Эмоции новорожденного: как обрести взаимопонимание с малышом.

Новорожденный малыш совсем недавно появился на свет, но у него уже есть особые черты характера, которые совсем скоро проявятся во всей красе. Ваш ребенок будет расти с удивительной скоростью, ежедневно делая новые открытия и познавая мир.

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Поговорим подробнее о чувствах и эмоциях новорожденного малыша. Узнаем, что ему нравится, а что вызывает тревогу, почему кроха плачет без видимых причин, и что доставляет ему удовольствие.

Спокойствие, только спокойствие

В первые дни жизни нервная система новорожденного «спит». Возбудимость понижена, малыш почти не реагирует на звуки и свет. Таким образом природа позаботилась о том, чтобы переход из маминого животика в реальный мир не был слишком резким. В течение первой недели жизни возбудимость нервной системы постепенно повышается, а уже к 7-10 дню начинается формирование условных рефлексов.

Когда малыш уже сможет различать звуки, он не оставит без внимания погремушку, которой мама потрясет рядом с ним. Ребенок затихнет, с любопытством прислушиваясь к новому звуку.


Близость самого родного человека – мамы, тоже оказывает успокоительный эффект на малыша. Ребенок может плакать не от того, что он замерз, голоден или плохо себя чувствует, а просто оттого, что зовет маму и жаждет ее ласки и нежности. Специалистами подмечено, что «ручные» детки лучше развиваются, ведут себя спокойнее. Телесный контакт, поглаживания, ношение на ручках позволяют также сформировать эмоциональную близость между мамой и ребенком. Что уже говорить о кормлении грудью, когда двое близких людей становятся одним целым, а малыш получает от мамы все самое важное – питание, защиту, тепло и ласку. Цените эти восхитительные моменты нежности, ведь кроха так быстро растет!

Уже с первых дней жизни нужно общаться с новорожденным. Пусть он не понимает смысла ваших фраз, но он слышит мамин голос, а смена интонации вызывает интерес и стимулирует психологическое развитие. Рассказывайте малышу простые потешки, пойте песенки во время процедур по уходу за новорожденным – будь то умывание, смена подгузника или купание.

У новорожденного ребенка нет режима дня, ведь сон занимает почти все время. В первые дни после рождения кроха спит до 20 часов в сутки. Когда же пройдет несколько недель, период сна сократится, а период познания окружающего мира увеличится. Сон – важная составляющая психоэмоционального развития ребенка. Во время сна нервная система отдыхает от полученных впечатлений, а организм активно вырабатывает гормон роста. Недаром говорят, что ребенок растет во сне!

Однако в некоторых случаях быстрый сон не переходит в глубокий, тогда малыш часто просыпается, ведет себя беспокойно. Причиной тому может быть плохое самочувствие, голод, чувство дискомфорта. Так, малыш может испытывать неудобства, связанные с подгузником. Старайтесь выбирать для крохи изделия, соответствующие его массе и подходящие для нежной кожи новорожденных. Своевременно производите смену подгузника, иначе, на нежной коже малыша может появиться раздражение. Подгузники Libero NewBorn разработаны специально для новорожденных, с учетом особенностей чувствительной кожи малыша.


Внутренняя поверхность подгузника, тянущиеся боковинки, барьерчики вокруг ножек выполнены из мягких материалов, не доставляющих дискомфорта малютке. Libero NewBorn имеют вырез для пупка и индикатор влаги, чтобы мама могла своевременно сменить подгузник.

Веселое купание

Как известно, в животике у мамы малыш находился в окружении амниотической жидкости, поэтому водная стихия для него – естественная среда. Именно поэтому, купание успокаивающе действует на кроху. Следует проводить водные процедуры вечером, перед сном. Пусть это станет неким ритуалом отхождения ко сну.

Многие современные родители учат плаванию новорожденных малышей, пользуясь тем, что они еще воспринимают воду как родную стихию.


Можно выполнять в воде веселые упражнения, которые наверняка понравятся крохе. Поддерживая одной рукой головку малыша, а другой – спинку, опустите его в воду, оставив на поверхности только голову. Медленно перемещайте малыша по воде взад и вперед. Такое же упражнение можно делать и в положении на животике, а не на спине.


Нравится

Экспериментальный дизайн

Gentaz et al. / PLOS One 2018

Маленькие дети учатся распознавать эмоции по лицу уже во время первого полугода жизни. Это выяснили швейцарские ученые, которые проследили за распределением внимания младенцев при просмотре изображений двух людей после прослушивания эмоционально окрашенного голоса, говорится в статье, опубликованной в PLOS One .

Основной канал передачи эмоциональных состояний другим людям - это визуально доступная информация: выражение лица, поза и жесты. Маленькие дети учатся распознавать эмоции уже в самом раннем возрасте; эта способность, однако, зависит от типа выражаемой эмоции. Так, уже в возрасте четырех месяцев дети отдают предпочтение счастливым, а не нейтральным лицам и смотрят на них дольше. Тем не менее, до сих пор неясно, когда у младенцев появляется способность именно определять эмоцию, а не вообще реагировать на изменения лица человека.

Один из способов проверить это - использовать эмоциональную информацию с двумя различными модальностями: например, визуальной и звуковой. Ученые из Женевского университета при участии Амайи Паламы (Amaya Palama) в своем эксперименте использовали два типа стимулов: после презентации эмоционально окрашенного голоса (счастливый, злой или нейтральный) в течение 20 секунд участникам показывали на экране два лица - злое и счастливое - в течение 10 секунд.

Всего в исследовании приняли участие 24 полугодовалых ребенка. Во время прохождения исследования движения глаз детей записывали с помощью айтрекера. Ученых интересовало распределение внимания в сторону соответствующего и не соответствующего голосу выражения лица: в случае, если ребенок отдает предпочтение одному из двух лиц, можно говорить о том, что он видит между ними разницу.

Ученые выяснили, что после прослушивания сердитого голоса младенцы смотрели и на счастливое, и на сердитое лицо примерно одинаковое количество времени. Однако, после презентации счастливого голоса, дети смотрели на сердитое лицо в среднем на 800 миллисекунд дольше.

Экспериментальная парадигма привыкания достаточно часто используется в исследованиях с маленькими детьми: ученые проверяют способность детей соотносить две пары стимулов (в данном случае - голос и выражение лица), показывая им соответствующий и не соответствующий стимул одной из двух модальностей. Другими словами, в том случае, если ребенок дольше смотрит на сердитое выражение лица после того, как услышит счастливый голос, исследователи могут прийти к выводу о том, что пара «сердитое лицо – счастливый голос» ему неизвестна, и он понимает, что счастливому голосу должно соответствовать счастливое лицо. Ученым, таким образом, удалось показать, что полугодовалые дети действительно умеют отличать эмоции, а не выделять изменения выражения лица, которые им соответствуют. Любопытно, что младенцы смогли распознать только положительные эмоции: скорее всего, по мнению ученых, это связано с тем, что счастливое выражение - самое часто наблюдаемое младенцами на лице взрослых.

В полгода дети умеют не только эффективно распознавать эмоции. Недавно ученые показали, что в этом возрасте у младенцев также и способность к соотнесению объекта реального мира и его названия.

Елизавета Ивтушок

Наши дети хотят общаться с нами с момента рождения. И наше лицо для них - как картина Пикассо, для них нет интереснее игрушки. Как и нет музыки очаровательнее, чем наш голос. При общении с младенцами многие вещи мы делаем интуитивно правильно. Но иногда отношение к ребенку как к живой игрушке пересиливает - и тогда мы делаем ошибки, которые могут сказаться на всей его дальнейшей жизни.

Мы считаем детей крошечными и беспомощными. Но полученные результаты говорят о другом. Когда рождаются дети, они чрезвычайно компетентны. И мы изначально настроены на сигналы друг друга.

В середине 1960-х годов ученые решили внимательно изучить мимику младенцев. И были поражены. Оказалось, что уже через сорок две минуты после рождения дети могут копировать выражения лица взрослого.

И это не просто рефлекс вроде легкой улыбки. Дети имитируют и чувства взрослого, воссоздавая те же процессы возбуждения в нервной системе. Это означает, что дети способны воспроизвести внутреннее состояние взрослого человека.

И если кто-нибудь будет поддерживать головку ребенка, то в первые же минуты после рождения он в 100 процентах случаев поворачивает ее на голос матери и в 80 процентах - на голос отца, а не на голос врача. В течение нескольких минут дети узнают, к кому лучше держаться поближе!

Смотрите на ребенка? Не делайте "каменное" лицо

Ребенка, смотрящего на нас в упор, больше всего интригуют пять выражений нашего лица.

Первое - удивление: мы широко раскрываем глаза, поднимаем брови, отрываем рот… и замираем. Можно сказать что-то вроде: "А-х-х-х-х…", постепенно повышая тон.

Второе - наша улыбка: мы широко, искренне улыбаемся так, чтобы в уголках глаз собрались морщинки.

Третье - когда мы хмуримся: насупливаем брови, сводим их вместе и говорим что-то вроде: "Х-м-м-м-м…", постепенно понижая тон.

Четвертое - выражение сочувствия, как при словах: "Ох, бедное дитя", что-то среднее между притворно-удивленным и нахмуренным лицом.

И пятое - просто нейтральный взгляд.

Все это очень нравится детям.

Но дети ненавидят "каменное" выражение лица. Психолог Эдвард Троник провел эксперимент "Лицо без выражения". Матерей или отцов просили смотреть на своих трехмесячных детей, не шевелясь и не издавая ни звука. Троник обнаружил, что большинство детей делали то же, что и их родители: просто безучастно смотрели вдаль.

Потом, правда, они могли улыбнуться, качнуть головой или посмотреть вверх. Если это не выводило родителей из оцепенения, они могли захныкать, завозиться и даже заплакать. Дети хотят, чтобы их родители были подвижными, а не застывшими.

В Швейцарии, в Лозанне, мы познакомились с крошечной Региной. Она могла бы получить Нобелевскую премию мира. Нужно сказать, что ее родители чувствовали сильную неприязнь друг к другу. Но шестимесячная Регина заразила маму и папу своей радостью.

Сначала он включила в игру одного родителя, потом посмотрела на другого и улыбнулась ему, приглашая присоединиться. Вскоре родители улыбались уже не только ребенку, но и друг другу. Спустя некоторое время отношения в их семье расцвели. Возможно, это заслуга Регины. Если так, она, пожалуй, может считаться самым юным семейным психотерапевтом.

Зачем играть с ребенком лицом к лицу

Один из главных уроков, который ребенок получает в ходе игр лицом к лицу, - что мир (а в такие моменты мир для него - это вы) будет реагировать на его желания, а не игнорировать их. Наилучшим образом можно проявить свои родительские качества, если:

быть эмоционально открытым и доступным;
быть отзывчивым к сигналам ребенка.
В силу незрелости нервной системы дети легко перевозбуждаются. Они словно чувствительная антенна: слишком много сигналов сливаются в неразборчивый шум. Все мы знаем, как это неприятно.

В такие моменты дети стараются отключиться от источника сигнала, чтобы перезагрузить свой приемник и снова настроиться на нужную частоту. Они могут отвернуться от вас, но не потому, что вы им не нравитесь, а потому, что им нужно немного отстраниться и успокоиться.

Через некоторое время они снова к вам повернутся. Еще они могут отвлечься на то, чтобы что-то пососать, например свою ручку или какую-нибудь игрушку. Включаясь в игру, а затем выключаясь из нее и успокаиваясь, они пытаются регулировать свою реакцию на внешние раздражители.

Что произойдет, если не уважать желание ребенка смотреть в сторону и стараться силой заставить его смотреть на вас? Вы лишите его одного из главных способов успокоиться. Тогда ребенок может захныкать, завозиться и в конечном счете выразить свой протест во весь голос.

Так он узнает, что неспособен контролировать свой мир и, что еще хуже, людей в его мире не волнует его дискомфорт. Если такое случится раз или два, не проблема. Но если вы часто не позволяете ребенку отворачиваться и успокаиваться, то у него не будет иного выхода, как отстраниться от вас. Он научится тому, что единственный способ справляться с трудностями - это отстраниться от всего и всех.

Об этом мало кто знает, но это очень важно. В течение первых трех лет жизни формируются фундаментальные нервные структуры, которые отвечают за способность ребенка успокаиваться самостоятельно, концентрировать внимание, верить в любовь и поддержку родителей и формировать надежную привязанность к матери и отцу. Иными словами, полученный в этом возрасте опыт родительской любви и уважения буквально формирует модели в мозгу, которые будут определять его будущие реакции на мир.

От того, как вы реагируете на плач ребенка, и от того, как вы с ним играете, зависит его будущее поведение. Игнорируйте ребенка сейчас - и он, скорее всего, научится отстраняться, вплоть до формирования кокона депрессии. Реагируйте на него сейчас - и он, скорее всего, останется включенным в свой мир.

Как понять, что ребенок перевозбудился

Проведя свое исследование, мы тоже обнаружили, что от того, сколько взрослые играют с ребенком лицом к лицу, зависят его реакции в будущем. Однако существуют две серьезные ошибки, допустив которые можно свести на нет все положительные эффекты и лишить радости и себя, и ребенка.

Первая ошибка - отсутствие координации у играющих с ребенком родителей. Похоже, детям ненавистна ситуация, когда родители конкурируют за их внимание, вместо того чтобы вместе участвовать в одной игре. Бывает, что один из родителей внезапно отстраняется от игры или, наоборот, вмешивается в нее, отодвигая в сторону другого родителя. Ребенок может начать выгибаться, хмуриться, плакать - словно на своем детском языке он пытается сказать нам: "Вы все портите. Прекратите!".

Вторая ошибка - перевозбуждение ребенка. Оно возникает, если мы игнорируем сигналы малыша: "Нет! Я не хочу этого!". Вначале сигналы могут быть едва заметными, но если их не замечать, их интенсивность будет нарастать. В конце концов ребенок просто отстранится. И это плохо, так как в этом случае мы потеряем контакт с малышом. Как понять, что он устал и нуждается в отдыхе?

Наблюдая за играющими с родителями детьми, мы отмечали, как они сообщают о необходимости передохнуть пару минут. Вот сигналы, говорящие о том, что ребенок нуждается в отдыхе.

Смотрит в сторону. Это очень четкий сигнал: ребенок поворачивает голову в сторону или просто переводит взгляд с вашего лица на более нейтральную в информационном смысле футболку.
Закрывает лицо руками. Ребенок поднимает ручки и держит их перед своим лицом, словно пытаясь защититься.
Отталкивает игрушку. Когда у ребенка улучшается координация движений, он может оттолкнуть игрушку, показывая, что он больше не хочет с ней играть.
Явно морщит лобик. Это говорит о том, что ребенок расстроен, часто из-за перевозбуждения. Он выглядит грустным или рассерженным. Однако если лобик морщится совсем чуть-чуть, это не является негативным сигналом и говорит лишь о том, что ребенок сосредоточен.
Выгибает спину. Если ребенок выгибает спину и напрягает тело, это явный сигнал того, что он расстроен.
Кряхтит. Ребенок издает звуки, похожие на прелюдию к плачу.
Демонстрирует смешанные эмоции. Выражение лица ребенка то и дело меняется с радостного на испуганное.
Плачет.

Как снять перевозбуждение

Следует чутко следить за наступлением момента перевозбуждения и корректировать интенсивность взаимодействия с ребенком, чтобы он мог успокоиться и сделать передышку, в которой нуждается. Следует отодвинуться от него, дать посмотреть в сторону и расслабиться. Вот полный список того, что можно предпринять.

Сохранять спокойствие. Когда вы спокойны, говорите и действуете спокойно, это помогает успокоиться и ребенку.
Дать ребенку что-нибудь пососать.
Прижать ребенка к себе и успокаивающе погладить его.
Говорить мягко, пока ребенок не восстановится.
Как только ребенок снова переведет на вас взгляд, продолжить играть или петь, но не энергично, чтобы он мог посматривать в сторону и восстанавливаться.
Имитировать ребенка. Делая то же, что и ребенок, вы производите на него неизгладимое впечатление.
Подыграть ребенку. Это близко к имитации. Детям нравится, когда повторяют их действия, но с какими-то вариациями. Например, если ребенок ритмично качает ложкой, можно начать в том же ритме издавать какие-нибудь звуки. Это точно его заинтересует.
О том, что ребенок готов продолжить общение, он может сигнализировать вам самыми разными способами. Например:

Начать смотреть на вас или на игрушку, которой вы играли. Это очень ясный сигнал.
Лицо ребенка принимает спокойное выражение, он начинает нормально дышать.
Тело ребенка расслабляется.
Если вы заметили эти сигналы, попробуйте мягко пригласить ребенка к игре.

Чего нельзя делать при перевозбуждении ребенка

А теперь давайте поговорим о том, чего делать нельзя. Если вы видите, что ребенок забеспокоился или смотрит в сторону, у вас, скорее всего, возникнет соблазн попробовать сменить игру или активизировать текущую. Однако детям это обычно не нравится - они еще сильнее перевозбуждаются.

Перемещать свое лицо так, чтобы оно снова оказалось перед лицом ребенка, когда он отвернул от вас голову (это не даст ему посмотреть в сторону и получить передышку, в которой он нуждается).
Приближать свое лицо вплотную к лицу ребенка, лишая его возможности посмотреть в сторону.
Увеличивать темп игры и добавлять раздражителей после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Переключаться между разными видами деятельности после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Перемещать ребенка так, чтобы он снова смотрел на вас. Обычно детям не нравится, что их ограничивают физически.
Стимулировать ребенка, тыкая в него пальцем или раз за разом вытирая ему рот. Рот имеет очень много нервных окончаний, и его стимуляция действует на ребенка возбуждающе.