Готовые мнемотаблицы для дошкольников. Методические рекомендации "использование мнемотехники в работе по развитию связной речи"

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • несформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • восприятие
  • развивает кругозор
  • развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1 . Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых , большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия :

  • зрительного
  • слухового
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)
  • обонятельного
  • вкусового
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

  • «Что изменилось?», «Чего не стало?»
  • «Кто ушёл?»
  • «Кто позвал?»
  • «Развесим и соберём слова»
  • «Парные открытки»
  • «Узнай на ощупь»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых , необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:
  • Закрепление различных методов запоминания.
  • Развитие фотографической памяти.
  • Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
  • Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например:

Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры:

«Цепочка слов»,

«Кто больше запомнит слов»

«10 слов» и т.п.

Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

  • метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
  • Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
  • Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
  • Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
  • «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.

Например:

«Давайте отправимся покататься на облаках»,

«Путешествие в сказочный лес» и т.д.

Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают слова- украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку. Можно собирать слова-украшения, начиная с первого или с последнего слова.)

  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  • метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например:

Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – дерево – гнездо – птица – самолёт – машина)

Игры со спичками или палочками.

В-третьих , нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как:

  • «Найди отличия»
  • «Что изменилось»
  • «Не зевай»
  • «Запрещённое движение»
  • «Рассеянный художник»
  • «Лабиринты»
  • «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами . На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Например: ёлочка (какая?) колючая

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например : как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

  • «Подскажи словечко»,
  • «Найди пару»
  • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
  • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками .

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром
  • при заучивании стихов
  • при пересказах художественной литературы
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составу числа
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. обучающие - содержат познавательный материал.
  2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Например: Обучающая мнемотаблица «Квадрат»

(по развитию математических представлений)

1. - квадрат – это четырёхугольник

2. 4 - у квадрата четыре угла и четыре стороны

3. - углы

4. │ - стороны

5. - прямоугольник, тоже четырёхугольник

6. 2 - у прямоугольника парные стороны равны

7. – - у квадрата все стороны равны

8. К – квадрат

9. лист в клетку: клетки – это квадраты

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1 : Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
  • Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
  • Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Кристина Киреева

"Учите ребенка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету".

К. Д. Ушинский

Не все дети любят учить стихи , у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений . Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей , превращает занятие в игру.

Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу , поэтому с ними удобно работать через мнемодорожки . Мнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу .

Этапы работы над стихотворением :

1. Мама или папа выразительно читает стихотворение .

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает .

3. Задает вопросы по содержанию стихотворения , помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения . Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу .

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу .

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.


В данной статье мы расскажем об использовании мнемотехники для развития детей.

Обладая отличной памятью, ребенку сложно запоминать определенные образы? Это можно легко исправить, если использовать в его воспитании мнемотехнику.

Что такое мнемоника, мнемотехника в развитии связной речи и памяти, запоминания информации у маленьких детей, дошкольников и школьного возраста: определение, объяснение метода

Мнемотехника – искусство, позволяющее лучше и быстрее запоминать образы. В состав мнемотехники входят методологии и правила, направленные на улучшение функциональности памяти. Благодаря им педагоги и родители могут без проблем организовывать информацию, поступающую в мозг ребенка, создавая при этом ассоциативные изображения.

Ребенок начинает запоминать цифры и сложные слова при помощи красочных образов. Вследствие этого полученная им информация быстрее и прочнее закрепляется. Мнемотехника – это методика, во время которой используются мнемоники, разнообразные приемы, помогающие ребенку запомнить много информации.

Пользоваться мнемотехникой может любой человек. Возраст здесь не имеет значения. Для этого не требуется обладать особенными способностями и навыками. Тут все зависит от того, какой промежуток времени будет потрачен на учебу.

Существует несколько типов мнемотехники:

  • Народная. Этот способ мнемотехники считается самым распространенным. Как правило, методикой пользуются воспитатели в детских садах и учителя в школах. Но она не такая результативная, поскольку она не обладает определенной системой.
  • Классическая. Данный метод использовали наши предки. Благодаря ему дети и взрослые запоминали длинные предложения. Комбинация методов этого направления не сильно большая. В данную категорию вошли многие приемы, к примеру, способ «Цицерона».
  • Педагогическая. В основе данной методики не применяется визуальное мышление. Следовательно, детям легче и понятнее получать информацию благодаря знаниям. В педагогической мнемотехнике, как правило, делается упор на то, чтобы дети запоминали материал, читая книжки, стихи, тексты.
  • Цирковая или «эстрадная». По принципам действия очень напоминает классическую мнемотехнику. Есть правда один отличительный момент – здесь информация крепче зашифрована: в голосе, жестах, мимике. Самое основное в методе – передача информации от преподавателя к ученику различными методами.
  • Спортивная. Здесь речь непосредственно касается соревнований, которые устраиваются между мнемонистов. В соревнованиях могут принимать участие детки с учетом таких показателей: скорость запоминания информации, ее объем.
  • Современная. Данная методика основана на использовании теоретической базы. Есть несколько приемов на основе данной мнемотехники. Они дорабатываются, затем объединяются, используются, чтобы решить ту или иную задачу.

Преимущества мнемотехники очевидны. Ребенок благодаря данной технике:

  • Начинает быстрее запоминать последовательности действий.
  • Привыкает к распорядку дня.
  • Учится быстрее читать.
  • Повышает собственную внимательность.
  • У ребенка отлично развивается образное мышление.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Главная цель мнемотехники – развить память ребенка, его мышление, воображение, внимание. Поскольку именно данные процессы непосредственно касаются полноценного развития малыша.

Как правило, в детских садах и школах применяются специальные мнемотаблицы. Суть данных таблиц заключается вот в чем: к слову или словосочетанию придумывается определенная картинка, вследствие чего текст показывается ребенку в виде схемы. Гладя на подобные схемы, ребенок начинает быстрее воспроизводить материал.

Мнемотехникой можете заняться со своим ребенком, когда ему исполнится 4 года. Именно в этом возрасте у него начнет накапливаться словарный запас. Используйте для изучения мнемотаблицы с изображением отдельных образов. Например, лисичка – рыжая, елка – зеленая и так далее.



Также можете воспользоваться следующими приемами:

  • Тактильная игра . Суть данного приема такая – заменяйте картинки предметами. К примеру, для изучения круглых элементов, положите в коробку круглый камешек, крышку, теннисный шарик и прочие похожие предметы. Попросите ребенка, чтобы он достал из коробки определенный элемент на ощупь.
  • Фланелеграф. Поверх магнитной доски положите ткань, купите картинки на магнитах. Расскажите ребенку историю, делая паузы в некоторых моментах. Задача малыша – выбрать изображение с нужным предметом, на котором вы сделали паузу, и прикрепить магнит к фланелеграфу.
  • Звуковое лото . Включите карапузу звуки. Под них ему придется выбирать картинки. К примеру, «Кто издает звук «мяу»?»

Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

В методах мнемотехники старайтесь применять те или иные виды запоминания. Конечно же, самым эффективным способом здесь считается игра. Также для ребенка 5-6 лет используйте схемы, нарисовав их одним цветом. Таким образом вы сможете привлечь внимание ребенка на яркость данных картинок.

  • «Собери набор» . Дайте малышу отдельные изображения. Ребенок должен их сгруппировать и объяснить вам, почему он их решил положить вместе.
  • «Нарисуй свои впечатления». Данный прием позволяет увеличить словарный запас. Кстати, он также способен сформировать традиции, которые есть в семье. Предложите ребенку вместе нарисовать впечатления, которые у него остались от прошедшего дня. Далее малыш должен рассказать вам, что сегодня у него было плохое, а что хорошее. Добавляйте регулярно новые слова и понятия.
  • «Выучи стих» . Чтобы вашему малышу было легче учить стихи, примените специальные таблицы. На них каждую строку изобразите в виде знака либо картинки. Обязательно дополняйте таблицы словами или буквами.


  • «Сетка памяти». Дайте ребенку картинку. Расскажите, что на ней изображено, а потом картинку переверните. Малыш должен назвать элемент, который есть на том или ином изображении, затем открыть ее и проверить собственные знания.
  • «Рассказы по картинкам». Найдите рассказ, в котором часть слов заменяют картинки. Таким образом ваше чадо будет учить новые слова и развивать воображение.
  • «Фотопамять» . Дайте ребенку картинку, уберите потом ее, покажите ему совершенно другую, чтобы она отличалась от предыдущей определенным элементом.
  • «День-ночь». На столе разложите различные картинки. Сказав, «Пришла ночь», малыш должен закрыть глаза, а вы в это время спрятать одно изображение. Открыв глаза, ребенку предстоит угадать, какой именно картинки не хватает.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для детей начальной школы с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Благодаря мнемотехнике в работу включается весь головной мозг. Левое полушарие мозга будет отвечать за логику, а правое полушарие – за воображение. Предложите своему ребенку одну из следующих методик мнемотехники или сразу все. Их вы сможете вместе с ним практиковать каждый день.

  • «Цепочка» . Данный способ позволит вашему ребенку научиться запоминать одновременно несколько элементов. К примеру, необходимо запомнить некоторые продукты. Ребенок должен представить образ данных продуктов, склеить их мысленно с остальными предметами такого же цвета и размера. Потом он должен образы связать между собой, получая тем самым пары. Когда у него получится связь, пусть он мысленно уберет одну картинку, переключит внимание на второй предмет. После этого у него появится связь между следующей парой картинок. Когда ребенок будет вспоминать всю цепочку, у него в сознании будет всплывать одновременно несколько предметов.
  • «Матрешка» . Здесь картинки объединяются парами. Первое изображение ассоциации больше, оно включает в себя вторую картинку. Метод напоминает матрешку: мелкие элементы ребенку нужно представить крупными, соединив их с частью больших предметов. Когда ребенок будет их соединять, его сознание будет направлено к меньшему элементу, а крупный предмет при этом исчезнет из мыслей. После этого ребенку нужно увеличить предмет и присоединить к следующему образу и т.к.


  • «Символизация» . Данный метод применяется для того, чтобы запомнить абстрактные понятия. Представив мысленно образ, ребенок должен задать себе вопрос, как его лучше представить? К примеру, холод вызывает ассоциации со льдом, снегом. А жара с летом, морем.
  • Метод «Цицерона». Этот способ считается достаточно интересным. Ребенок запоминает интерьер комнаты, привязывает к определенным элементам ассоциации, тем самым запоминает их. Здесь важно, чтобы ребенок придерживался специальной последовательности. Например, передвигаясь в сторону часовой стрелки, он должен представить путь от дома к школе. И, когда он будет следовать повторно этому пути, подбирать запомненные предметы, называть к ним ассоциации.

Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов

Самый простой метод, позволяющий ребенку запомнить цифры, буквы и символы – это таблица. Вы можете сами нарисовать такие таблицы, воспользовавшись нашими подсказками.

Для того, чтобы запомнить цифры, сделайте схемы, поместив в них цифры и ассоциации к ним. Пример:

Для запоминания букв сделайте похожую схему, только суть здесь немного другая. В первый столбец поместите буквы, во втором нарисуйте образы, названия которых начинаются именно на эту букву.

Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей ДОУ

Тренировать память детей, учить их пересказывать какие-то тексты на разнообразную тематику можно даже в детских садах. Для данного вида мнемотехники педагоги, как правило, используют опорные схемы. Начинается обучение с года или с 2 лет, когда малыш уже знаком с некоторыми сказками и старается их рассказать, путая при этом персонажей и события. Специальные мнемотаблицы для деток дошкольного возраста составляют воспитатели по известным им сказкам.

Изображения в ячейках таблиц – это персонажи сказок. Достаточно удобная в подобной практике сказка под названием «Колобок». В этой таблице события время от времени повторяются, а персонажи меняются. Для малышей 2 лет подойдут таблицы, состоящие из 4 – 9 ячеек, не больше.

Следующие таблицы рисует воспитатель с детками. Ребята с огромным удовольствием примут участие в составлении таких мнемотаблиц. В будущем они самостоятельно будет придумывать таблицы к любой сказке, усложняя немного их, увеличивая число самих ячеек.

Улучшение памяти в данном случае происходит благодаря регулярной кодировки словесной информации в картинки и наоборот. Вследствие этого дети прокручивают полученный материал в голове несколько раз, запоминая его автоматически.

Для деток старше 5 лет задача немного усложняется:

  • 1 вариант. В таблицу вносятся персонажи с совершенно иных сказок. Затем дети определяют, какие именно персонажи в таблице являются лишними.
  • 2 вариант. В таблице перемешиваются персонажи сказок. Дети должны распределить этих героев по нужным таблицам.
  • 3 вариант. Разрезаются таблицы, потом дети их самостоятельно восстанавливают. Карточки рассыпаются, воспитатель читает сказку, а дети находят необходимое изображение.

Применение мнемотехники в помощь детям при запоминании таблицы умножения

Приемы изучения таблицы умножения очень похожи на те, которые применяются для изучения иностранного языка. Здесь также можно использовать карточки, записывая на них числа в любом где угодно месте.

В настоящее время достаточно распространенными считаются еще и следующие методы мнемотехники:

  • Прием с 2, 3, 5. Данный вид мнемотехники используется, как правило, на начальном этапе изучения таблицы умножения. Этот счет считается базовым приемом, который позволяет познакомиться с таблицей умножения. Этот метод технологически соответствует способу, во время которого происходит заучивание однозначных чисел и их состава. Если ваш ребенок сможет освоить материал, он в будущем без проблем справиться и с оставшимися из таблицы цифрами, а также с более сложными вариантами.


  • Последовательное сложение. Этот метод непосредственно касается сложения идентичных слагаемых. Он считается удобным, даже во время умножения 7 или 8, если, конечно же, второй множитель небольшой. К примеру, 5х3=5+5+5.
  • Прибавление слагаемого числа к прошлому результату. Этот прием применяется, если ребенок уже выучил что-то из таблицы умножения. Например, 4. Продолжим пример, приведенный выше. Он легко запоминается. Но, если нужно 5х6, тогда можно к полученному ответу 15 прибавить не достающиеся 5. 15+5+5+5. Помимо этого, нужно, чтобы ребенок умел еще правильно складывать и вычитать в уме до 100.

Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми

Дошкольный возраст считается самым благоприятным, поскольку в этот период жизни у ребенка закладываются основы грамоты, четкость произношения слов, красивая речь. Это очень важные условия, влияющие на умственное воспитание ребенка. У ребенка с нарушенной речью присутствуют такие проблемы:

  • Минимальный набор слов.
  • Неумение составлять из слов предложения.
  • Нарушенное произношение определенных звуков.
  • Нарушенное внимание.
  • Нарушенная логика.

Столкнувшись с такой проблемой, вы можете воспользоваться мнемотехникой. Благодаря ей вы добьетесь таких результатов:

  • У ребенка улучшится связанная речь и ассоциативное мышление.
  • Ребенок сможет лучше усваивать материал, используя зрительную и слуховую память.
  • У ребенка будет лучше работать воображение, ускорится процесс запоминания звуков.

Мнемоквадраты – идеальный метод, символ любого успешного занятия. Благодаря таким схемам вы быстро научите ребенка учить стихи, загадки, скороговорки.



Этапы изучения такие:

  • Выразительно прочитайте ребенку стих.
  • Попросите ребенка, чтобы он выучил вместе с вами стих.
  • Повторно прочитайте стихотворение, делая упор на мнемотаблицу.
  • Задайте ребенку вопросы, касающиеся стиха. Помогите ему если нужно, уясните с ним основную мысль произведения.
  • Узнайте у чада, какие именно слова ему показались непонятными. Объясните, что они означают.
  • Прочитайте по отдельности все строчки стиха. Попросите ребенка, чтобы он повторил стих.
  • В самом конце ребенку предстоит рассказать стихотворение.

В мнемотаблицу, которую будете использовать, внесите всех персонажей стиха. Благодаря этому ваш малыш научится концентрировать внимание, правильно строить предложения и выражать собственную речь.

Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам

Для изучения словарных слов используются следующие виды мнемотехники:

  • Зрительные ассоциации.
  • Звуковые ассоциации.
  • Мнемотехника «связей» и многие другие.

Зрительные ассоциации больше всех нравятся деткам. Во время запоминания определенного слова, предложите малышу посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «Магнит» и букву «А». Выбрав другие слова, делайте упор на те буквы, которые ваш малыш не может казать или написать.

Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразите картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «Копейка» вторая по счету буква очень похожа на копеечку. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.

Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «Завтрак» созвучно со словом «Рак». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «На завтрак будет вареный рак ». Данное слово ваш ребенок выучит с помощью звуковой ассоциации. А сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.

Видео: Занятие на развитие речи с использованием мнемотехники

Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приемы мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой мнемотехника для дошкольников, и приведем несколько таблиц, которые могут использоваться для развития и воспитания мальчишек и девчонок.

Что такое мнемотехника?

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают связывающие их между собой.

В частности, во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:

  1. Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
  2. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
  3. Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
  4. Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прочитать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
  5. Наконец, мнемотехника может использоваться для освоения таблицы умножения. В этом случае обучение проводится в шутливой игровой форме, которая очень нравится старшим дошкольникам и ученикам младших классов, поэтому запоминание происходит быстро и легко.
Правила занятий по мнемотаблицам

Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

  1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
  2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
  3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
  4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
  5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.

Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение (стикмен). Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Примеры мнемотаблиц для заучивания стихотворений для дошкольников

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах детского сада и даже в школе они станут отличным подспорьем ребенку при изучении сложных стихотворений, если он научится самостоятельно составлять для себя мнемотаблицу.

Ирина Гагарина
Мнемотаблицы по сказкам

Для развития связной речи у детей, я использую мнемотаблицы . С их помощью можно легко выучить стихи, составлять рассказы , пересказывать сказки . Я выбрала мнемотаблицы для пересказывания сказок ,так как у меня тема по самообразованию "Роль сказки в развитии речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста". В помощь для пополнения развивающей среды разными мнемотаблицами по сказкам я пригласила родителей. Сначала я провела консультацию "Для чего нужны мнемотаблицы ?", в родительском уголке повесила наглядную агитацию "Что такое мнемотаблицы ". Родители откликнулись доброжелательно, с ответственностью. На встрече в клубе "Семья" на тему "Влияние сказки на развитие речи детей" дети вместе с родителями по своим мнемотаблицам рассказали сказку , которую изобразили на мнемотаблице .

Публикации по теме:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Цель: закрепить знания детей.

Литературная викторина для детей старшей группы по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского. Подготовила: воспитатель.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мнемотаблицы для заучивания стихов. Составила Бородулина Надежда Карамовна. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пополняя дидактические пособия для разучивания стихотворений, вновь обратила своё внимание на летние стихи.

Все мы: педагоги и родители прекрасно знаем, что заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом.

Мнемотаблицы в работе с детьми Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного.