Классный час «Лапти-лапоточки. Фольклорный праздник для детей старшей группы «Лапти-лапоточки

Рачкова Мария Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы

В начальной школе ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы в течение 2012-2013 учебного года реализовывался проект «И в старом красоту находим...». В течение всего учебного года учителя, ученики и их родители собирали предметы русского быта, перечитывали русские народные сказки и наглядно изучали старинные предметы быта, а также сочиняли загадки, рисовали рисунки, подбирали пословицы к данным предметам, учили русские народные песни, игры. Постепенно организовался мини-музей русской избы с печкой и домашней утварью. В данном мини-музее ученики организовывают различные игры по сей день, пользуются всеми старинными предметами: умеют поставить чугунок в печь ухватом, «принести воду» на коромысле, сесть за прялку и попробовать попрясть с помощью веретена и т.д. Во время уроков литературного чтения часто словарная работа проводится наглядно - многие предметы есть в нашем мини-музее.

Итогом данного проекта стал праздник «И в старом красоту находим...». На этом празднике учащиеся показывали своё умение пользоваться предметами старины (в процессе инсценировок сказок), а также узнали новые сведения об истории некоторых предметов (например, печке, утюге, корзинке и т.д.) и русских обычаях. В празднике приняли участие и родители, и ученики, и учителя. Роль домового и ведущего исполняли учителя, родители пели песню, дедушка одного из учеников аккомпанировал на гармони мелодию для танца и для исполнения частушек.

Сценарий внеклассного мероприятия «И в старом красоту находим...»

Цель: приобщение учащихся к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

    Создать условия для формирования интереса к старинному русскому быту и русским ремёслам;

    Создать условия для общения и сотрудничества между учениками, учителями и их родителями;

    Создать условия для развития творческих возможностей учащихся и расширения их кругозора.

Материалы и оборудование: все экспонаты мини-музея (список прилагается), детские музыкальные инструменты, куклы и декорации для кукольного спектакля, музыкальное оформление для инсценировок (музыкальный центр), выставка рисунков учащихся.

Форма проведения: внеклассное мероприятие, праздник для учащихся начальной школы.

Место проведения: класс, в котором создан мини-музей.

План проведения праздника:

    Организация детей. Эмоциональный настрой на праздник.

    Рассказ учеников о русской избе, печке.

    Инсценировка с домовым.

    Кукольный спектакль «Гуси-лебеди».

    Рассказ учащихся об ухвате, кочерге, чугунке.

    Инсценировка сказки «Каша из топора».

    Частушки «Лапти-лапоточики».

    Игра «Достань лапоть».

    Рассказ учащихся о прядении, ткачестве.

    Русский народный танец.

    Русская народная песня «Пряха».

    Инсценировка сказки «У страха глаза велики».

    Русская народная песня «Пошла млада за водой».

    Сценка «Двое из ларца».

    Русская народная песня «Во кузнице».

    Игра на музыкальных инструментах «Светит месяц».

    Рассказ о каравае. вынос каравая.

    Чаепитие.

Практическая реализация: дети выступают в русских народных костюмах, свободно владеют предметами русского быта и рассказывают о них, участвуют в инсценировках, поют песни, загадывают загадки. Так как численность обучающихся небольшая, то каждый ребёнок участвует на празднике в какой-либо роли. Вместе с детьми участвуют педагоги и родители.

На празднике всё выстроено в русских традициях: оформление (мини-музей), костюмы, декорации, музыкальное оформление и т. д.

Анализ итогов мероприятия: праздник прошёл интересно, ярко, эмоционально. Каждый ребёнок участвовал в этом празднике и имел определённую роль. На празднике дети свободно владели предметами старинного русского быта. Наряду с имевшимися навыками и знаниями, ученики узнали много новых сведений и проявили интерес к познанию неизученного.

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаю вас на праздник, где мы поговорим об истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, а может даже прабабушки и прадедушки. Сегодня мы на время окажемся в прошлом и познаем быт и жизнь наших предков.

(музыка, открывается занавес и мы видим экспозицию предметов старины)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ученик 1. Нет в мире нигде дома уютнее, чем русская изба. Считается, что название происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

Ученик 2. Срублена изба была из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пах смолой. Строительный материал для избы выбирали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Ведущая. Что нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать? Отгадайте загадку.

Ученик. Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато когда сыта

От Федоры теплота.

( Печь .)

Ученик. Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «Плясать от печки», то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок... Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Настелит хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, положит липовую мочалку - так и моются в печном пару.

Ведущая. Кто это из-за печки со мной разговаривает?

Ведущая. Запечный житель? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Ведущая. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и домашних животных? Правда это, а?

Ведущая. Обижаться не надо. Мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Давайте дружно позовём его все вместе:

Домовой, Домовой,

Приходи к нам домой!

Появляется Домовой (кукла)

Домовой (кукла): (неуверенно) Здравствуйте, это вы меня звали?

Ведущая. Мы, Домовой. Как мы тебе рады! Правда, ребята? Проходи, Домовой, садись к печке - здесь тебе будет уютнее.

Домовой . Спасибо.

Ведущая.

Скажи, пожалуйста, Домовой, ты - запечный житель?

Домовой. Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, а ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.

Мама ученика. А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется - все съедено. Говорят - Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят - Домовой утащил. Правда это?

Домовой. Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет - вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вот и запомнит - у каждой вещи в доме свое место должно быть. Чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать. А насчет того, что мы лакомки, это правда - любим за хозяевами сковородки подчищать. Только от этого нас отучить легко - надо изредка оставлять нам возле печки блюдечко с водой и крупой. Поест Домовой, что ему оставили, тогда и хозяйкина еда целее будет.

Ведущая. Домовой, скажи, а где сейчас можно узнать о печке?

Домовой. Где-где, в сказках, конечно же. Кстати, какие народные сказки вы знаете, в которых упоминается печка? А что делает она? (ответы учеников )

Ведущая. Предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Гуси-лебеди».

Кукольный спектакль в исполнении учащихся 4 класса.

(Сценарий прилагается)

До мовой: Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. А что хозяйка ставит в печь? Отгадайте загадку:

Чернец – молодец, в красно золото залез

До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок.)

Ученик. Чугунок не заменим был в хозяйстве. В нём готовили еду. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. (Ученик показывает этот предмет )

Ученик. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. Её также готовили в глиняных горшках и прямо в горшке блюдо подавали на стол. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, как и чугунок. Но в отличие от чугунка, он со временем давал трещины, потом его обматывали берестяными полосками - пеленали. Горшок продолжал служить, правда, в печь его уже не ставили. Но когда он падал и разбивался на черепки, его выкидывали за окошко. (Ученик, рассказывая, показывает глиняные горшки)

Домовой. В печку ставят три больших чугуна. Первый - для щей, второй - для каши, а третий - для всех остальных надобностей. Но чтобы чугун или горшок поставить, хозяйке нужен был ещё один предмет, отгадайте его:

Не бык, а бодает, не ест, а хватает,

Схватит, отдаёт, а сам в угол идёт. (Ухват)

Ученик. Ухватом хозяйки ставили горшок или чугунок в печь. Он похож на рога быка. К нему прикреплялась длинная деревянная ручка. Умение подхватывать чугунки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой. (Ученица демонстрирует, как подхватывают чугун ухватом и ставят в печь )

Домовой. Чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, то есть Я, необходимо было загородить печь ухватом. (Ведущая показывает, как это делалось )

А вот еще одна загадка.

Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга .)

Ученик. Кочерга представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи. (Ученик показывает кочергу и «размешивает угли» в печи)

Домовой. Да-а-а. Много вы узнали о печке и предметах, с ней связанных. Вы сейчас смотрите ещё одну сказку, а мне пора опять прятаться. Куда? (ответы детей )

Инсценировка сказки «Каша из топора» учащимися 3 класса

(сценарий прилагается)

Ведущая. Куда хозяйка посадила солдата? (За стол)

Кто знает, где находился стол в русской избе? (В красном углу)

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место - в нём помещались иконы, поэтому его ещё называют «святым». В красном углу находился и стол, вдоль которого стояли лавки и скамьи.

Частушки «Лапти - лопоточики» (исполняют девочки)

Ведущая. Кто знает, что такое лапти? Из чего их плели?

Ученик. Плели лапти из лыка и плести их умел каждый мужчина. Лыко – это тонко надранные ленты из липы. Получалось, что за лапти не надо было платить, поэтому носили их самые бедные люди. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли – петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ногах.

Игра «Достань лапоть»

К лаптю привязывают 2 веревочки к носку и пятке, кладут лапоть на пол под стулья. 2 стула стоят спинками друг к другу, игроки садятся на стулья и по команде должны наклониться и за веревочку достать лапоть.

Ученик. Раньше все предметы первой необходимости делали своими руками. Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную. (Демонстрация старинной домотканой одежды ) Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити.

Ученик. В возрасте 5 лет девочка выпрядала свою первую нить. «Непряха», «неткаха» – были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.

Ученик. Ткачество одно из самых древних ремесел. Для ткачества широко использовали лен. Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно - его пололи, дергали, стлали, трепали, чесали, пряли, ткали.

Показываю чем и как чесали лён (ручной гребень)

Ведущая: Что делали изо льна? (простыни, скатерти, полотенца, рубахи)

(показываем экспозицию)

Русский народный танец

Ведущая. Отгадайте загадку: Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею. (Веретено .)

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка».

Показываю как пряли

Русская народная песня «Пряха» в исполнении родителей

Ученик. А сейчас отгадайте такую загадку:

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (Утюг .)

Ведущая. Для чего нужен утюг?

Ученик. На Руси гладили так: сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной палкой с короткой рукоятью. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель. (Девочка демонстрирует)

Ученик. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А чтобы утюг не остывал, им нужно было размахивать. В отверстия попадал воздух, и угли внутри вновь разгорались. (Ученик показывает) А сейчас мы пользуемся электрическими утюгами.

Инсценировка сказки «У страха глаза велики» (сценарий прилагается)

Ученик. Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили (показывает). Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе.

Русская народная п есня «Пошла млада за водой»

Ведущая. Отгадайте ещё одну загадку:

Новая посудина, а вся в дырках. (Корзина.)

Ведущая. А для чего нужны были корзины? (С корзиной ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время мелкие предметы, носили в них бельё полоскать на речку, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них, в корзинах даже перевозили почту ямщики).

Ведущая. А из чего их плели? (из ивы, из ивового прута)

Рассматриваем корзинку с колосками

Ведущая. Вдоль стен в русской избе стояли сундуки, в которых хранились вещи. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

Давайте откроем и посмотрим,что находится внутри нашего сундука (пытаюсь открыть) Почему- то он не открывается… Значит, сундук не простой, и нам нужны какие-то волшебные слова! Ребята, а вы знаете волшебные слова, которые встречаются в сказках? Давайте вместе вспоминать! Крибле - Крабле - Бумс!… Нет, не подходит… (Выслушиваем различные варианты детей) Опять не то! Нам нужны волшебные слова из русских сказок! «Двое из ларца - одинаковы с лица»! Давайте все вместе:…(повторение)

(Под веселый русский наигрыш из сундука выскакивают два скомороха)

1-й скоморох. Я-Фомка!

2-й скоморох. А я - Ерёмка!

Ведущая. А что вы интересного предложите ребятам?

Фомка. Я предлагаю игру- кто громче заорет!

Ерёмка. Нет! Лучше я - кто откроет шире рот!

Ведущая. Нет, это нам совсем не подходит! А другого вы не умеете?

Фомка. Как это не умеем?! Да мы умеем петь, плясать…

Ерёмка. На гармошке играть…

Фомка. Сказки сказывать…

Ерёмка. Да загадки загадывать!

Ведущая. Ну давайте ваши песни!

Русская народная песня «Во кузнице»

Ведущая. Что ещё вы нам покажете?

(Кованые предметы - гвозди)

Ведущая. Что ещё нам можете предложить?

Фомка. Хотите Барыню или Камаринского? Мы все можем!

Ерёмка. А хотите, мы вам сыграем! На ложках!

Фомка. И не только!

Ведущая. Конечно, сыграйте, это интересно! Пожалуйста, начинайте!

Ерёмка. Ребята, помогайте!

Игра на музыкальных инструментах.

Мелодия русской народной песни «Светит месяц...»

Ведущая. Спасибо, ребята! Фомка и Ерёмка, чем еще порадуете?

Фомка. Мы предлагаем игру - «Бюро находок»

Ведущая. А что за игра?

Ерёмка. А вот…в нашем сундуке есть вещи, которые использовались в быту, но часто встречаются и в сказках. Ваша задача угадать, из какой сказки этот предмет. (Зеркальце, 3 ложки, топор, ступа, колоски и серп)

Ведущая. Ребята, оставим наших гостей на празднике? Куда их посадим? А чем угощать будем? (Ответы детей)

Ведущая. По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощают хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – каравай. Слово «каравай» происходит от слова «круг», потому каравай – круглый.

Входит девочка и выносит каравай

Затем все садятся за накрытые столы и пьют чай с караваем и выпечкой, приготовленной родителями.

Список использованной литературы

1. Богданов, В. В . История обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с: ил.

2. Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А. И. Кима и В. В. Демыкина. – М.: ООО «Росмен-Издат», 2000. – 333 с.

3. Ильин, М . Рассказы о вещах / М. Ильин. – М.: Дет, лит., 1968. – 191 с.

4. Князева, О.Л. «Как жили люди на Руси» / О.Л. Князева. - Спб: Детство - Пресс, 1998. - 24 с.

5. Короткова, М.В. «Путешествие в историю русского быта» / М.В. Короткова. - М.: Дрофа, 2003. - 236с.

6. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Бадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб., 1999. – 376 с.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО Фирма Издательство АСТ: ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1998. – 512с.

8. Опоцкая, О.В. « В русской избе» / О.В. Опоцкая [электронный ресурс]. Адрес:

9. Праздник с элементами викторины «Русская изба» (для уч-ся 1-4 классов ) [электронный ресурс]. Адрес:

10. Сценарий русского праздника [электронный ресурс]. Адрес:

Приложение 1.

Список собранных экспонатов:

    Прялка

    Веретено

    Коромысло

    Гребни для льна - 3 шт.

    Ухват - 2 шт.

    Чугун - 2 шт.

    Кочерга

    Ступа

    Корзинка

    Детская распашонка

    Салфетка с вышивкой

    Салфетки выбитые

    Салфетка вязаная

    Валёк

    Рубель

    Угольный утюг

    Стиральная доска

    Глиняные жбаны - 2 шт.

    Кованые гвозди

    Зеркальце

    Глиняный горшок

    Глиняная кружка

    Берестяный туесок

    Макет печки

Приложение 2.

Сценарий кукольного спектакля учащихся 4 класса

(отрывок из сказки «Гуси-лебеди»)

Баба Яга (грозно закричала ): Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

Девочка: Речка, матушка, спрячь меня!

Речка: Поешь моего простого киселька.

Девочка: (поела кисель ) Спасибо, реченька. (Спряталась под кисельный берег )

Девочка: Яблоня, матушка, спрячь меня!

Яблоня: Поешь моего лесного яблочка.

Девочка: (ест яблочко ) Спасибо, яблонька!

Девочка: Печка, матушка, спрячь меня!

Печка: Поешь моего ржаного пирожка.

(Девочка быстро ест пирожок, прячется в печку ).

Девочка: Спасибо, тебе, печка! (бежит домой ).

Приложение 3.

Русская народная сказка «Каша из топора»

Действующие лица:

Старуха

Старый солдат

Солдат: Пустите отдохнуть дорожного человека!

Старуха: Заходи служивый!

Солдат: А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?

Старуха: Ох, добрый человек, и сама ещё ничего не ела: нечего.

Солдат: Ну, нет так нет. Коли нет ничего иного, можно сварить кашу из топора.

Старуха: Как так кашу из топора?

Старик: А вот как, дай-ка чугунок.

2-ой автор: Старуха принесла чугунок, солдат вымыл топор, опустил в чугунок, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Старуха: Ну, как?

Солдат: Скоро будет готова, жаль вот только, что посолить нечем.

Старуха: Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат: Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!

Старуха: Бери, заправь как надобно.

Солдат: Бери, старуха, ухват, доставай кашу из печи!

Солдат:Ох, и каша хороша! Как бы сюда чуток масла - было б и вовсе объедение.

Солдат: Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

Старуха: Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить. Служивый,когда ж топор будем есть?

Солдат: Да, вишь он не уварился, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Прощай, хозяюшка!

Приложение 4.

Инсценировка отрывка из сказки «У страха глаза велики» учащимися 2 класса

Выходит бабушка. В руках у неё вёдра. Идёт, тяжело вздыхает.

Ёжик: Бабушка, что вздыхаешь так тяжело? Расскажи, что с вами случилось в прошлый раз!

Бабушка: Да вот шли мы с Внучкой, Курочкой и Мышкой, вёдра на коромыслах несли. Зайка нас напугал так, что мы вёдра с коромыслами все побросали и убежали от страха! Я подумала, что это серый Волк за мной гонится. Да, жалко, что прошлый раз я коромысло своё обронила, тяжело теперь воду носить.

Ведущий: А вот и Зайка из той сказки! Может он знает, где коромысло? (Выскакивает Зайка)

Зайка: Да, напугали меня прошлый раз водоносы! Ядаже подумал, что это охотники гнались за мной с собаками. Вот я страху-то натерпелся!

Бабушка: Зайка, так это был ты? Мы с Внучкой никакие не охотники! И собак у нас не было, а только вёдра с водой! (Показывает на вёдра )

Бабушка, Зайка, Ёжик: Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет и то видят!»

Ёжик: Зайка, а ты не знаешь, где коромысло бабушкино? Ей ведь тяжело воду из колодца носить.

Зайка: Коромысло? А что это такое?

Ёжик: Я знаю. Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили (показывает рисунок). Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе.

Зайка: А-а-а-а-а! Может вот это? (достаёт из-под куста и отдаёт бабушке ) Бери и больше не теряй своё коромысло!

Бабушка: Спасибо вам!

(Бабушка демонстрирует как носят вёдра на коромысле )

Ведущий: А ты, Зайка, знаешь теперь, что такое коромысло?

Зайка: Знаю!

Ансамбль родителей исполняет русскую народную песню «Во деревне то было, в Ольховке», их дети инсценируют ее.

Во деревне то было, в Ольховке

1. Во деревне-то было, в Ольховке,

Во деревне-то было, в Ольховке.

Припев:

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

Эх, ну, тьфу!

2. Там жил-был парень Андреяшка,

Там жил-был парень Андреяшка.

Припев:

3. Полюбил Андреяшка Парашку,

Полюбил Андреяшка Парашку.

Припев:

4. Он дарил ей дороги подарцы:

Все прянцы, да баранцы.

Припев:

5. Не велел ему тятька жениться,

Не велел ему тятька жениться.

Припев:

6. Тут заплакал наш Андреяшка,

А за ним заревела Парашка

Тятька: А ну вас!

Припев.

Ведущая . А теперь послушайте, как современные ансамбли используют народную музыку в своем творчестве.

Ребенок.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Исполняется парный танец под музыку русской народной песни «По полю, полю». (Можно использовать фонограмму песни в исполнении ансамбля «Ариель».)

Ребенок.

Ты откуда русская

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ребенок.

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась,

Как ты зазвучала?

Ребенок.

Пролетели утки - уронили дудки,

Пролетели гуси - уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились,

Ну а песня?

С песней на Руси родились!

Под песню «Во саду ли, в огороде» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» выходит девочка с коромыслом на плече, к ней подходит мальчик.

Ваня. Красна девица Танюша, ты куда, куда ходила?

Таня . Я на ярмарку ходила и ведро себе купила.

Ваня. Что дала?

Таня. За ведро - рубль дала. Коромысло - полтора!

Ваня . Девица, девица, сходи за водицей.

Таня.

Я волка боюсь,

Я лисы боюсь,

Я медведя боюсь!

Ваня.

Волк - на работе, лиса на болоте,

Платьице мыла - подол намочила.

Сама-то смеется, хохолок трясется!

Все. Девица, девица, сходи за водицей!

Инсценировка русской народной песни «Пошла млада за водой».

Ведущая . Много русских народных песен мы с вами знаем. Поем мы их на семейных праздниках, слушаем в исполнении известных певцов. Некоторые песни настолько любимы нами, так они близки нам по духу, что мы и не подозреваем о том, что у них есть авторы. Например, песня «Вниз по Волге, по реке» написана декабристом К. Ф. Рылеевым и называлась «Смерть Ермака». А источником песни «Степь да степь кругом» послужило стихотворение И. 3. Сурикова «В степи», которое основывалось на старой ямщицкой песне «Степь Моздокская». Всем известная песня «Ой, полным полна моя коробушка» является началом поэмы русского поэта Н. А. Некрасова «Коробейники». У И. 3. Сурикова есть стихотворение «Рябина», которое стало известной песней «Что стоишь, качаясь...» Я предлагаю всем, кто присутствует в этом зале, и гостям, и родителям, спеть 2-3 куплета этой песни.

Всем залом исполняется песня «Тонкая рябина».

Входит молодица.

Молодица . Здравствуйте, ребятишки, славные парнишки! Здравствуйте и вы, девчушки, быстроглазые вострушки! Поклон и вам, гости дорогие! Еду я с ярмарки - слышу, ложки стучат, бубны звенят, смех да веселье! Да у вас праздник тут!

Всех, кто с нами пожелает

Веселиться и плясать,

В хоровод я приглашаю,

Выходите танцевать.

Водится хоровод с родителями «Калина» (русская народная песня «На горе-то калина», обр. Ю. Чичкова).

Молодица.

Делу - время, потехе - час!

Кто будет играть со мной сейчас?

Вызывает ребенка, который будет выбирать по считалочке водящего «чижика».

Выходи, поиграй,

Кого хочешь выбирай!

Проводится игра «Колечко» под русскую народную песню « Чижик».

Ведущая . Вот и повеселились мы на славу. Давайте все вместе посмотрим, какие поделки для группы сделали наши мамы во время праздника.

Ведущая показывает работы.

Ведущая . А теперь, дорогие наши гости, я хочу у вас спросить: «Какое место в вашей жизни занимает русская песня?»

Выступления родителей.

Ведущая.

Песня русская - это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка Дон у Ростова,

Это матушка Волга в пути.

Ты пойди, полети над полями,

Где притихла кормилица рожь,

Там подружишься ты с соловьями,

И как иволга ты запоешь.

Песня русская - ветер и парус,

Даль, невиданная досель.

Это молодость, это не старость,

Это май, это зелень земель.

Все она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысячу лет,

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет!

Звучит песня «Ты, Россия моя!» в исполнении Л. Зыкиной (фонограмма).

Молодица . А теперь, дорогие гости, я приглашаю вас к нашему праздничному столу, чем богаты - тому и рады!




Оказывается, что первое упоминание о лаптях встречается в «Повести временных лет» (12 век). Когда киевский князь Владимир, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: «Эти не захотят быть нашими данниками, пойдём, князь, поищем лучше лапотников». Да и правда: чуть ли не до начала 20 века крестьянская Россия была лапотной.


Лапти - обувь простого народа, известная ещё со времён язычества. Для её изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. Надевали лапоть на специальный кусок ткани – онуч, который обматывали вокруг ноги подвязывали оборами - верёвками из лыка или шерсти.


Русский народ сложил про лапти массу пословиц, поговорок, загадок, сказок. «Мы тоже не лыком шиты» - Знаем дело и имеем достоинство. «Ободрал как липку: - Взял непомерно высокую цену. «Обменял ремешок на лыко» - Взял плохое вместо хорошего. «Надрал лыка» - Строго расправился. «Путает, словно кашу в лапти обувает» - Путать в деле, разговоре. «Звонит в лапоть» - Человек, который ничего не делает, слоняется туда-сюда. « Не всякое лыко в строку» - Человек, не разборчивый в словах и делах. «Лапти плетут» - Вяло и плохо работать.


Известны также русские народные игры со словом «Лапоть» Игра «Лапоть» В середине площадки стоит ведущий и держит в руках длинный шест с лентой. Вокруг шеста обводят круг, диаметром 2,5 метра. Водящий берёт конец ленты и становится в центре круга. Игроки стоят спиной к водящему. Игроки бросают в круг какой-либо предмет. Повернувшись к водящему, игроки спрашивают: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет!». Играющие спрашивают ещё раз: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет!». Игроки в третий раз спрашивают: «Сплели лапти?», Водящий отвечает: «Сплели!». Тогда дети бегут в круг и стараются забрать свой предмет, а водящий охраняет лапти и старается кого-нибудь запятнать. Тот, кого запятнал водящий, становится на его место. Играющие берут свои предметы и игра повторяется сначала.

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

Фабричная основная общеобразовательная школа

пгт Лальск Лузского района Кировской области

Классный час

«Лапти-лапоточки»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОКУ ФООШ пгт Лальск

Пластинина Галина Григорьевна

2016 г

Цели :

Развивать интерес к изучению родной страны;

Познакомить учащихся с обычаями и традициями народов России;

Воспитывать учащихся на традициях русского народа, любви к Родине;

Показать учащимся богатство народного творчества,

Воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: презентация «Лапти-лапоточки», музыкальные заставки, две пары лаптей, 2 корзинки, 15 воздушных шариков, цветные карандаши.

Техническое обеспечение : персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Вступительное слово

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.

Липовые корытца на ногах одеты

Что это?

Правильно лапти! О них мы и поговорим сегодня.

(Звучит музыкальная заставка «Лапти да лапти»)

(слайд № 1,2)

Носим мы сейчас с вами ботинки и кроссовки, босоножки и сапожки, а не знаем того, как радовалась нога русского человека в мягких лыковых лапоточках.

А что такое лапти?...

Лапти —плетёная, низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. (слайд № 4,5)

Ученик.

Дед лапти плёл и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином,

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой нибудь осины,

А из берёзы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь, такой же жгучий.

Дед лапти сплёл,остатки лыка

Забрал и я, чтоб плесть оборы,

И что-то плёл, а кот мурлыкал

Под наши с дедом разговоры

(слайд №6)

В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

(слайд №7)

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

(слайд №8)

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки — курпы, или крутцы, и даже из конского волоса — волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

(слайд №9)

Любил русский народ свои лапти-лапоточки. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести пять пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник давался не каждому: на нём сводятся все лыки и связываются петли так, чтобы продетые в них оборы не кривили лаптя и чтобы было удобно, ногу, чтоб не натирали.

(слайд №10)

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 - 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 - 6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, т.е. быстро.

Ребята, а кто знает что такое лыко? (слайд №11)

Лыко - это тонкий слой мягкой коры под основой, толстой коры дерева. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снимается с деревьев. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы

На пару лаптей обдирали целых три молоденькие липки.

(слайд №12)

Нужно было лаптей немало - и себе, и на продажу. А снашивались лапти очень быстро, недаром говорили в те времена: «В дорогу идти - пять пар лаптей плести».

(слайд №13,14)

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками.

(слайд №15)

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Самые красивые считались вызовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твёрдыми. В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового лыка,а по бортику с венчиками из узких полос лыка.

(слайд №16)

Поговорок о лаптях народ придумал немало.

Ребята,давайте прочитаем и объясним, как понять эти народные пословицы.

«Путает, словно кашу в лапти обувает», так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре. О никчёмном шатающемся без дела человеке отзывались: «не всякое лыко в строку…», а вот ещё одна: «Это вам на лаптем щи хлебать», то есть «не так то просто».

У лаптей много имён. На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. Лапти плели не только из липового лыка, но из верёвок, из пеньки. Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и шептуны. В районах, где лыка не было и закупать его дорого, крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса - волосяники. А наши лапти - настоящие! Да ещё с сюрпризом! Вот такие они наши русские лапти.

II. Игротека

1.Конкурс частушек о лаптях» (частушки зараннее разданы детям)

Ты гуляй, гуляй, онуча,

Гуляй Лаптева сестра,

Ты гуляй онуча с лаптем

Хоть до самого утра!

Ты, Алёша, ты Алёша,

У тебя гармонь хороша,

Лапти новые скрипят,

Танцевать тебе велят

Моя милка из дворянок,

Не ест хлеба - дай баранок,

Вместо лаптей дай галоши!

Я найду себе попроще!

Мне не нужен дом кирпичный -

Был бы милый симпатичный,

Коль возьмёт он за душу -

И в лаптях я похожу.

Попляшите мои лапти,

Ведь недолго вам плясать,

Выйду замуж - буду плакать,

Вам под лавкою лежать.

Ты, гребёнка, часты зубья,

Не греби макушку,

На-ка, лыковые лапти,

Вам пора в дорогу.

2. «Лапотные забавы»

1. Лапотные одевания.

Детям даются в руки лапти, кто быстрее оденет и завяжет лапти.

2. Лапотная мера.

3. Лапотные потехи

Чья команда больше перенесёт воздушных шариков из одной корзины в другую.

III. Проверь себя (слайд №17)

IV. Итог занятия (слайд №18)

Лапти оберегают семейные ценности и семейный бизнес, особенно если расположены над порогом или рядом с калиткой. Но не только на забор вешают лапти. Пару лаптей нужно иметь в прихожей и размещать их обязательно слева от входной двери: такой оберег не пустит в дом плохих гостей. Сейчас продаются маленькие лапти, словно на куклу. Но и они тоже играют роль оберега - дело не в размере.

V. Рефлексия

Ребята, кто из вас узнал много интересного сегодня на занятии тот раскрасит лапоть в оранжевый цвет, а кому из вас было неинтересно, скучно тот раскрасит лапоть в синий цвет.

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ "В гостях у Кузи и Нафани"


Лапшина Наталья Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад №36 "Поиск" г.Новосибирск.
Данный материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Дети встречаются с добрыми сказочными персонажами и чудесами на осенней полянке.
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от весёлого и непринуждённого
общения детей и взрослых, яркие эмоциональные переживания.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей об осени;
- расширить словарный запас детей: закрома, лапти, кадушка; познакомить
с музыкальными терминами: пауза, танго.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности детей в исполнении песенно-танцевального репертуара;
- развивать у детей способность к импровизированному движению, необычной пластике;
- развитие навыков свободной импровизации на инструментах (металлофоны, треугольники, бубенцы), как звукоподражания явлениям природы.
Воспитательные:
- воспитывать у детей навыки взаимодействия друг с другом, развивать навыки коммуникации;
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, доброты;
Действующие лица:
Взрослые: Домовые Кузя и Нафаня, Ведущая.
Дети: "Тесто"-ребёнок данной группы, или более старшего возраста, но невысокого роста.
Ход праздника:
Под спокойную музыку дети входят в музыкальный зал, рассматривают оформление.
Ведущая: Ходит Осень по садам, ходит, улыбается
Точно в сказке, тут и там, все цвета меняются.
Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят.
А вы, ребятишки, хотите отправиться в сказочное путешествие?

Дети змейкой идут по залу, или передвигаются на каком-либо транспорте, по желанию детей. Замечают, не далеко от избушки, лапоть.
Ведущая: Видно кто-то здесь гулял, старый лапоть потерял! Ребята, вы не знаете, чей это лапоть? И я не знаю! Смотрите, какая-то избушка стоит. Может там живёт хозяин этого лаптя?
Лапоть «убегает» за дом.
Ведущая: Смотрите, смотрите, лапоть то волшебный, сам убежал. Давайте позвоним в колокольчик.
В окошке загорается свет, из домика выходит Нафаня.
Нафаня: Я, старый добрый Домовой. Кто потревожил мой покой?
А-а-а! Это вы, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Как же вы ко мне попали, видно долго вы плутали?
Добро пожаловать в гости к добрым, домовитым Кузе и Нафане!
Из-за домика потихоньку крадётся Кузя с лаптем в руках
Нафаня: Что я вижу, лапоток! Верни его скорей, дружок!
Кузя: От Нафани лапоток убегает наутёк!
Ведущая: Нафане мы поможем, ножки быстрые у нас
Догоним лапоть мы сейчас!
Под музыку дети бегут за Кузей, тот убегает.

Нафаня: Да это ж Кузя, мой внучонок, проворный, ловкий домовёнок!
По што, ты дедушку гонял? Лапоть у меня украл?
Кузя: Сегодня этот детский сад поздравить с праздником я рад!
Я тоже хочу побывать на веселье. Но только они не позвали меня…
Наверное, я не гожусь им в друзья?..
Ведущая: Ребята, давайте пригласим Кузю и его дедушку на наш праздник, пусть повеселятся.
Нафаня: Я надену лапоток, да спляшу для вас чуток!
Кузя: Дедушка, дай лапоть примерить!
Нафаня: Нет, внучок, он же волшебный, как бы чего не вышло.
Кузя: Дедушка, а у тебя на лапте дырочка!
Нафаня: Где? Не вижу!
Кузя: Дай, покажу!
Хватает лапоть, надевает, красуется и отбегает.
Нафаня: Кузя! Отдай лапоть!
Кузя: Не отдам! Он мне самому нравится!
Нафаня: А ну, лапоть, закружи Кузю!

Кузя кружится под музыку и не может остановиться

Кузя : Ой-ой-ой! Дедушка, останови лапоть, да забери его себе!
Нафаня: То-то! Старших нужно слушаться! (надевает лапоть)
А сейчас, а сейчас я готов пуститься в пляс!
Дружно в пары все вставайте, от меня не отставайте!
«Парный танец»
Дети садятся на стульчики, Домовые на скамеечку перед избушкой.
Ведущая: Кузя, Нафаня, ребята приготовили стихи про осень, и хотят их вам прочитать.
2-3 стихотворения (короткие)
Последнее стихотворение « Листопад»

Кузя: Листопад, листопад! Я люблю листопад!
Листья кружатся, летят, праздник к нам пришёл опять!
Разбрасывает листья по залу. Ребятишки встают к выбранному листочку, лицом к зрителям.
Песня «Праздник осени в лесу» сл. Шибицкой, муз. Биленко

Ведущая: В нашем зале мы устроим настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки и летят, летят, летят.
Но не просто так летают, в паузе пусть замирают!
Кузя : А что такое пауза?
Дети: Остановка!
Кузя: Автобусная, что ли?

«Танго осенних листьев с паузой» (семинар Орф-педагога Т.Потехиной)
Игра с осенними листьями «Найди своё дерево»

Нафаня (ворчливо) Урожай не убран, закрома пустые, по миру пойдём…
Ведущая: Нафаня, не переживайте, у нас ребята быстрые да ловкие. Они вам,
конечно же, помогут собрать урожай.

Хоровод - игра «Огородная хороводная» сл.А. Пассовой, муз.Б.Можжевелова
Роли распределены заранее. Дети сидят по кругу, на рефрен: «есть у нас огород…» выполняют аккомпанемент звучащими жестами. В конце «уезжают» друг за другом к столам с музыкальными инструментами.

Звучит вступление к песне, дети играют на металлофонах, треугольниках, бубенцах.
Кузя выходит из домика с зонтом

Кузя: Кажется, дождь собирается, кажется, дождь собирается…
Ведущая: Это не дождь собирается, это наша песенка начинается!

Песня «Дождик» сл.Е.Макшанцевой, муз.В.Костенко
Аранжировка подчёркивает двухчастную форму песни. Она основана на чередовании равномерного метра в припеве, и произвольного, аметричного звучания инструментов в первой части.

Нафаня. Ребятишки, а вы дождя не боитесь?
Дети: Мы дождя не боимся, под дождём мы веселимся!
Кузя: Дедушка, дедушка, а давай позовём в гости нашу знакомую Тётю-Тучку!
Все: Тучка, тучка, приходи, приноси с собой дожди!

Игра «Тучка с дождиком»


Нафаня ворчливо сетует на сырость и лужи после дождя, а Кузя предлагает детям побегать в галошах по лужам.
Игра «Бег в галошах под зонтом»

Ведущая: Все минуточку внимания! Сказку я хочу начать…
Этой сказочки название поспешите отгадать.
Все готовы слушать ушки? Будет сказка, дайте срок.
Говорит старик старушке: «Испеки мне…
Дети: Колобок!
Ведущая : Правильно! Только вот беда! Старичок у нас есть, а вот старушки…
Нафаня: Ну да это не беда! Мы с тобою домовые на все руки мастера!

«Сценка, неизвестного мне автора»
Кузя: Ох, захотелось колобка! У нас есть масло и мука
Вот бы тесто замесить и всех сегодня угостить!
Нафаня: С охотой я возьмусь за дело, хотя задача не легка,
Чтоб сделать тесто пышным, белым – нужна не только нам мука.
Внимание нужно, да уменье, про соль и сахар не забыть,
Чтоб лучше сделать угощение, начну тесто я месить.
Нафаня и Кузя вносят большую кастрюлю, начинают месить тесто, с концом музыки накрывают кастрюлю полотенцем.
Вместе: Тесто мы месили, масло добавляли,
Выбились из силы, ох, как мы устали!
Садятся отдохнуть, дремлют. «Тесто» поднимается, приподнимает полотенце, а затем его откидывает.
Тесто: Убегу я из кадушки (кастрюли), не хочу быть колобком,
Мне здесь плохо, мне здесь душно,
Через край бы да бегом…
Очень сдобное я тесто, усидеть здесь не могу!
Мне в кадушке мало места, тесно, тесно… убегу!
«Тесто» выбирается из кастрюли и бежит по залу.

Нафаня: Кузя, тесто убежало!
Кузя: Ай-ай-ай! Куда! Куда! Как же это мы проспали, вот несчастье, вот беда!

Нафаня и Кузя бегают за «Тестом»
Нафаня: Уж такого не бывало, натерпелись мы стыда…
Как же тесто убежало?! Вот несчастье, вот беда!

Кузя и Нафаня несут «Тесто» в домик.

Ведущая: Ребята, ох как вкусно пахнет! Наверное, колобок готов!

Из домика выходят Домовые и вручают детям корзину с колобками. Дети благодарят, прощаются и под музыку выходят из зала.