"трудовое воспитание дошкольников в доу в свете фгос". Виды детского труда и формы его организации

Наталья Кузнецова
Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. В детском саду детей продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно - бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую - то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.

Основная форма организации хозяйственно - бытового труда детей старшей группы - включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие. Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей.

Труд в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Дежурства по уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).

В начале учебного года дети старшего дошкольного возраста в ДОУ выполняют ежедневные поручения по уходу за растениями уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября - начале октября. Предварительно следует провести беседу о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Дежурные назначаются ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Воспитатель помогает дежурным распределить работу. Постоянное доброжелательное внимание воспитателя к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы. Весной детей следует привлекать к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Педагог осматривает все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка).

Итак, основной формой работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Требования к организации детского труда.

1. Систематичность детского труда.

2. Посильность рабочей нагрузки.

3. Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Задачи труда в развитии личности.

1. Уважение к людям труда воспитывается в самообслуживании и хозяйственно – бытовой работе.

2. В труде по уходу за животными и растениями формируется бережное отношение к природе, наблюдательность.

3. Ручной труд обогащает сенсорный опыт ребёнка, способствует развитию конструктивного мышления, творчества.

1. Виды труда.

Хозяйственно – бытовой труд.

Дежурство обеспечивает систематичность включения ребенка в данный вид труда.

Все трудовые процессы для детской старшей группы может быть разделены на 2 группы:

Определённая периодичность выполнения (уборка игровых уголков, мытьё строительного материала);

Повседневные потребности жизни коллективизма (помощь воспитателю, няне, помощь в занятиях, игре и т.д.).

2. Труд в природе

Предполагает выращивание растений на природе (цветнике и огороде), систематическая работа по уходу за живыми и комнатными растениями. Содержание труда (складывается из следующих процессов: вскапывание, полив, рыхление, прополка и т.д.).

3. Ручной труд

Программные задачи требуют от воспитателя организовать работу так, чтобы умения и навыки полученные детьми на занятиях по конструированию, использовались в изготовлении поделок из различных материалов вне занятий.

Требования к ручному труду.

1. На каждом занятии предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков в работе.

2. Готовить детей к трудовой деятельности:

Формировать представления о способах работы, соответствие навыками;

Заинтересовать детей данным видом материала вызвать желание поработать с ним.

3. Вне занятий должны применяться конструктивные и технические навыки.

4. На занятиях и в труде применять специальные для этих видов деятельности педагогического приёма, должны быть использованы в воспитательных целях (например, научить делать выкройку, чертёж и т.д.).

5. Привлекать каждого ребёнка к изготовлению поделок вне занятия.

6. Поделки, изготовленные детьми должны быть не только интересны по содержанию, но и находить применение.

7. Предусмотреть усложнение предлагаемой детской работы.

8. Место и роль воспитателя в процессе труда.

Посильность рабочей нагрузки.

Величина нагрузки влияет на отношение ребёнка к труду.

Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребёнка во время работы (цвет лица, частота пульса, дыхание до и после физических нагрузок).

Характеристика благоприятной нагрузке.

Такие нагрузки «самочувствие хорошее» характеризуются учащение пульса 6-7 ударов. При допустимой нагрузки пульс учащается на 8-10 ударов. Самочувствие удовлетворительное. Утомление не отличается.

При неблагоприятной нагрузке.

При таких нагрузках частота пульса и дыхания значительно увеличивается. Самочувствие детей плохое, многие раздражены.

Для правильного дозирования нагрузок необходимо дать оценку физической работоспособности детей, которая зависит от ряда факторов:

  1. От физической подготовки.
  2. От степени развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
  3. В какой форме предлагаются мышечные нагрузки.
  4. Насколько ребёнку знакомо движение.
  5. Насколько интересна предлагаемая деятельность.

Типы детей высшей нервной системы.

  1. Дети уравновешенного типа - демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности, благодаря силе и уравновешенности.
  2. Слабый тип - работоспособность снижена, быстро утомляется, слабость процессов возбуждения и торможения, низкий уровень развития силы. Такие дети лучше справляются с нагрузками умеренной интенсивности.
  3. Возбудимый тип- высокий уровень физической работоспособности, но умственная работоспособность у таких детей неустойчива. Охотно и успешно выполняют работу скоростного характера, труднее им даётся работа, требующая выносливости.

Физическую работоспособность можно повысить путём систематической тренировки.

Для определения допустимой физической нагрузки необходимо учитывать длительность, интенсивность, характер действий в работе.

Для детей 5-6 лет, работа в высоком или среднем темпе, трудовых процессов 7-10 минут.

Чередование работы позволяет увеличить время работы. Динамическая нагрузка выступает как активный отдых.

Хозяйственно-бытовой труд (уборка, мытьё и т.д.) может длиться до 30 минут, т.к. эта работа состоит из разнообразных динамических операций, не требующих большого физического направления. Ручной труд до 35-40 минут, т.к. он очень привлекательный (интересны и разнообразны требующие операции).

Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Трудовое воспитание в семье и в дошкольном учреждении преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, т.к. труд детей в семье имеет свою специфику.

Трудовые обязанности и поручения у ребёнка в семье по своему содержанию многообразнее, чем в детском саду. Процесс труда в семье более продолжителен, а в детском саду он ограничивается рамками режима.

В семье чаще, чем в детском саду практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и в свободное общение их со взрослыми. В дошкольном учреждении преобладает общение воспитателя с детским коллективом.

Дома ребёнок может пользоваться привилегиями, в детском саду он равноправный член среди сверстников, где у всех одни обязанности и требования для всех едины.

Труд в детском саду.

В дошкольном учреждении работа детей чаще всего бывает коллективной. Поэтому труд носит целенаправленный, регламентированный характер, положительно влияет на развитие нравственно - волевых черт характера ребёнка.

Труд в семье.

Бытовой труд в семье является важнейшим средством нравственного воспитания. Совместный труд в семье способствует возникновению между родителями и детской духовной общности, развитию взаимоотношений, которое сплачивают семью и формируют коллективистскую направленность личности ребёнка.

На трудовое воспитание детей в семье оказывают следующие факторы:

Общественная направленность родителей-интересы, убеждения, отношение к производственному и семейному труду.

Педагогическая культура родителей - понимание ими целей и задач нравственно- трудового воспитания. Организация жизни и деятельности детей, их системное участие в труде.

Семейные взаимоотношения-эмоциональная атмосфера в семье, уровень развития взаимопомощи, справедливое распределение домашнего труда.

Елена Клишева
Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении»

Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач воспитания детей . В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе ) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками .

Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно, необходимо учитывать ряд условий :

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения , объединяющие по 5-7 детей , где дети учатся распределять труд , согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться.

Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд .

Способы объединения детей в коллективном труде :

1) труд рядом ;

2) общий труд ;

3) совместный труд .

Способы объединения детей в труде :

Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда , в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда , организуется как общее поручение , дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива , осознать полезность своего труда , убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд , его особенностями являются :

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Методика руководства коллективным трудом детей

Воспитатель , руководя коллективным трудом детей , одновременно решает две основные задачи :

Руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;

Формирует положительные взаимоотношения между детьми.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа :

1. распределение работы между участниками;

2. процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности .

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства .

Распределение работы между участниками

При организации коллективной трудовой деятельности , в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звено или в несколько звеньев) .

Воспитатель может сам сделать всё необходимое :

Распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

Так организовать работу , чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда , выполняемых группой;

Продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т. д.);

Учесть индивидуальные особенности детей , их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.

Но в этом случае дошкольники не научаться самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила , регулирующие взаимоотношения между детьми : как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.

Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять , что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе .

Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года следует организовать тоже по принципу общего труда . В таких условиях они должны самостоятельно договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно приобретают опыт распределения работы.

Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того, или иного вопроса. Постепенно педагог от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов переходит к иным приёмам руководства : контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности.

Последовательность действий при распределении труда между звеньями .

1. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная.

2. Воспитателю следует познакомить детей с полным объёмом труда и представить его как одно общее задание для всех.

3. Воспитатель обращает внимание детей на то , что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей , учатся разрешать возникающие недоразумения и споры.

Процесс выполнения задания.

Выполняя коллективные поручения , дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой . Задача воспитателя – так организовать работу , чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи : «Нельзя оставлять друга в беде» , Товарищи всегда должны помогать».

Задача воспитателя – представить дело , которое выполняет каждый ребёнок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат.

Методические приемы , направленные на регуляцию поведения детей в процессе совместной деятельности :

1. Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда , но и с точки зрения отношения к товарищам).

2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него.

3. Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.

Итак, рассмотрим организацию коллективного труда в разных возрастных группах. К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно . В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения . На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей .

Уже в средней группе воспитатель , формируя у детей новые трудовые навыки , использует форму объединения – труд «рядом» . По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе , помогать друг другу.

В организации труда в старшей и подготовительной группах воспитатель выделяет три последовательных этапа : распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности .

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает : «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели ! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей . Они приобретают трудовые умения и навыки , осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих , повышается интерес к труду . В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться . А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда , навыками которых дети достаточно владеют.

Обсуждение результатов трудовой деятельности .

По окончании работы воспитатель подводит итоги . Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда . Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам . Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко , доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки.

Всё обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение : зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится , контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы , оказать помощь, если потребуется.

В заключении хотелось бы сказать, что разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща , помогать друг другу.

В процессе труда формируются практические навыки, развиваются интеллектуальные умения : планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда , оценивать результаты и т. д.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей , так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей . Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться , устойчивого интереса к труду .

Коллективный труд лишь в том случае имеет воспитательно -образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда . Только разнообразный труд вызывает у детей интерес , желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности .

Важным педагогическим требованием является осознанность труда , что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей .

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Список используемых источников :

1. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде » , М. Просвещение, 1974 г

2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду », М. Просвещение, 1987 г.

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Виды труда в ДОУ

  • Самообслуживание -это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические

процедуры и т.д.)

  • Хозяйственно-бытовой труд -направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
  • Труд в природе -уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
  • Ручной труд -направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Результа т - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я младшая группа - Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание

2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания

Старшая группа - Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная группа -Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Примерная сетка совместной образовательной деятельности

И культурных практик в режимных моментах:

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • Младшая группа - Ежедневно
  • Средняя группа - Ежедневно
  • Старшая группа - Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

  • Младшая группа - Ежедневно
  • Средняя группа - Ежедневно
  • Старшая группа - Ежедневно
  • Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

  • Средняя группа - -1 раз в неделю
  • Старшая группа - 1 раз в 2 недели
  • Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели
  • Младший возраст - Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
  • Средний возраст -Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.
  • Старший дошкольный возраст -Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе Хозяйственно-бытового труда

  • Младший возраст -
  • Средний возраст -
  • Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.Удетей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
  • Младший возраст - С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
  • Средний возраст - Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи Помогают воспитате-лям кормить птиц, (насыпать корм в кор-мушки).
  • Старший дошкольный возраст - Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби-рают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
  • Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
  • Подготовительная группа - самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко-робок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос-ти (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание эле-ментов из пластиковых бутылок и пр.).

В.А. Сухомлинский

Литература

1. ФГОС ДО.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Сан Пин 2.4.1.3049-13. - Санкт- Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. - Ростов н/Д: Феникс. - 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя» 9 (с.6-8), 10 (с. 8-21), 12 (с.5-25) - 2013 г.

Просмотр содержимого документа
«"Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС"»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«детский сад №4 комбинированного вида» г. Волхов

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Исакова Алёна Александровна

2015г.

На тему: «Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС» .


Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.


Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда .


В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )

Виды труда в ДОУ

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Начинается приобщение детей к трудовой деятельностиОсновной вид труда в этом возрасте - самообслу-живание

Средняя группа

Продолжа-ется формиро-вание у детей желания к посильно-му труду.

Старшая группа

Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Подготови-тельная группа

Добавляется ручной труд.

Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершен-ствуются.


Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа

Ежедневно

Средняя группа

Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

Старшая группа

Ежедневно

Подготовительная

Ежедневно

Ежедневно

группа

Ежедневно

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

Ежедневно

1 раз в 2 недели


Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Младший возраст

Средний возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Старший дошкольный возраст

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)


Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.


Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

Младший возраст

Средний возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

Старший дошкольный возраст

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.


Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде


Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

Младший возраст

Средний возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

Старший дошкольный возраст

Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи

Помогают воспитате­ лям кормить птиц, (насыпать корм в кор­ мушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби­рают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.


Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.

Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­ робок, атрибутов).

Пришивают пуговицы.

Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание эле­ ментов из пластиковых бутылок и пр.).

Перечень литературы:

1. ФГОС ДО.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –

Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 (с.6-8), №10 (с. 8-21), №12 (с.5-25) - 2013г.


«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А. Сухомлинский Спасибо за внимание!

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

Призывы к долгу, обязанности - пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

Самообслуживающий (или самообслуживание), как вид детского труда

обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

(или труд детей в природе)

направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

Ручной труд детей

связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д. К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда - во всех возрастных группах.

В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями - укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности - формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, - его обязательность.

Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом - коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства - по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.