Каллиграфия как писать. Книжный обзор «Каллиграфия»

Каллиграфия (от греческого «красивый почерк») – это искусство декоративного письма. Данная практика охватывает тысячелетия и бесчисленные культуры. Несмотря на то, что в прошлом каллиграфия использовалась в религиозных целях, сейчас у нее множество иных назначений. Если вы хотите изучить это прекрасное искусство для себя, читайте далее.

Шаги

Каллиграфическое письмо

    Обведите или очертите общую форму и место. Вам необходимо выделить место для символов на вашей странице. Вы можете всего лишь оставить основные линии либо вы можете очертить пространство для каждого символа. Если вы хотите получить более искусное письмо, вы можете оформить всю страницу перед тем, как начнете выводить буквы.

    • Используйте линейку, чтобы правильно расчертить лист и смотрите на образец предпочитаемого стиля, дабы вы могли подражать выбранной манере письма.
  1. Правильно держите ваши письменные принадлежности. Каллиграфическую кисть следует держать в руке несколько иначе, нежели ручку. К тому же это зависит от того, для какой прописи вы используете перо – восточной или западной. Если вы будете держать письменные принадлежности надлежащим образом, это поможет вам написать буквы правильно. tly.

    • Для восточной каллиграфии держите перо относительно прямо в первых трех пальцах вашей руки. Чем ближе к щетине вы его держите, тем более четкими будут линии. Согласно данной манере ваш локоть должен быть приподнят, а рука – неподвижной, двигая кисточку только пальцами.
    • Для западной каллиграфии пером держите его приблизительно так же, но используйте обычную кисть для рисования. Использование кисти, а не ручки, для западного письма даст вашим буквам округлую и более подвижную форму.
    • Для западной либо арабской каллиграфии постоянно держите свою ручку под углом 30-60 градусов, чтобы точка положения пера указывала от вас вверх и влево. Когда бóльшая часть пера параллельна листу, кисть вырисовывает более толстые линии. Когда перо перпендикулярно, линии выходят более тонкими. С птичьим пером результат тот же.
  2. Создавайте буквы. Сформируйте буквы на странице. Обратите внимание на то, как вы держите письменную принадлежность. Используйте разные линии, чтобы придать букве надлежащий вид. Сохраняйте штрихи ровными и пропорциональными.

    • Убедитесь, что вы работаете пером не слишком медленно, так как на страницу выльются лишние чернила, что приведет к «кровоточащим» и неровным буквам.
    • Позвольте чернилам подсохнуть, прежде чем вы нарисуете новые линии. Убедитесь, что ребром руки вы не касаетесь листа, дабы не запачкать его.
  3. Используйте надавливание, чтобы контролировать линии букв. Вы непременно пожелаете использовать разные линии, дабы ваши буквы имели надлежащий вид. Этого вы можете достичь, контролируя угол вашего пера. Либо контролируя надавливание на лист. Чтобы получить толстые линии, используйте сильные, но быстрые надавливания. Если вы хотите, чтобы ваши линии были тонкими, словно волосинки, вырисовывайте их очень легкими движениями.

    • Различные перья или стержни ручек также помогут вам получить разную толщину линий. Существует множество перьев, которые хороши в той или иной манере письма.
  4. Используйте правильную последовательность штрихов. Каждый символ или буква будут состоять из нескольких разных сегментов. Данные сегменты делаются единичными движениями, поэтому они названы штрихами. Каждый штрих, сделанный вами, имеет значение, поэтому будьте бдительны.

    • Последовательность штрихов для разных видов каллиграфии отличается. Лучший способ узнать, как это сделать, – приобрести книгу по каллиграфическому письму. Уловка западного письма заключается в том, что важно использовать одинаковые штрихи, как если бы вы писали обычно (например, вертикальные, затем горизонтальные линии).
    • Последовательность штрихов не только обеспечивает правильное и ровное нанесение сегментов, но и зачастую имеет философскую значимость!
  5. Защитите вашу письменную поверхность. Удостоверьтесь, что бумага, на которой вы пишите, в дальнейшем не будет запачкана. Контролируйте ваши действия и следите, чтобы ваша рука не имела контакта с влажными чернилами на листе. Более того, важно защитить бумагу от всего, с чем соприкасалась ваша рука, например от жира. Вы можете поместить дополнительный лист под участок, где находится ваша рука, чтобы защитить рукопись.

    Украсьте лист. Когда чернила подсохнут, вы можете обработать ваши письмена различными украшениями. Они могут быть в форме иллюстраций, имеющих цветные или золотистые элементы декорирования. Это не только выделит ваш текст, но и придаст ему выразительности и привлекательности.

    Практика для усовершенствования ваших навыков

    Чаще практикуйтесь. Вы можете применять обыкновенное письмо, используя любые подручные материалы. Самое главное состоит в том, что вы набиваете руку и обретаете понимание, как необходимо менять ширину линий на листе. Вольная практика позволит вам быстро и легко наработать опыт, поскольку данные тренировки могут проходить где угодно при использовании доступных материалов и при незначительном предварительном планировании.

    Используйте метод сетки. Если вы хотите практиковаться более формально, вы можете расчертить на листе сетку. Расчертите ее, едва надавливая простым карандашом. Площадь каждого квадратика приблизительно составляет 1”x1”. Заполняйте каждую строку вариантом той буквы, которую вы хотите выписать до тех пор, пока штрихи станут ровными и тщательными.

    Калькируйте работы других людей. Вы можете просмотреть работы тех, кто пытался воссоздать каллиграфическое письмо. Используйте любые иллюстрации, например взятые из Интернета или каллиграфических учебников и переписывайте рисунки через кальку. Калькируйте символы, пытаясь воссоздать оригинальные штрихи. Если вы намереваетесь использовать чернила, подготовьтесь заранее, так как они могут просочиться через бумагу.

    • Так как бумага может протечь, лучше использовать недорогие фотокопии и распечатки работ, которые вы перечерчиваете. Это обезопасит вас от порчи оригинала.

    Освоение каллиграфии

    Определитесь со стилем письма. Существует несколько видов каллиграфического письма, которые соответствуют каллиграфическим традициям разных культур. Потому следует определиться, какое письмо вам по душе. И какое письмо вы бы хотели изучить.

    • Западная каллиграфия – это стиль, знакомый большинству англоговорящих людей. Он поднялся во времена расцвета латинской письменности. Зачастую его можно увидеть в Библии и манускриптах, сопровожденных иллюстрациями.
    • Восточная каллиграфия – это стиль, присущий японскому, китайскому и корейскому декоративному письму. Столь распространенная и почетная на Востоке, каллиграфия использовалась для поэзии и в качестве сопровождения к иллюстрациям, а также иным видам искусства.
    • Арабская каллиграфия имеет религиозную направленность, которая присуща исламскому миру. Мусульмане убеждены, что нельзя заниматься художественной деятельностью, которая отражает жизнь и бытие (это Богом наказуемо). Посему каллиграфия – основная форма искусства в арабской культуре, соответствующая мусульманским верованиям.
  6. Очертите ваши идеи. Прежде чем вы возьметесь за новый отрезок, зафиксируйте на листе ваши идеи. Подумайте над тем, что и где вы хотите написать. Подумайте о пространстве, которое вы намереваетесь заполнить. Сделайте несколько набросков на скорую руку (обыкновенной ручкой или карандашом на эскизной бумаге), чтобы подготовиться к финальному изображению.

    Возьмите лучшую бумагу. Вам понадобится листы, на которых вы будете творить. Вы можете взять как простые альбомные листы, так и искусно оформленную бумагу для каллиграфии. Используйте любой подходящий вам материал. Его вы можете купить в офисном, мастерском либо канцелярском магазине.

    Приобретите подходящие письменные принадлежности. Вам понадобятся принадлежности, которыми вы будете писать. Технически вы можете использовать любые пишущие средства. Однако существуют определенные инструменты, которые лучше, чем другие. Какие из них использовать, тем не менее, зависит от того, какой тип каллиграфического письма вы выполняете. И какими письменными принадлежностями вам удобней писать.

    • Перьевые ручки и ручки, которые вы окунаете в чернила. Это деревянные, пластмассовые или костяные ручки с металлическим кончиком (острие на конце, которое соприкасается с бумагой в процессе письма). Кончик погружается в чернила, а они, в свою очередь, откладываются на стеночках внутри пера. Такая ручка типична как для арабской, так и западной каллиграфии. Хотя для восточного письма она также может быть использована.
    • Авторучки подобны перьевым, однако чернила находятся внутри стержня. Вам не нужно окунать их в чернильницу, но периодически потребуется менять стержень.
    • Кисточки, которые применяются в западных и восточных письменах, поражают разнообразием размеров. Но зачастую они имеют приблизительно одинаковую форму. Их необходимо окунать в чернила, надавливать на лист и указывать направление для формирования штрихов и линий.
  7. Приобретите лучшие чернила. Вам понадобятся чернила для написания. Существует очень много марок чернил. И от того, какие вы выберите, отчасти зависит результат. Чернила пестрят разнообразием цветов, но черный – предпочтительный для всех стилей письменности. Опирайтесь на ваши предпочтения.

    • Чернильные палочки, для изготовления которых необходим мелантерит, сделаны из туши, которая должна быть измельчена и смешана с водой. Что и дает нам чернила, которыми мы пишем. Это великолепное средство для каллиграфов, поскольку оно позволяет получить множество тонов из одних и тех же чернил в зависимости от концентрата смешивания. Подобные чернила вы можете приобрести в мастерских и азиатских магазинах, в том числе и онлайн.
    • Компактные чернила наиболее часто используются в каллиграфическом ремесле. Данные чернила уже заранее смешаны, а вам стоит лишь макать в них перо. Индийские чернила самые распространенные. Их легко найти в художественных магазинах.
    • Стержни – особый вид водорастворимых чернил, которые изготавливаются для авторучек. Очень важно для авторучки использовать именно стержни, поскольку иные виды чернил испортят ее и засорят безвозвратно. Эти чернила выходят в продажу уже предварительно запечатанными, поэтому вам остается только вставить стержень в авторучку.
  8. Приобретите линейки и другие ориентировочные инструменты, чтобы иметь презентабельный вид. Ориентировочные линии, начерченные вами, гарантируют, что ваша рукопись будет ровной. А, возможно, вы захотите написать по изогнутой или кольцевой линии, для чего вам опять-таки потребуется эталон. Линейки и другие ориентировочные инструменты придадут вашему письму ровный и профессиональный вид.

  9. Приобретите клейкую ленту или гири, чтобы избежать досады. Вам понадобится клейкая лента или гири для закрепления листа, на котором вы пишите. Таким образом, вы избежите перекосов или изгибов бумаги в процессе. Также вы можете использовать скрепки либо мольберт.

    • Будьте внимательны при выборе ленты. Если она слишком крепкая, вы можете повредить или разорвать ваш лист, когда захотите ее переместить. Лучше всего использовать художественную ленту.

КАЛЛИГРАФИЯ , и, мн. нет, ж. [греч. kalligraphia - красивый почерк] (книжн.).

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАЛЛИГРАФИЯ , греч ., искусство красиво писать, особенно совершенствовалась до изобретения печати переписчиками манускриптов. В ту же эпоху изобретены главн. типы шрифтов и украшений заглавных букв, начал и окончаний глав и пр. В настоящее время, особенно с изобретением пишущих машин, искусство К. в упадке.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

КАЛЛИГРАФИЯ , ж. Чистописанье и краснописанье. Каллиграф , м. Краснописец. Каллиграфический , к каллиграфии относящ.

КАЛЛИГРАФИЯ (греч. kalligraphía - красивый почерк, от kallós - красота и grápho - пишу), искусство красивого и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины XIX в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. - Ван Си-чжи (IV в.), Сюань-цзун (VIII в.), Ми Фэй (XI в.). В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов - мастера шрифта «насхи» Ибн Мукла (X в.), Ибн Бавваб (XI в.) и Якут Мустасими (XIII в.) в Багдаде (Иран) и среднеазиатские мастера шрифта «насталик» Мир Али Теб-ризи (XIV в.), Султан Али Мешхеди (XV в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (XVI в.). В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в Средние века К., очагами которой были монастырские скриптории, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы К., начиная с «Остромирова евангелия» (переписано в 1057 г. дьяконом Григорием), известны на Руси. С XV в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам - создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К., а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе («чистописание»), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т.д.).

Лит.: Кази Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках, М. - Л., 1947; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Bonacini С., Bibliografia delle arti scrittorie e della calligrafia, Firenze, 1953; L"art de l"écriture, P. - Baden-Baden, 1965.

Издательский словарь-справочник

КАЛЛИГРАФИЯ , искусство красивого и четкого письма, связанное прежде всего с историей рукописной книги.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь

КАЛЛИГРА́ФИЯ , умение красиво писать, ремесло и иск-во, имевшее исключит. значение в книжном деле в допечатный период. Для античной традиции письма (в отличие от араб. и дальневост. традиции) было характерно стремление к ясности начертания. Рус. К. также тяготела к геометрич. четкости почерка (устав), к-рая была далее отчасти утрачена в полууставе и скорописи. Почерк рукопис. кн. лег в осн. первых типограф. шрифтов.

Оксфордский словарь (The New Oxford Dictionary of English)

CALLIGRAPHY (КАЛЛИГРА́ФИЯ) , декоративное рукописное письмо или буквы, выведенные вручную.

Производные: calligrapher - noun (каллиграф - существительное); calligraphic - adjective (каллиграфический - прилагательное).

Происхождение: греческое kalligraphia, от kalligraphos «человек, пишущий красиво».

Кембриджский словарь (Cambridge International Dictionary of English)

CALLIGRAPHY (КАЛЛИГРАФИЯ).

Существительное.

Искусство красивого письма, часто при помощи специальной ручки или кисти.

В этих старинных манускриптах встречается несколько образцов прекрасной каллиграфии.

Словарь Мэрриам-Уэбстера (The Merriam-Webster Dictionary)

Написание: cal lig ra phy

Произношение: \-fē\

Часть речи: существительное

Этимология: франц. или греч.; франц. calligraphie, от греч. kalligraphia, от kalli- красивое (от kallos красота) + -graphia - письмо

Дата: 1604

1. a) творческое, стилизованное или элегантное написание букв от руки; b) искусство создания подобного письма.

2. Качество или стиль почерка

3. Декоративная линия в рисунке или живописи

Cal li graph ic \ˌka-lə-ˈgra-fik\ adjective (каллиграфический - прилагательное)
- cal li graph i cal ly \-fi-k(ə-)lē\ adverb (каллиграфически - наречие)

Китайское понятие каллиграфии

Shūfǎ (Шуфа) - Каноны письма

Японское понятие каллиграфии

Shodō (Сёдо) - Путь письма

Арабское понятие каллиграфии

Khatt ul-Yad (Хатт ул-Йад) - Красивое письмо

Понятие каллиграфии в иврите

קליגרפיה - каллиграфия, искусство красивого или элегантного письма

Греческое понятие каллиграфии

κάλλος - Kallos (калло) - красиво;

γραφή - Graphe (графо) - пишу.

Понятие каллиграфии на хинди

Красивое письмо

Персидское понятие каллиграфии (язык фарси)

Каллиграфия

Корейское понятие каллиграфии

Seoye (Сёйе) - Путь письма

Слово «каллиграфия» на европейских языках:

Испанский язык

СALIGRAFíA

Итальянский язык

CALLIGRAFIA - каллиграфия. Образовано путем заимствования греческих слов «kallos» (красиво) + «grapho» (пишу)

Доброго дня, мои любимые читатели! Мы , в этот раз хотелось бы разобраться с этим искусством, а иначе его и не назовёшь, поподробнее, так как не все до тонкостей знают, что такое каллиграфия, кому мы обязаны её появлением и вообще, зачем она нам.

План урока:

Искусство или навык?

Если перевести слово «каллиграфия» с греческого, то это объяснит нам основное его значение – «красивый почерк». Но ведь можно просто выводить буквы на бумажном листе, однако написанное Вами красиво слово знающий каллиграф не назовёт произведением искусства. А оказывается, именно отраслью изобразительного искусства является каллиграфия, и это уже совсем другая история!

Определение каллиграфии в русском языке современности толкует её как искусство оформления знаков, которые можно рисовать (именно рисовать!) в гармоничном стиле с должной искусностью и экспрессивностью.

Во многих случаях каллиграфию почему-то считают искусством Китая. Догадываюсь, почему. Если вы посмотрите на их иероглифы, то всё сразу станет на свои места: нарисовать такие буковки, по своему внешнему виду каждая из которых – произведение искусства, с первого раза вряд ли получится. Потому китайцы и возвели написание слов в национальное пристрастие, чем непременно гордятся.

В них сплелись культура, эстетика с художественным вкусом и мировоззрение китайского народа. Как говаривал известный в Китае знаток каллиграфии Ван Сичжи:

«Если для обычного текста нужно содержание, то каллиграфия – это воспитатель души и чувств, в ней важны форма и жест».

Так что, история китайской каллиграфии насчитывает столько же лет, сколько существует сам Китай.

Вы только представьте, насколько у них это искусство развито! В процессе важна даже поза мастера каллиграфии, которая должна помогать беспрепятственному потоку энергии: ступни на полу, согнутые колени чуть в стороны, спина прямая и не соприкасается со спинкой стула, живот не упирается в стол, левая рука – на нижней части бумажного листа, правая – держит вертикально перо.

Настоящие доки этого дела умеют уловить ту связь между духом, телом и линией, когда напряжённость и расслабление уравновешиваются, при выдохе волна энергии катится через плечо к запястью руки и соскальзывает с кончика кисти на бумагу. Аж до мурашек!

Какой же это обычный навык?! Это самое что ни на есть настоящее искусство, владеть которым в полной его мере, наверное, даже не каждому и под силу!

Такая разная каллиграфия

Открою вам сегодня маленький секрет: каллиграфическое искусство существовало во многих древних странах мира, у него много разных направлений.

Европейская

Основой европейского каллиграфического искусства стало греко-римское письмо, появившееся ещё во времена античности. Толчок развитию европейской каллиграфии дало христианство, переписывающее библейское писание и иные религиозные творения в огромных количествах.

Своего пика она достигла в 7-9 веках, когда ирландские и шотландские монахи приступили к созданию иллюминированных, украшенных цветными миниатюрами и орнаментами, Евангелия. К 12 веку к греко-римскому письму присоединилось ещё и готическое с уставным, стили которых сегодня используются в шрифтах в кириллице.

Японская

Япония переняла опыт каллиграфии от китайцев в 7 веке, создав ещё и несколько собственных стилей, более простых в написании, но более эмоциональных в чувстве передачи информации.

Их символы – это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь. Была даже разработана отдельная каллиграфия кабуки-модзи и дзё-рури-модзи для написания театральных афиш и программок.

Арабская

Арабская каллиграфия в исламе появилась при копировании священной для мусульман книги Корана, потому каждое красиво вычерченное слово получало сакральный (божественный) смысл.

У арабов в основе каллиграфического искусства так называемая «великолепная шестёрка» — 6 основных почерков, каждый из которых применяется в определённый сфере: для документов – один, для быта – другой, для религии — третий. Более того, стиль написания зависел ещё и от места, времени, мастера и цвета чернил.

Индийская

Индийская письменность впервые увидела свет на камне: по указу первого императора Ашоки записали регулирующие жизненный уклад подданных правовые нормы. Но настоящее каллиграфическое искусство с тушью и кисточками пришло к ним от мусульман в 15-16 веке.

Индийцы не только позаимствовали арабские стили, но и создали свои, расписывая бумагу, монеты, ткань и камни.

Из чего состоит каллиграфический рисунок?

Сколько есть мастеров каллиграфии, столько, наверное, существует и каллиграфических приёмов. В изображениях могут быть завитки и крючочки, хвостики и твёрдые с мягкими штрихи, плавные и изломанные линии, геометрические фигуры и очерченное пространство, круглые и угловатые буквы.

Некоторые стили символы выписывают в два либо три слоя, проводят параллельно, пользуются разными цветовыми палитрами, делают рамки либо из буквенных знаков выстраивают целые фигуры.

В любом случае предназначение каллиграфического искусства – эстетически красиво преподнести надпись, но таким образом, чтобы она не исказилась и была читаема без труда любым.

До появившихся перьев символы наносили, высекая на камнях либо выдавливая палочкой на глине. Первые перьевые «ручки» делали из тростника, и лишь в средних веках стали «выдергивать из хвостов птиц». В основном, пользовались гусиными.

Стальные «паркеры» появились в 18 веке. Сегодня по общему правилу пишут каллиграфично при помощи пера либо кисточкой с тушью. Можно, конечно, рисовать авторучкой, но настоящие гуру каллиграфии это не приемлют – от процесса воссоединения души и шарикового стержня не добьётесь того самого «мурашкового» эффекта.

Зачем он нужен, этот каллиграфический почерк?

Поколение старой закалки уверено, что – это, в первую очередь визитная карточка самого человека. Есть ряд профессий, где каллиграфический почерк просто необходим, но, к сожалению, список их год за годом заметно сокращается. Писать вручную теперь «не модно».

В мире компьютерных технологий всё нам даётся в печатном виде, а ведь в советские времена каллиграфы трудились в органах ЗАГС и Внутренних дел, аккуратно выписывая нам жизненно необходимые документы – паспорта, свидетельства о рождении и браке. Сегодня любой декоративный вензель можно начертить на компьютере при помощи вычурных шрифтов.

Однако, практикующие каллиграфы есть и сегодня. В большинстве случаев каллиграфическое письмо существует на пригласительных открытках, поздравлениях по особому случаю, например, на День рождения или свадьбу. Многие компании, желающие выделить своё визуальное название, прибегают к рукописным логотипам.

Не обходится без каллиграфии графический дизайн и религиозное искусство. Даже уличное раскрашивание стен подростками, известное как граффити, пользуется приёмами каллиграфии.

А что же даёт нам, простым «писакам», не работающим ни в сфере дизайна, ни компьютерных технологий, не оформляющих религиозные писания и не реставрирующих исторические рукописные памятники культуры, каллиграфическое искусство? Нужна ли она для работы или учёбы, для развития или удовольствия?

  1. Ну, во-первых, это красивый почерк. Для многих родителей это настоящая паранойя. Это если ребёнок – будущий врач, для него неразборчивый почерк – визитная карточка, для большинства других – это причина плохих отметок.
  2. Во-вторых, это тренировка для мозга. Когда мы пишем пером, держа его тремя пальцами и думая над каждым движением, а не просто в случае с шариковой ручкой скользим быстро по бумаге, мы заставляем работать определённые участки мозга. Учёные считают, что заменить лечебную способность каллиграфии способна лишь скрипка, но для этого нужен ещё и талант. Хотя, впрочем, для истинного каллиграфического искусства, а не «баловства», наверное, он тоже нужен.
  3. В-третьих, для детей каллиграфическое письмо – это тренировка усидчивости и образного мышления, ведь чтобы нарисовать спрятанное в витиеватых символах животное, надо ещё постараться! Зато как необычно и интересно!
  4. В-четвёртых, это чистописание, так как это искусство не прощает неаккуратности.

И вообще, те, кто действительно «заболел» каллиграфией, считают, что это таблетка от нервов и плохого настроения. Попробуйте, и убедитесь в этом сами! А потом и нам расскажете)

А для того, чтобы окончательно вдохновиться идеей каллиграфии предлагаю посмотреть это красивое видео)

Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

Приятного вам творчества!

Каллиграфия (от греч. — "красивый почерк") — одна из отраслей изобразительного искусства. Каллиграфию так же не редко называют искусством красивого письма .

История искусства каллиграфии связана с историей создания рукописного шрифта и инструментами для письма. До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления текста.

Письменность зародилась примерно 5000 лет назад. В этот период память людей стала ослабевать и возникла необходимость записывать информацию. Примерно тогда же возникла и каллиграфия. Ее стили и начертания меняются под влиянием времени. Она находится в состоянии постоянной эволюции, и каждый раз принимает стили той эпохи, в которой существует. Особое отношение к каллиграфии наблюдалось на востоке. В качестве инструментов написания использовались кисть или перо, чернила.

Основные направления развития каллиграфии это: Западно-Европейская каллиграфия и Восточно-Азиатская . В Китае, Японии и мусульманских (арабских) странах каллиграфия появилась раньше, чем в западно-европейских и достигла статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии .

Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли и существовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященные традицией приемы графической стилистики. Их предназначение — усиливать эмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствием каллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержанию написанного текста. Существо же заключалось в том, что произведения определённого литературного стиля или научного содержания записывались определённым каллиграфическим почерком.

Несколькими движениями кисти опытный мастер-каллиграф может зафиксировать мимолетное настроение, зарифмовать промелькнувшее в просветленном сознании четверостишье и в одно мгновенье создать художественный объект, достойный углубленного созерцания многими поколениями.

Китайская каллиграфия считается "прародительницей" японской, первые упоминания о ней датируются серединой II — серединой I тысячелетия до н.э., в то время как история японской каллиграфии начала свой отсчет с V века до н.э.. Именно тогда в Японию с континента стали проникать первые образцы китайского иероглифического письма, а каллиграфическое письмо появилось в VII веке. В Китае первыми каллиграфическими надписями стали надписи на панцирях черепах.

В Японии каллиграфия — самый распространенный вид искусства, национальное пристрастие и общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с малых лет. В Японии заимствование китайской письменности связано с распространением буддизма, но с течением времени японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке.

Японская каллиграфия — это одна из практик дзен , такая же, как искусство чайной церемонии (чадо), икебана, японское фехтование на мечах (кендо) и другие боевые искусства (будо). Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: иероглифы пишут на белой бумаге, которая в философии дзен олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия инь и янь — женское и мужское начала. И в практиках дзен существует путь каллиграфии, путь письма шодо (Shodo), где Sho значит каллиграфия, do — путь. И это один из путей, ведущий к осознанию смысла жизни и вечных истин .

"В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти — мазок, в ее языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец" , — так определил различия между китайским и японским направлением С.Н.Соколов-Ремизов.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привел к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения "красотой письма" (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности . В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.

Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны еще в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов.

Появление христианства дало толчок искусству каллиграфии на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII-IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства.

Как и древние времена, так и в современном обществе каллиграфия часто используется при изготовлении магических предметов: амулетов, оберегов, талисманов, кулонов, колец и т.д. В древности, так же использовалась и при создании холодного оружия и защитного вооружения, нанесения каллиграфических образов, рун, иероглифов, несущих ту или иную информацию, направленную либо на защиту носившего броню рыцаря, либо на качество его вооружения.

С появлением и развитием книгопечатания, машинописи и, появлением компьютерной техники каллиграфия формально утрачивает свое первоначальное значение. И скорее выступает как эстетический элемент в оформлении текстов.

Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, в виде шрифтов и рукописных логотипов, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Каллиграфия — это не просто умение красиво писать. Это настоящее искусство, способ творческого самовыражения . Но помимо эстетического у нее есть и еще один немаловажный аспект — медицинский .

Ученые заметили, что красивое письмо тесно связано с деятельностью человеческого мозга. Занимаясь каллиграфией, можно развить лобные доли мозга, восстановить утраченные двигательные функции , что оказывается невозможным при письме обычной шариковой ручкой.

Каллиграфия благотворно влияет на человеческую психику, развивает тончайшие мышцы рук,