобы дети росли здоровыми.

Даже в народной медицине не забыли о вербе. Ее почки дают пожевать тем, у кого болят зубы. После этого боль ослабевает.
На вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
В вербное воскресенье устраивались народные игры, где использовались жгуты, палочки, веточки. В этот день игры называли «вербными». Веселое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.
Интересно проходила игра «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:
«Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?»
Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».
Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.
О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – «вербное воскресенье».