Уход и развитие ребенка 11 месяцев. Занятия для развития

За месяц до годика ребенок радует родителей скорее качественными показателями развития, чем количественными. Все те навыки, которыми овладел малыш за неполный первый год своей жизни, сейчас усиленно совершенствуются.

В одиннадцать месяцев режим дня у ребенка сдвигается в сторону сокращения дневного сна. Большинство детей в этом возрасте в течение дня имеют 2 сончаса, но некоторые малыши переходят на один дневной сон. Меняется и характер времяпрепровождения в течение дня, и поведение карапуза.

В 11 месяцев ребенок умеет уже столько всего, что с этого возраста он начинает постепенно отделяться от взрослого в социальном и бытовом плане. Мамы замечают, что им становится немного легче, ведь период полной зависимости малыша от взрослых остается позади.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Навыки в 11 месяцев

  • Одиннадцать месяцев – возраст первых шагов малыша. Вставать у опоры ребенок умеет уже давно, к 11 месяцам он уже хорошо натренировал ножки и способен достаточно шустро перемещаться вдоль опоры. Однако интерес и жажда познания зачастую настолько сильны, что, играя, малыш забывает, что уже не держится, и делает свои первые шаги без всякой поддержки. Обычно детки любят топать ножками и сами проявляют инициативу к ходьбе, призывая взрослого послужить опорой. Родителям стоит озадачиться покупкой качественной ортопедической обувью для малыша и набраться терпения, ведь ребенок передвигается на своих двоих еще очень неуверенно, ему постоянно нужна страховка. По теме:
  • Игры становятся сложнее. Разнообразные манипуляции с предметами, башенка из кубиков, складывание пирамидки – это часть того, что умеет ребенок в 11 месяцев. Появляются первые признаки сюжетно-ролевой игры, что сразу переводит ребенка на более высокую ступень развития. Малыши пробуют катать кукольную коляску, укачивать кукол в кроватке, кормить их. Все это ребенок повторяет, наблюдая за действиями взрослого. Именно через сюжетно-ролевую игру дети осваивают правила жизни в обществе, нормы социального взаимодействия и вырабатывают определенные стереотипы поло-ролевого поведения. И хотя в раннем возрасте ребенок еще не идентифицирует свою принадлежность к тому или иному полу, в сюжетно-ролевых играх поведение девочек и мальчиков заметно отличается уже сейчас.
  • Очевидным и заметным становится развитие мышления. Малыш овладевает простейшими мыслительными операциями, такими, как обобщение и конкретизация. Это означает, что он способен объединять предметы в группы по общему признаку и наоборот, вычленять единичные предметы из похожего множества. За этой сложной формулировкой стоит постоянно наблюдаемое в повседневной жизни явление. Например, если ребенка попросить подать мяч, не указав на конкретную игрушку, он может подать надувной мяч, резиновый, пластиковый шарик – все, что в его сознании попадает в категорию мячей. В то же время если родители дифференцируют игрушки по какому-либо признаку, то и ребенок учиться эти игрушки разделять. К примеру, если на полке сидят кукла Лена, кукла Маша и кукла Даша, малыш по просьбе принесет нужную куклу, сохраняя при этом понимание, что все это – куклы. Конечно, эти мыслительные операции еще не совершенны и ребенок может объединять предметы в группы по совершенно неожиданным признакам, понятным только ему, но все впереди.
  • Вместе с мышлением развивается речь. Одиннадцать месяцев – возраст появления так называемой автономной речи. Это очень важный этап овладения речью, поскольку он связан непосредственно с попыткой назвать словом предмет или действие. Название «автономная» детская речь получила потому что понимают ее только в пределах семьи. Это такой собственный язык, понятный только малышу и его родителям, человеку стороны практически невозможно понять, что хочет выразить малыш.
  • Кроме появления автономной речи, в речевом развитии есть еще одно новшество. Активное звукоподражание – то, что обязательно должен уметь ребенок в 11 месяцев. Как лает собачка, как мяукает кошка, как гудит машина и самолет, как звенит колокольчик – любые известные звуки малыш копирует, как может. Активизировать этот процесс можно с помощью специальных игр. Любимая тема – это, конечно, животные, но можно изображать звуки любых предметов.
  • Некоторые малыши радуют близких уже настоящими осознанными словами. Чаще всего это слова «мама», «дай», «на». Вообще, главный двигатель речевого развития – необходимость ребенку сообщить о своих потребностях, поэтому родителям важно перестать быть слишком понимающими и дать ребенку возможность самому что-то попросить или сообщить.
  • В 11 месяцев уже можно пытаться приучать ребенка к походам на горшок , тем более, если есть планы на детский сад. Обычно за месяц-другой малыши осваивают все премудрости этого процесса и сами начинают проситься в большинстве случаев. Однако если с горшком ребенок дружить категорически не хочет – это не страшно. Неврологи утверждают, что отделы мозга, отвечающие за приучение к туалету, полностью созревают только к 2-2,5 годам, поэтому до этого возраста огрехи и проблемы с горшком совершенно нормальны (См статью ).
  • Крепнут и развиваются навыки поведения ребенка за столом . В 11 месяцев дети уже готовы к употреблению пищи с общего стола: проявляют повышенный пищевой интерес, способны пережевывать и глотать кусочки. Многие детки в этом возрасте уже , пробуют самостоятельно кушать ложкой. Нередко для мамы это становится сигналом, что пора отучать детку от груди. Конечно, с точки зрения питания грудное молоко уже не является основным источником энергии, но с точки зрения отношений мамы и ребенка – это отличный способ одерживать контакт с малышом, поэтому слишком торопиться с отучением не стоит (См статью ).

Через месяц малыш задует первую свечку на торте и продолжит радовать маму и папу своими достижениями и умениями. Если в 11 месяцев ребенок еще не научился чему-то, он обязательно догонит своих сверстников в ближайшее время. (См статью

11-ый месяц в жизни малыша для многих родителей становится одновременно очень сложным и очень приятным: у них нет ни минуты покоя из-за попыток уследить за своим энергичным чадом, но в то же время, ребенок в 11 месяцев – это сплошное очарование! Большинство детей в этом возрасте необыкновенно энергичны, шаловливы и требуют постоянно внимания и присмотра, ведь им хочется как можно больше узнать об окружающем их мире, а возможности карапуза еще слишком ограничены, вот и приходится постоянно звать родителей на помощь. Зато большинство младенческих проблем и капризов уже позади, а до первых возрастных кризисов еще далеко и пока можно просто наслаждаться обществом своего малыша. В этом возрасте не стоит сильно беспокоиться, если ваш малыш еще не умеет ходить или самостоятельно есть ложкой, главное – знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, по мнению врачей и детских психологов, чтобы вовремя заметить признаки нарушения в развитии.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

К концу 11-го месяца ребенок обычно набирает 300-400 гр и прибавляет в росте 1-2 см.

К этому возрасту появляется некоторая разница в физическом развитии у мальчиков и девочек : представители сильного пола весят больше, около 10 кг, и немного «выше» — примерно 72-74 см, девочки чуть-чуть отстают от них – 9 и 70-72 см соответственно.

В 11 месяцев точно оценить физическое развитие малыша достаточно трудно, кто-то в этом возрасте уверенно ходит, может сам подниматься и спускаться по лестнице, а другие отказываются даже ползать, предпочитая все время находиться на руках или спокойно сидя в манеже. И то, и другое – вполне нормально для 11-тимесячного ребенка, поэтому родителям, обеспокоенным темпами развития их малыша, стоит ориентироваться только на те базовые навыки, которыми должны овладеть все дети этого возраста.

Они включают в себя : умение самостоятельно садиться и сидеть без опоры, попытки ребенка ползать, вставать и ходить, держась за прутья кроватки или манежа.

Также ребенок в этом возрасте должен ходить с поддержкой родителей и достаточно хорошо владеть своим телом – в 11 месяцев движения детей становятся более координированными. Они уже гораздо реже падают, врезаются в разные предметы и могут уверенно держать игрушки в обеих руках и перекладывать их.

Малыш в 11 месяцев должен быть очень активным и любознательным, родителям стоит насторожиться, если их ребенок не пытается выбраться из кроватки или манежа, не хочет слезать с рук и не пытается активно изучать окружающие его предметы. «Правильное» поведение почти годовалого ребенка – это постоянный поиск новых впечатлений, жажда открытий и общения , которая часто доводит родителей до исступления. Поэтому, если ваш ребенок начинает озорничать, сразу же как-то он проснулся, тут же переворачивает вверх дном весь дом, не отстает от вас ни на минуту и постоянно куда-то лезет, что-то разбирает и чем-то заинтересован, вам стоит порадоваться – он развивается, как раз, по возрасту.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 11 месяцев у большинства детей постоянно хорошее настроение, главное, вовремя их кормить и укладывать спать. Режим дня малышей в этом возрасте не сильно отличается: 4-5 разовое кормление, 1-2-х кратный дневной сон, а вот ночной сон может сократиться до 8-9 часов в сутки, в зависимости от того, сколько ребенок спит днем. К концу первого года жизни малыши постоянно радуют родителей и всех окружающих своими улыбками, пением, первыми словами и звонким смехом, при этом не забывая громко кричать и плакать всякий раз, когда сразу не получают желаемого. Но справиться с капризами и плохим настроением ребенка в 11 месяцев не так уж сложно – их легко отвлечь, переключив на какой-то другой предмет или игрушку или предложив капризуле поиграть, побегать или попрыгать.

Одиннадцатимесячный малыш уже умеет очень много – он складывает пирамидки, собирает кубики, умеет есть с ложки и может катать мячик и машинки. В этом возрасте дети не просто играют с игрушками, у них появляются первые заметные предпочтения, например, любимый заяц или машинка, с которыми малыш не расстается. А также они учатся играть в сюжетные игры: качают и кормят куклу, гудят и «бибикают» катая машинку, что-то «пишут» и рисуют» пальчиковыми красками и фломастерами.

Многие дети уже не только произносят разные звуки и звукосочетания – это входит в обязательный «минимум» к 11 месяцам, но и пытаются проговаривать первые слова : «мама», «папа», «баба» и так далее. Причем научившись произносить какое-то слово малыш будет обозначать им не только сам предмет или человека, но и все остальные действия и вещи, как связанные с ним. Например, слово «мама» будет обозначать саму маму, ее платье или купание ребенка, ведь оно всегда происходит с мамой! Также многие дети, научившись произносить какое-то слово, через несколько дней перестают повторять его, утрачивая к нему интерес, и учатся говорить что-то новое, беспокоиться в таких случаях не стоит – через некоторое время ребенок начнет употреблять все слова, которые сможет произнести.

В период активного речевого развития ребенка очень важно, чтобы он слышал только правильную, четкую речь – никаких ласкательно-уменьшительных окончаний и «присюсюкиваний» быть не должно , это может затормозить речевое развитие и стать причиной коверканья слов ребенком.

Для ускорения развития речи необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и читать ему детские стихи и книжки с картинками, так у него не только вырабатывается чувство ритма, он еще и учится соотносить изображенные на картинках предметы с их звуковым обозначением.

В 11 месяцев малыш становится несколько самостоятельнее, он уже не хочет все время проводить наедине с мамой и близкими родственниками, его интересуют и другие люди, в первую очередь дети – ровесники и малыши постарше. Ребенок может с интересом следить за их действиями, подражать им или пытаться подружиться с детьми. Но родителям стоит в это время быть постоянно настороже и не оставлять детей одних – малыши могут ударить или укусить друг друга, подраться из-за игрушки или заинтересоваться глазками, волосами и другими частями тела друг друга.

По мнению педиатров, здоровый 11-ти месячный ребенок должен уметь:

  • самостоятельно вставать и садиться, ходить с поддержкой;
  • пить из чашки, есть из ложки;
  • знать назначения бытовых предметов и уметь ими пользоваться – то есть, если вы даете ребенку чашку, он пытается из нее пить, а если расческу – то проводит по волосам;
  • держать игрушку пальцами, а не всей ладонью;
  • собирать пирамидки, ставить кубики один на другой, открывать и закрывать коробочки;
  • показывать на картинках и приносить по просьбе взрослого игрушки, предметы обихода и так далее;
  • понимать обращенную к нему речь взрослого и выполнять несложные поручения – «дай мне мячик», «покажи, где у нас кроватка», «пойдем гулять» и так далее;
  • ориентироваться в своем доме, знать, где что лежит и уметь использовать предметы по назначению;
  • произносить первые слова и обозначать звуками свои действия и действия окружающих.

Мальчики и девочки в 11 месяцев

В 11 месяцев становится заметна разница не только в физическом развитии детей разного пола, меняется и их поведение и привычки. Заметнее всего эти изменения в выборе игр и игрушек мальчиков и девочек. Малышки предпочитают мягкие игрушки, куклы, коляски и так далее, они с восторгом укачивают пупсов, пытаются их кормить, им нравятся яркие бусы, красивые платья, а некоторые модницы даже уже пытаются воспользоваться маминой помадой или украшениями.

11 МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ РЕБЕНКА В 11 МЕСЯЦЕВ

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать, ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

ВИЖУ, СЛУШАЮ, ОЩУЩАЮ…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

ЗАНЯТИЕ С РЕБЕНКОМ 11 МЕСЯЦЕВ

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Остался месяц до торжественного юбилея малыша – первой годовщины. За это время он очень изменился, многому научился. Кроха радует первыми шагами и словами. Рассмотрим главные показатели, которыми характеризуется развитие ребенка в 11 месяцев.

В одиннадцать месяцев у малыша сформирован крепкий мышечный корсет, что позволяет ему удерживать свое тело вертикально, стоять на ножках и делать первые шаги.

К этому возрасту большинство грудничков может похвастать . У кого-то их четыре-шесть, а кто-то не обзавелся ни одним. И тот, и другой вариант относится к норме. Беспокоиться можно, если к году у ребенка не появится ни одного зубика. В этом случае понадобится консультация педиатра.

За одиннадцатый месяц дети в среднем набирают 400 гр в весе и до 1,5 см в росте. Нормальный вес крохи может колебаться от 6,9 кг до 11,2 кг, а рост - от 69 до 79 см. Девочки в среднем немного мельче мальчиков.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

В 11 месяцев кроха уверенно стоит и ходит, держась за руку. Некоторые делают первые шаги без поддержки. Малышу удается самостоятельно присесть из положения стоя, долго сидеть и уверенно ползать на четвереньках. Он очень активен и подвижен.

К этому возрасту развитие мелкой моторики рук позволяет ребенку уверенно удерживать предметы в руке. Он пытается держать ложку и набирать ею еду, способен несколькими пальчиками поднять с пола мелкие предметы.

Карапуз уверенно манипулирует игрушками. Его начинают интересовать кубики, пирамидки, коробочки, мячи, куклы и машины.

Одиннадцатимесячному малышу нравится музыка, он с радостью пританцовывает в такт понравившейся мелодии. Кроха способен выполнить несложные просьбы. Например, показать предметы, помахать ручкой, похлопать в ладоши, дотронуться до носика и т. д.

В этом возрасте в речи ребенка появляются первые короткие слова. Он хорошо понимает значение слов, обращенных к нему, а также интонацию и настроение мамы при общении с ним.

Психическое развитие

Психическое развитие малыша в 11 месяцев характеризуется следующим:

  • Кроха уже знает несколько простых слов, которыми обозначает предмет или действие, и много повторяет за взрослыми.
  • Ребенок способен хитрить. Например, способен капризничать для того, чтобы мама быстрее подошла к нему. Он понимает, что при помощи плача и крика можно манипулировать взрослыми.
  • Малыш понимает обращенную к нему речь, способен уверенно показать согласие или выразить свой отказ.
  • Карапуз хорошо понимает похвалу. Ему нравится и он ищет одобрения родителей.
  • Малыш начинает понимать игру. Он получает удовольствие от простейших игр (например, пряток, ладушек), начинает участвовать в ролевых играх (качает куклу, катает коляску).
  • Кроха становится сообразительнее. Он способен открыть коробку, достать предмет, перевернуть его.

Как определить, что ребенок в 11 месяцев не отстает в развитии?

Показатели развития малыша для любого возраста, описываемые в литературе, усреднены. Ребенок же развивается по индивидуальному графику. И если кроха немного не вписывается в средние показатели, не стоит паниковать. Мама должна это понимать.

Развитие одиннадцатимесячного малыша соответствует норме, если он:

  • уверенно сидит, ползает и стоит;
  • способен повторять действия взрослых (есть ложкой, причесываться);
  • реагирует на простые просьбы мамы (показать предметы, части тела);
  • может сложить несколько кубиков или проявляет интерес к пирамидке.

Питание и уход

Чтобы ребенок 11-ти месяцев получил гармоничное развитие - важно правильное питание и уход.

Как и раньше, утро малыша начинается с умывания и расчесывания. Необходимость подмывания крохи после каждого туалета сохраняется. Проходит потребность в ежедневном купании. Но, чтобы создать определенный вечерний распорядок перед отходом ко сну, регулярность этой процедуры можно сохранить.

Закаливание, массаж и ежедневная гимнастика принесут пользу ребенку в 11 месяцев. Закаливающие процедуры включают проветривание в комнате, воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе, .

Изменения касаются не только показателей развития ребенка 11 месяцев, но и его рациона. В этом возрасте малыш может усваивать многие продукты. Но знакомство с некоторой пищей лучше отложить на более поздний срок (цельное молоко, орехи, грибы, морепродукты, жирное мясо).

Еду для малыша измельчают. Предпочтительно отваривать, тушить или готовить пищу на пару. Жареные блюда не подходят для питания ребенка в 11 месяцев. Еду не солят, не добавляют специи и крахмал.
Малыш ест 5 раз в сутки. Грудничкам после каждой еды можно давать мамино молочко, если у крохи есть такая потребность.

Рацион состоит из каш, фруктовых соков, мясного и овощного пюре, яичного желтка, кисломолочных продуктов, творожка, супчиков на овощном бульоне, молочной смеси или грудного молока.

Режим дня

Режим дня малыша в 11 месяцев имеет следующие особенности.

В этом возрасте проявляются индивидуальные наклонности крохи. Кто-то любит поспать подольше ночью, поэтому дневной сон смещается на более позднее время. А кто-то просыпается рано, следовательно, раньше ложится отдыхать днем. Поэтому маме одиннадцатимесячного карапуза приходится подстраиваться под биоритмы ребенка, чтобы не навредить его эмоциональному и физическому состоянию. Это не означает отсутствие необходимости распорядка дня, но нужно учитывать предпочтения ребенка.

Ночной сон становится более спокойным и продолжительным. В этом возрасте грудничок может проспать непрерывно до 10 часов. Число ночных кормлений сокращается. У малыша сохраняется потребность в двухразовом дневном отдыхе.

Как помочь малышу развиваться?

Главным учителем крохи остается мама. Несмотря на то, что он подрос, научился ползать, а может быть и ходить, малыш очень нуждается в близости с мамой. Поэтому, как и раньше, ребенка по возможности нужно брать на руки.

Мама должна поддерживать развитие речи. Нужно стараться понимать малыша, даже если его речь совершенно неразборчива. Актуальными становятся игры, развивающие речь. Множество примеров представлено в специальной литературе или сети интернет.

Например, можно называть все действия во время любой игры, особенно подчеркивая существительные. В игровой форме кроха легко запоминает слова. Можно разыгрывать короткие жизненные сценки с участием ребенка.

Речь малыша в 11 месяцев развивается не только во время игры, но и в повседневной жизни. Рекомендуется много говорить с крохой, называя свои действия и предметы.

Большую помощь в развитии ребенка оказывают книги. Они должны быть красочно иллюстрированы.

Речевое, психологическое и умственное развитие ребенка связано с мелкой моторикой. Поэтому особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Малыша можно начинать обучать рисованию и лепке.

Некоторых родителей может беспокоить то, что ребенок в 11 месяцев прекрасно ползает и при этом совершенно не стремится ходить. Мамы пытаются «помочь» малышу пойти. Не стоить переживать и ориентироваться на соседского ребенка. В этой ситуации нужно продолжать заниматься гимнастикой и проводить массажи малышу.

Разница в развитии между мальчиками и девочками

Распространено мнение, что ближе к году мальчики сильно отличаются в психологическом и физическом развитии от девочек. Это не совсем так. Скорее, различия лишь намечаются, но проявляются редко. Мальчики в 11 месяцев в большинстве своем крупнее девочек. Но может быть и наоборот, что тоже является нормой.

Считается, что психологически девочки развиваются быстрее мальчиков. Но это не относится к возрасту 11 месяцев. Развитие в этот период зависит от индивидуальных особенностей, окружающей среды, а не от пола младенца.

Наиболее заметные различия проявляются в поведении ребенка. Особенно это заметно, когда малыш выбирает игрушки. Уже в этом возрасте девочки предпочитают кукол, а мальчики - машины. В одиннадцать месяцев девочки могут подражать маме. Им нравятся яркие аксессуары, бусы, браслеты, ленты.

Мальчики чаще играют не в сюжетные игры, а подражают. Они могут играть мячом или с машиной, озвучивая ее. Чаще половые различия проявляются в общении малыша со сверстниками. Мальчики контактнее, но могут и подраться. Девочки спокойнее, любят играть со старшими детками, но им тяжелее начать играть с другим ребенком.

Это очень усредненные характеристики. На практике развитие малыша, особенности его характера в 11 месяцев не определяются его полом. Настоящие различия проявятся несколько позже.

Любые показатели, характеризующие развитие малыша в 11 месяцев, являются усредненными. Некоторые детки могут незначительно отставать от своих сверстников, а кто-то опережать. Если такие отклонения не беспокоят педиатра, маме не стоит переживать.

Полезное видео о развитие ребенка в 11 месяцев

Мне нравится!

Ребенку исполнилось почти год – это уже человек со своими предпочтениями и привычками. Развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется проявлением самостоятельности, характера, выражением собственного мнения.

Развитие ребенка в 11 месяцев – изменение тела, роста и веса

Средний показатель веса 8-12 килограммов при росте 70-80 сантиметров, незначительные отклонения не являются поводом для беспокойства.

Вес и рост ребенка в 11 месяцев, таблица по данным отечественных педиатров

Рост и вес ребенка в 11 месяцев, норма по данным ВОЗ


В это время практически все малыши имеют около шести зубов или даже больше, пищеварительная система стала полностью развитой. Когда вашему ребенку 11 месяцев, режим дня подстроить, практически не удается. Нужно ориентироваться на биологические часы крохи, чтобы не создавать организму стрессовую ситуацию.

Что умеет делать ребенок в 11 месяцев

11 месяцев ребенку – период активного знакомства с новыми словами с использованием книжек и интерактивных игрушек. Кроха хорошо произносит слоги, и даже отдельные слова. Не забудьте приготовить камеру и запечатлеть первые шаги малыша. В возрасте около года детки прекрасно манипулируют родителями, учатся дружить с другими детьми, вместе играть. Некоторые уже просятся на горшок, если этого не произошло, нужно активно заняться приучением к горшку.

Питание ребенка в 11 месяцев

Так как в этом возрасте у всех новорожденных уже есть зубки, меню ребенка в 11 месяцев максимально разнообразно. Уже можно отказаться от протертого пюре и измельченных каш.

Включите в рацион:
— рыбные и мясные паровые котлетки;

— порезанные кубиками отварные овощи;

— целые фрукты;

— творожок, йогурт;

— обычные каши;

— кисель, компот, сок.

Если ребенок отказывается кушать какой-либо продукт, следует на время от него отказаться.

Развивающие занятия

В 11 месяцев дети с удовольствием ездят в автомобиле и ходят с мамой в магазин за покупками. Ему нравится знакомиться с детьми и заводить друзей.

Поиграйте с малышом в куклы, ее можно кормить, переодевать, укладывать спать. У ребенка уже есть чувство юмора, поэтому создавайте смешные ситуации и увидите, как заразительно хохочет ваш малыш. Покажите ему, как нужно отбивать ритм на игрушечном барабане, приобретите заводные игрушки. Играйте в мяч, кубики, мягкие игрушки, вместе читайте книжки, придумайте веселые игры во время купания.