Координация движений мелкой моторики руки. Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников через игры и упражнения."

Консультация для воспитателей:

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

Исследователи, изучающие в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, рисованию, лепке, аппликации.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.


Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как о казывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь - основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды.

Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны. Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания. Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.

В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется соответствующие навыки: (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку и вилку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.)

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять, пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки, (действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке. (“паучки” ползают по голове.

«Апельсин»

Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка - кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас - беда; (грозят пальчиком)
Разбегайтесь – Кто куда!
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки.

«ВАРИМ КОМПОТ» Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять" варят" и "мешают")

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий необходимо сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
– застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами.

В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.

В познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая речь, воображение.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с ребенком дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

«Ум ребенка - в пальчиках»

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры - шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек -разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр - обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  1. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  1. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  1. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  1. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  1. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  1. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  1. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  1. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  1. Запускайте пальцами мелкие волчки.
  1. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
  1. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное - желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.


Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Родителей и педагогов должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявит, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Многие учёные считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Помните, что малышам от года до трёх упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки.

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.

Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

Показать отдельно только один палец – большой.

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами.

Кистями рук делать «фонарики».

Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрёшек.

Игра с вкладышами.

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Мять руками поролоновые шарики, губку.

Шить, вязать на спицах.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т. д.). К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Также большую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. При анализе обследования развития мелкой моторики и графических умений дошкольника рассматриваются такие показатели, как ловкость, скорость, развитие моторики, способность чертить вертикальные и горизонтальные линии, ровность и чёткость штриха. Наличие факторов риска по данным показателям говорит о несформированности моторных функций.

Прогноз школьных трудностей на основе выделения данного фактора риска рассмотрим в таблице:

Забота о здоровье ребёнка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении поможет быстрее достичь желаемых результатов.

- " Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук " Светлова И. - Эксмо, 2005 г. - 72 с. - иллюстратор: Евгений Смирнов.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Игры, с которыми малыши познакомятся в этойкниге, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

- 23 способа развития мелкой моторики

1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса). 6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

8. Доставание бусинок ложкой из стакана.

9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

10.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

11.Продевание нитки в иголку.

12.Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

13.Стирание ластиком нарисованных предметов.

14.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

15.Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

16.Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

17.Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

18.Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

19.Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

20.Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

21.Сжимание и разжимание эспандера.

22.Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

23.Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!

- "Прописи с вариантами. Готовим руку к письму." - Карапуз, 2012 г. - для детей от 5 до 7 лет. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

- "" (синяя) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

Задания, представленные в данных прописях, предназначены для развития мелкой моторики дошкольника 4-5 лет и подготовки его руки к письму. Прежде чем начинать писать буквы и цифры в школе, ребенок должен научиться правильно держать карандаш, соотносить образец с собственным рисунком, уметь находить и исправлять ошибки. Все графические упражнения составлены по принципу "от простого к сложному", поэтому не рекомендуется пропускать ни одно из них. Научившись проводить линии и рисовать фигуры, ваш ребенок с легкостью справится со всеми письменными заданиями в школе

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму " (зелёная) Издательство: Литера, 2008 г.(на http://eknigi.org)

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму " (красная) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму " (желтая) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org)

- "Прописи для правшей и левшей " (барыня) Мальцева И.В. - Издательство: Карапуз, 2011 г. - 16 с. - Серия: Готовим руку к письму.

Максимум интереса и максимум пользы - это наши уникальные прописи для правшей и левшей. Ребенок, "на интересе" дорисовывая занятные картинки, узнает множество видов штриховок (а это поможет ему стать настоящим мастером в обводке и владении карандашом). Замечательная гимнастика для пальчиков! Но самое увлекательное, самое потрясающее то, что эти прописи - на две руки. Хочешь - рисуй их левой рукой, хочешь правой. Но мы советуем их разрисовывать сразу двумя руками. И картинки нарисовали соответствующие, очень для этого удобные. Ведь рисование двумя руками координирует работу обоих полушарий головного мозга, успокаивает, помогает сосредоточиться. Рисуйте и левой, и правой -получайте удовольствие.

- "Прописи для правшей и левшей " (на http://eknigi.org)

Симметричные рисунки (прописи), которые нужно обводить сразу двумя руками. Основная идея - координация ведущей и ведомой руки, зрительного и пространственного восприятия, тренировка мелких мышц руки. Синхронная работа правого и левого полушария. Для детей 5-8 лет.

Чему научится ребенок, работая с прописями?

Он сможет научиться уверенно проводить прямые и изогнутые линии в разных направления, а главное, не просто вести руку, но и получить при этом вполне художественный результат.

Он сможет научиться безошибочно проговаривать трудные звуковые сочетания, которыми так богаты скороговорки в книге.

- "Писането. Готовим руку к письму. " ИК "Парнас", 2005 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com/)

Готовим руку к письму. Рисуем палочки, крючочки, закарючки. Обводим по пунктирным точкам, соединяем по точкам, раскрашиваем. Прописи для детей 5-7 лет.

- "Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. 6-7 лет " С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина - Росмэн, 2006 г. (на http://mirknig.com) (на www.kodges.ru)

Вы хотите, чтобы ваш ребенок писал правильно, красиво и легко? Для этого необходимо развивать его тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Эта рабочая тетрадь представляет собой первый этап подготовки ребенка 6-7 лет к письму. Она включает самые разные задания на штриховку, раскрашивание, рисование узоров и воспроизведение графических узоров по клеточкам, обведение контуров и другое.

Все эти упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки. Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

- "Гениальность на кончиках пальцев! Развивающие пальчиковые игры для детей от 1 года до 4 лет " Кислинская Т. А. - СПб: Питер, 2012 г. - 144 с.

Татьяна Кислинская - детский психолог, педагог, автор уникальных развивающих курсов - представляет пальчиковые игры и потешки, лучшие методики раннего развития детей! Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Все мы знаем, что наша главная миссия - раскрыть в наших детях заложенный в них огромный потенциал. Ведь нет в мире людей неталантливых - есть люди с нераскрытыми способностями! Чем раньше начать развивать ребенка, тем лучшего результата можно достичь. Самый ранний, а значит, и самый своевременный способ развития - это пальчиковые игры! Работая с мелкой моторикой малыша, пальчиковые игры развивают речь, умственную активность, логическое мышление, повышают концентрацию внимания, память, зрительное и слуховое восприятие, усидчивость... В книге вы найдете и другие развивающие игры, и потешки для самых маленьких. Главное - заниматься регулярно и при любом удобном случае, даже в дороге и на прогулке. Не забудьте запастись цветными карандашами, чтобы ребенок смог раскрашивать забавные картинки, одновременно осваивая упражнения. Отличных успехов и прекрасного настроения вам и вашему малышу!

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

- Использование «Пальчиковых прописей» в подготовке руки ребёнка к письму (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 05

В статье описывается опыт использования нетрадиционной техники рисования – пальчиковой живописи как одного из методов формирования графомоторных навыков детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на том, что использование «Пальчиковых прописей» значительно расширяет педагогический потенциал занятий изобразительной деятельностью в подготовке детей к обучению в школе. Приложение к статье включает технологических карты с примерами пальчиковых рисунков.

- Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 01

С.А. Рогова

Автор обосновывает необходимость более высокого уровня развития мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста. Кратко излагаются основы авторского подхода к данной проблеме, включая этап развития полифонических способностей.

Развитие моторики имеет большое значение для всех людей без исключения. Под данным понятием подразумевается вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологиче ские и психологические аспекты .

В педагогической литературе существует разделение на так называемую мелкую и крупную моторику. В настоящее время по уровню развития крупной моторики , состоящему в овладении определёнными видами движений (переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и т.п.) и их координации, определяется уровень психофизиологического раз вития ребёнка, выявляются заболевания и функциональные расстройства различной этиологии (виды параличей, ДЦП и др.). Большая часть исследователей утверждает, что развитие мелкой моторики , состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на становление речи ребёнка, его умственных способностей.

Активное развитие мелкой моторики происходит, в частности, в процессе игры на музыкальном инструменте. Однако начальный период обучения является очень сложным. Это приводит к тому, что многие дети прекращают освоение данного вида деятельности, несмотря на наличие первоначального интереса к ней, что, вероятно, объясняется и неготовностью ребёнка к обучению, которое может принести ему несомненную пользу.

Развитию крупной моторики у до школьников уделяется большое внимание. В методиках музыкального воспитания выделены специальные разделы, чётко обозначены движения, которые необходимо продемонстрировать в том или ином возрасте, постоянно совершенствуются методические приёмы освоения танцевальных, ритмопластических движений. Развитием мелкой моторики занимаются не меньше: в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) существуют посвящённые ему программы, также не стоящие на месте. Особое значение в них придаётся массажу, в том числе пальчиков рук и т.п.

Однако анализ психологопедаго гической литературы по вопросам начального обучения детей игре на музыкальном инструменте, интервь юирование педагогов, а также собственная длительная педагогическая практика в музыкальной школе (более 30 лет) показали, что у ребёнка, приступающего к такому обучению, часто отсутствует необходимый уровень готовности мелкой моторики. Об этом свидетельствуют трудности изв лечения звуков (!) разными пальчика ми уже на начальном этапе (в нашем случае – обучения игре на фортепиано); освоения приёмов прикосновения, «погружения» в клавишу (от которого зависит создание музыкального образа); исполнения так называемых «техничных произведений» на последующих этапах обучения; освоения аппликатуры (под понятием «аппликатура», от лат. applico – прижимаю, прикладываю, традиционно понимается способ расположения и по рядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах).

Таким образом, ребёнок, длительное время занимавшийся в ДОУ по программам музыкального воспитания, оказывается недостаточно готов к дальнейшему обучению не только игре на музыкальном инструменте, но и к обучению в общеобразовательной школе (у него устают ручки, пальчики при письме, рисовании и т.п.). Для выявления причин данной «неготовности» необходимо проанализировать программы развития мел кой моторики у детей дошкольного возраста, психолого-педагогическую и музыкально-педагогическую литературу по указанной проблеме. Анализ выявил следующие формы и виды деятельности, в которых происходит развитие мелкой моторики:

– выполнение пальчиками рук особых движений и действий, позволяющих достичь поставленной цели (игры «Конструктор», «Отдели горох от фасоли» и т.п.);

– создание образов посредством комбинации пальчиков вне организованного времени (например, описанные в работе );

– освоение музыкальных игр и песенок, в которых пальчики имеют традиционные названия (большой, средний, указательный и т.п.) и должны выполнять ряд действий.

Заметим, что в методиках обучения игре на музыкальных инструментах имеется ряд общих моментов. Перечислим их.

1. Пальчики имеют свои названия, «музыкальные имена» (1, 2, 3, 4, 5), с которыми дошкольник не знакомится до обучения игре на инструменте. Это означает, что ребёнок в самом начале обучения столкнётся с необходимостью замены уже закреплённых в его сознании символов на другие.

2. Смена пальчиков при исполнении музыкального произведения будет происходить не только очень быстро, но и в определённом, строго организованном музыкальном ритме. Данный вид деятельности не осваивается в методиках музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

3. Создание музыкального образа основано на особых способах прикосновения к клавише, извлечения звука на инструменте. У дошкольника отсутствует опыт, основанный на необходимых тактильных и слуховых ассоциациях.

4. Исполнение музыкального произведения, например на фортепиано, основано на различных действиях обеих рук одновременно (!).

К данной деятельности ребёнок полностью не подготовлен ввиду отсутствия программ, направленных на развитие полифонических способностей , которые основаны на высоком уровне развития распределения внимания и координации движений . К сожалению, в настоящее время такие программы не внедрены в образовательный процесс дошкольников. Не обладая достаточно высоким уровнем развития полифонических способностей, ребёнок оказывается не в состоянии одновременно с воспроизведением ритмического и звуковысотного рисунка выполнять также требования аппликатуры, при менять различные способы прикосновения к клавише в зависимости от воссоздаваемого музыкального образа, координировать движения сообразно темпу, динамике музыкального произведения.

Заметим, кроме того, что развитие мелкой моторики основано на определённом уровне развития полифонических способностей и будет иметь значение как для обучения игре на музыкальном инструменте, так и для обучения в общеобразовательной школе: ручки, пальчики ребёнка будут более приспособлены к новым нагрузкам, а значит, он будет меньше уставать и сможет фиксировать боль шее внимание на анализе слуховых и зрительных ощущений.

Длительный эксперимент показал, что у детей дошкольного возраста развитие мелкой моторики может достичь более высокого уровня.

Начальным, фундаментальным этапом , безусловно, является развитие крупной моторики. Не случайно замечательный швейцарский педагог-музыкант Эмиль Жак-Далькроз, создатель методики и собственной школы, предупреждал, что обучаться игре на музыкальном инструменте (в частности, фортепиано) нельзя в случае наличия у ребёнка «нервных движений» до их полной коррекции на основе развития ритмопластических движений, т.е. крупной моторики. Этому посвящена многочисленная музыкальнопедагогическая литература, позволяющая развить крупную моторику дошкольника в процессе его музыкального воспитания на высоком уровне .

Второй этап связывается нами с развитием полифонических способностей . На данном уровне ребёнок должен в игре научиться выполнять одновременно разные действия различными (крупными) частями тела (например, одновременно правой и левой руками, ногой и рукой и т.п.). Данные игровые упражнения (хотя и малочисленные) присутствуют в программах различных дисциплин дошкольного воспитания, тем не менее развитие полифонических способностей требует создания особых про грамм, особого подхода педагогов к их развитию у дошкольника.

Третий этап , по нашему мнению, основан на развитии мелкой моторики, состоящей в выполнении ребёнком определённых действий пальчиками рук во вневременной организации. Данный уровень не связан с музыкальным развитием. На нём можно осваивать с ребёнком различные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики («Раздели горох и бобы», «Построй домик из конструктора», «Крабстроитель» и др.). При этом действия могут выполняться в неопределённое время.

В качестве примера хотелось бы привести игры и игровые упражнения, описанные в работе и объединённые названием «Театр теней». Не хитрые приспособления, такие как направленный свет от лампы, и про стая комбинация из пальцев рук дают удивительный эффект: на стене появляются образы щуки, киски, собачки... Создаём образ киски1: на звук шшшшшш необходимо с напряжением согнуть фаланги пальчиков, на слово мяу ручку и пальчики расслабить. Более высокий уровень развития моторики предполагает выполнение действий пальчиками рук в приблизительно обусловленное время, рамки которого создаёт текст, в том числе и стихотворный, как при создании образа киски2:

А у нашей киски

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

Необходимо поднять ручку вверх, пальчики выпрямить, затем согнуть указательный, средний и безымянный, а большой и мизинец оставить, не сгибая.

Четвёртый этап развития мелкой моторики в музыкально-педагогической литературе отсутствует. В то же время нами осознаётся необходимость его освоения: ребёнок дол жен научиться выполнять действия не только «крупными частями тела», но и пальчиками, в строго определён ное музыкальной фразой время, определённым приёмом . Данный этап значительно отличается от предыдущего: читая стихи, можно в любом месте остановить или замедлить чтение, тогда как остановка в песенке способна уничтожить саму мелодию. Вот почему ребёнок вынужден выполнять нужные движения определёнными пальчиками в строго определённое время. На данном этапе до школьник учится делать движения пальчиками («пальчиковые» образы) соразмерно звучащей музыке и сло вам, подчиняясь музыкальному ритму, темпу и метру. С этой целью авто ром статьи были написаны специальные песенки , освоение которых даёт возможность научиться выполнять такие движения, развивает произвольное внимание, распределение внимания, координацию, а также волю. В качестве примера приведём песеку «А у киски есть дружок» .

Текст Движения

А у киски

Есть дружок,

Пальчики правой

ручки изображают киску.

маленький щенок.

Пальчики левой ручки

изображают собачку.

Они весело шалят:
Лают,

Отведённый максимально вниз

мизинец левой руки

прижимается к другим пальчикам

и вновь опускается.

«Мявкают»,

Согнутые указательный,

средний и безымянный пальчики

правой руки выпрямляются и

вновь сгибаются.

Шипят!

Фаланги пальчиков рук

с напряжением сгибаются.

Пятый этап основан на выполнении действий в строго организованном музыкальном времени конкретными пальчиками. При этом можно использовать песенки «Считалочка 1» и «Считалочка 2» .

Эти песенки дети любят повторять и разучивать, несмотря на значительные трудности, которые с этим связаны. Они состоят в следующем: ребёнок должен запомнить «музыкальные» названия пальчиков (1й = большой и т.п.); выполнять нужные движения определённым пальчиком какой-либо рукой в строго определённое время; выполнять нужные движения разными пальчиками обеих рук в строго определённое время.

До освоения песенки, с целью преодоления вышеописанных трудностей, педагог должен рассказать, что пальчики в музыкальной стране имеют свои названия: большой = 1-й, указательный = 2-й, средний = 3-й, безымянный = 4-й, а мизинец = 5-й; ознакомить и разучить с детьми игровое задание «Нужный пальчик, поклонись!». Содержание его заключается в том, что педагог называет пальчик «музыкальным именем» (например: «1-й или 2-й и т.п. пальчик, поклонись!»), а ребёнок должен согнуть названный пальчик, т.е. по клониться им. После этого дети разучивают песенку.

Освоение вышеперечисленных этапов в строгой последовательности позволяет ребёнку на достаточно высоком уровне развить мелкую моторику (имеется в виду доинструментальный этап). Однако для под готовки ребёнка к чтению записи аппликатуры (и нотного текста) необходимо сформировать и освоить дополнительные умения и навыки на следующих этапах развития мелкой моторики, которые не могут быть описаны в рамках одной статьи. Последующие этапы, по нашему убеждению, связаны с одно временным, комплексным развитием чувства ритма, а также чтения его записи одновременно с записью аппликатуры, что указывает на вы сокий уровень развития полифонических способностей. Практика показала, что все дети в играх с интересом осваивают достаточно сложные игровые задания.

Литература

1. Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т.С. Бабаджан. – М. : Просвещение, 1957.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1982.

4. Жак%Далькроз, Э. Ритм: Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Э. Жак-Далькроз // Театр и искусство. – СПб., 1922.

5. Радынова, О.П. Песня, танец, марш: конспекты занятий и развлечений по 2й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 3–5 лет / О.П. Радынова – М. : Издво ГНОМ и Д., 2003.

6. Рогова С.А. Музыкальные кубики / С.А. Рогова. – Пенза: Издво ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009.

7. Рогова, С.А. Развитие полифонических музыкальных способностей детей 4–5 лет: Дисс. … канд. психол. наук / С.А. Рогова. – Тамбов, 2006. 8. Нижегородцева, Н.В. Психоло-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2001.