План-конспект занятия по лепке в средней группе "грибы". передавать это с соблюдением пропорций

Ребенок пятого года жизни отличается большей выносливостью и подвижностью. Дальнейшее усложнение деятельности и обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов: развивается мышление - дети могут выделять более существенные признаки предметов, группировать их по назначению, качеству, материалу, им становится доступно понимание простейших связей и отношений; начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания; совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия, которые приобретают более устойчивый и целенаправленный характер.
Ребенок 4 лет уже может заранее задумать, что он будет лепить, хотя этот замысел вначале еще неустойчив. У детей появляется определенный интерес к результату и процессу усвоения навыка, они начинают понимать, что от этого зависит выполнение работы, а если ребенок не смог выполнить задание, это его огорчает. Значительно возрастает работоспособность детей, возможность заниматься в коллективе, подчинять свои желания требованиям взрослых.
Основной задачей обучения лепке остается задача воспитания устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату. От детей требуется умение выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Элементы выразительности воспитатель всегда выделяет, подчеркивает. Например, при изображении птички, цыпленка можно показать, что различные положения головы, клюва и хвоста создают новые интересные образы.
Большое внимание уделяется формированию самостоятельного замысла - лепке по замыслу отводится половина всех занятий. К этому времени творческий замысел ребенка становится более устойчивым. Дети должны лепить самостоятельно, не только используя ту тематику, над которой они работали вместе с воспитателем, но и придумывать свою, отражающую образы окружающего мира. Задачей этого года обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
Основное значение приобретает работа над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах детского сада, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Тематика заданий становится сложнее - дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы, форма которых представляет собой овоид (овоид - фигура в форме яйца. Этот термин детям дошкольного возраста не дается), конусы, цилиндры, шары. Создание точной формы и характерных деталей требует работы не только ладоней, но и пальцев рук. Дети овладевают такими приемами, как оттягивание, примазывание, прищипывание, сглаживание; их знакомят с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры для придания ей большей устойчивости, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится все больше (до 5-6).
В средней группе, так же как и во второй младшей, предусматривается повторность изображения одной формы на разном тематическом содержании. Это дает возможность закрепить навык изображения различных форм.
Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем (дети лепят утят, воспитатель - утку, а в конце занятия составляется композиция - «Утка ведет утят купаться». Или дети лепят медвежат, а воспитатель усаживает их в кружок и дает каждому ложку - «Мишки обедают»).
Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу. При этом работа может иметь коллективный характер: дети объединяются по двое, по трое, воспитатель помогает определить, кто и что будет лепить. Каждый ребенок изображает своего героя, а потом всех персонажей можно собрать на общей подставке. Воспитатель помогает детям найти выразительные черты образа. Например, при лепке медвежат по сказке «Два жадных медвежонка» он говорит: «Посмотри, Наташа, как у тебя хорошо получилось: твой мишка плачет (обе лапы поднес к глазам), а у Сережи медвежонок как будто спрятал сыр за спину (лапа за спиной). Вот какой жадный!»
После чтения произведения К. Чуковского «Федорино горе» воспитатель предлагает рассказать об этом в лепке. Все вместе решают, какой сюжет изобразить: как посуда убегала от Федоры или как она вернулась назад. Все дети лепят посуду (кто какую хочет), а воспитатель - Федору. В конце занятия составляется композиция. Такое совместное творчество, совместные поиски учат создавать выразительный образ, помогают вызвать эмоциональный настрой, интерес к лепке.
В средней группе продолжается работа по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Дети учатся оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. При изображении любого предмета может быть дано задание украсить этот предмет узором. Так, вылепленную посуду (чашки, блюдца) можно украсить, используя стеку, набор печаток или составляя узор из мелких кусочков глины. По типу дымковской росписи можно украсить птичек, козликов и т. д.
Первые занятия лепкой в средней группе направлены на закрепление, восстановление в памяти детей приемов, которые за летние месяцы частично забываются. Кроме того, в группу с начала года обычно приходят новые дети, они должны познакомиться с теми приемами работы с глиной, пластилином, которые давались в прошлом году. Поэтому в первом квартале не учат новым приемам лепки, а закрепляют старые, усложняя и уточняя ее. Такие технические операции, как раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание, дети повторяют при лепке овощей, фруктов, ягод и других предметов (колбаски, булочки, сушки и др.), а также игрушек.
Осень - очень благоприятное время для знакомства с богатством растительного мира, его красотой, его плодами, которые своими формами, красками и разнообразием вызывают у детей радостные эстетические чувства, желание изобразить их. Первым занятием по лепке может быть занятие по замыслу детей. Оно дает воспитателю возможность выяснить уровень умений детей и в соответствии с этим построить дальнейшую работу. Программа предусматривает повторение приема раскатывания, который дети закрепляют при изображении колбасок, гвоздиков, кабачков, огурчиков и т. д. Можно ввести усложнение: раскатывать глину при вертикальном положении рук (при изготовлении тонких удлиненных цилиндрических тел) или при положении рук под углом при изготовлении морковок, кабачков, ракет и т. д.; заканчивать отработку формы пальцами.
В качестве упражнения в раскатывании, свертывании и соединении дети лепят крендельки, слойки, цепочки и т. д. При этом они учатся различным приемам свертывания удлиненных цилиндрических форм.
В начале года закрепляется и прием скатывания, при этом подбирается более сложная, чем раньше, тематика - лепка орехов, апельсинов, яблок, черешен и т. д. Дети лепят не только всевозможные предметы, но им предлагается вылепить и несколько разных по величине однородных предметов - большие орешки и маленькие, большой апельсин и маленький и т. д. На некоторых занятиях дети при изображении более сложных предметов упражняются во всех ранее усвоенных приемах лепки. Например, чтобы вылепить репку, надо скатать ком глины, слегка его сплющить и оттянуть кончик, а сверху вставить приготовленные из зеленой бумаги листочки. В средней группе лепят грибы, самолеты, кошку, петушка, черепаху и т. д. Как итоговое занятие хорошо провести лепку по замыслу: «Угостим кукол ягодами», «Вкусные яблоки и апельсины», «Забавные зверюшки», «Цепочки и бусы на елку» и т. д.
Зимние месяцы связаны с радостным новогодним праздником. Дети получают много незабываемых впечатлений и эмоциональных переживаний, связанных с елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, игрушками, которые вдруг ожили и закружились вместе с детьми в новогоднем хороводе. Это прекрасный материал для изображения в пластических образах. Но чтобы дети сумели передать свои впечатления в лепке, необходимо познакомить их с такими геометрическими формами, как овоид (его отличие от шара), конус, диск, с новыми изобразительными и техническими навыками, способами создания образа.
Хорошо познакомить детей с лепкой животных, птиц, рыб, форма туловища которых близка к овоиду. Это - еж, заяц, мышка, птичка, рыбка, кит и т. д.

На занятиях по изобразительной деятельности следует развивать у детей пятого года жизни эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину.

Дети пятого года жизни уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали.

Необходимо приучать детей выполнять все старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым тактичным, понимающим; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, порадоваться его достижениям; не раздражаться, если что-то не получается, не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками, старшим ребенком в семье - в этом случае ребенок теряет уверенность в своих силах и интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии, как и в предыдущей группе, целесообразно предлагать детям лепить не один, а несколько предметов одинаковой формы, например, несколько простых яиц и одно золотое, несколько огурчиков, больших и маленьких , несколько неваляшек и т.п. Изображая на одном занятии несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют его величину, положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений. Это способствует проявлению творчества.

Нужно учить детей самостоятельно готовить материалы для занятий и убирать их по окончании работы. Обычно материал для занятия раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами. Более целесообразным представляется такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. По окончании работы каждый ребенок убирает свое рабочее место, унося все материалы обратно на общий стол. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, ответственности, умению убирать за собой.

В средней группе для лепки детям предпочтительно давать глину, которая в силу своей мягкости, пластичности является лучшим материалом; также можно использовать пластилин, пластическую массу.

Следует продолжать учить детей аккуратно пользоваться материалом, лепить на специальной дощечке или клеенке; приучать действовать аккуратно, не разбрасывать глину по столу, не смахивать на пол; готовое изделие ставить на дощечку или клеенку; после окончания лепки не вытирать руки о платьице или брючки, а мыть их.

Начинать работу по обучению детей лепке следует с закрепления приемов, которые они усвоили в предыдущей группе. Затем детей учат передавать в лепке предметы овальной формы. С этой целью им предлагают на одном занятии лепить предметы круглой и овальной формы.

На занятиях по лепке можно предложить детям следующие темы: «Рыбки», «Рыбки - большая и маленькая», «Уточка», «Птичка», «Девочка в длинной шубке», «Мисочка», «Чашка и блюдце», «Козленок», «Зайчик».

Опыт показывает, что лепка предмета уже знакомой детям круглой формы и в сравнении с ним предмета новой для них овальной формы является эффективным методическим приемом. В сравнении дети лучше познают особенности овальной формы.

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В средней группе дети, овладев приемами лепки предметов цилиндрической, круглой, овальной форм, могут лепить более сложные объекты: рыб, птиц, животных

Занятия по лепке способствуют непосредственному познанию предметов, их формы и пропорций. В некоторых случаях лепка того или иного объекта может предшествовать рисованию, позволяя лучше понять и затем передать в рисунке образ предмета, объекта. Особенно это важно, когда дети впервые изображают предмет новой для них формы, например, овальной. Однако такая последовательность нужна не всегда, буквальный повтор может привести к однообразию и скуке.

Примерный план занятий по лепке в средней группе приведен в приложении 7.

Татьяна Родионова

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Пирожное » .

Воспитатель : Родионова Т. А.

Цель : Продолжать учить детей лепить знакомые предметы, передавать форму, величину. Учить детей сдавливать комок пластилина в лепешку, закреплять умение лепить мелкие шарики. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других.

Материал : игрушка-пирожное из атрибутов к игре «Магазин» , пластилин, дощечка, салфетка (по количеству детей, игрушечные тарелочки, кукла, кукольный стол с чайным набором.

Предварительная работа : игра «Ждем гостей» , беседа о том, как дома мама угощает гостей.

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша.

Давайте с вами вспомним, как принято встречать гостей? (Ответы детей)

Конечно, когда в дом приходят гости, надо пригласить их за стол, предложить чай и разные угощения.

Как вы думаете, какие угощения подают к чаю? (Ответы детей)

Сегодня на занятии мы с вами будем лепить пирожное . Посмотрите, какое пирожное получилось у меня . (Воспитатель демонстрирует образец работы)

Как же слепить? Сейчас я вам расскажу. Перед вами лежит необходимый для работы пластилин.


Сначала берем пластилин коричного цвета, разминаем его, потом раскатываем его в шарик, и немного прижимаем сверху.


Берем белый пластилин. Раскатываем его в шарик, сплющиваем его в блинчик, это у нас будет помадка для пирожного .


Прилепляем белый пластилин сверху коричного, покрывая его полностью.


Затем начинаем украшать его, для этого раскатываем из маленьких кусочков пластилина разных цветов маленькие шарики.


Украшаем наше пирожное . Для этого прилепляем сверху маленькие разноцветные шарики.


Пирожное готово .

Перед тем как приступить к работе, давайте мы с вами разомнём пальцы : (пальчиковая гимнастика)

Мы спросили нашу печь :

Что сегодня нам испечь?

(«печем» пироги )

Печку мы спросили,

(поднять кверху указательный палец)

тесто замесили.

(сжимаем и разжимаем кулаки)

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали - не устали.

(трем ладони)

Начинили творогом

(«печем» пироги )

И назвали пирогом !

(поднять кверху указательный палец)

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

(Вытянуть руки ладонями вверх)

Дети садятся на свои места и выполняют работу. Воспитатель следит за их работой. Во время выполнения задания необходимо помогать детям, напоминая или частично объясняя им приемы лепки . Воспитывать и поощрять самостоятельность, контролировать последовательность выполнения работы.


По окончании лепки все работы дети кладут пирожное на свою тарелочку .

Ребята, какие у вас получились красивые пирожные . Я думаю, что кукле Маше они очень понравились.

Давайте посадим Машу за стол и угостим ее чаем и нашими пирожными .


Вот ребята и закончилось наше занятие . Что мы делали на занятии ? (лепили угощение для куклы) . Вам понравилось наше занятие ? (Ответы детей) . Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые пирожные !


по лепке в средней группе

п. Гирсово, 2012 г.

Пояснительная записка

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельности и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разновозрастных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация, вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации НОД (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5. Создание творческой доброжелательной обстановки в группе, на НОД по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для НОД рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Задачи:

Продолжать развивать интерес к лепке;

Совершенствовать умение лепить из пластилина;

Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах;

Учить прищипыванию с легким оттягиванием вверх краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички);

Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы;

Познакомить с приемами использования стеки;

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки, дополнять изображение деталями по решению самого ребенка;

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Промежуточные результаты:

1. Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию.

2. Использовать все многообразие усвоенных приемов.

Календарно-тематическое планирование по лепке в средней группе

(используется учебно-методическое пособие «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада» Т.С. Комарова, Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2007.)

Сентябрь

1 неделя

Тема: Яблоки и ягоды.

Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы различной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Развивать воображение и творческие способности детей. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

2 неделя

Тема: Большие и маленькие морковки.

Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, легка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаясь с материалом. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, активность.

3 неделя

Тема: Огурец и свекла.

Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

4 неделя

Тема: Грибы.

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать усидчивость.

Октябрь

1 неделя

Тема: Угощение для кукол.

Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

2 неделя

Тема: Рыбка.

Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы. Развивать усидчивость. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей.

3 неделя

Тема: Слепи какую хочешь игрушку.

Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.

4 неделя

Тема: Сливы и лимоны.

Продолжить обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.

Ноябрь

1 неделя

Тема: по замыслу.

Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Развивать воображение, творческие способности детей. Воспитывать самостоятельность, активность.

2 неделя

Тема: Разные рыбки.

Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать воображение. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца.

3 неделя

Тема: Уточка

Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, россыпь. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки). Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам.

4 неделя

Тема: Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин.

Учить детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки.

Декабрь

1 неделя

Тема: Девочка в зимней одежде.

Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

Тема: Большая утка с утятами.

Продолжить знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции. Развивать воображение. Воспитывать уверенность в своих возможностях.

3 неделя

Тема: по замыслу «Слепи, что тебе хочется»

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей.

4 неделя

Тема: Птичка.

Учить детей лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им. Развивать творческие способности детей. Воспитывать самостоятельность, активность.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Тема: Девочка в длинной шубке.

Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, сглаживать места скрепления. Развивать самостоятельность. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца.

3 неделя

Тема: по замыслу.

4 неделя

Тема: Хоровод.

Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. Учить объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие. Продолжать развивать образные представления. Воспитывать доброжелательность друг к другу. Познакомить с дымковской куклой.

Февраль

1 неделя

Тема: Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки.

Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к птицам.

2 неделя

Тема: Мы лепим снеговиков.

Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Закреплять усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание рассматривать созданные изображения.

3 неделя

Тема: по замыслу.

4 неделя

Тема: Мисочка.

Учить детей лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые - вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уверенность в своих возможностях.

Март

1 неделя

Тема: Козленочек.

Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.д. Развивать сенсомоторный опыт. Воспитывать любовь к животным.

2 неделя

Тема: Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зеленую травку.

Учить детей лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение. Воспитывать любовь к диким животным.

3 неделя

4 неделя

Тема: Мисочки для трех медведей.

Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами. Учить отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей.

Апрель

1 неделя

Тема: Барашек (по образу филимоновской игрушки).

Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

Тема: Чашечка.

Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

3 неделя

Тема: Посуда для кукол.

Закреплять умение детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Продолжать развивать навыки коллективной работы. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

4 неделя

Тема: Птичка клюет зернышки из блюдечка.

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая их и сглаживая места скрепления). Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к птицам.

1 неделя

Тема: Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц».

Продолжать учить детей создавать в лепке образ подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки. Воспитывать желание рассматривать созданные изображения.

2 неделя

Тема: по замыслу.

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал. Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам.

3 неделя

Тема: Слепи то, что тебе нравится.

Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление детей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца.

4 неделя

Тема: по замыслу.

Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

п. Гирсово Юрьянского района Кировской области

Календарно-тематическое планирование

по развитию речи в средней группе

п. Гирсово, 2012 г.

Календарно-тематическое планирование

в средней группе - коммуникация (направление познавательно-речевое, область -коммуникация, чтение художественной литературы)

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование в средней группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Планирование соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Планирование разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН о правах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка, 1959; приказа Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава МКДОУ.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Задачи:

1. Формирование словаря:

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится);

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия и предлоги;

Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние;

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (доктор лечит, выписывает лекарства, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т.д.);

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно);

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

2. Звуковая культура речи:

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат;

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3. Грамматический строй речи:

Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (босиковый, притолстился, не рассмешливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова;

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложения. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Бели! и т.п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао);

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

4. Связная речь:

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

Поощрять попытки детей в процессе самостоятельной деятельности использовать объяснительную речь при общении друг с другом;

Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос;

Учить детей описывать предмет, картинку (по образцу воспитателя);

Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек («У меня получился вот какой лес. В нем живут… растут…» и т.п.);

Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Промежуточный результат:

1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие место в собственном опыте ребенка.

2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

3. Осмысленно работать над собственным произношением, выделяя первый звук в слове.

4. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

5. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

6. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

7. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Календарно-тематическое планирование

по развитию речи и художественной литературе в средней группе

используется учебно-методическое пособие «Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы» Голицына Н.С., Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» В.В. Гербова, Москва, «Просвещение», 1983..

«Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа» Г.Я. Затулина, Москва, «Центр педагогического образования», 2009.

Сентябрь

1 неделя

Учить составлять рассказ об игрушках, описывать их внешний вид, способы игры с ними.

Грамматика. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развивать внимание, речь. Воспитывать усидчивость.

С. 4 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Чтение стихотворений об осени.

Продолжать учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать выразительность речи. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихов.

С. 26 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Описание игрушек.

Учить детей при описании игрушки называть ее признаки, действия.

Грамматика. Закреплять умение соотносить названия животных с названием их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа.

Словарь. Формировать навыки употребления предлогов за, под, на, в.

Звуковая культура речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков с и с’. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость.

С. 49 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

Продолжать учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

С. 22 Затулина Г.Я.

Октябрь

1 неделя

Тема: Рассказывание об игрушках.

Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки, подводить к составлению рассказа на тему их личного опыта.

Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.

Звуковая культура речи. Закреплять произношение звука с в словах и фразах, подбирать слова со звуком с. Развивать образность речи. Воспитывать внимательность.

С. 4 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость, внимательность.

С. 41 Гербова В.В.

3 неделя

Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Словарь. Учить подбирать слова, сходные по значению. Развивать осязание, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

С. 33 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами».

Учить составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно.

Грамматика. Закреплять умение соотносить название животных с названием их детенышей.

Словарь. Активизировать слова, обозначающие действия. Развивать образность речи. Воспитывать любовь к домашним животным.

С. 46 Гребова В.В.

Ноябрь

1 неделя

Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Объяснить назначение и особенности колыбельной. Помочь заучить текст колыбельной. Развивать логическое мышление. Воспитывать активность.

Сборник загадок.

2 неделя

Учить составлять рассказ по набору игрушек.

Словарь. Активизировать слова, обозначающие качества и действия предметов.

Грамматика. Учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа.

з , соотносить на слух разные интонации. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 4 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.

Грамматика. Закреплять умение пользоваться точными названиями детенышей животных. Учить употреблять повелительное наклонение глаголов. Развивать образность речи. Воспитывать внимательность.

Хрестоматия.

4 неделя

Тема: Рассказывание из личного опыта «Моя комната».

Учить высказываться на тему из личного опыта.

Словарь: дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Учить правильно называть предметы мебели, уточнить обобщающее понятие. Учить понимать и правильно использовать слова: посередине, около, у . Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к мебели.

С.73 Затулина Г.Я.

Декабрь

1 неделя

Тема: Описание игрушки: дидактическая игра «Угадай мою игрушку (транспорт)».

Учить описывать игрушку.

Чтение стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный». Учить понимать содержание и юмор стихотворения.

Грамматика. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенном падежах. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость, внимательность.

С. 33 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Описание игрушки.

Учить составлять короткий описательный рассказ по игрушке.

Грамматика. Учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 49 Гербова В.В.

3 неделя

Тема: Рассказывание по картине «Собака со щенками».

Подводить детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.

Грамматика. Учить образовывать формы родительного падежа существительных.

Словарь. Активизировать в речи детей глаголы. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать любовь к домашним животным.

С. 46 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

Учить понимать и оценивать поступки героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей, подвести к пониманию образного содержания пословиц. Развивать усидчивость. Воспитывать любовь к домашним животным.

С. 83 Гербова В.В.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Тема: Обучение рассказыванию.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Закреплять умении правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Звуковая культура речи. Учить слышать и правильно произносить звук ш , изолированный, в словах и фразах. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

С. 33 Гербова В.В.

3 неделя

Тема: Чтение рассказа Л. Воронковой «Как Аленка разбила зеркало».

Учить понимать содержание и идею произведения, делать выводы. Развивать внимательность. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

Хрестоматия.

4 неделя

Тема: Рассказывание по набору игрушек.

Побуждать к составлению коротких рассказов по набору игрушек.

Словарь. Учить понимать и правильно использовать предлоги в, на, под, между. Развивать наблюдательность. Воспитывать усидчивость.

С. 109 Затулина Г.Я.

Февраль

1 неделя

Тема: Описание и сравнение кукол.

Учить описывать и сравнивать кукол: называть характерные признаки, строить законченные предложения.

Словарь. Учить пользоваться словами с противоположным значением.

Звуковая культура речи. Развивать выразительность речи. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 66 Гербова В.В.

2 неделя

Тема: Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Помочь детям запомнить текст стихотворения, читать его выразительно, делая правильные логические ударения. Развивать образность речи, память. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.

Хрестоматия.

3 неделя

Тема: Описание и сравнение одежды.

Учить давать описание зимней одежды, закреплять обобщающее понятие.

Грамматика. Учить пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

ш. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к одежде.

С. 66. Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Вот такие наши мамы.

Закрепить знания детей о труде мамы дома и на работе, воспитывать желание помогать, не огорчать ее.

В. Драгунский «Тайное становится явным» (чтение). Учить внимательно слушать рассказ, понимать юмор, оценивать поступки героев. Развивать внимательность. Воспитывать любовь к маме.

С. 94 Затулина Г.Я.

Март

1 неделя

Тема: Описание картинок.

Учить составлять описание предмета, изображенного на картинке, выделять существенные признаки.

Словарь. Упражнять в подборе глаголов к существительным.

Звуковая культура речи. Учить правильно произносить звук ц , изолированный, в словах и фразах. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

С.69 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Описание предметных картинок.

Учить составлять описание картинки, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку.

Чтение стихотворения Е. Братынского «Весна, весна, как воздух чист…». Учить понимать поэтическое слово.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение звука щ. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.

С. 69 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Описание предметов.

Продолжать формировать навыки связной речи.

Словарь. Закреплять обобщающие понятия «овощи», «одежда», «мебель».

Звуковая культура речи. Учить легко и правильно произносить звуки л и л‘. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к предметам.

С. 53 Затулина Г.Я.

4 неделя

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка».

Учить пересказывать текст рассказа.

Словарь. Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы. Развивать внимание. Воспитывать любовь к домашним животным.

Хрестоматия.

Апрель

1 неделя

Тема: Рассказывание по набору предметов.

Упражнять детей в составлении рассказа о предметах и действиях с ними.

Грамматика. Упражнять в образовании названий посуды.

Звуковая культура речи. Учить правильно произносить звук ч в словах. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к предметам.

С. 53 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Рассказывание по набору игрушек.

Учить составлять рассказ, развивать диалогическую речь.

Словарь. Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов.

Звуковая культура речи. Учить четко произносить звук ч в словах и фразах. Развивать внимательность. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 109 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Описание предметов и игрушек.

Продолжать учить составлять описание предметов и игрушек.

Словарь. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе - дальше, впереди - сзади). Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 100 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Жихарка».

Продолжать учить понимать и отвечать на вопросы по содержанию сказки, понимать образные выражения.

Словарь. Упражнять в подборе синонимов. Развивать образность речи, внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

С. 59 Гербова В.В.

1 неделя

Тема: Описание игрушек: дидактическая игра «Узнай по описанию».

Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки.

Грамматика: дидактическая игра «Чего не стало». Упражнять в создании родительного падежа множественного числа существительных. Развивать образность речи. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

С. 113 Гербова В.В.

2 неделя

Тема: Е. Серова из цикла «Цветы» (заучивание стихотворения).

Хрестоматия.

3 неделя

Тема: Описание предметов: дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Грамматика. Закреплять умение пользоваться точными названиями детенышей животных.

Звуковая культура речи. Закреплять умение находить разные и похожие по звучанию слова. Развивать осязание. Воспитывать бережное отношение к предметам.

С. 33 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Познакомить с содержанием русской народной сказки.

Учить находить и выделять в сказке особенности композиции (присказка, зачин). Развивать образность речи. Воспитывать любовь к русской народной сказке.

Хрестоматия.

Конспект открытого занятия в средней группе «Ежик»

Цель: уточнение представлений детей о лесном жителе – ежике

1. Учить детей координировать речь с движениями, развивая моторику рук.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.

3. Развивать у детей интерес к живой природе.

Предварительная работа: рассматривание ежа на картинке, игры с игрушкой.

Демонстрационный материал: ежик.

Раздаточный материал: пластилин, дощечки, семечки.

Воспитатель: Ребята, пока вы спали, к нам в группу пришел гость. Хотите узнать кто же это?

Воспитатель: тогда слушайте внимательно загадку, и вы узнаете кто же это наш гость:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Дети: это ежик.

Воспитатель: и правда это ежик. Давайте рассмотрим ежика. Что это у ежика?

Дети: лапки.

Воспитатель: и точно лапы. А что еще есть у ежика?

Дети: уши, глаза, иголки.

Воспитатель: ребята, а зачем ежику иголки?

Дети: еду собирать, защищаться от врагов.

Воспитатель: ребята, а наш гость очень грустный, потому что, у него нет имени, и с ним никто не хочет, дружить. Давайте придумаем ему имя. Ёжику стало грустно. Ой что-то он говорит? Он говорит, вас много,а я один.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: ребята, ежик говорит, что ему очень нравиться имя Данил. Имя теперь есть у ежика, а он все равно грустный.

Дети: Давайте слепим ему друзей – ежиков.

Воспитатель: А для того, чтобы наши руки разогрелись, давайте сделаем разминку.

«Ежик с ежатами».

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку

Под листочками лежат

Двое маленьких ежат.

Наши руки разогрелись и готовы приступить к работе. А теперь подойдем к столам и посмотрим, что на них есть.

Дети: пластилин, семечки, дощечки.

Воспитатель: вы все правильно сказали. Это все нам пригодиться для работы. А сейчас тихонько присаживайтесь за столы. Для того, чтобы нам сделать ежика, нам нужно скатать из пластилина шар, затем с помощью трех пальцев вытягиваем мордочку. А для того, чтобы наших ежиков никто не обидел, мы сделаем колючки с помощью семечек.

Воспитатель: ребята, какие вы все молодцы, наш ежик, тоже хочет посмотреть, кого мы с вами слепили. Нашему ёжику очень понравилось его новые друзья, и вы тоже очень понравились ежику. Давайте мы его оставим у нас в группе.