Занятие по фэмп для подготовительной группы. «весёлый счет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

Конспект

Итогового занятия по ФЭМП

с детьми 6-8 лет

«Спасем город Математики»

Разработала Таранова Л.Б.

воспитатель

2016 год

Покачи

НОД по ФЭМП в подготовительной группе

«Спасем город Математики»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить детей составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;

Совершенствовать умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение называть дни недели и «соседей» дня и числа;

Развивающие:

Развивать связную речь;

Развивать слуховое внимание и координацию движений, логическое мышление детей;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь;

Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.

Материалы: Письмо (и посылка) Царицы Математики; модель недели (карточки); счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные фишки «смайлики» двух цветов, сладости.

Ход занятия:

Дети с воспитателем стоят и воспитатель говорит:

«Ребята, сегодня у нас много гостей…»

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо . Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил фигуры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Ваш друг Царица Математика».

«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом городе?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель : «Но попасть в этот город совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Покружились, покружились – возле города Математики очутились.

Прохождение пароля

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя и выбирают нужную цифру (на одной стороне цифра –ответ, на другой буква):

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько ушей у 3 мышей? (6)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)

Давайте встанем по прядку. Как должны стоять цифры. Назовем какая ваша цифра стоит по счету.

А теперь, перевернем наши карточки и прочтем пароль. (карточки раскладывают на столе. Читают слово- «математика»)

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математическом городе. СЛАЙД 1 Проходите. (Входят в арку. Там из модулей дома и возле каждого приклеено на скотче задание)

А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся карточки с цифрами».

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенной цифрой; называть «соседей» дня.

Материал: семь картонных листов размером А5 с цифрой.

Ход: семь карточек перевернуты цифрой вверх. Каждая цифра соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – 1,

вторник – 2,

среда – 3,

четверг – 4,

пятница – 5,

суббота – 6,

воскресенье – 7.

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье )». (открывается номер дома 1)

Воспитатель : «Молодцы, ребята. А сейчас задание на следующем домике.

Игровое задание со счетными палочками. (дети садятся за столы)

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек фигуры; видеть и называть фигуры.

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

7. Постройте ромб.

8. А теперь - трапецию.

12. А теперь постройте круг. (Дети отвечают, что из палочек не получается сделать круг, т.е. круг не имеет углов. Рядом с каждым ребенком лежит нить. Дети делают круг из нити ). Проверка на экране СЛАЙД 2 (Показывается номер дома 2)

Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!

Задание на следующем доме.

Оно на интерактивной доске.

Задание «Расставь знаки» СЛАЙД 3

Цель: Вспомнить и назвать математические знаки

(Открывается номер дома 3)

Физминутка

Все ребята дружно встали Выпрямится.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели.

Воспитатель: «Отлично, ребята, вы все ловкие и умелые! А теперь нам предстоит решить следующие задания».

Задание на следующем доме.

Составь и реши задачи. СЛАЙД 4

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).

Материал: демонстрационный счетный материал на экране и на столах.

Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоит задача? (Условие, вопрос и решение). Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему. Дети самостоятельно составляют задачу и объясняют, почему стоит «плюс» или «минус».

После выполнения задания появляется номер 4

Дети самостоятельно составляют из цифр и знаков решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».

Следующее задание № 5 В этом доме номер есть (дети называют его), но жильцы не могут попасть домой. Они потеряли какой-то предмет. Сейчас мы этот предмет попробуем нарисовать. Проведем графический диктант. Задание «Графический диктант»

Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

(появляется ключик) СЛАЙД 5

А теперь назовем номер квартиры, которые находятся по соседству. (Задание на интерактивной доске. Слайд 6,7.8.9)

Сейчас проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Материал: мяч.

Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». и т.д. Игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель: Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Давайте оценим себя. Если вы считаете, что вам было легко выполнять задания. То возьмите красный смайлик, если вы считаете, что при выполнении некоторых заданий у вас возникали небольшие трудности – зеленый смайлик.

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Воспитатель: « Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там еще много интересного.

Дети обращают внимание на стрелку на полу.

Воспитатель: А для чего нужны стрелки? (что указывать путь) Давайте пойдем в направление, которое указывает стрелка. (там дети находят сладкие призы)

Теперь покружились и в саду все очутились.

« Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил фигуры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в одном из математических городов! Жители этого города страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математический город в опасности.

Ваш друг Царица Математика».


«Весёлый счет». Открытое занятие по ФЭМП

в подготовительной группе.

Цель : развитие математических способностей воспитанников.

Задачи:
1. Закрепить счет в пределах десяти, в прямом и обратном порядке;
2. Развивать логическое мышление детей;
3. Закреплять знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
4.Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.
5. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку;

6.Закрепить знание знаков «», «

7. Закреплять умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

ХОД НОД:

Воспитатель:
- Давайте возьмемся за руки и дружно произнесем наш девиз:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, легко!

Воспитатель : Ребята нам пришло письмо. Посмотрим что там?
(Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет»).

(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)
Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти испытание. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями и узнаем пароль для выхода из математической страны. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру "Посчитай"
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а кто знает ответ поднимает руку.
Сколько ушей у двух кошек? (четыре)
Сколько дней в неделе? (семь)
Сколько глаз у светофора? (три)
Сколько пальцев на одной руке? (пять)
Сколько солнышек на небе? (одно)
Сколько лап у двух собак? (восемь)
Сколько пальцев на двух руках? (десять)
Сколько в неделе выходных дней? (два)
Сколько солнышек на небе ночью? (ноль)
Какое число больше восьми, но меньше десяти? (девять).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание. Закройте глазки. Откройте, мы с вами попали в математическую страну.

Первый город в этой стране «Город геометрических фигур».
А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

Игра "Засели домики".

А сейчас, давайте с вами поиграем. Я приготовила домики для города, в которых и нужно расселить жильцов. Давайте вместе рассмотрим домики.

Сколько этажей в домике? (9,4). На каждом этаже должно проживать10 и 5 жильцов. В одной квартире уже заселены жильцы, вам надо заселить вторую квартиру, чтобы в двух квартирах проживало 10 и 5 жильцов. Ребята, возьмите цветные карандаши и заполняйте пустые квартиры (Алина, Вероника и Ваня вы количество жильцов изображаете числами, а Катя и Аля рисуют жильцов в виде кругов). Кто все сделает, откладываете карандаши на место, чтобы я видела, что вы справились с заданием.

Проверяем.

Сколько жильцов уже живет на 1 этаже?

Сколько нужно заселить нам жильцов, чтобы их стало 10?

Проверьте ребята, правильно вы выполнили?

Какой следующий заселяем этаж?

Сколько живет жильцов на 2 этаже?

Сколько нам надо заселить жильцов, чтобы их проживало 10? И т. д.

Кто выполнил правильно, поднимите руку? Молодцы!

Мы с вами сделали домики для нашего города, давайте разместим их в сказочном городе (мольберт).

Домики у нас с вами есть, а теперь давайте из геометрических фигур сделаем деревья, животных, людей, птиц и транспорт.

Задание «Построй город из геометрических фигур»
(На столе у каждого ребёнка лежат: листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.)

Дети выполняют аппликацию на листах из геометрических фигур. «Восстанавливают» разрушенный город: деревья, транспорт, людей, животных, птиц. (Работа проходит в быстром темпе.)
Давайте повесим ваши работы на мольберт и посмотрим на город, который у нас получился. Из каких геометрических фигур он состоит? (Дети по одному рассказывают какие геометрические фигуры они использовали).
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Город геометрических фигур ожил, но впереди у нас еще много дел!

Следующий город «Город знаков».
В этом городе нам предстоит решить задачи. Сначала я буду вам читать задачу, а вы внимательно её слушать. Когда я буду читать второй раз задачу вы будете записывать её решение. Решение каждой задачи вы будете писать на отдельном листочке.(На зелёном листочке)

Но прежде чем преступить к выполнению этого задания, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Игра "Пальчики" Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Раз, два, три, четыре, пять – Захотели поиграть. Разбудили дом соседей, Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – Веселятся все. Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь. Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим .

Игра «Что, где?»

В море плавало 5 корабликов, к ним приплыло еще 2. Сколько стало корабликов? (5+2=7)

В вазе было десять яблок, шесть яблок съели. Сколько яблок осталось?(10-6 =4)

На полянке росло 7 грибочков, после дождя выросло еще 3. Сколько стало грибов? (7+3 =10)

На грядке росло 6 морковок, пять морковок вытащили. Сколько морковок осталось?(6-5=1)

(Дети самостоятельно записывают решение задач)
Воспитатель: Давайте с вами правильно ли вы решили задачи и разместим их в нашем городе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!

А для выполнения следующего задания в этом городе вам будет необходимо сравнить числа. У вас на столах лежат карточки голубого цвета с числами. Сравните эти числа и поставьте знак «», «

Давайте разместим ваши карточки в городе и проверим правильно ли вы сравнили числа.

Вот и «Город знаков» восстановили.

Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем.

Физ. минутка:

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь

Ребята, нам осталось узнать пароль с помощью которого мы сможем покинуть страну математики. Давайте выполним задание чтобы узнать чем открыть сундук в котором находится пароль.

Прежде чем начать выполнение задания давайте с вами повторим где право, а где лево.

Задание

Возьмите листы бумаги и карандаши. Поставьте карандаш на красную точку. Слушайте внимательно и проводите линию в указанном направлении на определённое количество клеточек. Начинаем.

4 клетки – вправо, 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо, 5 клеток – вниз, 4 клетки – влево, 2 клетки – вверх, 4 клетки – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 4 клетки – вверх, 2 клетки – вправо, 1 клетка – вниз.

Воспитатель: Что у нас получилось?

Дети: Ключик.

Воспитатель: Это ключик, нужен нам чтобы открыть сундук, в котором спрятан пароль. Давайте откроем сундук и посмотрим, что там лежит. (В сундуке лежат карточки с числами)

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от одного до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть. (Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от десяти до одного), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» при помощи воспитателя (на обратной стороне написано слово «Математика») и «возвращаются» домой.)

Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади».

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, мы помогли Царице Математике навести порядок в её стране? Как мы это сделали?
Ребята, а теперь скажите, какие задания вам понравились, а какие задания вам показались сложными? Что понравилось больше всего?

Воспитатель : «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много нового и интересного».

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Тема: «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Задачи:

Продолжать формировать умение решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций. («Познавательное развитие»);

Закрепить знания детей о последовательности дней недели. («Познавательное развитие»);

Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.

Закрепить знания детей о геометрических фигурах. («Познавательное развитие»);

Продолжать воспитывать интерес к физической культуре. («Физическое развитие»);

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. («Социально-коммуникативное»);

Развивать смекалку, зрительную память, воображение. («Социально-коммуникативное»);

Методы и приёмы:

Практические- (использование сюрпризных моментов);

Наглядные- (использование демонстрационного и раздаточного материала);

Словесные-(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Материалы и обудование: «письмо», конверты с заданиями, счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино) .

Хотите узнать о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания. Первое задание в конверте под номером 1.»

Воспитатель: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Задание №1 .Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай! »

1. Какой сегодня день недели?

2. Какой день недели был вчера?

3. Какой день недели будет завтра?

4. Сколько всего дней в неделе?

5. Какой день идёт после четверга?

6. Как называется пятый день недели?

7. Как называются «выходные» дни недели?

8. Какой день недели между понедельником и средой?

МОЛДЦЫ РЕБЯТА!

А теперь давайте посмотрим следующее задание!

Задание № 2.

Рассмотрите рисунок снеговика.

Из каких геометрических фигур он составлен?

Покажите самый большой круг? (кто то из детей вызывается к доске) .

Покажите самый маленький круг?

Покажите самый большой треугольник?

Покажите самый маленький треугольник?

Какие фигуры использовали, чтобы нарисовать глаза?

Сколько всего кругов использовали(7) .Сколько треугольников(7). А сколько всех фигур вместе(9). Молодцы ребята!

Задание № 3. Нам для этого здания понадобятся счетные палочки. Из семи счетных палочек составьте 3 равных треугольника.

Сколько счетных палочек использовали? (7). Сколько треугольников получилось(3). Правильно молодцы!

Ребята, прежде чем мы приступим к следующему заданию нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика.

Воспитатель: - Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Вот нагнулся, разогнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать

И руками помахать

Воспитатель:- А теперь откроем следующий конверт.

Задание №4. «Веселые задачки»

Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.

1.«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

3. Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал А теперь ответ найди Сколько мишек впереди?

Молодцы и с этим заданием справились, а теперь достаю последнее задание.

Задание № 5. Рассели соседей. Ребятки послушайте внимательно следующее задание.

Вам нужно расселить содей в домике, нужно написать соседние цифры.

Задание №5послушайте стихотворение Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они — за пол минуты.

Какая цифра здесь используется? Возьмите из пинала цифру 4 и вспомните как она выглядит? А теперь я вам раздам листочки со знаками, найдите среди этих знаков цифру 4 и обведите ее. Скажите мне пожалуйста сколько раз вам встретилась цифра 4. А 5 В 4 Г Л 4 10 4 П Р Д 4 4

Задание 6. А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы выпустить буратино нам ребятки, надо еще нарисовать золотые ключики вот я вам раздаю листочки где написаны цифры и нарисованы точки вам нужно соединить эти точки с цифрами и получится ключик.

Отправляем ключики в конверте с мл. воспитателем. Подводим итог занятия.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе №4 «Лучики»

Цель: Обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу.

Задачи:

Обучающие задачи:

    Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10

    Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.

    Упражнять в счёте в пределах 20.

    Закрепить понятие «отрезок». Познакомить с образом ломаной линии.

    Закрепить знания о четырёхугольниках

    Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, раньше- позже, тяжелее- легче.

Развивающие задачи:

    Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

    Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

    Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

    Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Интеграция областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов, загадки).

    Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями).

    Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

    Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: пронумерованныеконверты с заданиями, цифры, знаки, карта, аудиозапись, usb -устройство(музыкальная колонка), домик, шапочки с плоскими геометрическими фигурами, бубен, карточки для Физминутки, микрофон, доска, мольберт, ноутбук.

Демонстрационный материал: схемы для составления арифметических задач, карта, раскладной метр.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, наборы чисел, карандаши, листы бумаги А4, наборы математических знаков, листы бумаги в крупную клетку, линейки, красные круги.

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:

Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.

Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Сюрпризный момент.

Ко мне приходили в гости ребята из нашей группы, и мы записали ещё добрые слова, сможете ли вы узнать этих ребят, послушаем?

(во время прослушивания звучит запись «Входящее сообщение»)

Как интересно, что будем слушать? (ответы детей)

Сообщение:

«Ребята, здравствуйте, это я- профессор Почемушкин. Я отправился в путешествие на математические острова 2-го десятка, для новых открытий, но меня схватили аборигены и закрыли на одном из островов архипелага.

Помогите мне освободиться. Ключ от темницы- это ваши знания. Знания- это ключ ко всему…

В ыполняйте задания на каждом острове архипелага- так вы покажите свои знания и откроете темницу.

Помогите мне, пожалуйста, иначе я не смогу попасть в свою лабораторию и прислать вам новые задания для юных исследователей».

Мотивация/ целеполагание:

Ну, что поможем профессору Почемушкину? (ответы детей)

А как мы ему поможем? (ответы детей)

А что такое аборигены и архипелаг, вы знаете? (ответы детей)

Где мы можем найти ответы на эти вопросы? (ответы детей)

Есть замечательная книга - «Толковый словарь», там есть ответы на эти вопросы.

(ищем ответ в словаре, показ картинок архипелага)

На чём же мы туда доберёмся, а на чём еще можно добраться? (ответы детей)

Мы поплывем на корабле, капитаном буду я. У вас есть таблички с точками- это ваши билеты на корабль. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе- это ваше место.

(дети садятся на свои места)

2. Основная часть

Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

За столом сиди ты стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

Стол – это не кровать и на нём нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

Работа с картой:

Посмотрите, у нас есть карта математических островов второго десятка. Как вы думаете, что это за острова? (с 11-20)

Куда нам нужно отправиться? (на архипелаг)

Что такое архипелаг? (группа островов, расположенных близко друг к другу)

Какие это острова? (с 11-го по 15-й)

Отмечаем на карте начало пути и первую остановку, соединяем прямой линией. Что у нас получилось? (отрезок) Что такое отрезок? (часть прямой, у него есть начало и конец)

Ребята, посмотрите на карту, получилось изображение неизвестной нам линии. (показ на примере металлического раскладного метра)

Итак, это прямая линия (развёрнутый метр), а теперь, что случилось? (показ как ломается метр) (ломается)

Была прямая, а стала какая? (ломаная) Такая линия (показ на карте) называется- ломаная.

Движение по маршруту.

Ну что, начинаем наше путешествие, поплыли? (шум моря)

Чтобы нам нескучно было плыть, мы будем играть в игру «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». Согласны? (Отве ты детей)

(показываю числа и обращаюсь к ребёнку)

    Посчитай от 3 до 9.

    Назови соседей чисел 9.

    Угадай число, живущее между числами 5 и 7.

    Назовите предыдущее число к числу 8.

    Назовите последующее число к числу 2.

    Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

    Если стол выше стула, то стул…?

    Если дорога шире тропинки, то тропинка…?

    Если завтрак раньше обеда, то обед…?

    Если перо легче ручки, то ручка…?

Первая остановка- 11-й остров. Что мы должны на нём сделать? (открыть темницу)

Как мы откроем темницу? (с помощью наших знаний)

(взять карточку с заданиями: конверт с №11)

Этот остров называется «Числовой».

1-е задание: игровая ситуация «Числа перепутались»

(аборигены числа так развеселились, что перепутались, нужно поставить их на свои места)

(работа в парах)

11, 12, 14, 13, 15, 16, 18, 17, 19, 20.

(фронтальная проверка: проговорить 1 человеку)

Ребята у всех также? Молодцы справились с заданием.

(индивидуальное задание: расположить числа в обратном порядке- от 20 до 11)

2-е задание: игровая ситуация «Аборигены поссорились»

(аборигены похожи на числа и спорят кто из них больше, кто меньше. Помирить их, т. е. сравнить числа)

(один ребёнок выполняет на мольберте, для оценивания правильности выполнения)

(карточки с цифрами и математическими знаками)

6…7, 5…4, 13…14, 19…18.

Посмотрите, что получилось у… (имя ребёнка, который у доски). У всех также?

Молодцы, вы выполнили задания. Вы показали свои знания? (да) Значит, у вас есть ключ от темницы? (да)

Плывём на другой остров?

(шум моря)

Игра

    Три вершины, три угла, три стороны- вот и я. Что это?

2. Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

Как зовут его?

3. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Вторая остановка- 12-й остров. (берём конверт №12 с заданиями)

Это остров «Фигур».

Задание: игровая ситуация «Заселяем Теремок».

(у некоторых на столах есть шапочки с геометрическими фигурами, стоит домик- теремок «Четырёхугольники», в него могут попасть только они)

Игровое действие: (Первым в «Теремок» входит четырёхугольник с первого ряда- это квадрат)

Я квадрат.

Пусти меня к себе жить. Я ромб.

Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

У тебя 4 угла, и у меня 4 угла.

(фронтальная проверка) (Ванечка, чем похоже квадрат и ромб?)

Тук, тук, кто в тереме живёт?

Я квадрат. Я ромб.

Пустите меня к себе жить. Я прямоугольник.

У вас 4 угла, и у меня 4 угла, у вас 4 стороны, у меня 4 стороны.

(фронтальная проверка) (Саша Н., чем похоже эти фигуры?)

Тук, тук, кто в тереме живёт?

Я квадрат. Я ромб, я прямоугольник

Пустите меня к себе жить. Я трапеция.

Пустим, если скажешь, чем мы похожи.

У вас 4 угла, и у меня 4 угла, у вас 4 стороны, у меня 4 стороны, у вас 4 вершины, у меня 4 вершины.

Ребята, знаете ли вы ещё фигуры похожие на эти? (нет)

Значит мы заселили Теремок. Как называются все эти фигуры одним словом? Чем они похожи? (ответы детей)

Вы показали свои знания? Есть ключ, открываем темницу.

(открываем темницу, там нет профессора Пчемушкина)

(шум моря)

Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»

1. Он бывает баскетбольный,

Волейбольный и футбольный.

С ним играют во дворе,

Интересно с ним в игре.

Скачет, скачет, скачет, скачет!

Ну конечно, это... (мячик)

2. Воздух режет ловко-ловко,

Палка справа, слева палка,

Ну а между них веревка.

Это длинная... (скакалка)

Следующая остановка- остров 13-й.(берём конверт №13, там написано «ФИЗМИНУТКА»)

Это остров «Математической Физминутки».

(Дети выходят на ковер. Текст произносится до начала выполнения упражнений)

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Выполнили задания? Садимся на свои места и открываем темницу.

(открываем темницу, там нет профессора Пчемушкина)

(шум моря)

Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»

1. У бабушки Даши внучка Маша

Кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

2. 9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?»(10)

3. Петух на одной ноге весит 3 кг. А сколько он весить на двух ногах?

Следующая остановка- остров 14-й. (берём конверт №14 с числами и знаками)

Это остров «Задач».

1-е задание: игровая ситуация «Составь задачу».

(схемы для составления задач на сложение и вычитание, аборигены не знают, что с этим делать)

Ребята, а мы знаем, как пользоваться этими схемами? (ответы детей)

Научим аборигенов? (ответы детей)

Эта схема на какое действие? (на сложение)

Сколько точек в первом круге (во втором круге)?

Какой знак действия поставим? (плюс)

А эта схема? (на вычитание)

Сколько точек в круге?

Сколько точек отделили?

Какие числа будем использовать?

Какой знак действия поставим?

Сможете ли по этим схемам придумать задачи?

Прежде чем вы составите задачи, давайте вспомним:

Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)

Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)

Составьте задачу на сложение и на вычитание, по этим схемам.

(спросить на выбор 2-3 детей: какую задачу составили они?)

(разобрать и решить одну из задач детей)

Вопросы для разбора задачи:

Какое условие в этой задаче?

Составьте вопрос.

Эта задача на какое действие?

Покажите решение с помощью чисел и знаков.

Проговорите выражение.

Какой ответ у этой задачи?

У кого такой же ответ?

Молодцы, вы умеете решать задачи.

У нас есть ещё один ключ- это ваши правильно решённые задачи. Открываем темницу?

(открываем темницу, находим профессора Пчемушкина, звучит аудиозапись голосового сообщения)

Сообщение:

«Ребята, спасибо вам большое! Я освобождён, теперь отправляюсь к себе в лабораторию. Вы справились с заданиями, но вам необходимо посетить последний остров архипелага. Там то, что поможет вам вернуться домой. А от меня ждите новых заданий для юных исследователей. До свидания».

(прикрепить картинку уплывающего Профессора Почемушкина)

Ну что, ребята мы с вами большие молодцы, но нам нужно узнать, что же на последнем острове. Хотите? (да)

Тогда поплыли. (шум моря)

Ребята, пока мы плыли, у нас израсходовалось много топлива, его осталось 9 единиц, хватит ли нам этого количества топлива?!

Последняя остановка- остров 15-й. (берём конверт №15 с заданием)

Это остров «Измерительный».

(листы бумаги в крупную клетку с рисунком)

(проговорить действия)

Нам нужно узнать, хватит ли нам топлива, если у нас его осталось 9 единиц, для этого нужно измерить расстояние между островом 15 и детским садиком на ваших листочках.

Как это будем делать? (ответы детей)

    Ставим точки начала и конца пути.

    Проводим отрезок с помощью линейки.

    Отсчитываем количество клеток.

Сколько клеток у вас получилось? (8)

Каждая клетка- это единица топлива. Сколько у нас единиц топлива осталось? (9)

Сколько нам нужно?(8)

Тогда отправляемся в детский сад, поможете мне управлять кораблем? (ответы детей)

Возьмите листы бумаги и красный круг- это ваш пульт управления.

Ставим на середину листа- поплыли.

Впереди рифы- перевести пульт в верхний правый угол.

Обходим рифы- перевести пульт в верхний левый угол.

Впереди маяк- переводим пульт в нижний левый угол.

Обходим маяк- переводим пульт в нижний правый угол.

Мы приплыли – ставим пульт на середину листа.

Ну вот, ребята, мы и в садике, покидаем корабль.

(дети выходят на ковер становятся в круг, я превращаюсь в корреспондента)

3.Заключительная часть

Итог.

Здравствуйте, ребята. Я корреспондент журнала «Мир детских открытий» . Вы сегодня совершили путешествие, где же вы были?

Зачем вы туда отправились?

Как вы его спасали?

Что вам помогло?

Как назывались острова?

Что вы на них делали?

Вам было сложно или легко?

Вам понравилось путешествие?

Про какую новую линию вы узнали? (ломаная линия)

Покажите мне? (фотографирую)

А теперь становимся вместе я вас тоже сфотографирую для нашего журнала. (фотографирую)

Ребята, но мне нужны ещё ваши рисунки как вы путешествовали. Нарисуете? Тогда берите листочки и карандаши. (дети садятся рисовать)

(занятие окончено)

Приложение (дополнительное задание)

(на логическое мышление, если осталось время: как бонус от жителей островов)

задание: игровая ситуация «Найди улыбку».

(решение логических задач, сначала вместе, затем индивидуальные задания на карточках)

Что лишнее? (подсказка не красным цветом)

(под правильным ответом- улыбка)

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы ДОУ


Данный материал будет полезен для воспитателей предшкольных групп, для педагогов дополнительного образования.
Тема : Лесные приключения.
Цель: обобщение знаний детей.
Задачи: Закрепить знания порядкового счета от 1 до 20, решение примеров на сложение и вычитание, находить правильное решение, развивать логическое мышление, закрепить знания детей о геометрических фигурах и их особенностях, ориентировке во времени; развивать внимание, память, мелкую моторику, воспитывать познавательный интерес, взаимопомощь.
Оборудование : конверт с письмом, карта-схема, карточки задания на каждого ребенка, карандаши, Мишка – сюрприз, танграмы, мяч.

Ход занятия.

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня всех вас приветствовать. Давайте поприветствуем друг друга словами: Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом. Напомнит вам как важно в жизни делиться счастьем и добром.
На адрес нашего детского сада пришло письмо от старичка – лесовичка. Давайте сейчас его прочитаем.
«Дорогие, ребята! Приглашаю вас к себе в гости. Но знайте, что путь в мой дом таит в себе много препятствий. Я верю, что вы справитесь. И вас ждет замечательный сюрприз!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправляемся в путь. На чем же можно отравиться в гости? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в путь пешком. А чтобы нам не сбиться в пути нам поможет карта.(обратить внимание детей на маршрут).
Ну, что вперед.
Воспитатель: Первый пункт «Ягодная поляна». Нужно помочь Маше собрать ягоды, чтобы она смогла приготовить для Лесовичка ягодное варение.
Задание № 1 : Соединить по порядку ягоды с цифрами от 1 до 20. (взаимопроверка). Молодцы, ягодку мы собрали, варение Маша сварить и угостит Лесовичка вкусны варением.

Отправляемся дальше. Ребята, скажите, а что растет в лесу? (ответы детей)
Правильно. В лесу растут грибы. Лесовичок очень любит грибы. Давайте. Мы для него приготовим сюрприз, в качестве подарка мы принесем ему корзинки с грибами.
Задание №2. Собери грибы в корзинку.
Молодцы. Корзинки наши наполнены.
А теперь немного поиграем. Игра: «умники и умницы».
Вопросы: Какая фигура называется квадратом? Назовите предметы в группе похожие на квадрат. В феврале на нашем участке расцвели 3 ромашки и 2 розы. Сколько всего цветов расцвело на нашем участке? На крыльце играли 5 мышат. Прибежала кошка и села на крыльцо. Сколько всего зверят оказалось на крыльце? У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Молодцы! Отправляемся дальше. Следующий пункт – здоровье. Физминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели и их лучики прогрели.
Бабочки летали, крылышками махали.
Дружно хлопнем 1, 2, 3, 4, 5 нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели.
В руках ландыши запели.
Отдохнули? Тогда в путь. Пункт: Кто живет в лесу? Работа с танграмами.
Рита, кого ты повстречала в лесу? Ваня, а ты кого повстречал?
Молодцы!
Мы подошли к конечному пункту нашего путешествия. Нам здесь встретился художник. Он рисует картины-пейзажи. Его картины очень любит Лесовичок. Но вот беда - художник в своих картинах перепутал времена года между собой. Помогите. Пожалуйста, решить проблему.
Задание: выделить признаки времен года: Осень. Зима, Весна, Лето.
Молодцы! Задания все выполнили, подарки приготовили.
А вот и домик Лесовичка. Странно, но Лесовичка пока еще нет дома. Но что же это? Да это же верный друг- Мишутка. А Мишутка встречает нас не с пустыми руками. В его лукошке волшебные цветы цветики – семицветики! Ребята, а почему именно с этими цветами нас встречает Мишутка? (рассуждения детей). Да, вы правы!
Рефлексия: Ну, вот наши приключения закончились и нам пора возвращаться в детский сад. Ребята. Что вам понравилось? Какие трудности вы испытали? А что было легко?
Спасибо всем за внимание!
Фотоприложения: