Детский сад самый лучший. Китай

В своей предыдущей статье я сравнивала отношение государства к деторождению в 90-е годы и в наше время. И обещала рассказать историю про детские сады. Выполняю свое обещание. Сегодня я тоже буду сравнивать - российские детские сады и зарубежные.

Так получилось, что я веду в Живом Журнале сообщество мам и пап детей, родившихся в один год с моим младшим сыном. Большинство из них живут в России, но есть и жители Норвегии, Франции, Англии, США, Израиля и т.д. Недавно я без всякой задней мысли, из чистого любопытства, задала нашим иностранцам простые вопросы: как и во сколько лет у вас попадают в детские сады, что они собой представляют, сколько стоят, как там детей кормят, поят, укладывают спать?

И ответы, честно говоря, меня поразили, потому что мне тоже много лет вдалбливали, что за границей все лучше, чем в России. Ниже я приведу наиболее примечательные ответы, но для начала немного расскажу про обычный российский детсад, в который недавно пошел мой младший трехлетний сын. Уточню, что это не частный, коих теперь множество, а государственный детский сад. Никто не скажет мне, что я привираю или обманываю – мы почти все ходили в такие же сады.

Для начала замечу, что у нас в определенных кругах очень любят рассказывать, что в России в детские сады страшные очереди, потому что они практически не строятся. Но почему-то и мой ребенок и все его ровесники оказались в саду без проблем. А по поводу строительства – введите, например, в поиске по новостям Яндекса «Открыт детский сад», и вы удивитесь, увидев, сколько по стране практически ежедневно сдается новых детских садов.

Кстати, при сдаче в эксплуатацию новых жилых кварталов застройщики обязаны построить и школы и детские сады, что с успехом и делают, что я видела собственными глазами. И замечу, что у нас в Петербурге все новые детские сады уже строятся по другим проектам – там обязательно есть бассейн.

Но наш сад - типовой, самый обычный, по проекту 80-х годов. При этом нельзя сказать, что это плохой проект. Наш детсад с большим пищеблоком, прачечной, медицинским кабинетом, спортзалом и музыкальным залом, где устраиваются различные праздники. На улице для каждой группы своя детская площадка с горками, песочницами, качелями и т.д.

В каждой группе – обычная раздевалка с шкафчиками, спальня с кроватками, санузел и большой игровой зал. В нем огромное количество игрушек – и обычных, и развивающих. Там же маленькие стульчики и столики, за которыми дети занимаются рисованием, лепкой и т.д.

Я в свое время училась в педучилище и прекрасно знаю, чему учат воспитателей – это очень обширная программа, в которую входят и педагогика, и детская психология, и медицинская подготовка, а так же методика и практика разнообразнейших развивающих занятий.

И я могу сказать, что даже в лихие 90-е, когда мой старший сын ходил в сад, обучение детей шло по тем же развивающим программам – они лепили, вырезали, рисовали, танцевали, учили стихи, делали елочные игрушки и т.д., причем исключительно на личном энтузиазме воспитателей, потому что зарплата была тогда просто копеечная.

А вот снабжение детских садов продуктами по сравнению с 90-ми изменилось, причем в лучшую сторону. Осталось трехразовое горячее питание, но качество его намного лучше, больше фруктов, молочных продуктов и т.п.

Что касается режима, то он неизменен уже много лет. Завтрак, занятия – рисование, лепка, песни, физкультура, затем прогулка, обед, дневной сон, полдник, игры, прогулка.

Добавлю, что в группе обязательно два воспитателя, няня, по расписанию в детском саду положены музыкальный работник, медсестра, повара, кастелянши и т.д.

Ну и наконец – все это великолепие, которое мы не ценим, ибо привыкли за долгие годы, нам лично обходится в 567 рублей в месяц, ибо сады у нас субсидируются государством.

А теперь переходим к самому интересному.

«Израиль
Частные ясли с трех месяцев. 800 у.е. самые дешевые, в среднем 1000 и выше. Государственные ясли с трех месяцев, становятся на очередь беременными. Много справок, должно быть тяжелое положение в семье, и то нет мест. В 1-3 года частные сады и частично финансируемые государством. Наша дочь ходит в частично финансируемый (400 дол). В группе есть дети с особенностями развития. Сад прекрасный, но дети спят на матрасах на полу. Из частного убежали - бесконечные мультфильмы и все.
С 3-5 лет городской сад - 200 у.е в год. Но нет горячего питания (только бутерброды) и нет дневного сна. Обкаканного ребенка не вытрут или вызовут родителя с работы сменить штаны. Мы идем с 3 лет опять в частично финансируемый (1000 шекелей в месяц, это приблизительно 280 у.е.), но там дети спят днем (в кроватях) - дневной сон присутствует и есть (посредственное) горячее питание.
Очереди страшные в любой сад, кроме слишком дорогого.

Норвегия

Государственные сады с года, частные бывают с года, бывают с 0. Стоят базово и те, и другие одинаково - около 15000 рублей в месяц, если первый ребенок, около 10000, если второй. Также есть льготы для матерей-одиночек, еще для каких-то соцгрупп, тут не уверена. Частные сады управляются родительскими советами, могут брать доплату за какие-либо доп. услуги. Наш сад стоит дороже на примерно 5000 р, потому что в нем есть горячее питание (один раз в день), по умолчанию родители дают детям с собой бутерброды/фрукты. Чаще всего в гос. садах горячая еда есть, например, два раза в неделю.
С года до двух дети обычно спят в колясках на улице, в нашем саду после 2 (где- то до 3 лет, это средняя группа) спят на матрасах в игровой, с 3 до 5 лет вроде вообще не спят».

Франция
1 комментарий:

Сад с 2 месяцев, но, как и везде, мест нет, в очередь вставать надо еще беременной. Места распределяются по приоритетности. Если в семье оба родителя работают, невысокий доход, мама снова беременна, есть еще дети не ходящие в школу, и т.д - это все факторы, по которым семья становится приоритетной.
Стоимость садика - максимум 2,5 евро в час. Чем ниже доход у семьи и с учетом еще каких то факторов, тем дешевле сад. Есть частное сады, там все примерно так же.
С 3 лет тут школа, по сути тот же сад, но называется школой. Отказать по причине "нет мест" государственные школы не имеют права. Есть еще частные, обычно католические, там детей отбирают по определенным критериям, чтоб семья приличная. Чаще такие школы лучше, т.к. французы любят забастовки, а в частных почти не бастуют, в отличие от государственных.

2 комментарий:

Мы в деревне живём, тут сады только государственные. Распорядок такой: около 9 утра пьют сок, воду, едят фрукты, с 9 до 10 занятия в небольших группах - паззлы, лепка, рисование, разное, были даже занятия по кулинарии и макияжу у них. С 10 до 11 прогулка. Летом песочница, всегда - велосипеды, самокаты, и прочие горки-мячики. В 11 обед, потом им читают сказки. В 12 сон.

Ах да, стоит это удовольствие нам 1 евро и 67 центов в час. То есть, около 5 евро за утро и около 13 евро за целый день.

Германия

Сады и ясли разные - и частные и государственные. В государственные ясли и сады очереди, надо вставать сразу после рождения, мест мало. В ясли, например, моего старшего не взяли под предлогом, что я не работаю. Есть еще и религиозные садики. В сад идут с 3 лет, платный сад или нет зависит от федеральной земли, в которой сад находится. У нас платные, но доход у нас не очень большой, поэтому оплачивал сад город. Частные сады стоят по-разному, знакомая водит в ясли частные цена 300 евро в месяц. В государственных садах последний год перед школой всегда бесплатный.
Сады устроены по-разному бывает на полный день - это до 16.00,бывает до 2х часов дня, бывает до 12-12.30. Если сад на полный день, там кормят завтраком, обедом. Но правила бывают разные: дети приносят еду с собой или ее готовят в садике. За еду обычно дополнительно платят. Днем обычно детей спать не укладывают.

Не могу рассказать про все США, тут все зависит от штата (и иногда города). Расскажу про Сан-Франциско, тут довольно уникальная ситуация.
Государственных садов и яслей нет вообще как класса, но для малоимущих есть субсидии. В daycare берут с нескольких недель, минимальный "декрет" - 6 недель после родов. Там огромный разброс между вариантами, от домашних условий с мамой и ее ребенком до огромных центров. Развивательная методика тоже очень разная, от откровенного совка в русских, китайских и некоторых других садах (дети, сидим за партами и рисуем одинаковые домики) до всяких монтессори-вальдорф-реджио емилия.

Цены от $50 в день до бесконечности - серьезно, большинство садиков стоит в год больше чем мое университетское образование. В некоторых местах кормят, в некоторых надо с собой еду давать. По правилам пожарной безопасности ходячие дети должны спать в обуви, но многие русские садики гордятся тем, что это правило нарушают.

С 2-3 дети могут идти в preschool, тут тоже есть много вариантов. Есть городские сады, которые относятся к школам (типа подготовительных групп), с низким доходом туда берут бесплатно, но если выше среднего, то оплата бывает выше частного сада. Частные сады различаются так же, как и ясли - от маленьких групп дома до больших корпораций. Некоторые на пол-дня, но есть и варианты с 7 до 19. Спят на раскладушках или матах, в одежде и обуви (если не нарушают правила). Насколько я поняла, за пол-дня цены от $700 (очень дешевый), $1200 (нормальный), до бесконечности.

Канада

Сады бывают: т.н. центры (где детей 4 и больше в группе) и домашние (до 4 детей). Стоят одинаково, около 50 долларов в день. Принимают детей с 8 месяцев, кажется, от садика зависит. Программа и занятия тоже варьируются от садика к садику. У меня дочка в частный ходит с года. Утром завтрак, потом идут гулять в библиотеку/парк/игровую группу (по обстоятельствам и погоде), потом обед, сон, после сна перекус, снова играют-гуляют. Как-то так...

Финляндия

Именно гос. детсадов на всех не хватает, в ходу частные садики или спонсируемые государством домашние садики, на 3-4 ребенка под присмотром женщины/мужчины, прошедшей курс воспитателя.

Государственный или домашний садики стоят примерно одинаково, максимально 300 евро в месяц. Становиться в очередь нужно за полгода хотя бы, все электронно, садики выбираешь сам в своем районе. Мы не получили места в садике с 2х лет, но нам перезвонили и предложили сначала одно место в домашнем, мы отказались - у владелицы была собака, а мы склонны к аллергии (родители, не ребенок:)).

Второе место подошло вполне, приятная женщина лет 50-ти, у нее помимо нашего еще 3 ребенка на попечении, распорядок дня, никакого "насилия", много занятий с детьми и прогулок, даже зимой.

За 5-7 часов в день на 5 дней недели с учетом еды - плата примерно 210 евро.

Англия

Гос садов нет, но всем детям с 3 до 5 государство оплачивает 15 часов в неделю. Все сады частные, стоят примерно одинаково. Мы платим 960 фунтов в месяц за полный день, это около 55-60 тыс. руб. Садик работает с 8-18, приходить-уходить можно, когда хочешь, но если ребенок болеет и если уезжает в отпуск - оплата 100%.
По закону на 1 воспитательницу может приходиться не больше 3 детей младше 2 лет, не больше 4 детей 2-3 лет, не больше 5 детей 3-5 лет.
Садики тут обычно маленькие, на 20-30 детей.
Еда - утром завтрак мюсли с молоком, потом до обеда снек - фрукты, обед - горячее что-то, например, макароны чиз, чикен карри, фиш фингерз, хот-дог, лазанья, фиш пай, полдник - сэндвичи или какие-нибудь соусы (дипы), в которые печеньки макать, фрукты, изредка суп.
Спят на полу на матрасиках, иногда сын не спит, но чаще все же спит.
По четным пятницам приезжает женщина с оборудованием разным, занимается гимнастикой, она чередуется с женщиной (мисс Мелодия), которая приезжает по нечетным пятницам и занимается с детьми музыкой.
У нашего садика есть свой мини-автобус, возят в нем детей на ферму животных кормить, там 2 садика у одного хозяина, один садик совместно с фермой. Или привозят прямо в садик животных - змей, морских свинок, овечку, на рождественские каникулы даже отдавали каких-то животных детям постарше домой, типа садик закрыт, некому ухаживать, я бы на месте этих детей была на седьмом небе от такого счастья.

Еще вывозят детей в лес, школа леса называется, собирают там шишки, палки.
Каждый день воспитатель пишет мини-отчет в блокнот для родителей, что ел ребенок, сколько спал, чем занимался.
Много рисуют, играют водой, поделки делают, печенье стряпают, ну и всяких конструкторов, машинок, домиков миллион в наличии.
В садике есть сенсорная комната с огоньками, иллюминацией».

Вот такие вот получились отзывы из первых рук по разным странам. Судите сами – получается, что в некоторых странах (например, в Израиле) детские сады просто в сравнение не идут с нашими. Или же есть хорошие, как в Англии. Но они стоит 50 000 в месяц! И при этом почти соответствует нашим обычным садам, за которые мы платим копейки. Так что, советую очень многим ругающим родную страну, подумать – а может быть, не так уж она и плоха?

Проектируя детский сад Фудзи на окраине Токио, Такахару Тедзука и его жена Юи старались думать как дети. Они превратили овальную крышу над зданием детского сада в игровую площадку, а сквозь комнаты для занятий позволили расти деревьям.
Когда Папа и Мама Тедзука, вдохновленные собственными детьми, которым сейчас 12 и 9 лет, начинали работу, у них не было готовой идеи. Изучать дизайн других детских садов было все равно что смотреть в зеркало заднего вида: даже если подойти очень близко, расположенное спереди не видно. Так каким должен быть детский сад, в котором дети могут оставаться детьми?

Круглая форма здания отражает идею бесконечного движения.

У основания лестницы, ведущей на крышу, насыпали землю. Это уловка, позволяющая сделать лестницу короче. Но когда 600 детей, играя, стали растаскивать землю, насыпь стала исчезать. Школа постоянно просит строительную компанию восстановить насыпь. Дети любят кататься с горки, но проектировщики не очень хотели ее ставить: она указывает детям, что им делать и чего не делать. А без таких приспособлений дети должны сами придумывать игры. Горку все же поставили: детскому саду нужен пожарный выход.

Японская особенность: на долю этой страны приходится 10% крупных землетрясений. Поэтому детей учат, как себя вести в случае опасности. Малыши надевают специальные головные уборы, защищающие голову.

По японским правилам расстояние между прутьями решетки, на которой закреплены перила, должно быть такими, чтобы туда не проходила голова ребенка. Но они могут просунуть между прутьями ноги! Дети любят сидеть, болтая ногами. То же самое делают шимпанзе, это умилительное зрелище.

Когда строительство начиналось, деревья на площадке уже росли. Было непросто построить здание так, чтобы не повредить их широко простирающиеся корни. Стволы деревьев проходят сквозь специальные отверстия в крыше, и чтобы дети в них не падали, натянули специальные сетки. Но дети любят играть с сетями, прыгать и раскачиваться в гамаках. Забота о безопасности дала повод предоставить детям еще одну возможность для игр. Игрушкой может быть всё!


Дети любят смотреть сквозь люк в крыше, они высматривают друзей или интересуются, что происходит в классной комнате. Если, находясь наверху, посмотреть вниз, всегда можно увидеть детей, смотрящих вверх. Между комнатами нет глухих стен. Дети слышат шум с улицы и из других комнат. Супруги Тедзука допускают, что это отвлекает внимание, но считают, что шум детям нужен, а вот звукоизоляция может вызывать у них чрезмерную тревогу.

Раз в неделю дети и учителя переставляют мебель в классных комнатах. Предполагается, что маленькие мальчики и девочки помогают по-новому устанавливать мебель, но толку от них немного. Зато они играют в поезд. Школа оборудована шестьюстами коробками из дерева кири. Дети могут играть с ними, не травмируясь.

Одна из проблем современных детей: они общаются только с компьютером. В японском языке есть фраза ido bata kaigi, она означает “разговор вокруг колодца”. Женщины, отправлявшиеся за водой, встречались у колодца и общались. Чтобы дети делали то же самое, надо поместить в каждый класс колодец.

В 2011 году к зданию пристроили дополнительное крыло, включавшее две классные комнаты и зону для игр. Ее назвали “Кольцо вокруг дерева”, потому что посетившему это место архитектору Питеру Куку оно напомнило песню “Кольцо вокруг роз”. Дерево здесь - самая важная часть конструкции. В этом детском саду детей хвалят за лазанье по деревьям. Если ребенок достаточно крепкий, он доберется до самого верха без помощи ступенек. Может быть, в других школах это не позволяется, но директор Фудзи считает, что дети чувствуют пределы своих возможностей. В нужный момент они остановятся сами.

Все родители хотят, чтобы их малыш посещал самый лучший детский сад. Мы думаем, что за границей все намного лучше, чем у нас. Интересно, в какой стране самое безупречное дошкольное воспитание?


Россия. Новое поколение, старые методы

Так уж сложилось, что попасть в садик в нашей стране стало непростой задачей. После демографического спада 90-х много детских садов закрыли или помещения сдали в аренду. Чтобы малыш попал в дошкольное заведение, его надо туда записывать сразу после рождения.

В России в детский сад принимают малышей с двух лет, но могут быть исключения. У всех государственных садах одни методы воспитания.

У детей, включая самых маленьких, есть занятия, прогулки, дневной сон, трехразовое питание. Детей начинают учить писать и читать в подготовительной группе.

Сады в России работают по 8 часов, но есть также дежурные группы и даже сады-пятидневки.

США. За все надо платить

США считают одной из самых развитых стран в мире. Но американским мамам немного не повезло.

Декретного отпуска там нет. Родителям приходиться нанимать няню или искать детское дошкольное заведение. Отправить ребенка в сад - не дешевая затея. Чем младше ребенок, тем дороже его пребывание в саду. Иногда месяц занятий - целая зарплата мамы, но ведь она делает карьеру!

Государственных садов в Америке нет. Все дошкольные заведения платные. Есть частные сады или сетевые, что-то похоже на сетевые супермаркеты - один владелец, много заведений.

Отдать ребенка в сад можно с одного месяца до четырех лет. Пятилетние дети посещают специальные группы при школе.

Возрастного разделения в группах нет. Все дети могут играть вместе.

Режим работы у всех садиков разный. Также дети могут питаться в саду или есть то, что принесут с собой. Считается нормальным, когда малыш обедает пиццей или картошкой фри.

Еще одно весомое отличие от наших садов - здесь нет кроватей для сна, разве что для младенцев. Дети спят на ковриках. Нет такого понятия как пижама для сна. Если ребенок не хочет спать, его не будут заставлять.

В детских учреждениях США нет родительских собраний. Воспитатель общается с родителями один на один или по электронке.

Канада. Не делают того, что ребенок может делать сам

Канада, как и США, - страна эмигрантов. В здешних садах можно найти много общего с нашими учреждениями, но все же различий больше.

Государственных садов в Канаде мало. В основном детские дошкольные заведения частные.

Если доход семьи не может позволить платить за сад - ребенка могут взять туда бесплатно, но не на полный день, а на несколько часов.

Очень большое внимание уделяют адаптации малыша к саду и развитию ребенка. В канадских садах просто огромное значение имеет развития самостоятельности и ответственности у детей.

Если родители дали ребенку перекус в лотке, которого он не может открыть, - это проблема родителей. Воспитатель может показать, как снимать куртку, завязывать шнурки, но не будет этого делать вместо вашего ребенка. Дети должны учиться справляться сами.

Накричать или ударить ребенка воспитатели не могут даже теоретически. Наоборот, во всех садиках детей учат тому, что нужно жаловаться педагогу, если ребенка обижают дома.

В Канаде есть специальный онлайн-портал, где родители могут в любой момент посмотреть, чем занят их малыш.

Великобритания. Спокойное отношение к детским болезням

В Великобритании садики делятся на два типа - государственные и частные. Частные баснословно дорогие, их могут себе позволить только очень состоятельные люди.

После достижения ребенком трехлетнего возраста он имеет право на 15 часов бесплатного пребывания в государственном детском учреждении. Это касается всех детей, даже если родители живут в стране нелегально.

В английских садиках считается нормой, когда трехлетние дети ходят в памперсах. Памперсы меняют несколько раз в день, но не очень часто.

У детей старше двух-трех лет нет дневного сна. Уложить спать ребенка могут по требованию на коврике в той же игровой комнате и в той же одежде.

Обедать можно за счет садика, но не запрещается приносить еду с собой. Ни у кого не вызывает недоумения, если малыш обедает гамбургером, шоколадкой, печеньем или другими неполезными продуктами.

Еще одна особенность английских садиков, которая у нас вызвала бы, мягко сказать, удивление: насморк, кашель и даже невысокая температура - не причина для того, чтобы не идти в детский сад. На эти детские недомогания никто не обращает внимания.

Вообще, в Великобритании не принято кутать детей. Даже в прохладную погоду малыши гуляют без шапок и с расстегнутыми курточками.


Швеция. Грязный ребенок - счастливый ребенок

Швеция - прекрасная страна для воспитания детей. В Швеции есть государственные и частные детские сады. Устроить ребенка в сад не сложно.

Родители платят за посещение дошкольного учреждения малыша в зависимости от своих доходов. Если детей в семье несколько, за всех следующих платит государство или оплату родителям снижают.

Если родители не имеют необходимых доходов, за обучения ребенка они не платят, но в саду он пребывает меньше часов, чем остальные ребята.

В Швеции большое внимание уделяют физическому развитию детей. Здесь малыши очень много гуляют на свежем воздухе.

Все, что не грозит жизни и здоровью детей, - разрешено. Дети спокойно могут ходить по лужам, лежать на земле, осыпаться песком - изучать мир по-своему. В этой стране считают, что грязный ребенок - счастливый ребенок.

В некоторых садах дети даже спят на улице в спальных мешках. Так воспитатели укрепляют иммунитет и прививают детям любовь к природе.

Германия. Не отбираем у детей детство

В Германии детей отдают в детский сад с 3-х лет. Плата в каждом саду разная и зависит от дохода родителей. Время посещения садика тоже разное.

Группы в немецких садиках смешанные. Считается, что это способствует развитию ребенка и учит его общаться с разными детьми.

Дети с особенными потребностями также посещают обычные группы. Вообще здесь не принято употреблять слово «инвалид». Малышей учат быть толерантными и сочувствовать другим.

Большое внимание в Германии уделяют общему развитию ребенка. Основная задача немецких садов - научить ребенка общаться со сверстниками, объяснить, как действовать в той или иной ситуации, помочь решать детские трудности.

Подготовки к школе практически нет. Дети лепят, рисуют, поют, играют. Считается, что не надо воровать у малышей их детство, всему необходимому их научит школа.

Китай. Учеба - прежде всего

В Китае с садиками тоже не все так просто. Есть также два вида садов - государственные и частные. Попасть в оба сложно. Детей принимают в ясли примерно с года. Группы большие, примерно как у нас.

Режим дня тоже похож. Дети спят, обедают, гуляют.

Но отличие все-таки есть. Китайские дети с трех лет начинают учиться читать и писать. Им дают даже домашние задания.

Подвижных детей здесь не очень любят. Воспитанникам чаще предлагают поиграть в настольные игры.

Почти у всех садах есть своя форма. Детей часто водят на прогулки.

Подведем итоги

Не раз слышала, как много украинских мам сетуют на наши садики: не так накормили, не так обули, не ту сказку читали, не носили на руках и так далее до полного абсурда. Конечно, в нашей стране обеспечение групп лежит на родительских плечах, и иногда не все сотрудники детсада добросовестно выполняют свою работу.

Но все же давайте подумаем, какие услуги предоставляют дорогущие заграничные садики, и какую работу делают наши воспитатели за копеечную зарплату.

Мы мечтаем о самом лучшем для наших детей. Когда приходит пора выбирать садик, как правило, мы ищем самый лучший в округе. Мамы у нас на площадке считают, что лучше всех – СБУ-шный садик. И все равно, что его детская площадка находится над дорогой, с регулярными тянучками во время детских прогулок. И забор вокруг садика при этом в сеточку.

Передовой по району

Тех, кого все-таки останавливает стартовый взнос в СБУ-шный садик (он втрое больший, чем любой другой по соседству), манит садик логопедический. Там, оказывается, и воспитатели самые лучшие, и программы передовые, и детей там даже закаливают.

Попасть туда просто так нельзя. Кроме того, что там перманентно нет мест, необходимы еще определенные условия, подкрепленные документально людьми в белых халатах. В Интернете есть целые схемы с прайс-листами, как раздобыть необходимые направления.

Но мамы почему-то забывают, что профиль заведения требует и специальной программы обучения. В данном случае, направленной на коррекцию речи. Можно представить, как себя чувствует на занятиях ребенок, у которого с речью и проблем-то никаких нет. Мягко говоря, неуютно.

Вот и получилось у одного моего знакомого, что сын напрочь отказывался ходить в «самый лучший на районе» садик именно потому, что ему было неинтересно – все это у него и без занятий в садике получалось, поэтому они казались ему глупыми. Пришлось ребенка среди года всеми правдами и неправдами переводить в обычный садик.

А еще для меня минус этого садика заключался в том, что после его закрытия какой-то из подсобных рабочих, который живет в моем доме, по вечерам выгуливает там своего пса. Сколько с ним не ругались соседи – ему все до лампочки.


Мой выбор

После того, как я перечитала все, что нашла о садиках в округе, у меня вспух мозг, и в нем отключилось все, что отвечает за аналитическое мышление и принятие решений. Одно и то же заведение одни ругают, другие хвалят. Не мудрствуя лукаво, я просто пошла по садикам вокруг и отдала дочь туда, куда взяли. И абсолютно не жалею о своем выборе.

Судить о садике по воспитателям в общем-то ненадежно. Сегодня они работают здесь, завтра там. Получается сегодня один садик хороший, завтра другой. Не будешь же ребенка за воспитателем по садикам водить.

Образовательную программу-минимум в любом выполняют стопроцентно, по садикам же ходят проверки, регулярно и дотошно. Да, в нашем не все воспитатели меня устраивают, как педагоги. Ребенок тоже не очень жалует садик именно из-за отдельных личностей.

Но мне кажется, что такое общение в какой-то степени закаляет психику ребенка – он видит и понимает, что не все взрослые могут быть авторитетом, не все идеальны и ищет свои пути взаимодействия с ними. Немного экстрима в общении все же лучше, чем оранжерейные условия. Тем более что для ребенка оплотом всегда остается семья.

В общем, не смотря на некоторые изъяны в садике, я вижу, что с задачей социального, умственного и творческого развития моего ребенка вполне справляется. А большего мне и не надо. Не собираюсь растить гения. Хочу вырастить самодостаточную личность, а без сложностей в жизни это невозможно.

А как выбирали садик вы?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в