Духовно нравственные игры в средней группе. Игры по социально-нравственному воспитанию

Даулеталиева Ж. А., воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

ГККП я/сада №4 «Березка»

Статья

«Игра - как средство нравственно-духовного

воспитания дошкольников»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сам процесс нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Считаю, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт.

Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников» является формирование нравственных, общественных качеств ребенка в процессе игры.

В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях, так как игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созиданию нового.

Ребенок в сюжете игры соединяет реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.

Если родители искренне интересуются играми своего ребенка, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.

Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним.

Поэтому, я провожу целенаправленную работу по развитию нравственно-духовных качеств у детей путем использования в своей работе сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, театрализованных игр, так как важным в игре является не только умственное, эстетическое и физическое, но и нравственное развитие ребенка, которое помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду я использую в возрастных группах разнообразные игры.

Уверена, что игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Также я придаю большое значение индивидуальной работе, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Таким образом, действия в воображаемом плане (в игре) помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Большое место в нравственно-духовном воспитании детей я отвожу народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В заключение хочу отметить, что с помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Считаю, что игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

Увлекательные игры помогают сделать воспитательно-образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.

Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретет такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Так что начинайте заниматься с детьми с детства, играйте с ними в игры, причем, чем раньше, тем лучше!

Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть он видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.

Статья «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 21. 10. 2016 года)

Елена Гаврилова


Дорогие коллеги разрешите представить игры на формирование духовно - нравственного воспитания.

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Занимаясь по программе "Истоки" я сделала вывод, что словесный материал, который даётся ребёнку, должен закрепляться, не только посещением экскурсий в "Музей Старины", расположенный в детском саду, посещением библиотек, а также в предметно - развивающей среде (в игре).

Я предлагаю игры, которые придумала сама на формирование духовно - нравственного воспитания.

[Игра № 1 Классификация

"Воздушный шар"

Цель:

формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры:

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)







Игра № 2 Классификация

Лото "Доброе дело"

Цель:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.



Игра хороша ещё и тем, что дети сами принимали участие в её создании






Игра № 3

"Птица Счастья"

Цель:

Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.




Игра № 4 Воспитание доброго отношения к окружающим,оказание помощи, поддержки.

"Добрая Тучка"

Цель:

Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём,оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.





ИГРЫ

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Игры и

упражнения, направленные

на отработку

способов знакомства

«Назови себя»

«Позови ласково»

«Волшебный стул»

«Волшебный цветок»

«Давайте познакомимся»

«Постарайся отгадать»

Игры и упражнения на развитие навыков общения

«Доброе животное»

«Передай мячик»

«Возьми игрушку»

«Сборщики»

«Маленькие помощники»

Игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

«Спаси птенца»

«Почему грустит котенок»

«Просим извинения»

«Зеркало»

Игры на закрепление бережного и вежливого отношения

«Кто больше»

«Книжный доктор»

Игры по социально-нравственному воспитанию

Игра «Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают назвать свое имя так, как ему больше нравится, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра « П озови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или предать игрушку любому сверстнику (по желанию) ласково назвав его по имени.

Игра «Давайте познакомимся» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательности, отработке способов знакомства, снятию напряжения.

Ход: Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза (он представляет себя кошкой), и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

Игра «Доброе животное» (для детей с 4-х лет)

Ход: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад.

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к животным. Развивать умение сопереживать, понимать состояние другого, поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.

Ход: Воспитатель берет в руки игрушку и читает стихотворение:

Жил - был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя этот не сказал.

А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит сказать, почему котенок грустит, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

Игра «Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность.

Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. Под музыку каждый показывает, как цветок распускается.

Игра «Передай мячик» (для детей с 4-х лет)

Цель: Продолжать учить детей чувствовать других. Способствовать воспитанию дружеских отношений в группе.

Ход: Сидя или стоя играющие стараются передать мяч, не уронив его. Кто уронит – выбывает. (Усложненный вариант– игра проводится с закрытыми глазами).

Игра «Жмурки» (на повышение уверенности в себе, для детей с 4-х лет)

Цель: Учить ребенка в определенной ситуации действовать самому. Способствовать воспитанию уверенности в себе.

Ход: Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ля-ля», «а вот и я». Поймав ребенка, водящий угадывает, кто это и снимает повязку.

(Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков. Как только почувствуете, что игра затягивается, поддайтесь с радостью.)

Игра «Спаси птенца» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать снижению агрессивности и ослаблении. Негативных эмоций.

Ход: Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальцу сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Цель: Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения.

Ход: Дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спины, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто его погладил. Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые тир строчки говорит педагог, или все дети, а четвертую – ребенок сам либо вместе с педагогом. Если водящий не может угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его погладил, а он вспоминает и называет его по имени.

Игра-упражнение «Возьми игрушку»

Цель: Развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.

Ход: Педагог шепотом называет одну из игрушек, лежащих в кузове машины, рядом сидящего ребенку. Этот ребенок так же шепотом должен назвать его соседу.

Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает и отыскивает нужную игрушку и громко называет ее. Затем этот ребенок становится первым звеном цепочки. Далее можно вспомнить любимую игрушку каждого ребенка и побеседовать о бережном отношении к игрушкам.

Упражнение «Зеркало»

Цель: Учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомима, жесты).

Ход: Помощник или ребенок изображает грустного гнома. Педагог с детьми спрашивает, почему он грустный?

Дедушка свою волшебную шапочку с бубенцом потерял. Он такой грустный, что вот-вот заплачет. Нам жалко Дедушку? Пойдемте к нему, сядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку. А может быть, развеселим дедушку: улыбнемся ему, скажем ласковое слово? А что вы можете подарить Дедушке гному вместо шапки? (Конфету, шарик, цветочек, дудочку).

Подвижная игра «Сборщики».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать желание помочь друг другу.

Ход: На полу разбросаны маленькие игрушки. Дети разбиваются на пары и берут друг друга за руки. По сигналу педагога дети собирают свободными руками игрушки и складывают в ведерко.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь; способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Ход: П е д а г о г: Я вам буду раздавать различные поручения, а вы покажите, как умеете оказывать помощь своей семье. Итак, наша бабушка захотела связать носок, но забыла, где спицы, клубок ниток и очки. Нужно помочь ей найти эти вещи. Кто хочет поучаствовать в поиске пропажи?

Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух и расходятся по группе. Найдя предметы, дети возвращаются на места и показывают, что нашли. Педагог проверяет правильность выполнения задания каждым помощником. Молодцы, бабушка будет рада и скажет «спасибо» за помощь.

Предлагаемые ситуации:

Папе нужно починить стул, необходимы следующие предметы: молоток, гвозди, клещи.

Маме надо помочь вымыть пол. Нужно принести ведро, тряпку и швабру.

Маленькая сестренка собралась на прогулку, но она растеряла одежду. Помогите ей. Отыщите шапку, шарф и варежки.

Упражнение «Просим извинения».

Цель: учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Ход: Для задания выбираются двое детей. Один из участников строит из заранее приготовленного конструктора башню. Второй, проходя мимо, случайно задевает башенку ногой и она рассыпается. Ребенок, строивший башню, огорчен, чуть не плачет.

П е д а г о г: Дети, что в этой ситуации нужно сделать? Конечно, извиниться. Но делать это нужно, глядя в глаза, тому, кого обидели, называя его по имени.

Педагог помогает извиниться, подбирая необходимые слова. Затем ребенок, задевший башенку исправляет ошибку сооружая с товарищем новую башню.

Игра «Кто больше».

Ход: Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых».

Цель: продолжать работу по закреплению вежливых слов.

Ход: Детям раздают по несколько кружков из цветной бумаги, и они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружок «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше кружков) получает бант или значок.

Игра-занятие «Книжный доктор».

Цель: воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход: Детям читается стихотворение Б. Заходера «Береги книгу».

Заболела эта книжка:

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею.

П е д а г о г: Всегда ли вы бережно обращаетесь с книгами? Почему мы ценим книги?

Педагог обобщает ответы детей (из книг мы узнаем много нового; в них мы находим ответы на свои вопросы; по книгам учатся в школе).

Педагог предлагает проверить все ли книги в группе в порядке и произвести ремонт тех, которые в нем нуждаются.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Мариинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Духовно-нравственное развитие воспитанников.

Игры,упражнения,притчи.

Воспитатель:

Меденцева Оксана Викторовна.

2013г.

1. Игра «Окажи внимание другому».
^ Цель : формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»)

2. Игра «Принц и принцессы».
^ Цель : развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется, что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания – делают из листов бумаги самолетики, по одному – запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.

3. Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
4. Упражнение «Да».

Цель : совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков».
Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».
5. Упражнение «Подари камешек».

Ведущий . «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
. Упражнение «Щепки плывут по реке».

^ Цель : Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал : Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение : Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
6. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».

Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
7. Упражнение «Счастье».

Цели : Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Материалы : Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция : « Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете? Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...»
Помогите детям рисовать символами и абстракциями.
^ А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать .
Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...». Строки рифмовать не надо.
Анализ упражнения:

    Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?

    Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?

    Когда ты испытываешь большое-большое счастье?

    Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?

8. Игра «Целительное слушание».

    Было ли тебе трудно выполнять правила этой игры?

    Как ты чувствовал себя, выговорившись?

    Как ты чувствовал себя, будучи слушателем?

    Чувствовал ли ты себя надежно со своим партнером?

    Не находишь ли ты, что такое выслушивание - личный подарок?

    Как ты думаешь, многие ли люди имеют действительно настоящих слушателей?

9. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

Цель : научиться ценить индивидуальность другого.
Время проведения : 60 мин.
Этапы игры :
Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

    В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

    Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

    Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

    Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

    Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

^ 10. Упражнение «Я – это ты. Ты – это я».

Цель : Осознание собственной идентичности.
Этапы игры : Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями.
Обсуждение игры :

    Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

    В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность?

11. Упражнение "Ценности".
Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность,
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут
12. Упражнение «Говорю, что вижу». Цель: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
- Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
- Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 10 минут
^ 13. Упражнение «Враги». Цель : научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими.
Круг.
Один доброволец - в центре круга.
Задние: Сейчас погадаем. Группа - пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их:
- возраст...
- социальное положение...
- психологические характеристики...
- в «каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в"центре...
2) Находящийся в центре круга - анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.
3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.
^ 14.Упражнение «Ветер дует на…» Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:

    Ветер дует на того, кто любит мороженое.

    Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

    Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.

    Ветер дует на того, кто любит пельмени.

    Ветер дует на того, у кого есть сестра.

    Ветер дует на того, у кого есть брат.

    Ветер дует на того, кто любит танцевать.

    Ветер дует на того, у кого много друзей.

Ветер дует на того, кто любит петь.
^ 15. Упражнение «Мы делили апельсин»
Цель: обучение конструктивным приемам общения.

Инструкция: ведущий предлагает разделить ЯБЛОКО на три части так, чтобы все остались довольны (решение – необходимо спросить, кто какую часть хочет).

^ 16. Упражнение «Передай сигнал»

Цель: обучение контактному общению.

Инструкция: ведущий предлагает детям встать в круг и взяться за руки, спрятав их за спину. Ведущий начинает игру сжав руку рядом стоящего участника, который должен передать сигнал следующему и так по кругу (глазами информировать нельзя).

^ 17. Упражнение «Карта класса»

Цель: развитие сопричастности к коллективу, значимости каждого.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам составить карту своего класса где домами будут сами учащиеся, а дороги станут дорогами дружбы. перед учащимися вывешивается плакат на котором они размещают карточки со своими именами и рисуют дороги, соединяя их с друзьями. По окончанию карта вывешивается в классе.

^ 18. Упражнение «Совместный рисунок»

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Инструкция: ведущий предлагает учащимся разбиться на пары и держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить кому было легко, а кому сложно выполнить работу.

^ 19. Упражнение «Какие мы»

Цель: позитивное отношение в целом к своему классу.

Инструкция: ведущий предлагает назвать как можно больше определений класса начинающихся на каждую букву слова «КЛАСС».

^ 20. Упражнение «Клубок»

Цель: развитие самокритичности.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам наматывая нить клубка себе на палец назвать свое плохое качество (по кругу). Затем обратно сматывая нить с пальца в клубок сказать как данное качество можно в себе исправить.

^ 21. Упражнение «Молекулы»

Цель: сплочение группы.

Инструкция: психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:

Какие существуют правила дружбы?

^ 22. Упражнение «Знакомство»

Цель: представление себя и формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку и просит представиться, назвав свое имя. Затем игрушка передается следующему участнику и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 23. Упражнение «Комплемент»

Цель: развитие позитивного отношения к окружающим.

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку-символ и говорит комплемент: «Ты сегодня хорошо выглядишь» (варианты – ты очень добрый, веселый, красивый, хорошо учишься и т.д.) и просит сказать комплемент рядом сидящему и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 24. Упражнение «Остров дружбы»

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.

Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».

^ 25. Упражнение «Я дарю тебе тепло» (авторская)

Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.

^ 26. Упражнение «Скульптура»

Цель: развитие умения понимать другого, работать в паре, творческое мышление и воображение.

Инструкция: ведущий рассказывает сказку: «Жили, были король и королева: Творец и Муза. И была у них дочь Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и вскоре скульпторы узнали, что у творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел глину и был пленен ее пластичностью, грацией. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» «Нет, мне нравиться твоя мягкость, неповторимость, пластика. Я вижу твой образ», - ответил скульптор. И глина стала его женой».

После рассказа ведущий обращается к группе: «Встаньте друг напротив друга, лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это «скульпторы», внешний – «глина».

Затем роли меняются. Задача «скульптора» - вылепить любой образ, который вам напоминает ваша «глина». Время на работу 3 минуты».

^ 27. Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

^ 28. Упражнение «Люди странного города»

Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.

Инструкция: психолог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

^ 29. Упражнение «Ладошки»

Цель: позитивное отношение друг к другу, умение увидеть хорошее в окружающих.

Инструкция: ведущий предлагает обвести каждому ребенку свою руку на листе формата А-4 и написать одно свое положительное качество. Затем лист передается по кругу, и каждый участник тренинга дописывает еще одно положительное качество хозяина «ладошки». Так продолжается до тех пор, пока «ладошка» не вернется на исходное место. Ребята знакомятся с мнением одноклассников о себе с положительной стороны. Если участников много, то их можно разделить на группы и «ладошка» пройдет круг по членам группы.

^ 30. Упражнение «Проводник»

Цель: научить детей доверию окружающим и ответственности.

Инструкция: ведущий раздает шаблон «дорожки» каждому ребенку и предлагает одному стать проводником, а другому ведомым с закрытыми глазами (работа в парах). Ведомый, слушая проводника карандашом двигается по «дорожкам». Проводник должен так провести ведомого, чтобы тот не коснулся края «дорожки». Затем участники меняются. Перед началом игры необходимо продемонстрировать упражнение на доске.

По окончанию игры провести обмен ощущениями, в какой роли было легче. Важно подвести итог о том, что оттого насколько ответственно ведет себя один, зависит результат другого.

^ 31. Упражнение «Я + ты = мы»

Цель: развитие быстроты реакции, координации, сплоченности команды.

Инструкция: по хлопку каждой команде необходимо быстро построиться:


    По росту;


    По цвету глаз (от темных до самых светлых);


    По дате рождения.

^ 32. Упражнение «Эмблема класса»

Цель: развитие образного представления о своем классе.

Инструкция: каждой группе на листе ватмана нужно изобразить эмблему, включив в нее главные составляющие и характеризующие элементы класса. Затем один из представителей группы «защищает» свою эмблему

48. Упражнение «Карта нашего пути»

Цель: развитие проективного представления о группе, планирование.

Материалы: три-четыре листа ватмана, карандаши, фломастеры, краски.

Инструкция: все участники делятся на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе предлагается выполнить рисунок на чистом листе ватмана – «Жизненный путь» или «Путь судьбы», представив его произвольным образом, например виде географической карты (Вселенной, Земного шара, отдельного материка, страны) с названием объектов. На карте могут быть такие объекты, как счастье, дружба, любовь, семья, род, здоровье, ценности и др. по завершении работы каждая подгруппа представляет свой рисунок с комментариями.

^ 33. Упражнение «Печатная машинка»

Цель: создание рабочей атмосферы, обращение к теме занятия.

Материалы: карточки с буквами.

Инструкция: каждый участник получает несколько карточек с отдельными буквами. Ведущий объясняет, что изт этих букв и знаков препинания участники группы должны вместе сложить высказывание, которое относится к теме занятия. Для удобства буквы каждого слова написаны одним, отличающимся от других, цветом. Предлагаемая фраза: «Вражду следует писать на воде, а дружбу – на меди». Содержание фразы требует обсуждения только в том случае, если она была составлена группой неверно.

Упражнение «Кто Я?»

Цель: осознание и формирование «Я-концепции», возможность презентировать самих себя.

Материалы: не требуются.

Инструкция: участники пишут 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто Я?».

Желающие зачитывают свои определения, другие внимательно слушают и задают уточняющие вопросы. Этот процесс учит учащихся понимать самих себя и быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы обсуждение проходило в атмосфере поддержки и уважения к каждому человеку.

^ Притчи: Байка «Ветер и Солнце»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

    Видишь ли, сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Голова и хвост змеи

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела – вот почему меня должно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя страшим».
- Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
^ О Ветре и Цветке
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.
Но Ветру показалось мало этого, и он решил:
«Если я дом Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.
Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!Но Цветок уже ничего не ответил.
^

Укравший топор

У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, Смотрит, как укравший топор, - каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора.
Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа, тот ничем не был похож на укравшего топор…
^ Покинутый тайванец
Жил-был юный тайванец, отчаянно жаждавший руки девушки, живущей в соседнем доме. В течение двух лет он писал ей письма, по письму в день, где изливал свои любовные чувства.
В течение двух лет каждый день почтальон приносил письма девушке. Если бы молодой человек не предпринимал подобных усилий, юная леди вряд ли вышла бы замуж за того, за кого она в конце концов вышла, - за почтальона, приносившего ей все эти письма.
^ Искусство не спорить
В одном горном селении жил человек, известный тем, что он никогда ни с кем не спорил. И вот приехал к нему корреспондент, чтобы написать о нем в Книге рекордов Гиннесса. И между ними состоялся такой разговор:

    Скажите, а это правда, что вы прожили 90 с лишним лет и ни разу ни с кем не спорили?

    Да, это правда.

    Ну что, вообще ни с кем, ни с кем?

    Вообще ни с кем, ни с кем!

    И что даже с собственной женой?

    Даже с женой.

    Даже со своими детьми?

    Даже с детьми.

    И что, за 90 лет ни единого разочка?

    Ни разу.

    Никогда – никогда ни с кем, ни с кем? – уже накаляясь, продолжал корреспондент.

    Ну да, - спокойно отвечал старик.

Корреспондент (краснея и раздражаясь):
Да не может этого быть, чтобы вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили!

Спорил, спорил, спорил… - примирительно ответил старик.

Райский ад
Однажды мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг никого.
Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь? – крикнул он. Тут же к нему явился человек и сказал:К твоим услугам, что ни прикажешь – все исполню!

Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг все исполнилось. И чего бы он ни попросил – все вмиг исполнялось и в самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну чего бы ему еще? Красивую женщину попросил, и вмиг доставили ему гурию – небесную деву. Кровать с лебяжьей периной - и была ему кровать! И вот так продолжалось несколько дней. И все было слишком хорошо, и всего было слишком много. Насреддину захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю свою жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Все было просто невыносимо блаженно!
Тогда он Исполняющего желания и сказал ему:
Нет! Хватит! Это уж слишком! Мне бы какой-нибудь работенки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так с пустыми руками.

Исполняющий желаний ответил:
Я могу сделать все, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Да и зачем тебе работа?

Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы! – сказал мулла.

Исполняющий желания смеялся до изнеможения. Успокоившись наконец, он спросил:
А где же ты, по-твоему, находишься?!

Друзья познаются в беде

Однажды муллу спросили:


    Мулла, ты можешь сказать, сколько сейчас у тебя друзей?


    Сколько сейчас, сказать не могу, - ответил мулла, - потому что у меня в этом году выдался хороший урожай и живу я в довольстве. Возможно, я смогу ответить на твой вопрос в следующем году.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказа Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей мне чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:


    Как вам не стыдно!


    А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.


    Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:


    Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.


    А мой поет как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.


А третья молчит.


    Что же ты про своего сыне не скажешь? – спрашивают его соседки.


    Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.


Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра и тяжелые потащил их.

Спрашивают женщины старичка:


    Ну что? Каковы наши сыновья?


    А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:


    Дай мне зеленый карандаш.


А Катя говорит:


    Спрошу у мамы.


Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:



    Позволила Мама?


А Катя вздохнула и говорит:


    Мама-то позволила, а брата я не спросила.


    Ну что ж, спроси еще брата, говорит Лена.


Приходит Катя на другой день.


    Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.


    Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.


    Я осторожненька, - говорит Лена.


    Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.



    Это много, говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.


    Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.


    Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит.


И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.

Удивилась Катя, побежала за ней:


    Ну, что же ты? Бери!


    Не надо, отвечает Лена.


На уроке учитель спрашивает:


    Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?


    Карандаша зеленого нет.


    А почему же ты у своей подружки не взяла?


Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:


    Я ей давала, а она не берет.


Посмотрел учитель на обеих:


    Надо так давать, чтобы можно было взять.

Татьяна Бадак
Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос : почему родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей : педагогов, психологов, философов, социологов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника .

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры , ее правилами.

Дошкольный возраст – это ответственный период в нравственном становлении личности. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, развитие нравственного сознания у детей младшего школьного возраста наиболее продуктивно происходит в игровой деятельности.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми : у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Развитие волевых качеств , таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это тоже критерии нравственного воспитания .

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать , какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт , в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры , сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника . В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры . В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества : произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства . Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям : сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках , ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой.

Игры , направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу»

Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) . Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ) . Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Рукотворный и нерукотворный мир»

Цель : Упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия : воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог» .

Правила игры : правильно классифицировать и называть предметы.

«Назови ласково»

Цель : учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие , ласковость, нежность.

Игровые действия : дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева) . Например, милый, дорогой Ванечка. И т. д.

Правила игры : думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование : волшебная палочка.

«Круг желаний»

Цель : содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие , твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло» . И т. п.

Оборудование : любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.) .

«Вспомни сказку»

Цель : закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия : дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры : вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование : цветные фишки. Приз для победителя.

«Добро - зло»

Цель : учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность , дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия : дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«Тайный друг»

Цель : формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия : Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом» , и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга» . Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование : конверты по количеству детей, детские фотографии.

«Мой адрес…»

Дидактическая задача : формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу (комплекс) города Набережные Челны, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал : мяч Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит : Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад» .

Дидактическая задача : закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал : фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому…»

«Наша страна» .

Дидактическая задача : Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал : иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии. Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина» . Цель : Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Набережные Челны Материал : иллюстраций, фотографий города Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос- ответ,

. «Поиски добрых слов»

Дидактическая задача : раскрыть на примерах значение слов «простите, извините» , воспитывать дружеские отношения , объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Дидактическая задача : обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал : картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

«Флаг России»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания флага своей страны (города, Республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал : полосы красного, синего и белого цвета Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

«Герб России»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания герба своей страны (города, Республики) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал : картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.

«Расскажи о своей семье»

Дидактическая задача : Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал : Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

«Найти флаг России, края,станицы

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания флага своей страны (города, Республики закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных флагов Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Найти герб России,края,станицы»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания герба своей страны, края,станицы, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных гербов Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный

«Благородные поступки»

Дидактическая задача : Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал : мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам) . Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Дидактическая задача : Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал : сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации : ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры . Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Путешествие по станице»

Дидактическая задача : знакомить с родным городом, с достопримечательностямистаницы, с памятниками культуры. Материал : альбом фотографий родной станицей, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Моих родителей зовут…»

Дидактическая задача : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал : семейные фотоальбомы Ход игры : дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель : развивать чувство времени у детей. Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого) . Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Страны и народы"

Дидактическая задача : Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал : глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них

«Я люблю…»

Дидактическая задача : воспитывать уважительное , заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Материал :-. Ход игры : Ведущий говорит детям : «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Узнай о ком я говорю»

Дидактическая задача : закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры : ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал : картинки Ход игры : Воспитатель начинает пословицу , дети ее продолжают.

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Дидактическая задач : знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно -патриотическую тему Материал : загадки и картинки с отгадками Ход игры : воспитатель загадывает , дети отгадывают загадку

«Скажи какая»

Дидактическая задача : развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал : карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т. д

«Составь семейку»

Дидактическая задача : развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов Материал : карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм. Защита - защитник, защищать,

«Скажи какой»

Дидактическая задача : закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое Материал : Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский….

«Кто мы? Какие мы?»

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины Ход игры : воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.

«Волшебные слова»

Дидактическая задача : вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал : картины и изображения людей Ход игры : злые- добрые, больные – здоровые….

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке….»: Дидактическая задача воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого. Материал : картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.

«Какие праздники ты знаешь?»

Дидактическая задача : Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал : картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.