Как начать учить цифры с ребенком. Как научить ребенка запоминать цифры

Многие родители озадачены дошкольным образованием малыша. И это понятно хочется, чтобы отпрыск пошел учиться в первый класс уже подготовленный. Тем не менее, в связи с этим появляется масса вопросов и один из них, как научить ребёнка запоминать цифры.

Как научить ребенка запоминать цифры

Нередко родители делают ошибку в подходе к занятиям. Они забывают о юном возрасте учащегося, а этого делать не стоит.

Приступая к обучению, и решая проблему, как выучить с ребёнком цифры, помните, что малыш в дошкольном возрасте не может быть долго сосредоточенным на чем-то одном.

Если вы будете проводить обучение в форме игры, малышу понравится, и он будет сам просить вас позаниматься с ним.

Рассмотрите несколько вариантов занятий, которые смогут увлечь карапуза:

  1. Достаньте яркие кубики, на которых изображены цифры. Показывайте их крохе и озвучивайте каждое число. Возьмите сначала диапазон чисел от одного до пяти. На первое время этого достаточно. Потом постепенно вы дойдёте до десяти.
  2. Показывайте цифры, не только нарисованными. Чтобы лучше запомнить, малышу нужно потрогать, взять их в руками. Вырежьте из картона цифры и дайте рассмотреть крохе поближе. Спросите, как он думает, на что похожа та или иная цифра.
  3. В вопросе, как обучить ребёнка цифрам, главное терпение и понимание, что перед вами не взрослый человек, а малыш, который ещё не знает что такое счёт вообще.
  4. Прежде чем познакомить ребёнка с цифрами, нужно дать ему основные знания о величинах. Карапуз должен представлять, что такое ‘меньше”, а что “больше”, как разделить предметы поровну.
Через какое-то время, когда малыш уже будет знать цифры от одного до десяти, вы можете сделать пазлы из картонных чисел. Вырежьте яркую цифру. Пусть это будет пять. Разрежьте её на четыре части и предложите крохе собрать цифру и назвать её. С течением времени задачу можно усложнить.
Помните старую пословицу “Повторение мать учения”? Эта поговорка именно для решения задачи, как научить ребёнка цифрам в 5 лет.

Пройденный материал нужно повторять ежедневно. Это совсем не значит, что вам нужно посадить малыша и устроить ему опрос по теме. Нет. Обращайте его внимание на те числа, которые встречаются вам на прогулке, или когда вы стоите на остановке и ждёте транспорт. Пусть малыш сам называет ту цифру, на которую вы ему укажите. Это может быть номер дома, номер трамвая и другое.

Перечисленные варианты обучения - это далеко не весь список идей привлечения внимания малыша к счёту. Понаблюдав за крохой, вы наверняка найдёте свой индивидуальный подход к освоению материала ребёнком.

Вы хотите запоминать телефонные номера с первого раза, как их услышите? Думаете, как хорошо было бы вбивать номер своей банковской карты во время онлайн-покупок, никуда не подсматривая? Мечтаете без проблем запоминать номера автобусов, страниц, почтовые индексы? Все это возможно, если подобрать для себя подходящую мнемотехнику по запоминанию чисел и цифр и как следует потренироваться в ее применении.

Существует несколько приемов, как запоминать цифры быстро и без особых усилий. При этом многие способы строятся на преобразования цифр в слова или образы — запоминать конкретные (предметные) образы значительно проще, чем цифры. Мнемотехники такого рода можно разделить на несколько подвидов.

Цифры — образы

Один из самых простых приемов, как научиться быстро запоминать числа, — просто закрепить за каждой цифрой образ и для запоминания последовательности цифр связывать эти образы между собой последствием некоей цепочки действий. Связанный рассказ и образы запомнить намного проще, чем сухую последовательность цифр. Соответственно, при воспроизводстве, например, телефонного номера, вы вспоминаете свой рассказ и разворачиваете цепочку наоборот – от образов к цифрам.

Есть несколько мнемотехник, как выстаивать подобные ассоциации. Некоторым проще ориентироваться на внешнюю схожесть цифр и предметов . Например, один может быть жирафом, подъемным краном, стелой, маяком… Двойка — лебедь, лекало, ноль — сушка-челнок, зеркало. Таким образом, 20 — это может быть лебедь, смотрящийся в зеркало. 120 — сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало. Сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало, увидел матрешку — 1208.

Другая вариация этого метода — ассоциации с «содержимым» той или иной цифры, а не с ее внешним видом . Например, 2 — это палочки для суши (потому что их две), 7 — это радуга, 0 — фантик от конфеты (сама конфета уже съедена, остался только фантик). Тогда 27 — это палочки для суши, воткнутые в радугу. 270 — палочки от суши, которыми кто-то пытается положить на радугу фантик.

Цифры — слова

Основа этого метода быстрого запоминания чисел — присвоение каждой цифре буквенного эквивалента . Он может быть связан с формой (о — 0, з — 3), быть первой буквой названия цифры — (н — 0, т — 3), быть связанным с какой-либо вашей ассоциацией (5 — о, потому что пятерки получают только отличники) или быть смесью этих методов. Главное — запомните десять букв для десяти цифр. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв .

Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с «Каждый охотник желает знать…»). Аналогичный принцип используется во фразах-запоминалках – приеме, который позволяет запоминать последовательность. Что касается чисел, то можно несколько усложнить задачу и для двузначных цифр взять слова, где первая и вторая или первая и третья буквы кодируют цифру . Если вспомнить примеры, с которых мы начинали описание метода, то 30 — это «зонт» или «тон». Здесь главное не запутаться, какое слово какими буквами и за какое число отвечает.

Еще один интересный методподбор слов, где количество букв совпадает с цифрой, которую нужно запомнить . Например, это предложение поможет запомнить число 830795 («например» — 8 букв, «это» — 3 буквы и т.д., для обозначения нуля используется слово, в котором больше 10 букв). Данный метод требует определенного времени, так как вам надо будет подобрать слова на нужное количество букв и составить из них предложение. С другой стороны, он проще тем, что вам не придется запоминать какие-либо образы — только собственно предложение.

Числа — числа

Не все мнемотехники по запоминанию чисел базируются исключительно на преображении цифр в слова. Также можно использовать ассоциации и связи с хорошо знакомыми вам числами . Например, число 2302 легко превращается в 23 февраля. 8 сентября можно запомнить по связи — ровно через неделю посла начала учебного года или через полгода после 8 Марта. Также можно использовать номера автобусов и трамваев, пин-коды, которые вы точно не забудете, номера домов и прочее, и прочее, и прочее. Мы окружены цифрами, поэтому подобрать необходимые ассоциации, как правило, не составляет проблем.

Помните: чтобы процесс запоминания цифр был более простым и эффективным, необходимо соблюдать общие правила применения мнемотехник по запоминанию цифр. Мы подробнее рассмотрим их в следующей статье.

Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (

Цифры — это абстрактные символы мира взрослых. Для малышей важнее понимание количества, на чем и строится, например, изучение математики по методике Домана. Но около 2-х лет можно переходить и к изучению цифр. Это так увлекательно! Предлагаем познакомиться с 10 способами как выучить с ребенком цифры.

1. Игры с пальчиками

Лучшее пособие по обучению счету до десяти — это наши пальчики.
Считаем, поглаживаем, играем в .

2. Наблюдаем и считаем

Обращаем внимание на цифры, встречающиеся дома, на улице, в помещениях…
Например:

  • когда едите в лифте, считайте и называйте цифры на кнопочках или меняющихся этажах
  • номера домов
  • цифры на автомобильных номерах (на первом этапе называем цифры до 10)
  • цифры в номерах телефонов на рекламных щитах

Удивительно, но моему сыну удается замечать цифры на одежде и даже кроссовках прохожих:).

3. Читаем стишки и считалочки про счет и цифры.

Вот одно из любимых стихотворений моего сынишки

Ягодный счет

По опушке шла лисичка:
— Раз, в корзинке земляничка,
Два – как небо голубика,
Три – румяная брусника,
А четыре – вот морошка,
Пять – смородины немножко,
Шесть – как бусинка калина,
Семь – как солнышко рябина,
Восемь – в лапке ежевика,
Девять – синяя черника,
Десять – сочная малина.
Вот и полная корзина!

Читайте также сказки с цифрами «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Про козленка, который умел считать до 10″.

4. Играем в кубики с цифрами.

Вот лишь несколько примеров игр на изучение цифр:

  • выстраивать в ряд в прямом и обратном порядке
  • соотносим число, изображенное на кубике, с количеством. Для этого выстраиваем рядом с кубиком нужное число предметов — игрушек, крышек, фасолек и т.д.
  • находим парочки: кубик с цифрой и карточка с изображением этой же цифры

5. Смотрим детские презентации по математике


6. Используем игры с магнитными цифрами

Пусть магнитные цифры займет достойное место на вашем холодильнике.

Многие игры могут быть аналогичными с играми в кубики, но сам магнитизм очень привлекает малыша.
Не забывайте проговаривать названия цифры.

Нам нравятся магнитики с цифрами от «Растишки».

7. Смотрим развивающее видео для малышей


8. Применяем плакаты по математике

Крупное изображение цифр на детских плакатах будет привлекать внимание малыша и так можно будет быстро выучить цифры.
В настоящее время популярны говорящие плакаты, например .

Ступеньки, голуби, красные машины, аптеки, следы, количество съеденных ложек, йогурты в магазине…
Главное, сохранять и поддерживать интерес к счету.

10. Поем песенки

Очень много веселых песенок про цифры в методике Железновых.
Вы можете послушать одну из них

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

А вот еще один клип с песенкой про цифры, который нам очень нравится

Надеемся, что данные 10 способов как выучить с ребенком цифры помогут вам ненавязчиво, весело и интересно познакомиться со счетом.

Понимание цифр является ключевым навыком в повседневной жизни. Большинство детей способны к 5 годам научиться считать и получить основное представление о функции чисел. Эти знания очень важны, так как они подготавливают к более сложным математическим задачам, с которыми дети столкнутся в приближающиеся школьные годы. Чтобы узнать больше, начните с шага 1.

Шаги

Основные методы обучения

    Учим счету. Научите детей считать от одного до десяти. Большинству из них будет довольно просто запомнить десять чисел, а также научиться повторять их, например в песенной или стихотворной форме. Тренируйте этот основной навык при каждом удобном случае.

    • Многие дети лучше всего обучаются, используя осязание. Дайте детям потрогать предметы, которые они считают. Это поможет им развить представление о цифрах.
  1. Знакомим с самими цифрами. Для начала напишите на доске или на листке бумаги числа от одного до десяти. Проговаривайте каждое из них вслух и указывайте на цифру, считая по порядку. Этот метод связывает умение считать с визуальным изображением каждой цифры.

    • Можно также использовать карточки с цифрами. Поднимайте карточку с цифрой, громко ее произносите и просите каждого ребенка найти ту же самую цифру в его собственном наборе. Пусть каждый ребенок произнесет название цифры.
  2. Обсуждаем каждую цифру по отдельности. Уделите некоторое время на обучение каждой цифре, начиная с единицы. Запишите как числовое обозначение, так и слово, а также проиллюстрируйте, показав один кубик, один палец или еще какой-нибудь одиночный предмет. Затем переходите к цифре 2.

    • Не переходите к следующей цифре, пока каждый ребенок не усвоит ту, что вы объясняли. Лучше всего осваивать цифры по очереди.
  3. Объединяем с изображениями. Многие дети лучше всего обучаются, когда имеют наглядную картинку. Запишите каждую цифру и изобразите то, что ее представляет. Например, для двойки нарисуйте два глаза, два яблока или два цветка.

    • Игральные кости, домино или карточки с точками также отлично подойдут.
    • Для лучшего результата позвольте детям попробовать нарисовать собственные варианты.
  4. Задействуем осязание. При помощи фасоли, кубиков или других осязаемых предметов детям будет проще усвоить изучаемые понятия. Так, объясняя цифру 3, просите каждого ребенка отсчитать какие-нибудь три предмета, дотрагиваясь до них по очереди.

    Показываем детям, как писать цифры. Обсуждая конкретную цифру, научите детей правильно ее писать. Позвольте им попробовать написать числа самостоятельно.

    • Будьте изобретательны и действуйте в игровой форме! Скажите, что цифра 1 имеет тощую линию тела и длинный, вытянутый нос. Немного глупости и забавы способствуют прочному закреплению цифр в памяти ребенка.
  5. Подчеркиваем важность последовательности цифр. Знание числовой последовательности является крайне необходимым навыком. Начните обучать этому, написав цифры в одну линию на доске или листочке бумаги. Это должна быть прямая линия, в которой цифры идут слева направо через равные интервалы.

    • Помогите детям понять последовательность, попросив их рассортировать карточки в нужном порядке. Или можно намеренно считать неправильно, чтобы дети указывали вам на ошибки.
  6. Учим считать “с середины”. Как только дети освоят цифры и их последовательность, можно приступать к обучению счета с любой цифры, а не только с единицы. Продемонстрируйте эту идею при помощи карточек или других предметов. Например, если у ребенка есть стопка из 5 карточек, а вы добавите к ней еще две, ему будет проще не начинать счет с первых пяти штук. Вместо этого он может продолжить, отсчитав еще 2 цифры: “Шесть, семь”. Это заложит фундамент для будущих примеров со сложением.

    Закрепление навыков счета

    1. Играем в игры с основными цифрами. Познакомив детей с базовой системой счета и цифровой последовательностью, вы можете закрепить эту информацию при помощи числовых игр. Их может быть бесконечное множество. Для начала попробуйте:

      • Построение башни из кубиков. Выберите определенное число или число, которое вы сейчас обсуждаете, и соберите башню из нужного количества кубиков.
      • Создание лестницы. При помощи кубиков постройте башни и рассортируйте их по размеру. Сначала башня из одного кубика, потом из двух, затем из трех. Это поможет запомнить последовательность, а также соотнести физический размер и количество.
      • Настольные игры. Во многих настольных играх детям требуется определять цифры по количеству точек на игральных костях, а затем отсчитывать соответствующее количество клеток, чтобы продвинуться дальше.
    2. Поем песни-считалочки. Основные песни-считалочки и стихи помогают детям запомнить цифры и их последовательность.

      Используем книги с иллюстрациями. Существует огромное количество книг со считалками и цифрами, которые доступны для дошкольников и учеников подготовительных классов. Выберите несколько с яркими цветами и красивыми картинками.

      Как можно чаще спрашиваем “сколько? ”. Каждый раз, когда в жизни возникает ситуация, требующая счета, просите детей сделать это за вас. Сколько тарелок нужно, чтобы накрыть на стол? Сколько книг вы взяли с полки? Сколько у вас конфет?

Консультация для родителей на тему:

«Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр».

Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него - это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс. И без помощи взрослых здесь не обойтись.

Часто дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 3 и 8, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Детям нужно помочь разобраться в таких сложных для его восприятия графических образах. Ребёнку будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2 - лебедь, 8 - очки.

Если педагог в детском саду или мама смогут подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет ещё более лёгким. Главное, не стоит сердиться на детей, если они не схватывает всё "на лету". Это для вас, взрослых, всё легко и просто, а для детей, только приступивших к овладению цифрами и счётом, всё очень сложно. Любой педагог или детский психолог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.

Поэтому были подобраны интересные стихи и игры про цифры и счёт.

Цифры живут на различных предметах:

В календарях и трамвайных билетах,

На циферблатах часов, на домах,

Прячутся цифры в книжных томах,

И в магазине, и в телефоне,

И на машине, и на вагоне.

Цифры повсюду, цифры кругом.

Мы их поищем и сразу найдём.

Цифра 0

Цифра вроде буквы О -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Цифра 1

А похожа единица на крючок,

На гвоздь, на спицу.

А ещё немного, может,

На свечу она похожа.

Цифра 2

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Цифра 3

А вот это - посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков -

Состоит из двух крючков.

Цифра 4

Смотри - 4 это стул,

Который я перевернул.

Цифра 5

А потом пошла плясать

по бумаге цифра пять.

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра 6

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху - крюк, внизу кружочек

Цифра 7

Семь - точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

На крыше флаг, смотрите все,

Ведь он похож на цифру семь.

Цифра 8

Цифра 8 так вкусна

Из двух бубликов она.

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки.

Цифра 9

Девять, как и шесть, вглядись.

Только хвост не вверх, а вниз.

Цифра 10

Ноль катился по дорожке

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав 10 из него.

  • Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста, буквально с рождения, одновременно развивая мелкую моторику. Сначала считаем до 5, после годика можно переходить на потешки со счётом до 10. По мере взросления ребёнка считать можно не только его пальчики, а пальчики мамы, папы и других членов семьи.
  • Считаем ступеньки – иди из самых простых способов. Когда малыш научился хорошо преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например, научился спускаться, можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете Вы, малыш спускается и слушает, а через некоторое время и он начнёт считать вместе с Вами.
  • Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике.
  • Используем "считалки", в которых есть счёт до пяти - десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить.
  • Считаем всё! Считать можно голубей на улице, книжки на полке, любимых кукол или машинки, сколько ложек вымыла мама, сколько мороженого купил папа и т. д.

Если Вы внимательно присмотритесь к Вашим ежедневным делам, то найдёте массу возможностей дать ребёнку новые знания, используя обычные бытовые моменты.

Обращайте внимание ребёнка на цифры везде, где это можно сделать как бы между прочим: позволяйте ему набирать код домофона, переключать каналы телевизора, пусть поможет Вам определить автобус с нужным номером, на котором Вы поедете в гости к бабушке, нажмёт нужную кнопку этажа в лифте и т. д.

Попросите малыша принести Вам определённое количество ложек, когда Вы накрываете на стол. Перед походом в магазин договоритесь с ребёнком, что сегодня Вы купите ему 3 пачки сока, пусть самостоятельно возьмёт с полки нужное количество и т. д.

Главное проявлять свою фантазию!

Математическая игра «Найди цифру»

Для этой игры потребуется:

Нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9

Рисунки, похожих на цифры, предметов.

Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру.

Математическая игра «Картонные цифры»

Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.

Математическая игра «Потерянные цифры»

На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.

Игра «Что там на спинке»

Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.

Игра «На что похожа цифра»

Мама спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и кроха должен показать цифру 8.

Математическая игра «Угадай, что за цифра?»

Мама читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.

Лепите цифры из пластилина, составляйте из счетных палочек, шнурков и фасоли, рисуйте пальчиком цифры в воздухе, на ладони. Каждую цифру учите сначала отдельно, а только потом смешивайте с другими.