Если ребенок стеснительный. Как помочь ребенку преодолеть стеснительность

Детьми нужно заниматься! На них нужно тратить время, вкладывать силы, эмоции, знания, любовь. Они как губка, впитывают всю информацию, и даже ту, что им не нужна. Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, всеобще развитым и, в будущем, успешным, в него обязательно необходимо вкладывать инвестиции. Как финансовые, так и просто человеческие. Еще в детстве у ребенка формируется темперамент и характер. Пока детки совсем еще маленькие и не ходят в детский сад и школу, родители сами пытаются правильно воспитывать своих детей. Развивать в них положительные качества, пресекать плохие привычки, бороться со страхами и внушать веру в свои силы и знания. Существует несколько подсказок для родителей, которые задумываются над вопросом, как научить ребенка не стеснятся.

Топ 6. Как научить ребенка не стесняться

Топ 1. Собственный пример
Топ 2.Общение и социум
Топ 3. Анализ поведения
Топ 4.Никаких принуждений
Топ 5.Литература и фильмы
Топ 6. Инициатива в общении

Топ 1.Собственный пример.

Для того чтобы ребенок четко понимал, что от него хотят родители, что ему объясняют и к чему склоняют, собственный пример просто необходим. Покажите ребенку на примере, какой то ситуации, как необходимо поступать, как себя и вести и что делать, в случае, когда бы малыш впал в ступор. Поступив определенным образом, обязательно расшифруйте детенышу свой поступок, объясните и приведите несколько аргументов собственного поведения.

Топ 2. Общение и социум.

Скромность, робость и нерешительность очень частое явление в процессе взросления. Период стеснения может происходить в разном возрасте и даже несколько раз. Первые звоночки появляются с 1 до 2 лет, когда малыш ходит, говорит первые слова и, гуляя с родителями, встречает новых людей. Для того чтобы с самого младенчества избежать у ребенка робость и стеснение, необходимо как можно раньше познакомить его с взрослым миром. Берите грудничка на встречи, природу, походы по магазинам и другим делам. Как только ребеночек сможет самостоятельно передвигаться, берите его с собой на работу.

Если есть возможность сдать ребенка в детский сад, не пренебрегайте этой возможностью. Среда обитания, наполненная большим количеством таких же малышей, как нельзя лучше сказывается на детском развитии, это проявление развития речевых способностей, коммуникабельность, умение вести себя в коллективе и конечно борьба со стеснением.

Топ 3. Анализ поведения.

Если в очередной раз, ребенок вел себя нерешительно, робко и стеснительно, после произошедшей ситуации обязательно обсудите ее вместе, проанализируйте, оговорите другие возможные варианты ее развития. Дайте ребенку возможность увидеть себя со стороны, покажите ему его.

Топ 4. Никаких принуждений.

Если у вас никак не выходит помочь ребенку справится с робостью, не нужно применять к нему никаких принуждений и давления. Если при встрече малыш прячется за родителей, не выталкивайте его навстречу собеседнику и не заставляйте здороваться или целоваться. Ведь нам не понять тех переживаний и эмоций, которые происходят в детском сердечке.

Топ 5. Литература и фильмы.

Что дети любят больше всего? Играть, смотреть мультики и слушать сказки, не так ли. Так вот с помощью самых любимых занятий можно помочь ребенку справится со стеснением. Подберите правильный список мультфильмов и сказок, которые дадут ребенку возможность наглядно увидеть пример смелости, бесстрашия и отваги. Читайте своим малышам сказки, в которых главные герои будут воплощением решительности. Поверьте, все дети мечтают быть похожими на своих кумиров, стремятся быть такими же положительными как они. А значит, правильно выбранный сюжет будет отличным подспорьем в борьбе с детской неуверенностью в себе.

Топ 6. Инициатива в общении.

Наверняка каждый родитель сталкивался с проблемой знакомства малышей, например, на детских площадках. Когда ребятки хотят играть вместе, но не решаются сделать первый шаг. Научить ребенка знакомиться, проявлять легкость в общении и непринужденность в вопросах, это и есть прямая обязанность всех пап и мам. Нужно подсказать ребенку несколько самых незамысловатых фраз, которыми он сможет заинтересовать своего собеседника так, чтобы диалог обязательно состоялся, а ваш малыш не был проигнорирован.

Предупреждаю сразу - списка причин не будет. Может быть, я ошибаюсь, но на сегодняшний день мне кажется, что у стеснительности есть всего одна причина - чрезмерно низкая самооценка.

На ум приходит только одно исключение - некоторая доля стеснительности и опасливой осторожности в норме характерна для детей в возрасте от семи месяцев до двух с половиной - трех лет. В этом возрасте в той или иной степени стесняются и опасаются незнакомых взрослых (и иногда детей) почти все здоровые дети. Здесь, наоборот, может вызвать тревогу ребенок, этой нормальной осторожности не проявляющий. Во всех же других возрастных категориях - только низкая самооценка. Автор будет признателен любому, кто расширит его (автора) кругозор и назовет еще какие-нибудь причины. Автор допускает, что они (причины) вполне могут существовать, но все дети, которых мне довелось наблюдать на практике, стеснялись именно по причине вышеуказанной, а не по какой-нибудь иной.

Что же может вызвать формирование у ребенка заниженной самооценки? Главная роль в этом малопочетном деле принадлежит, безусловно, семье. И будет совершенно неправильно думать, что низкая самооценка формируется только у ребенка, которого в семье бесконечно третируют и унижают. Одна весьма почтенная дама рассказала мне, что, когда ей было около 12 лет, она, проходя подростковый метаморфоз, очень любила вертеться перед зеркалом. Ее мать, женщина незлая, но «простая» и работящая, смотрела на дочкины «выкрутасы» перед зеркалом с явным неодобрением.

Hу чего ты там вертишься? - ворчала она. - Чего выглядываешь-то? На что там смотреть? Смотреть-то там не на что! Пошла бы лучше книжку почитала. Или белье, вон, погладь.

Девочка росла, хорошела, но упорно считала себя дурнушкой. Многие, в том числе и сама мать, говорили ей, что ее внешность вполне конкурентоспособна. Но она никому не верила и избегала зеркал, потому что в глубине души знала - «смотреть-то там не на что»! Достаточно упорно читая книжки, она закончила университет, стала кандидатом биологических наук, но вот личная жизнь ее так и не сложилась. Сразу после окончания университета она вышла замуж за очень хорошего, умного человека. Многие подруги завидовали ей. Но она постоянно боялась за свой брак, подсознательно ждала, что муж «одумается» и заметит, что женился на женщине, в которой «ничего нет». Она ревновала мужа, но тщательно скрывала свою ревность, полагая, что не имеет на нее права. Не удивительно, что мужу нравятся другие, ведь в ней-то, как мы уже знаем, «не на что смотреть»! Естественно, что рано или поздно столь тщательно ожидаемое событие должно было произойти. Муж ушел к другой женщине. Наша дама вздохнула чуть ли не с облегчением и углубилась в свою науку. Больше ей нечего было бояться, не надо было притворяться, что в ней «что-то есть». И только то, что, борясь с собой и своими чувствами, не смогла, не успела завести ребенка, - тревожило и печалило, омрачало жизнь уже не слишком молодой женщины...

Иногда низкая самооценка ребенка формируется и в стенах школы. Ребенок тугодум или, наоборот, слишком подвижен и отвлекаем. Плохо справляется с письменными заданиями или, наоборот, не слишком-то красноречив у доски. И вот уже из уст раздраженного учителя сыплются определения: "неспособный", "тупой", "лентяй", "хулиган"; или даже прогнозы: "никогда ничего не добьется", "пойдет по плохой дорожке", "попадет в школу для умственно отсталых" и т.д. и т.п.

Достаточно часто причиной низкой самооценки является какой-нибудь реальный или полупридуманный физический недостаток ребенка. У ребенка нарушен обмен веществ и он болезненно толст, ребенок перенес какую-то травму или операцию и хромает, носит сильные очки, имеет какую-то гипертрофию или уродство черт лица. Его дразнят сверстники, жалеют родные, оборачиваются вслед и качают головами прохожие...

Из-за вышеописанных причин ребенок привыкает считать себя не столько плохим (против этого возможен и протест, о котором мы поговорим ниже), сколько ни к чему не пригодным и никому не интересным. Он боится высказать свое мнение, так как заранее уверен, что оно окажется неверным. Не решается предложить игру группе сверстников, потому что она наверняка будет им неинтересна. Стесняется отстаивать свои интересы, так как сам подсознательно уверен в том, что заслужил столь пренебрежительное отношение.

Стеснительность - это, несомненно, защитное поведение, аналогичное защитному поведению у некоторых животных. Ребенок старается ничего не говорить, ничего не делать, стать максимально незаметным. Особенно наглядно это проявляется у маленьких детей, которые, стесняясь, просто прячутся в подол маминой юбки или за шкаф. В условиях общества остаться совершенно незаметным, разумеется, невозможно. И проблемы стеснительного ребенка начинаются, как правило, именно в школе, сам способ жизни в которой является максимально публичным.

В семье и с хорошо знакомыми людьми, которым они доверяют, стеснительные дети ведут себя обычно совершенно нормально, ничем не отличаясь от других детей. Иногда ребенок нормально общается с мамой и бабушкой и стесняется папу, который часто ездит в командировки и подолгу не бывает дома. Если же нарушены взаимоотношения ребенка со всеми членами семьи, то здесь, скорее всего, мы имеем дело не со стеснительностью, а с каким-то другим, более серьезным эмоциональным расстройством.

К чему это может привести?

Иногда стеснительность проходит как бы «сама собой». На самом деле даже в этом благополучном случае все не так просто.

Ребенок, которого учительница начальных классов считала «глупым» и «малоспособным», вдруг в средней школе обнаружил математические способности, победил сначала на школьной олимпиаде, а потом стал призером районной. Одноклассники, которые еще недавно подсмеивались над его замкнутостью и стеснительностью, просят решить задачу, учительница смотрит с уважением, приносит учебник повышенной сложности и говорит, что на будущий год надо думать о городской олимпиаде. И отец однажды вечером вдруг заводит разговор о политехническом институте, который он когда-то кончал и в котором до сих пор сохранились еще сильные преподавательские кадры... На основании всего этого изменяется самооценка ребенка, он начинает понимать, а затем и чувствовать (именно в такой последовательности), что он «не хуже других». Вместе с повышением самооценки уменьшается, а затем и уходит совсем стеснительность.

Девочка приехала в Санкт-Петербург вместе с отцом-военным, закончив пять с половиной классов где-то в далеком гарнизоне, в поселковой школе. Отец напряг все свои способности и возможности и устроил дочку в «приличную» школу. Город ошеломил девочку своим тяжелым очарованием, шумом и многолюдностью. Одноклассники - раскованностью поведения, стилем одежды и уровнем учебной подготовки. Девочка замкнулась в себе, даже если что-то знала, стеснялась на уроках поднять руку. В общении с одноклассниками больше молчала, опасаясь сказать нечто глупое и неуместное. Учителя жаловались родителям, что из-за замкнутости девочки не могут оценить истинный уровень ее подготовки.

Постепенно, однако, девочка привыкала к новому местообитанию. У нее был покладистый и незлобивым характер, в старой школе она всегда выступала в роли миротворца. Проявилось это и в новой школе. Не очень понимая сути разногласий враждующих девчоночьих группировок, она внимательно выслушивала членов обеих групп и искренне недоумевала, как могут ссориться между собой такие умные и хорошие люди. Взгляд «со стороны» сделал свое дело, постепенно ее недоумение передалось рассказчицам, и обстановка в классе стала значительно менее напряженной. Девочки «приличной» школы, действительно, обладали достаточным интеллектом и легко разобрались, кому они этим обязаны. У девочки из гарнизона сразу появилось много подруг, которые очень полюбили ее за спокойный, добрый нрав, верность данным обещаниям и умение слушать. Приблизительно в это же время самый умный мальчик класса во всеуслышание заявил, что Люба не похожа на других девчонок, так как никогда не вредничает, не врет и не стремится «опустить» других. «С Любой можно дружить!» - сказал он и этим поднял авторитет девочки практически на недосягаемую высоту. Понятно, что к концу шестого класса от Любиной стеснительности не осталось и следа.

Таков благополучный исход детской стеснительности. К сожалению, встречаются и гораздо менее благополучные случаи.

Весьма энергичная мама привела ко мне на прием свою тринадцатилетнюю дочь, чем-то похожую на циркового тюленя. Шура, так звали дочку, добродушно ухмыляясь, сообщила мне, что у нее никаких проблем нет, а проблемы есть у мамы. Мать в свою очередь, кипятясь и пофыркивая, рассказала, что в последнее время дочь связалась с совершенно ужасной подругой Алисой и совсем «отбилась от рук»: стала хуже учиться, болтаться с парнями, дерзить дома и учителям. Алиса представлялась со слов мамы абсолютным исчадием ада. Если верить ей, то в свои тринадцать лет Алиса ни в грош не ставит учителей и собственную мать, ведет абсолютно безнравственный образ жизни, вот-вот будет выгнана из школы. Свободное время Алисы посвящено совращению безобидной глупой Шуры и других таких же дурочек.

Шура, слушая мамины тирады, только качала головой, не пытаясь вмешаться и понимая, видимо, что никакие возражения не будут приняты во внимание.
Я предложила Шуре прийти ко мне на прием без мамы, но вместе с Алисой. Шура неожиданно легко согласилась. Через несколько дней обе девочки сидели у меня в кабинете. Если Шура была похожа на дрессированного тюленя, то Алиса больше всего на свете напоминала испуганную лань - огромные глаза, порывистые движения, дрожащие крылья тонкого носа И эта хрупкая, нервная девочка, заинтересованно улыбающаяся мне чуть кривоватой улыбкой.- известная хулиганка и совратительница малолетних «тюленей»? Что-то не сходится. Вероятно, мама Шуры все «слегка» преувеличила, целиком переложив на узкие плечи Алисы вину за подростковые проблемы собственной дочери.

Совершенно неожиданно для меня Алиса подтвердила почти все, о чем говорила Шурина мама: да, она дерзит учителям, да, учится гораздо ниже своих возможностей, да, не ладит с собственной матерью, да, курит, да, регулярно ходит на дискотеки.

Дальше состоялся большой разговор. Обе девочки оказались контактными и достаточно искренними. Видно было, что никто и никогда не говорил с ними о них самих, не стремясь что-то в них немедленно исправить или откорректировать.

А что бы вы сами хотели в себе изменить? - спросила я.
- Вот я бы хотела похудеть и стать немного красивей... - немедленно затянула Шура. - И еще бы я хотела, чтобы стать менее ленивой...
Алиса молчала и нервически крутила в пальцах ку¬бик из строительного набора. Ее красота и стройность были несомненны.
- А ты, Алиса?
- Я боюсь людей. Я всего стесняюсь. Я хочу, чтобы этого не было, - выпалила девочка. Подруга взглянула на нее с комическим удивлением:
- Ты стесняешься, Алиска? Ты?!
- Расскажи об этом, если можешь, Алиса, - попросила я.

Полуприкрыв огромные глаза, торопясь, словно опасаясь, что ее прервут, Алиса рассказала, что она всегда боялась людей, боялась какой-то опасности, которая, как ей казалось, от них исходила. Ничего такого страшного с ней никогда не случалось, если не считать того, что когда Алисе исполнилось пять лет, горячо любимый отец бросил ее и мать и ушел к другой женщине. Алиса, долго не могла с этим смириться, плакала по ночам, чтобы не видела мама. Теперь она понимает, что это глупо, но тогда ей казалось, что если бы она вела себя как-нибудь по-другому, то отец не ушел бы из семьи и навсегда остался с ними. С тех пор она все время боялась сделать что-нибудь не так и вызвать какое-нибудь непредсказуемое, но ужасное последствие. В школе она боялась отвечать, даже если наверняка знала ответ. В письменных работах делала много ошибок, потому что подолгу думала над правописанием каждого слова и в конце концов запутывалась в правилах и писала наугад. Большинство девочек в классе были крупнее и сильнее ее, и Алиса очень боялась, что они за что-нибудь на нее разозлятся и побьют ее. Так она боялась годами, пока однажды ей все это не надоело. Алиса всегда была самолюбивой и даже тщеславной девочкой. Ее внешние данные были почти безукоризненными. И она решила, что всего бояться - это не лучшая защита, а лучшая защита - это нападение. И Алиса начала нападать. И с удивлением обнаружила, что нападающих боятся и даже уважают. Никакого удовольствия от своего вновь приобретенного имиджа девочка не испытывала. Она научилась хамить и отвечать оскорблением на оскорбление, но по-прежнему стеснялась первой обратиться к незнакомому человеку, стеснялась попросить о чем-то, по-прежнему испытывала неудобство, отвечая у доски. И она по-прежнему мечтала от всего этого избавиться.

Новый способ зашиты, который избрала для себя Алиса, естественно, не принес ей ощущения безопасности. Низкая самооценка Алисы, вероятно, коренилась в ее раннем детстве, в уходе отца (за который она винила себя), в ощущении своей физической хрупкости и слабости в сравнении с большинством сверстников. И эта низкая самооценка никуда не делась, хотя теперь Алиса прекрасно понимала, что в уходе отца виноваты его конфликты с матерью, а ее внешность и физические данные теперь, в пору почти наступившей юности - не проигрышная, а выигрышная карта. В ощущении же ничего не менялось. И хотя Алиса старалась компенсировать свою проблему показным хамством, «крутостью», наплевательским отношением ко всему, проблема, естественно, оставалась с ней.

Иногда человек тянет проблему «стеснительности» из детства во взрослую жизнь практически без изменения, смиряясь с ней и даже не пытаясь (пусть неудачно - как Алиса) с ней справиться. И тогда появляются взрослые мужики и женщины, - «тюхти», «мямли» и «рохли», которых «каждый может обидеть», которым «каждый может в рожу плюнуть», которые «совершенно не умеют настоять на своем», «постоять за себя» и т. д. и т. п.

Главная проблема таких людей состоит не в том, что у них не хватает сил или способностей. Способностей у них зачастую с избытком, и хватает не только на собственное существование, но еще и на кандидатскую, а то и докторскую диссертацию начальника. Силы и даже решительность тут тоже ни при чем, так как иногда в критических, угрожающих обстоятельствах именно «рохля» ведет себя хладнокровно и решительно, направляя и организуя действия других. Дело в том, что в обычной жизни человек с низкой самооценкой (чаще подсознательно, но иногда и сознательно) уверен в том, что он и не заслуживает больше того, что реально имеет. Его обошли по службе? «Ки¬нули» ловкие мошенники? Обманул лучший друг? Ну конечно, все так и должно было случиться - ведь со мной всегда происходят такие вещи, так уж я устроен. Снаружи, для других, «рохля» и «тюхтя» может огорчаться и даже негодовать, но про себя уверен, что в мире все устроено справедливо, и он получил именно то, что ему «положено по статусу», то есть согласно самооценке.

Все дети разные - одни очень контактные и общительные, а другие застенчивые и замкнутые. Одни дети смело идут к другим детям или взрослым и с удовольствием играют в любой обстановке, а другие застенчиво прячутся за маму или папу, а оказавшись наедине с другими детьми или взрослыми, тихонько сидят в уголке, боясь начать разговор даже со сверстниками. Как же раскрепостить ребенка, чтобы он мог чувствовать себя уверенно в любой обстановке?

Причины стеснительности ребенка

Прежде всего попытайтесь разобраться, почему ребенок застенчив, ведь только поняв причину, можно найти путь к решению проблемы. Причин такого поведения ребенка достаточно много, поэтому понаблюдайте за ребенком, чтобы понять, в каких ситуациях проявляется стеснительность. Может быть, ваш ребенок стесняется только в каких-то определенных ситуациях? Например, он проявляет стеснительность только при встрече с незнакомыми людьми, а может быть, только в незнакомой обстановке или же в то время, когда ему необходимо отвечать на какие-либо неудобные для него вопросы.

Понимая причину, которая приводит к стеснительности, можно будет рассмотреть несколько возможных вариантов борьбы с этим явлением.

Не просто застенчивость

Наблюдая внимательно за ребенком, можно обнаружить, что ребенок застенчив вовсе не из-за боязни кого-то или чего-то, а из-за некоторых заболеваний, в том числе и психических, например, отклонения, связанные с расстройствами аутистического спектра, такими как синдром Аспергера, аутизм, чрезмерное беспокойство или умственная отсталость. Если вы заметили некоторые признаки развития этих заболеваний у ребенка, немедленно обращайтесь к специалисту, так как чем раньше начнется лечение и социализация ребенка, тем больше шансов для него вести впоследствии нормальную жизнь в обществе

Родители – образец для подражания

Чтобы ребенок мог нормально развиваться, следите за своим поведением. Известно, что именно родители являются для детей образцом для подражания, и, наблюдая за поведением папы и мамы, ребенок затем ведет себя так же. Чаще всего, если мама очень застенчива (малыш чаще все же бывает именно с мамой), ребенок скопирует ее манеру общения и также будет проявлять застенчивость и излишнюю стеснительность.


Знайте, что ребенок, подрастая, сам по себе не изменится и из застенчивого не превратится в общительного и активного. Поэтому его социализацией необходимо заниматься с того момента, как обратили внимание на его застенчивость.

Старайтесь корректировать поведение ребенка сразу, приобщить его к разговорам, со знакомыми сверстниками, с детьми соседей, с бабушками у подъезда на лавочке. Чаще спрашивайте его мнение по любому поводу, пусть он высказывает свою точку зрения даже в присутствии других детей и взрослых.

Хвалите ребенка за любое проявление самостоятельности, выходите с ним поиграть на детские площадки и поощряйте принимать участие в игры с детьми.

Помните, что застенчивость – это всего лишь защитная оболочка от невзгод, которых ребенок боится, поэтому необходимо показать, что все, что его окружает, не так уж и плохо. Покажите, что, проявляя открытость, он только приобретет, а не потеряет. Именно общительность даст ему возможность раскрыться и приобрести друзей.

Ребёнок сначала ведёт себя застенчиво, а со временем взрослые отмечают, что лёгкое смущение постепенно превратилось в устойчивую стеснительность. Маленький ребенок стесняется, старается незаметно проскользнуть мимо посторонних людей, вместо приветствия склоняет голову вниз. Но что происходит на деле?

Настоящим стрессом для юного ученика становится приглашение к доске или необходимость выступления перед большой аудиторией со сцены.

И сразу становится понятно: ребёнком овладела стеснительность. Она распространяется на любого незнакомого человека: взрослого или подростка. Нужно принимать меры. Как научить ребёнка не испытывать стеснительности? Почему ребенок стесняется?

Как приятно наблюдать спокойного мальчика или девочку. Соседский мальчик – большой молодец: с малолетства он не робеет перед незнакомцами, а ведь в дом часто заходят гости. И, что же? Мальчишка сразу бежит за стулом, забирается на него и начинает декламировать стихи всем на радость.

Он не замыкается в себе. На детской площадке — все ребята здороваются, активно общаются.

Бывает, недостаточно подготовился к уроку, но учитель вызывает и ученик выкладывает всё, что знает, не задумываясь о том, что многое выдумал сам.
А здесь – настоящая напасть: дочка любознательная, знает больше всех стишков, симпатичная, как будто рождена для публичных выступлений.

Но любом визите приятелей ребенок стесняется, уходит в глубину комнаты и не отвечает на приветствие. Нерешённая проблема даёт ростки: ребёнок поступает в школу, а стеснительность усиливается.

Самое печальное – не удаётся освободить дитя от этого комплекса. Любые увещевания, ласки, даже строгие предупреждения тщетны.

Сын прячется за мать, отказывается покидать детскую комнату и всё время смотрит в пол. Когда появились первые проявления нездорового смущения?

Это было в 4 года или началось в 1 классе? Возраст не столь принципиален, в детстве

Почему ребенок стесняется? — зрительный вектор в ответе

Авторитетно рассуждать о том почему ребенок стесняется без базовых знаний психологии нельзя. Все желания человека носят врождённый характер: они даются ему природой. Системно-векторная психология предлагает их градацию по векторам.

Один – зрительный. Он характеризуется комплексом желаний, которые реализуются в конкретных чертах, они выдают себя, даже если ребёнок совсем маленький.

Зрительный вектор находит своё проявление, как в стеснительности, так и в эмоциональной свободе.

Зрительных малышей с малолетства отличает открытость, они обращены к миру и не стесняются. Особенность зрительного вектора такова, что он настроен на общение с окружающими, он нуждается в эмоциональном выплеске.

Ответные положительные реакции вызывают наслаждение и радость. Ответная негативная реакция приводит к тому что ребенок начинает стесняться.

Зрительный вектор проявляется не только в эмоциональной в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и не склонности к углубленному самоанализу.

Его вторая натура — страх. Родители таких детей рано замечают, что ребенку страшно засыпать в одиночестве.

Для зрительного малыша характерно ощущение страха. 95% людей, не имеющих зрительного вектора, тоже знакомы с этим чувством – но в случае опасности их силы мобилизуются для спасения.

У «зрительника» эта боязнь выражена сильнее, она преувеличена и эмоционально окрашена. Это заложено природой целенаправленно. Страх «зрительника» не находится в застывшем состоянии: он развивается.

Проявляя эмоциональную открытость, в ответ такой ребёнок получает насмешки и прозвища, его бьют, место эмоционального контакта прочно занимает страх.

Ребенок развивает не эмпатию, что является благом, а страх. В этом и ответ почему ребенок стесняется — страх явить себя миру, дарить и самому получать любовь.
Такие внутренние переживания превращают «зрительников», способных и приятных детей, в социофобов. Пережив удар, почувствовав страх, он не открывается: происходит противоположный процесс.
Есть мнение, что основная масса детей не стесняется. Просто они не обладают зрительным вектором – нет ни эмоциональной открытости, ни фобии. Их желания проявляются наружу свободно, без давления.

Ребенок стесняется – подавляет естественное самовыражение

Проявление стеснительности у ребёнка в школе или саду свидетельствует о перенесённой травме зрительного вектора – маленький человек начал бояться себя выражать.

Видимо, его эмоциональность была встречена неожиданно: были издевательства и смех. Дети часто бывают жестоки.

Мальчик или девочка могут получить обидные прозвища из-за лишнего веса или неловкого падения.

Зрительный ребёнок нуждается в признании его внешней привлекательности. Напротив, её критика вызывает у него ответный страх.

Взрослые и родители часто сопровождают милые попытки ребенка выразить себя насмешливыми замечаниями, не понимая, что способствуют зарождению у наследника стеснительности.

А потом срабатывает «золотое» правило: чего опасаешься, то и происходит. Ребёнка точит страх. Нужна помощь! Порицание обидчиков – не выход. Надо отталкиваться от зрительного вектора и его врожденных желаний.

Травма зрительного вектора может наступить от человека с оральным вектором.

Это природный фактор. Надо развивать зрительный фактор ребёнка, а не ругать «оральника».

Как помочь стеснительному ребенку?

Зрительный страх подросшего ребёнка претерпевает изменения: дитя становится добрым, тонко чувствующим. Душевная открытость уступает место эмпатии – когда человек тонко ощущает собеседника.

Из развитых зрительных людей получаются блестящие актёры, талантливые писатели и выдающиеся врачи.

Общение с людьми, обмен положительными эмоциями — высшее наслаждение для зрительника: его вектор наполняется.

И когда родители видят стеснительность своего ребенка, они должны понимать — зрительный вектор не находит развития, и может до взросления остаться в страхах. Взрослый «зрительник» будет стесняться. Ему будет трудно идти на контакт с людьми.

Кто, если не родители могут помочь своему чаду прогнать страхи, защитить его эмоциональную открытость. От стеснительности не должно остаться и следа. Как реализовать это на практике?

Излюбленный в народе метод – «клин клином» — здесь не подходит.
Дрожишь от страха, когда учительница вызывает к доске, будешь стоять перед классом на каждом уроке.

Не нравится общаться с одноклассниками, мы будем чаще приглашать их к нам. Результатом таких действие станет усиление мучительных фобий сына или дочери.

Зрительные страхи не подчиняются насильственному преодолению. Так они получат своё развитие, проникают в сердце и душу человека. Следует избрать противоположный путь.

Побороть страх возможно только, вытолкнув его наружу – переведя его из страха за себя в переживания «за других» — в сострадание.

Акцентированием внимания маленького человека на его слабости положительного результата не добиться, не просите его не бояться людей.

Полезнее постепенно приучать ребёнка к тому, что рядом живут люди, которых нужно пожалеть, сострадать им. На самом деле люди обращают на нас внимание гораздо меньше чем мы полагаем. Ведь это действительно так.

Только неопытность и незнание жизни могут привести к тому, что страдающий человек считает свои невзгоды самыми масштабными: проблемы других он попросту не замечает.

Вселенная состоит из взаимно сообщающихся сосудов: оказав поддержку соседу, можно неожиданно получить облегчение самому.

Зрительный вектор должен выдержать все этапы эволюции: от растительных организмов к животным, от них к человеку разумному. Объясните малышу, что другие тоже страдают от боли, и его доброта может помочь им. Зрительный человек не может совмещать в себе оба страха: за постороннего человека и за себя.

Когда ребёнок научится сочувствовать, он больше не будет раскачивать собственный страх. Он, наконец, будет свободен от стеснительности и психосоматических нарушений, излечится от социофобии.

В определённый возрастной период (приблизительно от года до трёх лет) большинство ребятишек проходят так называемый этап стеснительности. Такие малыши, встречая малознакомого человека, утыкаются в родительский бок, отказываются говорить «здравствуйте». На утренниках в садике они предпочитают «упирать» стенку, не желая прочитывать короткие стишки, даже если заучили их назубок.

У одних детей застенчивость выражена ярче, у других – проявляется изредка. Но иногда эта особенность переходит в и подростковый возраст, серьёзно усложняя детскую жизнь. Откуда берётся подобное качество и как научить ребенка не стесняться?

Почему ребенок стесняется? Этот вопрос тревожит многих родителей, столкнувшихся с подобной чертой характера своего чада. Особенно часто недоумение возникает, если сами взрослые не отличаются чрезмерной застенчивостью. Психологи выдвигают две основные предпосылки для возникновения детской стеснительности.

  1. Врождённые особенности. Связана эта причина с функционированием нервной системы, качествами темперамента, которые нельзя изменить. Зарубежные психологи установили, что застенчивый ребенок – это чаще меланхолик, отличающийся неуравновешенными реакциями и акцентированием на отрицательных эмоциях, а также флегматик, который хоть и является уравновешенным и сильным типом темперамента, но из-за малой подвижности нервных процессов дольше переживает неудачи. Дети с сангвиническим и холерическим темпераментом реже бывают застенчивыми.
  2. Внешние условия. Ещё один провоцирующий застенчивость фактор – неправильный семейный стиль воспитания. Если сказать проще, стеснительность ребёнка зависит от того, как мама с отцом взаимодействуют с ним, а также от образца поведения, который они демонстрируют, взаимодействуя с окружающими. Именно в семье ребёнок может стать неуспешным, в результате чего понижается его самооценка и чувство значимости для близких людей. Важно и то, насколько доброжелателен внешний мир к детям. Меланхолики и флегматики, получив негативный опыт общения, могут «закрыться» и стать стеснительными.

Психологи считают застенчивость определённой защитной реакцией. Поэтому не всегда роль этого качества негативна: чувствительным детям оно не позволяет «перегружаться», захлопывая своеобразный «люк». В итоге – стеснительный ребенок не желает общаться, поскольку коммуникация для него более затратное мероприятие, чем нахождение в одиночестве.

К чему ведёт стеснительность?

Родителям свойственно признавать стеснительность больше негативной чертой, чем положительной. Однако, как говорится, не всё столь однозначно. В этом качестве кроется и потенциал для личностного роста.

Читайте также: Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

К позитивным сторонам этого психологического качества специалисты относят:

  • мягкость, приветливость, отзывчивость и готовность прийти на помощь друзьям и близким людям;
  • желание и умение разрешать конфликтные ситуации ещё в самом начале скандала, стремление выслушивать и прислушиваться к оппоненту, за что таких детей ценят сверстники;
  • что бы ни говорили, но скромные девушки по-прежнему нравятся представителям сильной половины человечества.

Всё это возможно, если стеснительность – не итог насмешек, а просто врождённое свойство характера. Но в случае возникновения застенчивости по причине нечуткого отношения близких, это качество быстро трансформируется в отрицательную личностную особенность, которая «отравляет» жизнь как в детстве, так и в более взрослом возрасте.

Результатом могут стать:

  • страхи и фобии, например, когда ребенок стесняется выходить к учителю, рассказывать стишки Дедушке Морозу;
  • социальная изолированность, поскольку подростки боятся насмешек и порицания какой-либо активности;
  • робость в общении с противоположным полом и неумение выстраивать конструктивные отношения в рабочем коллективе.

При неблагоприятном развитии ситуации психологические трудности постепенно перетекают в социальные проблемы. Поначалу застенчивые дети боятся общаться с незнакомцами, затем с ровесниками и педагогами. Став взрослее, детская боязнь переносится в другие сферы – интимную и профессиональную.

Как помочь стеснительному ребёнку?

С чрезмерной стеснительностью можно работать. Подрастая, она уходит сама по себе (если это возрастное) или становится более сглаженной. Однако если родители стремятся преодолеть детскую робость, в первую очередь, нужно изменить собственное восприятие.

Не будем лукавить, многим взрослым по душе это качество, поскольку такой ребёнок становится «удобным». Он часто домосед, а, значит, можно не волноваться, что попадёт в дурную компанию. Такие дети послушны, то есть им можно привить собственные идеи и планы.

Читайте также: Развивающие и логические игры для детей-погодок

Таким образом, процесс придания ребёнку большей уверенности начинается с определённой трансформации родителей. Что следует делать?

  1. Принимайте ребёнка любым – стеснительным и боязливым, в том числе. Говорите, что понимаете его страхи, поскольку и сами иногда ощущаете неловкость в общении с незнакомцами. Это необходимо, чтобы малыш смог делиться с вами своей неуверенностью и жизненными проблемами.
  2. Не уставайте рассказывать (и демонстрировать собственным примером) о преимуществах коммуникации. Ребёнок скорее справится с застенчивостью, если начнёт осознавать, зачем общение необходимо. К примеру, маленькому скромняге расскажите, что, заговорив с ровесниками по песочнице, он сможет найти новых приятелей для игр.
  3. Откажитесь от навешивания ярлыков. Не говорите в сердцах: «Почему же ты столь забитый, зажатый». Не следует и озвучивать в присутствии ребёнка причину его поведения: «Он боится незнакомых». Так вы лишь даёте установку на соответствующую манеру поведения.
  4. Если ребенок стесняется чего-то определённого, «проживайте» эти ситуации с помощью ролевых игр. К примеру, предложите малышу отучить плюшевого медвежонка бояться общения с остальными игрушками. С подростком можно организовывать репетиции ответа перед классом или разговора с человеком, перед которым он испытывает робость.
  5. Обучите ребёнка началу и окончанию разговора. Особенно это поможет, если подросток очень стесняется вступать в беседу и не знает, как её окончить. Составьте список допустимых фраз, тренируйтесь, пока ребёнок не научится свободно их применять. Лучше всего начинать репетицию с телефонного разговора.
  6. Не ждите скорых результатов, поскольку улучшение коммуникативных умений происходит постепенно. Ставьте перед ребёнком реалистичные задачи, например, выступить перед группой, купить что-то в магазине, задать вопрос педагогу.
  7. Формируйте адекватное самовосприятие через похвалу. Однако поощрение должно быть за реальное достижение, поэтому создавайте ситуацию успеха, прививайте самостоятельность в решениях и хвалите за реализацию задачи. Критика также должна присутствовать, однако в ней не может быть сравнения с другими детьми и перехода на личность.