Что должен уметь малыш к 2 месяцем. Что должен уметь двухмесячный ребенок

Что должен уметь ребенок – вопрос, который беспокоит всех родителей. Каждый этап развития ребенка по-своему уникален. В 2 месяца родители уже лучше понимают, чего хочет их малыш. Он проявляет большую активность и интерес к окружающему. Каждый новорожденный развивается индивидуально, не обязательно его сравнивать с другими.

В этом возрасте у младенца происходит:

  1. Активный рост.
  2. Прибавка в весе.
  3. Уменьшение продолжительности сна.
  4. Увеличение активности слюнных желез.
  5. Увеличение вместимости желудка.

В 2 месяца ребенок прибавляет в весе до 800 г. Рост его увеличивается примерно на 4 см. Общая продолжительность дневного и ночного сна обычно составляет 16-18 часов. Днем он может спать 2 раза по 2 часа и 4 раза по полчаса. Если ночью двухмесячный ребенок спит 6-10 часов – это считается нормой.

Сон младенца во многом зависит от того, сколько времени с ним проводит мама и как часто держит его на руках. При нехватке тепла и ласки он не будет чувствовать себя в безопасности, и сон его окажется беспокойным. Он будет часто просыпаться, чтобы проверить, рядом ли мама.

Что должен делать ребенок в 2 месяца – так это питаться молоком мамы в процессе сосания груди. Слюнные железы развиты еще плохо, выделяя малое количество слюны. Сосательные движения становятся активнее, но все равно еще достаточно вялые. В процессе сосания в желудок может попадать воздух, и вызывать срыгивания.

Поэтому после кормления младенца необходимо подержать в вертикальном положении.

Стул в 2 месяца может составлять до 8 раз в сутки, если малыш на грудном вскармливании, если же искусственном, то до 4 раз. Цвет кала становится золотисто-желтый. У младенцев, которые находятся на искусственном вскармливании, он светлее и плотнее, запах резче.

Моторика и движения ребенка

Активность ребенка в двухмесячном возрасте повышается, его подвижность увеличивается. Движения младенца перестают быть резким, теперь они медленные. Продолжается его работа над овладением своего тела. Двухмесячный ребенок уже упирается ножками в твердую поверхность, и держится в таком положении несколько секунд.

Головку по-прежнему необходимо поддерживать.

Младенец учится поднимать и опускать руки, переворачиваться с одного бока на другой. У некоторых двухмесячных детей наблюдается попытка поползти, если они лежат на животе. При этом они выставляют колени вперед по очереди.

Младенцу этого возраста присуще сосание не только в процессе еды. Между кормлениями он может сосать все, что попадает ему в рот: пустышку, свою руку, пеленку или погремушку. Он ощущает, что эти предметы не утоляют голод и настоятельно выплевывает их, начиная кричать.

Движения руками

У двухмесячного малыша наблюдаются некоторые изменения в движениях:

  1. Он начинает сжимать свои пальцы в кулаки и разжимать их.
  2. Если в его руку поместить погремушку, он увлеченно будет следить за ней и рассматривать.
  3. Младенцу в 2 месяца интересно засунуть в рот все, на что он натолкнется. Как правило, родители начинают беспокоиться по этому поводу. Но переживать не следует, ведь таким методом дети познают мир.
  4. Хватать маму за одежду или волосы становится любимым занятием двухмесячного ребенка. А вот то, что ее нужно отпустить, он понять пока не может.
  5. Ему непременно хочется теперь схватить тот предмет, который привлек его внимание. Если интересующий его предмет попал к нему в руки, он будет им трясти и попытается поднести ко рту. Если это будет погремушка, то ему покажется, будто она — продолжение своей руки и начнет сосать. Если же погремушка выпадет из руки, у него это не вызовет никаких эмоций.

На видео можно наблюдать как двигает руками нормально развивающийся младенец 2-х месячного возраста:

В 2 месяца движения рук и ног перестают быть хаотичными. Улучшается координация, исчезает тонус.

Умеет ли ребенок в 2 месяца держать головку

Вместе с улучшением способностей двигать руками, у двухмесячного младенца становятся крепкими мышцы шеи. Он начинает контролировать движения головы. Если его положить на живот, он сможет приподнять ее вверх. Когда же малыша держат вертикально, он способен уже удержать на несколько секунд головку прямо.

Самые развитые младенцы могут даже приподняться на руках, лежа на животе.


Что должен уметь ребенок в 2 месяца — это пытаться удержать голову лежа на животе

Голова по-прежнему больше по сравнению с остальными частями тела и тяжелая, поэтому ее еще нужно поддерживать. Если этого не делать, резкое отклонение головы может повредить шейные позвонки. Если младенец не научился держать голову в 2 месяца, это не повод для переживаний. Все индивидуально.

Развитие слуха

Когда младенцу исполнилось 2 месяца, пора проверить качество его слуха, хлопнув рукой по поверхности, на которой он лежит. Помимо этого можно использовать колокольчик, позвонив им сзади или сбоку, а также погремушку. Младенец будет вертеть головой в поисках источника звука, моргать или хмуриться.

Если с ним начнет говорить мама или папа, он будет прислушиваться, крутить головой и искать, откуда исходят голоса. В любом случае, реакция должна проявиться. Если ее нет, необходимо обратиться к врачу и рассказать ему о проблеме.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца относительно слуха, так это:

  • показывать ответную реакцию на звуки;
  • узнавать мамин голос среди остальных;
  • улавливать более тихие шумы;
  • вздрагивать от резких звуков;
  • вертеть головой в поисках источника звука.

Зрение ребенка в 2 месяца

Двухмесячный малыш умеет сосредотачивать свой взгляд на чем-либо уже до половины минуты. Можно раскладывать возле него яркие предметы. Первый цвет, который он различает, это красный. Вследствие этого, первым игрушкам желательно быть красными.В 2 месяца младенец пробует отследить движение предметов.

Для развития этого навыка можно повесить над его кроваткой мобиль.

В этом возрасте младенец узнает лица мамы и папы, а также близких людей. Движения его глаз становятся плавными. Зрительная система уже воспринимает объемность предметов. Для развития зрения необходимо играть с младенцем. Один из вариантов игры является самым популярным.

Это когда передвигают предмет, например, погремушку, из одной стороны в другую. Расстояние от глаз малыша до предмета должно равняться 30 см. Движения нужно совершать медленно, чтобы ребенок успевал следить за перемещением предмета. Его можно также приближать и отдалять.

Интеллектуальное развитие

Во время бодрствования ребенок активно познает мир. У него вызывает интерес все, что попадает в поле его зрения. Он разглядывает предметы, лицо мамы, узнает ее голос, отслеживает передвижение погремушки. Незнакомые звуки заставляют его насторожиться.

Он прислушивается к ним и тренируется устанавливать связь между тем, что увидел и услышал. Сначала он слышит звук и замирает. Так он прислушивается к нему. Потом младенец поворачивает голову, отыскивая то, что издало такой звук. Происходит активное развитие причинно-следственных связей.

Теперь ребенок не случайно гремит погремушкой. Он начинает осознавать, что существует взаимосвязь между движением и звуком. То есть, чтобы погремушка загремела, ее надо потрясти. Мама для младенца самый значимый человек. Он считает, что только она может его успокоить и защитить. На руки к чужим людям пока идет спокойно, а при виде мамы уже улыбается.

Малыш уже осознает, что заплакав, он обратит на себя внимание родителей и его потребности будут удовлетворены.

Поведение ребенка

В 2 месяца младенец уже улыбается. Если взрослый ласково с ним разговаривает, нежно гладит, то реакция в виде улыбки будет обеспечена. Если у ребенка плохое настроение, он начнет кричать и поменяет выражение лица. Когда мама чем-то расстроена и находится не в самом лучшем расположении духа, ребенок может капризничать или грустить.

Необходимо стараться давать ему положительные эмоции.

Формирование гуления

Что должен уметь ребенок в 2 месяца относительно речи, так это заменять протяжные монотонные на разнообразные гласные звуки. Он начинает гулить. Особенно заметно это в тот момент, когда у него позитивное настроение и радостное возбуждение. Услышав сам себя и свои новые звуки, младенец замирает и осознает их.

Ему это еще непривычно слышать от себя. Благодаря такому увлекательному занятию ребенок может спокойно полежать в своей кроватке один. К концу второго месяца младенец присоединяет к гласным звукам некоторые согласные и произносит уже целые слоги.

Он может разговаривать с родителями и отвечать на их предложения гулением.

Эмоции и сознание

Отличительной чертой ребенка в двухмесячном возрасте является комплекс оживления. Это реакция ребенка на человека, которого он знает и любит, например, бабушку, дедушку или родителей. Происходит это примерно так: младенец лежит в кроватке; к нему приближается мама, склоняется над ним и ласково говорит; ребенок в это время реагирует на ее появление хаотичными движениями рук и ног.

Так он радуется появлению родного человека.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца – это улыбаться. Улыбка говорит о том, что малыш развивается без нарушений. Таким образом, он устанавливает с взрослыми контакт и реагирует на их речь или действия.

В данном возрасте ребенок осознанно проявляет реакцию на то, что его раздражает. Будь то звуки или неудобная одежда, голод или холод. Степень неудобства влияет на силу крика и его модальность. Обычно младенец во время плача краснеет и делает длительный перерыв в дыхании во время него.

Вес и рост девочки в 2 месяца

Ниже среднего Средний вес Выше среднего
Вес 4,0 – 4,5 кг 4,5 – 5,9 кг 5,9 – 6,5 кг
Рост 53,2 – 55 см 55 – 59,2 см 59,2 – 60,9 см

Физические параметры мальчика в 2 месяца

Ниже среднего Средний вес Выше среднего
Вес 4,4 – 4,9 кг 4,9 – 6,3 кг 6,3 – 7 кг
Рост 54,7 – 56,4 см 56,4 – 60,5 см 60,5 – 62,2 см

Особенности режима дня у ребенка

В режим дня двухмесячного ребенка включается сон, кормление, бодрствование и гигиенические процедуры. В этом возрасте дети обычно спят до 20 часов в сутки , просыпаясь утолить голод. Ночью они могут проснуться два раза, чтобы пососать мамину грудь, а днем 7 или 8. Промежуток между кормлениями днем обычно составляет 2-3 часа.

Все цифры приблизительные, так как все дети индивидуальны.

Иногда двухмесячный ребенок может путать день с ночью. В этом случае необходимо организовать правильный режим дня. Например, вставать и будить ребенка в 6 утра, кормить и умывать. Для отхода к ночному сну также нужно выбрать определенное время и придерживаться его.

Постепенно ребенок привыкнет к новым правилам и его организм перестроится к нужному режиму.

Режим дня двухмесячного младенца на искусственном вскармливании немного отличается от ребенка на естественном вскармливании. Причина тому – длительное усваивание смеси. Поэтому перерыв между кормлениями в этом случае составляет 4 часа.

Занятия для развития ребенка в 2 месяца

В двухмесячном возрасте необходимо организовывать игровую деятельность для ребенка, чтобы развивались следующие качества:

  • моторика;
  • слух;
  • тактильные ощущения;
  • координация движений;
  • зрение.

Для развития моторики, маме следует выучить несколько потешек и рассказывать их малышу, сгибая и разгибая его пальчики или хлопая в его ладоши.

Можно выполнить следующие упражнения:

  1. Мама потягивает пальчики младенца по порядку. Тянуть их следует легко и нежно, не дергая резко.
  2. Двигать пальцы ребенка по кругу сначала в одну сторону, потом в другую.
  3. Двигать по кругу своим большим пальцем по ладони младенца.

Игры с использованием погремушек развивают слух и координацию движений. Взрослый берет в свою руку погремушку и начинает трясти ею, двигая в разные стороны с разной скоростью. Можно напевать песенку одновременно. Развивать тактильную чувствительность следует с помощью исследования различных предметов на ощупь.

Для этого подойдут ткани из вельвета, шерсти, шелка или атласа.

Их нужно положить в ручки малыша, чтобы он их трогал и гладил. Предметы разнообразной фактуры: мягкие или твердые, гладкие или шершавые, ровные или ребристые, а также массаж также помогает развить чувствительность пальцев.

Можно делать и такие упражнения: подуть на живот или спинку, погладить руки и ноги, или другие части тела, называя их при этом. Во время кормления ребенка грудью удобно делать ему массаж. Для этого нужно гладить его ладони и каждый палец.

После этого можно разминать их, сгибать и разгибать и делать ими круговые движения. Для развития зрительного восприятия можно надеть на ребенка яркие носки. Мама же может надеть на свою руку яркую куклу и передвигать ее по сторонам, только плавно, чтобы малыш успевал за ней следить.

Что в 2 месяца умеет недоношенный ребенок

Что должен уметь недоношенный ребенок в 2 месяца – вопрос, который еще больше волнует мам, родивших младенца раньше срока. Такие дети первое время отстают от показателей норм доношенных детей. Они нуждаются в большем внимании. Маме нужно создать благоприятную атмосферу для своего ребенка, окружить нежностью и заботой.

В таких комфортных условиях недоношенный младенец быстро догонит уровень развития малыша-сверстника, появившегося на свет в срок.

К концу второго месяца недоношенный младенец начинает быстро набирать вес и растет в длину. Ему свойственна утомляемость. Он нуждается в усиленном питании. В целом недоношенные дети не остаются недоразвитыми, они вырастают здоровыми и нормальными детьми. Они осваивают те же навыки, только медленнее.

Это объясняется тем, что органы и системы младенца не развиты в полной мере.

Выделяют следующие отклонения от норм у недоношенных детей в 2 месяца:

  • пониженная сила глотательного и хватательного рефлекса;
  • быстрое переохлаждение или перегревание;
  • медленное переваривание пищи;
  • незрелая зрительная система (в основном младенец лежит с закрытыми глазами);
  • физиологическая желтуха;
  • ослабленный иммунитет.

Двухмесячный малыш, как и все груднички, вызывают у родителей волнение и переживание. Не нужно нервничать и бояться. Если что-то заставляет беспокоиться, следует посоветоваться с педиатром и рассказать ему все моменты, вызывающие тревогу.

Главное, что нужно младенцу в двухмесячном возрасте – это забота, ласка и внимание родителей. А также нежные прикосновения, простой массаж и обычное пребывание на руках у любимых родителей. Так он чувствует безопасность и становится спокойнее.

Что должен уметь младенец в 2 месяца – вопрос, который подталкивает мам и пап к изучению норм развития ребенка. Это поможет им комфортнее пережить сложный период младенчества. Дети уникальны и темп развития у каждого свой, поэтому не следует переживать, если чей-то ребенок развивается быстрее.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца

Сюжет об основных навыках ребенка в 2 месяца:

Активное физическое развитие – главное отличие первого года жизни. Прибавка в весе за второй месяц жизни может варьироваться в широких пределах: от 600 г до 2 кг. Дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, могут прибавлять достаточно много, но и это является вариантом нормы. Не стоит беспокоиться, если малыш набрал 2 килограмма. Позже он просто будет меньше прибавлять.

Сон пока достаточно длительный, однако время бодрствования увеличивается до 1-1,5 часа. Важно научиться понимать, когда ребенок устал и при первых же признаках усталости стараться уложить его спать . Дело в том, что он достаточно быстро переутомляется и потом не может из-за этого уснуть. Многие мамы подмечают оптимальное время бодрствования ребенка, после которого его проще всего уложить спать.

Объем питания детей составляет примерно 1/5 от их веса. Частые прикладывания к груди все так же актуальны для этого возраста, однако многие дети уже сами создают себе определенный режим сна-еды-бодрствования.

Желудочно-кишечный тракт младенца достаточно адаптировался к новому типу питания и уже не сильно реагирует на какие-либо изменения в рационе кормящей мамы. Стул у детей на исключительно грудном вскармливании может отсутствовать даже 2 недели, а потом самостоятельно нормализоваться. При этом очень важно, что отсутствие стула не вызывает у ребенка беспокойства и дискомфорта. Обратите внимание, что стул при этом представляет собой не плотные комки или «козьи шарики», а достаточно мягкую консистенцию.

Такая же ситуация, если стул отсутствует у ребенка на исключительно грудном вскармливании, например, неделю. При этом ребенок активный и веселый, просто к концу этой недели он начинает чуть меньше есть. После этого отходит самостоятельный стул, первая порция которого достаточно плотная, а последующие мягкие или даже жидкие. Объем стула достаточно большой. И после отхождения стула ребенок начинает есть, как обычно - много и с аппетитом. Такая ситуация очень часто встречается и вполне нормальна.

Психология

Малыш умеет сосредотачивать внимание на интересных ему вещах. Он узнает и эмоционально выделяет вас из всего окружения. Вы можете заметить, что малыш может резко заплакать, выражая протест, когда вы уходите.

Плач пока остается основным способом общения с вами и окружающим миром. Однако у малыша к концу месяца появляется большое разнообразие эмоций, которые он учится выражать. Адаптация к окружающему миру уже завершилась, и теперь ребенок пытается взаимодействовать с ним.

Зрение и слух

Все дети близоруки, но с каждым месяцем они могут видеть все дальше и дальше. Двухмесячный ребенок уже умеет фиксировать взгляд на новых или ярких предметах в его поле зрения. Но расстояние ограничивается примерно 1 метром. Кроме этого, малышу трудно хорошо следить за подвижным предметом, находящимся далеко, однако на расстоянии около 20 см малыш будет достаточно хорошо следить за движущейся игрушкой.

Обратите внимание, как ребенок следит за своими руками, как рассматривает их. Совсем скоро он поймет, что это его руки и научится ими управлять.

Слух ребенка тоже развивается. Малыш уже активно прислушивается к звуку вашего голоса, поворачивает голову в сторону источника звука, улыбается в ответ на вашу речь. Музыка – отличный способ развития слуха. Старайтесь как можно чаще говорить с ребенком.

Младенцы этого возраста лучше реагируют на более высокий голос, поэтому большинство людей непроизвольно поднимают тональность своего голоса при разговоре с детьми. Ученые выяснили, что такое « » (без коверкания слов, конечно) не замедляет развитие речи у детей. Бонусом за частый разговор с ребенком будет его довольная и осознанная улыбка.

Ребенок учится различать человеческие . Так, уже в двухмесячном возрасте он выделяет голос мамы из всех остальных.

Навыки и умения

♦ В положении лежа на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд подряд (часто даже 20-30 секунд).

♦ В вертикальном положении на руках уверенно держит голову.

♦ В положении лежа на животе начинает приподниматься на руках, отрывая грудную клетку от горизонтальной поверхности.

♦ Отвечает осознанной улыбкой на приближение мамы.

♦ Удерживает и размахивает зажатой в руке игрушкой.

Двигательное развитие

Младенец уже начинает осознавать, что что-то шевелящееся около него – это его руки. Он начинает следить за ними и учится осознанно ими управлять. Пока ребенок еще непроизвольно хватает все, что находится в зоне досягаемости его рук: пеленку, собственные пальчики.

Частое выкладывание на живот – залог гармоничного развития. Ребенок учится удерживать голову и уже пытается приподнять грудную клетку. Это развивает координацию и держит мышцы в тонусе. Одевайте ребенка в одежду, которая не мешает движениям, во время бодрствования.

Как играть с ребенком

Основная игра, направленная на развитие ребенка в этом возрасте, – следить за подвижными предметами. Именно в этом возрасте малышам крайне интересны музыкальные мобили . Они развивают одномоментно его зрение и слух. Игрушки, развешанные над кроватью, позволят ребенку развивать координацию рук, поскольку он будет пытаться дотянуться до них.

Чему можно научить ребенка

Во время бодрствования старайтесь петь малышу, рассказывать сказки или просто разговаривать с ним. Ребенок будет видеть ваше лицо, шевелящиеся губы и будет пытаться подражать вам . Это хороший старт для формирования будущей речи.

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается , приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить» . И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, - повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс , который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам , и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

Разрешите сразу же ответить на вопрос Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Ответ следующий: ребенок никому ничего не должен, поэтому сказать, что дети будут или не будут что-то делать в каком-то возрасте со 100-% точностью невозможно. Невозможно, в основном, по той причине, что развитие малыша может немного задерживаться или наоборот, опережать сверстников.

Тем не менее, существует практика наблюдения детишек по месяцам, которая и дает нам возможность рассуждать о том, что должен уметь средний ребенок в том или ином возрасте. Если кто-то сомневается в этом, то достаточно вспомнить возраст, в котором Эйнштейн начал разговаривать (4 года). Запоздалое развитие в дальнейшем более чем компенсировалось умственным развитием. Так что, давайте посмотрим на то, что может (именно может) делать малыш к исходу второго месяца.

Что может уметь ребенок в 2 месяца

1. Детки в 2 месяца уже во всю умеют улыбаться. Это не те мимолетные трогательные улыбки во сне в течение первого месяца жизни новорожденного. Это вполне осознанные реакции на родителей, ласковую речь, заигрывания. В идеале ребенок уже начинает не просто улыбаться, а даже немного смеяться, особенно во время игр со знакомыми взрослыми.

2. Ребенок начинает все больше и больше «говорить». Обычно в книгах это называется «гуление». Малыш произносит различные звуки «а», «о», «у». Некоторым родителям повезет услышать от любимого чада долгожданное «агу». Наш малыш произнес первое отчетливое «агу» спустя несколько дней после своего 2-х месяцелетия. Мне повезло это услышать – очень трогательно. Причем, сказал он это немного застенчиво, но я так обрадовался, что и малыш тоже поулыбался. Наверное, был рад доставить мне удовольствие

3. Ребенок почти перестает производить руками хаотичные «вскидывания» и начинает учиться управлять движениями рук. Он уже может намеренно дотронуться до своего лица. В идеале малыш может уже начать несмело протягивать руку к понравившейся игрушке.

4. Также в этом возрасте угол и поле зрения у детей сильно изменяется в сторону расширения. Если в более раннем возрасте малыш мог видеть четко на расстоянии в 20-30 см от лица, а остальное его и вовсе не интересовало, то теперь ребенок видит намного дальше и шире. Его начинает сильно интересовать многое из того, что его окружает и что он в состоянии увидеть.

5. Малыш уже в состоянии держать голову самостоятельно, причем не только в вертикальном положении, но и лежа на животе. Если положить ребенка на животик, то 2-х месячный малыш может быть способен поднять голову на длительное время, поворачивать ее из стороны в сторону. Причем это уже не просто подъем головы. Малыш способен приподнять верхнюю часть спины, упираясь на ручки и долго смотреть по сторонам.

6. Если ребенок хорошо развивается, то к этому возрасту он так может начинать переворачиваться на бочок со спины. А также изменять положение тела на поверхности. Наш малыш, например, научился разворачиваться на 90° на кровати, когда спит. Поэтому бывает сложно лечь рядом с ним, т.к. места остается довольно мало.

7. Если Вашего ребенка часто мучили боли в животике, то к исходу 2-го месяца количество приступов плача от колик (газиков) должно заметно поубавиться. Конечно, время от времени Вы можете услышать, как в животике у малыша бурлит и переливается, но количество истерик по этому поводу становится зримо меньше.

8. Также малыш в этом возрасте становится способен проводить все больше времени бодрствуя и не плача. Несомненно, здесь многое зависит и от темперамента младенца, и от того, как он себя чувствует, но малыш уже способен лежать и созерцать. Наш ребенок заходился в истерике весь первый месяц, как только его клали на спину. Даже купаться на спине не любит, сразу начинает плакать. Мы даже не могли положить его в детскую кроватку, если он не спал, т.к. тут же начинал кричать. А тут вдруг полюбил лежать в прогулочной коляске на кухне вместе с нами, когда мы едим. Лежит, смотрит на нас, двигает ручками и ножками. Даже может лежать и в кроватке, только один не любит долго оставаться, требует присутствия зрителей.

9. Малыш в возрасте 2-х месяцев должен уметь засунуть себе кулачок в ротик. Шутка, конечно, но это также очень важное умение. Ребенок осознанно сосет или исследует кулак с помощью рта. Наш малыш так успокаивается перед сном, если спать хочет, а заснуть не может. Очень громко чмокает кулачком, потом потихоньку засыпает.

10. Игры с погремушками уже научили его водить глазками за предметом. Теперь малыш способен довольно быстро поворачивать голову за предметом наблюдения или источником звука. Он, возможно, еще плохо ориентируется по невидимому источнику звука, не понимая, откуда он. Но видимый звук заставляет его, при желании, следить за ним.

11. Наверное, последние, о чем стоит написать, — это способность участвовать в играх со взрослыми. Если у малыша хорошее настроение и состояние, то он с радостью играет с мамой и папой. Как пример, наш малыш часто так играет. Если поцеловать его в щечку, он немедленно поворачивается другой щекой. Поцелуешь в другую, сразу же поворачивает первую. Может так играть довольно долго. Как кажется, он именно поворачивает щечку для поцелуя, а не потому, что ему не нравится. В противном случае он бы отстранялся. Играл так и со мной, и с мамой. Раньше такого не было.

Завершая статью, хочется еще раз сказать: каждый ребенок развивается по своему графику. Не следует делать поспешных выводов по поводу степени развития ребенка, если Ваш малыш не делает что-то из перечисленного. Но, несомненно, каждый день необходимо участвовать в его развитии. Возможно уже завтра он сделает что-то новое и прекрасное.

На втором месяце жизни малыш развивается психически и физически. Развитие детей в 2 месяца заметно отличается от общего развития новорожденных движениями и концентрацией внимания. Меняются врожденные рефлексы и особенности двигательной функции, потому как нервная система продолжает совершенствоваться. Фаза активного формирования всех навыков и умений длится до 12 месяцев, после чего темпы развития немного замедляются.

Физические данные

Период интенсивного роста младенцев приходится на второй месяц жизни. За месяц при нормальном развитии ребенок способен набрать от 800 до 1200 грамм. Рост на втором месяце жизни увеличивается на 3 см. Если показатели ниже нормы, проконсультируйтесь с педиатром. Основные показатели, что должен уметь ребенок в 2 месяца, приведены в таблице:

Распорядок дня и питание

Уход за двухмесячным ребенком подразумевает соблюдение полноценного режима сна и отдыха. Для этого возраста полноценный сон составляет 16-19 часов в сутки. Днем активная фаза длится 30-90 минут. Дневной сонный час длиться около 2 часов. Обязательно в режим дня двухмесячного ребенка должны входить получасовые прогулки на улице. Длительное пребывание на воздухе возможно при температуре выше 12 0 С.

Основное питание в этот период жизни - материнское молоко. К этому времени режим питания стабилизируется, и кормление проходит без последствий для мамы (ранее могла ощущаться боль в груди, могли появляться трещины на сосках). Главным правилом после кормления является ношение ребенка столбиком во избежание срыгивания и вздутия животика крохи. Дети этого возраста питаются каждые два часа, бывает и чаще. Это полноценный режим питания, поэтому дополнительно допаивать ребенка водой нет необходимости.

Развитие двигательных навыков

Физическое развитие ребенка в 2 месяца должно состоять из развивающих игр и каждодневного массажа. Делать его лучше после вечернего купания. Для стимуляции физической активности ребенка следует положить его на живот, а перед ним поставить игрушку, постепенно ее передвигая. Называя по имени малыша (когда он повернется и посмотрит на предмет), следует переставить игрушку на другое место так, чтоб была возможность дотянуться или доползти к ней.

Развитие моторики

Ребенок в 2 месяца должен удерживать головку, приподниматься в период бодрствования, переворачиваться с одного бока на другой. Удержание ровного положения на боку или животе составляет 20 секунд.

Лежа на животе, он способен удержаться на предплечье пару секунд, что говорит о правильном формировании его мышечной системы. Уверенные двигательные навыки позволяют держать малыша на руках без поддержки головки. У ребенка появляется стремление удержаться самостоятельно за край кроватки с помощью родительской поддержки. Он с интересом рассматривает свои пальчики, тянет их в рот, сжимает в кулачки.

Знакомство с окружающим миром

Поведение ребенка в 2 месяца основано на познании окружающих его предметов и людей. Он способен отличать родные голоса от посторонних. На этом этапе жизни во избежание психологической травмы следует избегать большого скопления людей и частого присутствия посторонних (в том числе бабушек и дедушек).

Предметы, издающие звуки, настораживают ребенка, он концентрирует внимание и ворочает головкой. Глазками отслеживает траекторию передвижения объекта, старается дотянуться или доползти до понравившейся ему вещи.

Полезным для развития мускулатуры будет частое переворачивание младенца на животик. Делать это необходимо часто, однако недолго. Чтобы малыш не плакал, перед ним можно выложить красочные игрушки.

Ориентация в пространстве

Малыш требует внимания, желает, чтобы его носили на руках, подносили к предметам, окну. В 2 месяца ребенок хватает погремушки, водит ручками, уверенно удерживает мамины пальцы. В конце 2 месяца хватательный рефлекс ослабевает, выбор игрушек и предметов происходит по цвету и форме.

Развитие слуха и зрения

Для развития слуха требуется доносить различные звуки на высоте от 5-7 см от ребенка. Для этой цели лучше подойдет детский колокольчик. Его держат на вытянутой руке и звонят им по 2 раза, после чего останавливаются. Ребенок должен повернуться в сторону исходящего звука. Перемещайте положение колокольчика, чтобы малыш водил глазками за предметом и ворочал головкой в нужном направлении.

Подходящим предметом для развития ребенка в 2 месяца является яркий шар среднего размера. Сложные фигуры и мелкие игрушки пастельных тонов в этом возрасте неуместны.

Разминку по развитию слухового и зрительного аппарата необходимо проводить несколько раз в день, после чего делать перерыв. В возрасте 2-3 месяцев такого рода развивалку необходимо устраивать пару раз в неделю. Для развития координационных движений, слуха и зрения следует приобрести музыкальные игрушки.

Психологическое развитие

В возрасте 2 месяцев малыш должен показывать эмоциональное состояние: это могут быть издаваемые слоги, улыбка, смех, активные движения, игра в погремушки. Формирование нервной системы протекает на данном этапе жизни стремительным темпом. Малыш все более осознано начинает воспринимать окружающий мир, взгляд его становится все более сконцентрированным, действия осмысленными. Плач, как и ранее, остается главным и единственным инструментом передачи эмоций.

Звукопроизношение и коммуникативная активность

Эмоции должны выражаться ярко при виде любимой игрушки, звуковых источников, родных лиц. Ребенок учится концентрироваться в период напевания родителями песенок. Родители должны имитировать звук, издаваемый игрушками, четко произнося слоги и показывая соответствующую мимику.

Признак установки контакта с окружающими людьми определяется поведением ребенка, при котором он испытывает радость, тянет ручки, у него вырывается смех. Если это родители, он начинает агукать, фокусирует взгляд на лице, делает попытки приподняться с кроватки. При общении с ребенком тихим ласковым голосом у него появляется улыбка, он активно поднимает ручки, пытается приподняться. Ему понятны движения родителей, когда приходит время купания, кормления, отдыха.

Восприятие

Изменения поведения малыша на 2 месяце жизни основаны на таких состояниях, как удовольствия и недовольства. Он ориентируется на ощущениях, ему не нравится слишком частое пребывание на руках у взрослых, он не любит, когда его беспокоят в момент отдыха или бодрствования. Вторжение в его зону комфорта вызывает отрицание, которое он показывает плачем.

Игры и игрушки

Предметы, имеющие яркую окраску и издающие звуки, все больше увлекают малыша в этот период жизни. Он сам выбирает погремушки и активно ими стучит.

Для мелкой моторики полезны маленького размера игрушки или кольца, подвешенные на борту кроватки. Ребенок во время бодрствования перебирает предметы, рассматривая их, пытается дотянуться до понравившейся фигуры.

Для развития кистей и пальчиков в ручки ребенка следует вкладывать колечки или шарики. Время от времени следует менять набор погремушек, после чего снова их преподносить крохе. Это позволит менять представление о предмете, различать цвет и форму.

Игрушки для двухмесячного ребенка должны быть качественными, без мелких элементов и заостренных краев. Это необходимо во избежание отравления и заглатывания мелких предметов, так как дети в возрасте 2 месяцев рефлекторно тянут все предметы ко рту.

В 2 месяца ребенок показывает свое недовольство с помощью плача. В первую очередь следует устранить возможные источники раздражения. Это могут быть звуки телевизора, яркий свет, частое ношение на руках, голод, мокрая пеленка. Общаясь с малышом, родителям требуется богатая мимика, с помощью которой устанавливается контакт, передающийся младенцу. Это способствует быстрому развитию и обучению языка жестов. Для положительных эмоций и психически здорового развития ребенка необходимо уберегать его от отрицательного окружения и негативного влияния, исходящего извне.

Негативные проявления или невнимание родителей способны снизить тягу младенца к познаниям внешнего мира, а в будущем замкнуться в себе. Следует запомнить это и подходить к ребенку, будучи в положительном расположении духа.

Чтобы оценить общее состояние малыша и предупредить развитие патологических процессов, его необходимо в возрасте 2 месяцев показать специалистам:

  • педиатру;
  • невропатологу;
  • окулисту;
  • хирургу;
  • ортопеду.

Осмотр у этих врачей позволит измерить вес, рост, окружность груди и головы, проверить зрение, слух и моторные способности. Для более тщательного осмотра могут назначаться такие процедуры, как УЗИ черепной коробки и внутренних органов, анализы крови и мочи. Если заметно замедление процессов развития ребенка, необходимо как можно быстрее попасть на прием к педиатру.