Диагностические методики для пожилых людей. Пожилой человек

ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ

Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»

Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность - тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность - тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.

Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.

Оценка реактивной тревожности

Утверждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напря­женности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Оценка личностной тревожности



Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я испытываю удовольствие
2. Я очень быстро устаю
3. Я легко могу заплакать
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
6. Обычно я чувствую себя бодрым
7. Я спокоен, хладнокровен и собран
8. Ожидание трудности обычно очень тревожит меня
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Утверждение
11. Я вполне счастлив
12. Я принимаю все слишком близко к сердцу
13. Мне не хватает уверенности в себе
14. Обычно я чувствую себя в безопасности
15. Я стараюсь избегать критических ситу­аций и трудностей
16. У меня бывает хандра
17. Я доволен
18. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
19. Я так сильно переживаю свои разо­чарования, что потом долго не могу о них забыть
20. Я уравновешенный человек
21. Меня охватывает сильное беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов.

Прямые вопросы для оценки реактивной тревожности - 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, для оценки личностной тревожности - 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,20.


Шкала СП

1. Ялегко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.

3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общи­тельным и дружелюбным.

4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от ком­пании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на ожив­ленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.

13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дру­жеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший спо­соб завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посовету­юсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.

21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаж­даться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рас­считывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не поте­рять личную свободу.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Шкала СО

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоре­чить мне при

посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, кото­рые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это про­пущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно отказывать людям.

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня крити­чески.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собесед­нику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзыва­ется в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-нибудь обращаться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

Обработка результатов.

Шкала СП. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 3, 4, 6, 8 - 11, 13, 16 - 19, 23 - 25, 27 -29 и за ответы «нет» по по­зициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26, 30. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Шкала СО. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 1-4, 8-10, 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и за ответы «нет» по позициям 5 - 7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация. Если сумма баллов по шкале СП больше тако­вой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиа-ции; если же эта сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявля­ется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутрен­него дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препят­ствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.


Ориентировка во времени

Инструкция. Попросите клиента полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Если больной самостоятельно и правиль­но называет число, месяц и год, то дается 5 баллов. Если приходится задавать дополнительные вопросы, то ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если клиент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?»; «Какого года?»; «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.

Ориентировка в месте

Инструкция. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если клиент отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Он должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обсле­дование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на I балл. Максимальная оценка - 5 баллов.

Восприятие

Инструкция. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь за­помнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова клиентом оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценива­ется в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка - 3 балла.

Концентрация внимания

Инструкция. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. До­статочно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижа­ет оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ял-мез» - ставится 4 балла; если «ялмзе» - 3 балла и т.д. Максимальная оценка - 5 баллов.

Память

Инструкция. Просят испытуемого вспомнить слова, которые за­учивались им раньше - это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

6. Речевые функции
Инструкция.

A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично -
часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Б. Просят клиента повторить сложную в грамматическом отношении фразу, произнесенную специалистом. Правильное повторение оценива­ется в 1 балл.

B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное со­вершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.

Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»). Испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом лис­те бумаги. Оценивается в 1 балл.

Д. Клиент должен самостоятельно написать осмысленное и граммати­чески законченное предложение. Предложение должно содержать подле­жащее и сказуемое, а также - иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.

Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен пе­рерисовать на чистой нелинованной бумаге (см. ниже). Если при перери­совке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитывают­ся искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.

Форма протокола

Когнитивная сфера Оценка (баллы)
1. Ориентировка во времени: «Назовите... (год, время года, число, день недели, месяц)» 0-5
2. Ориентировка в месте: «Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)» 0-5
3. Восприятие: Повторение трех слов: «яблоко», «стол», «монета» 0-3
4. Концентрация внимания и счет: Серийный счет («от 100 отнять 7») пять раз либо: «Про­изнесите слово "земля" наоборот» 0-5
5. Память: «Припомните те три слова, которые вы повторяли рань­ше» (см. п. 3) 0-3
6. Речевые функции: A. Называние предметов (ручка, часы). Б. Повторение сложного предложения: «Никаких "если", "и" или "но"». B. Трехэтапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». Г. «Прочтите и выполните: "Закройте глаза"». Д. «Напишите предложение». Е. «Срисуйте рисунок» 0-2 0-1 0-3 0-1 0-1 0-1
Общий балл. 0-30

Обработка результатов . Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.

Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 бал­лов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следу­ющие значения:

28- 30 баллов - нет нарушений когнитивных функций;

24-27 баллов - легкие (преддементные) когнитивные нарушения;

20-23 балла - деменция легкой степени выраженности;

11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности;

О-10 баллов - тяжелая деменция.


Дилеммы для оценки развития мудрости (Автор П. Балтес.)

Для того, чтобы оценить связанный с мудростью объем знаний, П.Балтес предлагал участникам исследования дилеммы следующего типа.

Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что нам / ей следует принять во внимание и как нам / ей следует поступить?

Участников исследования просили «размышлять вслух» об этой про­блеме. Их мысли записывали на магнитофон, распечатывали и оценива­ли в зависимости от степени приближения к пяти критериям, связанным с мудростью. Ответы оценивали в баллах для определения объема и типа связанных с мудростью знаний. Критерии и варианты оцененных отве­тов приведены ниже.

Критерий 1. Фактуальные знания:

Кто, где, когда;

Примеры возможных ситуаций;

Варианты выбора (формы любви и брака).

Критерий 2. Процедурные знания:

Стратегии сбора информации, принятия решений и советования;

Выбор времени для советования и контроль эмоциональных реак­ций;

Анализ «затрат на результат», сценарий;

Анализ целей и средств.
Критерий 3 . Контекстуальные знания:

Возрастной (например, подростковые проблемы), культурный (на­
пример, изменение норм) и индивидуальный (например, смертельная
болезнь) контексты для разных периодов и различных сфер жизни.

Критерий 4. Знания, учитывающие относительность ценностей:

Отделение личных ценностей от ценностей других людей;

Религиозные предпочтения;

Современные / будущие ценности;

Культурно-исторический релятивизм.

Критерий 5. Знания, учитывающие неопределенность:

Отсутствие идеального решения;

Оптимизация соотношения «приобретения/потери»;

Невозможность полного предсказания будущего;

Запасные варианты решения.

Приведем в качестве примера два крайних варианта решения предло­женной дилеммы.

Низкая оценка . «Пятнадцатилетняя девушка хочет замуж? Нет, никак нельзя; выходить замуж в 15 лет - это никуда не годится. Надо сказать девочке, что это невозможно». После дальнейших расспросов: «Поддержать такую идею было бы безответственно. Нет, безумная идея».

Высокая оценка . «Ну, на первый взгляд, это простая проблема. В принципе выходить замуж в 15 лет плохо. Наверное, многие девушки подумывают об этом, когда впервые влюбляются. Но, с другой стороны, бывают ситуации из ряда вон выходящие. Возможно, в этом случае су­ществуют особые обстоятельства, например у девочки смертельная бо­лезнь. Или, может быть, она из другой страны. Возможно, она живет в другом культурном и историческом периоде. Чтобы дать окончательную оценку, требуется дополнительная информация».

Интерпретация. Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, у некоторых все же наблюдается снижение позна­вательной деятельности. Это снижение может быть временным, прогрес­сирующим или перемежающимся. Оно может быть относительно неболь­шим и кратковременным в одних случаях, тяжелым и прогрессирующим в других.


Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).

1. Для оценки возможной продолжительности жизни и самооценки психологического возраста предлагаются два несложных теста:

· тест «Перспектива продолжительности жизни»;

· тест «Ваш психологический возраст».

2. Для изучения личностных особенностей пожилых людей предлагают следующие диагностические методики:

· методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» (Ч.Спилберг);

· методика «Мотивация аффилиации» (А.Меграбян и М.Ш.Магомедминов).

· тест «Эгоцентрические ассоциации»;

· методика «Склонность к одиночеству» (приводится по Никиши­на В.Б., Василенко Т.Д., 2004).

4. Для оценки интеллектуально-мнестических функций людей пожило­го и старческого возраста предлагаются следующие методы:

· краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination, сокр. MMSE: когнитивная сфера - ориентировка во времени и месте, восприятие, концентрация внимания и счет, память, речевые функции (M.F.Folstein, S. E.Folstein, P.R.McHugh);

· дилеммы П.Балтеса (Baltes et al.) для оценки развития мудрости.

5. Для изучения разнообразных сфер жизни пожилого человека предлагаются следующие методики:

· опросник «Активность повседневной жизни» - «Activities of Daily Livinq» (ADL) (H.Lehfeld, B.Reisberg, S.Finkel et al.);

· тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (приводится по: Ни­кифоров Г. С, 2007).

Как много вы знаете о пожилых людях? Чтобы определить это, решите, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие - ошибочные.

1. Большинство пожилых людей живут в домах престарелых.

2. Пожилые люди в США живут вдалеке от своих детей.

3. Пожилые люди мало общаются со своими подросшими детьми.

4. Одиночество - проблема пожилых людей.

5. Пожилые люди не очень интересуются сексом.

6. У пожилых людей нездоровое внимание к прошлому.

7. К пожилым людям относятся с уважением.

Все эти утверждения не соответствуют действительности.

Вопреки популярному заблуждению, в домах престарелых живут менее 1% лиц раннего пожилого возраста (в возрасте от шестидесяти пяти до семидесяти четы­рех лет) и только 15% тех, кому восемьдесят пять лет или более . На самом де­ле, несмотря на наше мобильное общество, две трети пожилых людей, которые не находятся в государственных клиниках или организациях, живут в тридцати ми­нутах езды от детей, я дети их еженедельно навещают. Если частые визиты невоз­можны, то дети звонят по телефону; 76% пожилых людей говорят по телефону со своими детьми каждую неделю . Более того, 72% пожилых мужчин женаты

и живут со своими супругами . По тем или иным причинам чувство одиночест­ва является проблемой лишь для меньшинства пожилых людей.

Представление о том, что секс не представляет никакого интереса для пожи­лых людей, совершенно неверно. В исследовании более чем 100 мужчин и жен­щин в возрасте от 80 до 102, которые жили в доме для пенсионеров, секса на самом деле больше, чем вы можете представить. Наибо­лее распространенной формой секса были прикос­новения (82% мужчин и 64% женщин), за кото­рыми шла мастурбация (72% мужчин и 40% жен­щин) и затем половой акт (63% мужчин и 30% жен­щин). И это были люди старше восьмидесяти! Ва­гинальное увлажнение и эрекция пениса могут воз­никать позже и исчезать раньше, но исследование за исследованием показывают, что пожилые люди по-прежнему активны.



Наконец, верно, что пожилые люди часто вспо­минают прошлое, но это не является чем-то нездо­ровым. Как мы вскоре увидим, одна из потребно­стей более поздних лет - желание видеть себя ча­стью человеческого рода, чтобы быть присоеди­ненным к прошлому и будущему. Воспоминания помогают решить эту задачу. К сожалению, не все усыпано розами на пути наших пожилых сограж­дан. Вместо того чтобы обращаться с пожилыми людьми с уважением, которое многие заслужили за годы труда и гражданской ответственности, мы

не только действительно игнорируем их и обращаемся с ними как с людьми, крайне надоедливыми, что является проявлением неуважения, но иногда мы еще и причиняем им вред. Трудно поверить в то, что 2 миллионам пожилых людей каж­дый год наносят физический ущерб или относятся к ним с пренебрежением .

Взаимодействие со старшими -хороший обучающий опыт для детей

Приспособление в старости

Существует несколько теорий развития, которые пытаются объяснить стресс у пожилых людей. Далее мы на них остановимся.

Эрик Эриксон. Концепция кризиса жизни

Эрик Эриксон описал жизнь как состоящую из восьми стадий, в течение которых возникают кризисы. Кризис поздней взрослости является приобретением ощу­щения интеграции и преодоления чувства отчаяния. Эриксон видел эту стадию жизни как стадию, в которой успешная личность имеет довольно ясное понима­ние собственной идентичности, признает как свои успехах, так и неудачи и хочет утверждать тот жизненный стиль, в котором она живет. Смерть, следовательно, не кажется краем жизни. Личность, которая неуспешна в этом кризисе, вероятно, переполнена отчаянием, потому что времени осталось так мало, смерть прибли­жается слишком быстро, и нет времени искать другой путь для интеграции.

Отвращение к смерти может скрывать отчаяние, вследствие чего личность стано­вится ожесточенной, депрессивной и параноидной .

Роберт Хавигхерст. Задачи развития

Роберг Хавигхерст видит жизнь как серию задач развития, с которыми мы долж­ны справиться прежде, чем перейдем на следующую стадию развития . Ха­вигхерст определил задачу развития как задачу, которая «возникает в определен­ный период жизни личности... успешное решение которой ведет к счастью и успеху в дальнейших задачах, в то время как неудача приводит к ощущению не-счастливости, неодобрению обществом и возникновению трудностей при сле­дующих задачах» . Последняя стадия, по Хавигхерсту, поздняя взрослость, начинается в возрасте пятидесяти пяти лет. Эта стадия характеризуется новым опытом и новой ситуацией, с которой приходится иметь дело. Хавигхерст счита­ет, что в пожилом возрасте все еще возможно развитие.

1. Приспособление к тому, что уменьшаются физические силы и ухудшается здоровье.

2. Адаптация к образу жизни, вызванному выходом на пенсию и снижением доходов.

3. Адаптация к жизни после смерти супруга.

4. Присоединение себя к своей возрастной группе.

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6. Приемлемое обустройство физических условий проживания .

Так как главный стрессор включает в себя адаптацию к изменениям, можно легко увидеть значение стресса для пожилого возраста в соответствии с теорией Хавигхерста.

Позитивное изменение

Чтобы не забыть о хороших изменениях, сопровождающих пожилой возраст, да­вайте здесь вспомним вот о чем. Для многих пожилых людей источником радости становятся их внуки. Отношения между бабушками, дедушками и внуками уни­кальны. Свободные от ответственности за дисциплину, дедушки и бабушки могут просто играть с ними, помогать им учиться и веселиться вместе с ними. Дедушки и бабушки, которые каждый день заботятся о своих внуках, могут ощущать ра­дость, связанную с тем, что они причастны к росту любимого существа и превра­щению его во взрослого человека.

Во многих обществах пожилой возраст имеет и другое преимущество. Пожи­лых людей воспринимают как самых мудрых в обществе, советуются с ними и уважают за их мудрость. К сожалению, в нашем обществе это скорее пожелание, чем правило. Тем не менее некоторые компании и правительственные агентства действительно ценят знания и опыт своих пожилых работников и даже спраши­вают совета у некоторых пенсионеров.

Старость зачастую представляется нам периодом, в который можно реализо­вать свои интересы, не удовлетворенные раньше. Мы часто слышим, что люди ушли на пенсию и переехали туда, где они всегда хотели жить, или же они пред-

приняли что-то такое (например, путешествие), чего всегда страстно хотели, но никогда не делали.

Я думаю, вы поняли ситуацию: некоторые стрессоры пожилого возраста явля­ются способами адаптации, которые дают хорошие результаты, но тем не менее это все же стрессоры.

Выход на пенсию

Выход на пенсию - одно из наиболее значимых событий нашей жизни. От того, насколько успешно мы приспособимся к этому, во многом зависит удовлетворен­ность и отдача от следующих лет жизни. Когда мы осознаем, что выход на пенсию имеет далеко идущее значение, мы оценим его важность. Что будет думать чело­век, вышедший на пенсию, о своей ценности, если для него «продуктивность» в работе была смыслом жизни? Будет ли ему не хватать своих коллег по работе или мыслей о людях, с которыми он работал? Сможет ли он заменить чем-либо при­обретение новых навыков? Покинет ли его чувство нужности другим, которое обеспечивала ему работа?

Выход на пенсию влияет не только на самих пенсионеров, но и на их семьи. Будет ли пенсия такой скудной, что заставит другого супруга ущемлять себя, пе­рераспределяя бюджет? Будут ли члены семьи, живущие далеко, навещать их чаще?

Из-за роста числа пожилых людей, не уходящих на пенсию, и из-за того, что наша система социального обеспечения рассчитывается неохотно с пожилым на­селением, правительство поощряет поздний выход на пенсию. Когда мы слышим о Фуллере или о Рене Дюбуа, или о других пожилых людях потрясающей мудро­сти и способностях, нельзя не поддерживать более поздний выход на пенсию. В 1978 году Конгресс повысил возрастную планку обязательного ухода на пен­сию с шестидесяти пяти до семидесяти лет и полностью убрал возрастной лимит для федеральных служащих. Президенту Рональду Рейгану было семьдесят три года, когда его выбрали на второй срок, демонстрируя, что хронологический воз­раст не так важен, как ментальный и психологический. Многие люди предпочи­тают работать всю жизнь, тогда как другие склонны уйти на пенсию полностью или по достижении пенсионного возраста сменить работу. Этот выбор позволяет людям ощущать больший контроль над своими жизнями, чем тогда, когда выход на пенсию был обязателен в шестьдесят пять лет.

Выход на пенсию, воспринимают ли его как позитивный или негативный опыт, все равно требует приспособления. Работа является такой важной частью нашей жизни в течение столь долгого времени, что от нее начинает зависеть само­оценка. Когда приходит пенсионный возраст, нам может не хватать других спосо­бов подтверждения своей самооценки и статуса. Уволенные на пенсию работни­ки могут воспринимать себя как ненужных.

Кроме того, выход на пенсию зачастую означает приспособление к стилю жиз­ни, ориентированному на досуг. Больше не нужно рано вставать, приходить на работу к определенному часу, обедать по расписанию и откладывать время отды­ха на вечер и на выходные - и люди на пенсии сталкиваются с совершенно но­вым стилем жизни, к которому им необходимо привыкнуть. Для тех, у кого не было досуга - трудоголиков например, эта адаптация будет главной задачей.

Им может не хватать навыков досуга, таких как хорошая беседа с другими, раз­личных спортивных навыков или просто способности получать удовольствие от такой деятельности, которая не является «продуктивной».

Пенсионный возраст осложняется также тем, что многие пенсионеры должны привыкнуть к уменьшению финансовых ресурсов. Имея больше времени для до­суга и меньше денег, которые они могут потратить на него, многие пенсионеры чувствуют себя фрустрированными.

Кроме того, время от времени пенсионерам приходится сталкиваться с нега­тивными установками других, которые могут смотреть на них как на проиграв­ших. Например, есть исследования о том, что работники здравоохранения значи­тельно более негативны в своих установках к лечению пожилых людей, чем к лечению молодых. Эйджизм, как сексизм и расизм, является негативной соци­альной реальностью, с которой приходится иметь дело пожилым людям.

Ко всем описанным изменениям, к которым вынуждены привыкать пожилые люди, присоединяется одиночество (не обязательно «чувство одиночества», но скорее проживание одного в случае смерти супруга) и проблемы, связанные со здоровьем. Учитывая также возрастные заболевания, такие как диабет, артрит и атеросклероз, можно сказать, что они прогрессируют при старении, и в силу этого на различные виды деятельности во время пенсионного Бозраста может быть на­ложено большее количество ограничений.

Существующая в настоящее время социально-демографическая тенденция к увеличению количества пожилых людей в общей массе населения страны рождает необходимость планомерной работы социальных служб с данной категорией граждан.

Прекращение или ограничение трудовой деятельности для человека, вышедшего на пенсию, серьезно меняет его ценностные приоритеты, образ жизни и общение, часто становится причиной психологических проблем, свойственных именно пожилым людям.

С другой стороны, это очень разнообразная категория населения, потому что пожилые люди различаются как характерологическими особенностями, так и статусом и состоянием: это могут быть люди одинокие и проживающие в семьях, с различными хроническими заболеваниями и практически здоровые, ведущие активные образ жизни и малоподвижные, интересующиеся происходящим во внешнем мире и погруженные в себя.

Для успешной работы с названной категорией населения социальному работнику важно быть в курсе не только социально-экономического положения, но и иметь представление об особенностях характера, состояния человека, чтобы уверенно выстроить программу поддержки в каждом конкретном случае.

Комплекс психодиагностических методик для социальной работы открывает широкие диагностические возможности для последующей организации помощи пожилым людям. Одними из основных диагностических инструментов являются взаимодополняющие методики, определяющие уровень социальной изолированности и фрустрированности личности.

Социальная изолированность - это вынужденное длительное пребывание человека в условиях ограничения или даже отсутствия социальных контактов . При социальной изоляции происходит потеря смысла жизни, что, в свою очередь, может быть причиной деградации личности и неадекватного поведения. Высокий уровень социальной фрустрированности обусловлен невозможностью удовлетворения потребностей в разных сферах отношений в социуме. Соответственно, выявление критического уровня по двум названным параметрам нацеливает на работу, которая помогает преодолеть социальные стереотипы старости, ориентирующие человека на бездеятельность, разрыв контактов и вызывающие дистресс, а вместе с ним упадок жизненных сил.

Не менее значимыми являются исследования субъективного благополучия пожилых людей в комплексе с изучением личностных особенностей и проявлений различных состояний. На уровень субъективного благополучия влияют два фактора: внутренний, связанный с особенностями личности, и внешние условия: доходы, проблемы здоровья, наличие или отсутствие работы, отношения в социуме, досуг, условия проживания и другое. Как правило, внутренние факторы зачастую оказывают большее влияние на ощущение субъективного благополучия, нежели внешние, поэтому важно, не только определить уровень субъективного благополучия, но и исследовать личностные структуры, которые могут создавать негативные установки и мешать осмысленному отношению к жизни. Так с помощью опросника Кеттелла можно сосредоточиться на данных об эмоционально-волевых проявлениях личности, а также об особенностях межличностного взаимодействия. В числе других значимых факторов можно выявить тенденции к депрессии, неконтролируемому поведению и т. д.

Не менее важные диагностические данные, помогающие сделать полный личностный анализ, получаем с помощью методик, изучающих состояние и отдельные эмоциональные проявления (Цветовой тест Люшера, САН, шкала тревожности Спилбергера-Ханина и др.)

В частности, при диагностике пожилых людей необходимо иметь представление о проявлениях тревожности. Личностная тревожность определяет во многом поведение человека и его склонность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие, если еще при этом и стратегии преодоления стрессовых ситуаций не являются конструктивными, то появляется огромная вероятность эмоциональных и невротических срывов, а также психосоматических заболеваний.

Диагностика психического и социального статуса людей пожилого и старческого возраста наиболее часто проводится по следующим методикам :

Американские специалисты Р. Аллен и Ш. Линди разработали очень простой тест для определения вероятной продолжительности жизни. Для того чтобы проверить свои перспективы, надо к исходным цифрам (70 для мужчин, 78 для женщин) прибавить (или вычесть из него) соответствующее число лет, отвечая на ряд вопросов.

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер) - данная методика более подробно будет рассмотрена во второй главе.

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов).

Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, -- стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.

Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

1. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Цель: определение уровня эгоцентрической направленности личности пожилого человека. Тест состоит из 40 незаконченных предложений.

Цель обработки и анализа - получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа.

2. Методика «Склонность к одиночеству»

Данная методика представляет собой фрагмент теста А.Е. Личко Она измеряет склонность к одиночеству.

Под склонностью к одиночеству понимается стремление избегать общения и находиться вне социальных общностей людей.

Текст опросника состоит из 10 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с тем или иным положением.

Чем больше положительная сумма баллов, тем больше выражено стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление у него отсутствует.

3. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Пол Балтес продемонстрировал границы резервных способностей пожилых людей. В его исследовании пожилых и молодых людей со сходным уровнем образования просили запомнить длинный перечень слов, например, 30 существительных, расположенных в строго определенном порядке.

Для того, чтобы оценить объем знаний, связанных с мудростью, П. Балтес просил участников эксперимента разрешить дилеммы, подобные этой: «Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует сделать?» Пол Балтес просил участников исследования продумать проблему вслух. Размышления испытуемых записывали на кассету, расшифровывали и оценивали на основании того, насколько они содержали пять основных критериев знаний, связанных с мудростью: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей), а также элемент сомнения и способы разрешения неопределенности. Затем ответы участников эксперимента были ранжированы согласно объему и типу связанных с мудростью знаний.

Определение проблемных зон с помощью психодиагностики - это всего лишь первый шаг для выстраивания стратегии помощи пожилым людям. Даже в случае, если диагностика дает оптимистический прогноз и адаптивные показатели: сохранение социальных контактов, низкий уровень фрустрации, оптимизм и другое - система социальной поддержки должна включать развивающие методы для решения потенциальных проблемных ситуаций.

Выводы к I главе

Таким образом, психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза - описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

· Сбор данных.

· Переработка и интерпретация данных.

· Вынесение решения - психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Рис. 1. Классификация психодиагностических методов

Наиболее часто используются следующие методы психодиагностики людей пожилого возраста:

1. Тест «Перспектива продолжительности жизни" (Р. Ален. Ш. Линди)

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М.Ш. Магомед-Эминов).

4. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

5. Методика «Склонность к одиночеству»

6. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Роль психодиагностики в исследовании пожилых людей состоит в оценке возрастных изменений и возрастных различий. Социальный работник может выявить начальные нарушения психических процессов, уточнив у пожилого человека, беспокоит ли его забывчивость и рассеянность внимания. Для более точного выявления нарушений функций памяти, внимания и мышления (т.е. когнитивных процессов) или в сложно диагностируемых случаях пожилой человек может быть направленна консультацию к психологу (для диагностического тестирования) или к психотерапевту (для постановки диагноза).

Рассмотрим некоторые проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться социальные работники при проведении диагностики пожилых людей.

Весьма сложной задачей представляется диагностика пожилых людей, когда возрастные изменения состояния здоровья и психики приближаются к патологическим. Пожилому и старческому возрасту присущи хронические заболевания (иногда их насчитывается до восьмидесяти у одного человека), что снижает общую психическую активность и негативно сказывается на интеллектуально-мнестических функциях. Поэтому нужно обязательно узнавать, принимал ли какие-либо медикаменты пожилой человек, участвующий в диагностике, и, если так, как это на него повлияло.

Известно, что некоторые болезни, например органов дыхания, которые учащаются с возрастом, могут влиять на выполнение тестов, так же как и лекарства, которые часто принимают пожилые люди.

Пожилые люди должны понимать, о чем идет речь в опросе. Поэтому важной проблемой остается неграмотность и низкое образование, что часто встречается среди пожилых людей. Низкое образование затрудняет понимание пожилыми людьми вопросов тестов и анкет, что влечет систематические ошибки при оценке когнитивной недостаточности у малообразованных людей и ложно негативных результатов - у высокообразованных.

Часто ситуация опроса воспринимается пожилыми людьми как формальный экзамен или как визит к врачу. Для молодых людей, у которых есть опыт учебы в школе или институте, это не вызывает внутреннего напряжения. Что касается пожилых людей, то важно создавать ситуацию, приближенную к их реальной жизни. Необходимо, чтобы внешние раздражители, такие как шум, помехи любого рода и проч., не отвлекали их внимание.

Желательно получать необходимую информацию, проводить встречи с пожилыми людьми с целью диагностики в их собственных домах, квартирах, местах, где они живут постоянно. Это позволит пожилым людям гармонично вписаться в ситуацию опроса, которую они будут воспринимать как беседу о своей жизни, не испытывая внутреннего напряжения.

Выбор темы беседы важно оставлять за пожилым человеком, проявляя к нему тем самым уважение. Кроме того, известно, что самостоятельный выбор поднимает уровень самоуважения и общей удовлетворенности жизнью.

Важно, чтобы пожилые люди были уверены в том, что их выслушают серьезно и конструктивно используют сказанное ими. Специалист по социальной работе должен уметь говорить с людьми и кратко записывать ключевые пункты.

Часто возникают трудности, связанные с особенностями стратегий поведения пожилых людей в ситуации диагностики. Например, они могут быть сдержанны и скрытны. Иногда пожилые люди предпочитают просто не давать те ответы, в которых они не уверены, т. е. действуют по принципу: "лучше не отвечать совсем, чем делать ошибки".

Нежелание отвечать и степень осторожности, проявленные пожилыми людьми, с одной стороны, являются фактом полезной и адаптивной стратегии самозащиты. Часто пожилые люди нерешительны в том, насколько они квалифицированны, чтобы оценивать или комментировать предлагаемые вопросы анкеты, например адекватность или качество услуг в доме-интернате или социальном центре. С другой стороны, зависимость от обслуживающего персонала или членов семьи вызывает боязнь "возмездия" на их возможные выражения недовольства и жалобы, отражаемые в ответах. Многие авторы отмечают опасливость пожилых людей при ответах сказать лишнее, несмотря на гарантию анонимности их ответов. Поэтому у пожилых людей существует тенденция во время опросов демонстрировать удовлетворенность буквально всем. В некоторых случаях при ответах на вопросы, затрагивающие эмоциональную сторону жизни пожилых людей, возможны аффективные, неконтролируемые реакции с их стороны.

Чтобы преодолеть эти трудности, нужно учитывать некоторые особенности. Например, социальный работник должен помнить о том, что информация должна быть собрана тем способом, который позволяет каждому пожилому человеку принять участие в опросе, независимо от его принадлежности к той или иной тендерной или этнической группе, от физических возможностей или уровня владения языком.

Если диагностика проводится в домах-интернатах, некоторые исследователи советуют собирать информацию от проживающих (резидентов) тем, кто не является сотрудником. В этом случае резиденты будут чувствовать себя свободно и высказываться откровенно. Им легче говорить с теми, кто не отвечает за их повседневный уход или не несет за них ответственность.

Другой причиной сдержанности или скрытости является уровень трудности теста или анкеты. Поэтому нужно начинать с более легких заданий или вопросов и только затем усложнять их. Если пожилой человек потерпит неудачу и не справится с заданиями, ему будет трудно закончить всю работу. Неудача вначале может явиться стрессовым фактором для пожилого человека, и сотрудничество с социальным работником может быть нарушено. Часто нежелание участвовать в опросе маскируется ссылками на плохое здоровье (головная боль, высокое давление и проч.).

В научной литературе отмечены трудности диагностики пожилых мужчин, поведение которых в ситуациях опроса отличается от поведения женщин. Мужчин труднее интервьюировать, чем женщин. Они предпочитают не обсуждать личные дела, особенно в ситуации тяжелой потери. Мужчины более скрытны, с трудом идут на контакт. Одно из объяснений этого может заключаться в том, что женщины более дружелюбны, чем мужчины. В позднем периоде жизни женщины, продолжающие поддерживать отношения с социальным окружением, в том числе с членами семьи, а также имеющие опыт работы, лучше справляются с ситуацией опроса или интервью, чем мужчины, вышедшие на пенсию.

У пожилых людей часто имеется сенсорный дефицит, что влечет за собой две проблемы. Первая заключается в том, что ситуация диагностики требует хорошей способности видеть и слышать, поэтому нужно поощрять пожилых людей пользоваться очками и слуховыми аппаратами, если это необходимо. Иногда следует в анкетах и тестах, предназначенных для пожилых людей, применять более крупный шрифт, чем обычно.

Вторая проблема заключается в том, что только очень немногие тесты разработаны специально для людей позднего возраста, имеющих нарушения зрения и слуха. В этих случаях изобретательные специалисты сами составляют тестовые задания по аналогии "тактильных" тестов, разработанных для детей. Существуют самые разные варианты. Например, можно в один мешочек положить разные предметы. Пожилой человек засовывает руку в него и на ощупь пытается определить, что это за предмет (катушка, коробок спичек, пуговица и проч.) и из чего он состоит (древесина, резина, шерсть и проч.). В другом варианте на картон наклеивают образцы разного материала и проч.

Пожилым людям требуется больше времени для адаптации к ситуации опроса или тестирования. Такая адаптация необходима для того, чтобы опрашиваемый человек почувствовал себя спокойным и непринужденным. Ситуация опроса требует атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, поэтому пожилым людям нужно помогать, одобряя и подбадривая их во время тестирования.

Перед началом любой диагностической работы с пожилыми людьми нужно объяснить цели опроса и почему нужно откровенно отвечать на вопросы.

Важно учитывать время опроса. Многие исследователи считают, что для пожилых людей лучше несколько коротких опросов, чем одно длительное тестирование. Заканчивать любую встречу с пожилым человеком нужно на ноте его успешной помощи и будущего сотрудничества.

Кроме того, нужно всегда помнить о вопросах этики при работе с людьми позднего возраста. Например, существуют ограничения в исследовании процессов принятия решений в важных обстоятельствах жизни: выбор жизни или смерти; социально-стрессовые ситуации, многочисленные в позднем возрасте, - потеря близких, переживания разного рода; консфликты семейные и жестокое отношение и т.д. Нужно помнить о том, что эти люди имеют право на защиту от вовлечения в деятельность, которую они не понимают.

К этическим проблемам можно отнести и обратную связь, т.е. пожилой человек должен не только знать, почему его опрашивают, но и какие он имеет результаты.

В заключение стоит отметить, что принципы диагностики не изменяются в зависимости от возраста пожилого человека. К ним, например, относятся выбор манеры разговора, которая комфортна для специалиста и пожилого человека, что позволяет обмениваться ясной и понятной информацией; использование открытых вопросов, чтобы наметить область обсуждения, и закрытых вопросов, чтобы установить детали; изучение картины в динамике и т.д.

Важно принимать во внимание конфиденциальность и сохранность данных, полученных в опросе (какие записи будут сохраняться; кто будет их вести; кто будет иметь к ним доступ и проч.). В некоторых случаях можно составить форму соглашения между специалистом и пожилым человеком. Например, в соглашении может быть указано, что любая часть материала будет использована только с согласия последнего. Там же обязательно отмечается, для каких целей можно использовать результаты: для публикаций, исследовательской работы, в образовательных целях (например, в школе или вузах), в средствах массовой информации и проч. Кроме того, в соглашении отмечается, можно ли упоминать имя пожилого человека, какие ограничения он накладывает на свой материал, причем эти ограничения должны быть изложены очень подробно. Соглашение подписывают специалист, пожилой человек, член его семьи или помощник.

В прил. 7 даны некоторые диагностические материалы, с помощью которых социальные работники могут проводить экспресс-диагностику умственного состояния пожилых людей, их физического состояния, а также определить уровень одиночества, депрессии, субъективной удовлетворенности жизнью. Отдельно приводятся материалы на диагностику злоупотребления алкоголем в позднем возрасте.

Деменцией называют достаточно тяжелое и трудно определяемое заболевание. Диагностика деменции подразумевает несколько тестов для исследования психического состояния пациента (ММSE), а также применяются таблицы. Они вмещают много информации, и не занимают большого количества времени на свое проведение. Не нужно присутствие специалиста, чтобы провести тестирование.

Виды тестирования

Диагностика психического состояния включает Монреальскую шкалу оценки когнитивных функций (МоСА).

В первичную диагностику входит один из видов психологического тестирования – тест на старческую деменцию «Рисование часов». Плюс его в том, что ему не нужны громоздкие тесты, которые определяют нарушения:

  • на события;
  • речи;
  • уровня внимания;
  • зрительно-пространственных функций;
  • счета;
  • праксиса;
  • исследования на вербальную активность;
  • способности к суждению;
  • способности к ориентации.

Как провести тест с часами?

Чтобы провести тест часы для определения деменции нужно иметь бумагу и карандаш. Пациенту говорят, что нужно нарисовать часы с циферблатом и показать точное время. Здоровый человек без труда нарисует и покажет время, однако пациенту с проблемами памяти, будет тяжело выполнить тестовое задание, и он совершит ошибки.

Результаты теста оценивают по шкале в 10 баллов:

  • Десятибалльный результат – считается нормой. Круг, цифры и стрелки нарисованы правильно, время указано правильно.
  • Девятибалльный результат – стрелки расположены с неточностью.
  • Восьмибалльный результат – наблюдаются небольшие погрешности.
  • Семибалльный результат – стрелки расположены в неправильных местах.
  • Шестибалльный результат – стрелки не показывают время.
  • Пятибалльный результат – числа расположены в неправильном порядке.
  • Четырехбалльный результат – единство чисел утрачено.
  • Трехбалльный результат – числа и циферблат не связаны друг с другом.
  • Двухбалльный результат – задание пациентом не выполнено.
  • Результат в один балл – пациент не реагирует на задание.

Любой результат менее чем в 9 баллов говорит о том, что пациент имеет нарушения. При показаниях , пациент не может самостоятельно рисовать числа и располагать стрелки самостоятельно на уже существующем циферблате.

Наши пансионаты:

Как провести тест на психическое состояние пациента?

Следующий не менее успешный тест на деменцию является MMSE. Этот тест используют, чтобы оценить когнитивную функцию человека, включающую в себя оценку памяти, счета и речи.

В тесте включены 30 вопросов. Если пациент ответит ниже 24 баллов, то предполагается, что у него нарушены когнитивные функции, и он страдает .

Исследование содержит следующее:

  • опрос пациента на текущую дату;
  • ориентацию пациента на место, где он находится;
  • опрос на восприятие;
  • опрос на концентрацию внимания, включающего в себя обратный отсчет;
  • повтор не менее трех слов;
  • речевой тест произношения предметов;
  • тест на деменцию в способности осуществлять команды.

Как провести тест по Монреальской шкале оценки когнитивных функций (МоСА)?

Тест на деменцию определяет нарушения на ранней стадии. Данная диагностика более чувствительна к раннему проявлению болезни.

Тест на деменцию содержит в себе 30 пунктов. При результате менее 26 баллов, пациент будет считаться больным.

Специалист предоставляет лист белой бумаги с указаниями, по которым ему необходимо пройти оптико-пространственный тест, а именно:

  • пациент должен провести линию, соединяющую цифру с буквой;
  • пациент перерисовывает куб;
  • испытуемый рисует часы с определенным временем.
  • назвать трех животных, которых он видит на карточке;
  • воспроизвести около пяти слов, которые называет специалист;
  • пройти тест на внимательность. Необходимо испытуемого попросить повторить несколько цифр по порядку, а потом в обратном направлении. Далее необходимо читать в определенном порядке буквы, среди которых будет буква «А», а испытуемый должен подавать знаки, когда ее услышит;
  • пройти тест на правильное произношение. Испытуемый повторяет все фразы, которые назвал специалист. Далее испытуемый должен произнести все слова, на букву «К» за 60 секунд;
  • пройти абстрактное мышление. Специалист дает задание отыскать одинаковые слова;
  • пройти тест на просроченное воспроизведение ранее названных слов;
  • пройти тест на деменцию пожилых людей на предмет ориентации в пространстве. Испытуемый должен назвать, где и в какое время он находится на данный момент.
  • Приглядитесь к пожилому родственнику и если вы подозреваете, что у него деменция, то пройдите тест на старческую деменцию. Также пройдите обследование у специалиста, включающее медицинский осмотр и сдачу общего анализа крови.
  • Когнитивную функцию у пожилого человека вызывают: признаки авитаминоза, патологии щитовидной железы, побочные эффекты от лекарств и депрессивное состояние.

Неточности диагностики в тестировании отмечаются у небольшого числа пациентов, которые связывают с псевдоболезнью либо нарушениями в поведении. Тест не дает возможности определения этиологии заболевания. Только благодаря анамнезу и качественно проведенному тестированию, можно определить заболевание. Обнаружить причины появления патологии можно только с наличием необходимых лабораторных обследований и инструментальных методик диагностирования болезни.

Пансионат для пожилых людей с деменцией

Пожилые люди чаще страдают деменцией, изнашиваются их органы и системы. Старость делает человека раздражительным, он перестает спать, у него возникают . Поэтому родственникам необходима помощь специалистов, и в частности, ими являются специалисты пансионата «Дом доброты». Пансионат для пожилых людей предоставит все необходимые услуги, чтобы пожилой человек чувствовал себя комфортно. Ведь дом престарелых предназначен для этого. Лучшие психологи будут общаться с пожилым и помогут ему вернуться к качественной и привычной жизни. Профессиональное общение и хороший уход помогут больному легче справиться с заболеванием.