Тема: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»
Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
(конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) во второй младшей группе)
Форма проведения: фронтальная
Место проведения: группа детского сада
Задачи | Интеграция образовательных областей | Предварительная работа | Методы и приёмы | Оборудование |
Связная речь
Словарь и грамматика
Звуковая культура речи
|
Виды детской деятельности:
|
| Словесный метод:
Наглядный метод:
Практический:
|
|
Ход ННОД:
1. Организационный момент (мотивация)
Ребята, сейчас я Вам загадаю загадку, а Вы попробуйте отгадать
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
Дети: Кошка
2. Основная часть
Беседа по картине
Воспитатель: Кошку зовут – Мурка.
Кошка, какая? (Большая, пушистая, мягкая, красивая).
Воспитатель: Кошка Мурка принесла вам на занятие картину. И она хочет посмотреть, как вы умеете по ней отвечать на вопросы и составлять рассказ:
Воспитатель : Мурка, посиди и послушай, дети расскажут о тебе и о твоих детках.
(Дети садятся на свои места, воспитатель обращает внимание на картину)
- Кто нарисован на картине? (Кошка с котятами).
- Что делает Кошка?
- Какого цвета лапки у кошки?
- Что у кошки на голове? (уши)
- На мордочке? (глаза, нос, рот, усы)
- Кто ещё нарисован на картине? (котята) Какого цвета котята?
- Что делает серый котёнок? (играет с клубочком ниток)
- Что делает рыжий котёнок? (лакает молоко из миски)
- Что делает коричневый котёнок ? (спит возле мамы)
Физкультминутка
(Физкультминутка проводится 2 раза).
Воспитатель: Перед тем как составить рассказ. Давайте вспомним
Кто изображён на картине? (Кошка с котятами) .
Что делает кошка? (Кошка наблюдает за котятами).
Что делают котята? (Котята играют, едят, спят).
Рассказ воспитателя:
«На этой картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Она лежит на коврике и наблюдает за своими котятами. У кошки Мурки есть маленькие пушистые котята – серый, рыжий, коричневый. Серый котёнок – играет с клубком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит около мамы кошки. Кошке с котятами хорошо и радостно вместе».
(Воспитатель предлагает первым рассказать о кошке с котятами наиболее активным детям, это поможет другим ещё раз послушать рассказ – образец)
* Игра «Дикие и домашние животные».
На столе разложены картинки дикие и домашние животные. Необходимо выбрать только домашних животных.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости? (Кошка Мурка).
О ком мы составляли рассказ? (Составляли рассказ о кошке с котятами).
(В конце занятия кошка Мурка благодарит детей за интересные рассказы и дарит на память эмблемы с изображением котят).
Кристина Шамонова
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами »
Цель : формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины , отвечая на вопросы по ее содержанию.
Задачи :
Образовательные :
Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;
Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине , формировать ответы на вопрос;
Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие :
Развивать мышление;
Развивать творческие способности у детей;
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.
Воспитательные :
Воспитывать взаимопомощь;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа : чтение стихов о домашних животных (кошке ) ; пение песенки «Серенькая кошечка» ; загадывание загадок о животных.
Индивидуальная работа : научить Оксану К. называть детенышей животных, учить Егора Е. придумывать имена котятам , научить Артура П. рассказывать о котятах .
Словарная работа : бородатый, смешная, играет с клубочками, лакает молоко, хозяйка, охота.
Взаимосвязь с другими видами деятельности : познавательное развитие (ФЦКМ, художественно-эстетическое развитие (рисование, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Демонстрационный материал : картина «Кошка с котятами » , картинки животных и их детенышей, листы бумаги с изображением нед
рисованных кошек.
Раздаточный материал : краски, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, непроливайки.
Ход НОД
I. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)
Давайте вместе представим, что мы в гостях у бабушки Федоры. Мы играем во дворе и кого-то увидели :
Кошку усатую
Корову рогатою
Козла бородатого
Собаку лохматую
Поросенка чумазого
Давайте еще раз вспомним, кого мы видела в гостях у бабушки Федоры.
II. Дидактическая игра «Мама и детки» .
(по картинкам )
III. Рассматривание картины «Кошка с котятами » .
Кто изображен на картинке ? (кошка )
Кошка какая ? (большая, пушистая, ласковая, красивая)
Котята какие ? (маленькие, пушистые, смешные)
Что делает кошка ? (лежит отдыхает)
Какое имя можно дать кошке ? (Мурка)
Что делает этот котенок? (играет с клубочками)
Какое имя можно ему дать? (Васька)
Что делает этот котенок? (лакает молоко)
Какое имя дадим ему? (Пушок)
Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает вместе с ней)
Давайте ему придумаем имя? (Соня)
Как можно назвать всех, кто изображен на картине ? (Кошачья семья)
Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)
А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину с клубочками котятам ? (Хозяйка, мама, бабушка)
IV. Физкультминутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки )
Посмотрела кошка наверх , посмотрела кошка вниз
Вот налево повернулась (повернуть голову налево,
Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)
V. Составление рассказа по сюжетной картине .
А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказы по сюжетной картине , а дома расскажите мамам про кошку и котят .
«На картине изображена (кошка с котятами ) . Кошка большая… (пушистая, красивая) . Рядом с ней… (три котенка) . Они… (маленькие, смешные) . Одного котенка зовут (Васька) . Он (играет с клубочками) . Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко) . Третьего котенка зовут… (Соней) . Сон уже наелась и … (легла рядом с мамой) . Папа-кот ушел… (на охоту) . Корзину с клубками принесла… (хозяйка) . Мне понравилась картина , потому что котята получились… (смешные) ».
А сейчас девочки и мальчики закроем глазки, пусть наши глазки отдохнут. Мы подумаем, как составить рассказ о кошке и котятах .
Воспитатель выслушивает рассказы детей , поощряя их попытки к рассказыванию .
VI. Творческая деятельность. Рисование на тему : «Чего не хватает у кошки ?»
Давайте подарим картинки кошке с котятами
VII. Итог. Рефлексия деятельности.
А чему мы научились на занятии? (дети отвечают)
О ком составляли рассказы ? (дети отвечают)
Что запомнилось больше всего на занятии? (дети отвечают)
А я хочу сказать вам – спасибо! Вы очень старались на занятии.
Галина Санатулина
Конспект НОД по развитию речи. Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Конспект открытой НОД по речевому развитию
на тему «Рассказывание по картине »
в старшей группе «Буратино»
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие » , «Художественно – эстетическое развитие » , «Физическое развитие » .
Задачи :
-связная речь : научить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях картине , придумывать концовку;
-словарь и грамматика : научить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов) ; научить самостоятельно образовывать клички животных;
Звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з];
Научить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание;
Познакомить со значением сложных слов («Речевое развитие » );
-развивать воображение по средствам малых фольклорных форм («Художественно-эстетическое развитие » );
-развивать крупную и мелкую моторику («Физическое развитие » ).
Методы и приёмы :
1. Словесный : художественное слово, вопросы, указания.
2. Наглядный : рассматривание картины и картинок .
3. Практический : сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование :
-демонстрационный материал : картина » , игрушка котенок, мешочек с предметными картинками .
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка.
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами.
Коммуникативная Беседы, составление рассказов , отгадывание загадок, словесные игры, вопросы.
Логика образовательной деятельности :
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Загадывает детям загадку :
Мягонькие ушки,
На лапках – подушки.
Усы – как щетинка.
И дугою спинка.
Днем она спокойно спит,
Против солнышка лежит.
По ночам все время бродит,
На охоту ходит. (Кошка .)
Как называют детёнышей кошки ? Отгадывают загадку, называют детёнышей кошки . Создан интерес к предстоящей деятельности.
2. Рассматривание картины » .
Вопросы :
Как называется эта картина ?
Расскажите о кошке . Какая она?
Посмотрите на котят . Что можно о них сказать? Какие они?
Чем отличаются котята друг от друга , что у них разное?
(Они отличаются цветом, разной окраской шерсти) . А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?
Чем похожи все котята ?
-Котята очень разные . Давайте дадим такие клич-ки кошке и котятам , чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Котенок. (называет кличку) играет. Котенок. (называет кличку) спит. А этот котенок. (называет кличку) лакает молоко. А как вы думаете, кто оставил нитки? Что же здесь случилось? Рассматривают картину , отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Умеют отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; са-мостоятельно образовывают клички животных.
3. Составление рассказа по картине .
Сначала расскажите , кто оставил здесь нитки, и что потом произошло.
Вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнет рассказывать , кто закончит. В случае затруднения сам начинает рассказывать три первых предложения или рассказывает полностью .
После того как пары детей расскажут , спрашивает, понравились ли им рассказы . Побуждает аргументировать оценки.
Примерный вариант рассказа .
«Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка . У нее было трое котят . Все котята очень разные . Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал моло-ко, а самый озорной - прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка -мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала». Делятся на пары, составляют рассказ . Умеют составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях , предшествовавших изображенным на картине , придумывать концовку.
4. Физкультминутка :
Вот какой коташка,
Круглая мордашка,
А на каждой лапке коготки-царапки.
Всё ему игрушки – кубик и катушка.
Котик, словно мячик,
По квартире скачет. Выполняют действия в соответствии с текстом : идут на носочках, гладят лицо, изображают когти, прыгают на месте, прыгают в разном направлении. Развита крупная и мелкая моторика.
5. Игра «Назови слово» .
В гости к детям приходит котенок.
Догадайтесь, как его зовут. Котенок поиграет с вами, если вы его позовёте к себе. Как зовут котенка? Какой звук слышится в конце? (Звук [с]) .
Котенок. Послушайте, какой звук я скажу. (Протяжно произносит : с-с-с.) Какой звук я сказал? Скажите так же все вместе и по одному. Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произносит : з-з-з.) Какой звук я сказал? Повторите так же хором и по одному.
Котенок предлагает детям встать в круг.
Котенок. Каждый должен вспомнить какое-нибудь слово со звуком с и назвать ею громко, ясно, «передать» рядом стоящему вместе с котенком : тот назовет свое слово и тоже передаст стоящему рядом с ним. Нельзя повторять слова, которые уже были названы. Кто не сумеет быстро назвать слово или повторить уже названное, выйдет из круга.
Затем со звуком з. Играют с котёнком : повторяют звуки, называют слова с заданным звуком. Закреплено правильное произношение звуков [с] и [з].
Умеют дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса.
6. Игра «Почему так называют» .
Котёнок предлагает рассмотреть картинки , назвать их и объяснить их значение.
Пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка, самовар, водопад, ледокол, снегопад, бетономешалка,
кашевар. Рассматривают картинки , объясняют значение слов. Знают значение сложных слов.
Рефлексия.
Котёнок награждает детей за хорошую работу медалями и просит каждого придумать ему кличку.
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию речи». Рассказывание по картине «В школу» Задачи: 1. учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета; 2. самостоятельно.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Кошка с котятами» Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: способствовать развитию речи, мыслительных операций. Задачи: Образовательная:.
Конспект занятия старшей группы по развитию речи «Рассказывание по картине «Куры» Конспект занятия старшей группы по развитию речи «Рассказывание по картине «Куры» Программное содержание: Связанная речь: учить детей составлять.
План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: закрепить представления о повадках.
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами» Образовательная область: Развитие речи Интеграция: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; музыкальное развитие Тип:.
Технологическая карта НОД «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Тема занятия: «Составление рассказа по картине «.
Занятие по развитию речи для детей 3–4 лет. Рассматривание картины «Кошка с котятами» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Задоринка». Рассматривание картины «Кошка с котятами» .(занятие подготовила.
Библиотека изображений:
1. Этап повторения.
……У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка)
А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)
А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)
Ребята, а что хорошего может сделать кошка (поймать мышку, играть, заботится о котятах) .
А что плохого, может сделать кошка, чем может она огорчить (нашкодничить, разлить молоко, раскатать клубок, укусить) .
2.выход на новую тему
Ребята, но всё же кошка больше добрая и нежная. Один художник тоже любил кошек и решил нарисовать интересную картинку. И эта картина так мне понравилась, что я захотела показать её вам. Взгляните на эту картину (рассматривание картины детьми).
Вопросы по картине:
1. Кого изобразил художник на картине?
2. Чем на картине занята кошка?
3. А что делают котята?
4. Ребята, как вы думаете, а как называли кошку, когда она была совсем маленькой (котенком)
5. А как будут называть котят, когда они станут большими (кошка, кот)
6. А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Ребята, а давайте вспомним клички для кошек и назовем как можно назвать наших котят предполагайте (рыжик, барсик, мурка, Тишка, мурзик и др.) .
А теперь поиграем «Физминутка». Словесная игра с мячом "Что умеет делать кошка?"
Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
А теперь давайте вернемся к картине, проходите на стульчики. Я предлагаю вам составить рассказ по картине «Кошка с котятками». А поможет вам вот эта подсказка. Обязательно нужно вспомнить, что рассказ состоит из трех частей, начало, середина, концовка. Рассказ о том, какая эта кошка, что она делает, о ком заботится, чем они любят играть, чем можно кормить кошку и котят, какую пользу приносит и почему или за что я люблю кошку.А я буду вам помогать.
На картине изображена... (кошка с котятами). Кошка большая... (пушистая, красивая). Рядом с ней... (три котёнка). Они... (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут... (Игрунчик). Он...играет с клубками). Другого... (котёнка зовут Мурзик). Он... (лакает молоко). Третьего котёнка зовут... (Соней). Соня уже наелась и... (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл... (гулять). Корзину с клубками принесла... (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет... ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились... (смешные).
Вызвать 2-3 детей для составления закрепленного рассказа по картине.
3.закрепление
А у кого из вас дома есть кошка или котенок. Кто хочет рассказать как вы за ним ухаживаете и как играете? Передовая клубок по кругу давайте скажем, какие котята? (добрые, пушистые, игривые, ласковые, шалунишки, мягкие и т. д.)
4.подведение итогов
Мне очень сегодня понравились ваши рассказы вы все сегодня молодцы. А что вам запомнилось или понравилось на занятии? А у кого из ребят получился симпатичный интересный рассказ по картине.
Вы друзья мои старались
Все прилежно занимались
Всех хочу благодарить
И раскраску подарить
Дом с трубою и окно, рисовать будет легко!
Составила: Калюга А.С.
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в
средней группе
на тему:
«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение внимательно рассматривать картину;
Формировать умение активно участвовать в беседе;
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая. игривая, добрая, умная, нежная, заботливая);
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Предварительная работа .
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;
чтение стихотворений и рассказов о животных; отгадывание загадок; словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково»,
Материал:
картина «Кошка с котятами»;
Содержание организованной деятельности детей:
-Я вам сейчас подскажу.Для этого вам нужно отгадать загадку.
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка)
Кто же это?
Правильно ребята. К нам пришла в гости кошка (игрушка)
Ответы детей в кругу с мячом.
Рассмотрение иллюстраций с животными
Отгадывание загадки.
3.Совместная деятельность
Загадку вы отгадали, а в игру не поиграли.
Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»
Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: «Царапаться».Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
Ребята, а кошка пришла к нам не с пустыми лапками, а принесла с собой картину « Кошка с котятами » !
Давайте ее внимательно рассмотрим.
- Кто нарисован на картине?
Дети Кошка с котятами
- Что делает кошка?
Дети Сидит и смотрит на котят
Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)
У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.
- Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).
Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.
- Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)
Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.
Даша расскажет про рыжего котенка.
Лёша расскажет про серого котенка.
Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)
А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Дети описывают действия кошки.
Описывают котят.
4.Самостоятельная деятельность
А теперь Карина попробует составить рассказ по картине.
Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.
«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Составление рассказа по картине.
5. Рефлексия (Подведение итогов)
Вам понравилась эта картина? Почему? Какие трудности возникали при составлении рассказа? Что понравилось, а что не очень?
Дети по желанию раскрашивают картины кошек.
Ответы детей с мячом.