Нужен ли ребенку режим. Нужен ли режим для ребёнка? Правила организации режима дня

Режим дня ребенка прежде всего нужен родителям: им проще планировать дела, если известны часы, когда ребенок ест, спит и гуляет. Если же такого графика нет, то жизнь семьи на время превращается в настоящий хаос. На самом деле, как бы нам того ни хотелось, если речь идет о режиме ребенка в месяц, то наладить расписание все равно не получится: придется следовать за ребенком. Постарайтесь соблюдать следующие рекомендации для планирования режима месячного ребенка:

  • не кормите новорожденного строго по часам. В педиатрии существует термин «синдром хорошего малыша»: мама радуется, что чадо подолгу спит и не испытывает чувство голода. А ребенок на самом деле ведет себя так, потому что ослаб от недоедания. Кроме того, выработка молока зависит от регулярной стимуляции груди: при длительных паузах его количество будет уменьшаться. Так что правильный режим питания детей до года очень важен;
  • не приучайте ребенка до года спать всю ночь. Взрослые нормы сна не имеют никакого отношения к детским — сон малышей поверхностен и непродолжителен. Кроме того, негативная реакция родителей на «ночные крики» подрывает у младенца доверие к маме с папой.

Такие разные способы

Разумеется, и режимный, и безрежимный подходы имеют право на жизнь, и, конечно же, у каждого из них есть и большие преимущества, и серьезные недостатки. Рассмотрим варианты каждого подхода для формирования режима ребенка в год и старше.

Режим дня ребенка по часам

Непоколебимая величина: еду, сон и развлечения малыш получает строго по расписанию.

Плюсы. Ваши дни абсолютно предсказуемы, а значит, вы спокойно можете планировать свои дела; стабильность благотворно действует на нервную систему ребенка: малыш ведет себя спокойно и редко капризничает без повода.

Минусы. Даже случайное и весьма незначительное нарушение режима дня ребенка грозит катастрофой: кроха будет вредничать, много плакать и всячески портить вам жизнь; количество спонтанных радостей, вроде прогулок или визитов гостей, сведено к минимуму.

Без режима дня

Тут возможны два варианта. В первом случае взрослые все-таки стараются подстроиться под расписание и режим питания детей. А во втором — младенец вынужден следовать за родителями: вместо дневного сна он вместе с мамой едет в салон красоты, а прогулки заменяются визитами в кафе.

Плюсы. Любые планы можно изменить в зависимости от обстоятельств; родители со временем начинают отлично понимать потребности ребенка и умеют быстро их удовлетворять: сосет руки и чмокает — пора есть, трет глаза или теребит уши — быстро в кроватку.

Минусы. Вы не можете даже предположить, чем закончится сегодняшний вечер; такой режим создаст трудности в том случае, если младенца нужно будет оставить на пару-тройку дней с бабушкой. Дело в том, что не включенный в вашу жизнь человек просто не сможет догадаться, чего именно требует кричащий младенец в тот или иной момент, ведь режима дня у ребенка нет.

личный опыт

Сразу после рождения Никиты мы решили, что будем жить безо всякого расписания: сон и кормления в любое время. Через три недели наступил полный хаос, и я начала рыдать от бессилия. Ребенок постоянно висел на груди, орал, дрыгал ногами и не спал! Я даже в душ не могла сходить. Потом приехала моя мама, посмотрела на все это безумие и взяла бразды правления в свои руки. Никита стал есть, спать, гулять и купаться в строго определенное время и… наступило счастье!
Маша, 25 лет

Ни с первым, ни со вторым ребенком у нас не было строгой привязки к режиму. Центральным событием дня для меня обычно был мой собственный обед: я знала, что до него мы успеваем погулять, а после малыш ложится спать, и я могу заняться чем-то полезным. Вечером же дети всегда укладывались в разное время: иногда в 9, а иногда даже после полуночи — все зависело от их настроения. По‑моему, это очень комфортная жизнь.
Елена, 28 лет

Как найти золотую середину и правильно учитывать биологические ритмы


Путаница: день и ночь

Днем дитя напоминает умиротворенного сурка, а ночью категорически отказывается спать. Нет, карапуз не плачет, наоборот — он бодр, весел и готов к любым подвигам! Если ребенок перепутал день и ночь, уговоры бессмысленны, надо действовать. На следующий день после «веселой ночки» постарайтесь будить малыша чуть раньше, чем он обычно просыпается, а вечером максимально займите его активными играми или долгими прогулками.

Золотая середина.

Есть и третий подход — так называемый свободный режим дня ребенка, при котором гармонично уживаются и анархия, и строгий порядок. В этом случае родители учитывают желания и потребности ребенка, но спокойно обходятся без секундомера в руках. В такой ситуации малыш легко адаптируется к семейному ритму и в результате спокойно — без стрессов — принимает «взрослые правила игры».

Но для того чтобы внедрить эту схему в жизнь, придется немного попотеть. Семь дней нужно строго фиксировать, во сколько малыш проснулся, поел, заснул, улыбнулся и т. д. Отсчет лучше вести с момента ночного укладывания и им же заканчивать. Через неделю у вас появится четкое представление о режиме дня ребенка и вы сможете подстроить под него свои дела. Важно! За желание есть и спать отвечаете не вы, а ребенок, и влиять на этот факт силовыми методами бесполезно. А вот гуляния, игры, массажи и купания — сфера вашей ответственности. Эти моменты и должны стать «контрольными точками», от которых будет отталкиваться удобный для всех график жизни.

В свое время

Какую бы стратегию вы ни выбрали, в первую очередь необходимо учитывать биологические ритмы самого ребенка, которые напрямую зависят от его возраста. Новорожденный просто физиологически не может подчиниться установленному режиму дня, 2-месячный малыш уже более предсказуем, а годовалый ребенок вполне готов жить по плану.

1−2 месяца.

Кроха очень часто нуждается в еде, спит 5−8 раз в день, 16−20 часов в сутки. Иногда сон длится совсем недолго — по 15−30 минут.

4−6 месяцев.

Ребенок обязательно ест перед сном, спит 3−4 раза в день по 1,5 часа. Периоды бодрствования увеличиваются. Сейчас малышу особенно нужна ваша помощь при засыпании: если ждать, пока утомившийся младенец уснет сам, громкие истерики неизбежны.

7−8 месяцев.

Ребенок спит два раз в день, получает прикорм и соответственно «садится за стол» примерно в одно и то же время.

1−1,5 года.

Теперь у карапуза всего один дневной сон в день. Большую часть времени он играет, гуляет и исследует окружающий мир. Часто именно в этот период появляется и более-менее устойчивое расписание снов, прогулок и приемов пищи.

Не по плану

Сбоев режима дня ребенка стоит ожидать:

  • при скачках роста: в эти периоды ребенок становится капризным, начинает хуже спать и очень часто просится на ручки;
  • на стадиях перехода с трех дневных снов на два и с двух на один. Несколько суток будут довольно суматошными и непредсказуемыми;
  • в периоды болезней, после прививок, массажей или во время прорезывания зубов.
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.


    Особенности

    Пища, сон, вода, ощущение безопасности - это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

    С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

    Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале - сразу после выписки из роддома.

    Режим - отличный способ упорядочить жизнь семьи , в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.


    Распорядок дня по месяцам

    На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна , которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

    Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско - даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.



    Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе - свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

    Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.


    Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь - респираторная. Единственный повод не пойти на улицу - высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.


    Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

    Приблизительный режим может быть следующим.

    1-2 месяца

    В этом возрасте потребность во сне - от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

    Среднее число кормлений - 6-7, промежуток между приемами пищи - от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

    Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.


    3-4 месяца

    У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода - 1,5-2 часа.

    Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).


    5-6 месяцев

    Ночная потребность во сне в этот период остается прежней - 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

    Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается - до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне - около 15 часов в сутки.


    7-8-9 месяцев

    Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи - 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

    Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.


    10-11 месяцев - 1 год

    Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются - до 2,5 часов на каждый сон.

    Потребность в ночном сне - 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.


    1,5 года - 2 года

    В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

    В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне - 10-11 часов.

    Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.


    Как наладить режим?

    Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

    «Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» - подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

    Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

    Не по уставу

    «Катя, шесть утра же, воскресенье, дайте поспать, уложи ребенка! Не давай ему вставать» - жалобно просит муж в очередное утро выходного дня.

    Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

    Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

    Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

    Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час. Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет. В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе. Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

    Нет режима дня – нет воспитания?

    Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

    Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

    «Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику. Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются. Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» - говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

    И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

    Режиму дня быть!

    «Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала. Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости. Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» - рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

    Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

    • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
    • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
    • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
    • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
    • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.

    Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

    А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

    Режим дня – это распределение времени, отводимого на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна приобретают характер динамического стереотипа. При построении режима дня ребенка предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, максимальное пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

    Как восстановить и наладить режим дня для ребенка?

    Большую роль в воспитании ребенка имеет рационально построенный режим дня ребенка, учитывающий физиологические возможности малыша и способствующий активной жизнедеятельности всех его органов и систем.

    Он представляет собой чередование во времени кормления, сна и бодрствования в соответствии с физиологическими возможностями ребенка.

    Почему надо соблюдать режим дня и насколько он важен?

    Необходимость соблюдения режима дня очень велика, как для взрослых, так и для детей - в каждый из периодов дня человек ощущает себя по-разному. И для того чтобы всё было сбалансировано нужен строгий распорядок дня.

    Для того чтобы ребёнок рос здоровым и нормально развивался режим дня крайне необходим и подбирается он в зависимости от возрастных показателей. И если вы задались вопросом: почему надо соблюдать режим дня, то вы сейчас получите ответ. Распорядок дня укрепляет здоровье, благоприятствует нормальному отдыху и полезной физической нагрузке.

    Учёными было выяснено, что на утренние часы выпадает наибольший пик физического подъёма. Отсюда следует, что утром лучше всего проводить занятия спортом, что-либо учить и развивать. И для того, чтобы ничего не упустить подъём должен быть до восьми часов утра. Поэтому если вы отправляете спать своего ребёнка уже после 9 вечера, то просыпаться он будет, соответственно, тоже позже. Причём он будет не отдохнувшим и малоподвижным. Вот почему в режиме дня является ключевым моментом время, отведённое на сон, игнорировать которое в столь юном возрасте категорически непростительно.

    Как организовать режим дня ребенку в возрасте до 12 месяцев?

    Организация режима помогает не только ребенку в развитии (так как он только что родился, то его жизнь на данном этапе построена на рефлексах, которые он получает при: кормлении, купании, играх, то есть тогда, когда эти процессы повторяются в одно, и тоже время, то есть когда существует режим дня ребенка), а также и вам в организации своего дня. Режим для каждого ребенка индивидуален, так как все разные. Он может колебаться в 20 мин, что не должно вас пугать.

    3 раза режим дня ребенка изменяется в первый год его жизни, и 2 раза режим дня меняется на втором году жизни.

    • В 3 месяца ребенок может бодрствовать, примерно, от часа - полтора, а вот на сон у него уходит времени гораздо больше – 16-18 часов. Кормление становится чаще с перерывом в три часа.
    • От трех-шести месяцев на сон времени уже уходит меньше 16,5-17 часов, кормление становится не таким частым, перерывы между кормлением составляют трех с половиной часов. Бодрствование - около часа-двух.
    • От шести-девяти месяцев: Сон у ребенка становится меньше и составляет 15-16,5 часов. Кормление, согласно режиму, становится меньше, период между кормлением составляет около пяти часов, бодрствовать ребенок может уже до трех часов.
    • От девяти-двенадцати месяцев на сон ребенку уходит времени от 14,5-15,5 часов, перерывы между кормлением становится от четырех-пяти часов, бодрствует ребенок около двух с половиной до трех с половиной часов.

    Принципы составления режима дня грудничков

    Правильно подобранный режим дня ребенка помогает становлению психической составляющей личности ребенка. Непредсказуемость поведения сменяется регулярностью требований уже к 2-месячному возрасту. Своевременное разумное удовлетворение потребности ребенка развивает привязанность к родителям, которая проявляется с 3-месячного возраста.

    Организация режима дня ребенка тесно связана с возрастными особенностями. На активное бодрствование младенца в первые месяцы жизни отводится незначительное время (5–7 ч), через каждые 1,5–2 ч ребенок засыпает. Главными компонентами режима дня детей в этом возрасте являются кормление, сон и бодрствование, при правильной их организации к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. На 1-м году жизни ребенка общая продолжительность пребывания на открытом воздухе должна составлять не менее 5–6 ч. На протяжении первых 3 лет жизни режим дня ребенка придется налаживать несколько раз.

    Время бодрствования должно использоваться для физического и умственного развития. С целью гармоничного физического развития разработаны специальные комплексы упражнений. Такие занятия проводит с ребенком мать. Лучше, чтобы они выполнялись в одно и то же время суток и сопровождались положительными эмоциями.

    Физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны. В ЦНС центры двигательной активности рук и речи находятся рядом.

    Основные эмоции ребенка связаны со стремлением к самостоятельности. Уже во втором полугодии жизни появляются негативизм и дух противоречия. Это могут быть отказ от пассивного кормления с ложки или нежелание садиться на горшок.

    Роль закаливания в режиме дня грудного ребенка

    Закаливание воздухом начинают с первых дней жизни ребенка во время пеленания, проветривания, прогулок. В хорошую погоду летом ребенок должен быть на улице в течение всего дня. Дети грудного возраста на свежем воздухе легко засыпают.

    Водные процедуры дозируются по температуре и времени. Воздействие холодной воды на кожу способствует сужению капилляров. Затем происходит их расширение (фаза активной гиперемии). При длительном воздействии холода тонус капилляров значительно падает, кожа становится цианотичной, замедляется число сердечных сокращений, что важно учитывать при контроле за закаливающими процедурами.

    Основными приемами закаливания водой являются

    • обтирание,
    • обливание,
    • душ и
    • плавание.

    Закаливание следует начинать с обтирания. Отдельные части тела обтирают смоченной в воде фланелевой рукавичкой, затем растирают сухим махровым полотенцем. Обливание проводится из кувшина. Душ оказывает влияние на организм ребенка разностью температуры воды и массирующим воздействием. Температуру воды при закаливании душем и обливании можно снижать постепенно или пользоваться контрастным способом.

    Режим дня ребенка позволяет оценить состояние ребенка в динамике, определить эффективность проводимых оздоровительных мероприятий и выявить факторы риска на ранних этапах развития патологии.

    Как наладить режим дня ребенка дошкольного возраста?

    Правильный режим дня должен строиться в соответствии с основной задачей воспитания детей дошкольного возраста: способствовать

    • росту и развитию,
    • укреплению здоровья,
    • развитию основных движений,
    • становлению речевой функции.

    Наладить режим дня ребенка можно только проявив терпение и настойчивость. Ваши грубые попытки заставить малыша спать, есть или гулять в определенное время могут заставить его противоречить вам просто из чувства протеста. Лучший способ мягко наладить режим дня - показывать ребенку личный пример. Кушать и гулять вместе с ним, делать вид, что вы заснули днем, и так далее.

    Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

    Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

    В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

    Как организовать режим дня ребенку в возрасте полутора лет?

    7:00 – 7:30 - Подъем, водные процедуры, одевание.

    7:30 – 8:00 - Завтрак.

    8:00 - 11:00 – Прогулка на свежем воздухе, игры.

    10:00 – 13:00 – здоровый сон.

    13:00 – 13:30 - Обед.

    13:30 – 16:00 – Прогулка на воздухе.

    16:00 - Полдник.

    16:30 – 18:00 –здоровый сон.

    18:00 – 19:00 –Активные занятия дома или на улице.

    19:00 – 19:30 - Ужин.

    19:30 – 21:00 –Прогулка ребенка, согласно режиму, перед сном или спокойные игры.

    21:00 – 7:00 - Ночной сон.

    Как восстановить режим дня ребенку до 3 лет?

    • Продолжительность здорового сна ребенка в возрасте от год и шесть месяцев от 14.5 до 13.5 в день. Бодрствование составляет три – четыре с половиной часа. Кормление за день составляет 4 раза.
    • Продолжительность здорового сна ребенка 2 лет составляет 13,5 – 12,5 часов в день, днем они начинают спать по 1 разу. Бодрствование составляет четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.
    • Время, необходимое ребенку 3 лет на сон, 13,5 – 12,5 часов в день. Бодрствование, согласно режиму, составляет - четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.

    Примерный режим дня дошкольника

    • В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной), пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.
    • Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.
    • В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин. При этом занятия приобретают характер обучения.

    Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

    Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

    Принципы режима дня у ребенка в возрасте до 7 лет

    Система пищеварения человека тоже функционирует по своим биологическим часам. Вот почему надо соблюдать режим дня, чтобы нагрузка на её органы ложилась равномерно. Поэтому для приёма пищи должны быть свои определённые часы. С утра, ещё сонному организму нужно энергетическое питание, но завтрак должен быть лёгким для усвоения. Завтрак вашего ребёнка должен быть в пределах 7-8 часов утра. И если он плохо ел или не успел до конца доесть, рекомендуется через три часа устроить ещё один завтрак. К середине дня необходимость в питательных элементах увеличивается в разы, особенно если малыш находился на свежем воздухе и был физически активен.

    В составленном по всем правилам режиме каждый пункт дополняется следующим. На смену часам подвижности приход отдых и новое занятие, что способствует равномерному распределению нагрузок на организм ребёнка в ходе всего дня. Но вот если день малыша был бессистемен, он к вечеру тратит все свои силы, а отсюда капризность и лишние стрессы, и неполноценный сон.

    А вот родителям строгий режим дня их крохи единственный шанс уделить время и себе, домашним хлопотам. И между прочим, когда ваш ребёнок уже ходит в садик, то во время каникул или же выходных, стоит придерживаться расписания, которое заведено в тех заведениях. Но, безусловно, из все правил бывают и исключения.

    Как составить режим дня детей младшего школьного возраста?

    Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

    В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

    Учебная нагрузка в режиме дня детей младшего школьного возраста

    У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

    Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю:

    • 1–3-й класс – 24 ч;
    • 4-й класс – 27 ч;
    • 5–7-й класс – 29 ч.

    Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года.

    Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

    В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

    Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы).

    Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

    Физическая активность в режиме дня младших школьников

    Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач:

    • после перенесенных инфекционных заболеваний,
    • при возникших признаках асимметрии тела и др.

    Роль закаливания в режиме дня младших школьников

    Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

    Основные гигиенические правила закаливания предусматривают:

    • постепенность увеличения закаливающих нагрузок;
    • последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием;
    • регулярность и систематичность;
    • комплексность (сочетание различных природных факторов);
    • учет индивидуальных особенностей организма.

    Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

    Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

    Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

    Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах). Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

    Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

    Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

    Почему правильный режим дня так важен для развития младшего школьника?

    Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

    правильной организацией урока;

    нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

    регламентацией продолжительности уроков и перемен;

    рациональным построением занятий;

    использованием каникул;

    организацией рационального питания в течение учебного дня.

    Как восстановиить режим дня подростка?

    Оценка режима дня у детей и подростков включает в себя использование различных объективных инструментов, начиная от мониторов сердечного ритма, шагомеров и субъективных инструментов, таких как опросы, списки интересов и дневники. Чтобы наладить режим дня ребенка требуется тщательная оценка, что приводит к широкой картине деятельности молодого человека. Этот процесс займет некоторое время и потребует усилий со стороны родителей, учителей.

    Первый шаг на пути создания полной оценки деятельности для получения статической картины текущего физического состояния ребенка. Тесты могут помочь определить индекс массы тела ребенка. Оценщик должен получить основные данные о зрении и слухе ребенка с помощью скрининга, а также такие сведения как частота сердечных сокращений и артериального давления. Копия осмотра врача может дать ценную информацию о инвалидности или ограничениях ребенка.

    Текущий уровень физической активности имеет важное значение в определении целей и задач оптимального режима для детей и подростков. Родители и учителя используют эти данные для определения видов деятельности ребенка. Родители и учителя должны помочь ребенку развивать свои существующие естественные интересы, особенно те, которые способствуют достижению физического здоровья ребенка.

    Анализ активности предпочтений поможет предложить новые направления для ребенка или подростка в программе физической активности. Оценщик представляет участнику обширный список мероприятий, которые ребенок расставляет в режиме дня по своим интересам.

    Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

    После того, как в вашем доме появился ребенок, вы не знаете, что делать, куда бежать и как наладить и свой режим дня и режим дня крохи. Ведь так будет всем намного легче?

    Если у маленького ребенка нет режима дня, то это не очень удобно ни самому крохе, ни его родителям. У малыша режим должен быть! Об этом вам скажет и педиатр, и педагоги в детском саду.

    И, налаживать режим дня крохе должна мама. Потому что папе с утра на работу, старшим детям в школу, а мама, уставшая от бессонной ночи, не знает, за что ей хвататься в первую очередь. Режим дня помогает маме не только высыпаться ночью, но и обеспечить ребенка развивающими занятиями, полноценным досугом.

    Польза режима дня

    Если раньше, в период СССР, у женщины не было выбора – ей уже в 3 месяца приходилось своего ребенка отдавать в детский сад, а самой идти работать, то сейчас – женщина может находиться в декретном отпуске вплоть до 6-летнего возраста ее ребенка. Естественно, чтобы пойти в детский сад, малыш должен быть приучен к режиму. И уже с его первых дней жизни мамочки старались укладывать ребенка в одно и то же время и кормить по часам.

    Сегодня молодые мамочки не беспокоятся по поводу режима дня их ребенка. Как правило, их дети ложатся, когда уже начинают кричать, и кушают, когда у них происходит истеричный -призыв «Мама, накорми меня!».

    Если у ребенка (даже, очень маленького) нет режима дня, то будет от этого страдать вся семья от хронического недосыпа, капризов, криков крохи. Но, если вы все же организуете режим дня малыша, то вот что получите в качестве приятного бонуса:

    • То, что будет делать ребенок в данный момент вы можете спрогнозировать с точностью до получаса;
    • Под режим дня (кормления, сна, бодрствования) вы можете полностью подстроить свой режим, свои дела на этот день;
    • Ребенок не будет страдать от того, что у вас на этот конкретный день появятся какие-то планы – уехать, отлучиться, сделать ремонт и даже элементарно – маме привести себя в порядок;
    • Если ребенок болеет и находится какое-то время в больнице, то ему перенести такую ситуацию гораздо легче, чем это было бы в полной зависимости от мамы;
    • Если у крохи будет определенный режим, то мама будет знать, когда тот спит, когда бодрствует. Таким образом, у нее появится время для себя, для какого-то хобби или папы (того человека, который больше всех психологически страдает от того, что в семье появился малыш и ему сейчас уделяют огромное количество внимания).

    Итак, делаем промежуточный вывод – режим дня маленького ребенка необходим как самому крохе, так и его родителям. Если взять во внимание отзывы мамочек, которые воспитали малышей по режиму, то они отмечают, что такие дети – спокойные, сконцентрированные на обучении, внимательные, организованные. У них достаточно крепкое здоровье. Организовать таких детей для серьезных семейных мероприятий не составляет труда. Дети с режимом легче адаптируются в детском саду, в школе.

    Доказано! Женщины, у которых дети имеют режим дня с первых дней жизни, гораздо легче переносят и период воспитания ребенка в целом.

    Правила организации режима дня

    С сегодняшнего дня вы приняли решение организовать режим дня вашего малыша?

    Главное правило организации режима дня крохи – не навредить! Не спишите с налаживанием режима. Если малышу сложно к нему привыкнуть, то лучше прийти к режиму медленно, но верно.

    Наверное, уже сейчас вы начали записывать продолжительность сна своего ребенка, время кормления, длительность прогулок. Но, почему уже все сбилось буквально на следующий день? Ниже приведены рекомендации по организации режима дня у вашего малыша:

    • Первые недели жизни не пытайтесь приручить кроху к какому-либо режиму. Просто наблюдайте за ребенком и записывайте – сколько он спит, когда ложится, когда просыпается, сколько кушает и когда, пики активности, пики вялости.
    • Через 2 недели внимательно изучите записи. Если ребенок какие-то действия совершает в одно и то же время – запишите это время.
    • Введите в вашу жизнь определенные ритуалы. Например, перед вечерним сном вы проветриваете комнату, купаете малыша и 10 минут его держите на руках. После – кладете в кроватку.
    • Если ребенок болеет, то ни о каком речь идти не может.

    Режим дня устанавливают только, если ребенок здоров! Во время болезни малыша ему нужна мама круглосуточно.

    Важно! Ребенку обязательно нужны прогулки на свежем воздухе. И для этого не всегда нужна улица – одевайте кроху теплее, открывайте окно и пусть малыш спит.

    Режим дня в 1 месяц

    Режим дня малыша устанавливается в первый месяц его жизни, а потом лишь корректируется. Основа первого месяца – кормления, которые устраиваются примерно каждые 2 часа.

    7:00 – подъем (начинается он с кормления, затем умывание, зарядка);

    7:00-9:00 – период активного бодрствования;

    9:00 – кормление;

    11:00 – кормление и период бодрствования;

    12:00-13:00 – прогулка на свежем воздухе;

    13:00 – кормление и дневной сон;

    15:00 – 17:00 –активные игры и кормление;

    17:00 – 18:00 – сон вечерний;

    18:00 – 20:00 – спокойные игры, общение с родителями, кормление;

    20:00 – 21:00 – купание, подготовка к ночному сну и кормление

    Ночью ребенок должен проснуться на одно кормление. Если вы не пришли к подобному режиму дня в один месяц, то не отчаивайтесь, вы его сможете откорректировать в ближайшие месяцы жизни малыша.

    Во второй и третий месяцы режим дня ребенка не сильно отличается от первого. Единственное, что малыш меньше спит и вы это можете откорректировать по времени сами и конечно – ребенок будет больше времени проводить в общении с родителями, игрушками, окружающим миром. Чем старше малыш, тем сложнее будет установить ему режим. Но, тем не менее, вы, как родитель сможете это сделать, главное – желание. Здоровья вам и вашему малышу!