Алмазные бруски: как выбрать, как точить? Чем отличается масляный точильный камень Какое масло для точильных камней.

В этих постах я буду рассматривать только заточку лезвий: обычных ножей, лезвий рубанков и стамесок. О заточке цикль, сверел и полотен пил - в другой раз.

О заточке в интернете написано очень много. И не только в интернете. Есть довольно толстые книги, посвященные исключительно этому процессу.

Много ли я осилил подобных трудов? Ни одного. Это не мешает мне регулярно затачивать до бритвенной остроты все мои инструменты, причем быстро и обходясь минимальным количеством недорогих приспособлений.

Просматривая отечественные тексты о заточке (в первую очередь те, что посвящены ножам), я регулярно натыкаюсь на предельно серьезное отношение к ней. Складывается впечатление, что без волшебных японских камней (обязательно натуральных!) с зернистостью 8000 можно даже не начинать приводить свои стамески в порядок. Так вот, гоните от себя такие мысли.

Мой секрет в том, я не сакрализирую заточку. И поэтому я сейчас же, в начале этой серии постов, прошу всех маньяков отсюда удалиться, либо, по крайней мере, не возникать в комментариях со своими оскорбленными чувствами.

Я точу инструмент, чтобы им можно было эффективно работать. Не ради процесса. Не ради успокоения души. Я отвлекаюсь на заточку, и мне хотелось бы сократить время, которое я ей уделяю. Если кому-то интересно тратить полчаса и двадцать волшебных камней на заточку одного ножика, я не осуждаю его. Но я заточу свой нож в десять раз быстрее и без всякого шаманства в обмен на минимальное ухудшение качества кромки. Разумеется, тут есть определенное соотношение приложенных усилий и конечного результата. Но фишка в том, что после некоторой практики вам придется постараться, чтобы заточить инструмент плохо даже за минимальное время.

Теперь важно понять два основных принципа заточки лезвий. В дальнейшем я покажу, как применять их на практике.

Исходя из этих принципов, можно сразу сказать, без чего заточить инструмент будет трудно. Во-первых, понадобится абразивная плоскость, на которой можно шлифовать грани инструмента для уменьшения радиуса их пересечения. Во-вторых, будет полезно какое-нибудь приспособление для удержания лезвия под определенным углом к плоскости. Таковых приспособлений существует великое множество, и о них я расскажу уже в практической части, там надо показывать фотографии процесса. А вот на абразивной плоскости следует остановиться поподробнее.

Итак. Какими качествами обладает ИДЕАЛЬНАЯ абразивная плоскость?


  1. Она очень быстро шлифует даже самые твердые стали, но оставляет после себя зеркальную поверхность

  2. Она безупречно ровная, без малейших отклонений от плоскости;

  3. Она не портится со временем;

  4. Она предельно дешева в обслуживании.

Первого пункта, я сразу скажу, не бывает. Или агрессивное снятие металла, или аккуратная его поверхность по окончании заточки. Придется менять плоскости по ходу процесса...
Второй пункт не столь важен, как может показаться - мы занимаемся деревообработкой, а не постройкой швейцарских часов. Точности до третьего знака после запятой нам не надо. Но стремиться к этому полезно.
Третий и четвертый пункты идут рука об руку и в реальной жизни друг друга обычно исключают. Достаточно будет любого из них. Если точильного камня хватает на одну заточку, но обходится он в одну копейку, то это превосходный камень. Если точильный камень служит вечность и стоит как самолет, то мне он тоже по душе.

Можно пойти в магазин и купить там подходящий камушек. А можно далеко не ходить и обойтись барахлом в мастерской. Чего уж точно навалом у любого начинающего мастера - это наждачной бумаги. Это превосходный абразив - недорогой, точный, доступный в любой мыслимой зернистости - но ему обязательно нужна какая-то ровная поверхность в качестве основы. Дерево не годится, оно мягковато для этой задачи и склонно гнуться туда-сюда от влажности.

Хорошо подойдет подошва вашего самого большого рубанка. Или стол какого-нибудь добротного станка, например, циркулярки. Наждачка крепится к столу или тонком двухстороннем скотче (следите за пузырями!) или просто на нескольких магнитах по углам листа. Вот и все, это самый простой и на удивление эффективный вариант абразивной плоскости из подручных средств. Желающие также могут завести себе плиту из толстого стекла, алюминия или искусственного камня специально под эти цели.

Теперь - о точильных камнях.

Все камни делятся на три группы: масляные, водные и алмазные. Последние, как правило, имеют вид не камней, а металлических плиток с алмазной крошкой на верхней грани.

Масляные камни распространены повсеместно. Этот вариант характерен для западной школы столярного дела. Такой камень даже с большим количеством масла снимает материал относительно медленно (особенно при заточке самых жестких сталей), зато очень медленно портится сам - плоскость сохраняется очень хорошо. Кристофер Шварц писал, что многие из его знакомых профессиональных столяров не притирали свои масляные камни вообще никогда, и не жалуются. Насколько я понимаю, если такие камни и притирают, то в основном для того, чтобы убрать забитый пылью верхний слой абразива и дать камню работать быстрее.

Делают их много где, при наличии интереса можно гуглить по словам "Arkansas stone", это популярнейший в Америке масляный камень.

Водные камни , в отличие от масляных, выпускаются в широчайшем диапазоне зернистости - примерно от 150 до 10 000 по европейской системе.

Они традиционны для Востока, в продаже можно встретить даже натуральные японские (чья зернистость, по понятной причине, указывается лишь приблизительно).

Их поверхность увлажняется не маслом, а водой, что требует более внимательного отношения к режущему инструменту - его обязательно нужно насухо вытирать после заточки. Кроме того, некоторые камни требуется не просто увлажнять, а замачивать в воде на длительный срок, что создает дополнительное неудобство. Традиционные японские камни очень быстро точат инструменты, но, к сожалению, столь же стремительно изнашиваются и сами. Можно сказать, что водный камень постоянно разрушается, подставляя для заточки все новые и новые свежие слои абразива. Если вы раскошелились на солидный комплект водных камней, заведите к нему в дополнение самую грубую алмазную плитку, и при необходимости притирайте ей камни. Эта практика общеизвестна, и многие серьезные производители водных камней предоставляют такую плитку в составе своих наборов - вон она, с отверстиями для отвода пыли:

Алмазные плитки - относительно новый и достаточно дорогой вариант точильных камней (хотя те же японские камни высокого класса обойдутся не дешевле). Большим их плюсом является то, что у них совершенно не портится плоскость от заточки инструмента - НЕКУДА там закапываться... С другой стороны, если вам все-таки удалось сделать алмазную плитку лысой, то восстановить ее зернистость не получится никакой шлифовкой: в отличие от классических камней, у алмазных брусков абразив имеется только на грани, а не по всей толщине. Но, принимая во внимание, что алмаз - самый твердый из известных материалов, и что даже на китайских дешевых брусках алмазная крошка держится в металлической основе очень прочно, убивать такой брусок вы будете долго. Главное - не забывать о жидкости (обычно рекомендуют использовать воду) и не оказывать на инструмент чрезмерное давление. Впрочем, оно еще никому не помогло.

Общепризнанным лидером в этой области является американская фирма DMT.

Какую систему выбрать? Я не знаю. Можно, в конце концов, вообще не заводить камней и спокойно точить инструменты на шкурке (особенно если для грубого снятия материала использовать электрическое точило). Это совершенно нормальный вариант.

Что касается моего опыта, то все довольно просто. Я начинал с масляных камней и могу сказать, что это действительно супер-медленный вариант. Медитативный, так сказать. Туда-сюда, туда-сюда... А я, как уже было сказано выше, не хочу отвлекаться на заточку; я хочу быстренько подточить кромку и дальше пойти деревяшку резать. Поэтому к маслу я не вернусь никогда.

Шлифовка на наждачке мне не нравится только тем, что ее надо менять, это весьма мучительный процесс. На перевернутый рубанок помещается только один кусочек шкурки за раз. У меня просто нет какого-нибудь спокойного ровного места, куда можно наклеить листы шкурки нескольких зернистостей рядом друг с другом, чтобы было удобного переходить с одной на другую. Я думал завести себе кусок гранитной столешницы для этого дела, но повстречался с алмазами.

Алмазы - это тема. В самый раз для такого разгильдяя, как я. Мне не надо следить за плоскостью камня, у алмаза она не меняется. Мне не надо париться о том, что я обрабатываю на алмазе - он с равным успехом шлифует кость, любой металл и даже другие камни (иногда я подшлифовываю изношенные насадки для дремеля, сделанные из корунда). Мне не надо думать о том, какую жидкость использовать - если очень хочется, можно даже вовсе без жидкости. Для очистки алмазной плитки я могу спокойно натереть ее мылом и отдраить зубной щеткой над раковиной, не думая, как это скажется на абразивных свойствах.

Так что я в основном на алмазах. Но у меня пока самый дешевый китайский набор плиток, в котором просто нет ничего мелкозернистого. Самая мелкая - около 500-600 по европейской системе. Поэтому я довожу кромки на наждачной бумаге зернистостью P1500, приклеенной на подошву старого рубанка и смоченной керосином. И ее, к счастью, не надо менять ни на какую другую.

А вот водные камни я не пробовал. И, похоже, не сделаю этого уже никогда.

В следующих частях я покажу, как я точу кромки на этом незамысловатом оборудовании, а заодно расскажу о микрофасках и бритвенной заточке.

Посмотрите пока на

lexusssr 03-01-2008 21:04

заходил в магазин- обратил внимание что в наборах для заточки от лански идет какое - то масло. отдельно этот микропузырек стоит порядка 200 рубленных. я всю жизнь поливал брусочек мыльной водой(положил в раковину и как хирург перед операцией- перед заточкой руки помыл , а мыльная вода на камень попадает)и собстно все. бруски сильно не забивались и не забиваются. кто пользовал это масло- выхлоп от него есть?и чем оно вообще отличается скажем от машинного?

Botanic 03-01-2008 21:29

Всмысле выхлоп? Масло использую на арканзасе, яшме, зел. бразильском...
Мож и на керамике, но на выш. пер. лучше масло- меньше износ, доводка чище.
Масло можно использовать практически любое, главное не высыхающее- образует плёнку, зараза. Керамика идёт со всем
Зы: машинное не съедобно%)

Anatolich 26 03-01-2008 21:34

quote: машинное не съедобно%)
Ну тады сливочное .
Типа веретённого-применимо?

Botanic 03-01-2008 21:43

Сливочное тож сохнет
На машинке тож можно, но как-то...гм.Нож таки.
Веретёнку вродь применяли- не пробовал, надо будет провести экспертизу. Дж. Бэби идёт точно

Дмитрий.М 03-01-2008 22:01

Вазелиновое из аптеки и не париться.

lexusssr 03-01-2008 22:09

quote: Всмысле выхлоп?

в смысле- ТОЛК какой?

lexusssr 03-01-2008 22:10

quote: Вазелиновое из аптеки и не париться.

а сами пробовали?

Дмитрий.М 03-01-2008 22:13

А как же, на арканзасе только с ним точу. Периодически керосином отмываю и опять точу.

lexusssr 03-01-2008 22:23

quote: А как же, на арканзасе только с ним точу

арканзас енто конечно хорошо. а как насчет брусков от лански или обычных абразивов из хозмага. в смысле корундовых и прочее?

Дмитрий.М 03-01-2008 22:26

А нету у меня таких... Для натуркамней лучче масло а для клееных на связке лучче мыло. Но это моя сугубая ИМХА.

bs4u32sr30 03-01-2008 22:37

quote: Originally posted by lexusssr:

в смысле корундовых и прочее?


в воду на полчаса и все. расходники...

лучше скажите мне, чем металл с керамики снять, уж оченно сильно брусок засалился. если я его в азотку брошу, у меня сам брусок не растворится случаем? брусок-спайдерка медиум. металл как углеродка так и нержа. ну в обсчем все подряд.

Дмитрий.М 03-01-2008 22:48

Если это спеченная керамика ничего ей не станет. Если на связке, то может и поплыть...

Точить нож на клееных камнях можно, если не очень важен результат. Клееные камни обычно легко изнашиваются, и оттого геометрия РК плывет. Мой арканзас стоит уже много лет, ничего ему не делается. И все точит и точит. И есть еще один камушек, куплен был давным давно как камень для доводки крючков. Красный с черными пятнышками. Твердый как не знаю что. Засаливается насухую на раз, но доводит как в сказке.
Был еще один камушек, для правки бритв. Еще моего деда. Коричневый, зерна совершенно не видно. Но один "рукастый" знакомый повертел его в руках да и уронил... дед его оселком звал. Теперь два никчемных микро оселка осталось. Не пользую, берегу как память.
Сейчас грубо РК формирую алмазом, потом довожу на арканзасе и на "крючковом". А потом если нужна абсолютная острота на микронной алмазной пасте и притире из карбида вольфрама. Хотя тех двух камней за глаза хватает чтобы брило.

Botanic 03-01-2008 22:53

На керамику лучше водичку, максимум мыл. р-р. Чего ради масло переводить?

Металл вроде снимали средством от ржавчины. Можно поверхность снять, но эт на любителя.

bs4u32sr30 03-01-2008 23:02



Металл вроде снимали средством от ржавчины.


нержу не возьмет... ну попробую все равно.

Policija 03-01-2008 23:12

А у меня есть баночка немецкого армейского масла для смазки стволов. Обещали, что в мороз проблем не будет. Попробую его с Лански.

НеА 03-01-2008 23:35

Масло "Джонсон беби"-проверено жизнью. ИМХО

Константиныч 04-01-2008 01:23

quote: Originally posted by Botanic:
зел. бразильском...

Можете фотку этого "бразильца" вывесить?

bs4u32sr30 04-01-2008 03:25

quote: Originally posted by fkbr:

чистки сантехники типа "Комет"


tnx a lot

Zuzamod 04-01-2008 03:59

quote: Originally posted by НеА:
Масло "Джонсон беби"-проверено жизнью. ИМХО

В составе указан парафин

Yakyt 04-01-2008 09:40

И что?Точить-то с ним нормально, многие пользуют.

Botanic 04-01-2008 10:02

А что плохого в парафине? Точится на нём прекрасно(на масле, всм), побочных эффектов нет...
Zuzamod С днюхой кстати

dr-feld 05-01-2008 12:48

С Новым Годом, Уважаемые!
По поводу масла - главное его назначение получение максимума кайфа от медитации. В дополнение к этому защищает камень от засаливания и повышает качество доводки. Пользовался и специальным и чёрте чем. Практической разницы не заметил. Требуется только правильно подобрать вязкость - для натуральных-максимально жидкое, для искуственных-погуще. Кстати, капля масла - хороший тест на качество синтетических камней - если остаётся наповерхности-можно работать, если сразу уходит в глубину-мусор. ИМХО разумеется.

Hummel 05-01-2008 02:03

С керамики металл хорошо удаляется порошковым "пемолюксом". А еще минеральными кислотами

Nikolay_K 12-12-2008 18:51

quote: В составе указан парафин

в обобщенном смысле этого слова парафин означает "не имеющий сродства", то есть что-то типа "par affinity" и у химиков под слово парафины попадают любые насыщенные алифатические углеводороды, включая всякие бензины и керосины (очищенные от вонючей и ядовитой ароматической составляющей)

хорошо подходит для заточки и рабочая жидкость для электроэррозионной обработки (это очищенный керосин), которую также вполне корректно будет назвать смесью жидких парафинов, как и вазелиновое масло и детское масло

sovietsky 12-12-2008 19:40

Я все время использую БАЛИСТОЛЬ и проблем не знаю, жидкое пахнет анисом))), да и не вредное))).

Nikolay_K 12-12-2008 20:40

quote: использую БАЛИСТОЛЬ и проблем не знаю

Хорошая идея, но для тех кому часто приходится что-то точить Ballistol Oil может оказаться черезчур дорогим удовольствием. Даже хорошее оливковое масло дешевле! (а оно, между прочим, тоже незасыхающее и считается одним из лучших для шлифовальных и полировальных паст)

— Чем ножи точишь?
— У меня алмазные бруски!
— А-а, не знаешь, наверное, что не для каждого ножа они подходят…

(Из разговора с кузнецом)

Быстро поправить заточку ножа на охоте или рыбалке, или вывести режущую кромку на вновь изготовленном или напрочь загубленном ноже – с помощью алмазного бруска ты сделаешь это легко и просто. Лишь два условия…

  • Ты правильно выбрал алмазный брусок под свои задачи.
  • И освоил начальную технику правки и заточки на алмазах.

Об этом и поговорим. В статье не будет никаких сложных терминов и понятий, например, «осаждение алмазного абразивного порошка на стальной поверхности бруска с помощью эпоксидного компаунда» или «удержание алмазов с помощью электролитически осаженного никеля»)). Нет, я не про это сегодня.

Задача данного материала научить выбирать алмазный брусок под свои потребности и пользоваться им в случае возникшей необходимости.

А чтобы придать нашей беседе легкость, посмотри шуточное видео, которое мы специально сняли для этой цели. Да, это видео именно про алмазные бруски.

ВИДЕО: Алмазные бруски. Главное не увлекаться))

Ну, а теперь продолжим. Что есть «алмазный брусок»? Обычно, это пластмассовая или алюминевая основа, на которой закреплены две металлические пластины, на которые с помощью химических методов посажены и удерживаются абразивные алмазные зерна.

Рис. 1 Структура алмазного двухстороннего бруска для заточки и правки ножей

Огромное достоинство алмазных брусков заключается в том, что даже «бывалый» брусок, видавший не один десяток ножей остается абсолютно плоским. «Какие еще достоинства у этих брусков?», – спросишь ты.

Пожалуйста:

Алмазные бруски: достоинства

  • Зерна алмазного абразива имеют более острые грани по сравнению с другими абразивами и не изменяют своей формы в процессе работы.
  • Алмазные бруски не хрупкие, от удара они не расколются, как, например, природные или искусственные камни для заточки.
  • Заточка на алмазных брусках не требует специального масла – достаточно слегка увлажнить его водой.
  • Алмазный брусок не засорится при заточке частичками обрабатываемой стали ножа. Для очистки бруска достаточно прополоскать его в воде и протереть насухо ветошью или фиброй.
  • Алмазные бруски стачивают сталь очень быстро. Это позволяет сохранить рабочую поверхность (длину) бруска более длительное время по сравнению с керамикой или природным абразивом.

Но не спеши бежать в магазин или сёрфить в интернете по части покупки алмазного бруска. У этих брусков есть два недостатка, которые для тебя, возможно, важны:

Алмазные бруски: недостатки

  • Эффективное стачивание стали ножа в процессе заточки на алмазных брусках, в неумелых руках может привести к неисправимому повреждению лезвия.
  • И второй недостаток - это «цена». Да, алмазные бруски несколько дороговаты по сравнению с природными абразивами, так как технология производства хороших (читай фирменных, марочных ) алмазных брусков довольно дорога. И цены начинаются, как правило, от 800 рублей (02.11.2016 г.). Видел дешевле? Обходи такой брусок стороной! Через 5-10 заточек он будет лысый – придется выбросить, а ты ведь этого не хочешь?

Руки твои мы сейчас поправим)) – об этом ниже. А второй недостаток «цена» исправить более проблематично. Тут уж все в твоих руках. Извини за каламбур.

Алмазные бруски: обозначение и маркировка

Но сначала научимся выбирать алмазный брусок. Видел их обозначение? Смотри: 2500/2000, 2000/1600, 1600/1250, 1250/1000, 1000/80, 800/630, 630/500, 500/400, 400/351, 315/250, 250/200, 200/160, 160/125 , 125/100, 100/80, 80/63, 63/50, 50/40 , 40/28, 28/20, 20/14, 14/10 , 10/7, 7/5, 5/3, 1/0 .

Растерялся? На самом деле ничего сложного. Обозначения эти приняты по ГОСТ 9206-81 (алмазы) и делятся на:

  • 12345 — Алмазные бруски для ремонтных работ связанные с интенсивным съемом металла, а именно, восстановление и изменение формы и профиля клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления следов обдирочных операций, шлифовке и основных работ по заточке, а именно получение заданных параметров клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления шлифовки поверхности клинка, чистовая заточка и доводка режущего инструмента.
  • 12345 — Алмазные бруски для правки режущих кромок, полировки поверхности.

Уже легче? А маркировка расшифровывается так, например, «125/100» означает, что на данной стороне бруска присутствуют алмазные зерна минимум 100, максимум 125 микрон.

Обычно на брусках (на обеих сторонах) производитель ставит клеймо, которое указывает на его зернистость. Вот такое:


Рис. 2 Маркировка алмазного бруска

Учитывая, что речь идет про двухсторонние алмазные бруски, то сам понимаешь, что одна сторона предназначена для более грубых операций по заточке, другая для правки и полировки режущей кромки.

«Круто! Один алмазный брусок для двух операций!» — воскликнешь ты.

Да, так и есть, «два в одном». Как правило, зеленоватая сторона бруска грубее, а коричневая – тоньше. Если маркировки нет, можно ощутить это тактильно ногтем, либо взять лупу и ощутить это уже визуально.

Универсальный алмазный брусок

А теперь, послушай совет бывалых. Алмазный брусок у которого одна сторона маркирована значением «100/80», а вторая «50/40» перекрывает 99% заточных операций. Поверь, этого бруска будет достаточно!

Мало опыта в заточных операциях или нет надобности выводить режущую кромку до строгания волоса? Покупай именно этот брусок! Он всегда будет с тобой. Клади его в рюкзак при выходе «на природу», бери его с собой на охоту и рыбалку – универсальный алмазный брусок придаст остроту твоему ножу в процессе работы по разделке туши кабана, богатого улова или при нарезке продуктов на кухне.

Изготавливаешь ножи самостоятельно? Или затачивать ножи твоё хобби? Пользуйся нашей «Таблицей абразивов» чтобы подобрать алмазные или другие бруски под свои потребности.


Рис. 3 Таблица абразивов поможет ориентироваться тебе при выборе заточного материала под свои потребности

Скачай её с большим разрешением по этой

Если за ножом ухаживать по всем правилам, он прослужит своему хозяину до конца его жизни, причем в понятие «уход» включаются: правильная эксплуатация, хранение, очистка и заточка клинка, а также содержание в порядке рукояти и ножен.

Использование

Первое, что нужно решить для себя, – будет ли нож универсальным инструментом или нет. На самом деле хороший нож способен на многое, от вскрытия замков и раскапывания грунта (например, чтобы установить колышки для палатки) до филигранной нарезки сырой рыбы. Но чем чаще он выполняет задачи первого плана, тем меньше становится пригоден для «тонких» работ.

Есть три пути решения проблемы:

  • Иметь с собой полный набор бытовых инструментов, которые могут пригодиться: отвертку, шило, ножницы, саперную лопатку и т. д. В реальной жизни – нецелесообразный вариант.
  • Носить с собой простейший EDC (everyday carry – дословно «повседневное ношение»): ограниченный набор девайсов в компактной и удобной упаковке. Обычно это паракорд, фонарик и мультитул либо один мультитул.
  • Подобрать специальный нож для грубых операций, который не жалко будет периодически менять (то, что в народе называется «выкидуха за сто рублей»), а остальные инструменты – качественные, дорогие и, скорее всего, горячо любимые – использовать по назначению.

Использование по назначению – это и есть первое правило бережного обращения. Не стоит дробить тонким рыбным ножом кабаньи кости или использовать керамический клинок для нарезки сыров. «Рубить гвозди» нож тоже не обязан, вопреки мнению профанов. Для одноразовых работ не по назначению подойдет тот самый сторублевый нож, а «настоящий» нужно оставить для предназначенных ему целей.

Хранение

  • Даже если нож эксклюзивный (особенно если он эксклюзивный!) и хочется сделать его украшением интерьера, не надо хранить его на каминной полке: клинки из любых сталей не любят температурных перепадов.
  • Помещения с высокой влажностью для хранения тоже не подходят: не стоит бросать нож в ванной, душевой или крытом бассейне.
  • Клинок в определенном смысле живое существо, и ему периодически необходимо «дышать». Если вы пользуетесь ножом только в охотничьи сезоны (а это всего лишь десять дней весной и около четырех месяцев во второй половине года), между ними берите его «погулять» – свежий воздух и смена влажностного режима полезны для стали.
  • Нож нельзя постоянно хранить в кожаных ножнах. Да, на прогулке и охоте для него не придумать лучшего места, но дома изделие следует перекладывать в деревянный ящик: в ножнах накапливается влага (иногда она попадает туда вместе с ножом), и коррозия идет куда быстрее, чем на открытом воздухе.
  • Нельзя хранить ножи с другими металлическими предметами. Особенно часто подобную ошибку совершают, когда дело касается кухонных приборов: их складывают в один ящик с вилками и ложками. Лезвия в таком случае незаметно для глаза деформируются, а на хрупких металлах даже образуются микроскопические сколы. На кухне ножи хранят в деревянных блочных подставках или на магнитной полосе, которая крепится к стене.
  • Нож, не контактирующий с пищей каждый день (например, тот, который вы берете с собой в походы), идеально хранить отдельно от ножен, завернутым в промасленную ткань.

Заточка ножа

Все ножи в доме желательно держать острыми: тупым ножом порезаться куда легче, потому что при работе с ним мы прикладываем больше усилий. По технике самой заточки в блоге есть отдельный материал, поэтому способы и правила мы не перечисляем, только напоминаем о нескольких нюансах:

  • японские ножи с традиционной односторонней заточкой правят или точат либо на специальном приспособлении, либо с помощью
  • керамические ножи отдаются для заточки профессионалу или затачиваются самостоятельно с большой осторожностью на диске с алмазным напылением;
  • точить любой нож любым выбранным способом необходимо только с соблюдением одного и того же угла заточки (люфт* делает процесс бесполезным и даже вредным для режущей кромки).

* здесь – постоянная непреднамеренная смена угла, под которым точильщик держит клинок.

Чистка и смазка ножа

Чистота – залог здоровья не только человека, но и ножа. Относительно чистки и смазки (удаление грязи и старого защитного состава и нанесение нового) речь подойдет в основном о «складняках», так как чистка и смазка «фикседа» – дело простое:

  • после контакта с агрессивными веществами (морской водой, луком, лимоном) нож немедленно промывают пресной водой и насухо вытирают;
  • периодически клинок, и особенно место его стыка с рукоятью, смазывают небольшим количеством специального состава (даже, скорее, не смазывают, а протирают промасленной тканью).

Со «складняком» сложнее (и интереснее). С прилавка он попадает к владельцу уже смазанным, но – внимание! – не той смазкой, которая предназначена для регулярного ухода, а консервационной. Она показывает себя лучше в том случае, если нож долго хранят, не используя его, но, если «складняк» активно работает, с ней приходится сложно: она собирает в несколько раз больше пыли и грязи, чем «повседневный» состав.

Смазывают, как вы уже догадались, и движущиеся части механизма, а не только клинок. Причем масла требуется куда меньше, чем используют обычно; чтобы не переборщить, можно пользоваться ватными палочками и даже зубочистками. На самом деле большое количество состава не поможет быстрее открывать/закрывать нож, а вот загустевшее и загрязнившееся масло отчищать будет куда сложнее.

Чем можно смазывать движущиеся части «складняка»

  • Лидер в этом отношении – оружейное масло. Во-первых, его просто найти, во-вторых, у части владельцев ножей все-таки имеется и огнестрел, и это снимает задачу поиска смазки: она уже есть дома. Кстати, этим же составом можно обрабатывать и рукояти.
  • Касторовое масло также активно используется владельцами ножей для смазки «складняков». Правда, оно довольно густое, притягивает много пыли и требует частой замены.
  • Ну и совсем «элитный» вариант – смазка ножей маслом камелии. Такой способ рекомендуют японские мастера.

Удаление коррозии

Отдельная история – чистка клинка от коррозии. Чтобы определить правильный способ удаления ржавчины, условно ввели три степени серьезности ситуации.

  • Питинговая коррозия («веснушки» ржавчины на лезвии). Наименее страшное повреждение, оно удаляется обычным ластиком или старой зубной щеткой со срезанной на две трети щетиной, которая окунается в автополироль с мелкими абразивными частицами.
  • Каверны – более заметные повреждения. Их удаляют в два этапа: для первого берут полироль для царапин, а потом доводят дело до конца с помощью мелкоабразивной полироли.
  • Серьезную коррозию удаляют вместе с заводской обработкой поверхности клинка абразивной мочалкой или мелкозернистой наждачкой. После удаления коррозии сталь мгновенно полируют. Зачем? Полировка – это, по сути, сокращение той поверхности, которая контактирует со средой; меньше контакта – меньше окисления и повреждения. Если этого не сделать, то на «снятых» участках коррозия будет появляться снова, причем с удвоенной силой.

Несколько правил ухода за конкретными материалами

Материалы рукояти

  • Деревянные рукояти периодически чистят и промасливают.
  • Рукояти из кости или рога только моют и чистят, но стараются не допустить их контакта с маслами, так как органические материалы темнеют при таком контакте.
  • Рукояти из различных полимеров (например, эластрона, как у кизляровских ножей) можно и нужно чистить с помощью неагрессивных жидких средств для мытья посуды.
  • Больстеры, навершия, гарды, бусины на темляке и другие элементы из металла полируют, используя специальные составы.

Материалы ножен

  • Кожаные ножны периодически обрабатывают бесцветным обувным кремом.
  • Пластиковые ножны (такие можно встретить у тактических ножей или «ножей выживания») или ножны из кайдекса очищают влажной тканью, можно с мягким чистящим средством, и дают высохнуть естественным способом.
  • Нейлоновые ножны периодически стирают, как и любое тканевой снаряжение.

На первый взгляд правил по уходу очень много, но на деле из всего материала, что дан выше, для себя следует усвоить буквально десяток-другой правил именно для своего ножа. Многие из них относятся не к ежедневной эксплуатации, а только к периодическому уходу, поэтому сложностей не возникнет.

И снова, здравствуйте!

Подходит ко мне как-то, товарищ мой:

– Тёмыч, — говорит он, — облазил весь инет и не нашел информации о том, как заточить нож. Напишешь статью?

— Да без проблем, Леха! – говорю я ему, – только что-то мне не вериться, что ты, известный в узких кругах “хакер”, не смог найти нужной инфы.

На что мне Леха отвечает:

— Да нашел конечно, но там как-то все заумно, а ты “на пальцах” объяснишь…

Ну думаю, почему бы и нет. Вот и родилась статья о заточке ножей.

Вводные

Заточка производилась на простом кухонном ноже, производства неизвестных товарищей из Поднебесной. Нож был отчищен от грязи, немного заполирован и, естественно, заточен. Что получилось можете посмотреть ниже

Вряд ли, все пользуются японскими кухонниками из дамаска, хотя принцип заточки один и тот же. Все же без разницы что точить: китайский нож за 100 рублей или японский(немецкий) нож из стали VG10 тысяч за 15 рублей, а то и дороже.

Вопрос только в том, как долго будет нож держать заточку. А это как раз зависит от качества стали и геометрии клинка.

Теория

Немного теории. Как и в любом деле, без теоретических знаний нам не обойтись.

Геометрия ножа

Если вы еще не знаете анатомию ножа, то есть что из себя представляет нож, советую прочитать . Статья энциклопедическая, но основные термины, я надеюсь, будут понятны.

Возьмите любой нож и посмотрите на него со стороны острия.

Что видите? Ну, кроме острия. Ничего не видите? Странно! Должны видеть КЛИН. Теперь увидели? Вот что-то подобное:

Нож в поперечном сечении представляет собой клин, образованный спусками. Что позволяет ножу резать или рубить (все зависит от назначения ножа).

А так как, спуски образуют слишком острый угол, где-то порядка 10 градусов, это не позволит ножу долго оставаться острым (режущая кромка обязательно свернется или выкрошиться, в зависимости от стали). Для того, что бы такого не происходило, делают подводы , которые и образуют режущую кромку (РК).

Для некоторых сталей еще применяют такой «финт ушами», как микроподводы. Микроподводы позволяют на некоторых сталях увеличить срок службы РК, но данный финт не всегда срабатывает.

Таким образом, в задачу заточки входит создать правильный угол сведения подводов. Этот угол может быть разным. Для разных задач требуется разный угол заточки.

Например, филейный нож (предназначенный для тонкой нарезки мяса и рыбы) затачивают на угол 30-40 градусов,

Мачете или ножу для выживания, которыми наиболее часто что-нибудь рубят – 50-60 градусов. Но чаще всего, ножи затачивают на угол 40-45 градусов, который признан оптимальным для решения большинства хозяйственных задач.

Переходим к физике.

Физика процесса заточки

Физику все в школе изучали? Как взаимодействуют между собой твердое с мягким, если более мягким материалом тереть о более твердый?

Чаще всего, мягкое, под воздействием силы трения, истирается. Вот также и при заточке. Мягкое, в нашем случае – это нож, а твердое – это абразивный брусок.

Под воздействием твердых вкраплений точильного камня происходит истирание частиц металла. Что, в свою очередь, приводит к возникновению этакой микропилы на режущей кромке ножа.

Эту микропилу можно увидеть на режущей кромке любого ножа, если внимательно приглядеться. Особенно хорошо ее видно на новых ножах. Вот попробовал ее сфотографировать.

Видите на режущей кромке вертикальные поперечные полоски? Это и есть следы точильного камня. На картинке ниже более подробно можно рассмотреть.

Таким образом, получается, чем меньше размер твердых вкраплений точильного камня, тем мельче будет микропила на режущей кромке. Соответственно, чем мельче микропила, тем дольше нож останется острым. Что нам и требуется.

Вот и вся физика… А теперь пора переходить к практике.

Практика

Теория — это хорошо, но надо практиковаться как можно больше, тогда и руки сами запомнят и в голове уляжется весь процесс.

Самое главное в заточке – это правильное удержание угла. А для этого требуется практика. Чем больше практикуетесь, тем лучше получиться. Ну, как и в любом деле, требующем навыка и терпения. Смею вас уверить, что с первого раза не получиться заточить нож. Но при должном старании… ну вы поняли.

Инструмент

Итак, для заточки требуется точильный камень, немного любого машинного масла и нож, который и будем точить.

Точильный камень

В любой хозяйственном магазине купите простой брусок. Бывает в форме лодочки, но лучше купите двухсторонний и подлиннее. Когда у вас станет получаться, то приобретете что-нибудь по-солиднее. Алмазные бруски, например…

Брусок не должен быть короче 150 миллиметров. Почему так, вы сможете убедиться просто попробовав точить на брусках разной длины. Чем длиннее брусок, тем удобнее точить.

Масло

Масло нам потребуется машинное или оружейное. Масло нужно для смазывания бруска процессе заточки, что бы брусок не забивался частичками металла.

Ни в коем случае нельзя использовать органическое масло, типа подсолнечного. Брусок мгновенно засалиться и его можно будет выкинуть.

Для первого раза не берите новый нож или тот нож, которым используете постоянно. Найдите какой-нибудь ножик, который не жалко испортить. Вот на таком и тренируйтесь. Моим ножом для экспериментов был вот такой, старый-старый кухонник.

Ну что ж, инструмент есть, приступаем к заточке.

Процесс заточки

Усаживаемся поудобнее. Кладем брусок на стол перед собой, короткой стороной к себе. Можно подложить под брусок что-то типа резинового коврика или газетки, чтобы он не елозил по столу при заточке.

Берем нож и начинаем его точить.

Процесс заточки происходит на точильных камнях разной зернистости. От крупного к мелкому. Чем крупнее зерно, тем тем быстрее происходит снятие металла с лезвия. А чем меньше зерно, тем мельче у нас получиться микропила на режущей кромке, а чем мельче микропила на РК, тем дольше нож останется острым.

Так как мы затачиваем кухонный нож, то нам не требуется бритвенная острота, достаточно того, чтобы нож хорошо резал продукты. О проверке результата заточки я расскажу ниже. А теперь повторюсь.

Брусок лежит на столе, короткой стороной к себе и крупным зерном вверх. Легко и непринужденно, без особого нажима начинаем формировать режущую кромку. Предварительно капнув несколько капель масла на брусок.

Движением от себя, показанным на картине ниже.

Обратите внимание, движение ножа по камню должно быть четким и слитным. От устья до острия.

Довели до острия, оторвали и по-новой. Многократно повторяя это движение, добиваемся формирования заусенца с обратной стороны лезвия, по всей длине режущей кромки.

Многократно – это я немного “загнул”, конечно. Кухонные ножи, если они не «японцы», делаются из довольно мягкой стали, достаточно будет сделать 40-50 движений для получения нужного результата. Не забываем при этом добавлять несколько капель масла, по мере загрязнения бруска.

Заусенец можно увидеть, а можно почувствовать. Проведите пальцем поперек режущей кромки, почувствовали, что палец как бы цепляется за что-то. Чувствуется некая шероховатость. Вот это и есть заусенец, который должен быть равномерным по всей длине режущей кромки.

Ну что ж, с одной стороной закончили. Теперь необходимо произвести те же действия с другой стороны.

Можно другую сторону заточить, удерживая нож за рукоять левой рукой, но мне например, так не удобно, потому я держу нож в правой руке, но заточку произвожу не от себя, а к себе.

Проделываем процедуру получения заусенца по всей длине режущей кромки с другой стороны ножа.

Теперь можно переходить на более мелкую сторону точильного камня. На мелкой стороне бруска требуется повторить все вышеописанное.

Вот и весь процесс заточки. Вроде бы не сложно, но требует определенных навыков и массу терпения.

Контроль угла заточки

Удерживать нож в нужном положении очень сложно. Ведь самое главное, удерживать его надо под определенным углом во время всего процесса заточки. И если с одной стороны еще более-менее удобно, то с противоположной довольно сложно попасть в нужный угол.

Можно применять “метод костыля”. То есть, некие подручные приспособления или методики.

Костыль первый

Применяется простой канцелярский зажим. Одеваем его на лезвие и получаем примерный угол в 20-25 градусов (имеется ввиду половина от общего угла заточки).

Вместо зажима можно сделать небольшие шаблоны на нужные углы, например, из дерева.

Костыль второй

Тут не приспособление, а методика. Берете простой перманентный маркер и закрашиваете подводы. При заточке краска будет стираться в местах соприкосновения подводов и точильного камня, что позволит увидеть, что нужно сделать – приподнять обух или опустить.

Костыль третий

Методика для опытных точильщиков, зато самая действенная.

Правильность угла определяется по бликам на подводах. При освещении затачиваемой стороны под определенным углом на подводах появляются блики. Эти блики четко показывают в каком месте завален угол.

Вот фотку не могу показать, довольно сложно это сфотографировать, да и словами не объяснишь особо. Это надо видеть…

Есть еще несколько приспособлений и методик, но о них я расскажу в другой статье. Ведь надо еще проверить, что получилось. На сколько хорошо, после всех усилий мы заточили нож.

Проверка остроты

Хорошо заточенный нож должен с легкостью сбривать волосы на предплечье.

После заточки очередного ножа, от запястья до локтя у меня не остается ни одного волоска, причем только на левой руке. Прикольно смотрится – одна рука волосатая, а другая тщательно побритая)))

Стихи взяты в отличном паблике brutalica.ru

Нож должен сбривать волосы, причем, что называется, “с отскоком”. То есть без нажима и при малейшем касании.

Но на самом деле такая острота не нужна.

Особенно женщины будут ругаться. Им ведь готовить вкусные обеды, с помощью ножа. А с такой остротой, порезаться можно, как здрасте. И не почувствуешь ничего, заметишь только когда кровь потечет. На себе проверено.

Поэтому, хорошо наточенный кухонный нож должен с легкостью нарезать мягкий свежий батон хлеба, кромсать помидорки для салата (только не магазинные мячики из-за границы, а хорошие такие сочные помидоры с тонкой кожицей, на рынке у бабулек такие можно встретить) и легко справляться с пищевой пленкой, стрейч-пленка еще называется (если нож будет туповат, то проще эту стрейч-пленку руками порвать, чем разрезать).

Нож проходит все три теста или хотя бы один из них? Поздравляю! У вас получилось наточить нож как следует. Если нет, то придется еще потрудиться…

Заключение

Ну что сказать. При заточке необходимо наработать определенные навыки. Это не велосипед, где один раз научился и запомнил на всю жизнь. Тут требуется постоянная тренировка, чтобы руки запомнили положение ножа и угол его наклона.

А вообще, заточка ножа – хороший метод расслабления и отвлечения. Руки заняты, а голова отключается. Сидишь… ширк… ширк… ширк…, перевернул… и опять – ширк… ширк… ширк… Самое главное, чтобы затачиваемый нож не потребовался супруге именно в этот момент… салата накрошить:-)

Так что, советую к заточке (именно к заточке, есть еще такое понятие как “править нож”, это немного другое) подходить основательно, а не с разбега.

На этой веселенькой картинке позвольте откланяться до следующей статьи…