Игры по сенсорному развитию старшая группа. Игра «Чередование флажков»

Валентина Александровна Алейникова

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им не интересны.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры , в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, организуя, подбирая дидактические игры и игрушки , в основе которых заложен обучающий принцип. Для достижения этого мною были созданы условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом .

Дидактические игры :

Игра «Осень в саду»

Цель : учить детей различать и называть цвета : красный, желтый, зеленый. научить детей группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов. Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь , взаимовыручку.

Игра «Кто скорее соберёт»


Цель : Учить находить предметы (пуговицы) (цвету, размеру) ; Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать выдержку .

Игра «Фонарики»


Цель : закреплять у детей умение различать цвета, а также соотносить их по признаку (цвету) . Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь , взаимовыручку.

Игра «Найди свое окно»


Цель : учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Воспитывать умение находить предметы (окошки) по его наиболее характерным признакам (цвету, форме) ; развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать выдержку .

Игра «Подбери чашки к блюдцам»


Цель : учить детей

Игра «Волшебные шары»


Цель : способствовать формированию у детей цветовых представлений.

Игра «Где круг, где квадрат?»


Цель : учить группировать предметы по форме.

Игра «Украсим бабочку»


Цель : развивать координацию движений рук и мелкую моторику пальцев.

Игра «Найди ниточку»


Цель : учить детей соотносить предметы по цвету.

Игра «Подбери пёрышко»


Цель : учить детей различать и называть основные цвета, повторять простые и относительно сложные фразы.

Игра «Волшебные коробочки»


Цель : учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие формы.

Публикации по теме:

"Младший дошкольный возраст - золотая пора для сенсорного воспитания детей" - писал известный педагог Щелованов. Начиная с 1 младшей группы.

Игра "Спрячь зайку" Существует множество разновидностей игры "Спрячь зайку". Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Дидактические игры в развитии интеллекта детей раннего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала дети постигают то, что окружает их дома, в детском саду. Удовлетворить детскую любознательность.

Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Месяц Длинный выдох Сентябрь.

Тема: Цветы и бабочки. Образовательные области: Познание, формирование целостной картины мира, развитие познавательно- исследовательской.

(Игрушки из ковролина 3) Тема: Домик. Образовательные области: Познание. Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной).

Каталог дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 2-4 лет.

Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»

ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

Д/И «КУБИКИ НИКИТИНА»

(см. Цветное домино)

ЦЕЛЬ: Закрепление 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель поотдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»

ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

Д/И «БУСИНКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

]Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развиватьмоторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

Д/И «ВКЛЮЧИ - ВЫКЛЮЧИ, ОТКРОЙ - ЗАКРОЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ

ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

УГАДАЙ НА ВКУС

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

РАСТОПИ ЛЁД

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

КТО ЛЕТАЕТ?

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

ПОДБЕРИ ФИГУРУ

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.

Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

ПРЯТКИ

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ?

Приготовьте побольше старой одежды. Поговорите с малышом и узнайте, кем он хочет быть – как он хочет одеться. Помогите подобрать одежду, которая соответствует персонажу, сделать головные уборы врача, пожарника, продавца, строителя.

Пусть малыш покажет как ведет себя тот, кого он изображает, что говорит, что делает.

УЗНАЙ ПО ВЕСУ

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.

Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.

Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

СПРЯЧЬ ЛИСТОК

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

БУСЫ

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

ГОЛОВОЛОМКА

Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.

Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».

Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.

Вариант: «Что прибавилось?».

СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО

Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).

Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

Постепенно задание можно усложнять.

УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ

Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.

Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

ПОРИСУЕМ

Наклейте на чистый лист бумаги изображения предметов, животных и попросите ребенка соединить их линиями.

Другое задание: прикрепите бумагу к столу и расположите на ней кубик, а потом попросите малыша толкать этот кубик карандашом. Карандаш оставит на бумаге след – покажите его малышу.

ЧТО ЭТО?

Как-нибудь на прогулке, после шумных игр, присядьте с малышом на скамейку и попробуйте поиграть в такую игру.

Выберите три какие-нибудь предмета, например, травинку, маленький камешек и листик.

Пусть малыш выберет один из этих предметов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет.

Теперь очередь малыша закрыть глазки. Выберите что-нибудь одно и водите им по его руке. Малыш должен отгадать, что вы выбрали. Если необходимо, помогите ему подсказкой.

Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.



Юлия Зотова

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

В нашем детском саду проходил конкурс «Сенсорное пособие » .

Развитие сенсорики у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития.

Существует множество игр и занятий, которые направлены на сенсорное развитие у детей . Они особенно популярны в наше время, потому рынок товаров для детей способен предложить большой выбор игрушек, книг и пособий.

Чтобы подарить ребенку интересную игру не нужно тратить на это деньги, можно смастерить ее своими руками .

1. Многофункциональная доска :

На этой доске можно играть в игру «Крестики - нолики» .

Крестики-нолики, пожалуй, самая известная игра. И играют в нее все : взрослые, дети. Думаю, что каждый человек хоть раз в жизни играл в крестики-нолики.

Игра «Чего не хватает» .

Ребенку предлагается посмотреть на задание и добавить крышку (и) .

2. Панель «Геометрик»


Планшет «Геометрик» прост в использовании и очень функционален.

С помощью доски с кнопочками и резиночек ребенок может самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать.

Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.



3. «Вышивка без иглы» .


Планшет используется, как пяльцы. Конец шнурка, как иголочка.

Игра способствует развитию художественного творчества, воображения. Воспитание аккуратности, терпения, умения доводить дело до конца. Знакомство с простейшей техникой вышивки.

4. «Скрепки»

Упражнять в счете, развивать умение работать по образцу.

Игры : 1)«Сколько» , 2) «Сделай цепочку»



5. «Трубочки для коктейля»


Разрезали на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки.

Воспитывает терпение, усидчивость и желание творить

6. «Резиночки» , игра называется «Ринг Динг» .

В комплект игры входит : цветные резинки для волос, карточки с заданиями.

Игра позволяет развивать :

Мелкую моторику;

Внимание;

Закреплять представление о цвете;

Пространственную ориентировку и др.



Новые игры очень понравились нашим детям. Особенно "Ринг Динг".

Публикации по теме:

Игра-это один из основных видов деятельности ребёнка,и я вам предлагаю сделать игры своими руками. Это интересно,ведь в каждую свою работу.

Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Выполнила: С. И. Кочнева Дидактическая игра:"Разложи по цвету" Цель:Закрепить основные цвета; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая.

Я более 10 лет работаю с детьми раннего возраста. Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой.

Наверняка многим приходилось слышать хоть что-нибудь о таком понятии, как «сенсорика». Что это такое, однако, сможет объяснить далеко не каждый. Еще меньше число тех, кто в полной мере осознает огромную роль, которую она играет в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Мамам и папам, которые очень ответственно подходят к проблеме воспитания, следует знать, что именно является одной из главных составляющих гармоничного и полноценного становления личности малыша.

Сенсорика - что это такое?

Каждый любящий родитель безумно счастлив, когда его драгоценное чадо добивается пусть небольшого, но все-таки успеха. Важно абсолютно все: первый неуклюжий шаг, долгожданное первое слово, неумело разукрашенный рисунок. Любое достижение - это результат огромных усилий малыша. Однако известно ли вам, что способности малюток во многом зависят от того, насколько развита его сенсорика. Что это такое, знает, наверное, каждый, но вот действительно понимают ее значение лишь немногие. Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Основой формирования этого восприятия является синтез различных ощущений индивида. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т.п.

Сенсорная система индивида

Мало просто выучить назубок определение понятия «сенсорика». Что это такое, лучше спросить у специалиста, который в мельчайших подробностях сможет дать ответы если не на все, то на большинство интересующих вас вопросов. Любой профи начнет свой монолог с объяснения того, что представляет собой сенсорная система индивида. Не злоупотребляя научными терминами, он отметит, что сенсорную систему человека формируют следующие подсистемы:

Что такое сенсорное воспитание?

Новорожденного можно сравнить с белым чистым листом бумаги. С первых дней жизни малыш нуждается в родительской заботе и помощи, ведь его окружает совсем неизведанный, но такой прекрасный и интересный мир. Детки впитывают информацию, словно губка, однако если они усваивают ее интуитивно, без участия взрослых, то полученные ими знания зачастую оказываются поверхностными. То, каким человеком ребенок станет в будущем, зависит во многом от полученного им воспитания, в том числе и сенсорного. Оно способствует упорядочиванию представлений малышей об окружающем мире, развитию их внимания и наблюдательности, формированию у них навыков общения и самообслуживания, прививанию чувства уважения и любви к ближнему. Таким образом, можно подытожить, что сенсорное воспитание представляет собой не что иное, как процесс последовательного и поэтапного приобщения ребенка к сенсорной культуре.

Необходимость сенсорного воспитания малышей

Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка недооценивать ни в коем случае нельзя. Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно:

  • способствует развитию интеллекта ребенка;
  • помогает малышу систематизировать знания, которые он получает из внешней среды;
  • подготавливает детишек к восприятию мира таким, каким он является;
  • оказывает позитивное влияние на формирование эстетического чувства;
  • развивает воображение, наблюдение и внимательность;
  • подготавливает ребятишек к будущей учебной деятельности;
  • благоприятно влияет на обогащения словарного запаса мальчиков и девочек;
  • развивает различные виды образную, слуховую, моторную).

Как развивать сенсорное восприятие малыша?

Знания, которые малыш получил однажды, необходимо подкреплять на протяжении всего периода, предшествующего школе. Это объясняется тем, что выученные ребенком цвета радуги, различные и т.п. без периодического повторения забываются. Порой случается так, что у дошколенка пяти лет (старшая группа) сенсорика, а вернее ее развитие, остается на уровне двухлетнего малыша. Он не способен отличать признаки предметов, путает цвета, не может сконцентрироваться на выполнении поставленной перед ним задачи. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, следует регулярно заниматься с ребенком, постоянно озвучивая названия предметов, которые окружают его на улице и в помещении, а также обращая внимание на его одежду. Лучше всего мальчишки и девчонки осваивают информацию, полученную в игровой форме. Поэтому идеально было бы превратить обычную ежедневную прогулку в увлекательное и познавательное путешествие, заранее продуманное заботливым родителем.

Как правильно организовать занятия с малышами?

Обычно у детишек, регулярно посещающих ДОУ, довольно хорошо развита сенсорика. Младшая группа садика, средняя или старшая - не имеет никакого значения, поскольку с ребятами постоянно занимаются дипломированные педагоги. Но что делать родителям, предпочитающим воспитывать своих чад в домашних условиях? Как не навредить ребенку, а, наоборот, способствовать развитию его способностей? Правило остается прежним - занятия по сенсорике должны проходить в игровой форме. Например, зрительному восприятию хорошо обучают мозаики. Однако запомните, что детям, не достигшим трехлетнего возраста, следует предлагать собирать различные фигурки, используя для этого только основные цвета. Дошколята же вполне могут справиться с более сложной задачей - собрать из мозаики фигурки, в которых будут присутствовать не только несколько базовых цветов, но и их оттенки.

Не мешайте, а, наоборот, поощряйте шумные игры ребенка. Это способствует развитию его слухового восприятия. Не препятствуйте желанию своего непоседы устраивать концерты или театральные представления. Кто знает, может, в будущем его ждет большая сцена?

Приобретайте игрушки разных форм, размеров и цветов. Отличаться они должны и по текстуре. Таким образом будут развиваться несмышленыша. Самостоятельно можно сделать мешочки и заполнить их различными крупами. Ощупывая их, малыш будет развивать

Несколько правил относительно организации работы с детьми

Обучая детей чему-либо, следует всегда помнить о том, что психика малыша еще не сформирована, и воспринимает он информацию не так, как взрослый. Поэтому игры по сенсорике, как и любую другую деятельность, необходимо тщательно продумывать. Чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии обязательно проявятся, родителям нужно запомнить несколько простых правил:


Дидактическая игра для малышей «Укрась бабочку»

Дидактические игры по сенсорике бывают разными и нравятся всем ребятишкам. Например, очень интересна одна из них, которая называется «Укрась бабочку». Ее основной целью является научить будущих первоклашек группировать различные предметы в зависимости от их цвета, а также закрепить знания дошколят о такой геометрической фигуре, как шар, о понятиях «один» и «много». Заранее следует подготовить картонные бабочки и круги разных размеров и цветов. Ход игры следующий:

  1. Мальчикам и девочкам показывают бабочек, говоря при этом, что они прилетели погостить и попросить об одолжении. Дело в том, что насекомым подарили кружочки разных цветов, которыми можно украсить их крылышки. Однако без посторонней помощи им не справиться с этой задачей.
  2. Взрослый предлагает ребятам посодействовать бабочкам и выполнить их незначительную просьбу.
  3. Вначале детям говорят, что им нужно выбрать кружки одного цвета. После того как они это сделают, остается раздать им силуэты бабочек, крылья которых необходимо украсить.

В конце игры важно похвалить малышей за усердие и проявленную отзывчивость.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников.


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.
Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Цель: изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками.
Задачи:
1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставились и решались следующие задачи:
4. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
5. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
6. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Я создала сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности с детьми по накоплению сенсорного опыта, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;
2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;
3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
4. развить способность детей действовать самостоятельно.
В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине.
Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Предлагаю три игры, сделанные своими руками. Надеюсь мой опыт поможет и Вам!

Дидактическая игра "Нарядим солнышко"


Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Варианты игры:


Вариант № 1 «Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг другу.
Вариант № 2 «Нарядим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.
Вариант № 3 «Солнышко уснуло». Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет. Например, красный лучик и красный бантик спрятались в «домик». Игра считается законченной, когда все лучики и бантики будут спрятаны в домик.

(младший дошкольный возраст).


Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».





Описание игры.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.


Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».


Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.