Кто придумал Вия? ВИЙ - КТО ОН.


ОКТЯБРЬ 2015 года

Закрыть окно

ТАЙНЫ ПОВЕСТЕЙ ГОГОЛЯ

«Читал (смотрел) “Вия”? Реально страшно!» — говорят подростки о повести и фильме по гоголевскому «Вию». Что там самое страшное в «Вие»? Наверное, сам Вий!

«…вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное.

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий, — и все сонмище кинулось подымать ему веки.

“Не гляди!” — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный, грянулся он о землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Да! От такого страшилищи может и дух вылететь! Но вот интересно, откуда Вий взялся — такой ужасный? Гоголь пишет сноску: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян (украинцев. — Наше примечание.) начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли». А дальше начинается интересное! Смотрим (нет — не в глаза Вию!), а в украинские сказки и легенды и… не находим Вия в них нигде! Вообще — ни в одной сказке, ни в одной легенде! А как же «создание простонародного воображения»?!

«Покопаемся» в русских сказках! (Русские и украинцы — родственные народы!) Вия там тоже нет! Наваждение какое-то! Вий — призрак!

А! Есть еще белорусские сказки… Может быть, в них найдем Вия или каких-нибудь его «родственников», кого-нибудь, хоть немного похожего на кошмарного начальника гномов? Вот! Нашли! В одной из белорусских сказок Кощею, так же как и Вию, служанка поднимала веки, «по пять пудов каждое». Этот Кощей «как поглядит на кого — так уж тот от него не уйдет, хоть и отпустит — все равно каждый придет к нему обратно».

У Вия железное лицо и железные пальцы. Кажется, это нам знакомо… Точно! — части тела из железа есть у славянских демонов!

Например, у банника (демона, обитающего в бане), по вологодским поверьям — железные руки. Железные пальцы на руках — у западно-украинского «чорта» . Железные зубы «выросли» у русских шуликунов (сезонных духов, которые накануне Рождества выходят из воды на землю, а после Крещения уходят обратно в проруби). Кстати, эти шуликуны бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке и железным каленым крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»!).

А еще на севере Руси рассказывают легенды о еретике железнозубом — страшном колдуне, поднимающемся из могилы каждую ночь! (Помните «Страшную месть» Гоголя? Тоже рекомендуем эту повесть любителям ужаса и мистики!) А вот железного лица ни у одной фольклорной (народной) «нечисти» нет!

Говоря о железе, мы вдруг вспомнили, что Вий — «начальник» гномов! А гномы — кто это? В основном — рудокопы! Добывающие железную руду! Совпадение неслучайное?.. Вообще, легенд про гномов на Украине не рассказывают. Гномы — персонажи фольклора Европы!

И само слово «начальник» по отношению к чудищу немного смешное, что ли… Начальников у Гоголя в произведениях предостаточно. Только все они — чиновники в департаментах (министерствах, по-нашему).

Но больше ничего на Вия нет! (Говоря языком детективов.) Согласитесь, что данных маловато, и «рассыпаны» они по разным персонажам, не собравшись ни в ком одном. Читал ли Гоголь белорусскую сказку, слышал ли легенды о шуликунах и еретике с железными зубами? Возможно. Точно неизвестно.

Так кто же придумал Вия? Как же быть со словами великого Гоголя, что Вий — создание простонародного воображения? Кажется, Николай Васильевич пофантазировал. Придумал Вия САМ! И имя — тоже! По-украински Вий значит — «веко». Ну, это, вы сами понимаете, неслучайно — ему же огромные веки поднимали!

Р. S. В глаза Вию смотреть все же можно! Только не надо бояться! Ведь Хома Брут погиб не от того, что взглянул Вию в очи, а от страха!

Но на этом загадки «Вия» не кончаются! Есть ли у Вия душа? Есть ли «в арсенале» Гоголя чудища пострашнее Вия (или хотя бы столь же ужасные)? А вы как думаете?

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель литературы
московской школы-лицея «Венда»

Глеб БУЧНЕВ, 6 класс, школа «Венда»



«Дамы «разворачивались» пред ним, изгибались, показывая все свои округлости, делали масленые глазки, прискорбно спрашивали:
«Антон Павлович, отчего вы так грустно пишете о любви?»
Покашливая, пощипывая бородку, он отвечал неожиданными вопросами:
«Вы бывали в Миргороде?»
«Это — где?»
«В Полтавской губернии. Помните Гоголя «Миргород»?»
«Ах, значит, это не выдумал Гоголь?»
«Гоголь никогда ничего не выдумывал».
«А… а «Вий»?

Повесть «Вий» по всем своим характеристикам могла бы прекрасно смотреться в « ». Здесь вам и романтический мистический ужастик, и украинский колорит, и заложенная в повествование, ирония…
Но «Вий» был написан позже и издан в другом сборнике — «Миргород» — в 1835 году.

В это время — после «Вечеров…» и «Невского проспекта» — Гоголь уже заслуженно считался одним из лучших российских писателей. Однако от цензуры «надежду русской литературы» никто не освобождал.
Так, в оригинальном варианте «Вия» Хома, глядя на черты покойной панночки, «видел что-то страшно-пронзительное» и «чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнётенном народе» . Упоминание об «угнетённом народе» цензорам не понравилось, и в окончательном варианте песня стала «похоронной» .

Зато, благодаря цензуре, «Вий» обогатился новым эпизодом. В первом варианте повесть заканчивалась смертью неудачливого философа. Но потом цензура вымарала в сборнике две страницы «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которая как раз следовала за «Вием». В результате, чтобы не перевёрстывать, Гоголь дописал заключительный разговор друзей Хомы — Халявы и Тиберия Горобца («Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы» ).

Также при переделке писатель уже сам изменил ещё один эпизод. В первом варианте Хома убивает ведьму и бросает её не глядя, поэтому, приехав отпевать панночку, не узнаёт покойницы (оставляя связать концы с концами догадливому читателю). В новом варианте он видит «омоложение» ведьмы и догадывается, с кем придётся иметь дело.

Свою повесть писатель предварил примечанием: «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал» .
Здесь Гоголь, конечно, лукавит, хотя похожие сюжеты действительно распространены в фольклоре многих стран и существуют они в массе вариаций.

В одних рассказах герою надо провести три ночи у гроба одержимой бесами царевны. После всех сопутствующих испытанию ужасов царевна «выздоравливает», и герой берёт её в жёны. В других рассказах бесстрашный герой хочет впервые испытать страх и дежурит у гроба мёртвой ведьмы. Чтобы спрятаться от покойницы, герой то становится в алтаре, то ложится в гроб, когда покойница из него встаёт, и лежит так до третьих петухов.
Но наиболее близкой к версии Гоголя является сказка, в которой дочь ведьмы влюбляется в парня и приходит к нему, обратившись чёрной кошкой. Парень накидывает на ведьму уздечку и ездит на ней, пока та не умирает. За это родители убиенной требуют, чтобы парень три ночи читал возле гроба псалтырь. Две ночи парня преследуют всякие кошмары, от которых он укрывается, очертив запретный круг. На третью ночь нечисть обращается за помощью к «старшей ведьме», та находит парня, но в это время поют петухи, и герой (как правило) остаётся жив.

С источниками сюжета всё более-менее ясно. Но исследователей уже долгие годы мучает вопрос — а кто же такой Вий, который выполняет у Гоголя функции «старшей ведьмы»?
Сам писатель в примечании к повести написал, что «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли» .
И вот здесь Гоголь, скорее всего, откровенно мистифицировал читателя.

Н. Гоголь «Вий»:
«…скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.
„Не гляди!“ — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Конечно, мне попадались книжки вроде всяческих словарей славянской мифологии, где Вий добросовестно отнесён к фольклорным персонажам. Вот только такого персонажа в фольклоре нет. Похожие на него, наделённые отдельными его чертами — есть, а точно такого, как у Гоголя, нет.

Происхождение имени особых загадок не создаёт и отсылает нас к украинскому слову «вія» (то бишь, ресница, или веко с ресницами). Похожие длинные веки встречаются у многих фольклорных персонажей. В сказке «Иван Быкович» из сборника Афанасьева есть муж ведьмы, ресницы которого настолько длинные, что их поднимают вилами целых 12 богатырей! Правда, глаза у этого персонажа не обладают какой-либо волшебной силой.
Длинные ресницы описываются и в некоторых поверьях про Касьяна. Касьян вообще-то христианский святой, но вот в народном фольклоре он почему-то преобразился в полную свою противоположность. Возможно потому, что день его памяти — 29 февраля — символ не високосного года, который в народе страсть как не любят. В результате о Касьяне стали говорить как о падшем ангеле, которого Бог заковал в цепи, поместил в подземелье, да ещё приставил к узнику «доброго» ангела, который три года лупит Касьяна молотом по лбу. Понятно, что за время экзекуции узник звереет окончательно. И когда 29 февраля его отпускают «побегать на волю», Касьян валит своим взглядом всё живое налево и направо («Касьян на скот взглянет, скот валится»; «Касьян на что ни взглянет — все вянет» ).

Однако у Гоголя Вий своим взглядом не губит, он только может прозреть сквозь пелену завесы магического круга.
Ещё подозрительнее выглядит придание Вию Гоголем титула «начальника гномов». Это вообще, как говорится, из другой оперы. Никаких гномов не знает.

Поэтому большинство исследователей считает образ Вия оригинальным творением писателя. Хотя, как и всё в этом мире, он появился не на пустом месте.

Анекдоты про Вия:

Приходит Вий в косметический салон и говорит:
— Поднимите мне веки!

— Поднимите мне веки! — сказал Вий.
Hечистые подбежали, подняли.
— Теперь опустите!
Опустили.
— Поднимите!
Подняли.
— Опустите!
Опустили.
— А теперь скажите, кто вы есть.
— Мы ду-у-ухи, — пролепетали нечистые.
— А я кто?
— А ты, Вий, дембель.

В конкурсе детских рисунков на асфальте победила девочка, нарисовавшая круг.
Остальных забрал Вий. (не совсем правильно, но смешно — С.К.)

Москва — как Хома Брут. Уже третье кольцо вокруг себя нарисовала… а они всё лезут и лезут.



Фольклорные корни повести «Вий»

Если следовать славянской мифологии, то это персонаж восточнославянский, сохранившийся в сказках. Известный собиратель и исследователь фольклора А.Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» утверждал, что в славянской мифологии не только есть сходный образ, но и само название фантастического существа - Вий -рассматривалось как вполне традиционное.

Вий -в славянской мифологии -царь подземного мира. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд, который скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: украинского вiя, вiйка, белорусского вейка -«ресница». По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о Вие известна по повести Н.В. Гоголя. Возможные соответствия имени Вий и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах -ваюгах заставляют признать древние истоки сказания о Вие. Об этом свидетельствуют также и параллели образу Вия в кельтском эпосе, и обилие типологических параллелей в мифологических функциях глаза.

Ний (зап. -слав.) в православии -св. Касьян -бог навьего подземного мира и посмертный судья, по Длугошу ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса:

Плутон по прозвищу Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест".

Мацей Стрыйковский в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет:

"Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды. "

"И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! -сказал подземным голосом Вий. - И все сонмище кинулось подымать ему веки".

Мы знаем, что в сказках типа "Бой на Калиновом мосту" герой и его названые братья справляются с тремя чудо -юдами, затем раскрывают козни чудо -юдовых жен, но мать змеев смогла обмануть Ивана Быковича, и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.

На тебе -говорит, -нашего погубителя.

Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..."

Не правда ли, похоже на Гоголевского Вия.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом, убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы это существо считалось воплощением ночного кошмара.

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы -яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях -череп. Когда она вернулась домой, череп -горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.

Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев -Ыссбаддадена и Балора.

Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея (сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем -царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.

Касьян на что ни взглянет -все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево -дерево сохнет.

Касьян на народ -народу тяжело; Касьян на траву -трава сохнет; Касьян на скот -скот дохнет.

Касьян все косой косит...

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.

Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ -МАР. Кощ -"случай, жребий" (ср. Макощ). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церкви Вознесения на Б. Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой, введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз -урожая нет, вверх -будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.

Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши -Яги, которая проводит героя в его мир -кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем -Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей -еще большая смерть -стагнация, смерть без возрождения.

Почитание ежегодное Вия -Касьяна приходилось на 14 -15 января, а также 29 февраля -Касьян День.

Это мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, знакомо всякому, кто читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые Вию народной молвой, не вошли в его рассказ. Например, иногда Вия представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный взгляд его закрывают тяжелые веки, которые поднимают ему только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город. В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога -громовержца Перуна: из -под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и вызывает пожары и смерть...

Вий у Гоголя -повелитель подземного царства, хозяин земных недр. Неудивительно, что у него железное лицо и железные пальцы. В народном сознании земные недра ассоциировались, прежде всего, с железной рудой -именно этот минерал люди начали добывать, прежде всего. У Гоголя сила Вия скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать её без посторонней помощи. Писатель совместил белорусского Кощея с украинским железным Нием. Кто-то из прочей нечисти должен поднять веки Вию. Иносказательно это можно истолковать в том смысле, что нечистой силе должен помогать сам человек -своим страхом. Именно страх Хомы в конце концов губит его. Вий забирает его душу к себе, в царство мертвых.

Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов этой повести Гоголя, находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъясненным. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.В.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ Вия, и его имя, а вся повесть «есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Основываясь на этом, В.И.Абаев пришел к выводу, что образ и имя Вия восходят к древнему, дохристианскому богу восточных славян «Вею» («Вей» -реконструируемая форма, которую может закономерно отражать украинское «Вiй») и соответствуют иранскому богу ветра и смерти Вайю. К Вайю он возводит имя осетинского мифологического персонажа Вайюга -привратника загробного мира, великана, демонического чудовища (в осетинских сказках и эпосе вайюги обычно выступают как существа, враждебные людям и героям -нартам).

Описание великанов -вайюгов как одноглазых типологически сопоставимо с характеристикой Вия. Мотив поднимания век Вия находит параллели в русских и украинских сказках и -шире -в фольклорной традиции ряда других народов. «Незрячесть», «слепота», «одноглазость» -черта, характерная для персонажей, связанных с потусторонним миром. Многочисленные свидетельства такого рода приведены в статьях Вяч. В.Иванова. Однако эта общая черта у осетинских вайюгов и Вия отнюдь не противоречит их генетической связи с иранским Вайю. Более того, подтверждает ее.

Вайю занимал важное место в пантеоне древних ариев; и иранцы, и индоарии почитали его как бога ветра, войны, дарителя славы, благ и богатства. Но издревле ему были свойственны и иные качества -он мог приносить также зло, беду и несчастья. Наряду с Вайю арии знали и другую персонификацию ветра -Вата (от того же корня в значении «веять», «дуть»). Он выступал скорее как обожествленная стихия ветра, а как мифологический образ нередко идентифицировался с Вайю. Иранская традиция также различает два ветра -Вата, северный и южный, вредоносный и благотворный и тому подобное.

Ведьма как излюбленный персонаж народного сказания.

Традиционный облик колдующей ведьмы -женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, иногда с кубаном (горшком) за плечами, с подойником или корзиной на голове, в руках. Она умеет быстро передвигаться (лететь) на лутошке (липовой палке без коры), на помеле, хлебной лопате, иной хозяйственной утвари. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью -в доме ведьма обычно и колдует у печи. Если опрокинуть у печи ухват, то ведьма потеряет способность колдовать, если же повернуть печную заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться.

Ведьмой у Н.В. Гоголя, стала дочка сотника Панночка -несомненная ведьма, но она несет на себе ясно различимый украинский колорит. Ведьма -по старинным преданиям, женщина, продавшая душу черту. Именно в южных странах ведьма -это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова. У народов севера, в том числе и собственно русских, ведьма -это старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом, как раз в обличье старухи впервые и предстает Панночка перед Хомой, а во время ночных бдений опять «стареет» -превращается в позеленевший, посиневший труп. От прочих женщин ведьма отличается тем, что имеет маленький хвостик (про эту особенность упоминается в «Вие») и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, ступе, а также попавшем в её объятия добром молодце, как это и происходит в «Вие». Отправляется на свои темные дела непременно через печную трубу. Может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и желтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь -в Киеве на Лысой горе, а действие «Вия» как раз происходит в окрестностях Киева. Тема женской красоты, которая может быть богоподобной, а может быть и пустой внешностью, мертвым покровом, постоянное колебание между потребностью чистой духовности и восхищением внешней красотой…

Торжествующая, чувственная, демоническая женская красота Панночки в «Вие», сжигающая Хому, рифмуется в финале с описанием поруганного храма. Тема богоподобной и демонической красоты женщины проходила через цикл «Вечеров», и объединилась в «Вии». А её богоподобная (а на самом деле демоническая) красота оказалась пламенем, а не светом, превратившем во прах Хому.

«Пред ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте».

Хома Брут

Даже в имя главного героя Хомы Брута Н. В. Гоголь вложил двоякий смысл. Фамилия Брут напоминает об имени римского сенатора (олицетворение предательства), имя Хома -о средневековом философе и богослове Фоме Аквинском, а также о библейском сомневающемся апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа (олицетворение сомнений). Как бы подтверждая слова из послания апостола Иакова: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих», имеющие самое прямое отношение к главному герою повести "Вий". Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними. Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (по-украински «воробей»). И эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор». Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит.

После 30 лет ты выглядишь так, как того заслуживаешь - говорят в народе. Но это правда лишь отчасти. Разные типы кожи стареют неодинаково.

Первые возрастные признаки некоторые девушки замечают на лице уже в 18 лет, но на самом деле стареть мы начинаем значительно позже. Появление мимических морщин и пигментных пятен, которые иногда «портят» молодую кожу, не имеет ничего общего с процессами старения организма. Все перечисленное - результат недостаточного ухода за кожей, но никак не приметы возраста.

Настоящие возрастные изменения появляются на лице только после 30 лет, когда в организме замедляются процессы обновления клеток, нарушается микроциркуляция и снижается обмен веществ. Но говорить в это время об увядании кожи - непременном этапе ее старения - еще рано, хотя статус у кожного покрова все же меняется. Кожа женщины после 30 лет на языке косметологии называется зрелой. И тем не менее расстраиваться не стоит.

Кожа - гормонозависимый орган, а в возрасте 30-35 лет все жизненно важные гормоны производятся еще в достаточном количестве. Это значит, что если ухаживать за нею правильно, учитывая не только ее тип и индивидуальные особенности, но и тип старения - можно добиться потрясающих результатов.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ ПОСЛЕ 30 ЛЕТ

Если оценить состояние кожи женщин в этом возрасте, можно увидеть, что оно будет абсолютно разным. Некоторые представительницы прекрасного пола будут выглядеть на 20 лет, словно биологический возраст не имеет на них влияния. Другим же можно дать «все 35» - выраженные морщины, снижение тургора кожи, поплывший овал лица. Значит ли это, что первые дамы ухаживали за своей кожей лучше, а их уходовые средства были более эффективными?

На самом деле нет. У разных женщин различаются не только тип кожи (нормальная, сухая, жирная, комбинированная) и ее состояние (чувствительная, обезвоженная), но и тип старения лица. Только учитывая все факторы, можно дольше оставаться молодой и красивой.

СЕКРЕТЫ МОЛОДОСТИ КОЖИ: 5 ANTI-AGE СОВЕТОВ

Если ты хочешь видеть свою кожу здоровой и прекрасной как можно дольше, не верь в чудодейственные свойства косметики. Кожа - отражение тех изменений, которые происходят внутри организма, а значит, уход за ней должен быть комплексным. Порции крема утром и вечером недостаточно, ты должна вести здоровый образ жизни!

ОБЕСПЕЧЬ СЕБЕ ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН

Кожа 30-летних женщин остро реагирует на стресс, потому недосыпание сразу же отражается на лице. Кожный покров становится тусклым, серым, область век краснеет, а если ты к тому же налегала вечером на кофе или алкоголь - появляются отеки. Сон - лучшее лекарство от стресса, в том числе и для твоего лица!

ЗАНИМАЙСЯ СПОРТОМ

Результаты интересного исследования опубликовали специалисты Университета Макмастера (McMaster University in Ontario). Они собрали две группы единомышленников от 20 до 84 лет. Первая группа занималась спортом три раза в неделю, а вторая не практиковала интенсивные нагрузки.

Биопсия кожи показала, что у пожилых людей из первой группы качественные характеристики глубинных слоев кожи соответствовали молодой коже! В то время как у второй - биологическому возрасту. Есть над чем задуматься, не так ли?

ПРИДЕРЖИВАЙСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Банально? Зато действенно! Можно долго говорить о вреде фастфуда, но лучше его просто не есть. Исключи или, по крайней мере, ограничь магазинные колбасы и сосиски, полуфабрикаты, а также чебуреки и пирожки с лотка - состояние кожи сразу улучшится. А если ты еще станешь пить не менее 1,5 л воды в день, визуально кожа станет более яркой и свежей, а изнутри - оптимально увлажненной.

ПОЛЬЗУЙСЯ СРЕДСТВАМИ С SPF КРУГЛЫЙ ГОД

После 25-30 лет повышаются риски возникновения пигментации, трудно поддающейся коррекции. Для предупреждения этой проблемы наноси на кожу лица, шеи, зоны декольте и рук крем с солнечными фильтрами. Минимальное значение SPF - 30.

ПЛАНИРУЙ АНТИВОЗРАСТНОЙ УХОД

После 30-ти лет женщина должна перейти на антивозрастную косметику. Обычного увлажняющего крема и простого очищения утром и вечером теперь недостаточно. Чтобы кожа была бархатистой, свежей и молодой, придется расширить косметический арсенал.

На твоем туалетном столике должны поселиться антивозрастной крем с эффектом увлажнения, питательный крем (вечерний), тонизирующие лосьоны, увлажняющие и восстанавливающие маски и сыворотки.

9 лучших компонентов антивозрастной косметики:

Гиалуроновая кислота;

Пептиды;

АНА-кислоты;

Ретиноиды;

Витамины А, С и Е;

Морские водоросли;

Коллаген.

КАК СТАРЕЮТ РАЗНЫЕ ТИПЫ КОЖИ

УСТАЛЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: УМЕРЕННО СУХАЯ И НОРМАЛЬНАЯ КОЖА

Звездный пример: Ким Бейсингер, Джулия Робертс.

Первому типу старения подвержены обладательницы нормальной и умеренно сухой кожи, иногда с повышенной чувствительностью. Обычно они имеют астеническое (худощавое) или нормостеническое телосложение, лицо имеет форму овала или ромбовидное.

С утра кожа выглядит прекрасно, радует свежестью и румянцем, а к вечеру приобретает усталый вид, природа словно «накидывает» 3-5 лет. Основная причина перемен - нарушение микроциркуляции в глубинных слоях.

Основные признаки:

Тусклый цвет лица, с возрастом приобретает землистый оттенок.

Снижение тургора кожи и тонуса мышц.

Опущение уголков глаз и рта.

Проявление рисунка носогубного треугольника и слезной борозды.

Визуальная потеря объемов.

Что делать?

В первую очередь следует позаботиться о полноценном отдыхе как эффективном средстве снижения стресса кожи. Выбирая косметику, отдавай предпочтение компонентам, улучшающим цвет лица и стимулирующим синтез коллагена. Это средства с витамином С, антиоксидантами и АНА-кислотами.

Обязательно практикуй самомассаж лица. Проведенная по всем правилам процедура улучшит движение крови в лимфе и тканях, заметно освежит. И не забывай о салонном уходе - будут полезны лимфодренажные процедуры - классический ручной массаж, миолифтинг, вакуумный лимфодренаж. Один раз в год рекомендованы химические пилинги, улучшающие состояние покрова и стимулирующие синтез коллагена.

ДЕФОРМАЦИОННЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: ЖИРНАЯ И КОМБИНИРОВАННАЯ КОЖА

Звездный пример: Светлана Крючкова, Софи Лорен.

Распознать на улице женщину, склонную к этому типу старения лица, не составит труда - это примерно 60 процентов наших соотечественниц. Так стареют «тяжелые» полные лица. Кожа прекрасных дам чаще всего комбинированная или жирная, пористая, нередко с куперозом и повышенной чувствительностью к косметическому уходу.

Определяющим симптомом деформационного типа является отвисание тканей, как следует из названия, - веки становятся мешкообразными, окружность лица «плывет», щеки опускаются. Причины неприятных перемен - избыток подкожно-жировой клетчатки и снижение тургора кожи.

Основные признаки:

Появление отечности.

Возникновение «брылей», двойного подбородка.

Мешки под глазами.

Сосудистая сеточка (купероз).

Над носогубной складкой нависают щеки.

Овал лица теряется.

Что делать?

При этом типе старения лица самое главное - профилактика. К сожалению, при имеющихся возрастных изменениях - нависании кожи верхних век и щек, появлении жировых грыж и т.п. - эффективно только хирургическое вмешательство.

Поэтому так важно для предупреждения несовершенств вовремя начать продуманный уход за кожей. Специалистами показаны процедуры, которые способны вернуть мышцам тонус и тем самым подтянуть кожу. Это скульптурный массаж, миостимуляция, курс моделирующих масок. В домашних условиях можно баловать кожу альгинатными и парафиновыми масками, сделать ставку на антикуперозные кремы и сыворотки, а также пользоваться уходовой косметикой, улучшающей микроциркуляцию в слоях кожи. Полезны кремы, содержащие морские водоросли, витамины К, Р и С.

МЕЛКОМОРЩИНИСТЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: НОРМАЛЬНАЯ, СУХАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ КОЖА

Звездный пример: Энди Макдауэл, Одри Хепберн.

Прекрасная половина человечества с данным типом старения имеет нормальную или сухую чувствительную кожу. Поскольку такая кожа довольно тонкая и легкая, с возрастом она не растягивается под влиянием закона гравитации, а сохраняет свою форму.

Но есть и неприятная новость! Ее покрывают сначала мелкие, а затем и глубокие морщины. Со временем лицо теряет красивое фарфоровое свечение - кожа требует влаги и защиты. Чтобы она дольше оставалась яркой и свежей, ей необходимы буквально тепличные условия.

Основные признаки:

Постоянные ощущения сухости и стянутости кожи.

Острое реагирование на холод и жару.

В области лба появляются мимические морщины.

На верхнем и нижнем веке заметны складочки.

Четко видны «гусиные лапки» и морщины вокруг губ.

Появляются пигментные «кляксы».

Что делать?

«Золотое правило» ухода за такой кожей - это защита. В холодное время года перед выходом на улицу следует наносить защитный питательный крем, а в теплое - средство с солнечными фильтрами. При первых признаках высыпаний и раздражений понадобится противоаллергическое средство.

Кроме всего перечисленного, в ежедневном уходе должен быть крем на основе гиалуроновой кислоты - культового увлажнителя кожи, с успокаивающими компонентами и фитоэстрогенами.

Если ты не боишься уколов и готова к инъекционным методикам, попробуй сеансы мезотерапии (введение под кожу коктейлей и гелей на основе «гиалуронки»). Среди других методик состояние кожи улучшат массажи поверх питательного крема и курс восстанавливающих масок.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: ВСЕ ТИПЫ КОЖИ

Звездный пример - Ирина Алферова, Брижит Бардо.

Один из самых сложных типов, которому свойственны все перечисленные выше признаки. Кратко, но емко процесс старения можно обозначить как «все и сразу». Лицо приобретает угрюмое выражение, возникают отеки и залегают морщины.

В возрасте 30-ти лет распознать его сложно, поскольку старение проходит по типу усталого лица, после чего присоединяются другие признаки. Однако если у тебя нормальное телосложение, но есть склонность к полноте - имей в виду, что ты в зоне риска.

Основные признаки:

Формирование морщин.

Снижение упругости кожи.

Выраженные носогубные складки.

Заметно нависание щек.

Надбровные дуги опускаются.

Овал лица постепенно теряет четкость.

Что делать?

Поскольку смешанный тип старения подразумевает последовательные изменения внешности, каждую проблему следует решать отдельно. При появлении морщин можно корректировать их инъекционными методиками (на основе ботулотоксина), потерю тургора кожи - моделирующим массажем или лимфодренажными аппаратными процедурами.

В домашнем уходе хороши антивозрастные средства, контрастные процедуры, умывания кубиками льда. Обязательной составляющей ухода должна стать программа по предупреждению гиперпигментации. Приучи себя минимум раз в год проходить консультацию косметолога для отслеживания произошедших изменений и подбора нужных косметических средств.

Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

В восточнославянской мифологии Вий - дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии - грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче - о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы.

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое - украинское слово "вії" (произносится - "вийи"), что в переводе с современного украинского языка означает "веки"; и второе - со словом "виться", так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.

Согласно "Книге Коляды": "Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий - тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека - тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй".

Н.В. Гоголь в своём произведении "Вий" (в месте где философ Хома Брут остался на ночь в церкви) так описывает сие божество:

"И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий. - И всё сонмище кинулось подымать ему веки".

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И всё, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха. Оттого и нельзя смотреть Вию в глаза, ибо заберёт, утянет к себе в подземелье, в мир мёртвых.

Гоголь также добавляет к своему произведению следующее: "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте как слышал".

Согласно исследованию Д. Молдавского1, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния и украинских слов: "вiя" - ресница и "повiко" - веко.

Известный русский фольклорист А.Н. Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян, а именно бога-громовника (Перуна).

Религиозный символ Бога Вия - Всевидящее око - в значении "ни что не скроется от взгляда судьи). Предположительно, его идол также изображался с таким символом.

Ний (зап.-слав.) или Вий (вост.-слав) - соотносится также с Плутоном2, по Длугошу3 ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса:

"Кн. I ... Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно4, куда сходились изо всех мест".

Мацей Стрыйковский5 в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет:

"Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды".

Религиозный символ Бога Вия

В русских народных сказках со схожими сюжетами (таких как "Бой на Калиновом мосту", "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо") и записанных также А.Н. Афанасьевым герой и его названые братья сражаются с тремя чудовищами (Чудо-Юдами) и побеждают их, затем раскрывают козни жён чудовищ, но Мать Змеев смогла обмануть Ивана Быковича и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.

На тебе, - говорит, - нашего погубителя.

Старик лежит на железной кровати, ничего не видит, длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы чёрные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..."

Старый старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А затем соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой, стоя на доске. Старик этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму (христианскую "Гиену огненную?"), т.е. в самую глубь нижнего мира (Преисподнею). В связи с этим не лишне упомянуть и то, что южные славяне зимой проводили новогодний праздник, где сжигался старый, змеевидный бог Бадняк6 (соотносимый со старым годом), а его место занимал молодой Божич.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд , закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. Это существо также считалось воплощением ночного кошмара.

Былинный отец Святогора неспроста отождествлён А. Асовым7 с Вием. Приехавший к слепому (тёмному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение "пожать руку" подаёт слепому великану кусок раскалённого до красна железа, за что получает похвалу: "Крепка твоя рука, хороший ты богатырёк".

И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия - железное лицо, железный палец, у сказочного - железная кровать, железные вилы. Железная руда добывается из земли, а значит и Владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н.В. Гоголь причисляет его к гномам, которые, согласно европейской традиции, являлись хранителями подземных сокровищ.

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

Вероятно, что в дальнейшем Вий сливается с образом Кощея-БеЗсмертного - царя мёртвых, бога смерти. В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кощею поднимают веки семью вилами, что указывает на его сходство или родство с Вием. Обращает на себя внимание родство слов: кочерга, кошевой, Кощей, кош-мар. "Кощ" означает случай, жребий (ср. "макощ"). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в Пекле, чтобы из этой мёртвой материи народилась новая жизнь. Христианский святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как например, на барельефе церкви Вознесения на Большой Никитинской улице в Москве 16 века. Этот святой, введённый в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несёт концами вниз - урожая нет, вверх - урожаю быть. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы-Яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях - череп (что вероятнее всего имеет отношение именно к Кощею, ибо Кощное царство было усыпано черепами и костями человеческими). Когда она вернулась домой, череп-горшок сжёг дотла своим магическим взглядом её мачеху и дочерей мачехи.

Кощей, в более позднюю эпоху, выделился как самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими8 персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Бабы-Яги, которая проводит героя в его мир - Кощное Царство. Интересно также и имя героини (в одной из русских народных сказок), похищаемой Кощеем - Марья Моревна (смерть смертная).

В православном христианстве Вий заменён - святым Касьяном.

В русских преданиях, легендах, поверьях образ Святого Касьяна (жившего в X веке и прославившегося проповедованием монашеской жизни и основанием монастырей в Галии), несмотря на всю праведность его жизни, рисуется как отрицательный. В некоторых сёлах он даже не признавался за святого, а самого имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывался с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении.

По народным представлениям, Святой Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом (хорош "святой", не правда ли?). Русские люди верили, что "Касьян на что ни взглянет, всё прянет", "Касьян всё косой косит", "Касьян на народ - народу тяжело", "Касьян на траву - трава сохнет, Касьян на скот - скот дохнет". В Сибири считали, что Касьян любит "заворачивать" головы цыплят, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник - "Касьянов День" (Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян), который отмечают 29 февраля в високосный год, Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей - будет мор, на скот - падёж, на поля - неурожай. Почитание Касьяна приходилось также и на 14-15 января.

Кроме того, считалось, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит за всевозможными запорами; вероятнее всего, именно исходя из этого появилась версия о сходстве Вия-Касьяна с индуистским богом Ваю, который действительно схож по описаниям с нашим Вием. Ваю - бог ветра, а также податель благ, он предоставляет убежище и может рассеять врагов. Его представляют с тысячей глаз, но в то же время облик его расплывчат.

Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.

Список использованной литературы:

1) Свято-Русские Веды. Книга Коляды., М.: "ФАИР-Пресс", 2007.

2) Н.В. Гоголь. - Вий, из Собрания сочинений в девяти томах. Том 2. М.: "Русская книга", 1994.

3) Гаврилов Д.А., Наговицын - Боги Славян. Язычество. Традиция, М.: "Рефл-бук", 2002.

4) А.Н. Афанасьев - Народные Русские Сказки. Выпуск IV., К.Солдатенкова и Н.Щепкина, 1860.

5) М. Драгоманов - Малорусские народные предания и рассказы, Киев, 1876, с 224, а также И. Ичиро - Общеславянский фольклорный источник гоголевского Вия, Известия АН СССР, сер. лит. и русского яз.N5, 1989.

6) А.Ф. Гильфердинг - Онежские былины, М., 1949.

7) Йордан Иванов - Богомильские книги и легенды, София, 1925.

8) П. Виноградов - Жизнь святых... М., 1880, с 29.

1 Д. Молдавский - ленинградский критик и фольклорист.

2 Плутон - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру (древнегреческому поэту-сказителю) и другим источникам, находится где-то на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю".

3 Ян Длугош (1415-1480) - польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор "Истории Польши" в 12 томах.

4 Гнезно - город в Польше, входящий в Великопольское воеводство, Гнезненский повят.

6 Бадняк - полено, сжигаемое в христианский Сочельник на очаге, и основной обряд рождественского цикла праздников у южных славян.

7 Александр Иванович Асов - писатель, журналист, историк и филолог, один из известнейших современных исследователей и знатоков древней славянской культуры и славянского язычества.

8 Хтонический - принадлежащий к подземному миру.