Методические рекомендации по проведению классного часа ко Дню Матери «Имя твое несу через жизнь как святыню. Методические рекомендации по проведению Дня матери в детском саду

МОУДОВ «РМК Зареченского района г. Тулы»

классных часов, посвященных Дню Матери

Из опыта работы школ

Нижнего Новгорода

«Да святится имя твое!»

(литературно-музыкальная гостиная, посвященная Дню Матери)

Звучит музыка.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Нашу литературно-музыкальную гостиную мы посвящаем Дню Матери. Каждый человек - это чей-то сын или чья-то дочь, у каждого из нас есть или была мать. Поэтому праздник Матери действительно всенародный, это самый светлый, добрый день в году. И мы его начинаем.

Ученица читает отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей»

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест...

Музыкою радости и боли

Он гремит - души моей оркестр

Но когда скажу я, как впервые,

Это слово - Чудо.

Слово - Свет, -

Встаньте, люди!

Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы!

И встаньте, горы,

Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!...

Встаньте все

Как леса встают с заре.

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это - искра первая сознанья, Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит Заглушённой совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!...

Я произношу его: «Мама!»

на словах: «Встаньте!» - ребята встают.

Стоя выслушивают концовку стихотворения:

«Я произношу его: «Мама!» Затем садятся.

1 ведущий.

На каком бы языке ни звучало это слово, «ненька» – по-украински, «апа» – по-киргизски, «Нана» – по-осетински, оно одинаково нежно ласкает слух, одинаково больно бередит сердце и о многом заставляет задуматься. Его лепечет дитя в колыбели, с благоговением произносит умудренный жизнью взрослый человек и с благоговением – глубокий старец.

(Начинает звучать духовная музыка)

На фоне музыки говорит 2-ой ведущий

(на экране иконы Владимирской Богоматери, «Сикстинская мадонна»)

С древнейших времен и до наших дней образ матери священен. Это в Евангелии дева Мария - мать Иисуса Христа, это и в Библии, «книге всех книг» Дева Мария с Христом на руках называется мадонна. Поэтому образу и подобию все художники всех эпох мать с ребенком на руках называют мадонной.

Далее ученица рассказывает об Иконе Владимирской Богоматери, другая ученица - о «Сикстинской мадонне» Рафаэля (их изображение на экране). Девочка читает стихотворение: Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! (Духовная музыка и слайды заканчиваются)

Начинает звучать другая музыка (как в начале)

1 ведущий.

Испокон века мать олицетворяла собой стремление к миру, покою, Жизни. Ей ненавистна война, где и когда бы она ни происходила, далеком ли прошлом, в наши ли дни, когда матери отправляются в путь за своими сыновьями, разыскивают их в далекой Чечне и привозят, живых или мертвых домой.

Мать всегда права, потому что она создает жизнь и служит Жизни. Инсценировка из IX сказки «Сказок об Италии» М.Горького

(На экране – фотографии, иллюстрации матери с ребенком)

Учитель

В муках и страданиях мать дает человеку Жизнь. С первого дня жизни ребенка она живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое, а ее любовь согревает малыша. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности.

Исполняется песня «Мамино сердце».

Звучит музыка, на экране - страницы военной летописи.

Учитель.

Не залечить раны войны. Сколько их, неоплаканных могил, несвершившихся судеб, не вернувшихся с войны сыновей и дочерей! И как передать страдания матери, потерявшей сына или дочь! Ученица читает стихотворение Юлии Друниной «Зинке»

Сначала уходят дети

На длину материнского шага,

На длину материнской руки.

Подрастая, уходят дети

На длину материнского зова,

На длину материнского взгляда,

Вырастая, уходят дети

На длину материнской тревоги,

На длину материнской любви.

Ученица

Именно любовью продиктован подвиг матери манкурта, бросившейся вопреки здравому смыслу, на спасение сына, пытавшейся любовью своей пробудить в нем память.

Читается наизусть отрывок из романа Ч.Айтматова

«И дольше века длится день» (легенда о матери манкурта)

Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут.

Все, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То - сердце матери.

Оно так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей.

Учитель

Поклонимся низко своим матерям за их неустанный труд, терпение, за самоотверженную любовь, самопожертвование. За то, что они есть. За то, что в трудную для нас минуту нам есть, где приклонить голову, излить свою душу и быть уверенной, что нас поймут и нам помогут.

Звучит песня «Поговори со мною мама»

1 ведущий

Но не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свои любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова дочери или сына, которых так ждет мама, ведь она их заслужила. Послушаем, какие находят слова для своих матерей поэты и писатели.

Читаются стихотворения.

1. «Красивые мамы»

2. «Я берегу себя, родная»

3. О вера наших матерей

4. «Легче всего обидеть мать»

5. «Волос ее прядки»

2 ведущий

Время неумолимо. Матери стареют, становятся бабушками. Между бабушками и внуками устраиваются самые дружеские доверительные отношения. Бабушки стараются разделить их горести и радости, выступают советчиками, предостерегают от опрометчивых поступков.

Рассказ о бабушке «Ох, уж эти бабушки!»

2 ведущий

Смысл жизни матери - в детях. Счастье матери - это счастье ее детей. Онаидет рядом, рука об руку со своими детьми до конца дней своих и движет ей любовь к своему ребенку. Любовь матери абсолютно бескорыстна. Материнская любовь все прощает. «Если в сердце сыновьем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская народная мудрость, - то и тогда. Эта искра горела, был всю жизнь человеческую неугасимым пламенем. Человечество существует потому, что существует материнская любовь. Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери - вы этих словах, я думаю, нет ни капли преувеличения.

Ученица рассказывает легенду о материнском сердце

(Из письма Сухомлинского сыну)

Учитель

А мы вдумаемся: достаточно ли мы внимательны, добры к нашим мамам при жизни? Многие почитают своих родителей тогда, когда они уже этого не слышат. Дети идут к безмолвным холмикам на материнском покое и просят у матери прощения. И неотступное чувство вины будет преследовать их всю жизнь, бередить их совесть незаживающей раной.

Ученики (мальчики) читают стихотворение Р.Гамзатова:

«Если мать хоронит сыновей»

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может,

На могиле матери своей

Сына совесть чуткая тревожит.

Вот и ныне, мама, я стою

Пред холмом, понурясь виновато,

С болью вспоминаю жизнь свою,

Все, чем огорчал тебя когда-то...

Мне бы, как велит сыновний долг,

Безотлучно, мама дорогая,

Быть с тобой, тебя оберегая.

Мне б, как часовому на посту,

В день, когда склонилась ты устало,

Отражать своим оружьем ту,

Что к тебе с косою подступала.

Мне б, подобно дубу над рекой,

Пить корнями воду, но упорно

Думать, что настанет миг такой –

И не будет влаги животворной...

Мама, сколько раз просила ты,

От которой не видать нагорий.

Но увлек меня могучий вал,

И наказ твой я забыл, к несчастью,

Опоздал я, мама, опоздал!

Не успел к руке твоей припасть я!

Занесло меня в такую даль!...

Да и ты поторопилась очень,

Побыла б у нас хотя февраль –

Ведь февраль всех месяцев короче!

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может.

На могиле матери своей

Сын молчит. И сына совесть гложет.

«Не надо мне лекарств и докторов»

Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы,

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы

Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет:

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать бы не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.

Я вас прошу: и ныне, и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -

Себя вы не простите до могилы.

А я вдруг задыхаюсь среди дня,

Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи.

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГОУ «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования»

Единого Всекубанского классного часа в образовательных учреждениях и занятий в дошкольных общеобразовательных учреждениях

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

В настоящее время основополагающими в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального народа России и передаются от поколения к поколению.

0 RU В настоящее время основополагающими в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального народа России и передаются от поколения к поколению.

Во многих странах мира отмечают День матери. Например, в США, Японии, большинстве европейских стран его празднуют в мае, в Белоруссии - в октябре.

В России День матери - праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября.

В этом году 30 ноября в образовательных учреждениях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных Дню матери, будет проводиться Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», который может и должен стать действенным средством практического закрепления общероссийской традиции.

Классный час направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своего народа и осознание необходимости преемственности поколений. Цель классного часа - поддержать традиции заботливого отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери. Знакомство с Земной жизнью Пресвятой Богородицы и его осмысление, организованные в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом того, что они могут быть членами семей, принадлежащих к другим конфессиям, должны носить культурологический, объясняющий и просветительский характер.

Тема взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной выбрана не случайно. Общеизвестно, что христианство, как и любая другая религия, считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы - «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Будучи земной Матерью Спасителя Иисуса Христа, она предвидела грядущие страдания своего Сына. Извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Подтверждением этого служит высказывание Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: « Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья - Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».

Рекомендуем обратить особое внимание на то, что земная жизнь Пресвятой Богородицы во многом напоминала жизнь простого человека, но при этом отличалась смирением, трудолюбием, кротостью, самопожертвованием и милосердием. С детских лет Мария не была похожа на других. Всех окружающих поражало необыкновенное развитие Ее ума и сердца. Каждый день Девы Марии отличался особенной чистотою и трудолюбием. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом, по три раза в день совершала молитву. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием: пряла лен и шерсть, вышивала шелками, превосходя всех своих подруг и природным разумом, развитым чтением, и в искусстве ремесла. Всех изумляло совершенство Ее души. Она была смиренна сердцем, благомудренна в беседе; говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна. К бедным и страждущим проявляла милость и никому не отказывала в помощи.

Основой повествования о Земной жизни Пресвятой Богородицы может стать знакомство с православными Богородичными праздниками (Рождество Богородицы, Введение во Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Покров Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы), осуществленное с учетом возрастных особенностей школьников. В любом возрасте слово «праздник» вызывает положительные эмоции, а его смысл понятен и доступен каждому. Однако следует обратить внимание на своеобразие церковных праздников, их воспитывающее и моральное значение.

Предпочтительно организовать проведение этого особенного классного часа преподавателями основ православной культуры совместно с родителями (в первую очередь с мамами), при поддержке школьных психологов. Желательно пригласить священнослужителей.

При подготовке и проведении мероприятия следует отойти от формальной подачи материала, ориентируясь, прежде всего, на эмоциональный настрой учащихся. Главное - достучаться до сознания и сердца каждого юного кубанца. Традиционные формы должны уступить место творческим находкам, как самих педагогов, так и школьников. Желательно создать инициативные группы, объединяющие детей и взрослых. Классный час должен стать коллективным творческим делом, надолго оставить след в сознании детей, заставить их задуматься над предназначением женщины-матери.

Продуктивными окажутся опережающие задания. Дошкольникам и учащимся младших классов можно предложить подготовить рисунки, фотомонтажи, коллажи о маме; составить устный рассказ по теме «Мы с мамой!», «Моя мама - самая лучшая на свете!», или выучить стихи о маме, бабушке. В средней и старшей школе предпочтительнее использовать технологию работы в группах, по выполнению заданий поискового характера. Например, собрать материал о праздниках Пресвятой Богородицы, проследив Ее земной путь, или о значении и роли отдельных Богородичных икон, защищавших Святую Русь против врагов; подготовить мультимедийные презентации по темам «Иконография Пресвятой Богородицы», «Богородичные храмы» и т.д.

Существенное воспитательное значение будет иметь изготовление в ходе урока подарка для мамы, или младших членов семьи.

Проведенное мероприятие обязательно должно найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах.

· выставка творческих работ учащихся, ставших итогом выполнения опережающего задания (рисунки, фотомонтажи, коллажи, мини-сочинения, сообщения, иллюстративное сопровождение исследовательских проектов);

· выставка литературы по теме классного часа (список рекомендованных изданий прилагается);

· репродукции Богородичных икон;

· тематическая выставка: «Ремесло Богородицы» (вышивка гладью, бисером);

· тематические мультимедийные презентации;

· музыкальное сопровождение (например, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»; А. Фомин «Дева Богородица»; Г.Ф. Пономаренко «Богородице Дево, радуйся») (см. приложение - диск);

· фрагменты видеофильма «Богоматерь Владимирская» из цикла «Третьяковская галерея. История одного шдевра». ВМО «Государственная Третьяковская галерея» 1999 г. (см. приложение - диск);

· фрагменты аудиокниги «Земная жизнь пресвятой Богородицы для детей». Издательство: ООО «Деоника». 2007 г. (см. приложение - диск);

Предложенные рекомендации по проведению классного часа позволят учителю конструировать свой вариант его реализации, ориентируясь на потребности учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности, выбрав одну лаконичную сюжетную линию.

Воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста

Беседа может сопровождаться музыкой, вызывающей радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль, способствующей активному сопереживанию, воздействующей на чувства и сознание. В ходе занятия можно предложить воспитанникам отобразить свое видение услышанного в рисунках. Важным представляется последующее закрепление полученной информации в повседневной работе с детьми, во всех видах детской деятельности. В беседе очень важно постоянно обращаться с вопросами к детям, пытаясь через знакомые для них понятия и явления, донести глубинный смысл Земной жизни Пресвятой Богородицы.

В случае если в ДОУ отсутствовала традиция знакомства с основами православной культуры, воспитатель может остановиться только на одном сюжете, например «Введение во Пресвятой Богородицы», заострив внимание на Ее добродетелях, проявившихся с раннего возраста, или «Покров Пресвятой Богородицы», позволяющий понять предназначение Матери как защитницы и покровительницы своих детей, своего народа и всего рода человеческого. Подобное занятие может стать первым из целого цикла ознакомительных тематических бесед, повествующих о других эпизодах из Земной жизни Пресвятой Богородицы.

1 - 4 КЛАССЫ

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, рекомендуем выстраивать сценарий классного часа от сюжетов, связанных с воспитанием у учащихся чувства любви и уважения к маме, развитием умения заботиться о членах своей семьи, о близких людях к формированию представления о традициях православной культуры, о значимости икон Пресвятой Богородицы в истории страны.

Классный час для начальной школы может содержать элементы познавательной беседы, устного журнала - презентации или проходить в форме знакомства с православными богородичными праздниками на основе поисковой деятельности учащихся.

Опираясь на детские представления и отношение к маме, предпочтительно раскрыть образ Материнства в беседе по теме «Почему моя мама самая лучшая на свете?». Сформировав определенный эмоциональный настрой, учитель может предложить вниманию школьников рассказ-презентацию о Матери Иисуса Христа, е жизни и предназначении как Матери всего человечества.

5 - 9 КЛАССЫ

Важнейшая цель классного часа в 5 - 9 классах - культурологическая и воспитательная. Классный час должен быть направлен на продолжение работы по формированию духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств учащихся среднего звена, с опорой на знания основ православной культуры, литературы, кубановедения, истории, МХК, ИЗО, музыки.

Представляется целесообразным использовать межпредметные связи, обратив внимание на историческую функцию икон. Одной из самых почитаемых икон русской земли является икона «Богоматерь Владимирская» начала XII века. На протяжении веков Святой Образ не единожды спасал Русскую землю от врагов. В XIV в. русские люди с ее помощью остановили нашествие Тамерлана. В начале XVII в. изгнали польских и шведских интервентов. В годы Великой Отечественной войны, под Сталинградом сумели коренным образом переломить ситуацию и перейти в контрнаступление против фашистских захватчиков. Подобную чудодейственную силу имели и другие иконы с Образом Божьей Матери. «Богоматерь Казанская» хранила наших воинов в годы Отечественной войны 1812 г., покровительствовала М.И. Кутузову. «Августовская Божья Матерь», находящаяся сегодня в Екатерининском Соборе г. Краснодара покровительствовала казакам в суровые годы Первой мировой войны. «Гребенская Божья Матерь» защищала Моздок от набегов Шамиля в XIX в.

В средней школе можно обыграть ситуацию рассматривания страниц альбома, посвященного жизненному пути Богородицы.

Листов у альбома может быть несколько, а может быть два или три. Все зависит от временных рамок классного часа, наполняемости классов, объема содержания, подготовленности учителя и детей.

Второй лист альбома может быть посвящен информации о великих праздниках, посвященных Богородице.

Третий лист альбома представляет святую Богородицу как Мать- Заступницу Земли Русской.

Четвертый лист альбома знакомит с изображением иконы Богородиц в литературе, в произведениях русских художников.

Пятый лист альбома - заключительный. В нем рассказывается о связи содержания классного часа с сегодняшними реалиями.

Тематика альбомных листов и их содержания вариативны, одна тема может доминировать над остальными. Главное, чтобы дети почувствовали значимость данного мероприятия, восхищение услышанным и приобщились к сокровищами культурного наследия человечества.

Возможны и иные формы, предполагающие использование элементов игровой технологии, например экскурсия в музей Богородичной иконы или путешествие по страницам Библейских историй, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы.

10 - 11 классы

Классный час в старшей школе должен быть направлен на реализацию принципа посильного включения учащихся в обсуждение реальных социальных и моральных проблем, проявление социальной, духовной и нравственной зрелости.

Классный час может состоять из двух взаимосвязанных модулей, каждый из которых имеет свою задачу.

I модуль - информационный. Он формирует представление о жизненном пути Богородицы, как культурной и духовной ценности России.

В процессе работы учащиеся должны уметь находить требуемую информацию в различных источниках, интерпретировать и систематизировать ее, высказывать собственную точку зрения. Направление их размышлений и поисков могут определять следующие направления беседы: «Пресвятая Богородица в судьбе России»; «Пресвятая Богородица в древнерусской литературе и фольклоре», «Пресвятая Богородица в светской художественной литературе», «Пресвятая Богородица в изобразительном искусстве», «Пресвятая Богородица в музыкальных произведениях».

II модуль - дискуссионный предполагает включение учащихся в обсуждение реальных социальных проблем, актуальных для современных и будущих матерей в форме философского стола, или литературно-музыкальной гостиной по направлениям «Ваши представления о Пресвятой Богородице», «Значение Образа Пресвятой Богородицы в вашей семье», «Подвиг материнства» и др.

Составители: специалисты ККИДППО: Галутво Л.М.,

Басий В.Н., Чуп О.В., Бубнова Д.С., Иванова Г.Г.,

Киселева Н.А., Борисова Н.В., Шихова Т.И.

При подготовке и проведении Всекубанского классного часа «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» следует учитывать «Информацию о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений» Министерства образования РФ от 12.07.2000 № 549/ 28-16; рекомендации департамента образования и науки Краснодарского края от 15.12.2005 г. № 15-1066 «О противодействии экстремизму и распространению теологической литературы».

При выборе и использовании литературы необходимо обращать внимание на наличие грифа «рекомендовано или допущено» Министерства образования и науки РФ, а также на наличие рекомендаций департамента образования и науки Краснодарского края, Духовного цензурного комитета, благословления Святейших Патриархов всея Руси и т.д.

Приводим примерный перечень изданий и Интернет-ресурсов в помощь по подготовке Всекубанского классного часа.

1. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] /Н. А. Барская - М.: Просвещение, 1993. - 223.: ил.

2. Благовещение Пресвятой Богородицы [Текст] // Бородина А. В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учеб. пособие для 2 класса в 2-х ч. - Ч.1 / А. В. Бородина. - изд. 2-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2006. - 136с.: цв. ил.

3. Библия, пересказанная для новоначальных. - М.: «Ковчег», 2006.

4. Богоизбранная отроковица [Текст]: сценарий, посвященный земной жизни Богородицы / Шорыгина Т. А. Православные праздники для детей: пособие для педагогов нач. и средней школы. - М.: Либерия - Бибинформ, 2008. - 144 с.

5. Бородина, А. В. Основы православной культуры [Текст]: Рождество Пресвятой Богородицы: для детей дошкольного возраста / А. В. Бородина. - М.: Основы православной культуры, 2006. - 16 с.

6. Бородина, А. В. Дом Богородицы: Русь святая: урок 32 -33 // Основы православной культуры: православие - культурообразующая религия России / А. В. Бородина. - Изд. 3 - е. - М.: Основы православной культуры, 2007. - С. 196 - 206.

7. Бородина, А. В. Религиозное искусство // Основы православной культуры: учеб. пособ. для основной и старшей школы / Бородина, А. В. - Изд. 5-е. - М.: Основы православной культуры, 2006. - С.161 - 208.

8. Бородина, А. В. О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы: «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие» // Основы православной культуры: о чем рассказывают икона и Библия: учеб. пособ. для 3 кл. / Бородина, А. В. - Изд. 2- е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007. - С.63 - 73.

9. Гричаных С.И. [и др.] «Это вечное слово - мама»: литературно-музыкальная гостиная / С. И. Гричаных [и др.] // Классный руководитель. - 2009. - № 3. - С. 3 - 7.

10. Защитница земли Русской [Текст] // Бородина А. В. Православие - культурообразующая религия России / А. В. Бородина. - изд. 2-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2006. - 208с., цв. ил.

11. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорова. - Ярославль:1994г.

12. Земная жизнь Пресвятой Богородицы // В подарок матери и дочери - М.: Лествица, 2003. - С. 3-25.

13. Кострова Л. «Анна с Иоакимом к храму Марию ведут…»: урок-театрализованное представление / Л. Кострова. // Духовно-нравственное воспитание. - 2008. - 1. - С. 100 - 103.

14. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. - М., 2002г.

15. Мерцев, Д., священник. Покров Пресвятой Богородицы / Д. Мерцев // Вольная Кубань. - 1998.

16. Незабвенный милый образ: литературный час ко Дню матери для учащихся 7 - 8 классов // Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т. Р. Цымбалюк. - Волгоград: Учитель, 2009. - С. 44 - 64.

17. О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы [Текст] //

Бородина А. В. О чем рассказывает икона и Библия: учеб. пособие для 3 класса в 2-х ч. - Ч.1. / А. В. Бородина - М. : Основы православной культуры, 2006. - 104с.

18. Семёнова, Г. Августовская икона Божией матери: Заступница усердная / Г Семёнова, // Божий мир. - 2010. - № 4. - С. 8 - 9.

19. Семенова Г. Икона Божией матери Сладкое лобзание: Заступница усердная / Г Семенова // Божий мир. - 2009. - № 6. - С. 8 - 9.

Как провести в детском саду День матери и отца ?
Методические рекомендации*

Об истории новых российских праздников

Уже десять лет в России отмечается День матери в последнее воскресенье ноября . Праздник утвержден Указом президента РФ № 120 от 30 января 1998 года. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

В настоящее время в Российском Парламенте идут дискуссии о целесообразности придания официального статуса празднованию в России Дня отца, по аналогии с Днем матери, чтобы ценность российского отцовства была признана на государственном уровне наравне с материнством.

Многие территории российской федерации (Волгоградская, Вологодская, Ульяновская, Магаданская, республики Саха, Коми и др.) узаконили в праздничном календаре День отца, хотя сроки празднования у всех разные. Например, Волгоградская область стала одним из первых регионов России, где 1 ноября появился новый праздник – День отца. Ряд субъектов РФ выбрали другие дни ноября, а некоторые 8 июля. По православному календарю это День святых Петра и Февронии - покровителей семьи и брака.
Четвертое ноября вот уже несколько последних лет отмечается как Всемирный мужской день, который был объявлен отделением ООН в Вене. За рубежом День отца и День матери как национальные праздники существуют в Канаде, Америке, Финляндии, Германии, Эстонии и многих других странах. Они проходят как выражение любви и благодарности женщинам и мужчинам в их роли любящих и ответственных родителей, которые активно и искренне участвуют в воспитании детей. Официальное празднование этих дней призвано подчеркнуть значение вечных семейных ценностей: верного супружества, заботливого родительства, крепкого родства.

Рекомендуем педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений в рамках завершения Года семьи посвятить соответствующее календарное время проведению единого, совместного праздника – Дня матери и отца.

Цель: выразить общественное признание уникальной доли вклада как матери, так и отца в общий родительский труд.

* Подготовлено Е.П. Арнаутовой, научным со-руководителем Ресурсного центра

Что такое идеальное материнство и отцовство?

Ход исторического и экономического развития общества во многом способствовал сближению, но не совпадению ролей мужчин и женщин. Материнство и отцовство – составные части института родительства, они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как целостность. Ребенок формируется своеобразной комбинацией отношений матери и отца в их родительских и супружеских ролях. В этом состоит универсальность влияния на развитие ребенка института родительства.

Любовь матери в идеале безусловна, она - первая и наиболее значимая сторона родительской любви, ребенок нуждается в ней с младенчества как физиологически, так и психически. Мать - эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет «старт» вся последующая психическая жизнь и деятельность ребенка. Известный психолог и социолог Э. Фромм подчеркивал, что в идеале материнская любовь безусловна, мать любит ребенка, потому что это ее дитя, ему «не нужно добиваться и заслуживать» любовь матери; «если она есть, то она равна блаженству». Если же ее нет, как подчеркивал автор, «это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни» и ребенок ничего не может сделать, чтобы эту любовь создать. Отцовская любовь, в отличие от материнской, обусловлена, она должна быть заслужена ребенком и может быть утеряна, если он не оправдает ожиданий отца. Поэтому, материнский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, что ты есть». Отцовский принцип: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, исполняешь свои обязанности, похож на меня». Лишь одного начала – материнского или отцовского, недостаточно для гармоничного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя. Н.М. Карамзин, историк и писатель, говорил, что «без хороших отцов нет хорошего воспитания», подчеркивая значение гармоничного сочетания обоих родителей в полноценном развитии детей.

Традиционная функция отца - обеспечивать социальную опору и авторитет семьи, функция матери - обеспечивать ребенку безопасность в жизни, воплощать духовное и эмоциональное начало. Отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и, следовательно, играют решающую роль в его половой социализации. Матери в своем большинстве относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери, и в этом смысле меньше учитывают их половую принадлежность. Мать больше опекает детей, отец больше предоставляет свободы и самостоятельности. С воспитательной ролью отца связаны вопросы авторитета, власти, строгости и дисциплины. Матерям не свойственно принимать риск в поведении ребенка, они чаще пресекают детские поступки, которые отцы допускают. Мужчина проторяет ребенку путь к человеческому обществу, приводит его к людям, мать - предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческих отношений. Отец - источник познания о мире, труде, технике, побуждают ребенка к экспериментированию, соревнованию, провоцируют его на риск и преодоление трудностей, способствует ориентировке детей на социально полезные цели. Он учит ребенка, руководит им, чтобы тот смог справиться с проблемами, которые ставит перед ним общество. Например, вербальные и невербальные воздействия матери и отца имеют для ребенка разное социальной содержание. Материнские прикосновения несут нежность, умиротворение, покой, теплоту, легкость, в то время как отцовские поощряют активность, проявление силы. Один и тот же стиль отцовского поведения может быть и вполне оправдан, и решительно неприемлем, в зависимости от того, как ведет себя и что дает ребенку мать, что в воспитании они доверяют друг другу.

Мысль о слабости и снижении воспитательной роли современных отцов - один из распространенных стереотипов массового сознания, отмечает социолог И.С. Кон. Большинство ученых подчеркивают, что сегодня никто не стал хуже, чем ему завещано природой, – ни мужья, ни жены, ни отцы, ни матери. Природа любви отца и матери опосредована гендерными различиями и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства. Однако наблюдается дефицит взаимодействия их как «команды». Исследования показывают, что современные отцы не только не уступают, но и превосходят отцов прошедших поколений в уходе за детьми и общении с ними. Характер проявления отцовской зрелости меняется на фоне все большего внимания к эмоциональной и духовной сторонам жизни и отношений в семье. Отцы эмоционально ближе к нынешнему поколению детей, лучше их знают, больше дорожат их любовью, больше к ним привязаны. Как подчеркивает Д.С. Акивис, даже самый слабый сегодняшний отец сильнее, чем отцы предыдущих поколений.

Тем не менее, по прогнозам специалистов, грядущим поколениям угрожает «безотцовщина». Статистика такова, что на фоне увеличения числа разводов и внебрачных рождений почти половина рождающихся детей заметную часть дошкольного периода детства проживают без активного участия в их воспитании отцов, т.к. в случае распада семьи остаются с матерью. Явление «фантомного отца» приводит к снижению роли семьи в полноценном полоролевом развитии детей, что прямо и косвенно усиливает дальнейшую феминизацию семейного воспитания и сбои в социализации детей.

Известный психотерапевт А.М. Полеев отмечает, что вклад мужчины и женщины в воспитание не может оцениваться одними «мерками». Многие ученые признают, что теплые отношения с женщиной имеют для мужчины особую ценность, но глубокий психологический анализ природы отцовского чувства, особенно в ситуации развода и адаптации мужчины в роли отчима, практически отсутствует, а отрывочные сведения противоречивы. Согласно данным современных исследований, только треть разведенных отцов достаточно часто (каждую неделю или раз в две недели) видят своих детей и могут в какой-то мере заниматься их воспитанием. Даже при частых контактах менее половины отцов берут на себя смелость утверждать, что их влияние на детей велико. Таким образом, воспитательная активность отцов, в том числе в случае развода, зависит исключительно от их доброй воли.

Образ отца формируется у ребенка во многом под влиянием того, что слышит ребенок от матери, бабушки, соседей, воспитателей, что читает в их глазах, когда речь заходит об отцах.

Чем наполнить проведение Дня матери и отца в детском саду?

Целесообразно посвятить содержание воспитательно-образовательной работы с детьми и общение с родителями ценностям счастливого родительства, чтобы выразить почтение отцовству и материнству как уникальным феноменам в жизни человека.
Выстраивание тематической программы ставит следующие социально-педагогические задачи :
- сосредоточить внимание на уникальной роли отца и матери в гармоничном полоролевом развитии и благополучной социализации детей;
- способствовать повышению авторитета ответственного материнства и отцовства;

Примерный перечень вариантов работы с детьми и общения с родителями:

  • Тематическое анкетирование, тестирование, экспресс-опросы отцов и матерей с целью вовлечения взрослых в обсуждение проблемы современного родительства: «Отцы глазами матерей и матери глазами отцов»; «За что я уважаю мужа как отца ребенка», «За что я уважаю жену как мать ребенка»; «Какими являются, на ваш взгляд, современная мать и современный отец»; «Как выглядит идеальный отец (мать)?» и т.п. (см. библиографию приложения 1).
  • Интервью, этические беседы с целью формирования у дошкольников представленийоб особенностях поведения людей в зависимости от пола: интервью «Для чего существуют папы и мамы»; этические беседы «Мы с папой в доме заботливые мужчины», «Мы с мамой в доме заботливые женщины»; составление рассказов (в том числе,по типу незаконченных предложений): «В чем мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга».
  • В рамках «Недели игры» целесообразно создание в возрастных группах предметно-игровой среды для организации самодеятельных игр героической и семейно-бытовой направленности, например: «полицейские», «спасатели», «военнослужащие», «семья принимает гостей» и пр.; участие матерей и отцов, бабушек и дедушекв игровых сеансах; проведение дидактических, словесных, настольно-печатных, народных игр: «О профессиях мужчин и женщин», «Найди одежду (обувь) для мальчиков и девочек», «Сезонные игры и обряды» и т.п.
  • Выставка домашних игрушек: «Во что играли в детстве мамы и папы, бабушки и дедушки и во что играют дети сегодня» с сопровождением рассказов взрослых о своих играх и игрушках и совместными с детьми играми.
  • Спортивно-досуговые и познавательные развлечения с участием детей и взрослых: «Состязания смелых, ловких и внимательных», «Гостеприимные хозяева», «Покажем свое умение рукодельничать», «Приятные подарки для мужчин и женщин, мальчиков и девочек»; викторины, типа:«Кто, где и когда отмечает День отца и День матери?», «Знаем пословицы и поговорки о семье» и др. (см. приложение 2).
  • Изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома: «Рисуем письма любви и благодарности отцам и дедам, матерям и бабушкам»; вернисажи детских рисунков: «Портрет моей мамы (папы)», «Мои друзья – мальчики и девочки»; «Папа у нас, что надо», «Моя мама самая-самая»; выставка семейных коллажей «Любимое занятие папы (мамы)»; «Рисунок семьи в виде дома».
  • Музыкально-поэтические и фольклорные вечера: «Отцовство и материнство – величины постоянные»; «Материнство и отцовство, воспетое в литературе, музыке и живописи»; «Традиции и обряды отцовского и материнского воспитания прошлых поколений» и др.
  • Создание и показ тематических видеофильмов: «Секреты духовного лидерства мужчины в семье»; «Материнский фольклор в семейном воспитании». Подготовка тематических буклетов: «Верность родительскому долгу», «Чтобы в доме не было дефицита согласия».
  • Семейные конкурсы: «Детская фотография из семейного фотоальбома моих родителей»; «Лучший сценарий семейного праздника» и др.
  • Чествование матерей и отцов: Вручение грамот, благодарственных писем отцам и матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность; вручение родителям «наград» за отцовское и материнское чадолюбие, сделанных педагогами и детьми. Фотопанорама: «Мудрость отцов и матерей».
  • Акции: «Пусть всегда будет папа», «Мамы разные важны», «Многодетные матери и отцы», «День отцов для всех детей» и др. с учетом имеющихся в детском саду категорий родителей, в том числе, неполных семей и основанных на повторном браке. В рамках проведения акций могут распространяться поздравительные открытки, сделанные руками детей, отправлены СМС в форме лаконичных напоминаний-побуждений, сделана нейтральная информация об акции на сайте детского сада и пр. В выборе средств пропаганды идей ответственного родительства важно быть деликатными и тактичными, уважать границы частной жизни людей.
  • Дискуссионные встречи и диспуты о роли в семье отцов и матерей: «Феминизация воспитания – плюсы и минусы»; «Бесполая личность не более, чем абстракция! Каково ваше мнение?»; «Отец - биологическая необходимость, но социальная случайность: согласны ли вы с этим утверждением этнографа детства Маргарет Мид»; «О воспитании «рыцарского» отношения к женщине у мальчиков»; «Пример отца для дочери» и т.п. Важно поставить актуальные вопросы, которые могут оказаться для участников встречи ценнее «правильных» ответов.
  • Примеры упражнений и игровых заданий родителям в ходе проведения дискуссионных встреч, викторин и пр. :
    • Задание в парах: «Придумайте метафору, характеризующую современное отцовство (материнство)»;
    • Коллективное упражнение с карточками: «Ранжируем слова и фразы о роли матери и отца в семье». Ход упражнения: Родители получают карточки с фразами и прикрепляют их на демонстрационных силуэтах, затем в общей дискуссии обосновывают свои выборы.

Примерный набор фраз: Защищается работой, Проявляет терпимость, Обеспечивает надежность жизни, Проявляет снисходительность, Приобщает к домашнему труду, Использует физические наказания, Злоупотребляет оценкой, Уступает, Злоупотребляет критикой, Проявляет вспыльчивость, Гладит, Целует, Прощает, Развивает женственность, Развивает мужественность, Дисциплинирует, Ласкает, Развивает чувства, Занимается кормлением, Оказывает эмоциональную поддержку, Защищает, Контролирует, Обожает, Оберегает, Заботится, Злоупотребляет властью, Обеспечивает физический уход, Главенствует в воспитании, Развивает ответственность и деловитость, Предъявляет требования, Поощряет свободу и самостоятельность, Планирует будущее, Проявляет отстраненность, Подчиняет, Опекает, Играет, Наказывает, Развивает тело, Развивает ум, Является примером для подражания, Обеспечивает материальную опору семьи, Проявляет попустительство, Проявляет слабость, Проявляет нежность.

  • Сравнительный экспресс-опрос матерей и отцов: 1. Каким отцом является мой муж? 2. Каким он никогда не бывает? 3. Каким отцом он бывает и я уважаю его за это? 4. Каким отцом он бывает, но в этом мало пользы? 5. Каким отцом он хочет и пытается быть, но не всегда получается?

Аналогично формулируются вопросы в адрес матерей.

  • Упражнение в парах: «Определите по описанию детских комнат, какая принадлежит девочке, а какая мальчику» (см. статью автора Ж.Коробановой «Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника» //Детский сад от А до Я, 2006, №1, с.150 или кн. Элиум Дж., Элиум Д. Воспитание дочери. – СПб, 1997, с.64-65).

Приложение 1

Библиография книжных изданий:

Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М., 1989.
Арнаутова Е.П. Анкета для отца: «Путешествие в мир отцовства» //Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников.- М., 2007, с. 121-124).
Берн Ш. Гендерная психология. – Спб., 2002.
Добрынина Н. Растить мужчину //Дошкольное воспитание, 1995, № 6.
Кенфилд К. Сердце отца. Как отцы могут изменить будущее своих детей. Спб-Киев, 2001.
Клауд Г., Таунсенд Д. Фактор матери. Как избежать типичных ошибок, которые делают матери (пер. с англ.). – М., 2005.
Клюева Н.В. Тестовая методика для отцов //Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001, с.146-148.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002.
Лопатина О.Г. Особенности физического контакта матери с ребенком и его роль в развитии эмоциональной сферы //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, - Пермь, 1993. с.119-131.
Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. – М., 1989.
Овчарова Р.В. Родительская любовь как единство любви матери и отца //Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003, с.96-114.
Программа педагогического образования отцов «Вместе с папой» //Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи /Под ред. Т.А. Березиной – Спб., 1997, с.23-28.
Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. – М., Воронеж, 2004.
Салливен С.А Энциклопедия для отцов. - М., 1999.
Соловьев Н.Я. Роль отца в семье //Культура семейных отношений /Под ред. Г.Е. Кремнева. – М., 1980.
Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986.
Тархова Л.П. Воспитать мужчину. – М., 1992.
Фромм Э. Любовь между родителями и детьми //Искусство любви. – М., 1999.

Библиография журнальных статей

Андреенко Н. Отец и сын //Семья и школа, 1984, № 5.
Артамонова В. Мужчины в доме //Семья и школа, 1981, № 9.
Бабич Д. Папины игры //Игра и дети, 2002, № 2, с.29-30.
Губарев И. Папа – лучший друг ребенка //Игра и дети, 2006, №4, с.18-20.
Детский сад от А до Я, 2006, № 1. Тема номера: полоролевая социализация дошкольников.
Начинается с любви к матери //Семья и школа, 1984, № 3.
Руссанов Н. Сын глазами отца //Дошкольное воспитание, 1980, № 3.
Одинокий отец //Материнство, 1998, № 2.
Островская Л.Ф. Отцовский долг //Дошкольное воспитание, 1981, № 4.
Островскя Л.Ф. Гражданин, семьянин, воспитатель//Дошкольное воспитание, 1978, № 6.
Отцы и дочери //Семья и школа, 2000, № 11, с.10-11.
Прокофьева Л., Валетас М. Отцы и их дети после развода //Население и общество: Информ. бюллетень центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАЕН, 2000, № 50.
Семейный герб //Игра и дети, 2004, №4, с.8-9.
Сидорова Л., Яговкина Т. Обратим внимание на пап //Игра и дети, 2006, № 4, с.16-17.
Федосеева Л. У вас растет сын //Дошкольное воспитание, 1981, № 6.
Черномыс О. Отцы и дочки //Наш малыш, 1998, № 2.

Приложение 2

Сценарий досуга с участием детей и взрослых
«Праздник папы»*

Цели: Способствовать активному проявлению детьми себя как представителей мужского и женского пола;
Создать у детей и родителей радостное настроение и чувство удовлетворения от совместного общения.

Предварительная работа:

  • Привлечь мальчиков и девочек к участию в оформлении музыкального зала для проведения досуга.
  • Выучить с детьми стихи и «Песенку о папе» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.
  • Подготовить с детьми пригласительные билеты для гостей и праздничные подарки родителям.

Гости праздника занимают места в зале. Звучит музыка В. Золотарёва «Шагают мальчики и девочки». Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.
1-й ребенок: Папин праздник - главный праздник
Всех мальчишек и мужчин.
2-ой ребенок: И поздравить пап любимых мы сегодня так спешим!
3-й ребенок: Мы желаем папам счастья, неба мирного для них!
4-й ребенок: Мы мальчишек наших любим, уважаем от души!
5-й ребенок: Защищать всегда нас будут, хоть пока коротыши.
Ведущий.
Дорогие наши папы! Поздравляем Вас с праздником, желаем успехов в делах, счастья, добра!
Собрались мы сегодня вместе,
Чтоб отметить праздник мужчин.
Смелым, умным, отважным и добрым -
Вот таким хочет видеть вас сын.
Всем покажете ваши знанья,
Силу, ловкость, сноровку в борьбе.
Вы дерзайте наши мужчины,
И уверены будьте в себе.
Исполняется «Песенка о папе» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.

Ведущий. В этой шутливой песенке вы услышали, что папа может всё, что угодно. Сейчас они докажут это на деле.
Конкурс: «Мы авиаконструкторы» .
На столах лежат белые листы бумаги. Папы с сыном или дочерью складывают из бумаги самолёт. Оценивается быстрота и качество работы.

Ведущий: А теперь запустим самолёты и посмотрим, чей самолёт будет самым быстрым и улетит дальше всех. Папы вместе с детьми запускают самолёты. По дальности полёта подводятся итоги конкурса.
Звучит музыка: аудиозапись «Разноцветная игра» из сборника И.В.Бурениной «Ритмическая мозаика».
Ведущий: Что- то засиделись наши мамы и девочки! Папы, приглашайте на танец мам, а мальчики приглашают девочек! Дети и взрослые танцуют.
_______________________________________________________________
*Автор сценария Воробьева И.А., педагог-психолог ГОУ ЦРР детского сада № 1352 ВОУО, ЭП сетевого взаимодействия пилотного проекта: «Московское образование: от младенчества до школы»

Конкурс «Отгадываем загадки».

Ведущий: А сейчас разделимся на две команды: команда пап и мальчиков, команда - мам и девочек. Проверим, какая из команд сможет быстрее отгадывать загадки!

Загадки для участников конкурса :
Четырехколесный зверь
В гараже у нас теперь.
От колес клубится пыль-
Едет наш … (автомобиль)

Как оса, она жужжит,
Бороду отстричь спешит.
Утром со щетиной битва
Потому серьёзна … (бритва).

Вот предмет из черной кожи,
Своим видом с сумкой схожий.
На работу каждый день
Папочка берет … (портфель)

Папин номер наберем, трубку к уху,
Поднесём. С папой свяжет быстро он –
Наш мобильный (телефон)

Что за шёлковая лента
Под воротничком надета?
Говорит всем папа: «Здравствуй»,
Чуть поправив модный…. (галстук).

Ведущий: А теперь предлагаем задания, в которых надо проявить силу, ловкость и умелость.
Папы и дети распределяются на две команды. Предлагаются следующие игровые задания:

  • Кто быстрее доведёт клюшкой мяч до ворот?
  • Кто сможет одновременно поднять наибольшее количество шаров?
  • Скачки «Чья лошадка быстрее?» (дети «едут верхом» на папах, которые на четвереньках изображают «лошадок»).

Ведущий : Какие ловкие и быстрые у нас папы, да и мальчишки у нас тоже проворные! Просто молодцы!
Ведущий : Наш праздник завершается, девочки и мальчики очень старались, чтобы доставить удовольствие всем гостям и, особенно, папам. В заключении дети хотят сказать Вам, уважаемые папы, что Вы самые любимые, самые, самые, самые…

Дети читают папам стихи.

1-ый ребенок: Мой папа красивый и милый такой,
Мой папочка - самый-самый.
Он шляпу всегда поднимает рукой,
Встречаясь на улице с дамой.

2-ой ребенок: У папы работа!
У папы забота!
И некогда с нами ему поиграть!
А мы его любим, а мы его ждём!
Но если наш папа берёт выходной,
Как здорово с ним он такой заводной!
Все дети хором: Папы для нас очень важны!
Папы наши нам очень нужны!

Дети дружно бегут к папам и дарят подарки, изготовленные собственными руками.

Структурно классный час может состоять из трех частей:

В первой части мероприятия классный руководитель раскрывает общие понятия по теме «Имя матери», «святыня». Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение.

И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Мать - это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и ее бесконечность. Невозможно поспорить с тем, что этот праздник - праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Классный руководитель раскрывает понятия «материнская любовь», «сыновний долг». Рассматривается взаимосвязь этих понятий. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения своих детей она живёт их дыханием, их слезами и улыбками. Они всегда нужны своим детям. В этом смысл материнской жизни. Как солнце, любовь матери согревает детей.

После чего можно сказать о том, что во все века любовь к матерям вдохновляла поэтов, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери. Все мы знаем имя самой известной мамы, Мария-женщина, подарившая миру спасителя, маленького Христа.

Переход ко второй части классного часа каждый педагог определяет самостоятельно, учитывая возраст воспитанников и эмоциональный настрой детей.

Вторая (основная) часть. На фоне слайд-шоу с фотографиями матерей учащихся класса и указанием их имен, таким образом, обозначая содержание предстоящего разговора, педагог задает классу вопрос, чем же мамы отличаются друг от друга? Подводит разговор к тому, что у мам разные имена и сейчас учащиеся сделают подарки каждый для своей мамы. В этой части классного часа дети занимаются творческой работой. Начальная школа и учащиеся 5-7 классов делают поделку «Торт с сюрпризом для мамы». Каждый учащийся класса изготавливает поделку в виде кусочка торта, украшает ее, пишет на ней имя своей мамы и вкладывает в нее пожелание (это и будет сюрприз для мамы). После чего все учащиеся в классе соединяют вместе свои поделки (кусочки торта) и получается «Торт с сюрпризом для мамы» (инструкция по изготовлению поделки в виде торта, прилагается, приложение № 1).

Учащиеся старшей школы и средней (8-9 классов), также занимаются творческой работой, делают «Календарь женских имен». В нем указывают имена своих мам, с кратким описанием значения имени, его происхождения и прочее, согласно временам года и календарным месяцам. Каждый класс изготавливает свой календарь (приложение № 2).

После классного часа можно организовать выставку поделок в фойе школы.

В третьей заключительной части классный руководитель подводит их к тому, что, несмотря на различия имен у матерей, всех их объединяет одно - любовь к собственным детям, каждая мама святая для своего ребенка. Общепринято дарить мамам цветы, подарки, неожиданные сувениры, но всегда нужно помнить о том, что главный подарок – это внимание и забота о самом близком человеке. Можно также сказать, о том, что праздник -День матери в России- помогает подчеркнуть лучшие традиции отношения россиян к материнству. Важно, что он объединяет все слои нашего общества. Заставляет правительство и общество обратить внимание на проблемы, связанные с материнством в нашей стране.

Скачать методические рекомендации по проведению классного часа ко Дню Матери «Имя твое несу через жизнь как святыню»


  • Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».

Более новые статьи:

  • Методические рекомендации по проведению единого Всекубанского классного часа 23 мая 2015 года «С Победой в сердце!»
  • Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа в образовательных организациях «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» 30 ноября 2014 года.