Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и , стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачи нравственно-патриотического воспитания

  1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями
  2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом
  3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье
  4. Расширение знаний ребенка о городах России
  5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду
  6. Формирование у ребенка базовых представлений
  7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном
  8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов
  9. Развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания


Формы патриотического воспитания


Материалы для занятий по патриотическому воспитанию

  1. Репродукции картин
  2. Методическая литература
  3. Наглядные и дидактические пособия
  4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
  5. Современные средства ТСО
  6. Аудиозаписи
  7. Карты, атлас, глобус
  8. Художественная литература
  9. Государственная символика

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».


  1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
  2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
  3. Организация посильного , посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
  4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории детского сада и в семье. Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.

  1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
  2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
  3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
  4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
  5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
  6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
  7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
  8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.

В заключение

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура . Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским адом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриоти-рескому воспитанию.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Педагоги должны знать, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания

Слушание и разучивание песен,стихов о Родине, о подвигах, о труде наших соотечественников, о природе родной страны.

Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.

2. Задачи физического воспитания

Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности

Труд ребенка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д.

Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети 6-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

Следует также воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Например, на своем огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, с помощью взрослых испечь хлеб. Все это потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет более конкретным и личностно-окрашенным.

4. Формирование бережного отношения к природе

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:

1. Целевые прогулки и экскурсии;

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь москвичей, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми о Москве;

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью

8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и. т. д.);

10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (Важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания.)

Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать у них уважение к ветеранам войны и труда:

Проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины -города Москвы;

Рассказывать о детях - москвичах, сынах и дочерях полка;

Устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.


Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Белоруссии;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Белоруссии, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Минск").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наш долг беречь природу самим и научить этому наших детей.

— В лесу, на лугу, у реки вы — гости. Старайтесь поменьше беспокоить птиц, зверей, насекомых, особенно в пери-од гнездования и выведения птенцов.

  • Если встретите птенцов или маленьких зверей, оставьте их на месте, не берите с собой: никто не создаст им лучших усло-вий для роста и развития, чем родители.
  • Бережно относитесь к растениям: собирая цветы, мы лишаем природу красоты и невольно производим искусствен-ный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более сла-бые растения. Нужно помнить: «От худого семени не жди хорошего племени», не способствуйте оскуднению природы.
  • Народная мудрость гласит: «Один человек, оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча — пустыню». Помни-те, что хождение по лесу уплотняет почву, ухудшает условия развития растений, сокращает количество обитателей лесной почвы и подстилки. Поэтому, старайтесь ходить в лесу только по тропинкам.
  • В лесу соблюдайте тишину. От колебаний воздуха, из-даваемых звуками радиоаппаратуры частотой более 600 Гц, не могут подниматься в воздух шмели, пчелы и другие насекомые. Вредное воздействие оказывает шум и на растения.
  • Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, у озера, реки. Помните: бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка — 90, полиэтиленовый пакет — 200 лет, стекло — свыше 1000 лет. Покидая лес, берег реки посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте все возможное, чтобы после вашего ухода ручей остался прозрачным, лес — зеленым и здоровым, трава - пушистой, а ваша совесть — чистой .

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных(дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Изучила литературу: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.

Для познавательного развития детей старшего возраста разработала проект.

Объект исследования : государственная символика России, город Москва.

Тема: «Москва – главный город нашей Родины»

Цель: Расширять знания детей о России; закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России-гербе, флаге, гимне; сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Вид проекта: долгосрочный.

Проблема: формировать представление о Москве как о столице нашей Родины; побуждать детей восхищаться красотой Москвы; знать его достопримечательностях, гармонизировать семейные отношения, как одного из важнейших условий успешной социализации детей; активизировать речь детей.

Образовательные области:

Ожидаемый результат: развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»:

— знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;

— знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;

— может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;

— знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;

— имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Предварительная работа:

— составление тематического плана по нравственно –патриотическому воспитанию старших дошкольников;

— чтение художественной литературы знакомство с поговорками, пословицами о Москве. Чтение: А.Барто “Песенка о Москве”. И.Векшегонов “Москва”, Н.Осипов “О гербе, флаге, гимне”, Н.Кончаловский “О Москве”.

— Справочная литература по Москве. Фотографии детей с видами Москвы. Иллюстрации о Москве, Могила Неизвестного солдата, Спасская башня, Красная площадь, станции метро, Лужники, план-схема Спасской башни, герб, флаг России модули.

— Проведение игр: сюжетно-ролевые «Защитники древнего Кремля», «Семья»-«Собираемся в музей»; строительные «Улицы Москвы», «Московский цирк», «Кремлевская стена»; дидактические: «Неоконченный рассказ», «Кто быстрее соберет», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем», «Подбираем рифмы».

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Список литературы

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Статья размещена в авторской редакции.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Пояснительная записка.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?
В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:
1. История села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).
2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).
Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель:
1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивое село.
3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольнорго возраста

Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.
Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:
1. Развивать любознательности, умения вести диалог.

2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Блок 3. Тема: «Я живу в селе Бея»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном селе.
Задачи: познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, району, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села», «КВН» – мое любимое село.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, села, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Работу по воспитанию любви к родному селу я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном селе.
Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.
В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.
В своих беседах с детьми я рассказала, что нашей земле расположены зоны степей, лесостепей, смешанных лесов и тайги.
На экскурсиях я знакомила детей с улицами нашего села, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем селе.
Наше село населяют люди самых различных профессий. Я познакомила своих воспитанников с трудом библиотекаря, учителя.
Провела беседы, загадала загадки о различных профессиях.
Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.
На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.
Ребята проиллюстрировали свои рассказы.
Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Работа угольного разреза».
Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.
В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлены книги:
Н.Ф. Виноградова «Моя Россия»;
А.Куприянов «Природа Кузбасса»;
Звери Сибири;
История Кузбасса;
Г.А.Федор Белов «Белово».

Блок 4. Тема: «Кузбасс, город Белово»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1. Знакомить с историей возникновения города, его гербом, город – результат труда людей разных поколений.
2. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения.
Темы блока.
1. Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. Транспорт города.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
3. Природа родного города, края.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.
Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала, на конкурсе семейного герба.
Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.
Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.

Блок 5. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи:
1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.
Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.
В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:
«О чем рассказывает наш герб»;
«Цвета нашего флага»;
«Как слушают и поют гимн».

Блок 6. Тема: «День защитников Отечества»
Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».
Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.

Блок 7. Тема: «Моя любимая мамочка»
Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».
Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».

Блок 8. Тема: «Наши космонавты»
Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи:
1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.
2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.
Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».

Блок 9. Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
Темы блока:
1. Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
2. В музее славы .
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.
Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.