Межнациональные браки: что это, плюсы и минусы. Межнациональные браки

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества.

Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа <национальность> включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным этносом, значительно превосходящим по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных .

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09% . В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда <открытые> границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37% . В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: <Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке>. В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально <брак вне группы>. Экзогамия употребляется не только в отношении системы родства, племени или клана, закрепляя правила в обществе, которые описывают круг людей (родственников), с которыми индивид не может заключить брак. Она также имеет более широкое значение, когда в качестве чужой группы может стать класс, нация, территориальная группа, возрастная категория и т.д. Экзогамия может рассматриваться как способ уменьшения существующих между группами противоречий, поскольку маловероятно, что одна группа предпримет негативные действия против другой группы, в состав которой входят ее собственные представители. Таким образом, можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества, и т.д.

Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. . С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора.

Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в <Своде законов Российской империи> прямо указывалось на то, что <лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами> . Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Библиография

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.

3. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.

4. Курбатова О.Л. <В 2050 году в столице не останется русских> // Комсомольская правда, 2003, 20 января.

5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.

6. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.

7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Любовь существует вне законов, ее нельзя спланировать, навязать или предусмотреть. Потому, наверное, и влюбляются друг в друга люди не только противоположных характеров, но и национальностей.

Границы государств не более чем условность, люди много и часто путешествуют в другие страны, общаются с гражданами других государств, используя социальные сети, потому вполне реальны жизненные сценарии, в которых девушка из России начинает строить романтические отношения с американцем, а россиянин влюбляется во француженку. На почве таких романов нередко заключаются межнациональные браки. Что это за понятие, какие плюсы и минусы таких союзов?

Что такое межнациональный брак

Данное понятие означает заключение брачных отношений между людьми, которые принадлежат к разным национальностям, расам или этническим группам. Такие союзы нетипичны, поскольку в союз вступают люди, имеющие разную культуру, традиции и обычаи, а также типы мышления.

По сути супруги начинают изучать незнакомый для них мир, в котором существуют законы и которые во имя уважения своей второй половины нужно соблюдать. Дело не только в разном языке и месте проживания, но и в религиозных взглядах, кроме того у каждой нации свои ценности и очень важно учитывать это перед тем как заключать брак с иностранцами. Какие плюсы и минусы есть в межнациональных браках?

Плюсы

Преимуществ у таких союзов достаточно много и главным из них является то, что жизнь пары становится насыщенной и богатой духовно . К примеру, если заключается брак между русской девушкой и турком, паре предстоит узнать очень много о культуре и традициях друг друга. Так, супруга узнает, что такое мусульманство и не исключено, что со временем она примет веру своего мужа, изучит чуждые ей традиции и обычаи, исследует прежде незнакомый мир турецкого народа, его историю и культуру.

Кроме того изучение языка будет для нее происходить в естественной среде, потому выучить его проще. Турок со своей стороны получит возможность познакомиться с обычаями русского народа и основами христианства.

Отношения в таких союзах всегда яркие и интересные, влюбленным некогда скучать, так как живет пара практически на две страны – ездят к своим родственникам, общаются с друзьями друг друга, отмечают национальные праздники.

Межнациональные браки становятся крепкими, только если их союзу присущи взаимопонимание и взаимоуважение , воспитывая в себе такие качества как толерантность и терпимость, со временем супруги прививают их и своим детям, как результат они растут более воспитанными и эрудированными, чем их сверстники.

Для многих людей из стран третьего мира свадьба с гражданами более развитых и богатых стран – это возможность повысить свой уровень жизни, и в этом нет ничего предосудительного. Количество межнациональных браков растет именно по той причине, что, к примеру, выходцу из бедной семьи в экономически неразвитой стране хочется жить в более богатом государстве и он едет на другой контингент, находит работу, а после жениться на русской девушке.

Положительным свойством межнациональных союзов является также и то, что благодаря им исчезают генетические заболевания , которым подвержены определенные расы из-за того, что в ДНК ребенка появляется и другой ген, вымещая дефектный или ослабевая его действие. Также благотворно влияет смешение крови и на внешности детей, самые красивые люди мира – плод любви людей разных национальностей и рас.

Межнациональные браки: минусы

Союзы людей, принадлежащих к разным национальностям, также ожидают и немало проблем, что и является их недостатком. Так, переезжая в другую страну, приходится привыкать к другому менталитету и укладу жизни . У каждой нации свои семейные ценности, с которыми мириться порой непросто. Так, к примеру, в России продолжительность декретного отпуска женщины после рождения ребенка – три года, это время предоставлено матери для того, чтобы она смогла насладиться всеми радостями материнства и большое количество времени уделила ребенку.

Мужчины-французы привыкли к тому, что их жены выходят на работу уже спустя три месяца после родов и считают, что только если супруги зарабатывают вместе, их союз будет благополучным.

Воспитание ребенка в Европе не поручают бабушкам и дедушкам, так как для этого есть профессиональные воспитатели – няни. В Турции и других восточных странах все наоборот – жена должна много времени уделять семье, а бремя содержания супруги и детей возлагается на мужа.

Возникает вопрос – что делать женщине, которая имеет большие амбиции и не хочет сидеть дома? Из-за разных взглядов на то, как должны строятся модели отношений жена-муж, родители-дети и возникают семейные противоречия, которые нередко заканчиваются разводом.

Нередко из-за межнациональных отличий могут возникать споры с семьей мужа и жены , опять-таки из-за разных взглядов на воспитание детей и распределения ролей супругов.

Межнациональный брак неумолимо приводит к тому, что теряется связь с родственниками, так как постоянно их навещать не всегда получается. Кроме того разрывается связь с традициями и обычаями своего народа.

Выводы

Межнациональный брак имеет как плюсы, так и минусы, потому прежде чем завязывать отношения с человеком из другой страны, следует изучить ее традиции и обычаи, поскольку они будут иметь влияние на дальнейшее развитие семейной жизни.

Выйти замуж за иностранца – это возможность открыть для себя новый мир, но только не все готовы идти на компромиссы и сглаживать конфликты, возникающие на почве национальных различий.

У каждой нации свое отношение к семейным ценностям, распределению ролей супругов и к воспитанию детей. Все усложняется, если вступают в брак люди разных религий или разного этнического происхождения. Чтобы межнациональный брак был крепким, пара должна в себе воспитывать толерантность и терпимость к мировоззрению и взглядам друг друга.

Нынче по утру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец.
М. Лермонтов

Шагян Ани Арсеновна – студентка социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков и этически смешанных семей в России значительно снизился. Если сравнивать интенсивность обсуждений и дискуссий в научных кругах, скажем в 1980-ые года и сегодня, то мы вынуждены отметить тенденцию снижения степени освещенности данной темы. Однако в свете последних политических событий, гражданских волнений в близлежащих странах, предложенная тема вновь становится привлекательной для исследования, не только на уровне отдельно взятых этнических обществ , но и в более крупных масштабах (например, исследования по всей России).

Межнациональные браки представляют собой одну из форм межличностного общения мужчины и женщины, отношения которых закреплены на нормативно-правовом уровне.

Особенности межнацинального брака или этнически смешанной супружеской пары:

  • с гражданской точки зрения, супруги могут принадлежать к разным этническим общностям;
  • супруги могут принадлежать к разным национальным общностям, нациям;
  • супруги могут принадлежать к разным общностям, в плане территориально-государственного образования.

Социологический аспект изучения межнациональных браков и этнически-смешанных семей включает в себя:

  1. определение и описание основных факторов, влияющих на численность подобных союзов;
  2. выявление зависимости численности межнациональных браков в России с такими этно-социальными процессами, как миграция, ассимиляция этнических общностей, интеграция этносов.

На положение этнически смешанных семей, пар в современной России оказывает целый комплекс факторов. Среди них выделяют:

  • тип расселения людей;
  • интенсивность миграции;
  • уровень гетерогенности этносов;
  • религиозная и языковая принадлежность;
  • ассимиляционные тенденции;
  • национальные традиции, обычаи;
  • социально-психологические характеристики взаимодействия этносов;
  • политический курс государства.

Относительно роли социально-психологических характеристик взаимодействия этносов можно сказать, что наблюдается влияние следующих факторов:

  • социально- профессиональная мобильность;
  • уровень социального контроля в этнической группе;
  • особенности образа жизни различных этносов.

По итогам самостоятельного социологического исследования, проведенного в период 21-30 марта 2015 года, с помощью онлайн-анкетирования, в качестве значимых факторов, влияющих на рост числа смешанных союзов, браков, респондентами были выделены :

  • многонациональный состав населения Росси (49%);
  • массовые миграции в Россию (17%);
  • открытость российского общества (13%).

Диаграмма 1.

Факторы, способствующие межнациональным бракам в России

Среди факторов, влияющих на изменение численности межнациональных браков в сторону уменьшения, респонденты отметили следующие:

  • Различия в представлениях о семейной жизни между мигрантами и коренными жителями (34%);
  • Нежелание коренных жителей вступать в браки с мигрантами (20%);
  • Напряженность в отношениях между иммигрантами и основной массой коренного населения (19%);
  • Низкий социальный статус (положение) мигрантов-«гастарбайтеров»(18%).

Диаграмма 2.

Факторы, способствующие уменьшению числа межнациональных браков в России

Также значимым фактором, оказывающем существенное влияние на формирование отношения к межнациональным бракам, является национальный состав семьи (мононациональная или многонациональная семья). В рамках исследования, респонденты, у которых родители разных национальностей, охотнее выбирали вариант ответа «положительно» в вопросе об их отношении к межнациональным бракам, нежели те, кто вырос в мононациональной семье (19% и 10% соответственно).

Таблица 1.

Отношение респондентов к межнациональным бракам в зависимости от национального состава собственных семей

Также необходимо отметить общие тенденции и закономерности, которые помогут составить более полное представление о том, что есть межнациональные браки и этнически-смешанные семьи.

Несмотря на многообразие сосуществующих этнических общностей, придерживающихся различных вероисповеданий, некоторые этносы все еще остаются «закрытыми». Для этнических общностей, принадлежащих, например, к исламу, религиозная принадлежность не утратила, совей регламентирующей роли и оказывает влияние на выбор супругов.

Мужчины и женщины разных национальностей с неравной частотностью вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки чаще заключают мужчины. У народов, населяющих европейскую часть страны, женщины не реже, а иногда и значительно чаще мужчин вступают в межнациональные браки.

Например, в 1970 году число мужчин-грузин, вступавших в межнациональные браки в Тбилиси в 1,75 раза превышало число женщин-грузинок, вышедших замуж за не грузина. К 1989 году это отношение сократилось и составило 1,65.

Также стоит отметить, что мужчины коренных национальностей из республик Средней Азии, Кавказа более мобильнее, чем женщины, и чаще оказываются в межэтнической среде, поэтому чаще вступают в национально-смешанные браки.

Несмотря на то, что в ходе процесса урбанизации и роста числа городов, область межэтнических контактов значительно увеличилась (более характерно для советского времени) тем не менее, если этническая общность не гетерогенна, межэтнические различия в укладе жизни остаются существенными, что ведет к снижению численности межнациональных браков.

Численность национально-смешанных браков в различных регионах России находится в прямой зависимости от степени сохранности в конкретных регионах элементов традиционного образа жизни. И в частности, это определяет, как влияют родственные связи на возраст вступления в подобный брак.

В целом влияние родственных связей отходит на второй план. Тем не менее, различия между отдельными этническими общностями по данному показателю велики. Например, у эстонцев, узбеков роль авторитета родственных связей понижена для младших поколений. В республиках Средней Азии и Закавказья роль родственных связей, а именно старшего поколения, остается устойчивой. (на примере см.таблицу 13).

Таблица 13

Доля считающих обязятельным согласиие родителей при вступлениии в брак в различных возрастных группах (на примере, эстонцев и узбеков, %)

Также численность смешанных браков находится в зависимости от направленности миграционных процессов. При этом каналы миграции различны, одним из них является брак с иностранным партнером как представителем «дальнего зарубежья». Тенденции возникновения межнациональных браков в России складывается так, что к нему, в большей степени, склонно женское население. Попытаемся вслед за С.В. Колударовой описать основные мотивы такой брачной миграции.

1) стремление жить за границей;

2) стремление к профессиональному развитию за границей;

3) стремление посмотреть мир;

4) стремление обеспечить будущее своим детям .

Вышеперечисленные мотивы опираются на субъективное желание конкретной женщины посредством межнационального брака с иностранным партнером покинуть Россию. Например, «брак с иностранцем рассматривается как перспектива на вполне законных основаниях покинуть пределы страны».

Значение обозначенных мотивов может быть связано:

  • во-первых, с качественно лучшим и социально гарантированны обеспечением, экологическим состоянием, вероятность получения, которых существенно возрастает за границей;
  • во-вторых, с определенной степенью трудности применения и внедрения собственных профессиональных знаний в России или нежеланием в целом работать в России;
  • в-третьих, с преследованием цели туристско-познавательного характера;
  • в-четвертых, с ответственностью женщин за жизнь детей.

Также нам представляется возможным выделить факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование представленных мотивов :

1) Социально-правовые факторы, предоставляющие через брак с иностранцем правомерно мигрировать за пределы России.

2) Социально-профессиональные факторы, связанные со стремлением реализовать свой трудовой потенциал за границей.

3) Социально-мировоззренческие факторы, раскрывающиеся в побуждении расширить кругозор мира.

4) Социально-биологические факторы, основанные на женском, материнском инстинкте о заботе потомства.

Таким образом, миграция через межнациональный брак с иностранным партнером имеет довольно многообразные мотивы. В этой связи нам необходимо обратиться к статистическому и социологическому измерению брачной миграции. Статистическое измерение обусловлено подсчетом количества перемещающихся за границу через брак, которое может быть осуществлено органами ЗАГС, регистрирующими браки с иностранцами, и посольствами, выдающими визы в связи с браком с гражданином данного государства. Социологическое измерение связано с анализом причин брака, динамикой браков с представителями различных государств, а также различных стадий миграции (собственно миграции, адаптации к новым условиям, идентификации).

Таким образом, межнациональная брачность и миграционные процессы, как уже отмечалось ранее, являются взаимообуславливающими. Межнациональные браки оказывают влияние на направления миграционных процессов.

Тем не менее, говорить, о каких-либо конкретных направлениях, тенденциях в межнациональной брачности на сегодняшний день в России не приходится в виду снижения уровня репрезентативности полученных данных из официальных источников (например, переписей населения). Обратимся к анализу данных Всероссийской переписи населения 2002 года.

Общая оценка пропорциональности межнациональной брачности к общей численности населения может быть получена в результате некоторых допущений. Предположим, что домохозяйства включают супружеские пары (при­чем, не более одной), хотя на самом деле это не так, и, что отсут­ствуют варианты, при которых супруги образуют два разных домохозяйства. Этнически смешанные домохозяйства из этой со­вокупности составляют в целом по стране 16,2%, причем в город­ской местности 16,7%, в сельской 14,7%. Долю этнически сме­шанных брачных пар условно можно считать такой же.

В итоге получается, что около 20% русских проживают в до­мохозяйствах этнически смешанных, либо как одинокие члены домохозяйств. С учетом выше указанных пропорций обеих кате­горий, доля русских, проживающих в этнически смешанных домохозяйствах, составляет 11,8% обще­го числа русских по стране . Помня обо всех допущениях и услов­ностях расчетов, можно полагать, что данный показатель в ка­кой-то мере отражает уровень межэтнической брачности рус­ских. Заметим, что полученный показатель ниже общего по стране, рассчитанного по прямым данным в отношении всего населения. Это отличие можно объяснить тем фактом, что высо­кую долю межэтнических браков образуют многочисленные украинцы, белорусы, немцы и др.

Общая картина межэтнической брачности по стране предста­вляется следующей. Из 23 наиболее крупных национальностей (численностью более 400 тыс. человек каждая) 11 наименований следует отнести к категории со значительной долей межэтниче­ских браков, для 5 национальностей характерен уровень межэт­нической брачности ниже среднего по стране, а для 7 националь­ностей – уровень межэтнической брачности низкий.

Можно отметить следующие:

У северо­кавказских национальностей распространенность межэтниче­ских браков не вполне связана с численностью. В данном случае, значение такой фактор, как компактность проживания этнической группы (имеет ли этнос свою территорию, например, республику или другую автономию). Чеченцы в этой группе самые многочисленные, но имеют наиболее низкий пока­затель межэтнической брачности (4,1%). Остальные кавказские группы распределяются следующим образом: лезгины (9,5%), даргинцы (8,0%), аварцы (7,8%), кабардинцы (6,7%), ингуши (6,1%).

Делать выводы о том, насколько изменился уровень межэтнической брачности по сравнению с прежней переписью, без дополнительных исследований преждевременно. На нынешнем этапе для очень приблизительной оценки можно воспользоваться агрегированными данными. Для этого нужно взять сумму зафиксированного переписью 2002 г. числа лиц определенной национальности, проживающих в этнически смешанных домохозяйствах, и одиноких членов домохозяйств той же национальности (об этом говорилось выше) и сравнить эту величину с данными переписи 1989 г. о совокупной численности лиц той же национальности, проживающих в этнически смешанных семьях, и семьях, состоящих из одного человека. Такое сравнение условно показывает, что, например, у белорусов уровень межэтнической брачности сохранился на самом высоком уровне и остался почти без изменений – 86% (напомним, что эта и последующие цифры должны быть уменьшены, чтобы не учитывать долю одиноких домохозяев). У других национальностей, которые, по данным прошлой переписи, подобно белорусам, активнее всего участвовали в этническом смешении, указанные показатели еще более возросли: карелы – было в 1989 г. 68%, стало в 2002 г. 71%, евреи – 55 и 69,3%, мордва – 54 и 57,6%. В то же время среди национальностей, мало склонных к смешению, показатели, кажется, еще более снизились: тувинцы – было в 1989 г. 12%, стало 11%, ингуши – 14 и 10,2%, чеченцы – 10 и 6,9%.

Приведенные цифры, при всей их неточности и условности, вновь приводят нас к выводу, что процесс межнациональной брачности не может характеризоваться наличием каких бы то ни было перспектив и тенденций. В России нет какой-то единой тенденции и процесс этнического смешения, как и в прошлые десятилетия, доминирует отнюдь не повсеместно.

Межнациональные браки и этически смешанные супружеские пары являются объектом исследования как для социологии семьи и демографии, так и для этносоциологии. Знание, получаемое в результате проведения исследований, может иметь статус междисциплинарного. Актуальность и необходимость изучения данной проблематики объясняется рядом причин, а именно:

Библиография

  1. http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001001/01/1.pdf (дата обращения: 20.03.15).
  2. Арутюнян Ю. В. О некоторых тенденциях культурного сближения народов СССР на этапе развитого социализма //История СССР. – 1978. – №. 4. – С. 187-205.
  3. Дарский Л. Е., Волков А. Г. Брачность в России: Анализ таблиц брачности. – Информатика, 2000. – Т. 13.-235 с.
  4. Колударова С. В. Межнациональные браки как показатель миграционного процесса //С 560 Современные тенденции развития мировой социологии: материалы междуна. – 2010. – С. 55.
  5. Комарова О. Д. Население России сквозь призму этнических процессов //Мир России. – 1999. – Т. 8. – №. 4. – С. 71-80.
  6. Корнеева С. В. Межнациональные браки с иностранным партнером в современных условиях российского общества: социологический анализ: ав-тореф. дисс.канд. социол. наук. – М.: Изд-во Спутник+, 2007. – 28 с.
  7. Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества //Уч. Пособие. М.: КДУ. – 2008.
  8. Топилин А. В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социологические исследования. – 1995. – №. 7. – С. 76-82.
  9. Шахбанова М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев //Социологические исследования. – 2008. – №. 11. – С. 72-76.

Алексахина Н. А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России //Социологические исследования. – 1998. – №. 2. – С. 49-54.

Сусоколов А. А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР //Институт этнографии им. НН Миклухо-Маклая АН СССР. – 1990. С. 98

Социологическое исследование, проведенное в рамках дипломной работы. Выборка составила 1049 респондентов – студентов московских ВУЗов, в возрасте от 18 до 30 лет.

По данным исследования.

По данным исследования.

По данным исследования.

Алексахина Н. А. Динамика межэтнического взаимодействия в Российской Федерации.[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001001/01/1.pdf (дата обращения: 20.03.15).

Сусоколов А. А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР //Инсmиmуm эmнографии им. НН Миклухо-Маклая АН СССР. – 1990. С. 98

Двадцатое и двадцать первое столетия расширили границы мира для обычных людей. Интеграция культур, духовности и остальных сфер жизни стала настоящим символом нового времени. Если взаимопроникновение государств финансовое, экономическое и политическое – понятие относительно далёкое от среднестатистического человека, то чувства и отношения людей разных народностей ясны и близки всем и каждому. Межнациональные браки стали сегодня абсолютно естественным явлением, однако по-прежнему такие союзы таят в себе море подводных камней.

Немного истории и теории

Межнациональным браком называется форма задокументированного союза между двумя людьми противоположного пола, относящимися к разным этническим группам. В современном мире это распространённое явление, которое уже давно никого не удивляет, но так было не всегда.

В Южно-Африканской Республике смешение кровей людей разных этносов долгое время было строго запрещено и преследовалось законом. На правительственном уровне была закреплена расовая сегрегация, называемая апартеидом. Разрешение на образование межэтнических союзов в Республике было дано лишь с 1985 года.

В Соединённых Штатах Америки табу на заключение браков между представителями разных этнических групп долгое время было определено антиметисационными законами. Отменённый законодательно в 1967 году, запрет ещё долгое время существовал на бытовом уровне и в сознании людей.

В современном мире, где границы расовые, культурные, религиозные и иные становятся порой всё более размытыми, а догмы всё более либеральными, отношение к таким смешанным бракам кардинально поменялось: теперь никто не находит их чем-то противозаконным или странным.


Плюсы

Обозревая плюсы и минусы межэтнических брачных союзов, социологи сходятся во мнении, что отрицательных сторон всё же больше. В этом вопросе нет места расизму и прочим проявлениям нетерпимости, во внимание берутся лишь сухие факты и статистика. Несмотря на это, глобально плюсы у таких браков несомненно есть, и вот основные из них.

  1. Развитие толерантности в обществе. Люди, пребывающие в смешанных союзах, изнутри понимают, что этнокультурные отличия не делают людей лучше или хуже.
  2. Такие союзы благоприятствуют развитию межкультурной коммуникации и интеграции.
  3. Разрешение межгосударственных правовых столкновений.
  4. Стимулирование социальной, исторической заинтересованности по отношению к другим народам.

Минусы

Как бы много ни говорилось об интеграции в мировом сообществе, всё же у межэтнических союзов есть минусы, отрицать которые просто невозможно и глупо. Особенности эти проявляются в одинаковых тенденциях.

Основные проблемы межнациональных браков.

  • Религиозные различия. Вступая в отношения с представителем иного вероисповедания, девушки часто недооценивают проблему, что приводит к разрушительным для ячейки общества последствиям. В исламе, например, понимание места женщины в семье и в жизни разительно отличается от понятий христианского мира. Это не плохо и не хорошо, однако это составляет существенную проблему.
  • Неоднородность моральных ценностей.
  • Несоответствие подходов к воспитанию и образованию детей.
  • Осуждение со стороны не толерантных представителей общества.
  • Различие правовых баз государств, из которых родом партнёры, представляет практические трудности для того из них, кто переехал в чужую страну.
  • Решение относительно детей в случае разрыва отношений. В России одна из основных проблем: женщин, вышедших замуж за иностранца, при разводе часто лишают права проживания с ребёнком.

Описанные выше минусы являются общим случаем. В каждой отдельно взятой семье возникают свои ситуации и непонимания, связанные именно с различием этносов.

Особенности российского менталитета

В России, как и на всём постсоветском пространстве, межнациональные браки довольно распространены. Связано это не только и не столько с терпимостью и толерантностью наших людей. К сожалению, к таким союзам женщин часто толкает желание «лучшей жизни» и получения определённых материальных выгод.

Статистика говорит о том, что русские женщины выбирают в супруги иностранцев чаще, чем это делают наши мужчины.

В советские времена первые три позиции по численности межнациональных браков приходилось на союзы русских с:

  • украинцами;
  • евреями;
  • татарами.

В настоящее время наблюдается тенденция роста к совершению браков между русскими и представителями кавказских национальностей: армянами, грузинами, азербайджанцами.

Если говорить о столице, то в Москве по данным статистики смешанных с точки зрения этнико-национального показателя насчитывается уже около 60% семей.

Что делать

Минусы, описанные выше, вовсе не означают, что вступать в брак с представителями других национальностей не стоит. Нужно лишь озаботиться некоторыми моментами, которые будут способствовать гармонизации межнациональных браков.

  1. Изучать правовые основы государства, уроженцем которого является избранник.
  2. Защитить себя юридически – подумать о составлении брачного контракта, который обезопасит женщину от нежелательных последствий в случае развода.
  3. Изучать социальные и культурные нормы страны, в которую вынужден переехать супруг/супруга.
  4. Заблаговременно готовиться морально – учиться толерантности и пониманию, терпимости.
  5. В случае неудачного брака не бояться обращаться за помощью в соответствующие органы. Не редкими являются случаи, когда наши соотечественницы подвергаются за рубежом моральному и физическому насилию со стороны супруга. Терпеть такое положение дел нельзя, необходимо обратиться за помощью к юристам, по телефонам доверия.

Межнациональные браки – понятие с положительными и отрицательными аспектами. Удачным ли будет такой союз, во многом зависит от внутренней готовности супругов идти на компромиссы, а также от осведомлённости об особенностях культуры, религии государства будущего мужа или жены.

Межэтнические браки в современном обществе - это закономерное социальное явление, приводящее к обмену культурными ценностями между представителями разных наций.

Межнациональные браки неизбежны вследствие коммуникации между представителями различных народов. Благодаря им происходит взаимообогащение супругов за счёт обмена информацией о культурных ценностях и традициях этносов.

Межнациональные браки являются показателем стабильности общества.

Чем больше межнациональных браков в обществе - тем устойчивей государство за счёт толерантных отношений между этносами. В многонациональном государстве межэтнические браки - гарантированная защита от конфликтов между народами. Дети от таких браков более толерантны и терпимы к представителям других наций.

Против межнациональных браков выступают только националисты и фашисты всех мастей.

Межэтнические браки и сексуальные отношения между представителями разных рас официально запрещались в Германии в период Третьего рейха, в ЮАР во времена апартеида, а также практически по всех штатах США до 1967 года. Детям в таких семьях отводился маргинальный статус, который обычно выражался в оскорбительных прозвищах. Например, в Индии их называли «чандала» (неприкасаемые).

Дети от межнациональных браков более красивы и талантливы, чем дети от моноэтнических браков, потому что исключается редукция предков.

Во многих обществах межродственные браки заключались из-за территориальных, социальных или идеологических ограничений. Это приводило к редукции предков - то есть уменьшению числа общих предков у супругов. К примеру, у детей от брака двоюродных брата и сестры будет шесть прабабушек и прадедушек вместо обычных восьми. Подобные браки приводили к тяжелейшему умственному и физическому вырождению потомства. Межнациональные браки исключают редукцию предков и рост наследственных заболеваний.

Благодаря межнациональным бракам молодые люди могут поменять образ жизни, место жительства и гражданство.

Всё больше молодёжи желает заключать браки с иностранцами, будучи иногда знакомыми просто по переписке. Подобный брак помогает улучшить материальное положение, повысить социальный статус, близко познакомиться с другой культурой, полностью изменить свой образ жизни и начать с "чистого листа".

Современные психологи убеждены, что национальность партнеров не влияет на успешность их брака.

Большинство современных психологов считают разговоры о проблемах межнациональных браков скорее лицемерием, чем справедливой точкой зрения. Они обращают внимание на то, что благополучие любой семьи зависит только от ее членов. Проблемы непонимания, конфликтов с родственниками, разных религий и мировоззрений встречаются и в однонациональных, и в межнациональных браках. И лишь от умения слышать друг друга, готовности работать над отношениями, идти на компромиссы, взаимного уважения зависит, в конечном счете, успех того или иного союза.

Дети от межнациональных браков, как правило, двуязычны, что повышает их конкурентоспособность в современном обществе

Билингвизм (двуязычие) естественным образом формируется у ребенка, если его родители говорят на разных языках. При этом второй язык усваивается не менее глубоко, чем первый, и воспринимается не как нечто заученное и чужеродное, а как родная речь. Знание в совершенстве второго языка дает детям из этнически смешанных семей дополнительный рабочий инструмент, возможность заработать и вести более интересный образ жизни. В сочетании с умением вести себя адекватно в разных культурах это существенно повышает их шансы преуспеть в эпоху глобализации.

Межнациональный союз – это еще и возможность существенно разнообразить свой рацион питания.

Как правило, у представителей разных национальностей пищевые привычки не совпадают. Если люди не очень ладят друг с другом и не умеют договариваться, то это может стать настоящей проблемой. Но в гармоничной паре национальная еда может привести к формированию разнообразного меню, замене надоевших блюд новыми их вариантами из рациона партнера. Супруги могут многому научиться друг у друга и даже придумать свои собственные блюда, которые будут сочетать традиционные продукты из двух разных национальных кухонь.

Предложить свой факт

Межнациональные браки - зло

Как показывает мировая практика, в большинстве межнациональных браков супруги сталкиваются с неразрешимыми проблемами и трудностями из-за разного взгляда на жизнь, веру, роль жены и мужа в семье.

В современном обществе институт семьи переживает кризис. Различие в обычаях, традициях и образе жизни в межнациональном браке добавляет супругам в дополнение к обычным трудностям множество новых специфических проблем, обусловленных их принадлежностью к разным культурам. Чем больше супруги отстоят друг от друга в культурном, языковом, идеологическом плане, тем труднее им найти общий язык.

Члены семей супругов проявляют неприятие, сопротивление и враждебность по отношению к партнёру иной национальности.

В межнациональных семьях неминуемо возникают проблемы, связанные как с идеологическими, так и с бытовыми вопросами. Особенно ярко это проявляется в отношениях с родственниками жены (или мужа) другой национальности. Даже в обычной семье отношения тёщи и зятя, свекрови и невестки нередко бывают осложнены множеством конфликтов. В межнациональном браке это может привести к полному отторжению одного из супругов от своей семьи и родственников, к серьёзным переживаниям и конфликтам.

В межнациональных браках неминуемо возникает проблема определения этнической идентичности и самих супругов, и их детей.

Как правило, каждому из супругов редко удаётся сохранить свою национальную идентичность, ему приходится полностью перенимать привычки, обычаи и традиции другого. Дети, рождённые в межнациональных браках, не принимаются национальными общинами родителей в качестве полноправных членов и в результате превращаются в этнических аутсайдеров.

Если межнациональный брак предусматривает переезд и смену гражданства, появляются огромные трудности с законом.

В законодательстве России и многих других стран недостаточно чётко отражены права супругов и детей, рождённых в браке с иностранными гражданами. Отсюда возникают многочисленные проблемы и в самом браке, и в случае развода, усыновления ребёнка, установления опеки над детьми. Закон, как правило, становится на сторону гражданина своей страны. К тому же законы этих стран могут быть совершенно отличными от российских.

Дети в межнациональных браках часто рождаются больными и слабыми из-за несовместимости родителей на генном уровне.

Исследования различных научных центров свидетельствуют о том, что у родителей, которые принадлежат к далёким друг от друга этническим группам, с высокой вероятностью рождаются дети с врождёнными генетическими отклонениями. Этот факт учёные объясняют тем, что у детей от межнациональных браков складывается биологически более слабый комплекс генов из-за разницы между генотипами родителей.

До недавнего времени бытовало мнение, что дети, рожденные в смешанных браках, обладают более крепким здоровьем и развиваются гораздо быстрее, чем их сверстники, рожденные от родителей одной национальности

Никакими научными исследованиями этот миф не подкреплялся. В Америке в деревнях для белых и черных переселенцев, где смешанные браки встречались особенно часто, были обследованы дети. Результаты показали, что дети в таких семьях в 1,5 раза отставали в развитии, и намного чаще болели наследственными заболеваниями, чем их ровесники в монорасовых семьях. Напротив, народы, которые исторически мало ассимилировались, более здоровы и развиты. Для иллюстрации следует взять японцев, которые в силу культурных традиций и географического положения очень мало смешивались с другими народами. Сегодня это одна из самых здоровых наций с наибольшей продолжительностью жизни. К тому же у японцев практически отсутствуют случаи заболевания раком. При этом после смешанных браков у 3-4 поколений заболевание отмечается с той же частотой, что и у других народов. И еще один момент: люди скрупулезно заботятся о чистоте наследственности собак, лошадей, но напрочь забывают себя. Не парадокс ли?

О противоестественности межнациональных браков можно прочитать в древних славянских ведах. В них прямо указано на то, что с люди с разным цветом кожи имеют специфическую энергоновую структуру Крови, группу Крови, психоматрицу и т.п.

Согласно Ведическим летописям люди разных национальностей имеют отличную энерго-генетическую структуру крови, состояние которой зависит от получаемой энергии из космоса и от целостности генетического ядра. Генетический аппарат человека отвечает за Родовую память и физиологию, а энергоновая структура Крови отвечает за Дух и Душу. При смешивании различной крови происходит резкое снижение защитных сил организма, наследующего смешанную кровь. Иммунная система перестаёт работать нормально и не защищает эффективно организм от инфекций и болезней. Кроме физиологических проблем в сознании, в душе человека перепутываются такие понятия и ценностные ориентиры, как совесть, преданность любовь. Дети от смешанных браков не могут установить тесные доверительные отношения с родителями, основанные на единой природе естества, и рано покидают отчий дом. Как правило, они при поиске партнера страшатся представителей своих исходных национальностей и зачинают потомство с такими же метисами, как они, что делает уже их детей еще более уязвимыми. Все это в конечном итоге к уничтожению Рода как в обыденном понимании семьи, так и в смысле передаваемой через века наследственной информации.

Представители РПЦ считают, что межнациональный брак – это прелюбодеяние в духовном смысле.

На всём протяжении истории церковная мысль требовала от супругов придерживаться единства в вопросах веры. По утверждению православных священнослужителей, Господь Бог, когда вёл народ в землю обетованную, предостерегал людей от вступления в смешанные союзы: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3-4). С пастырской позиции, межнациональные браки искажают православную ориентированность семей. Даже между православными и инославными христианами существуют серьёзные отличия во взглядах на христианское единство, на основы христианской жизни (на грех, общество, государство и т. д.), на фундаментальные основы Церкви. Слово Божие называет смешанные браки «великим злом, грехом перед Богом» (Неем. 13:27), «беззаконием, превышающим голову, и виной, выросшей до небес» (1Езд. 9:6). Семья обречена на разрушение, если один из супругов верит в Триединого Бога любви, а другой страшится некого одинокого властителя, который не даёт с собой встретиться. О какой крепости союза можно говорить, когда глава семьи имеет право на основании своей веры заводить любовниц и называть их новыми женами или наложницами? Как может муж, носящий на груди нательный крестик мирно ужиться с супругой, считающей, что Христа не распинали?

[