Подвижные игры для малышей. Подборка подвижных игр для детей разного возраста

Сегодня я бы хотела затронуть очень важную для многих родителей тему – как успевать заниматься с двумя детьми одновременно.

У моих детей разница в возрасте составляет 2,5 года, это довольно маленькая разница, но, мой старший сын уже был довольно самостоятельным к этому возрасту. В садик он не ходил, поэтому, я, как и все мамы, имеющие двух и более детей, встала перед дилеммой, как мне управиться с двумя детьми и при этом ничего не упустить в их развитии, да и домашнее хозяйство никто не отменял.

Первый 2-3 месяца выбор был сделан, безусловно, в пользу старшего сына. Малыш, по сути ел и спал и это время было очень важным для того, чтобы сын не обозлился на наличие малыша в доме, не стал проявлять ревность. Поэтому практически все свободное время я старалась посвящать старшему сыну. На протяжении всего первого года меня очень выручал слинг – это специальная, безопасная, переноска для малышей и именно он – главный мой секрет всеуспевания с ребенком на руках. Малыш телом прижимается к телу матери, и надежно удерживается там, с помощью переноски, при этом руки мамы – освобождаются. С привязанным малышом вместе мы готовили, убирались, катались с горок, играли в мяч, в любые спокойные игры, гуляли и укладывались спать.

Если говорить о младшем сыне, то в первый год я решила сделать ставку на его физическое развитие. При каждом удобном случае делала малышу массаж. Укладывала рядом старшего и младшего. Старшему скоро наскучивала процедура, он отправлялся поиграть в более интересные игры самостоятельно. Кроме массажа, а вернее, после него, мы с детьми непременно, занимались на фитболе. Со старшим сыном мы обговаривали очередность игр на фитболе и их продолжительность (пока я не досчитаю до 10), после чего очередь переходила к братику.Фитбол – простой и эффективный способ физического развития ребенка (способствуетукреплению вестибулярного аппарата, мышц спины, координации движений). При этом, занятия на фитболе по- настоящему интересны детям, потому что, по сути, являются игрой. Большой плюс таких совместных занятий в том, то малыши начинают взаимодействовать, расставляют границы, учатся сосуществовать. Массаж и фитбол сразу обоим детям – это второй секрет одновременного и эффективного развития двоих детей одновременно.

Постепенно малыш стал подрастать, он уже не был согласен просто лежать рядом с нами и пытаться достать висящие над ним игрушки, ему хотелось большего. Тогда мы стали привлекать малыша к нашим творческим занятиям. Я брала лист ватмана и просто расстилала его на полу. Малыша клала на пол и просто разливала у него под ручками разные краски. С другой стороны пристраивался старший и рисовал свои художества. Также, на полу, мы лепили, занимались аппликацией и играли с крупами. Все эти занятия полезны детям, но если опуститься со стола на пол, то они становятся доступными даже самым маленьким. Мой младший сын начал рисовать в 2,5 месяца. Итак, мы подобрались к моему третьему секрету совместных занятий с двумя детьми одновременно – перебираемся на пол! И пусть кто-то считает, что для старшего ребенка это некая деградация, ведь он уже за столом хорошо сидит. Я думаю, то именно вот так наши дети учатся понимать возможности и потребности друг друга и уважать их.

Малыш становится еще старше и уже начинает ползать, ходить. Он еще не созидатель, а скорее разрушитель. И это не плохо, просто ребенок в возрасте от года и старше анализирует наш мир. Видит башенку – ой, а что будет, если толкну, а если качну… а если… и в маленькой головке появляется целый рой таких если. И каждую «если» надо проверить! Старший ребенок уже прошел этот этап, ему интереснее созидать и, конечно, бывает очень обидно видеть, когда результат его созидания оказывается разобранным на части. В этот период важно выделить старшему ребенку «свой уголок», где он сможет в любое время уединиться и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, что созидательный труд останется нетронутым. «Свой уголок» для старшего ребенка – это еще один секрет взращивания малышей с небольшой разницей в возрасте.

Ну а играть-то как вместе? Для того, чтобы весело и с пользой занять детей я частенько прибегала к Монтессори-играм. В частности, особое внимание мы уделяли играм с водой. Мы со старшим сыном поставили очень много опытов с водой в этот период. Потому что, играть с водой наш младший может по 30-40 минут без остановки. Мы ставили тазик с водой в комнате, накидывали в него всякой всячины, вооружали малыша ложкой-вилкой, пинцетом, стаканом (по ситуации) и просили вытащить предметы из воды. Иногда старший сын присоединялся к его «детским играм» и мы просто веселились, иногда, мы с ним ставили опыты со льдом, с чернилами, со шприцами или целлофановыми пакетами… в общем с тем, что я придумывала. Младшенький тоже присоединялся к нам с удовольствием в такие моменты, но и не отвлекал нас, потому что тоже занимался любимым делом. Таким образом – игры с водой стали еще одним секретом, позволяющим мне легко и весело развивать и обучать двоих детей одновременно.

Отдельно хочется отметить музыкальные занятия и пальчиковые игры. Наверняка, многие мамы уже слышали про методику Екатерины Железновой. Любая мама может воспользоваться ее методикой для своих занятий с детьми. Мы испробовали эффективность этой методики, применяя ее к детям разного возраста – двум моим детям с разницей в возрасте 2,5 лет. Невозможно описать словами детский восторг от каждого занятия. Еще бы, ведь его проводила не строгая учительница, а мама Хочу особо отметить тот факт, что младший сын, очевидно, подтягиваясь за старшим довольно быстро осваивал даже сложные для его возраста элементы. Также было и с пальчиковыми играми, которые я предлагала детям. Изначально я решила для себя, что ориентиром в таких уроках — забавах должен быть старший сын, а не младший. Малыш должен тянуться за успехами старшего, а вовсе не старший должен вновь и вновь прокручивать скучные и не интересные ему движения. Эффективность такого подхода подтвердилась со временем. Конечно, при случае, мы с малышом играли и его, детские игры, но в совместных занятиях со старшим сыном мы ориентировались на последнего. И это очередной секрет развития и обучения погодок – ориентиры задает более старший ребенок.

Чтение книг. Все мамы знают, насколько важно чтение книг для детского развития. Но, как же их читать имея двух детей разного возраста, у которых разные потребности? Сложно, честно. Решением для меня стали книги и из серии времена года. Эти книги не нужно читать по строкам. Эти книги можно просто рассматривать, отыскивая в них персонажей, описывая их, придумывая свои истории. Таким образом, Книги без слов – это еще один секрет совместного развития детей разного возраста. Очень хочется отметить, что, безусловно, я читала и старшему и младшему отдельно книги, рассчитанные именно на их возраст, но именно для совместного чтения, когда разница между детьми небольшая, а младший еще не способен слушать длинные истории, предназначенные для старшего – книги без слов это просто шикарное решение.

,

После появления второго или третьего малыша в семье времени у мамы для индивидуальных занятий с каждым ребенком становится резко меньше -­ малыши требуют много внимания и энергии, и не мне вам про это рассказывать.

И если в первое время, пока малыш много и часто спит, еще можно как-­то ухитриться выкроить время на спокойное занятия со старшим ребенком, а затем найти индивидуальное время и для самого малыша, то по мере того, как малыш будет подрастать и становиться активнее ­- времени и возможностей будет становиться все меньше и меньше. А значит рано или поздно обязательно встанет вопрос о том, как совмещать их занятия. Давайте попробуем подумать над тем, что можно сделать в этом направлении и немного систематизировать опыт в этом вопросе.

Мне кажется, что ключевые вопросы должны быть такие:

  1. Когда заниматься?
  2. Чем заниматься?
  3. Где заниматься?

Когда?

Первый вопрос, который нужно рассмотреть ­ время — «когда заниматься?» В первую очередь, когда вы никуда не спешите. И свободны в своей деятельности. Когда вы совершенно расслабленны и довольны жизнью, даже если что-­то пойдет не так, как планировалось, это не выбьет вас из колеи, а наоборот — зарядит новым опытом и новыми знаниями.

Во-вторых, когда оба ребенка настроены дружелюбно и не пытаются тянуть «одеяло» на себя. Когда они оба сыты, никто не капризничает, никто еще не хочет спать.

Почему это так важно? Потому, что, положа руку на сердце, мама, проводящая занятия с 2 разновозрастными маленькими детьми, в этот момент напоминает циркового акробата, пытающегося удержать много тарелочек на нескольких пальцах. И, как если бы акробат начал одновременно дрессировать тигра, то его тарелочки начали бы падать, так и если в ваше занятие будет вклиниваться еще что-­то и это что-­то исходит от настроения – заниматься не получится.

Такое вот несложное правило, которое на деле может стать или серьезным препятствием или, при удачном планировании и внимательном подходе, поможет проводить успешные занятия.

С какого возраста младшего ребенка? Наверно это во многом зависит от характера детей – и старшего, и младшего. И если со старшим еще как-­то можно договориться, что малыш просто посмотрит и будет делать что­-то свое, то с младшим такой договор возможен далеко не сразу. Поэтому разброс в возрасте может быть очень и очень большой – у кого-­то и новорожденный сразу принимает участие в занятиях мамы и старшего, а кому-­то и в 2 года рано.

Поэтому вопрос когда можно начинать, должен решаться совершенно индивидуально:

  • когда дети готовы (мы это можем понять из наблюдения и анализа);
  • когда между ними нет ревности (зависит от того, как мы встраиваем отношения между детьми в семьи и насколько они справедливые);
  • нет попыток завладеть маминым вниманием целиком и полностью;
  • младший ребенок преодолел ограничение наглядного мышления и уже может не хватать то, что делает старший в первую же минуту.

Если они уже могут относительно спокойно поделить маму, могут чуть-­чуть подождать, пока мама не закончит с братом или сестрой и при этом не потеряют целиком внимание и интерес к теме, если могут увидеть, что то, что у них в руках, ничуть не менее интересное чем то, что у брата (сестры) – значит время уже пришло и можно спокойно начинать совместные или параллельные занятия.

Дети разного возраста будут разное по продолжительности время заниматься одним делом ­- ясно, что старший скорее всего окажется более усидчивым, и для него занятие будет более продолжительным, чем для малыша. Значит при планировании такого занятия, где детей будет 2 или даже 3, нужно учесть этот момент – что будет, когда малыш устанет и начнет требовать внимание к своей персоне ? Чем мы сможем его отвлечь или что мы сможем ему предложить? Сможет ли он отойти в сторону на минутку и поиграть еще во что-­то? Или он будет требовать внимания только к себе? Желательно знать ответы на эти вопросы до того, как вы вместе окажетесь на коврике или за столом, занимаясь.

Как мы уже говорили, мышление маленьких детей наглядное. Чем меньше ребенок, тем сложнее ему удержаться от соблазна схватить, отобрать, забрать себе тот предмет, который держит в руках старший ребенок. Даже если у него в руках то же самое. Но познавательная потребность детей такова, что они хотят узнать и получить все. И в руках другого тот же предмет выглядит другим предметом. Чем меньше младший ребенок, тем важнее иметь про запас как нужное количество одинаковых предметов (каждому по кисточке и своей палитре для рисования красками, одинаковые кубики или помпоны и т.п.), а если это невозможно,­ желательно держать под рукой коробочку с «сокровищами». Разумеется, крайне важно, чтобы эти сокровища представляли собой действительно интересные для ребенка предметы.

Чем?

Чем могут вместе заниматься дети разного возраста? Играть, конечно. В ролевые игры, в настольные (типа лото или домино). В этом случае мама играет вместе с малышом и помогает ему, а старший играет за себя. Только существенный момент – старший должен понимать, что эта игра – не соревнование «кто умнее», а просто веселое времяпровождение. И возможно, для такой игры вам придется упростить правила, чтобы со стороны старшего не было попыток заниматься махинациями.

Дети, занимающиеся одновременно, могут заниматься или какой-­то параллельной деятельностью, или совместной. Параллельная :­ дети в одном месте, мама рядом, но у каждого свое занятие, и они не пересекаются по сути и содержанию. Совместная: дети вместе работают над какой­-то задачей. Понятно, что чем больше разница в возрасте, тем больше будет параллельных занятий, чем ближе дети друг к другу и чем они старше (возраст младшего не менее 1,5-­3 лет), тем больше будет занятий именно совместных.

Дети могут одновременно заниматься в тетрадках или какими-то спокойными занятиями. Старший может учить уроки, а младший, сидя рядом, – рисовать. А мама посредине между ними. Занятия иностранным языком ­ мама: дает старшему задания на письмо или чтение, а с малышом занимается устной речью или раскрашиванием картинок по теме. Главное, чтобы малыш не мешал старшему ребенку. А старший не задирал и не дразнил малыша.

Вместе дети могут заниматься активными физическими играми. Например, прыжками и кувырками, вместе проходить полосу препятствий (особенно хорошо в таких играх стимулировать помощь и заботу со стороны старшего ребенка малышу). Для совместных занятий отлично подходят игры по книжкам или тематические дни.

Только маме в этом случае нужно хорошо продумать роль для каждого из детей. И заранее придумать хотя бы несколько заготовок с идеями, что делать если что-­то пойдет не так, как планировалось. Кроме того, занятия по книжкам или тематические дни отлично подходят для создания ситуаций взаимопомощи детей, для их кооперации над общим решением задачи.

На кого нужно в таком занятии ориентироваться в первую очередь? Традиционно мамы ориентируются на старшего ребенка. И не потому, что с ним занятия более важны. Скорее потому, что, если старшему ребенку предложить ориентироваться на малыша – он все очень быстро сделает и так же быстро убежит.


И совместного занятия как такого не получится, и пользы для старшего ребенка окажется немного. Кроме того, как мы помним, каждый ребенок развивается в своей ЗБР (зоне ближайшего развития). Это значит, что для настоящего развития нужны такие задачи, которые для ребенка будут на грани самостоятельного выполнения. Следовательно, ориентироваться нужно на того, чье задание должно быть сложнее . А малышу вы всегда можете или хорошо помочь, или упростить его задание (а это всегда проще, чем усложнять), или дать что-­то свое. Однако, в некоторых
случаях бывает разумно подключить старшего ребенка к вашим занятиям с малышом. Во-первых, старший может показать малышу пример, а это очень полезно – дети учатся у других детей гораздо быстрее, чем у взрослых. Во-­вторых, старшему бывает полезно почувствовать себя все знающим и умеющим, а заодно вспомнить, что и он тоже когда­-то чего-то не умел.

Где?

Это очень своеобразный вопрос, который редко возникает в индивидуальных занятиях. В индивидуальных занятиях мы можем заниматься в любых условиях – хоть на коврике, хоть за столом, хоть на кухне, стоя рядышком и готовя еду.

А вот когда детей больше одного, сразу возникают многочисленные вопросы:

  • Как сделать так, чтобы они не отвлекались – вместе или по ­очереди?
  • Что будет делать и куда пойдет один из детей, когда он устанет или закончит, чтобы не мешать другому?
  • Как поступить и разделить детей, если один из детей начнет баловаться и кривляться, а другой будет из­-за него отвлекаться? Балуются и кривляются дети которым скучно и не интересно и они хотят развлечь себя.
  • Как посадить младшего рядом со старшим, чтобы он не мешал и ему не бросалось в глаза что старший делает? Может быть развернуть его стульчик спиной к старшему?

Решения у этих вопросов сугубо индивидуальные и зависят от возможностей вашей домашней среды. Но еще до начала совместного занятия вы должны точно знать ответы на эти вопросы, чтобы в случае, когда проблема наступит, вы были к ней готовы.

Опыт

Опыт является вашим самым главным помощником в теме совмещений занятий. И если есть области, где можно легко и приятно использовать чужой опыт и чужие наработки, то тема совместных занятий целиком и полностью должна строиться на вашем собственном опыте.

Не бойтесь пробовать, экспериментировать, ошибаться. Опыт именно так и рождается – из наблюдения за детьми, за их возможностями, за тем, как они приспосабливаются к друг другу и как они работают в паре. И из анализа, который желательно делать после каждого занятия – что сработало, что нет, почему получилось так, как нужно поступить в следующий раз? Этот анализ – залог будущей плодотворной работы обоих детей.

Чем хороши совместные занятия? Такие занятия, помимо экономии времени для мамы, обладают еще рядом преимуществ. Тем, что дети учатся взаимодействовать не только в чисто игровых ситуациях, но и в ситуации учебного взаимодействия со взрослым. Учатся немного подождать своей очереди, учатся работать самостоятельно, без постоянной поддержки взрослого. Малыши учатся у старшего новым приемам работы (например с пластилином), старшие, видя возможности малыша, учатся лучше понимать младших братьев или сестер. Но главное – совместные занятия дают детям возможность дружить и находить не только точки соперничества, но и точки соприкосновения, что очень важно в жизни семьи вообще и жизни братьев и сестер в частности.

Индивидуальные занятия. Несмотря на то, что совместные занятия могут быть вполне эффективными, мы не должны прекращать индивидуальных занятий с каждым ребенком. Чем меньше ребенок получает внимания во время общего занятия, тем важнее для него получить свое личное время. И не только потому, что в общем занятии у детей разного возраста сложно одновременно ориентироваться на ЗБР (зона ближайшего развития) каждого ребенка, а значит кто-­то из детей окажется или в зонах уже знакомых им вещей, или в зонах дел, пока далеких от их реальности. Дело еще в том, что для ребенка крайне важно само по себе индивидуально общение с взрослым. Именно в общении со взрослым (а не с другим ребенком, особенно, младшим), ребенок получает образцы поведения, культурные шаблоны и так необходимую ему индивидуальную поддержку и внимание.

  1. Даже если у вас пока только 1 ребенок, продумайте свой маршрут, последовательность действий, что и как нужно брать с собой, если вы вместе с малышом поведете старшего на тренировку, на занятия и т.д. Обратите внимание на то, где ребенок больше всего «зависает», на что нужно время, какие моменты надо подготовить заранее.
  2. Подумайте, удобен ли ваш режим дня. Не хотите ли вы в нем что­-то изменить? Достаточно ли для детей физической нагрузки? Достаточно ли сна? Какие проблемы вы видите, а главное, знаете ли как их преодолевать.

Совместная игра детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра с малышом - урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Маме остается только предложить направления игровой деятельности и ненавязчиво руководить процессом.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры - одни из самых любимых у детей всех возрастов. Они великолепно подходят как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников, создают условия для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. «Семья» - пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Нетрудно догадаться, что роль взрослых членов семьи (папа, мама) достается старшему ребенку, а роль ребенка - младшему участнику игры . Распределением ролей и «разработкой сценария» чаще занимается старший ребенок (можно в соавторстве с мамой), малыши же с удовольствием принимает условия, приобретая при этом игровой опыт. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за своими играющими отпрысками, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и чего бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой). Если маме интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом, можно предложить им поиграть в «Детский сад». Мама услышит и интонации строгой воспитательницы, и рассказ о задире Вовке, который обижает малыша, а сказать об этом взрослым ваш ребенок боится. В игре «всплывают» все тонкости отношений в детском коллективе и родителям будет полезно о них узнать. «Больница» - замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» малыша, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Если у ребенка есть страх перед докторами, игра поможет с ним справиться. Мама может помочь соорудить белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно провести познавательную беседу о здоровом образе жизни, закаливании и профилактике. Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но лучше использовать предметы- заменители. (Например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови - стержень от ручки.) Это помогает развитию фантазии и воображения. Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка , отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов. Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница), в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Так почему бы старшему ребенку не соорудить «Поезд» и не повезти на нем к морю пассажиров - младшего братика, маму и всех плюшевых зверей? Или поиграть в игру «Аэропорт», в которой можно строить самолеты из диванных подушек? В этой игре маленькому достанется роль пассажира самолета, а ребенку постарше – роль летчика, диспетчера или стюардессы. Мама может выступить в роли Начальника Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях. Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама - тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.

Игры-сказки

Игры-сказки также интересны детям разного возраста. Двухлетний карапуз, который пока не очень понимает смысл происходящего, но очень хочет участвовать в забаве, с удовольствие изобразит репку; плюшевый Микки-Маус - мышку, бабушкина болонка - Жучку. Старший ребенок может стать режиссером «мини-спектакля», исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама - вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Итак, «репка» изо всех сил держится за стул, и каждый новый персонаж пытается её «вытащить». Но получится это только тогда, когда мягкие игрушки, старший брат и мама с папой соберутся вместе. Веселая куча-мала, когда репку наконец оторвут от стула - достойное завершение игры , надо лишь соблюдать технику безопасности. «Колобок» - еще одна интересная сказка-игра, позволяющая самому маленькому участнику побыть в роли самого проворного и хитрого. Ну и что, что колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел! По сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Старший может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»» Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.

Побегаем, попрыгаем

Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 - 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!

Развиваем внимание

Если бегать и прыгать надоело, можно занять детей играми на развитие внимания. Запутывалки. Один из детей - ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произнося «нос!» - за нос. Второй ребенок повторяет его действия. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. С функцией ведущего вполне справится малыш любого возраста. Что изменилось? Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй внимательно их рассматривает и запоминает. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Когда второй ребенок повернется, он должен определить, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок , тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами. Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание. Музыкальная живопись. Для этой игры необходимы 2 листа бумаги, карандаши или краски, и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Часто в этой игре рисунки самых маленьких оказываются самыми интересными и неожиданными, видимо, малыши чувствуют музыку иначе, чем детки постарше. Построй не глядя . Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню. Канатоходец. Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу с множеством перекрестков, петель и изгибов. Игрок ходит вдоль каната босиком, осторожно, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив перепрыгивать через канат на одной ноге, идти с закрытыми глазами или бежать как можно скорее.

Жестовые игры

Интересными для детей будут и жестовые игры . В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет.
В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша - разнообразные движения, для старшего, ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные - например, «Дождь» Самуила Маршака: По небу голубому
Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)
И снова все молчит. (палец к губам)
А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)
Как весело и быстро,
По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)
По всем железным крышам, (топаем ногами)
По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)
По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)
Пролетный дождь стучит. Можно использовать маленькие забавные стихотворения: Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)
Целый день (большой круг руками)
Толстый (надуваем щеки)
Маленький (изображаем двумя пальцами)
Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)
У ленивого растяпы (ручку под щечки)
Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).

Мирись, мирись, мирись…

Отдельно хотелось бы сказать о конфликтах, которые могут возникнуть в процессе игры . Появление их неизбежно, так как дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но в силу возраста еще пока не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей - вещь естественная, стыдить за него не надо, а вот помочь разобрать конфликт стоит. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем правильно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Маме ни в коем случае не следует говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он искренне не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он, собственно, должен уступать. Но если мама так говорит, значит маленьким быть лучше и любят их больше. В тоже время нельзя и младшему позволять «пользоваться возрастным преимуществом». Поэтому при разборе конфликта возраст вообще не должен фигурировать. Маме не следует забывать, что в сложной ситуации чаще бывают виноваты оба. Лучше по очереди выслушать каждого ребенка , не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромиссное решение. Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте забавы вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родным и любимым людьми, так пусть у них останутся светлые воспоминания о совместно проведенном веселом детстве.

«Труд облагораживает человека» — сказал классик. Но пока этот человек еще маленький, его «облагородит» игра. Как говорят психологи, основной вид деятельности ребенка до 7 лет - игровая деятельность.

То есть мир познается не через свод родительских правил и нотаций, а через игру.

Но часто бывает так, что в семье двое или больше детей. Естественно, их возраст различен. Возиться с каждым отдельно не представляется возможным, а увлечь чем-то детей просто необходимо.

Игры-роли

Первая группа игр для разновозрастных детей — это игры-роли.

«Детский сад»

Пусть дети представят, что они в детском саду. При этом они, сами не ведая, воспроизведут все тонкости детсадовских отношений. Вы увидите и воспитательницу, ее манеру общения, и взаимоотношения детей в группе.

"Мирилки"

А еще маме просто необходимо иметь в запасе так называемые «мирилки» , поскольку в процессе игры неизбежно возникнут ссоры или, возможно, проявится детская ревность. Ведь, малыши уже имеют свое мнение насчет игры, но не всегда могут быть терпимы и поставить себя на место другого.

Вот несколько вариантов «мирилок»:

Мирись, мирись,
Больше не дерись.

Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!

Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

Подвижная игра — это не только развлечение. Это важная составляющая развития ребенка. В данной статье перечислены наиболее популярные и интересные подвижные игры для ребенка.

Все дети любят подвижные игры. Это способ весело провести время и «выбросить» энергию в «нужное русло». Для детей невероятно полезными будут игры на перегонки, игры с мячом, на велосипеде, со скакалкой и другой атрибутикой.

Как правило, дети всегда с интересом погружаются в увлекательное занятие и всегда рады играм, которые устраивают их родители, воспитатели, учителя и друзья. Подвижные игры способны делать детей дружными и радостными. Они как ничто лучше развивают коллективное мышление и упражняют в спортивном плане.

Подвижная игра развивает ребенка

Новое поколение детей вырастает в весьма неблагоприятных условиях:

  • компьютерная зависимость
  • неправильное питание, перенасыщенная жирами и углеводами
  • отсутствие физической нагрузки
  • малоподвижный образ жизни
  • стрессы и нервное напряжение
  • недостаточное внимание со стороны родителей

Все эти факторы негативно влияют на маленького человека, блокируя его полноценное развитие и ухудшая здоровье. Улучшить качество жизни ребенка способна обычная подвижная игра, которая будет познавательной, активной и интересной.

Активные движения благоприятно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, они способны формировать личность малыша с раннего возраста. Можно заметить, как регулярное участия в играх помогает:

  • тренировать настойчивость
  • помогают обрести умение ребенком концентрировать внимание
  • развивают реакцию скорости
  • воспитывают усидчивость и терпение

Интересно знать то, что навыки приобретенные в детстве во время игры, остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Если их регулярно упражнять, они никуда не исчезнут, а наоборот станут более отточенными и слаженными.



Роль игры в физическом развитии и воспитании ребенка

Роль игры в физическом развитии ребенка просто неоспорима. Это важный элемент не только воспитания, но и формирования личности. С уверенностью можно сказать, что ребенок никогда не устает от игры, ему способна наскучить ее однообразие разве что. Ведь для детей, игра- это ведущая деятельность, в которой они способны максимально раскрыться и выразить эмоции.

Кроме физического воспитания игра дарит:

  • умственное развитие — умение мыслить, анализировать, рассчитывать
  • нравственное развитие — формирование личности и характера человека
  • эстетического развития — осознания красоты вещей
  • социального развития — умения налаживать контакты в обществе


подвижные игры на свежем воздухе

По сути, игра — наверное единственный детский труд и за его действие ребенок берется без принуждения. В игре ребенок способен проявить себя со всех сторон. показать все те качества, которые мы ценим во взрослом человеке. Во время даже самой простой игры ребенок учится жить и приспосабливаться к жизни.

Замечено, что именно во время игры ребенок наиболее просто поддается обучению. Неважно в какой форме ему преподносить урок: вербально или невербально.

В игре ребенок учится оценивать происходящую ситуацию. Данный навык ему особенно пригодится во взрослой жизни принятия важных решений. Только в игре можно дать понять малышу, как необходимо сотрудничество и помощь окружающих. Как важно иногда уметь сдерживать себя и проявлять уважение к другим участникам игры.

Игра — это способ скрыть негативные и отрицательные эмоции и взамен выражать только доброжелательные чувства. Да и представить невозможно другую деятельность, способную принести ребенку столько радости и принести пользы для полноценного здорового образа жизни. Игры полезны в любом возрасте, как в яслях, так и в старших классах. Главное — учитывать особенности ребенка и чем старше участники, тем глубже игра должна погружаться в социальный смысл.



подвижные игры в помещении

Вы вольны сочетать несколько видов деятельности в игре, главное — не переусердствовать чрезмерной психологической нагрузки на ребенка.

Соблюдайте некоторые правила:

  • игра ни в коем случае не должна как-либо нарушать душевное равновесие ребенка
  • попробуйте не менять очень резко основные виды деятельности
  • не останавливайте резко игру, это травмирует детскую психику

10 подвижных игр для детей любого возраста

Нет такого ребенка, который не любил бы бегать и прыгать, резвиться и веселиться, смеяться и выполнять забавные задания. Существует ред закомплексованных детей, которые по разным причинам стесняются это делать, но тем не менее они так же в восторге от интересных игр. Подвижные игры должны всегда тренировать у ребенка:

  • ловкие умения
  • выносливость
  • быструю реакцию
  • моментальное реагирование
  • логику
  • внимание
  • умение быстро переключать сознание и мышление


подвижные игры для детей любого возраста

Подвижная коллективная игра «Гуси-лебеди»

Это популярная и очень известная игру. существующая не один десяток лет. игра хороша тем, что способна развивать моментальную реакцию у детей и тщательно тренировать выносливость у каждого участника. Она прекрасно подойдет для детей, старших шестилетнего возраста, способных различать команды и быстро реагировать.

Правила игры:

  • отделите зону на три участка: гусятник, поле и горы — это обязательное условие для игры
  • разделите всех участников игры (х может быть около двадцати и даже больше) на «гусей» и «волков»
  • объясните команды всем участникам, чтобы исключить недопонимание

Разместите всех участников по территориям:

  • «гусятник» — место обитания тех детей, кто воплощает в себе гусей
  • «поле» — место, где гуси пасутся и летают
  • «горы» — место обитания волков


команды для игры «гуси-лебеди»
  • По четкой команде «гуси-лебеди летите» все дети, выполняющие эту роль вылетают из «гусятника» на пастбище и летают там, махая крыльями и забавляясь
  • По команде «волки» гуси лебеди должны отправиться домой, а волки в то время пытаются схватить хотя бы по одному участнику-гусю
  • Выигрывает та команда, которая осталась не схваченная волками

Кроме выносливости, данное развлечение тренирует в детях координацию всех своих движений, ловкость движений и учит их правильно мыслить, планируя свои действия.

Подвижная игра со скакалкой «Удочка»

Это очень веселая игра, которая нравится абсолютно всем детям. Для нее не существует ни времени года, ни ограничений в возрасте. Учит данная забава детей быть выносливыми и точно координировать каждое свое движение. Преимущество игры в том, что ее можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении и для этого задействовать неограниченное количество детей.

Правила игры:

  • для игры необходимо обязательно иметь скакалку или длинную веревку с грузиком на конце
  • в игре есть один ведущий — вращающий скакалку, а все остальные — участники
  • ведущий определяет каков будет характер игры: соревновательный (то есть на выбывание) или развлекательный


подвижная игра «удочка»

Дети формируют круг. В центр круга становится один участник, который и водит скакалку по земле. Его задача вращать скакалку круговыми движениями. Остальные детки должны подпрыгивать в тот момент, когда скакалка касается их ног. Для этого ведущий должен четко предопределить границы территории и запретить остальным участникам за них выходить.

Если кончик скакалки попадает по ногам участника, который не успел либо не смог подпрыгнуть, он считается проигравшим. Тут можно выделить два отличия:

  • В соревновательной игре, каждый участник выбывает из круга постепенно, пока количество участников не сведет их к одному человеку
  • В развлекательной игре, место ведущего занимает человек,по чьим ногам стукнула скакалка и так игра продолжается до тех пор, пока не наскучит

Игра тренирует такие важные качества, как: выносливость, коллективность, быстрая реакция, а так же дает детям небольшую физическую нагрузку.

Развлекательная игра «Стулья» на природе и в помещении

Данная игра стара как мир. В нее часто играют на различных мероприятия взрослые, но начало она взяла свое еще в детском саду. Игра хорошо воспитывает в детях умение быстро реагировать, внимательно относиться к командам и окружающим, ловко выполнять движения. К сожалению, это не многолюдная игра и оптимальное количество участников в ней — около десяти человек.



игра «Стулья» на открытом воздухе
  • Каждый участник обязан иметь свой личный стул. Все стулья (или табуреты) ставятся в центр или по кругу
  • К общему количеству участников добавляется еще один — без стула
  • Все участники становятся в круг, обрамляющий круг из стульев
  • Задание участников по команде постороннего ведущего двигаться по кругу. Это может быть музыкальное сопровождение и танцы, а может быть команда «хаос», где каждый ребенок мечется и передвигается как ему удобно
  • Когда прозвучит команда «стулья» или музыка остановится — все должны присесть на стулья. Одному человеку не хватит места, он выбывает прихватив с собой стул
  • игра продолжается до последнего стула. Победителем становится тот, кто успел присесть

Такая игра больше всего подходит для помещения, где всегда можно найти музыкальное сопровождение и большое количество стульев.

Развлекательная игра на природе «Самый гибкий»

Данная игра очень интересна для детей более старшего возраста. Она тренирует в ребенке умение подстраиваться под условия, умение выгибать тело и координировать все свои движения. Проводить ее следует на природе, где можно найти два рядом растущих дерева. Между ними следует натянуть любую веревку, скакалку или резинку.

Каждый игрок должен пройти под данной веревкой. Здесь разрешается принимать участие неограниченному количеству детей. Сложность игры в том, что с каждым разом, после прохождения последнего участника, веревка опускается на двадцать сантиметров. И порой пройти под ней без сильного прогибания назад просто невозможно.



игра «самый гибкий»

Разнообразить игру можно добавив музыкальное сопровождение во время прогибания под веревкой, а усложнить, добавив еще несколько веревок в разных направлениях. Выбывает участник только тогда, когда задевает собой какую-либо сторону веревки.

Игра «самый гибкий» способствует развитию координирования каждого своего движения и умения проявлять ловкость в сложных ситуациях.

Игра для проведения на улице «Светофор»

Данная игра одна из самых популярных в детских садах и школах. Ее часто проводят и в оздоровительных лагерях,чтобы привлечь и как-то заинтересовать детей. Ее суть очень проста:

  • В игре может принимать участие неограниченное количество детей
  • Ведущий выполняет роль, так называемого «светофора». Он должен четко обозначить границы игры и показать их каждому участнику
  • Территория, предназначенная для игры делится на две половинки. Все участники собираются на одной стороне
  • «Светофор» становится ровно на границе двух половинок и поворачивается спиной к участникам
  • Задание «светофора» назвать один из цветов и резко повернуться к участникам
  • Каждый участник внимательно изучает свою одежду на имение этого цвета и если он есть у него — это проходной билет прямо на противоположную сторону
  • Остальные участники, которые не имеют данного цвета, должны пытаться всеми способами пройти на другую половину
  • «Светофор» пытается поймать кого-нибудь и если ему это удается, пойманный игрок либо выбывает, либо становится новым «светофором»


игра «светофор»

Игра учит детей быстро реагировать на обстоятельства и требует умения быстрого принятия решения, а так же ловкость.

Развлекательная игра «Охотники» для детей

Эту игру можно проводить как на свежем воздухе, так и в помещении. В ней может принимать участие неограниченное количество детей разного возраста. Особенность игры является ее главный атрибут — карточка. До начала игры ведущий перечисляет всех участников и записывает имя каждого на отдельной карточке. Карточки перетасовываются и даются детям для вытягивания.

Чтобы игра получилась забавной и интересной, обязательным условием является полное знакомство детей друг с другом. Только тогда они смогут реагировать должным образом. Всем детям нужно объяснить, что они — охотники. Задание охотника — поймать «дичь». Дичью является тот участник, имя которого написано на карточке.



игра «охотники» на природе

Во время первого розыгрыша игры дети еще не будут знать, что каждый из них одновременно и охотник и дичь. Все дети собираются на одной территории, желательно в это время включить музыку, чтобы они смогли танцевать. Все это время каждый охотник пристально и незаметно следит за своей дичью. Когда музыка заканчивается, охотники хватают дичь. Каково будет удивление и радость всех участников, когда они все вместе схватят друг друга и игра окончится дружными объятьями!

Игра организовывает вместе детей в один дружный коллектив, обучая их общению и способу взаимодействовать друг с другом, тренируя ловкость и быструю реакцию.

Подвижная игра с мячом «Горячая картошка»

Это очень простая и понятная всем игра. Она требует неограниченного количества участников и один мяч, который будет воплощать собой горячую картошку. Почему горячая картошка? — Задача детей молниеносно быстро передавать друг другу мяч, чтобы не «обжечься».

  • Все участники должны построиться дружно в один большой круг
  • Мяч передается быстрыми движениями от участника к участнику
  • Все это время передачу мяча может сопровождать веселая музыка
  • Когда музыка останавливается или же ведущий говорит простую фразу «стоп». участник у которого задержался мяч — выбывает
  • Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один участник — победитель


игра «горячая картошка»

Игра учит детей быстро реагировать на команды, координировать свои движения, проявлять ловкость, смекалку.

Подвижная игра для детей «Море волнуется»

Дети очень любят эту игру и ее успешно можно проводить как на улице, так и в помещении. Она позволяет детям развивать координацию движений, развивать эстетические навыки и тренировать гибкость.

  • Дети делятся на участников — «морские фигуры» и ведущего
  • Ведущий поворачивается спиной к остальным участникам и читает слова:
    «Море волнуется — раз,
    Море волнуется — два,
    Море волнуется — три,
    Морская фигура на месте замри!»
  • Во время чтения ведущим слов все дети выполняют танцующие движения и после окончания принимают любую форму
  • Ведущий оценивает красоту фигур и ходит между ними
  • Проигравшим оказывается тот участник, который пошевелиться или засмеется в то время, пока ведущий будет ходить между фигурами
  • Показывать одну и ту же фигуру несколько раз — нельзя


игра «море волнуется»

Подвижная игра «Кошки-мышки» для детей любого возраста

Эта игра очень популярна в детских садах и начальной школе. Это активное развлечение для детей любого возраста. Принимать участие в игре может неограниченное количество детей. Все они становятся в круг, заранее определив одного в роль «кошки» и еще одного в роль «мышки».

  • Все дети формируют круг и держатся за руке, как в хороводе
  • Мышка должна находится снаружи круга, а кошка — внутри
  • Задача кошки поймать мышку, а задача круга — не позволить это сделать
  • Именно тот факт, что дети держаться за руки — не дает кошке проникнуть в центр круга, они стараются препятствовать всеми способами
  • В это время движения мышки не ограничены и она свободно может передвигаться как в кругу, так и за его пределами
  • Когда кошка наконец-то поймает мышку, мышка принимает роль кошки, а все остальные участники выбирают мышку
игра «кошки мышки» на улице

Игра учит детей быстро реагировать, проявлять смекалку и координировать свои движения, плюс ко всему она учит детей общаться друг с другом.

Развлекательная подвижная игра «чернило и перо»

Эта игра предполагает большое количество детей для игры. Все они делятся на две команды равные по количеству, которые размещаются друг от друга на хорошем расстоянии. Все они становятся в шеренгу и держаться за руки.

  • Одна из команд читает слова:
    «Черное чернило, белое перо.
    Отдайте нам … (имя ребенка) и больше никого»
  • После этих слов названный ребенок разбегается и пробегает сквозь сомкнутые руки команды
  • Если ему удается разорвать цепь, он забирает одного из участников, которого коснулся и уводит его в свою команду
  • Если ему не удается разорвать цепь, он остается в противоположной команде
  • Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один участник


игра «черное чернило, белое перо»

Игра учит детей общаться в коллективе, быть одним целым и с точностью координировать свои движения.

Видео: «Подвижные игры для детей»