Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать. Как усыновить ребенка из детского дома

Большинство людей желает реализоваться в качестве родителей. Но если это по каким-то причинам невозможно естественным путем, можно взять ребенка из детского дома на усыновление .

Поиск ребенка по базе данных: где брать информацию о детях, нуждающихся в семье

Данные о детях, нуждающихся в семье, есть в региональной базе данных или в ООП по месту расположения конкретно выбранного детдома.

На основании выданного заключения будущим усыновителям предоставят доступ к базе данных с фотографиями , где можно выбрать одного или нескольких претендентов из детей, с которыми можно будет получить свидание и пообщаться, попытаться найти общие точки соприкосновения.

В базе данных будут сведения о наличии родственников, об отношениях малыша с ними . Также будут отметки о том, выбрал ли кто-то данного ребенка и занимается оформлением. Все вопросы можно будет уточнить у работника ООП.

Кандидат в родители сможет встретиться только с одним из детишек, одновременно с несколькими воспитанниками свидание нежелательно и поэтому невозможно. Бывает, что сразу же устанавливается контакт и вопрос выбора практически решен, а многие хотят посмотреть всех, кого присмотрели, и только потом делают окончательный выбор.

Если претендент на роль усыновителя не явился в назначенное время на встречу с малышом дважды, его отстраняют от процесса выбора как ненадежного и безответственного человека, если нет объективных причин, помешавших прийти на встречу.

После получения разрешения на усыновление от опеки и попечительства, на выбор малыша отводится три месяца.

Какие нужны документы, чтобы взять малыша?

Как только выбор сделан, можно отправляться в суд с заявлением, содержащим просьбу о выдаче решения на усыновление. Представительство опеки и попечительства в судебном процессе обязательно .

Вот список бумаг, без предоставления которых процесс не реален:

  • справка с места работы (о должности, на которой числится будущий родитель, и доходах);
  • результаты медицинского освидетельствования на предмет общего состояния организма;
  • документ об отсутствии судимости ;
  • подтверждение санслужбы о возможности проживания ребенка по санитарным нормам на принадлежащей будущему родителю жилплощади;
  • , свидетельствующие о праве собственности на жилье;
  • при усыновлении одним из четы письменное согласие другого;
  • при усыновлении семьей – копия свидетельства о браке ;
  • характеристика с места работы ;
  • копия лицевого счета о состоянии оплаты коммунальных услуг (выдается расчетным центром или жилуправлением);
  • автобиография , написанная от руки или отпечатанная;
  • паспорт как удостоверение личности, и его копия.

Теперь к уже собранному пакету бумаг нужно приложить согласие руководства детского учреждения

Если ребенок старше 10 лет, то при ведении процесса по усыновлению суд должен учесть его пожелания.

При положительном исходе суда нужно подождать, пока решение вступит в законную силу, и можно забирать ребенка домой, а затем откорректировать в ЗАГСе документы.

Будут ли выплаты родителям?

С момента решения суда и внесения необходимых корректив в паспорта усыновителей, получения свидетельства о рождении ребенка на новую фамилию новоиспеченные родители имеют право получать соответствующие выплаты .

Кстати, при сохранении фамилии малыша той, которая была в детдоме, выплаты обязательно производятся. Главное условие — установление судом усыновления.

Так как усыновленный малыш по закону считается кровным, то все положенные родителям выплаты на ребенка государство обязано перечислять.

Усыновление ребенка одинокой женщиной

Не состоящая в браке женщина также имеет право стать матерью воспитаннику детского дома .

Мать-одиночка должна понимать, что к ней будет более пристальное внимание ООП по следующим моментам:

  • обеспеченность материальными средствами;
  • есть ли помощники в деле взращивания ребенка, если мать работает;
  • кто подстрахует в случае форс-мажора (болезнь, необходимость отъезда на некоторое время и прочее);
  • при возможном изменении статуса матери-одиночки (в случае, если мать выйдет замуж ), что может ожидать малыша.

Стоит помнить, что будут частыми и всесторонними проверки ООП и прочих органов, так что одинокая женщина должна набраться мужества и терпения, если решила взвалить на себя груз материнства.

Не нужно думать, что отношение к одиноким матерям пристрастное, нет – работники опеки и попечительства постоянно контролируют, что малыш обеспечен не только заботой и любовью, но и необходимым материальным достатком .

Судебная практика: какие сложности возникают в процессе оформления документов?

Неоспоримо, что жить малышу в семье предпочтительнее, чем делить кров с такими же обездоленными воспитанниками детдома. Но практика показывает, что иногда усыновителю сложно доказать свое соответствие всем требуемым законом параметрам .

Так, семья Г. получила одобрение ООП на возможность усыновления, подобрала себе в детдоме девочку, с которой сразу же сложились очень хорошие отношения. Девочке было 10,5 лет, и на суд был приглашен ее отец.

Отец отбывал наказание в местах лишения свободы, когда , а дочь поместили в детский дом. После освобождения отец никакого участия в жизни дочери не принимал.

В суде отец стал рыдать, умоляя девочку простить его и обещая забрать ее. Ребенок растерялся, не зная, как поступить. Суд не дал разрешения на удочерение девочки, и она осталась в детском доме.

Проблемой здесь стало право родителей, независимо от их социального статуса, присутствовать на заседании суда .

Оказалось впоследствии, что мужчина постоянного места работы не имеет, проживает на жилплощади своей сожительницы. Ребенок продолжает находиться в детском учреждении.

Часто порядочные, добросердечные люди, нашедшие себе маленького человечка в детдоме и желающие взять ребенка из детского дома, не могут преодолеть формальности закона на усыновление по той простой причине, что у них есть квартира с проходными комнатами.

Это непозволительно (по критериям органов опеки) – малыш должен жить в отдельной комнате. И остается дитя в общей спальне детского учреждения, не обретя новой семьи.

Но требования закона выполнять обязаны все , так что те, кто решился обзавестись дочерью или сыном через ООП и суд, должны учесть все свои реальные возможности. Если все документы в порядке, то стать родителями, оформив усыновление, вполне реально .

Для тех, кто собирается усыновить ребенка из детского дома , предлагаем посмотреть видео и еще раз ответить себе на вопросы: «Хотите усыновить ребенка? А вы уверены?»:

Демографические проблемы, связанные с низкой или повышенной рождаемостью, постепенно сменяют себя на протяжении десятилетий. Неизменным остается только количество сирот в детских домах - оно всегда достаточно большое. Детям, оставшимся без родителей, одного сочувствия будет крайне мало, ведь они так нуждаются в родительской заботе, теплоте и ласке.

Несомненно, принятие решения о воспитании чужого ребенка из детского дома предполагает благородную цель, но она требует от приемных родителей большой ответственности. Если вы усыновили или удочерили ребенка из детдома, вы не сможете однажды отказаться от него, если вдруг когда-нибудь передумаете или разочаруетесь в идее воспитания чужого ребенка.

Приемный ребенок должен стать полноценным членом семьи. Кроме того, отношения между приемными родителями и ребенком из детдома должны установиться таким образом, будто он родился в этой семье. Так ли это просто на самом деле? С какими проблемами и трудностями предстоит столкнуться родителям, принимающим в свою семью «детдомыша»? Об этом поговорим в этой статье.

Какие семьи берут ребенка из детского дома?

Как свидетельствуют данные статистики, чаще всего желание усыновить ребенка появляется у двух категорий семей.

Бездетные семьи. Если родителям очень хотелось бы иметь и воспитывать ребенка, но при этом по каким-либо причинам они не могут иметь собственных детей, чаще всего они обращаются в детские дома, чтобы взять оттуда сироту. В большинстве случаев бездетные родители выбирают совсем маленьких детей, чтобы испытать радости воспитания ребенка с его младенческих лет.

Иногда люди, взявшие ребенка из детдома в раннем возрасте, не рассказывают ему о том, что они приходятся ему ненастоящими родителями. Он может никогда не узнать об этом, узнать случайно или же со временем. Если родители планируют раскрыть ребенку свою «тайну», следует подготовить к этому ребенка заранее.

Семьи с детьми. Более редкая категория родителей - пары, у которых уже есть дети. Если материальное положение позволяет обеспечивать большую семью, родители берут ребенка из детдома ради благородной цели - воспитать сироту в теплом семейном кругу, где есть другие дети.

Преимущество такой семьи в том, что ребенок общается со своими неродными братьями и сестрами на равных как полноценный член семьи, чувствует себя очень комфортно и воспринимает окружающих как родных.

Задача родителей в данном случае - стереть все возможные психологические границы между родными и неродными детьми, потому что отношение к ним должно быть одинаковым.

Как вести себя с приемным ребенком из детдома?

Стать отцом или матерью приемного ребенка из детского дома можно, если вы имеете материальные средства, чтобы обеспечивать его. Также важно официально состоять в браке и иметь жилищные условия, где сможет проживать ребенок. Родители не должны иметь судимость, психические заболевания. Если ваш брак с мужем (женой) пока еще не был оформлен официально, необходимо это сделать перед усыновлением ребенка.

Что касается психологической стороны вопроса усыновления, здесь необходимо подойти к проблеме основательно и со всей ответственностью. Если вы решили усыновить или удочерить ребенка из детского дома, нужно придерживаться нескольких прицнипов.

Принять ребенка таким, какой он есть. Когда вы планируете принять чужого ребенка в свою семью, у вас конечно же будет возможность предварительно познакомиться и пообщаться с ним, чтобы понять, сможете ли вы стать для этого ребенка родителем. Однако нередко чужой ребенок начинает проявлять особенности своего характера не сразу, а в течение первых месяцев или лет проживания в новой семье.

Это происходит, когда вы взяли из детдома ребенка старшего возраста, формирование личности которого уже началось на этапе жизни в детском доме (например, если ребенку уже больше 4-х лет).

Столкнувшись с какой-либо отрицательной чертой характера в ребенке, некоторые приемные родители впадают в отчаяние, серьезно разочаровываются в нем, опускают руки и пытаются вернуть ребенка обратно в детский дом, забывая о том, что ребенок не вещь, а живой человек, такая же мыслящая личность, как и взрослые.

Поэтому, принимая ребенка в семью, вы должны быть готовы ко всем трудностям, к сложному характеру и нестандартному поведению с его стороны. Ваша задача как «родителя» - направить воспитание ребенка в правильном русле, помочь ему справиться со своими проблемами. При необходимости посетить детского психолога.

Научиться воспринимать ребенка из детдома как родного. В независимости от того, есть у вас в настоящий момент родные дети или нет, необходимо создать в семье все условия, в которых ребенок из детдома будет себя чувствовать максимально комфортно. Если приемный ребенок чувствует себя «вашим», называет вас «папой» («мамой»), относится к вам как к настоящим родным родителям, можете считать, что вам удалось создать эти условия.

Однако такие родственные отношения в большинстве случаев возникают далеко не сразу после усыновления. Для этого пройдет определенное время. Вы и ваш приемный ребенок должны успеть привыкнуть друг к другу, только потом начнется психологическое сближение.

Стать для ребенка другом . Как родители относятся к родному ребенку? Они выражают свои чувства не только в заботе о нем: необходимо стать для ребенка самым преданным и первым другом, к которому он всегда сможет обратиться за помощью или с просьбой получить совет.

Чтобы заслужить доверие ребенка (родного или приемного), разговаривайте с ним как со взрослым, интересуйтесь, что его волнует, делитесь с ним собственными впечатлениями от проведенного дня (от увиденного и т.д.) и узнавайте, какие впечатления появились у него.

Необходимо принимать активное участие в его жизни, играх, разделять его интересы или хотя бы спрашивать о них. Ребенок будет чувствовать, что вы полностью открыты для общения с ним.

Если у вас возникают серьезные трудности в отношениях с приемным ребенком из детского дома, обратитесь к семейному психологу или детскому психотерапевту. Специалист поможет вам установить связь друг с другом, найти путь к взаимопониманию и решению проблемы. Также вы можете на нашем сайте.


Воспитание усыновленных детей — дело очень сложное и неоднозначное. Попробуем рассмотреть его более конкретно. Поскольку я много работала в Доме ребенка, а также занималась вопросами усыновления, мне есть что сказать и показать будущим родителям, просто даже анализируя ситуации изнутри восприятия ребенка и будущих родителей.

Когда я пришла работать в Дом ребенка, там была очередь на усыновление детей. Будущие родители ждали по 5 лет свою очередь. Процесс усыновления был долгий, сложный. В годы перестройки все изменилось. Отдавать детей в семью стали быстро и много. Больных и здоровых. Нашим и иностранцам. Образовался поток усыновителей.

Усыновление — сложный и длительный процесс

Будущие родители должны представлять себе ожидающие их трудности и быть готовыми их преодолевать. Только тогда они смогут воспитать здорового и полноценного ребенка.


Люди, которые мечтают усыновить малыша, хотят сделать благое дело. Они искренне желают ему добра, хотят, чтобы он стал их любимым ребеночком. Но вдруг оказывается, что славный человечек на глазах превращается в озлобленного зверька. Он ничего не хочет. Не ест. Не спит. Капризничает. Падает на пол и закатывает истерики. Наконец заболевает и дает невротические реакции. Родители пугаются. Что делать? Как со всем этим справиться?

Трудности социальной адаптации

Всего этого можно избежать, если правильно действовать в адаптационный период. Будущим родителям не нужно торопиться забрать ребенка домой. Лучше в течение 2-3 месяцев посещать его в Доме ребенка. Играть с ним, гулять, держать на руках. Наблюдайте, какой он, что он любит, чего не любит. Как себя ведет — отдельно от других детей. Завязывайте с ним личностные, эмоциональные связи.

Больше общайтесь с ребенком. Пусть ребенок ждет вас, радуется вашему приходу. И дело не в игрушках и подарках. Дождитесь, чтобы у ребенка появилось чувство защищенности и безопасности именно в присутствии вас. И только после этого можно взять малыша к себе в гости. Затем на выходные, праздники. После того, когда ребенок будет стремиться домой, оставить его на более длительное время.

Если в течение первого месяца ребенок станет плаксивым, раздражительным, хорошо бы поехать с ним в гости к деткам Дома ребенка — это часто снимает напряжение. Пусть вас это не пугает. Благодаря особенностям нервной системы детей до трех лет, их нарушенное поведение можно легко восстановить при своевременном и правильном воспитании.

Малышей усыновляют чаще

Из Дома ребенка детей усыновляют намного чаще, чем из детских домов и интернатов. Так как чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новым условиям, тем легче его полюбить, тем лучше он будет развиваться. И тем не менее воспитывать детей, лишенных родителей, — сложно. Это трудные дети. С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, у детей Дома ребенка потеряно чувство защищенности и безопасности, которое дает ребенку мать. Приемным родителям нужно много потрудиться, чтобы отогреть малыша, вернуть ему это чувство и получить от него кредит доверия .

Особенности детей Дома ребенка и как с этим быть

Дети Домов ребенка быстро устают и возбуждаются. Им трудно привыкнуть к новым людям, новым условиям. У одних это проявляется как негативизм — отрицание всего и вся. У других — крик, плач, излишняя навязчивость. Детям Домов ребенка не хватает ярких впечатлений, они не знают многих бытовых предметов, с которыми знакомы дети из семей с первых дней жизни.

Родителям желательно больше гулять с ребенком, путешествовать, и не в коляске, а пешком. Тогда ребенок сможет больше увидеть, потрогать то, что его заинтересовало. Малыш может сорвать травку, цветок, поднять камешек, потрогать собачку и так далее.

Также им недостаточно ласки, внимания, любви. Дети никогда не бывают одни, не могут уединиться, устают от большого количества детей, взрослых, от шума, собственного крика. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния. Достаточно закричать, заплакать одному ребенку — все дети группы начинают кричать вместе с ним.

Действия родителей

Усыновленные дети очень нуждаются в повышенном внимании, ласке, прикосновениях. Их нужно как можно чаще обнимать, целовать, носить на руках, гладить. Особенно это необходимо детям с кожным вектором, они приходят к психологическому комфорту, когда их гладят или делают массажики.

Понаблюдайте, чем ребенок займется без вашего участия. Будет ли он рассматривать книжку, рисовать, строить постройку из кубиков или бегать, прыгать, кричать. Так вам будет легче определиться с его векторами и понять, как быстрее его адаптировать и максимально развить таланты.

Нежелательно с первых дней знакомить с большим количеством людей, родственников, других детей. Постепенно расширяйте круг общения малышу. Так как ребенку нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Поверить в то, что у него есть своя мама, которая любит, которая не оставит, которая всегда с ним. Нужно постараться и дать ему недостающее чувство защищенности и безопасности. Иногда на это уходит месяцы и даже годы.

Если у ребенка рассеянное внимание

У детей из Дома ребенка часто бывает рассеянное внимание. Они не могут удерживать свое внимание на определенном предмете, игрушке, задании достаточное количество времени. Это происходит потому, что у этих детей более медленный темп обучения, они нуждаются в более длительном повторении одного и того же задания, занятия. Медленно формируются психические процессы — память, внимание, мышление.


Родителям нужно привлекать внимание ребенка к предмету разнообразными способами. Рассматривать, трогать, пробовать на вкус, двигать, прятать, находить. Нежелательно предоставлять ребенку сразу много игрушек, так как это не позволяет сосредоточить внимание. Ребенок хватает все сразу, бросает, перебирает, ломает, но не умеет заняться одной игрушкой. В любом случае усыновленные дети больше всего нуждаются в душевном тепле и внимании взрослых. Если вы будете вместе играть и принимать ребенка со всеми его особенностями, постепенно внимание будет улучшаться.

Гибкий режим дня

При всей любви, ласке и внимании родителям необходимо соблюдать и разумную строгость, и режим дня. Многие дети Дома ребенка физически ослаблены, режим дня для них просто необходим.

Его можно приспособить к своим возможностям, образу жизни. Режим может быть гибким, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особенно он нужен детям с кожным вектором. Ведь дети с кожным вектором нуждаются в ограничении, чтобы правильно развивались его свойства. Подробнее об этом можно почитать в статье .

«Вредные» привычки или «госпитализм»

В результате подражания друг другу у детей могут легко возникнуть вредные привычки и стереотипные движения. Этому способствует утомление, незанятость, долгое ожидание внимания, неинтересные занятия. Некоторые дети имеют привычку качаться, сосать пальцы, тереться или стучать головой или другими частями тела о кроватку, стену; это происходит от недостаточного внимания, так называемый «госпитализм».


Госпитализм — это дефицит общения ребенка с близкими взрослыми. Это медицинский термин. С точки зрения системно-векторной психологии — это следствие потери чувства защищенности и безопасности ребенка в младенчестве, его изоляционность. Многие дети Дома ребенка постоянно хотят есть, любят много сладкого. Этим они восполняют недостаток любви, внимания, прикосновений. Родители не должны позволять злоупотреблять едой и сладостями. Лучше заменить их любовью, эмоциональной связью и нежностью.

Тихая музыка способствует засыпанию

Детей нужно оберегать от утомления и переутомления. Соблюдать режим, вовремя укладывать спать. Если ребенок трудно засыпает, можно дать ему мягкую игрушку в кроватку (особенно, если у него есть зрительный вектор). Можно включать спокойную классическую музыку — это способствует засыпанию (детям со звуковым вектором это полезно с точки зрения наработки навыка сосредоточения). В Домах ребенка это, к сожалению, не очень практикуется, но в семье можно легко организовать. Кожнику нужно досыта напрыгаться, набегаться, чтобы сладко спать. Иначе он будет долго ерзать, чесаться перед засыпанием.

Как общаться с ребенком? Развитие речи

Отсутствие ярких впечатлений, медленное овладение новыми умениями, неумение переносить новые знания в самостоятельную деятельность — все это приводит к задержке развития. В том числе страдает речь. Она примитивна, однообразна, монотонна. Дети пользуются небольшим количеством существительных и звукоподражанием. Произношение нечеткое.

При общении с ребенком нужно называть все предметы обихода, мебель, игрушки. Называть точно, ясно, одним словом: «Это кроватка. Это мишка. Это ложка». Для того, чтобы ребенок с первых дней слышал правильное произношение. Нужно исключить сюсюкающие слова, это задерживает развитие речи. На следующем этапе учим отвечать на вопрос «Что делает?» — «мишка сидит, стоит, играет» и так далее. Затем вопрос «Какой?» — «мяч круглый, красный, большой».

Нужны ли запреты?

Большую роль в воспитании играет умение взрослых правильно пользоваться запретами. Согласно системно-векторной психологии в запретах нуждаются как взрослые, так и дети. Например:

1. Нельзя бить детей, но особенно детей с кожным вектором, это может привести их к неудачному сценарию в жизни.
2. Нельзя кричать на детей, особенно на звуковиков, это может привести их к задержке психического развития, и даже к аутизму.
3. Нельзя пугать детей, особенно зрительных, их страхи могут перейти в фобии.
4. Нельзя подгонять ребенка с анальным вектором, он может впасть в ступор и вы от него ничего не добьетесь.
Подробнее можно почитать .

Это делать нельзя, а вот это можно

Ребенок должен знать и понимать слово «нельзя». Не нужно им злоупотреблять. Но малыш должен четко усвоить некоторые правила в семье, в общении с окружающими. Много запретов для детей быть не должно. Любое НЕТ — стресс для ребенка. А вот объяснять детям, почему «нельзя», и предлагать вместо запрещенного альтернативу — это будет верный подход.

Например: «Нельзя бить маму по лицу, потому что маме — больно. А вот мячик можно ударить — он только радостно подпрыгнет», «Нельзя бросать чашку на пол, она разобьется, а мячик, кубик — можно», «Нельзя дергать кошку за хвост, кошка живая, ей больно, она поцарапает — а вот веревку можно дергать», «Нельзя рвать книгу, а газету — можно». И очень даже полезно и рвать, и мять, и резать, и разглаживать — пальчики работают, развивается мелкая моторика.

То, что вам дорого, а ребенок может разбить или сломать, лучше на время убрать подальше, повыше. При разговоре с ребенком хорошо употреблять позитивные фразы. Меньше говорить: «не бегай», «не трогай», «не кричи», «не лезь». Больше употреблять: «иди побегай», «иди потрогай», «говори спокойно», «тебе это нужно?».

Хвалить или не хвалить?

Хвалить нужно обязательно детей с анальным вектором, похвала поддерживает в нем желание трудиться и доводить дело до конца. Правда, хвалить нужно только за дело, а не просто так: «Ты хорошо это сделал, нарисовал, построил». При захваливании, так же, как и при запретах и порицаниях, такие дети становятся неуверенными в себе. Анально-зрительный начинает выслуживать одобрение, становится зависимым от похвалы и не может поэтому найти себя в жизни.

Кожных детей лучше поощрять покупками, подарками, возможностью приобрести что-то. Похвала им не нужна, им нужно что-либо материальное. Правда, это уже о детях постарше. Зрительным детям нужен эмоциональный отклик: «Как красиво!», «Просто красота!» и возможность самому выразить свои эмоции и чувства.

Вышестоящие советы даны относительно всех детей, усыновленных в Доме ребенка. Следующие рекомендации даны с учетом знаний системно-векторной психологии и касаются индивидуальных различий детей.

Кому нужна строгая дисциплина

Если ваш ребенок имеет кожный вектор, его следует воспитывать в строгой дисциплине и ограничениях. Так как его природа позволяет ему стать в будущем — спортсменом, военным или предпринимателем. Нельзя применять к этому ребенку физические наказания, это может затормозить его психическое и физическое развитие. Но можно ограничивать вашего ребенка во времени — «Будешь смотреть мультики только 15 минут», в пространстве — «Посиди в своей комнате», в движении — «Посиди на стульчике, пока дети играют».

Умные, послушные, нерешительные

К ребенку с анальным вектором нельзя применять такие методы воспитания. Этот ребенок ценит качество, поэтому бывает медлительным, даже нерешительным, живет в своем ритме. Его нельзя торопить, подгонять, обесценивать его старания. Просто ему нужно давать больше времени на все дела и хвалить за отлично выполненное задание.

У вашего ребенка золотые ручки, он любит учиться, но нужно приучить его доделывать свою работу до конца. В будущем он может быть мастером своего дела, учителем .

Чувствительные, эмоциональные, нежные

Детки со зрительным вектором очень эмоциональные, тонко чувствующие, любвеобильные. Но у них много страхов, которые часто переходят в истерики. Они всего боятся: темноты, замкнутых пространств, одиночества, Бабы Яги. Эти страхи нужно осторожно переводить в принятие, сострадание, в любовь. Для этого можно использовать классическую литературу, рисование, сказки с хорошим концом.
Такие дети сильно привязываются к игрушкам, животным, близким людям. Если они теряют эти эмоциональные связи, то очень страдают — вплоть до сильного снижения зрения.

Аутист или будущий гений

Этот ребенок кажется странным. Он необщительный, любит уединение, замкнутый. Постоянно о чем-то думает, взгляд отсутствующий. Такой ребенок не переносит шума, криков. Ему нужно создать дома фон тишины. Он лучше вас услышит, если вы будете разговаривать с ним почти шепотом. Крики могут привести к остановке его психического развития, к апатии, депрессии и даже к аутизму.

Эти дети могут быть очень одаренными. Нужно отдавать их в музыкальную или математическую школу. Шахматный кружок тоже подходит таким детям. В будущем они могут интересоваться физикой, математикой, космосом и другими науками.

Понимание ребенка и действие в его интересах — основная задача воспитания

Усыновление ребенка — вопрос сложный и требует серьезной, в том числе и психологической, подготовки. Понимание врожденных желаний ребенка, которые зависят от набора его векторов, помогает создать такую близость и доверие между родителями и малышом.
А чтобы случилось это понимание, мы настоятельно рекомендуем вам посетить бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь .

Статья написана с использованием материалов

Мотивы для взятия ребенка из дома малютки у потенциальных родителей бывают разные. Часто решение об усыновлении, патронатном воспитании принимают бездетные пары, или семьи, имеющие детей. Подарить малышу детство, изменить его судьбу в лучшую сторону — благое дело.

Было бы все так просто, если бы не сложность и длительность процедуры усыновления. Родителям стоит набраться терпения, собрать множество документов, доказать органам опеки свое искреннее волеизъявление, истинные намерения по должному воспитанию ребенка в любви и заботе о нем.

Как проходит процедура усыновления, кто может рассчитывать на благоприятный исход дела, как взять ребенка из дома малютки в Москве и что можно почерпнуть из рассказов обычных людей, ставших приемными родителями, рассмотрим подробнее в данной статье.

Как усыновить ребенка из дома малютки?

Если решение принято осознанно и с пониманием того, что малыш не игрушка, нуждается в любви, заботе, комфортных условиях проживания, в первую очередь, нужно посетить выбранный вами дом малютки. Встреча с детками подтолкнет вас сделать выбор более правильно, материнское сердце быстро подскажет, кто из детей ваш. Обогреть всех сразу детей, конечно, у вас не получится, но сделать детство более радостным хотя бы одному из них в ваших силах.

Важно! О чем должны помнить родители при желании усыновления:

  1. Принять ребенка в семью таким, каков он есть , оказывать давление на кроху, подчинять его своей воле нельзя.
  2. Настроиться психологически на прием нового человечка в семью , поговорить об этом с имеющимися детьми. Ребенок не должен быть обделенным, расти с чувством чужака при новых родителях.
  3. Поговорить на данную тему со своими родственниками , при их негативном отношении адаптироваться малышу в новых условиях будет крайне сложно.
  4. Ни в коем случае нельзя травмировать детскую психику, кричать, бить малыша. В раннем возрасте дети восприимчивы, могут обидеться по любому поводу.
  5. Перед усыновлением родителям рекомендуется пройти некие психологические тесты , послушать лекции в школе семьи.
  6. Проверьте состояние здоровья малыша, отсутствие тяжелых наследственных заболеваний , чтобы в дальнейшем это не стало для вас неожиданностью и поводом отдать ребенка обратно.
  7. Попросите органы опеки проинформировать вас о биологических родителях малыша. Что с ними случилось, имели ли они существенные вредные привычки, судимость ли по какой причине их лишили родительских прав?
  8. Оцените свои финансовые возможности, материальное благосостояние малыша не менее важное условие , кроме любви и заботы. Ребенок не должен нуждаться в еде, одежде, игрушках.
  9. И наконец, при твердом принятии решения посетите дом малютки , присмотритесь к малышам.

По сбору документов нужно обратиться в службу по делам несовершеннолетних, осведомиться о перечне нужных документов, сборе справок.

Кто может быть усыновителем?

Стать усыновителем можно только с безупречной репутацией, не имея при этом судимости, инвалидности, тяжелых хронических заболеваний. Государство заботится о детях и в ненадежные руки, конечно, никого не отдаст.

Согласно законодательству РФ усыновителем может стать:

  • психически здоровый и уравновешенный родитель не младше 21 года;
  • возрастная планка понижается , если малыш является родственником усыновляемому;
  • супружеские пары , состоящие в официальном либо в гражданском браке;
  • родители , старше малыша не менее 15 лет;
  • при усыновлении малыша одним из родителей , второй должен дать согласие в письменном виде, заверенное нотариусом;
  • мать, отец- одиночка, после усыновления получают новый статус и предусмотренные государством льготы.

Наше законодательство разрешает усыновлять малыша одиночкам. Но, практика показала, что сделать это очень сложно, даже при наличии хорошей работы, безупречных условий проживания. Органы опеки наиболее придирчиво относятся к матерям,отцам — одиночкам, хотя по закону неважно, в браке вы или нет,стать родителем вы имеете полное право.

Выбор ребенка

Сложно, что — либо советовать по выбору малыша. Сердце матери должно подсказать, какой ребенок должен быть ее, при этом цвет глаз, национальность, возможные отклонения в здоровье и развитии не имеют особого значения.

В качестве совета можно лишь рекомендовать выбирать по сердцу. Если берете больного ребенка, важно понимать, что причитающиеся выплаты далеко не все при усыновлении. Искать свою личную выгоду неприемлемо, а вот вылечить малыша, поставить на ноги, отдать свою любовь и ласку – дорогого стоит, хотя на практике многие родители не готовы к усыновлению психологически.

Спустя некоторое время разочаровываются в выборе малыша. Ребенок – не вещь, помните об этом всегда, начиная с первого посещения Дома малютки.

Документы для усыновления

В органы опеки и попечительства нужно предоставить:


Процедура усыновления

Собранный пакет документов подается в опекунский отдел на проверку. Несколько сотрудников приедут к вам домой, чтобы в реальности, а не на бумаге оценить жилищные условия, предоставляемые для малыша. В случае одобрения заявки вы будете поставлены на очередь.

Возможно, в итоге вы получите приглашение в дом малютки для более близкого знакомства с малышом. В большинстве случаев у детей есть родственники, кровные бабушки, дедушки и предпочтение об усыновлении в первую очередь отдается им.

Процесс по усыновлению может быть затяжным, стоит набраться терпения и помнить о том, что шансы есть всегда. При отсутствии конфликтных, спорных ситуаций уже через 2 месяца вас могут пригласить в суд для рассмотрения дела по вашему ходатайству. При положительном вердикте судьи вы можете забрать ребенка домой, пройдя регистрацию в органах ЗАГСа по месту жительства.

Выплаты при усыновлении ребенка

При официальном усыновлении малыш наделяется юридическими и социальными правами, имеет право на наследство наравне со всеми родными детьми. При усыновлении семьи могут рассчитывать на льготы, детские пособия, выплаты из регионального, федерального бюджета.

На детей, находящиеся на попечительстве, льгот и пособий меньше, ребенок по-прежнему остается на гособеспечении, под крылышком государства.

Выплаты из федерального бюджета страны могут быть в виде:

  • единовременного пособия, выплачиваемого при передаче малыша в семью , начальная индексация пособия- 8000 рублей, в регионах –значительно выше;
  • ежемесячного пособия, размер зависит от среднего заработка усыновителя , пособие выплачивается до 1,5 лет малыша;
  • материнского капитала , если в семье воспитывается двое и более детей;
  • пособий при наличии инвалидности у малыша , или при кровном родстве с другими детьми. Пособие составляет 100000 рублей.

Истории усыновления детей

Истории усыновления разные, но большинство из них добрые, искренние. Полюбить малыша как родного трудно, но многим родителям с широким, добрым сердцеми открытой душой все –таки это удается.

Татьяна воспитывает своих троих детей, нашла подход к мужу и счастлива в браке. Однажды, сидя на лавочке, встретила неопрятно одетую женщину с ребенком около 3- ех лет. Женщина сама предложила отдать девочку, Таня не знала, что ответить. Посоветовавшись дома с мужем, было принято решение спасти девочку. Очень долго искали эту женщину, кроме внешних данных женщины сведений никаких не было.

Через пару недель Тане пришла в голову мысль поискать женщину на том же месте, где встретила впервые. Сердце матери не обмануло, так и произошло. Ребенка забрали, но столкнулись с кучей проблем. Девочка плохо спала, часто плакала, долго не могла отучиться от бутылочки в свои три года. Терпение, любовь к ребенку сделали свое дело, подросшая малышка теперь помогает маме, чувствует себя любимой и родной. Что для матери может быть важнее?

Елена в свои 30 лет не могла забеременеть по причине бесплодия. Иные методы зачатия были тщетны. Мысль об усыновлении сначала пришла к мужу. Лена была польщена таким чутким вниманием любимого, что только укрепило семейные отношения, и решение об усыновлении малыша стало навязчивым. Посетив детский дом, родители познакомились только с достаточно взрослыми детьми. Хотелось взять грудничка, испытать материнство с первых дней жизни младенца.

Таню осенила мысль посетить дом малютки, и паре повезло, увидели 3 — ех месячного мальчика, с чудными голубыми глазами. Через два месяца пара забрала мальчика. Все мытарства с выбором, оформлением документов остались позади. Ребенок быстро адаптировался и стал родным.

Взять ребенка из дома малютки Москва

  1. В Москве и области имеется федеральная база данных на всех детей, находящихся в Домах малюток. При появлении нового ребенка сразу информируются органы опеки, малышу присваивается статус “подлежит для передачи в семью”. На ребенка органами опеки составляется анкета с приложением фото малыша, фиксируются данные обиологических родителях, причина попадания малыша в дом малютки. Из московских домов малютки органы опеки стараются пристроить малыша уже в течение первого месяца.
  2. Если родители не найдены,анкета передается и фиксируется в банке данных регионального значения. На уровне региона орган опеки вправе распространить информацию о малыше в средствах СМИ, по телевидению, в интернете, в газетах.
  3. Если и после проведенных мероприятий малыш не передан в семью , анкета уходит в Федеральный банк данных. Семейной паре нужно:
    • получить статус усыновителей
    • написать заявление с указанием критериев по отбору малыша
    • посетить дом малютки самостоятельно, присмотреться к детям
    • ознакомиться с анкетами детей.
  4. При имеющемся статусе информацию о поступлении новый малышей вы будете получать постоянно, ежемесячно. С домами малютки в Москве, с анкетами детей вы также можете ознакомиться на официальных сайтах в интернете, на сайте Русфонда.
  5. Если выбор сделан , семейная пара направляется оператором банка в Дом малютки для знакомства.
  6. По приезду вы вправе узнать всю подобную информацию о малыше.
  7. Если малыш после знакомства вам не подошел , можно снова обратиться к оператору по базе данных, обозначить свои результаты посещения в письменном виде.

Сбор документов для всех идентичен.В органы опеки подается заявление, прикладывается документация с подходящими вышеописанными параметрами заявителя, также автобиография. При безупречной репутации, наличии брака, отсутствия скелетов в шкафу шансы на усыновление будут максимальны.

Вопросы — ответы

Хочу усыновить малыша, но у меня есть муж, который отбывает срок в колонии. Каковы мои шансы?

– подайте на развод. После получения свидетельства о разводе претендуйте на усыновление, как мать –одиночка. Шансы небольшие, все будет зависеть от решения суда.

Вопрос: Я родная тетя малютки. Двоюродная сестра при родах написала отказную от нее. Могу ли удочерить девочку?

– Да, можете. Собирайте документы, подавайте прошение. Дело будет рассмотрено в течение 1- 2 месяцев. Родственникам всегда отдается приоритет, шансы на усыновление высоки.

Вопрос: Куда обращаться по вопросам усыновления?

– обратитесь в отдел опеки по месту жительства. Просмотрите в интернете банки данных, их в России более 50.

Подыскать малыша по возрасту, национальности можно сегодня за несколько минут, но любовь важнее, не забывайте об этом. Учтите это, выбор должен быть правильным с первого раза. Возврат ребенка неприемлем, вместо счастливого детства вы только больше искалечите психику малыша. Не утешайте себя мыслями о том, что грудничок ничего не понимает и быстро от вас отвыкнет. Это плохие намерения, малыш все чувствует с рождения.

Процедура по усыновлению не так уж и страшна, как кажется на первый взгляд, хотя из Дома малютки взять сложнее, чем с детского дома. Например, на Украине взять малыша можно только с двух месяцев. Главное остается неизменным – огромное желание быть хорошими родителями, подарить отказнику настоящее детство, принять и воспитать его, как родного.

Стоит ли говорить о трудностях пути по усыновлению матери с любящим сердцем? Она готова ждать сколько угодно, преодолевать снова и снова возможные проблемы.

Ваш будущий малыш наряду со всеми имеет право на счастье и любовь в семье, подарите ему эту возможность. К старости он также протянет вам руку помощи, одиночество вам не грозит.

Каждый ребенок имеет право быть любимым и желанным, расти в окружении семьи, получать необходимую заботу и ласку. Если вы решили взять ребенка на воспитание – вы подарили малышу шанс на счастливое детство. Тема воспитания приемного ребенка окружена массой споров и разногласий, многие утверждают, что это тяжелый труд с неизвестным результатом, а другие – что это радость и счастье. С одной стороны следует отметить, что воспитание любого ребенка не гарантирует успешных результатов и нередко собственные дети доставляют немало разочарований и боли своим родителям. Опыт многих семей доказывает, что воспитание чужого ребенка приносит счастье всем членам семьи и наполняет жизнь яркими красками. Многое зависит от «широты» вашего сердца, готового делиться любовью, от осведомленности о потенциальных трудностях, от готовности их решать. Поговорим об основных правилах в воспитании приемного ребенка.

Период адаптации

Если вы решили взять ребенка на воспитание и уже сделали это – будьте уверены, что вы поступили верно и никогда не жалейте об этом, при возникновении трудностей ищите пути их решения и не думайте об отказе от малыша. Ситуация бывает осложнена тем, что вам приходится воспитывать чужого ребенка, к примеру, если вы вынуждены взять на воспитание ребенка мужа или жены. В таком случае помните, что ребенок тоже возможно не по собственному желанию, а в силу сложившихся обстоятельств будет жить с вами и он не обязан пылать к вам любовью и чувством благодарности, он может испытывать много переживаний, связанных с разрывом или смертью родителей. Какой бы ни была причина того, что вы решили взять ребенка на воспитание, вам придется пройти несколько этапов на пути построения близких и доверительных отношений. И первым будет период адаптации.

Адаптация приемного малыша должна проходить медленно, постепенно и ненавязчиво. Многие привычки в вашей семье могут быть диковинкой для приемного ребенка. Также малыш привык к другому типу отношений и ему будет сложно переключиться на более тесное семейное общение.

Если вы взяли ребенка на воспитание из детского дома, то не следует сразу же предоставлять ему полную свободу, отказавшись от всяких ограничений. Помните, что в детских домах действует достаточно жесткий режим и дети привыкли к строгости и поэтому излишняя нежность и потакание с вашей стороны может быстро обернуться в бесконтрольную вседозволенность со стороны ребенка. Поэтому сразу тактично и четко расскажите малышу о правилах в вашей семье, объясните, что вы ожидаете от него. Не стесняйтесь вежливо, но твердо напоминать о существующих правилах поведения и распорядка. По мере адаптации ребенка в вашей семье, строгость может уменьшаться, уступая место любви и ласке.

Если вы воспитываете ребенка мужа или жены, то на начальном этапе можно предоставить инициативу в воспитании родному родителю и играть вспомогательную роль. Ждите, когда ребенок привыкнет к вам, не стоит претендовать на роль родной матери или отца, постарайтесь наладить дружеские отношения.

Трудности воспитания чужого ребенка

Плохие привычки. Первой трудностью в воспитании приемного ребенка могут стать плохие привычки, принесенные ребенком из детского дома. Это могут быть нецензурные выражения, привычка врать и брать вещи без проса. Не следует слишком рьяно начинать борьбу с плохими привычками и тем более наказывать ребенка. Необходимо мягко и тактично делать ребенку замечания, терпеливо объяснять негативную сторону такого поведения. Если в вашей семье не принято использовать ругательные слова и врать, то ребенок вскоре тоже откажется от этих привычек. По возможности не используйте часто метод прямых нотаций и увещаний, более мягким и действенным может оказаться вымышленный рассказ о сказочных героях, имевших такие привычки и справившихся с ними. Сказки и истории, подходящие фильмы и мультфильмы имеют большой педагогический эффект.

Непослушание и бунтарство. Если на первых порах малыш может радоваться обретению семьи, то вскоре он может перестать слушаться и делать все на зло, совершая одни и те же плохие поступки. Не стоит злиться, наказывать ребенка и тем более угрожать ему, то вы можете отказаться от него. Ребенок действительно своим плохим поведением может испытывать вас на прочность, веря в то, что он вам не нужен, и вы откажитесь от него при первых же трудностях. Вы думаете, что это нелепо и глупо? Но разве так сложно понять и оправдать маленького человечка, который хочет, чтобы его любили просто так, вопреки трудностям и неприятностям, по-настоящему… Выходом из такой ситуации может быть открытый разговор с ребенком, проведенный в спокойной обстановке в подходящее время. Скажите малышу, что вы любите без всяких условностей, и будете любить его всегда, и его плохое поведение просто причиняет боль вам обоим, но не заставит вас отказаться от него или перестать любить.

Не требуйте ответной любви. Не стоит сразу ожидать обожания со стороны ребенка, потребуется время для установления прочной эмоциональной привязанности. Но будьте готовы, что малыш может не отпускать вас ни на минуту и отказываться оставаться один. Это объясняется боязнью быть снова брошенным.

Трудности на пути воспитания чужого ребенка неизбежны, как в прочем и в воспитании своего ребенка. Чаще бывайте вместе с малышом, постарайтесь хорошо узнать его, решайте возникающие проблемы, и результат не заставит себя ждать.

Основные правила воспитания приемного ребенка

  • ребенок должен ощущать безусловную любовь родителей, не зависящую от его успехов, недостатков и поведения;
  • уважайте ребенка и доверяйте ему, будьте внимательны ко всему, что происходит с ним;
  • ребенок никогда не должен чувствовать страх по отношению к вам – категорически откажитесь от жестких воспитательных мер, заменив их объяснением, беседами, ограничениями;
  • не злоупотребляйте запретами и наказаниями – откройте возможность познавать мир, организуйте для ребенка разнообразную деятельность, увлекайте интересными занятиями;
  • не требуйте идеального поведения;
  • развивайте сильные стороны ребенка, по мере взросления оговаривайте правила поведения и согласовывайте их.

Эти же правила подходят и в случае воспитания ребенка мужа или жены.

Терпение, любовь и разумная тактика воспитания приемного ребенка помогут создать счастливые отношения в вашей семье.