Рождество христово год рождения. Рождество Христово: история праздника и традиции (кратко) для детей и взрослых

С детства все дети обожают Новогодние и Рождественские праздники — особый уютный период, когда можно мечтать и верить в чудеса, а вокруг царит сказочная атмосфера. Если наступление Нового Года всегда интересно и понятно, то история Рождества для детей часто бывает достаточно запутанной. Поэтому очень важно правильно рассказать детям, что же мы празднуем в этот день, и какое таинственное событие произошло первого Рождества. Детскими психологами и педагогами раннего развития доказано, что лучшим способом подачи информации для детей сказка. Поэтому попробуйте прочитать своим малышам интересную и познавательную историю хорошего рождественского ангела.

История перед Рождеством: о чем рассказал рождественский ангел

Приближалось Рождество. За окнами кружили маленькие пушистые снежинки, в доме чувствовался вкусный аромат кути и вареников, мама завершала последние приготовления на кухне, а маленький Ваня читал Ночь перед Рождеством. История про скупого Скруджа к тому времени уже была прочитана и отложена, а знаменитая «Рождественская шкатулка» еще ждала своей очереди. Как видим, в этом году Ваня решил как следует приготовиться к Рождеству, запланировав прочитать как можно больше книг об этом празднике, а также посмотреть много тематических фильмов. Ему очень хотелось узнать, что именно мы празднуем в этот день, однако праздник приближался, а тайна оставалась неразгаданной. Мальчик загрустил и отложил книгу. Вдруг его взгляд остановился на небольшой елочной игрушке — это был красивый ангел, который держал в руках звезду.
— Вот кому точно известна настоящая история Рождества Христова! — Для детей важно верить в чудеса, поэтому Ваня сказал эти слова почти на полном серьезе, хотя потом сам засмеялся со своей наивности.
Каково же было его удивление, когда маленький игрушечный ангелочек ответил ему:
— Конечно знаю! Ведь это именно я зажигал яркую рождественскую звезду, которая рассказала миру о рождении Спасителя!
— О чьем рождении? — Переспросил удивленный мальчик. Он изо всех сил пытался убедить себя, что все, что происходит, ему просто снится. Ведь с каких это пор елочные игрушки умеют разговаривать? Но его хорошо и нежное сердце подсказывало ему прислушаться к словам маленького ангела и поверить в сказку. Ведь на пороге Рождество.
— Если тебе интересно, — продолжил ангелочек, — я поделюсь этой увлекательной историей с тобой.
— Конечно! Я так мечтал узнать, о том, что же произошло в ночь перед Рождеством, почему этот праздник такой особенный, — сказал Ваня, совсем забыв, что еще мгновение назад он сомневался в реальности происходящего.
— Тогда усаживайся поудобней и слушай.

Рождество: история праздника для детей

Это было много лет назад. Больше 2000! Людям в те времена жилось трудно, поэтому они верили, что однажды на землю придет Спаситель, который сможет изменить их жизнь к лучшему, и освободить из неволи. И вот этот день настал. Тогда я еще был совсем маленьким ангелом и мало что понимал, но зато хорошо запомнил ту знаменательную ночь.
Все ангелы, живущие на небе очень переживали и готовились к чему-то грандиозному. А мне поручили всего лишь зажечь звезду. Сначала я загрустил, ведь в этом не было ничего интересного — звезды я зажигал каждую ночь: большие и маленькие. Но тогда старший ангел объяснил, что это будет необычная звезда — именно она должна возвестить миру о рождении Мессии.
После того, как на небе засияла чрезвычайной ясности звезда, ангельский хор спустился на землю и начал петь песни, что превозносили родившегося Спасителя мира. Я с непреодолимым интересом пробрался вперед, чтобы тоже увидеть этого смелого героя, который собрался спасти весь мир. Каково же было мое удивление, когда перед моими глазами оказался не величественный дворец и рыцарь на белом коне, а небольшие ясли с маленьким ребенком. Я снова загрустил, но старшие ангелы объяснили мне, что этой ночью родился не просто ребенок, а надежда всего человечества. Надежда на лучшую жизнь, справедливость и победу добра!
Ваня был очень счастлив. Теперь он знал, что празднуют каждого Рождества.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова. Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука.

В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собиралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в пещере где пастухи укрывали свой скот от грозы. Там и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Восточные мудрецы - волхвы, увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына, которого ждал иудейский народ.

Волхвы направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где находится Спаситель мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки . Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение.

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

Сегодня «Рождество Христово» в России - это Великий Православный праздник.

Ответ редакции

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

Для понимания сути праздника Святого Рождества Христова необходимо окунуться в историю прошлых лет, а история это берет начало более чем два тысячелетия назад. Пресвятая Богоматерь Мария, мать Иисуса, со своим мужем Иосифом, жили в священном городе Назарете. Посланником благой вести явился Архангел Гавриил и сообщил о скором рождении Иисуса Христа. Владыка римской империи Август, в честь этого события, решил совершить перепись населения, пройти которую каждому жителю необходимо было в городе своего рождения.

Направились наши Дева Мария и Иосиф в город Вифлеем – свою Родину. Дорога была долгой и мучительной, однако, уже 6 января им удалось добраться до своего города. Желающих участвовать в переписи населения было очень много, все дома, покои и гостиницы были заняты жителями, приехавшими на перепись. Пришлось Иосифу и Марии искать ночлег за пределами города. Забрели они в пещеру за городом, где обыкновенно оставался на ночлег скот. Но в ночь с 6 на 7 января, к счастью наших путешественников, ущелье пещеры было пусто. Именно в этой пещере, уже 7 января пришел час родить Марии Сына Божьего – Иисуса. Жизнь младенца началась не в царских стенах, и даже не в обычном доме, а в обычной загородной, в последствие названной Пещере Рождества, на жесткой соломе.

Неподалеку от данной пещеры прогуливались пастухи, им явилось сообщение от ангелов, светлая новость о Рождении Христовом. Они отыскали это святое место с целью поклониться Спасителю и принесли подарки. С Рождением Иисуса Христа на небе зажглась еще одна новая, полная яркости и жизни звезда. Именно она направила пастухов в то самое место, где родился Сын Божий. Весть о рождении Спасителя вмиг пронеслась над всей Иудеей. Царь Иудеи, Ирод, и весь иерусалимский народ были встревожены мыслью о появлении Спасителя мира.

В день, когда родился Иисус, в Иерусалим пришли волхвы с востока – мудрецы, изучающие и наблюдающие за звездами. Смотря на звездное небо, они увидели необычайную, новую и очень яркую звезду. Тот час они поняли, что на земле родился, необходимый для человечества, Спаситель мира. Волхвы также хотели поклониться Иисусу и одарить его дарами, и царь Ирод велел им отправляться в путь в Вифлеем и выведать всё о рождении Младенца. Звезда, которая виднелась на востоке, направляла их, указывая на путь, где находится новорожденный Иисус.

Новость о рождении, разгневала Царя Ирода, и он, как глава и правитель своего царства, отдал приказ уничтожить всех новорожденных детей. Спасло Иисуса явление ангела Господнего, предупредившего его отца Иосифа о возможной опасности и повелевал бежать вместе с семьей в Египет. Своевременное оповещение об опасности спасло маленького Иисуса. А злой царь Ирод вскоре поплатился за свой гнев, проведя последние дни жизни в тяжелых и болезненных муках. После смерти Царя Ирода, Богоматерь Святая Богородица Мария и её верный супруг Иосиф вместе с Сыном Иисусом Христовым вернулись в город Назарет, где они ранее проживали до рождения Спасителя Иисуса.

Таким образом, в современном мире Праздник Рождество Христово свидетельствует о новой эре жизни человечества, эпохе христианства. 7 января, Рождество Христово - является важнейшим праздником, почитаемый всеми христианами во всем мире. В этот день Бог прощает все грехи человеческие простым смертным людям.

Не забывайте поздравить близких с этим праздником

  • Бурундук - сообщение доклад

    Несомненной гордостью семейства беличьих является милый зверек – бурундук. Его название связано со словом «бурун». Это звук, который слышен от него перед дождем.

В христианских церквях праздник отмечается торжественными богослужениями. Их частью является всенощное бдение, когда священнослужители славят Христа. Этот праздник у православных христиан – второй по значимости после Пасхи. В этот день среди христиан принято говорить, обращаясь друг к другу: «Христос родился!», «Славим его!».

Накануне заканчивается 40-дневный рождественский пост (Корочун). Верующие разговляются и участвуют в 12-дневных народных гуляниях. Бытовое празднование сопровождается гаданиями, колядованием, представлениями ряженых. Рождественский сочельник заканчивает рождественский пост, поэтому на него распространяются правила поста: нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты. Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то можно выпить немного вина. Воду вопреки некоторым утверждениям пить можно.

В дни святок нельзя жениться (выходить замуж), охотиться, убивать животных. Народные верования 7 января запрещают шить, мыться, надевать старые вещи, стирать, выметать мусор, гадать (в остальные дни Святок гадать можно). Нельзя допускать, чтобы первым гостем стала женщина.

В России главным нецерковным рождественским обрядом остаётся колядование. Эта традиция восходит к языческим временам, когда во время Святок старались угодить богам, которые, оставшись довольными, будут помогать весь год и в поле, и в избе. К колядованию относится исполнение праздничных песен (колядок), ряжение в животных: быка, медведя, гуся, козу, других. Колядование сопровождалось гаданиями и кукольными представлениями. Церковь с неодобрением относится к колядованию, считая его пережитком язычества и суеверием.