Как определить, есть ли сдвг у вашего ребенка? Тест «Есть ли у вашего ребенка воображение.

Если вам знакомы эти проблемы, то, возможно, вы являетесь родителем ребенка с дислексией. Хотя она является неизлечимым состоянием, которое остается на протяжении всей жизни, существуют способы помочь детям с дислексией научиться преодолевать сложности, связанные с дислексией и жить весьма успешно.

Шаги

Часть 1

Что такое дислексия и почему важно ее диагностировать

    Наблюдайте за ребенком, затрудняющимся выполнять задания по чтению. Например, одни родители поняли, что их сын испытывает проблемы с чтением, когда он не смог справиться с небольшим домашним заданием из детского сада: прочесть рифмованные слова своим родителям. Следуя указаниям, данным учителем, вот как проходило упражнение:

    • Родитель: «Все слова в этом списке рифмуются с "вот". Скажи "вот"». Ребенок: «Вот». Родитель: «Первое слово из этого списка - "рот"; "рот" рифмуется с "вот". Скажи "вот, рот"». Ребенок: «Вот, рот». Родитель (перемещая палец, чтобы коснуться каждого слова): «Какое слово следующее? Вот, рот…» (касается нарисованного кота). Ребенок: «Кошка». Родитель: «Нет, оно должно рифмоваться: вот, рот, к...». Ребенок: «Котик». Родитель (раздражаясь): «Ты должен сосредоточиться! Вот, рот, КОТ. Скажи: "к-о-т"». Ребенок: «К-о-т». Родитель: «Теперь какое слово будет следующим? Вот, рот, кот, кр...» Ребенок: «Кровать». Разумеется, он никогда не доберется до следующих слов - крот, плот, флот или живот.
  1. Изучите, как работают мозги ребенка-дислексика. Классически дислексию ассоциируют с человеком, который «видит» буквы и цифры в обратном направлении, однако то, что происходит на самом деле, гораздо серьезнее и связано с тем, как работает мозг. Ребенок с дислексией испытывает трудности с «фонологической перекодировкой», то есть с процессом разделения и сложения слов путем разбивания их на отдельные звуки и привязки этих звуков с буквами, которые их обозначают. Из-за того, как их мозг переводит буквы в звуки и обратно, дети с дислексией, как правило, читают медленнее (менее бегло) и делают больше ошибок.

    • Например, мальчик читает книгу и видит слово «дом», но не распознает его с первого взгляда. Он пытается его выговорить, что, по сути, является разделением и переводом букв в звуки (дом=д-o-м). В то же время, девочка пишет рассказ и хочет написать слово «дом». Она медленно произносит слово, затем пытается перевести звуки в буквы (д-o-м=дом).
    • Если эти дети не страдают нарушением чтения, высока вероятность того, что у обоих все получится успешно. Но, если у одного из них дислексия, процесс перевода - из звуков в буквы или из букв в звуки - не пройдет гладко, и «дом» может превратиться в «мод».
  2. Поймите, что дислексия не является проблемой интеллекта или стараний. К сожалению, многие считают, что дети с дислексией читают с трудом, потому что они недостаточно умны или не прилагают достаточно усилий , но ученые сравнили структуры мозга и сообщили, что проблемы возникают в равной степени у детей и с низким, и с высоким уровнем интеллекта.

    • Дислексия не является признаком низкого интеллекта и не является следствием того, что ребенок не прилагает усилий. Просто разница в том, как у некоторых детей работают мозги.
    • Родителям и учителям нужно проявлять исключительное терпение к детям с дислексией. Нетерпение, раздражение или сильно завышенные по сравнению с реальными возможностями ученика требования могут привести к тому, что он и вовсе прекратит выполнять школьные задания. Ему и так трудно обрабатывать эту информацию, а отсутствие поддержки и поощрения только усугубит проблему.
  3. Познакомьтесь с тем, как психологи диагностируют дислексию. Для диагностирования психологических нарушений психологи применяют руководство по диагностике и статистике психических расстройств. В этом руководстве дислексия описывается как нейро-развивающееся расстройство, при котором у человека наблюдаются трудности с кодированием. Такие люди с трудом понимают связь между написанием слов и их произношением. Дислексики испытывают проблемы с сопоставлением написанных букв их звукам (проблема фонологической грамотности).

    Узнайте, кто более всего подвержен дислексии. Последние исследования показывают, что дислексия является генетическим заболеванием и может передаваться по наследству. Если у кого-либо из членов семьи была дислексия, то ее риск у ребенка повышается. Если у ребенка наблюдаются другие связанные с языком проблемы, например задержка речевого развития, то риск дислексии также увеличивается. Дислексия обычно проявляется в раннем детстве, но также может развиться и после травмы мозга.

    Осознайте, как важно диагностировать дислексию. Если не обнаружить ее в раннем возрасте, то оставленная без внимания дислексия может привести к серьезным последствиям. Многие дислексики становятся несовершеннолетними преступниками (85% малолетних правонарушителей Америки имеют расстройства способности к чтению), бросают школу (треть всех учеников с дислексией), функционально неграмотными во взрослом возрасте (10% американцев) или бросают колледж (всего 2% студентов с дислексией оканчивают колледж).

    • К счастью, если вовремя обнаружить и диагностировать дислексию, у людей наблюдается улучшение.

    Часть 2

    Как выявить признаки дислексии
    1. Наблюдайте, есть ли у ребенка есть трудности с чтением и письмом. Обратите внимание на трудности в чтении, которые могут возникать у вашего ребенка в раннем возрасте, даже если воспитатели или учителя говорят, что беспокоиться не о чем. Вы можете заметить, что ваш ребенок при обучении чтению испытывает больше трудностей по сравнению со сверстниками. Дислексия также влияет на моторную координацию, способность разборчиво писать. Плохой почерк может быть признаком дислексии. Поскольку учебный процесс основан на чтении и письме, у ребенка могут быть проблемы со многими или даже всеми предметами.

      Следите за изменениями в поведении вашего ребенка. Из-за трудностей с чтением ребенок может стать беспокойным и раздражительным. Если в классе ребенок плохо себя ведет, учителя могут считать, что причина неуспеваемости лежит в недисциплинированности, вместо того,чтобы признать, что корнем всех проблем является расстройство способности к обучению. Эта путаница мешает выявлению и лечению причины дислексии, что может еще более усугубить проблему.

      Обратите внимание на самооценку и эмоциональное состояние ребенка. Вы можете заметить, что ребенок ненавидит школу, считает себя тупым или называет глупым. Его одноклассники могут делать тоже самое, что приводит к проблемам в общении. Ваш ребенок может ненавидеть ходить в школу из-за давления и тревоги по поводу отставания в учебе. Беспокойство стоит на первом месте среди переживаемых эмоций у детей-дислексиков.

      Учитывайте нарушения, имеющие сходные симптомы. Дислексию бывает сложно диагностировать, поскольку она имеет общие характеристики с другими расстройствами. Дети с дислексией реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Это происходит у детей с такими нарушениями:

      Осознать уникальность вашего ребенка. Дислексия у одного ребенка выглядит совершенно по-другому, чем дислексия у другого. Расстройство проявляется в различных формах и степени влияния. Это нарушение является сугубо индивидуальным, тем самым затрудняя диагностику. Вы можете заметить, что ребенок с трудом понимает, когда окружающие разговаривают с ним. Или у него могут быть проблемы с формированием и выражением своих мыслей и идей.

    Часть 3

    Что делать, если вы считаете, что у ребенка дислексия

      Пройдите онлайн-проверку с помощью опросника. Есть несколько бесплатных опросников онлайн для выявления дислексии. Пусть ребенок пройдет тесты, чтобы вы увидели, действительно ли дислексия лежит в основе его трудностей с чтением.

      Обратитесь к специалисту. Если кажется вероятным, что у ребенка дислексия, покажите результаты психологу, который может направить вас в установлении профессионального диагноза.

      • Можете обратиться к школьному или детсадовскому психологу или в поликлинику по месту жительства.
    1. Обратитесь к психиатру. Эти специалисты могут помочь справиться со злостью, беспокойством, депрессией и проблемами в поведении, которые зачастую возникают у дислексиков на почве раздражительности. Они также являются неоценимой поддержкой для родителей, обеспокоенных потребностями дислексичного ребенка.

      • Найдите специалиста-психиатра в справочнике, поговорив с педиатром или психологом вашего ребенка. Поспрашивайте на местных интернет-форумах родителей, у которых есть дети с особенностями развития: они часто знают хороших специалистов.
    2. Узнайте, какие варианты обучения существуют для вашего ребенка. Поскольку дислексия обусловлена тем, как мозг обрабатывает информацию, ее нельзя изменить или «вылечить». Но существуют способы, с помощью которых дислексичных детей можно обучить звукотехнике, чтобы их мозг понимал основы того, как связаны друг с другом звуки и буквы. Это позволяет им более успешно обучаться чтению.

    3. Поймите важность эмоциональной составляющей. Когда учитель вашего ребенка в курсе, что у него дислексия, он может изменить свой подход в соответствии с эмоциональными потребностями ребенка. К примеру, ребенка не будут ставить в затруднительное положение, заставляя читать вслух сложные тексты, что может вызвать огромный стресс и беспокойство. Соответственно, и одноклассники не станут дразнить его.

      • Вместо этого учитель должен активно искать способы подчеркнуть сильные стороны ребенка. Так ваш ребенок сможет почувствовать, что такое успех, и встретить похвалу со стороны сверстников, тем самым повышая собственную положительную самооценку.
    • Не старайтесь выявить дислексию без участия педиатра. Многие состояния могут способствовать проблемам развития и некоторые из них могут означать серьезные проблемы со здоровьем.

    Источники

    1. http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    2. http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    3. http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    4. http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    5. Characteristics of Dyslexia in Children (Natalie Hill) @ http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    6. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    7. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    8. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    9. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    10. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    11. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    12. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    13. Famous People With The Gift of Dyslexia at http://www.dyslexia.com/famous.htm
    14. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    15. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    16. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    17. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    18. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    19. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    20. A New Self-Report Inventory of Dyslexia For Students: Criterion and Construct Validity (P. Tamboer, H.S. Vorst) in Dyslexia 21(1), February 2015, pp. 1-34.
    21. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    22. http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    23. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    24. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    25. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    26. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    27. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    28. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    29. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    30. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    31. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    32. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @

Некоторые родители могут ответить, что их дети не нуждаются в друзьях. Мало того, они с гордостью подчеркивают, что их дочь или сын - ребенок домашний, ему вполне хватает общения с родственниками, а самые его близкие друзья - это они сами! О том, что в таких заявлениях прослеживается родительский эгоизм, мало кто задумывается. Тем более редко кто заглядывает в будущее, пытаясь предугадать, каким вырастет этот ребенок, как он будет чувствовать себя в среде своих ровесников и какие комплексы начнет испытывать по поводу того, что он одинок и никому не интересен!

Какие бы ни были времена, а моральная поддержка для человека всегда очень важна. Можно, конечно, обращаться к платному психологу, и он поможет решить определенные проблемы. Только вот не поздравит он вас с днем рождения, не забежит к вам в гости на чашечку чая или кофе, чтобы поболтать о пустяках, не придет проводить в последний путь ваших близких, не даст денег взаймы без процентов...

Вывод один: у вашего ребенка должны быть друзья! И научить его тонкому искусству дружбы должны родители.

Предвидим попытки некоторых пап и мам оправдать изолированность своего ребенка от сверстников тем, что последние могут оказать на него плохое влияние. Ответим так: это никогда не произойдет, если взрослые будут внимательны. Они должны привечать в своем доме ребят хороших и, конечно же, оградить своего ребенка от тех товарищей, дружба с которыми к добру не приведет.

Прежде всего, отец и мать должны быть хорошо осведомлены о круге общения своего ребенка. Откуда обычно появляются товарищи? Из соседского окружения, из школьного коллектива. Родители должны иметь о них определенную информацию. Если сами взрослые не изолированы от общества, а общаются хотя бы иногда с соседями, посещают родительские собрания, поддерживают связь с другими родителями, то это не составит труда.

Что нужно знать о маленьких товарищах своего ребенка? Из какой они семьи, есть ли за ними должный контроль, как учатся и как ведут себя в школе, чем занимаются в свободное время, какие у них увлечения - вот на эти моменты нужно обратить внимание. Потому что всем понятно, что дети - личности еще не окрепшие и действительно легко поддаются влиянию. Если товарищу вашего ребенка родители дают безмерную свободу, то скоро ее потребует и ваш сын или дочь. Если друг плохо учится и так же отвратительно себя ведет - он может показаться вашему сыну или дочери «героем»! Если досуг школьника не занят полезными занятиями - он не ходит в кружки, секции, музыкальную школу, не любит читать, тогда можно предположить, что его духовный мир крайне беден и общение с ним пользы вашим детям не принесет. Поэтому всеми силами препятствуйте такому общению: если не получается сделать это тактично и дипломатично, можно запретить и в категоричной форме, открыто объяснив ребенку, почему вы не приветствуете эту дружбу и чего опасаетесь. Он должен научиться вас понимать и обязан прислушиваться к вашему мнению.

Если же информация, собранная вами, свидетельствует только в пользу нового товарища вашего ребенка, тогда, как мы уже отметили выше, способствуйте укреплению дружеских связей. Обязательно познакомьтесь с его (или ее) родителями, обменяйтесь с ними номерами телефонов. Раз они люди ответственные, то будут только рады поддерживать с вами постоянный контакт для того, чтобы тоже быть уверенными в том, что их ребенок дружит с мальчиком или девочкой из порядочной семьи.

Теперь, когда вы не сомневаетесь в том, что друг или подруга - ребята хорошие, научите их дружить по-настоящему. Почаще приглашайте их в гости, организуйте им интересный досуг, сладкий стол, не отказывайте своему сыну или дочери и в желании погостить у товарищей. Польза от этого двойная: во-первых, дети будут общаться красиво (играть в игры, смотреть фильмы), а не слоняться без толку по улицам, а во-вторых, они будут все время на виду у взрослых!

Если ваш ребенок привыкнет к определенному уровню общения, культуре, можете быть уверены в том, что его никогда не потянет на улицу, не увлекут ребята с нехорошими интересами. Он будет выбирать себе друзей достойных!

Ольга Крусь (учитель)
специально для сайта



Как узнать, есть ли у вашего ребенка косоглазие.

Советы врача родителям

Дефект зрения у детей можно легко обнаружить с раннего возраста. Внимательно относитесь к зрению своего ребенка.

Если у ребенка часто краснеют или слезятся глаза, он часто жмурится и плотно закрывает веки, боится смотреть на свет, при рассматривании иллюстраций старается наклонять голову, то немедленно обратитесь к врачу.

Родители, своевременно обратившиеся за советом к врачу и выполняющие все его предписания, способствует сохранению зрения своих детей.

Многие недостатки зрения устраняются ношением очков, которые должен подобрать врач. Очки должны носить все, кому они выписаны.

Только очки могут улучшить зрение у близоруких и дальнозорких детей. Если близорукие или дальнозоркие дети не носят очков, у них может развиться косоглазие.

При первых признаках косоглазия у детей родители должны немедленно обратиться к врачу и начать лечение.

Тест на косоглазие

1. Предложите ребенку внимательно рассмотреть какой-нибудь предмет на расстоянии 30 см. Обратите внимание на положение головы. Если ребенок сильно наклонил голову в сторону, предложите ему наклонить голову в другую сторону, чтобы он еще раз рассмотрел предмет. Проследите при этом за положением глаз.

2. Можно протестировать наличие косоглазия с помощью обычного карманного фонарика (исключение составляют гало - геновые и лазерные).

Посветите себе в глаза на расстоянии около 30 см. Ребенок будет наблюдать за вами. Внимательно рассмотрите отсвет в зрачке. Во время проведения этого теста с ребенком необходимо, чтобы свет падал ему в глаза по центру спереди. Если отражение света в глазах располагается симметрично, то в этом случае косоглазия может и не быть. Если же отражение света в глазах располагается асимметрично, то очевидно, что у ребенка косоглазие. В повседневной жизни вы можете этого не замечать. Но эти тесты не освобождают вас от посещения врача - окулиста.


Причины косоглазия могут быть разными. Но результат у всех один - отсутствие координированной работы глазных мышц. Если у ребенка косит один глаз, то вся нагрузка лежит на мышце другого глаза, ребенок видит только одним глазом. Другой глаз функционирует и развивается, нанося вред нормальному зрению, что ведет к амблиопии.

Косоглазие можно устранить с помощью упражнений, усиливающих координацию обоих глаз с помощью аккомодации (близкого расположения). Нередко достаточно на некоторое время закрыть здоровый глаз (окклюзия). Это помогает усилить работу слабого глаза, что способствует его нормальному развитию. Если врач назначил окклюзию (закрывать здоровый глаз с помощью окклютора или повязки), необходимо строго соблюдать предписание врача. Ребенка необходимо убедить, что ему это необходимо.

Родители всегда должны помнить, что они сами могут быть виновниками возникновения косоглазия у детей. Очень часто родители вешают игрушки перед глазами грудных детей. Этого делать категорически нельзя, так появляется косоглазие.

Рабочее место ребенка должно соответствовать его росту; должно быть правильно и хорошо освещено.

Нельзя позволять рисовать, рассматривать иллюстрации при плохом освещении или лежа на полу. Необходимо следить, чтобы ребенок подносил к глазам игрушки, книжки на расстояние 35-40 см от глаз.

Нельзя давать детям рассматривать книги с мелким рисун­ком, не соответствующие их возрасту, с нечеткими рисунками. Родители должны строго следить за режимом дня. Неполно­ценное, некачественное и нерегулярное питание плохо влияет на здоровье ребенка и его зрение.

Очень важно для сохранения нормального зрения предупреж­дение инфекционных заболеваний. Если в глаз ребенка попала соринка, надо немедленно обратиться к врачу, который удалит ее. Ранение глаза - одна из главных причин нарушения зрения.

Родители не должны оставлять детей без присмотра и позво­лять им играть с острыми предметами. При всех случаях ранения или при ушибах глаз родители должны ограничиться наложением легкой чистой повязки и немедленно отвести ребенка к врачу.

Не разрешайте детям смотреть на электросварку. При химических ожогах надо немедленно обильно промыть глаза и направить ребенка в медицинское учреждение . Дома химические вещества следует хранить в местах, недоступных для детей.

Подготовил Учитель-дефектолог

Синдром электронного экрана - перевозбуждение, которое ребенок испытывает от постоянного использования планшетов и смартфонов. Мозг малыша подвергается непрерывному стрессу и начинает вести себя аномально. Некоторые симптомы похожи на признаки психических заболеваний, а если болезни в неких зачаточных состояниях есть, то синдром способен многократно их усилить.

Симптомы синдрома электронного экрана - неумение контролировать вспышки злости, раздражительность, потеря внимания и концентрации, неспособность переносить неудачи, а также тревожность и постоянное плохое настроение.

Американский психиатр Виктория Данкли специализируется на лечении сложных психиатрических заболеваний у детей. Она - автор книги «Перезагрузите мозг вашему ребенку» и составитель теста, с помощью которого вы определите, есть ли у вашего малыша синдром электронного экрана.

Распечатайте список и галочками отметьте те вопросы, на которые вы ответили «да».

1. Возбужден ли ваш ребенок?

2. Испытывает ли ваш ребенок немотивированную ярость?

3. Наблюдаются ли у ребенка нервные срывы по незначительным поводам?

4. Стал ли ребенок менее организованным?

5. Случаются ли у ребенка приступы агрессии, когда вы просите его отложить планшет или отойти от компьютера?

6. Прячет ли ребенок глаза или избегает зрительного контакта после игры за компьютером?

7. Расширены ли его зрачки после игры за компьютером?

8. Можете ли вы сказать, что ребенок считает любые экраны притягательными?

9. Наблюдаются ли у вашего ребенка приступы безрадостности или меланхолии, испытывает ли он меньше удовольствия от занятия привычными и ранее любимыми вещами?

10. Начались ли у ребенка проблемы с друзьями или социализацией в принципе?

11. Сузился ли круг интересов вашего ребенка, концентрируется ли он в основном на просмотре видео, общении в интернете, видеоиграх?

12. Стал ли ребенок хуже учиться, уделять учебе меньше внимания?

13. Пытались ли врачи в какой-либо момент ставить ребенку биполярное расстройство, СДВГ или тревожное расстройство, особенно если в вашей семье нет людей с такими диагнозами?

14. Ставили ли разные врачи вашему ребенку разные диагнозы, прописывали ли лекарства, с назначением которых вы были не согласны?

15. Имеется ли у вашего ребенка психиатрический диагноз, симптомы которого укрепляются после проведения времени перед экраном?

16. Испытывает ли ребенок проблемы со сном - например, не может уснуть или не высыпается?

17. Кажется ли вам, что ваш ребенок испытывает беспричинный стресс?

18. Стал ли ваш ребенок менее внимателен к деталям?

19. Визиты к психологу не помогают вашему ребенку?

20. Обманывает ли ребенок вас, говоря, что проводит перед экранами меньше времени, чем на самом деле?

21. Ссоритесь ли вы с ребенком по поводу электронных устройств?

22. Предпочтет ли ребенок общение в сети реальной прогулке со сверстниками?

23. Болезненно ли ребенок воспринимает проигрыши?

24. Боитесь ли вы ограничивать время ребенка у экрана или отнимать у него электронные устройства?

25. Избегаете ли вы оставаться с ребенком наедине, потому что боитесь, что совместное время будет неприятным для обоих?

Теперь подсчитайте, сколько получилось галочек. Чем больше, тем выше вероятность, что у вашего ребенка проблемы.

1–5 баллов: есть риск развития синдрома, но не очень высокий. У ребенка определенно есть какие-то проблемы (может, с социумом или психикой), но еще не факт, что они связаны именно с электронными устройствами.

5–12 баллов: риск развития есть, и он довольно сильный. У ребенка наблюдаются проблемы - с учебой, отношениями и домочадцами, возможно, сразу в нескольких сферах. Если вы спохватились сейчас, то успели как раз вовремя.

13 баллов и больше: риск высокий. Если вы отметили больше половины вопросов, то у вашего ребенка, скорее всего, уже есть синдром электронного экрана и зависимость от гаджетов. Ограничьте время, которое ребенок проводит с компьютером, и скорее бегите к врачу!

Тест «Есть ли у вашего ребенка воображение?»

Что такое детская фантазия?

На этот вопрос каждый отвечает по-разному. Можно сказать одно - если она добрая, то это всегда хорошо. Когда ребенок рассказывает вам или своим приятелям, что дома у него живут забавные лесные зверушки, или что на улице он однажды видел живого тигра, не нужно уличать его во лжи и бранить, на чем свет стоит. Просто это детское воображение заставляет малыша выдумывать свою особую страну, свой совершенный мир, где он чувствует себя более защищенным и свободным, чем в обычном реальном.

Не бросайте на самотек эти детские фантазии, постарайтесь запомнить их или еще лучше - записать. Пусть ваш ребенок почувствует себя писателем, создающим свою первую в жизни книгу - о впечатлении, полученном им в детстве. И когда малыш подрастет, ему будет интересно снова окунуться в маленький мир детских грез, куда ему уже никогда не будет суждено вернуться.

Вспомните повесть замечательного писателя Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Именно на сохраненных взрослыми ребячьих фантазиях построено повествование о чудесной стране Швамбрании, которой нет и никогда не было на самом деле.

Кто знает, может быть, когда ваш ребенок подрастет, он напишет книгу о Швамбрании своего детства.

Отвечая на вопросы теста, за каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, нет - 0, иногда - 1.

1. Внимательно ли ребенок рассматривает картинки в книгах?

2. Рассказывает ли он вам о своих снах?

3. Часто ли ребенок скучает, не может придумать, чем бы заняться?

4. Снятся ли ему страшные сны?

5. Рассказывая вам о каком-либо происшествии, малыш любит приврать?

6. Ребенок любит примерять вашу одежду, фантазировать с нею?

7. Любит ли ребенок рисовать?

8. Просил ли вас рассказывать на ночь сказки?

9. Легко ли малыш поддается на уговоры?

10. Легко ли его испугать?

11. Ваш ребенок предпочитает мозаику и кубики машинам и куклам?

12. Выражает он вслух свой восторг, видя вас нарядно одетым?

13. Бывает, что малыш плачет, как вам кажется, просто так, без видимой на это причины?

14. Есть ли у ребенка в квартире «укромный уголок», где он может спрятаться на некоторое время от всего мира?

15. Может ли малыш просто с удовольствием созерцать что-то красивое (новогоднюю елку, аквариумных рыбок, куклу на витрине), не высказывая при этом вслух ни своих желаний, ни эмоций, а переживая эмоции в себе?

16. Ваш ребенок мстителен?

17.Проявляет ли он инициативу в плане проведения вашего совместного досуга: предлагает идти в гости, в кино, на прогулку?

18.Боится ли он насекомых?

19. Ребенок часто лепит из пластилина фигурки животных?

20. Слушая энергичную музыку, малыш вскакивает, и начинает танцевать под нее?

Подведите итог - сколько в итоге у вас набралось баллов? Теперь ищите эту сумму в нижеприведенной расшифровке.

Итак, вы набрали:

От 31 до 40 баллов

Ваш малыш имеет богатое воображение. Возможно, он вырастет удивительным человеком. Кто знает, может быть, он сумеет не растерять по дороге к взрослой жизни свои детские фантазии и грезы. Тогда он сможет стать талантливым писателем, художником, актером.

От 21 до 30 баллов

Ребенок имеет достаточно развитое воображение. У него есть свой маленький мир, крошечный уголок детской души, который возможно он когда-нибудь до конца раскроет перед вами. Малыш часто применяет в жизни свое воображение, принося много радости близким.

От 9 до 20 баллов

У ребенка скорее среднее воображение. Он - реалист. Он не доверяет сказкам, пытается понять, где есть правда, а где вымысел. Сумеет ли воображение ребенка развиться, зависит не только от него самого, но и от вас. В будущем из него получится отличный врач, военный или педагог.

Менее 8 баллов

Очень бедное воображение! Попробуйте сами вместе с малышом сочинить сказку. Заставьте его пофантазировать под красивую музыку. Может быть, он услышит в музыке шум дождя, шелест листвы, голоса животных? Ребенок должен хотя бы немного и изредка проявлять фантазию. Она пойдет ему только на пользу!