Истерики и капризы у детей в возрасте двух лет. Системно-векторная психология

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Любая мама, воспитывающая ребенка, проходила через разные жизненные ситуации, вызывающие сложности, но почти каждый родитель подтвердит – двухлетний возраст малыша является чуть ли не самым сложным. Как правило, именно в этот период даже самый положительный и жизнерадостный малыш внезапно становится настоящим маленьким тираном, который не дает покоя маме и папе постоянными криками и беспричинными капризами.

Детская истерика считается довольно сложным явлением, поскольку найти универсальный рецепт, который поможет справиться с капризами ребенка, не представляется возможным. Родители начинают терять терпение, выходить из себя, и жизнь семьи из идиллии превращается в настоящий кошмар. Начавшаяся истерика ребенка может длиться часами, причём, без видимого повода. В этот момент невозможно ни о чем договориться с малышом, однако успокоить его все-таки нужно.

Основанный на эмоциональном фоне, вопрос истерики двухлетних малышей заботит детских психологов уже довольно давно. Зачастую приступ сопровождается агрессией и другими проявлениями:

  • беспричинным раздражением;
  • отчаянием;
  • гневом;
  • громким плачем;
  • истеричными криками.

Кроме того, в процессе истерики ребенок перестает контролировать моторику своего тела, в результате чего родители сталкиваются с так называемым «истерическим мостиком», когда малыш сильно выгибается назад во время крика.

Одним из самых страшных проявлений истерики является желание крохи биться головой об твердые предметы. В это время ребенок совсем не испытывает боли, что является очень опасным, поскольку в забытье малыш может себе что-нибудь повредить и не заметить этого.

Некоторые родители ошибочно принимают детские истерики за обычное непослушание. Сходства действительно есть, потому что ребенок начинает демонстративно лежать на полу, колотить ногами и руками окружающих его людей, швырять вещи и ломать всё, что попадает под руку. Малыш становится очень капризным, без всякого повода отказывается от пищи и предъявляет требования, которые кажутся неосуществимыми. Если такие ситуации проявляются часто, то родители должны проявить беспокойство и отвести любимое чадо к невропатологу для консультации.

На что жалуются родители

Чаще всего родители испытывают абсолютную беспомощность в попытке справиться с собственным ребенком. Мама чувствует, что совсем не понимает свое дитя, потому что привычные действия вызывают у малыша только раздражение.

Очень часто родители двухлетних детей замечают, что именно в таком возрасте у крохи появляются проблемы со сном. В дневное время ребенок отказывается спать, а вечером требует к себе внимания. При этом, его становится очень сложно приучить к каким-то действиям: убирать за собой игрушки, слушать колыбельные или сказки. На все кроха отвечает плачем и криками.

Если раньше малыша можно было отвлечь каким-то другим занятием, то сейчас попытка перевести внимание на что-то другое вызывает длительную истерику. Некоторые родители пытаются даже легонько шлепать ребенка в качестве наказания, но тот часто просто смеется в ответ, вызывая ужас мамы и папы.


Вполне логично, что при частых капризах малыша, родители начинают задумываться о методах воспитания своего отпрыска. Рано или поздно молодая мама приходит к выводу, что вина полностью лежит на ней, но это заблуждение. Причиной сложного состояния являются процессы естественного характера: малыш начинает тесно взаимодействовать с миром, начинается процесс социализации, который никогда не проходит легко и безболезненно. Маленькому человечку нужно в кратчайшие сроки освоить новую систему отношений с окружающими его предметами, понять и принять их такими, какие они есть.

Ожидаемо, что ребенок в такой ситуации стремится к определенной доли самостоятельности и пытается справляться с самыми простыми вещами без помощи своих родителей. Когда малыш чувствует, что мама с папой начинают ущемлять его формирующуюся личность, он начинает бороться с помощью истерик и криков.

Среди других причин также указываются:

  • чрезмерное напряжение, которое в конечном итоге принимает формы истерики;
  • большое количество нерастраченной энергии;
  • неудовлетворенные потребности (когда родители отказываются покупать новую игрушку, шоколадку или говорят свое решительное «нет» по другим поводам);
  • недостаток внимания, ревность к другим детям;
  • освоение речи – часто малыш хочет сформулировать и обозначить какое-то свое желание, но элементарно не может, поскольку у него еще не развиты речевые навыки.

Не лучшие способы справиться с детской истерикой

По словам специалистов, посредством воя и плача ребенок также может стараться нащупать границы дозволенного. Если малыш привыкает, что с помощью крика может получить что угодно, то вектор его поведения в будущем искажается, что приводит к сложностям психологического характера. Без границ кроха перестает ощущать свою безопасность, поэтому отказывать ребенку очень важно. Но делать это нужно грамотно.

Многие родители выбирают самый безопасный и простой путь, уступая ребенку во всех его капризах. Однако устанавливать запрет на какое-то либо действие очень важно. Не менее существенно быть последовательным и придерживаться этого запрета дальше. Однажды поддавшись, вы демонстрируете малышу шанс руководить вами, даже если мотивом были такие светлые чувства, как ощущение жалости или нежности к ребенку.

Стрессовая ситуация предполагает еще один простой путь – отвлечение внимания ребенка. Однако родители со временем замечают, что эффективность этого метода существенно снижается и в какой-то момент он уже не помогает. По словам психологов, отвлекать малыша, находящегося в истерике, не стоит по той причине, что это только откладывает проблему, но не устраняет ее источник.


Первое, что нужно сделать родителям, – это постараться успокоиться. Худшее, что можно сделать в такой ситуации – начать кричать и давить на ребенка. Малыш очень чутко реагирует на родительский голос, поэтому вы должны быть максимально спокойны и убедительны. Не пытайтесь пускаться в пространные рассуждения и стараться достучаться до совести крохи. Не забывайте, что имеете дело с ребенком.

Необходимо четко и ясно объяснить малышу, по какой причине его требования не будет выполнено. Если ребенок не готов прекратить истерику, оставьте его на какое-то время в помещении одного. Такой метод часто действует лучше любых убеждений. После этого малыш чаще всего сам проявляет интерес к родителям. Тогда мама с папой должны быть максимально нежными и приветливыми.

В двухлетнем возрасте у малыша появляется интерес к своим сверстникам. Кроха начинает интересоваться, как его ровесники проводят время, какие игры предпочитают, какую линию поведения выбирают. Именно поэтому очень важно поместить ребенка в ту среду, где ему будет комфортно наблюдать за детьми и налаживать с ними общение. Можно записаться на какие-нибудь групповые занятия вместе с малышом. Это поспособствует правильному развитию крохи и повысит навык его социализации.

Когда нужно обратиться к врачу

В норме двухгодовалый ребенок предается истерикам примерно 2-3 раза в течение недели. Во многом количество капризов зависит от особенностей темперамента малыша. В том случае, если малыш несколько раз за день доводит родителей бесконечными криками, это уже повод обратиться к специалисту. Возможно, кроха переживает стресс и нуждается в помощи. В таких случаях родители отводят ребенка к неврологу или психологу.

Важно понимать, что плач и раздражение в детстве – это вполне нормально. Иначе ведут себя только дети-флегматики.


Видео – Как бороться с детской истерикой

В первые годы жизни малыша развитие психики происходит в очень быстрых темпах. Если, к примеру, для взрослого человека два года – это просто временной период, то ребенок за два года учится видеть, слышать, разговаривать, ходить.

В первые годы жизни малыша развитие психики происходит в очень быстрых темпах. Если, к примеру, для взрослого человека два года – это просто временной период, то ребенок за два года учится видеть, слышать, разговаривать, ходить. К двум годам малыш начинает самостоятельно воспринимать окружающий мир, делать первые выводы. Формируется его система ценностей, и к естественным потребностям добавляются желания, которые диктует его характер, возникают первые капризы.

С чем связаны истерики у детей

Двухлетний возраст – это переходный этап, на котором малыш начинает осознанно манипулировать взрослыми, желая получить то, что он хочет, или, напротив, чтобы избежать того, что ему не нравится. Ребенок психует и начинает манипулировать взрослыми с самого раннего возраста, но если у грудничков главная цель манипуляции – присутствие мамы рядом, то в дальнейшем развивается хитрость, дети начинают прогнозировать свои действия и реакцию окружающих.

Психика в у детей развивается стремительно, а потому часто, не получив желаемого, мы сталкиваемся с так называемой «детской истерикой». Такие капризы и приступы неконтролируемого плача и крика начинаются, как правило, именно в двухлетнем возрасте, и их можно объяснить с точки зрения психологии: активное развитие психики делает ребенка очень зависимым от настроения, а его эмоции и восприятие мира обостряются. Кроме этого, в двухлетнем возрасте ребёнок начинает объективно воспринимать мир со всего его недостатками и изъянами, что является огромным стрессом для детского организма.

К тому же, сейчас принято с самого детства активно занимать детей различными кружками и секциями: ребенок занимается рисованием, плаванием, изучает иностранные языки, все это может привести к хронической усталости маленького человечка и часто вызывать новые истерики и капризы.
Родители не всегда в состоянии адекватно и грамотно реагировать на капризы и приступы агрессии и неконтролируемого поведения у детей. Ребёнок в два года капризничает не только дома, как раз наоборот, дети предпочитают закатывать истерики в общественных местах, транспорте, на прогулках, в больнице – каждый раз, сталкиваясь с новой, непривычной ситуацией, в которой они чувствуют себя некомфортно. Дети не умеют терпеть – они активно и чрезмерно эмоционально демонстрируют свои эмоции на публике, и не многие родители могут правильно на это реагировать. Устав от бесконечных и беспричинных слез и неодобрительных взглядов прохожих, мамы и папы реагируют агрессией на агрессию, что только усугубляет ситуацию.

Внешние проявления истерики у детей

Психологи, специализирующиеся на работе с самыми маленькими детьми, считают кризис двухлетнего возраста одним из ключевых и самых сложных этапов развития. Частые истерики негативно сказываются и на его нормальном развитии и взрослении. Сопровождается истерика следующими признаками:

  • неконтролируемой вспышкой гнева и ненависти;
  • громкими истеричными криками;
  • слезами;
  • раздражением;
  • отчаянием.

В момент, когда ребёнок находится на пике истерики, родители часто испытывают не меньшее раздражение: многие из них считают, что у малыша нет причин для слез. Прохожие постоянно возмущаются и делают родителям замечания, упрекая их в неумении воспитать свое чадо, от чего родители злятся еще сильнее и чувствуют свою беспомощность перед ситуацией.

В это время ребёнок испытывает настоящее отчаяние. Он неконтролируемо желает или, напротив, не хочет чего-либо, но не чувствует ни поддержки, ни понимания со стороны взрослых, чувствует себя одиноким. Все это провоцирует новый виток истерики и новую вспышку агрессии со стороны родителей. Родители бросаются делать все, чтобы ребенок успокоился, давая почву для манипуляции. Дети в два года, как губки, впитывают каждую новую ситуацию, в которой оказались, чтобы использовать ее как модель поведения в дальнейшем, так устроена их психика. Родители оказываются в ловушке детских капризов, считая их проявление обычным непослушанием и невоспитанностью, а между тем, у детей все намного серьезнее.

В момент истерики ребенок часто перестает контролировать моторику своего организма, в порыве отчаяния он готов биться головой о стену, и может серьезно себе навредить. Поэтому, когда уговоры и разговоры с малышом не помогают, а проявления беспричинной истерики становятся все серьезнее, лучше всего обратиться к детскому невропатологу.

Поведение родителей и их главные ошибки

Мамы, привыкшие, что ребёнок является их продолжением, не всегда успевают заметить момент, когда в два года он начинает отделяться и проявлять самостоятельные желания, отличные от тех, что навязывают ему родители. Постоянно сталкиваясь с необычной и неуправляемой реакцией у детей на привычные действия, когда малыш психует на еду, сон, прогулку, мамы испытывают шок и перестают держать ситуацию под контролем.

С помощью истерики ребенок уже в два года может пытаться определить границы дозволенного. Например, он не хочет есть суп, потому что предпочитает конфеты. В разуме ребенка отсутствует сформированный обществом способ и система употребления пищи, и постоянно искренне не понимает, почему нельзя обедать шоколадом. Он требует, чтобы его желание выполнили, и единственное оружие в его арсенале – это плач, крики и истерики. Он словно испытывает на прочность собственных родителей, и, если они дают слабину, границы дозволенного расширяются. Иными словами, неправильное поведение родителей дает повод ребенку и даже провоцирует его на последующие истерики.

Несмотря на то, что поведение малыша и его капризы связаны с физиологическими процессами его развития в два года, ни в коем случае нельзя поддаваться капризам и выполнять все, что хочет малыш. Истерика действительно утихнет, но в следующий раз ребёнок захочет получить нечто большее и новое, капризы будут появляться все чаще, а истерики будут становиться всё бесконтрольнее. Малыш четко должен знать, что такое «нет» и «нельзя».

Когда начинают плакать младенцы, мамы стараются отвлечь их: начинают кормить, развлекать игрушками, показывать какой-нибудь принципиально новый вид и т.д. Такой метод работает, поскольку в самом нежном возрасте дети не в состоянии одновременно думать о двух кардинально разных вещах.

В возрасте двух лет ребёнок искренне не понимает, почему родители, в ответ на его требование купить ему новую игрушку, показывают красивую елку в центре торгового зала. Он принимает факт существования этой красивой елки, но это не мешает ему хотеть игрушку. Метод отвлекания бесполезен и даже способен усугубить ситуацию.

Как справляться с истериками у детей

Чтобы понять причину слез и криков ребенка, необходимо удостовериться, что проблема сокрыта именно в психологическом аспекте развития. В этом возрасте меняется режим сна, а потому, если ребенок не высыпается, он обязательно начнет капризничать. Хронический дефицит сна или тревожный, поверхностный сон приведет к регулярным истерикам. Чтобы избавиться от них, достаточно создать правильный режим сна и бодрствования для ребенка.

Не менее важен эмоциональный фон в доме. Если родители постоянно ругаются, кричат друг на друга или, напротив, избегают общения, ребёнок обязательно это почувствует. Он будет поддаваться общему настроению, и его капризы и истерики будут регулярными гостями в неспокойном доме. Если вы хотите помочь ребенку справиться с этим трудным периодом, начните с себя и проанализируйте свое поведение, исключив из него все проявления агрессии или гнева. Важно, чтобы родители имели одинаковую позицию по отношению к процессу воспитания ребенка.

Главное средство в борьбе с детской истерикой – не идти на поводу. Ни в коем случае нельзя безоговорочно выполнять требование ребенка. Родители должны, в первую очередь, успокоиться, трезво и спокойно оценить ситуацию. Проявление агрессии или нелогичные, сбивчивые и неаргументированные высказывания способны завести ребенка в тупик, вызвать новую порцию отчаяния и усугубить ситуацию.

Чтобы успокоить ребенка, не нужно произносить много лишних слов, объясняя свой отказ – это ребенок, и он не способен в такой ситуации воспринимать сложные предложения. Старайтесь говорить с ним кратко, твердо и уверенно, не допускайте мягкости в интонациях – малыш мгновенно ее уловит.

Если слова не помогают – оставьте ребенка одного. Многие родители не в состоянии сделать этого, поскольку их преследует чувство жалости к собственному ребенку. Но справиться с истерикой самостоятельно, понять неправильность своих действий, прийти к выводу и, успокоившись, признать причину своих слез необоснованной – разве это не лучшее, чего можно пожелать в такой ситуации для ребенка. Контролируйте ситуацию, но не вмешивайтесь: увидев интерес к своим слезам, ребёнок продолжит плакать с новой силой.

Обратите внимание, что у детей случаются истерики только перед взрослыми. К примеру, если в детской группе один ребёнок забрал у другого игрушку без присутствия взрослого, ребенок будет самостоятельно отстаивать свои интересы и бороться за свою вещь. При наличии взрослого поблизости он, скорее всего, устроит настоящее представление. Поэтому не бойтесь оставлять ребенка одного, дайте ему возможность взрослеть и становиться самостоятельным.

Истерики у детей – это, к сожалению, обязательный этап развития детской психики. Всем родителям приходится проходить через него, главное – подобрать ключик к формирующемуся сознанию своего малыша, объяснить ему причины отказа и не реагировать на попытки манипуляции. Психология ребенка такова, что, чтобы в его голове сформировалось представление об окружающем мире, он должен очертить для себя границы дозволенного с помощью своих родителей.

Комментарии 2 Поделиться:

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Даже если у вас нет детей, то вы все равно отлично знаете, что такое детские капризы. Громко вопящий малыш в автобусе, истошно орущий в магазине, не желая уходить от прилавка с конфетами, ревущий на всю улицу ребенок, которого тащит разгневанная мама, - все это только видимая часть проблемы. Основное место для истерик - это, конечно, дом и семья. Очень часто родители беспомощно разводят руками, почему в садике он отличный и спокойный ребенок, а как дома - так сразу истерика и капризы. Прежде чем накричать или наказать ребенка, необходимо определить причину возникновения истерики. Почему дети капризничают? Давайте попробуем рассмотреть основные поводы капризов:

1. В грудном возрасте капризы , как правило, бывают из-за дискомфорта: из-за мокрых подгузников, голода, громкого звука или неудобного положения. Здесь самое главное определить верную причину и вовремя ее устранить, но если вы уже и поменяли памперс, и накормили, и покачали на ручках, перепробовали все средства, то лучше всего обратиться к квалифицированному врачу-педиатру.

2. Также детки любых возрастов часто становятся капризными перед болезнью . Если вдруг ваш малыш становится вялым и капризным, сразу идите домой, померяйте температуру ребенку и займите его чем-нибудь спокойным. Очень хорошо будет, если дадите ему чай с малиной или медом. Следите за состоянием его здоровья.

3. Еще одна распространенная причина капризов - это пора спать . Достаточно ребенка положить в кровать и вот он уже спит. Но иногда не все так легко, значит нужно искать другую причину. Рассмотрим дальше.

4. Целью капризов очень часто является и привлечение к себе внимания , а когда рядом никого нет, то и плакать незачем. Поэтому, если ребенок заметит, что вы остались равнодушной к его истерике, он может успокоиться. Главное тут не поддаваться на его уговоры.

5. Дети довольно тонко чувствуют настроение окружающих. Поэтому нередко причиной капризов может быть и напряженная обстановка в доме , ругань, ссоры родителей . Учеными уже доказано, что атмосфера в доме влияет на формирование характера малыша с самого его рождения. Даже если вы ему мило улыбаетесь, он все равно чувствует, что здесь что-то не так.

6. Слово «нельзя» . Есть два варианта. Первый, когда родители никогда не говорят это слово. На любой запрет ребенок закатывает страшный скандал с битьем по полу руками и ногами. Настойчивые попытки успокоить его только делают хуже, и он еще больше начинает визжать. Тогда, чаще всего, родители идут на уступки и дают ему то, что он требует, а это только усугубляет ситуацию. И вариант второй. Ребенок всегда слышит слово «нельзя». Ему запрещают все, сначала он соблюдает эти запреты, слушается родителей, но вскоре его терпение лопается и он начинает отстаивать свои права, а это еще больше раздражает родителей. И этот замкнутый круг может длиться месяцами и даже годами.

7. Еще одна довольно распространенная причина капризов - это исследования «что будет, если …» . Например, «Что будет, если я пойду туда? Нельзя? А я все равно пойду!» Но вы должны понимать, что это не капризы, это своего рода познания, ребенок растет и ему интересно исследовать мир. Если вы спокойно и твердо ему все объясните, то вскоре (у разных деток по разному: от пару месяцев до двух лет) обнаружите, что малыш четко понимает, что ему можно, а что нет.

Теперь вы знаете основные причины истерик и легко сможете понять, почему дети капризничают , а также легко успокоить вашего любимого малыша. Только помните, сначала надо определить причину возникновения каприза, а уже потом пытаться действовать тем или иным способом.

В воспитании ребенка держитесь золотой середины. Он должен понимать, что не все его желания будут немедленно выполняться.

Будьте последовательны в своих действиях. Не запрещайте сегодня то, что вчера разрешали. Спокойно объясняйте, почему ему это нельзя. И следите, чтоб и вы и муж придерживались одного метода: если папа сказал, нельзя, значит - нельзя.

Приучайте ребенка к самостоятельности. Убирать игрушки, одеваться - он должен все делать сам. Это поможет ему быть ответственным.

Истерики прекратятся, если малыш поймет, что капризы - это не самый лучший способ добиться желаемого и задача родителей помочь ему в этом. Удачи!