Методики воспитания. Мотивация ребенка к учебе: учимся с удовольствием

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком - не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся - чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать - рассказывает Ксения Букша.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

Примеры:

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат - в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка - Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело - в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта - и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь - ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет - стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

«За каждую красивую букву - одна изюминка».

Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу - пирожное».

И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти - гаджет».

Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой

Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки - это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе - мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) - станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось - похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» - это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду - порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг

Это просто с малышами - они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться - вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры - именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет - до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь - ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха - хороший учитель. Но и мы тоже важны.

8. Коллективная и семейная мотивация

Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.

Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.

Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все - по мере сил. Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право - весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить

И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве - скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель - продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.

И еще немного примеров для иллюстрации:

Ходить в магазин для прабабушки : семейные ценности и справедливость.

Дополнительно учиться английском у: в зависимости от ситуации - забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).

Доиграть уже фактически проигранный командный турнир - коллективная мотивация.

Решать задачки по математике : если не получается - забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается - внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни - поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.

Удерживание от драк и вранья : забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности - маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.

Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом : забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.

Научиться тому, к чему нет талантов : забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».

Читайте советы психолога в нашем материале.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

Анастасия Пономаренко
психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

Родителям частенько приходится применять силу, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

Правила успешной мотивации ребенка к учебе

Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в . Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет.

Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии.

Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок .

Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

Узнайте также про ребят в классе.

Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный.

Не реагируйте слишком бурно .

И не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

Запомните: умный, не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

Процесс мотивации ребенка к учебе - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

Для начала в разговоре с подростком убедитесь, что ему ничто не мешает учиться. Ведь школа – это не только процесс получения знаний. Ребенок уйму времени проводит с одноклассниками и учителями, общается с ними. Узнайте, не было ли у него ссор с приятелями из класса или конфликтов с преподавателями. К сожалению, в школах встречаются и учителя, способные напрочь отбить интерес к своему предмету. Возможно, вам стоит помочь ребенку найти более комфортное место для обучения – перевести его в другой класс или даже другую школу. Обговорите этот вопрос, прежде чем начинать убеждать подростка в важности получения знаний и хороших отметок.

Мотивация

Повезло тем детям, которые еще в детстве выбрали себе профессию и упорно идут к цели. У них не встает вопрос, для чего им нужна учеба – разумеется, для того, чтобы поступить в нужный ВУЗ и стать ближе к мечте. Если ваш ребенок еще не определился, кем он хочет стать, помогите ему. Вместе обсудите, чем он интересуется, какие предметы выделяет, и где это может пригодиться во взрослой жизни. Посмотрите фильмы, посвященные различным профессиям, посещайте презентации различных предприятий. Когда подросток осознает, что хорошая учеба поможет ему достичь желаемого, он будет куда меньше лениться.

Неудача – это реально

Зачастую родители пугают своих детей, отлынивающих от учебы, тем, что им придется работать за низкую зарплату на неквалифицированных должностях. Однако подростки могут не рассматривать подобные угрозы всерьез. Сядьте и поговорите со своим чадом о том, что вы будете любить его в любом случае, даже если учеба ему не дается, и, когда вырастет, он станет прибираться в офисах или раздавать листовки у метро. Подобные рассуждения покажут ребенку, что это не страшные сказки, а то, что действительно может с ним произойти. Но даже в этом случае ему все равно важно будет знать, что вы не отвернетесь.

Хороший пример

В фильмах и литературе можно найти героев, которые красивы, успешны, популярны и при этом хорошо учатся. Почему бы не предложить ребенку ознакомиться с произведением, в котором есть подобные персонажи. К примеру, вы можете предложить подростку прочитать серию про юного волшебника Гарри Поттера. Его подруга Гермиона Грейнджер, кумир многих мальчишек и девчонок, обладала незаурядной страстью к учебе. Если ваш сын или дочь решат взяться за ум, хотя бы из подражания полюбившемуся герою, вы добьетесь своего.

В наши дни образование является необходимой и важной вещью в жизни каждого человека. Оно необходимо для того, чтобы впоследствии найти хорошую и высокооплачиваемую работу. Высокообразованный и интеллектуально развитый человек всегда превосходит своих сверстников по многим жизненно важным позициям.

«Учись хорошо – станешь богатым», - говорят родители нерадивым ученикам. И ведь они правы! Современный мир развивается такими темпами, что если нет головы на плечах, за прогрессом не угнаться. Это не означает, конечно, что нужно обязательно становиться . Важно понять актуальность образования.

Приобретать знания – не значит зазубривать. Важно научиться , то есть уметь постоянно совершенствоваться, впитывать новую информацию и применять ее на практике. Процесс обучения – это не только заучивание и написание . Через такие, на первый взгляд, ненужные задания человек тренирует свою память, творчески мыслить и излагать свою позицию. Изучение опыта предков – отличный стимул для новых открытий.

Однако, нельзя же постоянно изобретать колесо. Но зная принципы его изобретения, изучив все аспекты применения, можно совершить свой прорыв и принести пользу человечеству. А одновременно, и себе прибыль. На сегодняшний день знания – это уже не сила, это деньги. Как говорится, не умеешь работать головой – работай .

Есть знания – есть возможность облегчить свой труд. Если подойти к делу с умом, любую работу можно превратить в развлечение. Именно так появились посудомоечные и стиральные машины, доильные аппараты и компьютеры. И если некоторые думают, что управляться с ними может даже ребенок, то они глубоко заблуждаются. Без знания актуальных технологий в нашем мире делать .

Еще один подростковый фильм «Есть мечты - будут и путешествия» является драматическим. Главный герой этой потрясающей картины - двенадцатилетний мальчик Бен. Он живет со своими родителями на территории штата Техас. Родители этого мальчика имеют сложные отношения, ведь мать не отличается верность и готова изменять своему супругу с каждым мужчиной, который похож на звезду. Отец семейства старается не обращать внимание на такие выходки жены, а все свое свободное время посвящает ремонту лодки, которая никому не нужна. Все меняется тогда, когда в дом семьи попадает маленькая девочка Кесси, чудесным образом пережившая автокатастрофу, но потерявшая родителей. Бен и Кесси быстро нашли общий язык и решили сбежать из дома в Балтимор.

В 2004 году вышла в свет молодежная комедия «Евротур». Это история американских подростков, которые решили отправиться в занимательное путешествие по Европе. Во время своего отдыха они столкнулись с безумными, но очень смешными приключениями.

Профессия преподавателя считается одной из самых сложных: нужно не просто много знать и отлично разбираться в предмете, но еще и постоянно иметь дело с детьми, студентами или родителями.

Профессия учителя считается достойной и благородной. Учителя - это люди, которые передают знания и опыт, стараются привить правила жизни, лучшие качества подрастающему поколению. Только вот в современном обществе профессия учителя не является такой уж престижной. В школах учителя не получают ни высоких зарплат, ни уважения учеников или родителей, а зачастую и удовлетворения от своей работы. Поэтому абитуриенты, будущие и настоящие, так часто задают себе вопрос: а стоит ли идти учиться на преподавателя, справится ли будущий учитель со своим нелегким трудом?

Качества учителя

На преподавателя обязательно стоит идти учиться, если есть интерес к этой профессии, а тем более, если ученик чувствует в этом свое призвание. Когда профессия сама по себе неприятна, общение с детьми вызывает муку и даже простейшие объяснения не удаются, не стоит тратить время и учиться на преподавателя. Педагогические вузы многих привлекают более низкими требованиями и невысоким конкурсом, однако потом обнаруживается, что учеба на педагогическом факультете достаточна сложна, а желания изучать специализированные предметы у студента нет. Поэтому погоня за более легким поступлением оборачивается потраченными деньгами и временем.

Не все учителя обязательно станут признанными преподавателями, которые каждый день получают только удовольствие от своей деятельности. Но главное здесь - это иметь желание передать подрастающему поколению свои знания и опыт. В такой профессии нельзя оставаться людям безответственным и безразличным, потому что именно учитель принимает огромное участие в жизнях и судьбах детей. Не каждого из учителей ребенок запомнит, как выдающегося педагога, но некоторые обязательно повлияют на его судьбу, в этом и состоит наибольшее преимущество и ценность данной профессии. Важно, чтобы такое влияние на жизни учеников было только положительным. Если вы уже сейчас, перед тем окончательный выбор, задаетесь вопросами, а стоит ли становиться учителем, вам лучше заранее знать, ради чего стоит трудиться в этой области и к чему в ней стремиться.

Сложности профессии

Не все в профессии учителя проходит гладко. Преподаватели тратят много нервов и сил при взаимодействии с учениками. У них очень много бумажной работы: составление планов, отчетов, конспектов, нахождение материала, проверка тетрадей и контрольных. Учителя должны уметь взаимодействовать с классом, родителями, коллегами, они должны быть строгими, но справедливыми. В деле учителя нужно уметь быть твердым, уметь ставить плохие оценки, если ученик этого заслуживает, но в то же время нельзя становиться черствым и злиться на весь окружающий мир. Учитель должен уметь соблюдать баланс между любовью и истинной строгостью - это качество, которое бывает неподвластно даже любящим родителям. Учителя постоянно должны развиваться и познавать новое, только тогда они смогут учить этому детей. Поэтому если вы, наравне с этими качествами, видите в себе огромное желание учить кого-то и передавать накопленные знания, невзирая ни на какие сложности - вам нужно становиться учителем.

Постоянные неудачи могут погасить интерес к учебе даже у тех детей, которые с желанием раньше ходили в школу. Учиться необходимо уметь, и дело даже не в том, может ли ребенок бегло читать и насколько красиво он пишет палочки. Намного важнее психологическая и физическая готовность к обучению.

Инструкция

Разберитесь в причинах школьных неудач. Это может быть усталость, неумение удерживать внимание на одном и том же, непонимание заданий, чрезмерная возбудимость и многое другое. Можно посоветоваться со школьным . Подросток, который хочет научиться усваивать знания, может попробовать сначала разобраться в ситуации самостоятельно.

Учите ребенка концентрировать внимание. Делайте это в свободное от школьных занятий время. Для этого можно использовать самые разные игры, в которых требуется неукоснительное соблюдение правил. Можно играть в настольные игры - всевозможные лото, где нужно внимательно следить, какой предмет назвал водящий и есть ли он у тебя на карточке. Очень подойдут паззлы и другие разрезные картинки. Внимания требуют также некоторые подвижные игры, вроде «летает - не летает». Из игр, которые с подгруппой , вполне подойдут «Испорченный телефон», «Придумай продолжение». Подросток такие игры может придумать для себя самостоятельно и даже привлечь к ним младшего братишку. Польза будет обоим.

Научите ребенка сосредотачиваться на занятиях. Конечно, домашние задания необходимо делать в спокойной обстановке. Вокруг не должно быть предметов, которые бы отвлекали ребенка, особенно в первое время. Но постепенно приучайте его к тому, что его не должна отвлекать от занятий залетевшая в окно бабочка или то, что соседи как раз в это время включили телевизор. Младшего необходимо специально этому учить. Подростку будет проще, если он поймет, что учиться интереснее, чем прислушиваться к тому, что делается у соседей.

Проконтролируйте, насколько хорошо ребенок понимает задания учителя. Каждый раз после школы спрашивайте, чем дети сегодня занимались, что узнали нового и что на дом. Если ребенок затрудняется, поговорите с учителем или позвоните кому-нибудь из одноклассников. Спросите, объяснил ли учитель, как нужно выполнить то или иное упражнение.
Если ребенок все же выполнил задание неправильно, предложите ему подумать, это получилось, что он не так и как нужно, чтобы получилось правильно. Посоветуйте ребенку сначала обдумывать задание, а потом уже начинать его выполнять. Это сбережет много сил и времени. Этому можно научиться в любом возрасте, но чем раньше - тем лучше.

Обратите внимание

Предлагайте ребенку самому подумать, как можно выполнить то или иное задание. То же самое имеет смысл делать и взрослым.

До того, как ребенок пойдет в школу, постарайтесь избавиться от проблем с речью, если они есть. Первоклассник должен уметь ясно выразить свою мысль, пересказать небольшой рассказ или сказку, объяснить свои действия.

Проблемы с речью необходимо решить и взрослому. Хорошо развитая речь избавит вас от застенчивости, вы всегда сможете рассказать людям что-то интересное и будете стремиться к тому, чтобы узнать то, чего не знают окружающие.

Полезный совет

Стеснительному человеку необходимо понять, что никто над ним смеяться не будет, если он как следует подготовит задание. Ребенку нужно это объяснить, а взрослый должен это понять сам и преодолеть свою неуверенность. Последите, чтобы действительно не было насмешек.

Медлительному человеку следует уделить особое внимание планированию работы. В этом случае имеет смысл сначала основательно все обдумать и сделать задание один раз и не очень быстро, но как следует. Спешка вызовет нервозность.

Соблюдайте режим занятий и отдыха. Переутомление столь же вредно, как и недостаточно ответственное отношение к учебе.

Организуйте дома интеллектуальную среду. Она будет полезна и вам, и детям.

У подростков все эмоции через край: если любят, то кажется, что навсегда, поэтому и отдаются этой любви всецело. Порой подростковая любовь дает неожиданный результат – беременность. И вот тогда возникает страх: как объяснить родителям, что беременна? Разбираемся в ситуации.

Как понять, что это беременность

Прежде всего, стоит разобраться: действительно ли есть беременность или нет. О наличии беременности можно говорить, если был незащищенный половой акт (без презерватива или других средств контрацепции), есть задержка менструации и не менее 3 тестов показали положительный результат.


Купить тесты можно в любой аптеке, не стесняясь - там паспорт не спрашивают. Тесты желательно делать на утреннюю мочу, хотя существуют некоторые тесты, которые показывают точный результат вне зависимости от времени сбора материала.

Как сказать родителям и парню о беременности

Тянуть с признанием не стоит. Но и выбрасывать информацию с порога не надо. Лучше сказать об этом сначала маме, в уединенной расслабленной обстановке. Покаяться, поплакать, если это необходимо, и попросить поддержки. Конечно, первой реакцией будет шок и взрыв эмоций – этого не надо бояться.


Внимание : если есть острая боль внизу живота или кровотечение неясной этиологии (непохожее на обычную менструацию, с обильными сгустками), незамедлительно берите под руку взрослого и обратитесь к врачу! Позже разберетесь, кто виноват и .


С парнем дела обстоят сложнее. У юношей зашкаливает тестостерон, многие попросту не могут осознать ответственность в полной мере. Хорошо, если парень согласится стать отцом. Если же в ответ на ваше признание послышатся упреки и обвинения – что ж, это выбор парня, и вам придется его принять, как бы больно не было. Будьте жестче – в незапланированной беременности всегда виноваты оба, так что, если парень не может оказать моральной поддержки, хотя бы пусть окажет финансовую помощь (даже если сам еще пока молод для заработка, есть и его родители тоже).


Самое главное в этой ситуации- здоровье будущей мамочки, ведь ранняя беременность, как и ранний аборт чреваты сложными последствиями вплоть до выкидышей и бесплодия. Несмотря на юный возраст, надо помнить, что ответственность за своего ребенка несет сама беременная. Никто не вправе заставить сделать аборт – даже родители. И если вы приняли решение рожать - стойте на своем до конца.


Бывает так, что родители отказываются от своей дочери, узнав о ее беременности. Это необдуманный поступок, о котором со временем они могут пожалеть. Поэтому, если родные люди отказали в поддержке, нужно искать другие варианты помощи: остальные родственники, родители парня и т.д.


Существует множество кризисных центров для помощи малолетним беременным. Не стоит переживать и насчет учебы. Многие юные мамы после родов заново оканчивают школу и учатся потом заочно в ВУЗе. Вовремя вставайте на учет в женскую консультацию, следуйте указаниям врачей и ничего не бойтесь.


Никакие трудности в жизни не сравнятся с первой улыбкой малыша и другими радостями материнства!

В тот день, когда ребенок понимает, что все взрослые несовершенны,
он становится подростком;
в тот день, когда он прощает их, он становится взрослым;
в тот день, когда он прощает себя, он становится мудрым.
Олден Нолан

Единственный вопрос из , который задан не руководителем, не HR, не тренером или преподавателем, а мамой. Мамой подростка.
Это сложное, противоречивое состояние требует ответов срочных и безотлагательных. Так и поступим. Первый ответ будет именно на этот вопрос.

Подростки бунтующие, и не очень, нуждаются в отделении от взрослых, они хотят уйти от контроля и опеки родителей. А родители боятся за своих мальчиков и девочек, которые так недавно были совсем маленькими.
И чем больше этот страх, тем больше глупостей делают родители. Поэтому первый совет – родители, держите себя в руках, справиться с ситуацией нужно в первую очередь вам самим, нужно победить своих демонов. Только так можно помочь вашим детям.

Если вам трудно понять, как это сделать в вашем конкретном случае

После длинного лирического отступления вернемся к мотивации на учебу подростков. Их можно мотивировать на учебу, но не криками, угрозами и шантажом. Не усилением контроля и опеки.

Диктаторские методы не сработают в долгосрочной перспективе. Хотя можете и их применить. Однако помните, так вы решите локальную задачу и подарите ребенку стойкое неприятие к процессу учебы на всю жизнь.

Теперь о демократических методах. Это долго, с ошибками и слезами, но ваш ребенок будет учиться на протяжении всей жизни легче и более осознанно, он будет более приспособлен к взрослой жизни.

Итак, основная идея – создать среду , в которой учеба – это не наказание, а поощрение и радость. Как это сделать:

1. Собственный пример

Если вы сами постоянно учитесь и с восторгом делитесь своими открытиями, то ребенок запоминает, что это здорово. А если вы постоянно его попрекаете «я вот всю жизнь учусь, а ты неуч и позоришь меня», то ребенок запоминает, что учится – это плохо и хуже всех он сам, который не способен соответствовать требованиям родителей.

Ваши разговоры о том, где вы были, что узнали, с кем познакомились, и восторг от процесса познания мира дадут более длительный результат. Рано или поздно ваш ребенок будет делать то же самое.

2. Прививка выполнять то, что скажут, не задумываясь

Эта прививка подросткам нужна и они ее в полной мере получают ее в традиционной школе. Требования учителей не должны полностью подменять ваши отношения с сыном или дочерью. Вы не учителя, вы — родители.
Обсуждайте с вашими детьми, что иногда нужно делать то, что скажут. Полезный навык по жизни, в разумном применении.

3. Обучение не в школе

К сожалению, интересная школьная жизнь и учеба – это разные вещи. Учеба – это суперконтроль, постоянная нагрузка бессмысленными знаниями и бег по кругу от бесчисленных требований. Ноль радости и постоянный негатив от неудач.
Поэтому ищите варианты дополнительного образования. Без нудных бессмысленных домашних заданий, оценок и неподвижного молчаливого сидения за партами. Ищите тех людей, которые смогут учить ваших детей иначе, с радостью и пониманием.

В Харькове такими вариантами являются , Образовательное агентство Маша и дети, гимназия Очаг, Эврика. Если вы знаете еще варианты –

Обеспечить ребенка элитной школой – не панацея. Создавайте дополнительное окружение своему ребенку. Пусть с ним рядом будут люди позитивные, стремящиеся к знаниям, получающие радость от процесса познания и результаты от своих усилий.

4. Прививка радости от процесса познания

Родители обязаны не только контролировать и читать морали. Они обязаны уметь радоваться познанию мира и учить этому своих детей. Если не умеете – смотрите пункт 3.

Помните, если ваш ребенок получит 2 балла из 12 по математике и никогда не научится решать тригонометрические неравенства, то это не трагедия. Вы не станете плохими родителями поэтому. Но если вы допустите, что ваш ребенок возненавидит все, то связано с учебой, тут вы точно будете плохим родителем.

5. Поощряйте внутренние порывы

Формируйте внутреннюю мотивацию. А для этого нужно знать внутренние желания вашего ребенка и поддерживать их. Даже если они вам покажутся абсурдными. Если вы этого очень боитесь, то это ваши демоны, не навязывайте ваши собственные страхи детям. От маленьких и странных желаний вы перейдете к большим и амбициозным.

6. Прививка самостоятельности

Пусть подросток учится жить своими желаниями и отличать плохое от хорошего самостоятельно. Самостоятельность — это не вседозволенность, это ответственность за свои решения. Поэтому если подросток что-то решает, пусть и ответственность будет на нем, а не на вас.

Возражать можно и нужно в случаях, которые повлияют на здоровье вашего ребенка, могут напрямую угрожать его жизни. Тут сразу скажу, что подростки не всегда адекватно оценивают такие угрозы, им жизнь кажется бесконечной, без боли и смерти. Однако, уважаемые родители, 2 балла по химии в аттестате такой угрозой не являются. Оценка по химии – это решение вашего ребенка, за которое он в полной мере может отвечать.