Блюда Пасхальной трапезы: рецепты пасхи. Трапеза пасхальная

Пасха, или Светлое Христово Воскресение - самый большой православный праздник и главное событие года для христиан. В настоящее время Пасха - переходящий праздник, и в каждый конкретный год ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными.

Согласно христианской традиции, день Воскресения Иисуса Христа празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния. В 2012 году православную Пасху отмечают 15 апреля. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность.
Древние иудеи праздновали Пасху (Пе́сах ) в честь Исхода из Египта. Христиане же вложили в этот праздник иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Великий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста.

Итак, как же происходит само празднование?

Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник (более подробно читайте Страсти Христовы ). Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга , в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать Генеральную Уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу.
Субботу на Страстной неделе называют красильной: в Страстную субботу красят яйца. Ну, а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. Затем освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. А после того, как окончится служба, верующие христосуются — приветствуют друг друга словами "Христос воскресе" - "Воистину воскресе" и обмениваются троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.
Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного Воскресения Христова.

Перед Пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Когда положено святить куличи по правилам?

Перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом - рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе. После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино - вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей . Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты. Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Пасхальная трапеза

Затем после службы, народ спешит домой. Считается: чем быстрее придешь - тем быстрее будет спориться хозяйство. Если в доме есть невеста или парень, который хочет жениться, они стараются попасть домой быстрее всех, кто с ними живет. Согласно поверью, кто первый будет дома, тот в этом году найдет себе пару и женится.

Вернувшись из церкви домой, семья готовится к праздничной трапезе.Символом Пасхи считаются яйца, кролики, птицы, гнезда, зелень, цветы и тема природы, возрождения, пробуждения и весны. Все эти символы или хотя бы часть из них должны присутствовать на вашем пасхальном столе в качестве сервировки.Пасхальный кролик может находиться на столе в виде статуэтки, шоколадной фигурки или рисунка. Также можно сложить салфетку в виде кролика. Птицы на столе будут символизировать приход весны, а цветы и зелень создадут праздничное настроение.
Стол застилают праздничной скатертью.
На праздник Пасхи для пасхального завтрака стол накрывают в светлой радостной гамме. Скатерть, салфетки, посуда должны сочетаться гармонично, радовать и глаз, и душу.

В центре стола ставят блюдо с молодой зеленью, в которой утопают яркие пасхальные яйца. Если вы не сумели заранее вырастить зелень (пшеницу или кресс-салат), яйца можно просто выложить на большую красивую тарелку. Обычная тарелка, украшенная вырезанными кружевами бумажными салфетками, тоже приобретет нарядный вид. Можно заполнить неглубокую тарелку красной чечевицей, разложить в ней крашеные пасхальные яйца, украсить цветами и поставить на кружевную салфетку.
На другой тарелке возвышается нарядный пышный кулич, подают также печенье, коврижку, горячие булочки. Рядом ставят тарелку с пасхой.

Не забыты и холодные закуски: здесь и непременный жареный молочный поросенок, и буженина, и запеченная птица, и различные колбасы, гарнировать специально приготовленными овощными блюдами, и другие лакомства.

На пасхальный стол выставляют также различные наливки, настойки и все, чем богат дом. Лучшие вина для пасхального стола - кагор, красное вино. Из напитков можно подать чай, кофе, какао, а к ним - подогретые сливки и молоко.

Непременное дополнение к пасхальному столу — цветы. Традиционными цветами считаются гиацинты, аромат которых, смешиваясь с запахами куличей, создает неповторимый пасхальный дух, но подойдёт и букет тюльпанов, нарциссов. Если живых цветов нет - не беда, весьма оригинально будет смотреться букет из веточек вербы.

Бытует традиция, согласно которой хозяин зажигает на столе свечу. Свет, тепло и уют, которое дарят нам свечи, станут последним штрихом сервировки пасхального стола и помогут создать праздничную атмосферу. Свечи можно использовать самые разнообразные, начиная от освященных тонких церковных свечей и заканчивая целыми парафиновыми скульптурами. Производители в преддверии Пасхи выпускают свечи в виде птиц, кроликов и яиц, которые не просто украсят, но и оживят праздничный стол.

Собравшись вокруг стола, семья поздравляет друг друга словами «Христос Воскрес!»

Пасхальная трапеза начинается с того, что хозяин очищает освященное яйцо, разрезает на столько частей, сколько человек собралось за столом и все собравшиеся съедают по кусочку. Далее все пробуют паску и приступают к трапезе.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и паскам (не путать с названием праздника «Пасха»)

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.



5.5. Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической Церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.



5.6. Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.



5.7. Народные обычаи

«Христосование» пасхальными яйцами

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» - разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.

Семья пасхальных зайцев. Бремен

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

Пасхальные ручьи. Германия

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи - Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.



6. Святые отцы о Пасхе

Святитель Григорий Богослов

    Свт. Григорий Богослов : «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир.
    Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была ещё более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сиё „новое
    вино в Царстве Отца“ (Мф.26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это вкушение? - Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».

    Свт. Мелитон Сардийский (ритмичный стих): «О таинство новое и неизречённое! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы… Услышьте о силе таинства! Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни;
    Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от
    pathein („претерпевать“) произошло paschein („страдать“, или „праздновать Пасху“). Итак, научитесь, кто страдает, и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошёл на землю: чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».

Святитель Григорий Нисский

    Свт. Григорий Нисский : «Как но­вый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз выле­тающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены се­мейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине спра­ведливо сравнивают настоящий день с днём будущего воскре­сения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.
    Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль:
    „Станем есть и пить, ибо завтра умрём!“ (1Кор.15:32)».

    Свт. Лев Великий : «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

    Блж. Исихий Иерусалимский : «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней - Воскресение… Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».

    Прп. Феодор Студит : «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт - в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.
    Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? - Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше - но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? - Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Святитель Иоанн Златоуст

    Свт. Иоанн Златоуст : «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“ , - говорит он, - „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, - и ты низложился; воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, - „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Последнее слово читается на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.



7. Празднование Пасхи в различных государствах

Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным

В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Многие европейские страны, а также Австралия отмечают Пасху и Пасхальный понедельник, как государственные праздники. В Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских стран государственным выходным также является Страстная пятница. Всё Пасхальное триденствие - государственные праздники в Испании.



7.1. Государства, в которых Пасха - 4 выходных дня (пятница, суббота, воскресенье, понедельник)

    Австралия

    Австрия

    Болгария

    Великобритания

    Венгрия

    Гана

    Германия (В пятницу, воскресенье, понедельник магазины и пр. не работают. В субботу магазины, банки и пр. работают)

    Греция

    Грузия

    Дания

    Испания четверг, пятница, воскресенье, понедельник в некоторых автономных областях.

    Италия (суббота [ источник не указан 52 дня ] , воскресенье, понедельник)

    Канада

    Кипр

    Латвия

    Молдова (суббота, воскресенье, понедельник)

    Новая Зеландия

    Норвегия

    Португалия

    Сербия

    Словакия

    Словения

    Украина (суббота, воскресенье, понедельник)

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Швеция



8. Пасха в светской культуре

8.1. Русская культура

    В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного - через тему тления, как раскрытие категорического - или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:

Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно - такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.

    И. Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:

Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)

- Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
- Ну, Христос воскресе… - нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
- Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, - говорит мне Горкин - как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

    Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.

- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значат, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте… - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
- Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко а ты… - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:
- Пойдём ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
- Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.

- Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
- Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

- А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело - темно.
- Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! - Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: - Мы его убьём!
- Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!

- Н. С. Лесков. «Фигура»

    Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву -

«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).

    Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин - «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт - «Вербы», И. Северянин - «Пасха в Петербурге».

Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов

Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов



8.1.1. Пасхальные открытки

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).



8.2. Зарубежная культура

Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон

И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

Хор ангелов

Христос воскрес!
Преодоление
Смерти и тления
Славьте, селение,
Пашня и лес…

Фауст

Я плакал, упиваясь счастьем слёз,
И мир во мне рождался небывалый.
С тех пор в душе со светлым воскресеньем
Связалось всё, что чисто и светло.
Оно мне веяньем своим весенним
С собой покончить ныне не дало.
Я возвращён земле. Благодаренье
За это вам, святые песнопенья!



8.3. Современная культура

    «ДДТ» Юрий Шевчук , «Пасха»

«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

    В эпизоде «Чудесная пасхальная история» сериала South Park Стэн ищет корни пасхальных традиций.

    Разработчики компьютерных игр иногда прячут в них «пасхальные яйца» - тайные комнаты, шутки разработчиков и подобные мелочи.

    «Сектор газа» Юрий (Хой) Клинских , «Пасха»

Пасха, я достану из серванта банку на три литра.

Пасха, я покрашу яйца, хоть в брюках и не видно …



9. Пасха на различных языках

Амхарский

Африкаанс

Paasfees

Албанский

Pashkët

Арабский

عيد الفصح ‎ (ʿAīd ul-Fiṣḥ )

Азербайджанский

Pasxa , Fish

Берберский

Валлийский

Голландский

Pasen или paasfeest

Гэльский

פסח (Pesah )

פּאַסכע (Pasche )

Индонезийский

Ирландский

Исландский

Испанский

Итальянский

Каталанский

Малайялам

Pæsacha/Pæsaha

Ндебеле
северный(?)

Норвежский язык

Персидский язык

Pas`h

Польский язык

Португальский язык

Румынский язык

Пасха

Тагалог
(Филиппины)

Pasko ng Muling Pagkabuhay
(букв. «Пасха Воскресения»)

Турецкий

Paskalya

Фарерский

Páskir (plural, no singular exists)

Pääsiäinen

Французский

Шведский

Эсперанто

Японский

聖大パスハ
(Сейдай Пас у ха , «Святая Пасха»)
только среди православных

부활절 (Buhwalchol ,

Woekicetuanpetu

Македонский

Воскрес (редко)

Сербский

Ускрс или Васкрс

Хорватский

Японский

復活祭 (Fukkatsusai )

Как известно, праздник Воскресения Христова, который ещё называют Пасхой, отмечается в честь воскресения Иисуса Христа. День его празднования был установлен еще в 325 году на Первом Вселенском Соборе. В православной традиции Пасха обычно отмечается в период с 4 апреля по 8 мая.

По Российской традиции, подготовка к празднованию Воскресения Христова начиналась с Великого четверга, его ещё называют Чистым четвергом. В этот день было принято очень хорошо убрать весь дом, вымыть полы, начистить до блеска посуду и начать пригатовления к Пасхальной трапезе. Первым делом в Чистый четверг православные расписывают и красят яйца, замешивают пасху и занимаются выпечкой. Пекли на Пасху очень разнообразные изделия: это и традиционные куличи, и небольшие фигурные печеньица, и медовые пряники. Вообще кушаний готовили великое множество, из горячего на пасхальный стол подавали запеченного поросенка, ягненка или окорок, могли сделать и телятину. Таким образом, Великий четверг был полностью посвящен подготовке к празднику - дом начищали до блеска, подготавливали блюда для пиршества и украшали все весенними цветами.

Расписанные цветные яички выкладывали на огромное блюдо, покрытое зеленью проросшего овса или пшеницы. Украшался, конечно, не только дом, сам народ стремился приодеться к празднику - шили новые платья и костюмы, использовали более яркие ткани, девушки вплетали новые ленты.
Предпасхальная неделя в православной традиции называется Страстной, в это время сильно ужесточаются требования Великого поста, постепенно уходят из рациона продукты и к Великой Пятнице исчезают совсем. В эти дни постящиеся вообще не принимают пищу, дожидаясь выноса плащаницы, который говорит о том, что искупление грехов человеческих свершилось. В предпасхальные дни верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа, его прибытие в Иерусалим, казнь и чудесное воскрешение через три дня.

Пасха во всем мире связывается с множеством традиций и обрядов. Россия в этом плане не является исключением. Испокон веков к Святому дню люди готовились с особой значимостью, четко соблюдая все обычаи и приметы. Чтобы снять грехи с души православные на Руси стремились творить добро по отношению к ближним, оказывать поддержку страждущим и обделенным. В эти дни народ собирал средства, чтобы вызволить из тюрьмы людей, увязших в долгах.
Более подробно хочется остановиться на традиционном праздничном столе. На Пасху всегда готовился особый барашек из сладкого теста с добавлением сливочного масла. Эта традиция явилась символом великой жертвы Иисуса Христа во имя искупления человеческих грехов.

Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Восересения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.

Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи.

Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.
Праздничные гуляния и пиршества длились целую неделю. За это время выпивалось и съедалось огромное количество кушаний - пасхи, куличи, крашенные яйца, поросята запеченые с орехами, колбасы, сыры и копчености. Но главным атрибутом Пасхи, конечно же, оставались яйца.

По преданию, традиция дарить друг другу крашенные яйца пошла еще со времен Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христова. Однако недоверчивый император засомневался и произнес известную фразу про то, что как яицо из белого не становится расным, так и мертвые не воскресают. И в тот же миг подаренное яичко окрасилось в ярко красный цвет. И несмотря на то, что яйца сегодня красят в разные цвета, традиционным остается цвет жизни и победы - красный.

Помимо яиц традиционным пасхальным атрибутом является по-особому освященный хлеб - артос. В современной России он раздается верующим, которые потом хранят его дома и в экстренных случаях могут съесть натощак, что приравнивается к обряду причастия. Исторически этот хлеб являлся символом человеческого единства.
Что касается пасхальных традиций не связанных с трапезой, то наиболее известной сегодня является особое приветствие. Встречаясь, верующие говорят друг другу “Христос воскресе!”, на что собеседник обязательно отвечает: “Воистину воскресе!”, после чего следует троекратный поцелуй.

Когда начинается пасхальное богослужение, все православные верующие томятся в ожидании Благодатного огня, который привозят от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Когда торжественное событие свершается, священнослужители разносят пасхальный огонь по всем храмам города, а прихожане могут поджечь от него свечи, которые потом относят домой, и стремятся сохранить Благодатный огонь в течение всего года. Кроме того, в дореволюционной России от этого огня на территории храма разжигался пасхальный костер, который являлся символом Света и Обновления.
Непосредственно же перед Воскресением Христовым все прихожане собираются в храме, откуда начинается крестный ход с праздничными песнопениями. Ровно в полночь шествие с иконами и крестом подходит к дверям храма и с этого момента начинается пасхальное богослужение.

Особое внимание во время Пасхи уделяется и колокольному звону. После долгого молчания во время Страстной недели в Пасху колокола звонят особенно торжественно и помпезно. Кроме того, верующие на протяжении всей праздничной недели имеют уникальную возможность подняться на колокольню и позвонить в колокола в честь Воскресения Христова.

Этот церковный праздник за время своего существования оброс и множеством народных обычаев. Так, в России принято в вечер Пасхи устраивать праздничные гуляния с веселыми песнями, играми, танцами и развлечениями прямо во дворе церкви. На Руси такие гуляния назывались Красной Горкой и длились порой до трех недель. Основой таких народных гуляний является огромный хоровод под народную музыку, который постепенно ускоряется и достигает своей кульминации.

Не стоит забывать и о некоторых разногласиях в народных и церковных традициях. Так, в последние полвека в России стало популярным посещение кладбища во время Пасхи и поминовение умерших, однако, Православная Церковь, напротив, говорит о том, что во время святого праздника Пасхи скорбь по ушедшим должна прекратиться и люди должны полностью отдаться празднику. А только на 10 день после Пасхи отмечается Вселенский родительский день, или Радоница, во время которого принято посещать родителей, как живых, так и могилы погибших.

И напоследок хочется рассказать о самой веселой и любимой детворой пасхальной традиции “христосоваться” пасхальными яйцами, когда раскрашенные пасхальные яички разбивают друг о друга с разных сторон, устраивая соревнования на самое сильное яицо. Дети, кроме того, любят устраивать “покатушки” и спорить о том, чье яицо укатится дальше. А в связи с тем, что пасхальные яйца на Руси всегда считались символом новой жизни и возрождения, то их часто использовали для повышения будущего урожая, просто покатав яицо по земле. Яйца клали и в руки умершим во время Пасхи, хранили дома в течение года в качестве оберега от пожаров и невзгод.

Пасха - поистине один из самых веселых и радостных праздников церковного календаря. Испокон веков в эти дни народ веселился и устраивал праздничные гуляния, на улицах царило радостное, ликующее настроение. В течение всей Пасхальной недели столы ломились от яств и кушаний, каждый гость считался званым и желанным. В эти дни сытыми и веселыми были даже нищие и убогие. Все это говорит об огромной объединяющей силе этого всеобщего христианского праздника, который одинаково пышно празднуется и в Католической, и в Протестантской, и в Православной церквях.

С давних времен готовится оригинальный пасхальный стол, включающий разнообразные рецепты пасхи. В домах православных христиан традиционно на столе должны присутствовать три главных блюда: куличи, крашеные яйца и пасха. Помимо этого, меню на Пасху включает также запечённого поросенка, птицу и другие разнообразные мясные закуски, а также всякие сладости.

Даже в современных семьях наследие убранства пасхального стола и потомственные рецепты блюдутся неуклонно. Куличи, пасхи и крашенки играют основную сакральную роль во всём том, что едят на Пасху. Главное блюдо Пасхи - это пасхальная тарелка. В её центральное углубление ставят кулич, а в выемки вокруг него раскладывают яйца.

Кроме этого, пасхальная трапеза изобилует всевозможными колбасными изделиями, бужениной и другими мясными яствами. В старину стол на Пасху украшал запечённый поросенок - это было свидетельством щедрости хозяев дома. В наше время его могут заменять мясные рецепты попроще: запечённая курица или кролик, мясные запеканки, рулеты, фаршированные окорока и т. п. При этом мясные блюда есть нужно не иначе как запечёнными. А вот рыбные рецепты на Пасху не подразумеваются. В этот день также подают к столу кагор пасхальный, освященный в храме.

В течение всей Светлой седмицы праздничный стол не убирают. Наоборот, его дополняют свежими кушаньями. В каждом доме у хозяйки имеются свои проверенные поколениями рецепты того, что должно быть на столе, поэтому для праздника Пасхи и Светлой седмицы, как правило, заранее откладывали деньги для приготовления знатного угощения. Как говорит старинное поверье, изобилие и многообразие всего, чем мы накрываем пасхальный стол, является залогом благополучия и финансового состояния семьи.

Православный обычай гласит, что пасхальный стол должен быть настолько роскошным, чтобы иметь возможность накормить каждого входящего в дом. Поэтому православные никогда не жадничают на пасхальное застолье. Столы покрывают самой красивой скатёркой, в центр стола ставят цветы, церковную свечу и освящённые пасхальные блюда.

Интерьер комнаты, где подается пасхальная еда, также меняется для создания праздничной атмосферы. На почётном месте ставят корзину с куличами, расставляют на подставках и развешивают на декоративные яйца.

Секреты приготовления пасхи

Пасхальные угощения изобилуют на столе в этот светлый день, и одним из них непременно должна оставаться пасха. При этом многие по ошибке считают, что кулич и пасха - это одно и то же. На самом деле это не так. Кое-где в нашей стране «пасхой», действительно, именуют куличи, однако это два абсолютных разных блюда, несущих свой сакральный смысл.

Кулич - это , преломляя который во время трапезы люди становятся ближе к Богу. А пасха, имеющая вид усеченной пирамиды (символ Голгофы) - это сакральное кушанье на основе творога. Помимо творожной массы, в будущий десерт кладут сметану или жирные сливки, сливочное масло, яйца, изюм, цукаты, сироп, цедру лимона и различные специи.

Все варианты этого десерта схожи по содержанию, но готовить их могут несколькими способами. Сырые пасхи в готовке самые простые. Но зато печёные и заварные дольше хранятся. Это блюдо всегда делают из самого свежего творога наилучшего качества. Чтобы избавиться от остатков сыворотки, его на ночь оставляют под гнётом, а затем дважды протирают через сито, чтобы десерт получился воздушным и однородным.

Если в рецепте предусмотрены сливки, нужно покупать продукт с жирностью не менее 30 %. Сливочное масло перед употреблением нужно предварительно прогреть, чтобы оно стало пластичным. Сухофрукты и орехи перед приготовлением требуют промывки и просушки. Пряные добавки предварительно нужно перемолоть и просеять через самое мелкое сито.

Следуя традиции, это блюдо готовят в разбирающейся пасочнице, состоящей из четырех деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезана надпись «ХВ».

Традиционные варианты приготовления пасхи

Секретные рецепты приготовления пасхи, так же как и куличей, передаются в семьях по женской линии. Готовят её только один раз в год. И чтобы пасха удалась на славу, для её приготовления берут свежайшие продукты высокого качества.

Рецепт приготовления пасхи обыкновенной требует:

  • 3 кг творога;
  • 200 г сл. масла;
  • 1 ст. сахара-песка;
  • 1 ст. сметаны;
  • 2 ч. л. соли.

Выдержанный заранее под прессом творог дважды протереть и смешать со сметаной и размягчённым маслом (можно в миксере). В полученную творожную массу добавить остальные ингредиенты, все аккуратно перемешать и выложить в пасочницу.

Чтобы приготовить пасху «Розовую», вам понадобится следующее.

Размягчённое масло взбить в миксере с протёртым творогом, сахаром-песком и вареньем. В процессе сбивания добавить яйца и сметану. Полученную творожную массу поместить в . Однако этот вариант требует удаления влаги ещё и в процессе готовки. Для этого пасочницу предварительно выстилают кухонной салфеткой. Творожную массу также накрывают и сверху кладут пресс. Готовым десерт будет через сутки.

Для приготовления заварной «Царской» пасхи нужно взять:

  • 1 кг творога;
  • 250 г сл. масла;
  • 1,5 ст. сахара-песка;
  • 2 ст. сметаны;
  • 2 яйца;
  • 50 г миндальных орехов.

Выдержанный под прессом творог дважды пропустить через сито. В кастрюле перемешать творог с яйцами, маслом и сметаной и варить, непрерывно помешивая деревянной ложкой. Снять с плиты, как только в массе появится первый пузырек. Продолжая мешать, вынести кастрюлю на чтобы масса остыла. После этого добавить оставшиеся ингредиенты, тщательно вымешать и выложить в форму.

Ещё один очень вкусный вариант - это печёная творожная пасха. Для её приготовления нужно:

  • 1 кг творога;
  • 3 ст. л. манной крупы;
  • 8 яиц;
  • 400 г сахара-песка;
  • 200 г сл. масла;
  • по стакану изюма и миндальных орехов.

В протёртый творог добавить сахар-песок, манку, сливочное масло. Всё хорошенько растерев, потихоньку подмешать к творожной массе предварительно взбитые яйца. Добавить изюм с миндальными орехами, перемешать и выложить всё в смазанную маслом и обсыпанную манкой форму. Выпекается десерт при температуре 1800 40–45 минут.

Можно также как и кулич - глазурью, а сверху припудрить посыпками, рассыпать орешки, фрукты. А можно просто сахарной пудрой. Здесь всё зависит от фантазии хозяйки.

До Пасхи осталось совсем мало дней. Последние из них – особенно насыщенны службами и молитвой. Поэтому многие священники советуют не откладывать пасхальные приготовления на эти дни, а заняться ими раньше. Например куличи вполне могут быть приготовлены в начале недели.

Традиции пасхальной трапезы

Весь день Великой субботы в православных церквях освящают традиционные пасхальные блюда: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. После ночной пасхальной службы верующие приходят домой и разговляются. Разговение - это первая праздничная трапеза после окончания поста.

На Пасху в храмах освящается артос - квасной хлеб. На службе субботы Светлой седмицы его раздают верующим для хранения дома. Артос можно вкушать натощак при болезни. Это особый хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения, в нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ и добавок.

Пасхальный кулич по своей форме как раз напоминает артос. В его приготовлении хозяйки могут проявить все свое мастерство. Воздушный, сдобный, ароматный, кулич является символом Пасхи, центром праздничной трапезы.

На Руси с древних веков было принято делать пасхальные угощения не только для себя, но дарить их друг другу. Например, покрашенные вареные яйца.

Существует предание, которое объясняет происхождение обычая красить яйца в красный цвет. Согласно ему, святая Мария Магдалина пришла однажды к императору Тиберию. К императору было не принято приходить без подарков, и она взяла с собой яйцо. Мария Магдалина рассказала Тиберию о Воскресении Христа. Но он засомневался и сказал: как яйцо из белого не становится красным, так и покойники не воскресают из мертвых. И яйцо в ту же минуту стало красным.

Сейчас хозяйки красят яйца в разные цвета, даже искусно расписывают их целыми картинами. И все-таки в память о чуде всегда делают несколько красных яичек, для этого чаще всего красят яйца луковой шелухой, она дает густой красно-коричневый цвет.

Творожная пасха, или по-народному «паска», - еще одно традиционное пасхальное блюдо. Его готовят из творога по разным рецептам, от простых до сложных. Сверху на пасхе ставят печать - буквы «ХВ», или выкладывают буквы орехами или цукатами.

Куличи и творожные пасочки - непременное угощение в Светлое Христово Воскресенье.

В южных регионах России пасхой порой называют кулич. Но на большей части родного Отечества пасочка или просто пасха - это изделие из творога, приготовленное в специальной форме - пасочнице.

За время Великого поста в русском доме накапливались запасы творога, коровьего масла, так называемые молочные скопы. Именно такие скопы позволяли приготовить к Празднику богатое, сдобное лакомство - куличи и пасочки.

Тесто для куличей

Рецепт


Куличное тесто чаще всего готовят по опарному способу.

Опару замешивают на теплом молоке, добавляя и вымешивая муку до консистенции жидкой сметаны.
Дрожжей (свежих или прессованных - самых свежих) следует брать от 30 до 40 граммов на 500 мл молока.

После выстойки опары добавляют остаток муки, стертые с сахаром желтки, коньяк, мелко размолотые пряности.

И вымешивают, небыстро и тщательно, постепенно добавляя растопленное масло. Перед самым концом замеса добавляют изюм с цукатами.

Поднимается куличное тесто в теплом месте, с двумя обминками.

После заполнения форм - небольшая выстойка. В результате тесто должно подняться в форме не более, чем на 2/3 ее высоты.

Выпекают в зависимости от величины кулича, проверяя готовность сухой лучинкой.

Готовые куличи очень аккуратно вынимают их из духовки, ставят на стол и закрывают салфеткой или полотенцем до остывания.

Если куличи высокие, их лучше остужать «в лежачем положении» - на боку, подложив полотенце. И несколько раз перекатывать с бока на бок, чтобы не было вмятин.

Полностью остывшие куличи украшают глазурью.

Самая простая и незамысловатая глазурь: один яичный белок, взбитый со стаканом сахарной пудры. На незастывшую глазурь можно выложить узор или буквы «ХВ» (что означает «Христос Воскресе!») из орехов или цукатов.

Ну или посыпать его модной блестящей кондитерской крошкой, продающейся ныне в любом универсальном магазине.

Кулич пряный


Рецепт для небольших куличиков, выпекаемых в узких высоких формах, с диаметром не более 12-14 см (можно использовать жестяные банки от различных напитков)

На 1 кг муки:
500-600 мл молока
30 г коньяка
250 г масла
10 желтков
350 г сахара
половина тертого мускатного ореха
половина чайной ложки молотых зерен кардамона
шесть круглых почек гвоздики
половина чайной ложки молотой корицы
половина чайной ложки измельченной лимонной цедры
соль - половина чайной ложки

Кулич шафранный

мука - 3,5 стакана

масло сливочное - 200 г

сахар – 1 стакан

молоко – 1/2 стакана

свежие дрожжи – 15 г

изюм без косточек – 1,5 стакана

yастойка шафрана – одна рюмка

соль – треть чайной ложки

Настойка шафрана делается из расчета 0,1 г рылец подлинного шафрана (лучше всего – иранского, можно – испанского) на рюмку водки.

Кулич кружевной

мука – 4 стакана

молоко – 2,5 стакана

масло сливочное – 500 г

яйцо – 10 шт.

сахарный песок – 1 стакан

дрожжи – 50 г

соль – половина чайной ложки

В этом рецепте белки отделяются от желтков и вводятся в тесто отдельно, взбитыми в стойкую пену, в самом конце его подъема. Смешивать белки с тестом надо очень аккуратно. Помните, мы таким приемом пользовались на Масленицу, когда готовили сдобные блины?