Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения. Частота занятий — залог успеха

Современные среднестатистические семьи сталкиваются с тем, что не знают, как научить ребенка читать по слогам, не говоря о быстром и осознанном чтении детских рассказов, стихов или скороговорок.


При обстоятельствах, когда ребенок плохо читает, детские специалисты советуют улучшать технику чтения такими способами :

  1. Стимулирование 6 летнего ребенка, к чтению при помощи записок или указателей местонахождения определенного предмета или подарка. Рекомендуется чаще обращаться с фразами: «письма для тебя, с помощью которых я научу тебя читать» будут незаменимым помощником. Игровая форма позволяет развить детскую фантазию, что благотворно влияет на формирование личности у малыша, памяти и абстрактного мышления.
  2. Во время поездки к врачу или похода за покупками можно вместе с малышом читать надписи на рекламных вывесках, бордах или уличных указателях.
  3. Дети очень любят читать стихи, и когда им их читают, особенно К.И. Чуковского, Агнию Барто, С.Я. Маршака и прочих детских поэтов, которые внесли вклад в развитие отечественной детской литературы.
  4. Не малая роль отведена и скороговоркам, которые улучшают дикцию, позволяют ускорить темп чтения и правильность произношения. Заучивая и проговаривая схожие между собой слова в ускоренном темпе, в большинстве случаев со стороны звучат забавно. Что очень нравится детям.

Если обучение будет выглядеть для малыша, как игра, то уже в скором времени результат оправдает все ожидания. Для каждого из родителей совет будет абсолютно простым, наберитесь терпения и упорства, и у вас все обязательно выйдет.

Результат не заставит долго ждать себя, и научить читать ребенка окажется вполне посильным заданием, а процесс будет легкий. И тогда решение вопроса, как научить первоклассника быстро читать, назреет само собой, как следствие ваших усилий.

Эффективные способы обучения детей чтению


К наиболее распространенным методам обучения чтению детей возраста 6-8 лет относится :

  • Чтение, при помощи кубиков с буквами. Методика достаточно несложная, нужно составлять простые слова из 2, 3 букв, повторять и проговаривать каждый звук, позже более сложные и по ходу обучения объяснять их смысл. И так ребенок уже после 2-3 занятий сможет складывать простые предложения и понимать прочитанный материал.
  • Параллельное чтение. Данная методика предусматривает участие в чтении и маленького слушателя, который должен следить по тексту рассказа, читаемого учителем. Учитель на определенном участке текста должен ускориться, или сменить интонацию, и попросить указать, на каком участке происходили изменения в манере чтения.
  • После нескольких повторений, юнец сам может попробовать прочитать текст с различной скоростью и интонацией. Предложенный способ позволит поднять самооценку маленького начинающего читателя, что послужит определенным стимулом для дальнейшего обучения. Указанная методика позволит понять, как научить ребенка быстро читать, ведь при подобных упражнениях развивается внимание и слуховые качества.
  • Вспомогательную роль в процессе обучения детей 6-7 лет чтению, могут сыграть и диафильмы, которые содержат в себе короткие фразы, и разнообразные изображения, что позволит превратить просмотр, в просто увлекательную игру и научит понимать, о чем идет речь.
  • Следует отметить, что для того чтобы их посмотреть, не обязательно наличие фильмоскопа, достаточно иметь доступ к интернету и воспроизводящее устройство. Во время просмотра, читавший маленький зритель получает море эмоций.
  • Пение и разучивание различных детских песен, можно из любимых мультфильмов, или сказок. Такие упражнения улучшают память, легче воспринимаются и развивают у деток музыкальный слух.

Необходимым условием эффективного обучения чтению детей, возрастом 6 лет в домашних условиях, это конечно регулярные занятия, настойчивость, и определение индивидуального подхода к ребенку в зависимости от модели его поведения и особенностей характера, ведь не каждый сорванец, может сам подойти и попросить: «Мама, научи поскорее меня читать».

Игра в слова

Рассматривая игровую форму решения проблемы, как научить ребенка быстро читать, игра в слова позволит увеличить его словарный запас и расширит кругозор.

Правила игры очень просты и заключаются в следующем :

  1. Выбирается любая буква из алфавита.
  2. Следует подобрать как можно больше слов на эту букву.
  3. Проигрывает тот, у кого заканчиваются варианты.

Из личного опыта, в свое время популярная игра: «Что влезет в 3 литровую банку», города, имена и прочие в подобном роде скоротали не один час. В форме игры, уроки для первоклашки всегда вызывают больший интерес и упрощают учебный процесс, делая его более увлекательным.

По слоговое чтение

Процесс обучения ребенка 6-7 лет чтению в большинстве случаев может представлять собой несколько этапов, где по слоговое чтение является переходным от составления букв, в слог, а слоги в слова. На этом этапе, дети дошкольного возраста еще не до конца улавливают смысл очень низкая.

Однако после того, как слова перестанут разделяться слогами и будут восприниматься, как единое целое, тогда техника чтения выйдет на новый, более высокий уровень потому что ребенок начинает понимать, о чем он читает. И соединение предложения целыми словами, будет нести смысловую нагрузку, что будет понятным для юного читателя.

Приемы, стимулирующие интерес к чтению

Современные дети возрастом от 6 лет в некоторой степени не всегда могут быть должным образом заинтересованы в чтении и поэтому необходимо подталкивать определенными хитростями.

В дошкольном возрасте неоценимый вклад в воспитание и обучение детей, вносят развивающие мультфильмы и детские видео, которые учат, как распознавать цвета, геометрические фигуры, считать по порядку, алфавит, английский алфавит и многое другое.

Благодаря таким чудесным мультикам, наши дети развиваются очень стремительно, что позволит без труда научиться читать до первого класса. Это самые любимые детьми занятия.

К наиболее эффективным приемам, побуждающим детский интерес к литературе у детей 6 летнего возраста, относится чтение вслух взрослыми, можно рассказывать сказки, которые учат добру, и, что зло всегда терпит поражение. Следует читать стихи детям, потешки, считалки и скороговорки. Заучивание коротких стихов детками, плодотворно влияет на развитие речи и памяти. Позже они сами желают прочесть стишок или рассказ.

Немаловажную роль играет то, знает ли ребенок алфавит наизусть, если он умеет различать буквы, то складывать их в слоги и слова будет достаточно просто. Очень важно чтобы ребенок научился воспринимать текст целыми словами. В таком случае, хорошо читать в 6 лет научится достаточно реально, и воспитание детей в таком случае не будет в тягость.

Для того, что бы процесс учебы культуре чтения у детей вызывал море позитива, просто рекомендуется выбрать несколько подходящих упражнений, желательно в игровой форме, регулярно проводить уроки, и вы не заметите, как с уверенностью будете утверждать что, «научу читать любого».

Главное просто набраться терпения и создать приятную атмосферу в процессе чтения волшебной сказки или захватывающей повести и оградить его от видео роликов или фильмов.

Современные способы обучения детей обязательно принесут свои плоды, и ваш малыш первый предложит, с чувством, толком и расстановкой прочитать сказку или рассказать стихотворение наизусть.

Наиболее подходящим решением проблемы, как ребенка можно научить читать быстро, разборчиво и правильно в 1 классе – это применение комплексного подхода на регулярной систематической основе, что позволит культурно и духовно обогащаться подростку. Интересная книга гораздо глубже и ярче, чем любое видео произведение.

Немного о технике чтения

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя:

  • Смысловую сторону – понимание содержания
  • Техническую сторону – скорость, правильность и выразительность

В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:

  • Способ чтения: слог, слог и слово, слово
  • Скорость
  • Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах;
  • Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
  • Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации

В конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. Показатели нормы следующие:

  • к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту;
  • к концу 2-го класса от 50 слов в минуту;
  • к концу 3-го класса от 70 слов в минуту;
  • к концу 4-го класса от 100 слов в минуту.

Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения.

Почему так важно научить ребенка быстро читать?

Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала.

В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.

Основные причины медленной скорости чтения:

  • Низкий уровень оперативной памяти
  • Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости
  • Недостаточная практика
  • Низкий объем оперативного поля зрения
  • Ограниченный словарный запас
  • Наличие регрессии – возвратных движений глаз
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция
  • Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению
  • Отсутствие интереса к процессу чтения

В зависимости от того, что является основной причиной низкой скорости чтения, определяется способ решения проблемы, подбирается наиболее подходящая и эффективная в данном случае методика для того, чтобы научить ребенка быстро читать.

Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению

Решаем проблемы с оперативной памятью

Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может.

Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.

Решаем проблемы с концентрацией внимания

При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения.

Полезно проводить следующие упражнения:

  • Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа;
  • Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни;
  • Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью;
  • Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете;
  • На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы.
  • Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно.

Частота занятий — залог успеха

При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека — мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.

Отрабатывать технику быстрого чтения для детей можно с помощью следующих учебников:

  • Г.Г. Мисаренко «Дидактическое пособие для развития техники чтения»
  • О. Узорова. Г. Нефедова «Быстрое обучение чтению»
  • Л.М. Козырева «Читаем сами, тренируем технику чтения»
  • Г.Г.Мисаренко, Н.Г. Войченко «Учимся читать»
  • Л.Г. Нагаева «Я умею читать! 100 занимательных игр и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться читать быстро и правильно»
  • Т.В. Бокова «Как научиться быстро читать»

Решаем проблемы с объемом оперативного зрения

Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом.

Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка — не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке.

Пополняем словарный запас ребенка

Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.

Боремся с регрессией

Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.

Развиваем артикуляционный аппарат

Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.

Решаем проблему дислексии

Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.

Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:

  • Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
  • С трудом запоминает даже очень короткие стихи
  • Путает порядок следования дней недели, времен года
  • Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
  • Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
  • С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
  • Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
  • Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок

Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:

  • Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
  • Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
  • Дети, имеющие синдромы дефицита внимания или ;
  • Дети с задержкой развития устной речи.

Воспитываем интерес к книгам

Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребенку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию. Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

Вопрос о том, как научить ребенка быстро читать, волнует многих родителей. Но в данном деле главное не только скорость. Очень важно, чтобы выбранный текст был понятен читающему, он смог уловить его суть и пересказать содержание. Только в таком случае можно говорить о том, что скорочтение для детей даст нужный эффект.

Попробуем разобраться, как научиться дошколятам и ученикам школ такому способу читать. В дальнейшем, эффективность обязательно проявит себя и поможет даже взрослому человеку усваивать большое количество информации из быстро прочитанного материала.

Скорочтение для детей: как научить ребенка быстро читать

При поступлении в первый класс даже самой обычной школы, детям обычно дают прочитывать небольшой отрывок из книги. Учителя начальных классов и психологи так могут определять уровень подготовленности ребенка к образовательному процессу по критерию развития навыков чтения.

Через некоторое время в классах проводится тест на технику чтения, где выявляется количество прочитанных слов за одну минуту. В данном случае, это отчасти и есть проверка скорочтения. Однако не вся суть его состоит в количественном показателе.

Улавливать главную мысль только что прочитанного, возможность рассказать текст своими словами – это жирный плюс в правильном скорочтении. Простой подсчет слов, проговоренных в минуту в образовательных учреждениях делается с целью проверки артикуляции учеников.

Важно! Перед началом обучения малыша быстрому чтению необходимо убедиться, что он готов принимать новую информацию с удовольствием. В противном случае, эффективность может быть сведена к нулевому показателю.

Начинать учиться бегло читать нужно в том случае, если ребенок уже умеет делать это медленно, предварительно освоив складывание букв в слоги и слова. А также, после этого родители должны убедиться, что кроха понимает смысл книги или отрывка из нее.

На основе медленного проговаривания слов из текста спокойно можно начинать применять методику скорочтения для детей.

Когда ребенок и взрослый обучаются чему-либо новому, то в головном мозге протекают определенные реакции. Их итог – это образование нейронных связей. Чем их больше, тем лучше идет усвоение новой информации. А в реалиях современности — это необходимость.

Так, в течение последних 20 лет количество информации увеличилось более, чем в 20000 раз. Данный факт явно говорит о том, что человеку нужно развивать навыки быстрого запоминания информации, в том числе и из прочитанного текстового материала. Способы обучения скорочтению помогают дошколятам и школьникам обрабатывать большое количество информационных потоков.

Многие тренировки нацелены на:

  • концентрацию внимания;
  • развитие бокового зрения, а также, «нижнего» и «верхнего»;
  • улучшение способности видеть фразы целиком из текста, а не отдельные слова;
  • глубокое понимание прочитанного материала, способность пересказать его своими словами без потери важных фактов и общего смысла.

На первый взгляд, многие задания по развитию навыка скорочтения могут показаться странными и слишком простыми. Однако они несут в себе огромный смысл. Ребенок даже не подозревает, что, проделывая специальные упражнения, получает грандиозный вклад в развитие своей личности в целом.

Все методы условно можно подразделить на те, что подходят для школьников и малышей, которые только собираются в первый класс.

Методика скорочтения для дошкольников

Многие родители стремятся научить детей еще до школы хорошо и быстро читать. Это не является плохой или неверной тенденцией. Современный мир устроен сейчас так, что лучше раньше научиться определенным навыкам, чтобы в дальнейшем усвоение полученной информации происходило быстрее и эффективнее.

Однако существует несколько причин, которые препятствуют ребенку обучится скорочтению:

  • низкое внимание , прогрессированию которого способствует активное использование гаджетов (телефоны, ноутбуки, планшеты и т.п.), в том числе частое посещение сети Интернет. Все это в совокупности дает единый отвлекающий фактор, способствующий снижению концентрации на объектах;
  • проговаривание текста «про себя» , когда и дети, и взрослые пытаются прочитанный слова или фразы повторить своим внутренним голосом. Тем самым, идет процесс затормаживания чтения, который по скорости не превышает показатель обычной разговорной речи;
  • малое поле зрения , которое не позволяет читающему видеть целиком фразы, строки и улавливать их суть. Получается, что человек прочитывает только слово за словом;
  • регрессия при чтении , когда происходит возврат к уже прочитанному тексту. Таким образом, скорость снижается в несколько раз;
  • отсутствие стратегии чтения . Это означает, что ребенок должен четко понимать для чего ему необходим материал. Так, художественная литература в основном призвана быть источником удовольствия во время нахождения за книгой. А многие научные тексты из учебников необходимы для глубокого усвоения информации для ее дальнейшего применения (экзамены, контрольные и т.д.).

С этими сдерживающими факторами можно бороться с помощью различных техник и тренажеров. Чем раньше будут предприняты меры для этого, тем быстрее ребенок освоит быстрое чтение.

Правила скорочтения для детей дошкольного возраста сводится к следующему:

  • если малыш еще не готов принимать ни в каком виде упражнения, то не стоит заставлять делать это насильно. Так может пропасть интерес и появиться желание всеми силами избегать занятий;
  • главное – это получение осмысления текста. Не стоит использовать литературу, которая не подходит по возрасту ребенка. Если в тексте встречаются неизвестные ему слова, их нужно обязательно объяснять крохе, выделять на страницах книги, делать пометки для лучшего усвоения информации;
  • визуализация текста очень важна. Ребенок в раннем возрасте лучше понимает картинки, нежели буквенные символы.
  1. «Складывание из слогов ». Для этого понадобятся несколько распечатанных слов на листах бумаги, которые разрезаны по слогам. Дошкольник должен из перемешанных частей сложит целые слова. В самом начале занятий лучше брать простые двусложные, а затем более длинные. Такое упражнение для детей поможет крохе воспринимать зрительную информацию и учиться новым словам.
  2. «Угадывание слова ». Так, ребенку нужно предложить первый слог, а малыш должен продолжить его всевозможными вариациями. Например, слог «РА» возможно удлинить так: Ракета, Рама, Растение и т.д. Подобным образом развивается воображение. А если в игре участвуют несколько ребят, то непременно в коллективе начинает появляться дух соперничества (кто больше назовет слов).

Для дошкольников не нужно выбирать слишком сложные упражнения. Пусть на занятиях присутствует побольше картинок для визуализации информации. Таким образом, можно научиться корректно воспринимать прочитанный текст и понимать то, о чем он написан.

Упражнения скорочтения для младших школьников

Как научить первоклассника быстро читать, если в дошкольном возрасте еще ни разу не был применен способ скорочтения и реально ли сделать это? Вполне! В возрасте 7-8 лет только формируются навыки быстрого чтения. Основное правило – это полное понимание первоклассником и иным учеником младшего класса всего прочитанного.

Методика скорочтения для детей младшего школьного возраста сводится к таким упражнениям:

  1. Поиск цифр, которые написаны разным шрифтом и размером. Так, в небольшом поле могут быть отпечатаны числа от 1 до 100. При этом каждое из них не похоже друг на друга. Первоклашке или второкласснику необходимо находить цифры по порядку. Это помогает школьникам воспринимать текст при чтении в разных источниках, напечатанный разным способом (шрифтом, размером). И чтобы такой факт не повлиял на скорость прочтения.
  2. Решение простых примеров на сложение и вычитание в уме. Так, например, ребенку предлагается вычислить: 5+1, 6-4, 7-6 и т.д. как можно быстрее. Не нужно записывать ответы. Весь процесс должен проходить только в уме.
  3. Рисование двумя руками различных фигур, чтобы освоить навык для формирования новых нейронных цепочек, позволяющих в дальнейшем усваивать информацию при чтении качественнее и быстрее.

Внимание! Существуют специальные курсы скорочтения для подростков. Упражнения проводятся мастерами, которые являются профессионалами в этом деле. Конечно, можно попробовать самостоятельно выполнять задания, но нет точной гарантии, что человек упражнения делает правильно. В противном случае, можно не дождаться должного эффекта!

Как научить школьника быстро и легко читать в домашних условиях

Если все-таки принято решение обучаться в домашних условиях, а не в специализированных кружках, то предварительно стоит прочесть книги по скорочтению для детей. Лучше выбирать те издания, которые рекомендованы Министерством образования и заслужили доверие (покупаются чаще всего). Домашние уроки не стоит начинать со сложных приемов, стоит учитывать возрастную группу ребенка.

Чтобы легко научить ребенка скорочтению дома, нужно понять, что он должен в итоге курса занятий:

  • увеличить поле зрения, чтобы читать фразы, строки целиком;
  • научиться понимать прочитанное на 100 % и суметь пересказать текст;
  • продолжать постоянно заниматься развитием памяти.

Важно! Маленький современный человек может читать в несколько раз быстрее взрослого. И это не фантастика, а реальность.

20.04.2017 в 10:02

Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор.

Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное.

Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика.

Предлагаем вам обсудить данный вопрос и взвесить все за и против домашнего обучения чтению, а также узнать секреты и избежать ошибок.

А читаете ли вы на ночь своему ребенку? Простой вопрос, а ведь именно эта привычка позволяет привить любовь к чтению уже с младшего возраста. Какие лучше выбрать , подробно разберем с названиями и названиями сказок.

Плюсы и минусы чтения сказок на ночь размещены , а также различные аспекты данной методики обучения.

Отличный союзник в играх — это любой материал который есть дома. Давайте разберем и применять для обучения чтению.

И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает.

Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. И требования вполне конкретные и измеримые 1 класс — 30 слов в минуту, 2 — 36, 4 — 100 до 120.

Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам, а также читать бегло целые слова в домашних условиях.

Когда можно начинать учить ребенка читать?

  1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
  2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
  3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
  4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
  5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
  6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
  7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.

Видео уроки о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление.
Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше.

Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р, а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

Что с этим кошмаром делать, а главное как?

  1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
  2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) — это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
  3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
  4. Хвалить за малейшие успехи.
  5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
  6. Критиковать используя схему КПК — комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
  7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
  8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:


Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Зачем вам все это знать?

Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать.

Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез.

Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру…

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

Видео посвящено обучению чтению в игре:

Для мальчиков


Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка — мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях?

Приклеивать к ребенку ярлыки — это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения.

Задача — увлечь его, спросите что ему интересно?

Не сдавайтесь сразу, сводя все к тому, что кроме компьютера и планшета ему ничего не интересно. Присмотритесь в какие игры он играет, что особенно увлекает и что он готов делать с утра до вечера.

В мультфильме про Лунтика была серия, где маленького жучка на речку вели и на поляну, а он просто хотел рисовать. Спросите и вы вашего ребенка.

Сделайте список тем:

  1. Игры.
  2. Мультики.
  3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
  4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
  5. Космос или другая интересующая.
  6. Истории или легенды про воинов.

И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем.

Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов.

Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

Давай вместе!

Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи.

Видео по реализации совета давай вместе:
Найдите в различных вариантах раccкраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

Как это может выглядеть для мальчика?

Увлечение: рыбалка.

Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть.

Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине.

Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв.

Скороговорки и поговорки про рыбалку:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • На зорьке не встал - рыбалку потерял.
  • Кто удить не ленится, у того рыба ловится.
  • К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет.
  • Болтуна видать по слову, рыбака - по улову.
  • Говори об ухе, когда рыба в руке.
  • Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.
  • Рыбачил до вечера, а поужинать нечего.
  • И в рыболовстве везение - это труд и терпение.

Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

Для девочки

Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами.
Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант - это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой.

Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка.
Загадываем ребусы и слова.
Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам.

Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки.

Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

Читаем по слогам

Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?
Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам.
Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.


Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.

Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.

Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.

Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!

Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!

Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:


Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.

1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.

Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.

В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

Как правильно читать по слогам?

Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.

Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо - Р -ЭР, В - ВЕ, Б-Бе и т.п.

И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.

В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

А что же делать?

Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
  4. Видео том, что такое тарабарский язык:

  5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
  6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
  7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

Вариант игры с носком в видео:


Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.

Меняя тематику под увлечения малыша.

Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт сайт предлагает вам подробно расписанные от материалов до реализации.

Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью .

Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке .

Какую книгу выбрать для обучения?

  1. С крупными буквами и красочными картинками.
  2. Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
  3. Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
  4. Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.

Видео от логопеда по обучению чтению:

Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.

Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.

Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.

Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.

Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.

Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.

Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.

Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

Упражнения:

  1. Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
  2. Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
  3. Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
  4. Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
  5. Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
  6. Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
    Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
  7. Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.

Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

Физические упражнения

Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.

  1. Я ученик.
  2. Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
  3. Винни-пух.
  4. Капитанская.
  5. Вижу цель, не вижу препятствий.
  6. Я победитель.
  7. Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

Таблицы Шульте

Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

  1. Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
  2. Книги, видеоролики Андреева.
  3. Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
  4. В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.

Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

Что такое техника чтения?

Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:

  1. Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
  2. Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
  3. Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
  4. Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:

Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор 15 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Для чего ребёнку скорочтение

Важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Как научиться быстро читать

Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.

Развить произвольное внимание

Важная составляющая процесса чтения - способность ребёнка концентрировать своё длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Расширить поле зрения

Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после - что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.

Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель - доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.



Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции - процесса проговаривания текста при чтении.

Убрать возвратные движения глаз

Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.

Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых важных навыков - выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.

Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!