Методическая разработка: Методическая разработка. Из опыта работы.Исследовательская деятельность как способ познания свойств и качеств материалов

Перечни материалов для организации продуктивных видов деятельности, их основные свойства и качества, позволяющие их использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, описаны в работах Т. С. Комаровой, В. Б. Кос- минской, Н. Б. Халезовой, Н. Л. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной (материалы для изобразительной деятельности), Л. С. Барсуковой, Л. В. Куцаковой (оборудование для трудовой деятельности), Л. А. Парамоновой (современные конструкторы) и др. Знание особенностей того или иного материала позволяет педагогу сознательно, педагогически обоснованно использовать его в образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и возможностей материала.

Оборудование для рисования. В изобразительной деятельности дошкольников применяются гуашь, акварель, сангина, пастель, графитные и цветные карандаши, фломастеры, угольные карандаши и др.

Гуашь - густая, кроющая, непрозрачная краска. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и при высыхании светлеет. Рисовать этой краской намного легче, чем акварелью, так как она не растекается и в силу своей кроющей способности позволяет вносить различного рода исправления, поэтому гуашь - первая краска, с которой знакомят детей. Важно, что гуашь легко ложится на тонированную бумагу.

Акварель. Ее основное свойство - прозрачность кроющего слоя. Техника использования акварели достаточно сложная, поэтому эту краску используют только с детьми старшей и подготовительной групп (А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Н. Б. Хале- зова). При наложении одного цвета на другой происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. По причине прозрачности акварель рекомендуется наносить в основном на чистый белый фон бумаги.

Пальчиковые краски - применяются для изобразительной деятельности и «мараний» с детьми раннего, младшего дошкольного и даже младенческого возраста. Основная задача - создание эмоционально положительного отношения к рисованию, настроения, интереса к появлению изображения, сформировать первичные представления о цвете.

Цветные карандаши используются в образовательной деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста. Они имеют толстые стержни, поэтому относительно легко оставляют яркий цветной след на бумаге и закрашивают ее поверхность. Основная трудность в работе цветными карандашами состоит в том, что при сильном нажиме их стержни сильно крошатся и ломаются, их слой плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Карандаши, в отличие от фломастеров, гораздо дольше хранятся и не высыхают, поэтому они широко применяются в практике детских садов.

Фломастеры. В перечне материалов и оборудования для детского сада Т. Н. Доронова и Т. С. Комарова рекомендуют использовать фломастеры начиная с младших групп. Их преимущества состоят в возможности получения яркой цветовой линии при минимальном нажиме, даже с очень низкой степенью развития мелкой моторики рук. Основной недостаток современных фломастеров - изменчивость цветового оттенка (например, черный фломастер может иметь синий оттенок) в зависимости от степени высыхания.

Шариковые цветные ручки имеют те же преимущества, что и фломастеры, с ними легко работать, получая очень тонкий цветовой след.

При выборе фломастеров и шариковых ручек необходимо руководствоваться следующими правилами, вытекающими из анатомофизиологических особенностей детей. Во-первых, следует подбирать материалы небольшого веса и диаметра. Шариковые ручки выбираются с прорезиненной зоной захвата, которая защищает пальцы ребенка от мозолей и не позволяет пишущему инструменту выскальзывать. Кроме того, такая прорезиненная зона препятствует соскальзыванию пальцев ребенка близко к пишущему модулю. В случае неправильного захвата ребенок не видит, что выходит из-под его пера, что вынуждает его наклоняться слишком близко к бумаге и приводит к нарушению осанки и ухудшению зрения.

Восковые мелки изготовлены на основе полимерных восков, в основном натуральных наполнителей и пигментов, за счет этого достигается насыщенность и сочность цветов. Восковые мелки имеют ряд преимуществ: они самозатачиваются, их можно использовать до последнего сантиметра, штрихи свободно наносятся и на гладкую, и на шероховатую поверхность, а также свободно стираются ластиком. Кроме этого, в процессе рисования руки не окрашиваются, даже если используется боковая поверхность карандаша.

Графитные карандаши, как правило, мягкие, используются для рисования в старшей и подготовительных группах для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием цветными карандашами, красками, при рисовании сложных предметов: человека, животных, транспорта (А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова). Основное преимущество графитного карандаша - легкость исправления рисунка с помощью ластика и незаметность изображения под кроющей краской.

Сангина представляет собой красно-коричневые карандаши разных оттенков, имеющие широкий фактурный мазок. Сангина позволяет добиться большой выразительности рисунка при изображении веток, деревьев, животных, человека.

Пастель - искусственный материал, позволяющий передать мягкие переходы оттенков разных цветов. Пастель дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется.

При рисовании пастелью и сангиной необходимо закрепление, так как материалы на бумаге держатся непрочно. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок слегка подмывается набранной на кисть водой.

По мнению Т. С. Комаровой, в работе с детьми нельзя отдавать предпочтение одному какому-либо материалу, «в том случае, когда отработке техники рисования одним инструментам уделяется больше внимания, а другим - меньше, дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики. Так, если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят ее на работу с кистью, например при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда-обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними» .

В зависимости от образовательных задач в ДОО используется бумага различных цветов , размеров , плотности и др. Акварель, например, лучше ложится на ватман или полуватман, легкотонированную бумагу. Для рисования угольным карандашом, пастелью, цветными восковыми мелками применяют тонированную и цветную бумагу мягких оттенков.

В изобразительной деятельности дошкольников используются беличьи , колонковые и синтетические кисти. Колонковые кисти отличаются упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Беличьи кисти характеризуются большой мягкостью и эластичностью. Размер кисти зависит от возраста ребенка. Так, в младшем возрасте детям рекомендуется давать кисти среднего размера, в старшем дошкольном возрасте детям даются кисти двух размеров: маленькие для изображения мелких деталей и крупные для рисования крупных частей и закрашивания рисунка.

Для организации изобразительной деятельности детям в равной мере необходимы и другие материалы: салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, сложенные вдвое для осушения кисти после промывания, емкости для промывания кисти от краски (0,5 л), подставки для кистей, палитры и пр.

По мере овладения детьми техникой работы с различными материалами целесообразно подводить их к осознанному выбору материала для рисования. По мнению Т. С. Комаровой, можно смешивать различные техники, но важно сначала обучить детей одной технике, а потом уже знакомить с другой, подчеркивая отличия от уже знакомой . Например, работая пастелью поверх акварели, можно нарисовать туман или дождь. Неплохое сочетание дают акварель и цветные карандаши, акварель и фломастеры.

В последнее время в работе с дошкольниками распространение получают нетрадиционные изобразительные техники. Так, в исследованиях Т. Г. Казаковой, В. А. Езикеевой, Г. Г. Григорьевой, В. Н. Белкиной, Г. В. Петуховой и других показаны возможности обучения детей техникам изобразительной деятельности. Они позволяют детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Нетрадиционные изобразительные техники делают процесс изображения еще более творческим, позволяют реализовывать самые разные изобразительные замыслы, формируют способность нестандартного мышления, дают ребенку ощущение наслаждения от своего труда.

Оборудование для лепки. В качестве материала для лепки во всех возрастных группах детского сада традиционно используется пластилин , а также недавно появившиеся в продаже материалы, такие как полимерная глина , шариковый пластилин , масса для лепки , воск и вощина , глина для лепки и др.

В традиционном издании 1980-х гг. Н. Б. Халезовой, II. А. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной указывалось, что глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно .

Использование небольших кусочков цветного пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребенку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет как дополнительное изобразительное средство часто отвлекает детей от изображения основного - формы.

В последнее время выбор материала для лепки значительно увеличился. Например, появился восковой пластилин, который является более мягким, а значит, может использоваться в лейке детьми младшего дошкольного возраста, а не только в старших группах.

Использование новых материалов имеет свои преимущества перед традиционными. К примеру, полимерную глину можно запекать, и она при этом не теряет цвет и форму. Есть также глина, которая засыхает на воздухе, сохраняя заданную форму. Шариковый пластилин в силу своей необычности привлекает дошкольников. Он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями.

Воск и вощина как натуральные материалы являются экологичными и безопасными. Однако их применение рекомендуется в основном в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста для ленки простых форм, поскольку у детей после пяти лет возникает необходимость создавать мелкие детали, украшающие изделие.

Во всех возрастных группах в качестве материала для лепки применяется соленое тесто, мягкость которого можно регулировать самостоятельно.

К оборудованию для лепки также относятся каркасы , стеки , доски или поворотные станки и др.

Материалы для аппликации. Для организации работы по аппликации в младшей группе в большей части используются готовые формы для выкладывания и наклеивания, клей ПВА, щетинные кисти для работы с клеем, розетки и пластины для намазывания форм клеем. Начиная со средней группы, детей учат работать ножницами с тупыми концами. Кроме того, значительно разнообразнее становятся сорта, цвета и форма бумаги: матовая и глянцевая, альбомная и для офисной техники «Снегурочка». В старшем дошкольном возрасте детям дают фактурную, с неровно окрашенной поверхностью бумагу, что позволяет добиться цветовой выразительности в аппликации.

Материалы для конструирования. Начиная с младшего дошкольного возраста, с детьми ведется образовательная деятельность по развитию конструктивных способностей, включающая умение создавать различные постройки из строительного материала, сочетая геометрические фигуры по форме, цвету, расположению на плоскости; дети познают конструктивные свойства деталей, учатся украшать постройки разными игрушками, использовать конструкции в сюжетных играх.

Л. А. Парамоновой апробированы различные современные конструкторы, разработана методика проведения занятий с их использованием в разных возрастных группах. Рекомендации, разработанные Л. А. Парамоновой, можно применять при выборе любых современных конструкторов.

Для младшего дошкольного возраста автором рекомендованы «Стандартный комплект кирпичиков», состоящий из множества ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих разную геометрическую форму; набор, включающий иные детали, такие как домашние животные, человечки, машинки и детали с нанесенными на них рисунками .

В старшем дошкольном возрасте для сюжетного коллективного конструирования автором рекомендуются дополнительные тематические наборы типа «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др. Детям седьмого года жизни (и далее) одновременно с рассмотренными выше предлагаются конструкторы, стоящие из большего количества деталей, с более сложными способами их крепления друг к другу.

Ценность данных конструкторов состоит в возможности получения разнообразных объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Таким образом, названные конструкторы можно назвать полифункциональ- ными.

В старшем дошкольном возрасте детям с шести лет целесообразно также предлагать и крупногабаритные пространственные пластмассовые конструкторы фирмы для самостоятельной деятельности. Интересно, что в данных конструкторах часто наряду с крупными деталями есть их копии в значительно уменьшенном виде, что позволяет детям сначала потренироваться и «отработать» свои замыслы путем моделирования из мелких деталей.

В последнее время большой популярностью пользуются полимерные {мягкие) конструкторы , а также магнитные конструкторы. Оба этих варианта конструкторов привлекают внимание детей своей необычностью, а последний - позволяет создавать абстрактные конструкции при помощи магнитных элементов.

Вместе с тем сегодня набирает популярность робототехника , предлагаемая разными производителями с целью изучения детьми старшего дошкольного возраста робототехнических устройств и механизмов, формирования интереса к технике в целом.

Большинство фирм-производителей в качестве рекламного хода апеллируют к ограниченности цветовых оттенков, применяемых при изготовлении конструкторов. Однако зарубежный опыт, и в частности, опыт Японии, позволяет сделать выводы об искусственной ограниченности возможностей детей в восприятии цвета. Поэтому главными требованиями к конструкторам остаются прочность и безопасность, полифункциональность, выбор способов крепления деталей друг к другу с учетом возраста, возможность применения группой детей, творческого использования в конструировании по собственному замыслу, по условиям и по заданному образцу.

Материалы для художественно-ручного труда. Для организации художественно-ручного труда в группе должна быть создана вариативная предметная среда , позволяющая формировать осознанное желание выполнять трудовые задания. Вопросы материального обеспечения ручного труда рассмотрены в работах Л. С. Барсуковой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Куцаковой и других.

В качестве материалов в группе должны быть представлены образцы, на основе которых дети могут изучать свойства того или материала (например, ткани), образцы выполнения работы, выкройки, технологические карты как алгоритм для выполнения детьми конструктивных заданий.

Психолого-педагогические исследования показывают, что все инструменты для работы должны быть настоящими , со всеми рабочими качествами , чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение (Т. Н. Доропова, М. Н. Полякова).

Для организации художественно-ручного труда могут использоваться разнообразные виды бумаги (тонкая, плотная, папирусная), картон, природный материал (шишки, желуди, перья птиц, ракушки и т.п.), а также разнообразные предметы для работы с тканью, такие как лоскуты, выкройки одежды, обрезки лент, кружев, пуговицы и др. Для организации работы с тканыо в детском саду может использоваться швейная машинка (Л. С. Барсукова, Л. В. Куцакова).

Анализ рынка современной продукции показывает, что сегодня выпускается множество моделей детских швейных машинок, которые можно назвать безопасными, так как они работают достаточно медленно и имеют детали, которые разработаны специально для детей. На таких машинках используются пластмассовые иглы, чем предотвращается возможность ранения ребенка. Кроме того, большинство детских швейных машинок имеют небольшие размеры, легко передвигаются и работают на батарейках.

  • Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд. М. : Столетие,1994. С. 32.
  • Комарова Т. С. Указ. соч. С. 43.
  • Халезова Н. Б. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986. 152 с.
  • Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. 192 с.

По познавательному развитию

«Волшебный мир дерева и металла»

Занятие провела воспитатель МОУ СОШ 2
группы дошкольного воспитания г. Колпашево
Томской области Артюх Татьяна Юрьевна.

Задачи:

  • Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.
  • Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.
  • Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
  • Закрепить знания о делении деревьев на лиственные и хвойные.
  • Развитие словарного запаса, путем введения новых слов: свойства, опыт.
  • Использовать опыт для нахождения истины.
  • Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
  • Воспитывать бережное отношение к деревьям (лесу, зеленым насаждениям)

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за деревьями.

Дидактическая игра «Поплывет-потонет», «Наоборот».

Развивающая среда:

- Картинки с изображением деревьев, тазики с водой, металлические бруски и деревянные, гвозди.

Методы и приемы:

Опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.

Форма работы с детьми:

Фронтальная и групповая.

Технология:

Исследовательская деятельность.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем играть в сыщиков! А искать мы будем. .. Подождите, раз вы сыщики, то найдете ответ на вопрос: «Что в этих коробках?» Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эти две коробки. А на них надпись: «Открыть любознательным детям подготовительной группы».

А как же узнать, в какой посылке что находится? (посмотреть) .

А если не смотреть, то как узнать? (потрогать, понюхать, по звуку) .

Если мы понюхаем, то узнаем, что лежит в коробке? Давайте попробуем.

Значит, что можно сказать?

А как по звуку узнать? Кто попробует? И последнее, как можно узнать? (потрогать)

Вы догадались, что в этих коробках?

А вот и гости, посмотрите, как они нарядились для встречи с вами.

Из чего сделан карандаш? (дерево)

Из чего сделан гвоздь? (железо)

Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес)

Ребята, как вы думаете, что такое лес?

Дети: Это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы.

Обобщение - Лес это дом, где вместе живут деревья, кустарники, травы, мхи, звери, птицы и насекомые.

Какие вы умные и уж конечно знаете, какие деревья растут в наших лесах.

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, сыщики, как узнать названия деревьев?

Дети: По внешнему виду или просто прочитать.

Деревья не все одинаковые. Какие из них можно назвать лиственными и почему?

Дети: дуб, береза, каштан, тополь. Они называются лиственными, потому что на них растут листья.

Воспитатель: Какие из них хвойные?

Дети: сосна, ель, потому что на их ветвях вместо листьев хвоя.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу.

Воспитатель: А чем дерево может нам помочь?

Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.

А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

Какой вывод можно сделать?

Правда? А разве дерево не мягкое и воздушное?

Ребята надо рассказать, чем дерево отличается от других материалов. Для этого надо вспомнить свойства дерева. Свойство – то, что отличает 1 предмет от другого.

Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов сделанных металла?

И любому сыщику в этом поможет опыт. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.

Приступим?

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя

  1. Непрозрачное. (Попытка посмотреть сквозь кубик. Рассматривание через лупу) .
  2. Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)
  3. Твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл.
  4. Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах) . (Работа с лупой) .
  5. Плавает в воде. (Работа с емкостями воды. Для сравнения металлическая скрепка. После опыта дерево остается в воде для опыта №8. Далее ребята работают с новыми образцами дерева) .
  6. Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)
  7. Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)
  8. Поглощает влагу и от этого меняются в размере. .
  9. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный) . Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая) .
  10. Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Как называется как это свойство?

Вставайте в круг и поиграем в игру: « Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое, тонет, тяжелый

Воспитатель: Итак, уважаемые сыщики, какие свойства дерева (то, что отличает его от других материалов) , мы узнали?

Дети: Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.

Да, вы очень сообразительные и самые настоящие сыщики.

Отдел народного образования МОГО «Инта»

Исследовательская деятельность как способ познания

свойств и качеств материалов.

Из опыта работы Степановой О. В.

воспитателя МБДОУ №25 «Радуга»

г. Инта 2015 год

1. Введение

2. Организация экспериментальной деятельности по ознакомлению с материалами и свойствами предметов.

3. Формы организации экспериментальной деятельности.

4. Организация предметно - развивающей среды по развитию поисково-познавательной деятельности.

5. Соблюдение правил безопасности при организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

6. Работа с родителями

7. Приложения

Введение

Познавательная деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является взаимодействие субъекта с объектом, построенное таким образом, что этот процесс отражается и воспроизводится в мышлении. Результатом такой деятельности являются новые знания о мире.

На роль органов чувств в развитии познавательной деятельности в своё время указывал И.М.Сеченов, который называл их очень образно «щупальцами» или «осведомителями мозга». И действительно, всё познание человеком окружающего происходит при участии органов чувств.

Ребёнок рождается уже с готовыми к функционированию органами чувств (он видит, слышит, чувствует прикосновение, запах и многое другое), однако к моменту рождения деятельность этих органов ещё крайне несовершенна, и их развитие, как и вообще всё развитие ребёнка, требует определённых условий. Поэтому при воспитании детей необходимо уделять большое внимание правильному развитию зрительных и слуховых реакций.

Дети в процессе своей деятельности – в игре, в занятиях – должны чувственным образом познавать свойства предметов (цвет, форму, тяжести), получать первичные представления о величине, пространстве, числе и т.д., а для этого должны быть созданы благоприятные условия. Обогащение чувственного опыта ребёнка является важной задачей воспитания.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Профессор Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Чем младше ребенок, тем больше он экспериментирует. Еще Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию.

Однако эта идея не всеми принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Между тем, энциклопедический словарь дает такое определение: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе». В обиходе игрой считают любое дело, которое служит антиподом понятия «работа»: работа – это то, что полезно, а игра – то, что не серьезно. Именно из-за таких упрощенных представлений активность малыша кажется игрой.

Природа снабжает своих чад многочисленными приспособлениями, позволяющими выжить с первых минут после рождения. Их можно разделить на две группы: рефлексы и инстинкты. У животных количество инстинктов достаточно велико: это поиск и добывание пищи, сохранение жизни, поиск полового партнера, продолжение рода, спасение от врагов, суточные и сезонные миграции, общение с представителями своего и чужого видов и др.

Человек, в отличие от животных, при рождении инстинктов не имеет. Как минимум, до семи лет он не способен искать и добывать себе пищу, у него отсутствует такой важнейший инстинкт, как сохранение жизни. Есть страх гибели, но это эмоции, а не инстинкт. Готовые сложные поведенческие формы спасения жизни в различных ситуациях у человека тоже отсутствуют. Этому он учится постепенно, запоминая, как и почему обжигается, падает, ушибается, колется, режется. Человек имеет либо рефлексы (отдергивание руки, шараханье от источника опасности), либо осознанные реакции (выпрыгивание, убегание, тушение пожара), которые формируются на более поздних этапах онтогенеза как результат жизненного опыта.

Человеческий детеныш более беспомощен, чем детеныш животного, и остается таковым гораздо дольше, чем его «младшие братья». Природа на стадии создания человека совершила две крупных инновации:

Создала огромный банк памяти в виде человеческого мозга – равного которому по емкости нет ни у одного живого организма,

Вложила в человека потребность загружать этот банк базой данных, причем загружать самостоятельно, а не извне, как компьютер.

Таким образом, Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом накопления разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым.

У детей реакция на новизну выражена сильнее, чем на пищу. Специфическое мышление детей, основанное на обследовании объектов, названо ручным. Этим термином пользовались И. П. Павлов и Л. С. Выготский. Позже он был заменен термином действенное мышление.

И так, обладая ручным мышлением, ребенок, ребенок манипулирует предметами, знакомится с их свойствами и полученными сведениями заполняет пока еще почти пустой банк памяти.

На заполнение банка памяти природа отвела 20-25 лет – больше, чем продолжительность всей жизни у большинства животных.

Экспериментирование как вид деятельности у ребенка делится на несколько этапов:

1 этап: Заполнение базы основными сведениями о мире – изучение и запоминание свойств всех объектов, без какой бы то ни было избирательности, без деления их на нужные и бесполезные. В память загружаются речь (языковые значения), сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время человеку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие создает тактильные и мышечные ощущения, в каких вариантах встречается и во что превращается при разных воздействиях. Длится этот период примерно до трех лет

2 этап: Установление причинно-следственных связей, существующих между объектами и явлениями. Потребность в экспериментировании становится более мощной, собственные действия – более масштабными. К мысленному моделированию дети пока не способны, поэтому предвидеть последствия своих действий не могут. В этом возрасте дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они стремятся установить все связи самостоятельно. Продолжительность этого периода примерно от 3 до 5 лет.

3 этап: Осознанное экспериментирование как способ познания мира. Начавшись с пятилетнего возраста этот период длится всю жизнь. В это время появляются новые способы познания:

Получение знаний в вербальной форме от другого человека,

Установление закономерностей путем самостоятельных логических рассуждений.

Как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.

Выход из этого положения в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Задача педагога – помочь ребенку войти в предметный мир, воспитать ценностное отношение к предметному миру.

Исследования по дошкольной педагогике (В. И. Логинова, Г. Н. Бавыкина, Н. А. Мишарина и др.) показали, что педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете.

Основными компонентами, обеспечивающими системный характер представлений дошкольника о предмете являются:

Строение предмета;

Строение и назначение частей предмета;

Материал (качества и свойства).

Предметы сделаны из разных материалов. Каждый материал, будь то ткань или бумага, песок, глина, пластмасса, металл, дерево, имеет свои свойства и качества. Материал может быть твердым, мягким, гладким, холодным, гибким, прозрачным, хрупким, прочным… Почему из этого материала сделан предмет, может ли он быть сделан из другого материала? Комплекс видовых признаков – назначение предмета, его строение и материал – помогает ребенку оперировать видовыми понятиями.

При знакомстве с различными материалами существует большое поле для организации экспериментальной деятельности дошкольника. В соответствии с программой «Детство» ребенок знакомится с различными материалами и их свойствами: ткань, бумага, картон, железо, стекло, пластмасса, дерево, глина, песок и другие. Как правило, материал, из которого сделан предмет, имеет целый ряд признаков. Он может быть легким, прозрачным блестящим, хрупким, гладким. Поэтому важно научить ребенка вычленять каждое качество или свойство из комплекса свойств и качеств предмета.

Организация экспериментальной деятельности по ознакомлению с материалами и свойствами предметов.

Как и любая деятельность, экспериментирование состоит из структурных элементов, таких как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающий взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим, можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предполагаем знакомить детей, экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Цель экспериментально-исследовательской деятельности в процессе ознакомления с материалами и свойствами:

Помочь ребенку освоить видовые понятия на основе выделения основных признаков.

Задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста систему видовых понятий.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

7. Расширять словарный запас и обогащать речевое общение на основе культурных норм.

Содержание экспериментально-опытной работы с детьми:

1. Создание условий для развития у детей интереса к явлениям и свойствам окружающих предметов;

2. Знакомство с различными свойствами веществ (цвет, твердость, мягкость, прозрачность, прочность, упругость и др.)

3. Поощрение познавательной активности и самостоятельности детей.

4. Организация наблюдений за свойствами предметов, близких к опыту детей.

5. Развитие любознательности и поддержка инициативы детей.

Создание условий для экспериментальной деятельности детей представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов по достижению цели. При этом постановка проблемы и способ решения проблемы предлагается ребенком и включает прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально - исследовательский характер, предлагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

Для экспериментально-исследовательской деятельности в процессе ознакомления со свойствами материалов предлагаем экспериментальные карты, в которые заносятся результаты экспериментов. Эти карты помогут ребенку полнее познать материал.

Карты предлагаются 3 видов:

1. Карты для детей младшего дошкольного возраста – целенаправленное знакомство с материалом на основе сенсорных обследований (гладкость – шероховатость; твердость – мягкость; прозрачность – непрозрачность; промокаемость – удерживание воды; прочность - хрупкость и т. д.)

2. Карты для детей среднего дошкольного возраста – вычленение каждого качества или свойства, отделение его от сопутствующих при сопоставлении его с противоположным качеством.

3. Карты для детей старшего дошкольного возраста – детальное сравнение материалов на основе сопоставления различия и общности.

(смотри приложение 1)

Формы организации экспериментальной деятельности.

Для экспериментально-исследовательской деятельности в процессе ознакомления со свойствами материалов (по программе «Детство) предлагаем следующие модели организации детской деятельности:

1. Для детей младшего дошкольного возраста учебно-игровая модель: познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе.

Задачи: Обеспечение интенсивного усвоения понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем и создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развитию эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.

1. Обучение на конкретной ситуации.

2. Имитационное моделирование.

3. Состязательность и соревнование.

4. Анализ проблемы.

5. Выявление трудностей.

6. Разложение проблемы на частности.

7. Оценка решений, поиск логически обоснованного решения.

Принципы:

Ролевое самовыражение.

Самостоятельность в преодолении проблем.

Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе. Тематика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет. Деятельность завершается обсуждением процесса (последовательность действий, позволивших достичь результата), игровых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечивших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Данное обсуждение включает составление схемы проведенного эксперимента.

Методы и приемы:

Экспериментальные игры

Действия с материалами

Рассматривание схем к опытам, таблиц.

Использование энциклопедических данных.

Драматизация

2. Для детей среднего дошкольного возраста: коммуникативно-диалоговая модель: развитие у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом.

Задачи: Развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способностей к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

1. Метод обсуждения.

2. Ряд коммуникативных процедур.

3. Распределение ролей.

4. Ознакомление в коммуникации со сведениями.

5. Сосуществование несовпадающих линий.

6. Возможность критиковать.

7. Побуждение к поиску решения.

8. Поощрение разных подходов к одному и тому же.

9. Решение задач конкретно-содержательного плана: осознание противоречий, актуализация знаний, творческое переосмысление.

10. Решение задач организационного взаимодействия: распределение ролей, выполнение коллективных задач, согласованность в обсуждении проблем, соблюдение правил и процедур.

11. Педагог предоставляет возможность: подготовиться к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять функции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуникации, уточнять, побуждать.

Принципы:

«Диалог культур»; самоорганизации; упорядочивания.

Педагог в начале занятия предоставляет детям информацию, дети самостоятельно договариваются, как, используя предложенные педагогом карты экспериментальной деятельности получить результат. Выбирая различные варианты, они совместно с педагогом определяют проблему, обсуждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты. Дети самостоятельно осуществляют поиск оптимального решения проблемы, делают вывод. Проверяя решение, вступают в коммуникацию с педагогом, доказывая правильность сделанного выбора, позволившего получить наилучший результат.

В данной модели познавательной деятельности конечный результат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о выполняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.

Методы и приемы:

Проблемные ситуации

Метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.)

Вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка.

Организация поисково-познавательной деятельности ребенка предполагает наличие коммуникативных компонентов, которые характеризуют направленность общения на получение определенных результатов, на согласование исполнительских операций, на разделенность действий и их интеграцию и т. п. Обмен информацией является важнейшей характеристикой поисково-познавательной деятельности, которая оценивается по критерию полезности – «говорить по делу», носит регламентированный характер, должна по возможности исключать неоднозначную интерпретацию информации.

В процессе коммуникаций и информационного обмена большое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования культурных речевых эталонов в деловом общении. Педагогу следует контролировать, насколько аргументировано ребенок выражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих речевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает переход от спонтанной речи к аргументированности. Аргументированность ставит ребенка в позицию выбора, переконструирования речевых средств и форм, которые позволят ему достичь, с одной стороны, поставленной цели, а с другой стороны, осуществить рефлексию собственных действий.

3. Для детей старшего дошкольного возраста: экспериментально-исследовательская модель – развитие способностей ребенка в процессе действий с исследуемыми материалами в «лабораторных условиях» как средство познания окружающего мира.

Задачи: Развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых), причинно-следственных связей и отношений.

1. Вводить понятие.

2. Приводить контрастные примеры.

3. Выделять значимые признаки.

4. Типы заданий: формирование понятий, интерпретация и обобщение, использование понятий.

5. Уровни знаний: понятия, идеи, факты.

6. Привлекает собственный опыт.

7. Организация совместной деятельности детей.

8. Учитывать шаги-этапы: сбор данных (фактов), характеристика объектов, связь с явлениями, условия состояния объекта, свойства, экспериментирование, объяснение, анализ исследования.

9. От неизвестного к известному.

10. Создание новых представлений.

Принципы:

Постановка проблемы; поиск фактов; поиск идей; поиск решений; поиск признаков; самостоятельность; альтернативность точек зрения; столкновение идей; самостоятельное планирование; связь правила и примера; альтернативные интерпретации.

Педагог определяет проблему, объект, правила. Дети учатся формулировать понятие, анализировать проблему. Самостоятельно с помощью предложенных педагогом инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ориентируясь на правила.

Постановку проблемы или ее поиск осуществляют дети самостоятельно на основе приведенной упрощенной схемы или наглядной картинки исследуемого свойства, самостоятельно описывают проведение опыта, выдвигают гипотетические предложения о путях проведения эксперимента, самостоятельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуации, а также самостоятельно применяют полученные результаты в жизни. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

Методы и приемы:

1. Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы.

2. Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения).

3. Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность.

4. Метод стимулирующий детей к коммуникации.

5. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которой состоит в определении ребенком личностно-целостного смысла совершенных им действий.

Более полное познание окружающего доставляют человеку восприятия, отражающие предметы и явления в совокупности их свойств. Чувственное познание внешнего мира является основой и источником мыслительной деятельности и речи детей. Под влиянием речи изменяется характер восприятий: ребёнок постепенно начинает переходить от предметно – чувственного восприятия к смысловому. Изменяются и процессы памяти.

Вследствие установления всё более прочных связей между первой и второй сигнальными системами перестраивается всё поведение ребёнка: его игра, взаимоотношения с детьми, отношение к окружающему становится всё более осмысленным и взаимосвязанным. Уже к третьему году жизни речь постепенно становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

Экспериментирование также как и игра являются естественными путями познания в дошкольном возрасте. Ребёнку в данном возрасте важно ощутить на себе непосредственное воздействие на себе этих объектов или явлений; посмотреть, послушать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поэкспериментировать.

Организация предметно - развивающей среды по развитию поисково-познавательной деятельности.

Развивающая среда есть комфортная, естественная, уютная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Ребёнок вступает со средой в непосредственный контакт взаимодействия, она даёт возможность «расцвести» чувствам, рукам и духу в собственной деятельности и движении. Специально организованная предметно – развивающая среда, дающая возможность для активной и творческой деятельности, воздействует на все органы чувств, на сознание и подсознание. Специально – организованная среда – это не только определённым образом подобранный материал, но и сам принцип организации предметно – пространственного мира, подразумевающий абсолютную безопасность и защищённость ребёнка: всё находится на своём месте, запрещает делать то, что угрожает ребёнку или мешает ему.

Для того чтобы дети могли ставить опыты и эксперименты, в группе должна быть организована соответствующая предметно - развивающая среда. Такая среда строится на принципах, разработанных В. А. Петровским. Это:

· принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с различными материалами, помогающий обнаружить их свойства и качества;

· принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение свойств и качеств материалов при взаимодействии ребенка с находящимися в группе объектами;

· принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознание своей гармоничности в мире природы.

Педагог создает условия в группе для того, чтобы ребенок мог самостоятельно, в процессе экспериментирования осуществлять интеграцию известных ему способов, или конструировать новые способы, или строить новый тип делового партнерства со сверстниками.

В группе должна быть зона экспериментирования с набором различных материалов и предметов, сделанных из этих материалов. Интеллектуальная зона с набором дидактических и развивающих игр и энциклопедической литературой, с набором знаков, символов, схем.

Соблюдение правил безопасности при организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Природа заранее «знала»: если в ребенка вложить инстинкт самосохранения изначально, экспериментировать он не станет - будет бояться. К идее самосохранения человек приходит через сознание. Конечно, дети уже многократно сталкивались с болевыми ощущениями, возникающими в процессе собственной деятельности, но пройдет еще много лет, прежде чем они не только запомнят разнообразные случившиеся с ними неприятности, но и начнут мысленно моделировать свои действия, предвидеть их последствия и активно избегать тех действий, которые могут иметь нежелательные последствия. Только тогда они начнут соблюдать правила безопасности. А пока взрослые должны оберегать детей в различных жизненных ситуациях. Но нельзя впадать в другую крайность: перестраховываясь, лишать ребенка возможности саморазвития.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с правилами элементарной безопасности. Эксперимент же специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент отвечает следующим условия:

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;

Показ только существенных сторон явления или процесса;

Отчетливая видимость изучаемого явления;

Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Ребенок должен четко знать правила безопасности при использовании инструментов и оборудования, необходимых в ходе проведения эксперимента. (например6 использование ножа, ножниц для определения прочности материала)

Работа с родителями

Часто родители, оберегая своего ребенка, не осознавая значимости экспериментирования для развития детей, становления его личности, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы ребенок поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины. Задача воспитателей группы - донести до родителей, что детское экспериментирование представляет собой выражение мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития, возможность удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

1. Общая лекция об особенностях познавательной деятельности в процессе ознакомления с различными материалами ребёнка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

2. Памятка для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции.

3. Подбор соответствующего справочного материала и размещение его в родительском уголке.

4. Консультации по теме и индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка.

5. Семинар – практикум по организации исследовательской деятельности ребёнка дома.

Диагностика развития экспериментально-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристики процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Для выяснения умений ребенка необходимо провести следующую диагностику:

Цель: Выявление умений ребенка провести исследование свойства материала на основе исследовательской карты.

Методика диагностики:

Предложить исследовательскую карту свойств материала (в соответствии с возрастом) и материал для исследования. Дать возможность ребенку провести исследование.

Как ты будешь определять свойство материала?

Какие свойства ты будешь определять?

Что у тебя получилось?

Как занести полученный результат в исследовательскую карту?

Уровни развития:

Низкий уровень: ребенок не принимает цель исследования, беспомощность в предвидении результатов эксперимента, не может провести эксперимент, не делает выводы, не интересуется экспериментальной деятельностью, играет.

Средний уровень: ребенок принимает цель исследования, в предвидении результатов частые ошибки, что говорит о недостаточности знаний, самостоятельно проводит исследование, выводы основываются на увиденном. Часто дети не могут выделить основной признак обобщения. Занимаются экспериментальной деятельностью с удовольствием.

Высокий уровень: ребенок принимает цель исследования, предвидит результат исследования, самостоятельно проводит исследовательскую деятельность, делает правильные выводы. Занимается экспериментальной деятельностью с удовольствием. Задает много вопросов. Пытается продолжить эксперимент с другими материалами.Приложение 1

Экспериментально-исследовательская деятельность в процессе ознакомления со свойствами материалов.

Материал

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (писчая бумага)

1. Определение качеств материала на основе сравнения бумаги и картона.

2. Определение качеств материала на основе сравнения бумаги и дерева.

3. Определение качеств материала на основе сравнения бумаги и ткани.

4. Определение качеств материала на основе сравнения бумаги и резины.

Определение качеств материала на основе сравнения бумаги разных сортов: писчая, альбомная, чертежная, обойная, вощеная.

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (картон для ручного труда)

1. Определение качеств материала на основе сравнения картона и дерева.

2. Определение качеств материала на основе сравнения картона и ткани.

3. Определение качеств материала на основе сравнения картона и резины.

4. Определение качеств материала на основе сравнения картона и стекла.

Определение качеств материала на основе сравнения картона разных сортов: для ручного труда, для упаковки (коробки), строительный картон.

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (кусок дерева)

1. Определение качеств материала на основе сравнения дерева и бумаги.

2. Определение качеств материала на основе сравнения дерева и картона.

Определение качеств материала на основе сравнения дерева и ткани.

Определение качеств материала на основе сравнения дерева и металла.

Определение качеств материала на основе сравнения разных пород дерева.

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (металлическая пластина)

Определение качеств материала на основе сравнения металла и бумаги.

Определение качеств материала на основе сравнения металла и резины.

Определение качеств материала на основе сравнения металла и ткани.

Определение качеств материала на основе сравнения металла и стекла.

Определение качеств материала на основе сравнения разных видов металлов: железо, медь, алюминий.

Керамика

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (керамическая пластина)

Определение качеств материала на основе сравнения керамики и картона.

Определение качеств материала на основе сравнения керамики и дерева.

Определение качеств материала на основе сравнения керамики и металла.

Определение качеств материала на основе сравнения керамики и резины.

Определение качеств материала на основе сравнения различных видов керамики: фаянс, фарфор, глиняная керамика.

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (кусок велосипедной камеры)

Определение качеств материала на основе сравнения резины и дерева.

Определение качеств материала на основе сравнения резины и ткани.

Определение качеств материала на основе сравнения металла.

Определение качеств материала на основе сравнения резины и стекла

Определение качеств материала на основе сравнения разных сортов резины.

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (кусок ситца)

Определение качеств материала на основе сравнения ткани и бумаги.

Определение качеств материала на основе сравнения ткани и металла.

Определение качеств материала на основе сравнения ткани и кожи.

Определение качеств материала на основе сравнения ткани и стекла.

Определение качеств материала на основе сравнения различных видов ткани: ситец, шелк, сукно, лен, драп.

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (кусок кожи)

Определение качеств материала на основе сравнения кожи и бумаги.

Определение качеств материала на основе сравнения кожи и ткани.

Определение качеств материала на основе сравнения кожи и дерева.

Определение качеств материала на основе сравнения кожи и металла.

Определение качеств материала на основе сравнения разных видов кожи.

Определение качеств материала на основе сенсорного обследования образца (стеклянная пластина)

Определение качеств материала на основе сравнения стекла и картона.

Определение качеств материала на основе сравнения стекла и дерева.

Определение качеств материала на основе сравнения стекла и резины.

Определение качеств материала на основе сравнения стекла и металла.

Определение качеств материала на основе сравнения разных сортов стекла: оконное, цветное, хрусталь.

Исследовательская

Исследовательская карта №2 (средний дошкольный возраст)


Приложение 3

2 младшая группа.

Цель: Помочь детям выделить основные качества и качества стекла: твердое, прозрачное, не намокает, бьется.

Задачи:

1. Помочь детям выделить основные качества и качества стекла: твердое, прозрачное, не намокает, бьется.

2. Продолжать учить заполнять экспериментальные карты.

3. Закрепить знание схематических изображений отдельных свойств предмета.

4. Развивать умение производить обследовательские действия.

5. Воспитывать желание помогать ближнему.

Речевые задачи:

  1. Закрепить в речи слова: твердое, прозрачное, хрупкое.
  2. Продолжать учить отвечать распространенными предложениями.

Предшествующая работа: проведение экспериментов по выяснению качеств стекла, бумаги, дерева; заполнение экспериментальных карт.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости: это обезьянка Анфиса. Здравствуй Анфиса. Почему ты такая грустная?

Анфиса: Я построила себе новый домик. Он очень красивый и уютный, но жить в нем не могу, потому что в нем очень холодно.

Воспитатель: Почему у тебя в домике холодно, Анфиса?

Анфиса: Потому что в моем домике нет окон, просто в стенах отверстия. В дом задувает ветер, и залетают снежинки.

Воспитатель: Что же нам делать, ребята?

Дети: Надо помочь Анфисе.

Воспитатель: А как мы модем помочь Анфисе?

Дети: Надо сделать ей окна.

Воспитатель: А из чего мы можем сделать окна?

Дети предлагают материалы, из которых можно сделать окна?

Воспитатель: А из какого материала лучше всего получатся окна? Сначала давайте выясним, зачем нужны окна в домике? Может можно обойтись без них?

Дети: Окна нужны, чтобы в доме было тепло и светло.

Воспитатель: Какой же материал больше всего подойдет? Что нам может помочь в выяснении этого вопроса?

Дети: Экспериментальные карты.

Воспитатель: Давайте возьмем экспериментальные карты и попробуем выбрать нужный материал. Вот этот материал, наверное, может подойти. Как вы думаете? (бумага)

Дети: Нет, бумага не подойдет.

Воспитатель: Почему?

Дети: бумага размокает в воде, если пойдет дождь, то она размокнет. Еще бумага не прозрачная, в домике будет темно.

Воспитатель: А дерево подойдет?

Дети: Нет, не подойдет. Оно тоже не прозрачное, темно будет.

Анфиса: Наверно, я так и не смогу жить в своем домике. Не будет у меня окон.

Воспитатель: Подожди, Анфиса, наши детки выберут материал для твоих окон. Какой же материал подойдет для окон?

Дети: Стекло.

Воспитатель: Почему?

Дети: Стекло твердое, не намокает, прозрачное, значит, в домике будет светло.

Анфиса: Стекло? Какое это стекло? Я не знаю что такое стекло.

Воспитатель: Дети вы можете показать Анфисе стекло?

На столе лежат различные материалы. Дети выбирают среди них стеклянные пластины и показывают их Анфисе.

Анфиса: А как вы узнали, что это стекло?

Дети: Оно гладкое (гладят), твердое (проводят по стеклу стержнем), прозрачное (смотрят сквозь него).

Анфиса: (грустно) Я все это не запомню.

Воспитатель: Мы дадим тебе экспериментальную карту, и ты все можешь на ней увидеть. Дети, кто может дать Анфисе карту стекла?

Дети дают обезьянке карту.

Анфиса: Что-то здесь нарисовано, я не пойму.

Воспитатель: Кто может объяснить Анфисе, что здесь нарисовано?

Дети: этот значок показывает, что стекло твердое, этот – прозрачное, этот – не намокает.

Анфиса: Спасибо вам, ребятки. Я сейчас же побегу в магазин и куплю стекло для своих окон. Потом я приглашу вас на праздник в свой домик. До свидания (убегает).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Анфисе? Как мы ей помогали? Это было трудно? Хотите ли вы еще кому-нибудь помочь? Мы обязательно будем помогать всем, кто обратиться к нам за помощью.

Приложение 4

Занятие по ознакомлению с предметным миром.

Старшая группа.

Цель: Помочь детям выделить основные свойства сходных материалов.

Задачи:

  1. Помочь детям выделить основные свойства сходных материалов: бумаги.
  2. Продолжать учить выделять свойства материалов путем обследования.
  3. Закрепить умение заполнять экспериментальную карту.
  4. Развивать умение выявлять свойства материалов экспериментальным путем.
  5. Воспитывать умение работать в микрогруппе.

Речевые задачи:

  1. Учить использовать в речи конструкции предложений – доказательств: потому что…, из-за того что…
  2. Продолжать учить отвечать, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Предшествующая работа: опыты с бумагой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам обратились малыши из младшей группы. Они просят помочь им и научить делать лодочки из бумаги, чтобы пускать их на улице в ручеек. Что нам делать?

Дети: Поможем малышам.

Воспитатель: Как мы будем им помогать?

Дети: Мы научим малышей делать лодочки.

Воспитатель: Вы знаете, как важно выбрать материал для изготовления какого-нибудь предмета. Нам очень важно выбрать бумагу, из которой малыши будут делать лодочки. При выборе материала учтите, что бумага должна быть достаточно мягкой, потому что у малышей слабые пальцы и достаточно прочной, чтобы лодочка сразу не испортилась и малыши могли с ней поиграть. У нас есть несколько видов бумаги: салфетки, альбомные листы, ватман, обои. Я предлагаю вам экспериментальным путем выяснить, какой вид бумаги лучше всего подойдет. Для работы лучше всего разбиться на команды. (Дети делятся на команды по 3-4 человека.) Что может помочь нам в работе?

Дети: экспериментальная карта.

Воспитатель: Заполните экспериментальную карту, и мы выясним, чем похожи и чем отличаются разные виды бумаги.

Воспитатель: Какое оборудование нужно вам для работы? (Дети выбирают нужное оборудование).

Дети проводят несколько опытов для выяснения различных свойств бумаги и заносят данные в экспериментальную карту.

Воспитатель: Какую же бумагу лучше посоветовать малышам для поделок?

Дети: Мы считаем, что лучше всего подойдет альбомный лист.

Воспитатель: Почему?

Дети: Салфетки слишком мягкие, они плохо сгибаются, не держат форму; ватман слишком твердый, плохо сгибается, обои слишком рыхлые, хорошо впитывают воду. Размокают все виды бумаги. Но салфетки размокают сразу, обои тоже размокают быстро. Ватман и альбомный лист размокают дольше в воде. Поэтому из перечисленных условий можно выбрать альбомный лист. Он остаточно долго не размокает, хорошо складывается и гнется. Малышам удобно будет строить, и играть с лодочками.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам прибрать свое рабочее место, выбрать из предложенных материалов альбомные листы и пойти к малышам, учить их делать лодочки.

Приложение 5

Проект «Мир металла»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики, свойства, дать информацию об использовании человеком.

Оборудование и материалы: металлические предметы, магниты, емкость с водой, музыкальные инструменты, бумага, книги, иллюстрации, экспериментальные карты.

Проект реализуется через разные виды деятельности детей.

  • Игра и беседа

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди нужный предмет» нужно выбрать из имеющихся предметов металлические предметы.

Воспитатель: почему вы выбрали именно этот предмет?

Дети объясняют, почему именно этот предмет они считают металлическим.

Затем сообща обсуждается, как люди добывают металл, какие металлы знакомы ребятам. Дети рассматривают различные предметы, изготовленные из различных металлов.

  • Экспериментирование

Опыт 1. Опустить гайку в воду. Она тонет, значит, тяжелее воды.

Опыт 2. Положить гайку на батарею Она нагревается. Металл теплопроводный.

Опыт 3. Двигать скрепку при помощи магнита. Металл обладает свойством притягиваться магнитом.

Опыт 4. Опускаем скрепку на дно емкости с водой и выясняем, мешает ли вода магниту работать.

Опыт 5. На подносе лежат различные предметы, и дети с помощью магнита выясняют какие из них железные.

Вывод: железо притягивается магнитом. Данные заносятся в экспериментальную карту.

  • Театр

При помощи настольного магнитного театра дети разыгрывают сказку Ш. Перро «Красная шапочка».

  • Сказки

Вместе с детьми обсуждается, в каких сказках встречаются предметы или сказочные персонажи из металла (Железный дровосек, меч – кладенец, золотое яичко, и т. д.)

  • Игра «Чудесный мешочек»

Педагог загадывает загадки о металлических предметах, которые лежат в мешочке. Если ребенок угадал правильно, предмет достается из мешочка и дети объясняют, зачем он нужен.

  • Выставка

По просьбе воспитателя в группе родители организуют выставку металлических предметов. Выставка действует в течении длительного времени, дети играют с предметами, воспитатель рассказывает из чего они сделаны, как человек использует металл, для чего собирают металлолом.

  • Детская деятельность

Выставка рисунков «Как металл помогает человеку».

Использованная литература:

1. Программа «Детство» Т. Н. Бабаева, З. А. Михайлова и др. «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2006 г.

2. «Методические советы к программе «Детство» под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2001 г.

3. М. В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир» «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2005 г.

4. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2006 г.

5. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование Л. С. Ковенько Секрет природы – это так интересно Москва 2001г.

6. М. М. Омега Занимательное природоведение Москва 2003г.

7. Л. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

8. П. П. Молодова Игровые экологические занятия с детьми. «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2001 г.

9. Г. П. Тугушева, А. Е Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство – Пресс» Санкт Петербург 2008 г.

10. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Составитель Т. В. Хабарова Сыктывкар 2004 г.

    Особенности восприятия детьми основных признаков предметов (свойств и качеств).

    Методика ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и развития словаря.

    Структура и содержание занятий по обучению детей сравнению и обобщению предметов на основе различных свойств и качеств.

1. Среди основных признаков предметов выделяют свойства и качества. Качествами называют внешние признаки предметов (цвет, форма, величина, вес, температура и др.), которые можно определить на основе восприятия при помощи разных органов чувств. Например, карандаш – красный, длинный, легкий, гладкий. Свойства предмета – это скрытые, внутренние признаки, которые проявляются при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности и функций предмета. Например, ломается, размокает, тонет. Часто определенные качества обусловливают свойства предметов. Например, если кораблик сделан из тонкой, мягкой бумаги, то он быстро размокнет и утонет. Свойства и качества предметов определяют их функции и назначение. Материал , из которого сделаны предметы, объединяет в себе ряд свойств и качеств. Например, если предмет деревянный, то он твердый, легче металла, принимает температуру окружающей среды, горит, не тонет и др.

Дети начинают воспринимать основные качества предметов на первом году жизни. Ученые отмечают, что малыши различают основные цвета, температуру помещения, в котором они находятся, тактильные ощущения прикосновения к коже. На втором году жизни начинается процесс усвоения детьми сенсорных эталонов, дети учатся называть качества предметов определенным словом.

В исследовании Е.С. Слепович отмечается, что в речи детей сначала появляются прилагательные, характеризующие предмет на основе восприятия (зрительного, ощупывания и т.д.), затем на основе изображения (картинки). Это прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, материал. В дальнейшем дети описывают предметы по представлению и часто заменяют прилагательные местоимениями (всякий, разный).

Н.П.Сакулина выделяет в своих исследованиях две группы детей по особенностям восприятия и описания предметов: одни дети воспринимают те признаки, которые хорошо видны в данный момент, подбирают к ним точные определения; другие дети называют не только те признаки, которые видят в данный момент, но и привлекают свой опыт, употребляют много сравнений (ручка белая, а бывает разноцветная).

2. Познавательная деятельность детей опирается на практическую деятельность, поэтому для углубления знаний детей о предметах и явлениях необходимо на занятиях организовать активные действия с предметами. Действия с предметами, направленные на выявление их свойств и качеств, называются обследовательскими, а целенаправленный процесс выявления свойств и качеств предметов – обследованием . На занятиях важно научить детей выполнять правильные обследовательские действия для выявления определенных качеств и свойств. Например, чтобы узнать цвет и форму предмета, надо на него посмотреть и сравнить эти качества с сенсорными эталонами. А чтобы узнать, предмет твердый или мягкий, на него надо надавить. Если предмет погладить ладонью, мы узнаем, какая у него поверхность: гладкая или шероховатая. При этом словарь детей обогащается не только прилагательными, выражающими разнообразные признаки предметов, но и глаголами, обозначающими обследовательские действия. Педагог должен точно сформулировать способ выделения определенного признака (погладь, надави, проведи ладонью, сожми и др.).

Важным условием организации активной познавательной деятельности является предоставление материала для обследования каждому ребенку. Возможность действовать с предметами обеспечивает обогащение сенсорного опыта детей и быстроту усвоения новых слов.

Приемами, активизирующими процесс углубления знаний детей о предметах и явлениях и развитие словаря детей, являются:

Вычленение свойств и качеств на основе сравнения их с противоположными;

Включение свойств и качеств предметов в деятельность, зависящую от этих признаков, например выбор бумаги для изготовления праздничных открыток;

Использование словесно-логических упражнений на базе основных признаков предметов;

Составление загадок на сравнение свойств и качеств предметов.

3. Занятия по углублению знаний детей о признаках предметов имеют определенную структуру, включающую три части:

1 часть – вычленение свойств и качеств в определенной деятельности и ситуации;

2 часть – обучение детей обследовательским способам для выделения нужных признаков, обогащение речи детей новыми словами;

3 часть – упражнения на выделение знакомых свойств и качеств в разных предметах и активизация словаря у детей.

В качестве усложнения можно проводить занятия по сравнению предметов на основе свойств и качеств. Для данных занятий подбираются предметы, имеющие общие и отличительные признаки. Важна последовательность сравнения: сначала предметы сравнивают в целом по цвету, форме, величине, назначению; затем вычленяют сходные и различные признаки и на основе этого делают обобщение об особенностях каждого из предметов. Обобщение знаний детей о свойствах и качествах предметов происходит на занятиях, где дети рассматривают определенный материал (дерево, стекло, пластмасса). Для таких занятий подбираются разнообразные предметы из одного материала, основной метод – организация элементарной поисковой деятельности детей.

Литература

    Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

    Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей: книга для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

    Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

    Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 168 с.

    Синицына, Е.И. Умные слова // Е.И. Синицына. – М.: Лист, 1999. – 176 с.

    Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду (ст. группы) : пособие для воспитателей дет. сада // А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.