Разновидности почерка и их значение. Почерк и характер человека: тайны наших закорючек

Определение понятия почерк ("манера письма"). Почерк - это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

Графологический анализ рукописных текстов обычно проводится в рамках криминалистического исследования документов (лингвистическая экспертиза), при отборе кандидатов на определенные должности, а также является инструментом для самоанализа и/или выявления особенностей характера интересующих вас личностей.

Тест "Почерк, подпись, стиль письма и характер человека, его тип личности". Графологический анализ при приеме на работу (подборе сотрудников):

Инструкция.

Необходимо получить образец почерка (2-3 строчки), который будет анализироваться, написанный в спокойной обстановке на чистом нелинованном листе бумаги.

Анализ манеры письма предполагает внимательный разбор, анализ и последовательную фиксацию ответов (в виде таблицы, см ниже). По каждому пункту отмечается наличие (+) или отсутствие (-) того или иного признака.

Тестовый материал.

(расшифровка терминов, используемых в тестовом материале приведена в ключе)

I . Характеристика выработанности почерка

  1. высокая,
  2. средняя,
  3. низкая.

II . Структура почерка

  1. абсолютная высота соответствует ширине букв;
  2. расстояние между буквами и строками значительное;
  3. ширина и высота букв в процессе написания не меняются;
  4. высота строк и межстрочных интервалов значительна.

III . Темп почерка

  1. однообразное написание букв;
  2. буквы и целые слова сочетаются без отрыва пишущего прибора от бумаги;
  3. упрощенная конструкция букв;
  4. острое начало и окончание штрихов;
  5. усложнены конструкции букв;
  6. тупые начала и окончания штрихов букв.

IV . Координация письма

  1. угловатость овалов;
  2. несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окончания штрихов букв.

V . Устойчивость почерка

  1. формы;
  2. размеры;
  3. письменные знаки;
  4. особенности размещения текста на бумаге.

VI . Степень выработанности почерка

  1. тенденция к выпрямлению движений;
  2. тенденция к сокращению протяженности выпрямленных движений;
  3. сокращение объема движений, приводящих к исчезновению мелких деталей, отдельных элементов и целых букв;
  4. мелкие и точные движения при выполнении элементов букв в целом;
  5. увеличение протяженности, количества движений.

VII . Структура движений

  1. прямолинейная угловатая форма движений;
  2. округлая форма движений;
  3. петлевая форма движений;
  4. дуговая форма движений;
  5. правоокружность движений;
  6. левоокружность движений;
  7. положение отдельных осей букв указывает на прямой почерк;
  8. положение отдельных осей букв указывает на пра-вонаклонный почерк;
  9. положение отдельных осей букв указывает на левонаклонный почерк;
  10. неустойчивый почерк;
  11. малая связанность почерка;
  12. средняя связанность почерка;
  13. большая связанность почерка;
  14. высота букв малая;
  15. высота букв средняя;
  16. высота букв большая;
  17. наличие интервалов между строками и словами;
  18. интервалы большие;
  19. средние;
  20. малые;
  21. направление и форма линий письма меняются;
  22. направление линий письма – вверх от левого края к правому;
  23. направление линий письма вниз от левого края к правому;
  24. почерк идет прямо, стабильно.

После заполнения таблицы необходимо систематизировать результаты, то есть выписать код полученных ответов. После нужно наложить «шаблон» психологических типов и сделать вывод. При наложении кода типа на сформировавшийся код необходимо искать больше соответствия. Максимальное несоответствие между типами (разница между количеством «+» одного и другого) составляет семь единиц.

Характеристика типов личности должна лечь в основу описания психологического портрета исследуемого. Заключительный вывод делают дифференцированно.

Коды типов

Тип личности

Тип личности

Тип личности

Ключ к тесту.

Психологическое исследование почерка складывается из следующих этапов:

  • подготовка к исследованию;
  • выявление характерологических признаков;
  • их систематизация в группы признаков;
  • оценка аналитических данных и вывод.

Подготовка к исследованию включает получение знаний по психологии и типологии личности, изучение и уяснение нижеприведенного теоретического материала по совокупности признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица.

Общая психодиагностика личности сводится к анализу общего вида манеры письма. При этом необходимо выделить тот или иной признак почерка и найти соответствующее ему качество личности.

Анализ полей

  • Маленькие поля слева. Бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм
  • Широкие поля слева. Деятельность, отсутствие мелочности
  • Очень широкие поля слева. Щедрость, хвастовство, расточительность, желание и стремление быть оригинальным, стремление к роскоши, блеску; фамильная гордость, простые привычки и манеры
  • Левый край постепенно расширяется. Щедрость, расточительство, стремление к бережливости, накопительству
  • Левый край сужается. Эгоизм, бережливость, доходящая до скупости, самообладание
  • Отсутствие полей. Большое желание проявить себя, максимализм; неприятие зла, воля к моральной чистоте; стремление развернуться в своей деятельности, использовать все для достижения своей цели, все оборачивать в свою пользу

Анализ строк

  • Прямые. Спокойствие, уверенность, сила воли, умеренность, рассудительность, доверчивость, сильно развитое чувство долга; планомерное продвижение; заблаговременная подготовка, систематическая работа, самоконтроль и целеустремленность; решительность, устойчивость мнений, ответственность за поступки, эмоции и решения
  • Восходящие кверху. Честолюбие, тщеславие, храбрость, решительность, сознание собственной силы, деятельность, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм; высокие запросы, завышенная самооценка; подвижный тип; быстрота установления контактов; инициативность в образовании отношений в сфере своих интересов, широта данного круга; личность творческая, самовлюбленность, гордость, упрямство, склонность к рефлексии, инициативность, требовательность к другим
  • Идущие книзу. Отсутствие честолюбия, решительности, храбрости, инициативы; апатия, пессимизм, недоверие к себе, сентиментальность, чуткость, конформность, обидчивость.
  • Волнообразные. Хитрость, ловкость, ложь, изворотливость, такт, коммерческие наклонности, отсутствие совести, непрямолинейность
  • Вначале восходят, а потом спускаются. Ненастойчивость, непостоянство, нетерпение; человек сразу берется за несколько дел, но не всегда их оканчивает, во многих делах испытывает разочарование и отсутствие успеха; весь мир – в будущем; азарт, увлечение новыми начинаниями
  • Сначала опускаются, а потом поднимаются. Самоуверенность; неохотно берется за дело, но начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потому достигает успеха; конкретность, практика, полезные дела, стремление добиться своего
  • Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего. Деятельность, неуверенность, сильно развитое чувство долга, комплексы; логичность поступков
  • Начало каждого слова стоит выше окончания предыдущего. Осторожность, честолюбие, стойкость, выдержка, уверенность, рассудительность; холодный рассудок; анатичность, логика, объективность, непредвзятость, сдержанность
  • Слова, связанные по слогам. Торопливость, но отсутствие опрометчивости; воля, преодоление трудностей, сила и красота; если хочет, то добьется; логично ведет борьбу, решительность
  • Заполнение строки до конца с сжатием и суживанием букв. Потребность высказываться, делиться чувствами; бессозна-ельный страх быть непонятым и не получить сочувствия

Анализ наклона букв

  • Почти лежащий. Невоздержанность, вспыльчивость, сентиментальность, увлекающаяся натура
  • Косой. Сердечность, участие, логичность мышления, добросовестность, порядок, качество, равенство, справедливость; есть система знаний, логика знаний, волевое внедрение разумного
  • Крутой отвесный. Сила воли и характера, самообладание, нравственность, сдержанность, холодность, уравновешенность, внимание к внешнему блеску
  • Наклон влево. Неестественность, чопорность, хитрость, деспотизм, скрытность, недоверие, боязнь собственных чувств
  • Наклон в разные стороны. Капризность, неуравновешенность, нерешительность, внутренний разлад, борьба чувства и разума, противоречивость, самовлюбленность
  • Отвесный на конце слова. Осторожность, сдержанность, любовь к правде, настойчивость, умеренность в выражении чувств, критическое отношение к своим поступкам, волевое внедрение разумного
  • К концу слова более короткий. Сила воли, самообладание, развитое чувство долга, чувство справедливости, ответственность и исполнительность
  • Почерк беспокойный, постоянно изменяющийся в величине букв, направленности и наклоне. Инициативность, нервозность, внутреннее беспокойство
  • Наклон вправо. Чувствительность, творческая натура, хорошая работоспособность, сопереживание людям, симпатии и антипатии, любовь и ненависть, неравнодушие, сердечность с близкими, эмоциональное богатство, открытость, порыв любви, гнева, молчаливое переживание, добро и зло, скрытый мир чувств, вера, надежда, любовь, привязанность к близким, неприятие зла, воля к моральной чистоте

Анализ величины и ширины почерка

  • Мелкий. Наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, устойчивость мнений, принципиальность, исполнительность
  • Круглый . Гордость, самолюбие, предприимчивость, деятельность, решительность, стремление к господству
  • Буквы, поднимающиеся над строчкой. Идеализм, нежность
  • Буквы, опускающиеся ниже строчки. Коммерческие наклонности, материализм, практический ум, тщеславие, суетность
  • Выходящие выше и ниже строчки. Тщеславие, фантазия, предусмотрительность, предприимчивость, организаторские способности, распорядительность
  • Узкий. Сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности, боязнь потери состояния и денег
  • Буквы последнего слова сжаты на конце, чтобы не переносить слова. Расточительность
  • Широкий. Ум, энергия, деятельность, беззаботность, беспечность, общительность, непринужденность, легкая привязчивость, щедрость, расточительность
  • Анализ нажима и беглости почерка
  • Очень толстый, с сильным нажимом. Усидчивость, строгий взгляд на жизнь, прилежание, неповоротливость
  • Сплывающийся пятнами. Прагматизм, бесхарактерность, чувствительность, обжорство, излишества, уступчивость
  • Без нажима. Бесхарактерность, нерешительность, бессилие, уступчивость и желание быть непонятым
  • Соединительные черты одинаковой толщины с основными. Стойкость, развитое чувство долга, правильный трезвый взгляд на жизнь; стремление доискаться причин и оснований
  • Беглый и размашистый. Предприимчивость, деятельность, любознательность, ловкость, веселый характер, отчасти фантазия
  • Каллиграфически правильный. Невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, деятельность
  • Дрожащий, угловатый. Нервность, трусость, неуверенность, нерешительность, обидчивость, беспричинная печаль
  • Круглый на окончании коротких низких, сокращенных и маленьких букв. Бесхарактерность, уступчивость, желание добра, отзывчивость, вкус, фантазия
  • Сильный угловатый. Эгоизм, стойкость, упрямство, резкость, деятельность
  • Беглый и сухой. Сдержанность, ум, отчасти фантазия
  • Очень витиеватый. Тщеславие, любовь к внешнему блеску, неудовлетворенность
  • Разборчивый., воспринимается без затруднений. Предусмотрительность, ум, благоразумие, самостоятельность, спокойствие, решительность и уверенность в делах, успех
  • Неразборчивый и неправильный. Нервность, беззаботность, деятельность, сумасбродство
  • Меняющийся. Ум, склонность к сравнениям и уподоблениям
  • Наклонный с правильным нажимом. Бесхарактерность, чувствительность, увлекающаяся натура
  • Причудливый. Оригинальность, юмор, капризность, прихотливый вкус,
  • Нестандартизованный. Склонность к сумасбродным поступкам и безумию
  • Косой с толстым нажимом, неровный и угловатый. Изобретательность, стойкость, решительность, деятельность, успех
  • Большой, тонкий, беглый и неровный. Человек минуты
  • Очень наклонный и возвышающийся. Сильное увлечение предприятиями
  • Наклонный, почти лежащий. Обидчивость
  • Мелкий и узкий. Сдержанность, заботливость, бережливость, обходительность
  • Очень угловатый. Стойкость, упрямство, эгоизм, себялюбие, своенравие, черствость, холодность
  • Сильно неразборчивый. Непроницаемость, загадочность, невозмутимый характер, с трудом выходящий из себя
  • Красивый. Бесхарактерность, мало развитая самостоятельность
  • Каллиграфический. Подверженность чужому влиянию
  • Некрасивый и неразборчивый. Самостоятельность
  • Неровный, растрепанный. Безмятежная свобода от обстоятельств; реальная жизнь, а не догма; случайная удача, работа по вдохновению, приспособление к меняющемуся миру, скептическое предвидение, эмоциональное предчувствие
  • Широкий, размашистый, с правой стороны свешивающийся. Отсутствие логики, чувства
  • «Неуверенные» строчки. Неровность, беспокойство, недоверие к себе, раздражительность, обидчивость
  • Сильный нажим букв. Строгий взгляд на жизнь; энергия, власть чувства, влияние на людей, консерватизм, нетворческая натура
  • Точная психодиагностика личности по характерологическим признакам почерка

Признаки делятся на общие и частные. Под общими признаками следует понимать отображенную в рукописи (письме) информацию об общих свойствах письменно-двигательного навыка, проявляющегося не в отдельных движениях, а в целостной системе письменных движений.Частные признаки характеризуют отдельные стороны письменно-двигательного навыка, проявляющегося при выполнении отдельных букв и сочетаний.

В точной психодиагностике личности по характерологическим признакам почерка следует руководствоваться общими и частными признаками. В числе последних различают характеристики выработанности почерка: а) высокую; б) среднюю; в) низкую структуру почерка; пространственную ориентацию движений. При этом характеристики могут быть:

  • абсолютными (высота и ширина букв, расстояние между словами и строками);
  • относительными (соотношение ширины и высоты букв, высоты строк и межстрочных интервалов).

Особенно важным характерологическим признаком в психодиагностике личности по почерку является степень его выработанность, то есть уровень овладения техникой письма. Выработанность почерка проявляется в способности пишущего выполнить текст быстрыми, координированными и устойчивыми движениями. Этот почерк характеризуется вариантностью, обеспечивающей его приспособление к изменяющимся условиям письма.

О быстром темпе письма свидетельствуют:

  • написание букв;
  • сочетание букв и целых слов без отрыва пишущего прибора от бумаги;
  • упрощения в конструкциях букв;
  • острые начала и окончания штрихов.

На медленное письмо указывают:

  • частые отрывы пишущего прибора от бумаги;
  • усложненные конструкции букв;
  • тупые начала и окончания штрихов.

Под координацией понимается пространственная точность движений, проявляющаяся в правильном выполнении букв, их сочетаний и слов.

На низкую координацию указывают:

  • извилистость и изломы прямых штрихов;
  • угловатость овалов;
  • несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окончания штрихов и букв.

Показателем устойчивости почерка является повторяемость форм, размеров письменных знаков, особенностей размещения текста на бумаге, в том числе при различных условиях письма.

Почерки одной и той же степени выраженности могут различаться по строению. Если письменные знаки рукописи в основном соответствуют официальным прописям, почерк считается простым. Если же они отклоняются от официальных прописей, то, в зависимости от характера этих отклонений, почерк может быть либо усложненным, либо упрощенным. Последний формируется в результате преобладающего стремления пишущего к быстрому письму. Он характеризуется тенденцией к выпрямлению движений, сокращениям их протяженности, объема движений, приводящих к исчезновению мелких деталей, отдельных элементов.

Для усложненного почерка , мало приспособленного для быстрого письма, характерны: мелкие и точные движения при выполнении деталей и букв, их элементов и букв в целом, увеличение протяженности, количества движений.

Структура движений при письме рассматривается с точки зрения их формы, направления, протяженности, количества, последовательности, непрерывности, усилий.

Преобладающая в почерке форма движений может быть прямолинейно-угловатой, округлой, петлевой, дуговой.

По преобладающему направлению движений дугообразные почерки разделяются на правоокружные и левоокружные. Положение продольных осей букв указывает на прямой, правонаклонный, левонаклонный либо неустойчивый почерк.

По количеству букв , выполненных непрерывным движением, различают малую связанность почерка, среднюю и большую. В первом случае непрерывно выполняется до трех, во втором – до шести и в третьем – свыше шести букв.

В зависимости от высоты различают малые (если высота буквы не превышает 2 мм), средние (до 4 мм), большие (более 4 мм) буквы.

Разгон почерка выражает соотношение протяженности движений по горизонтали и вертикали при выполнении букв. Он будет считаться малым, если ширина букв менее половины их высоты или равна ей, и большим (а почерк размашистым), если ширина букв более их высоты. Промежуточные показатели характеризуют средний по разгону почерк.

К общим признакам пространственной ориентации (топографическим признакам) относятся привычные для данного лица особенности размещения на бумаге текста и его частей: наличие, размер, форма полей; размеры абзацных отступов и красных строк; интервалы между строками и словами; размещение заголовков, обращений, дат; направление и форма линии письма.

По сравнению с общими, частные признаки почерка более устойчивы. В частных признаках в большей мере проявляются индивидуальные особенности письменно-двигательного навыка, по характерологическим особенностям которого мы будем судить о наличии у данного лица тех или иных психологических свойств и качеств. В числе частных признаков почерка различают следующие характеристики движений при выполнении отдельных букв и их сочетаний:

  • форму движений (петлевая, угловая, извилистая);
  • направление движений (правоокружное, левоокружное, приводящее, отводящее);
  • протяженность движений в начальных, строчных, внестрочных, соединительных и заключительных штрихах;
  • непрерывность движений;
  • количество движений;
  • последовательность движений;
  • размещение движений.

Интерпретация теста.

Дифференциально-диагностические признаки типов личности

Сфера деятельности

Тип личности

Познавательная сфера деятельности

Источник информации

Находит внутри себя, генерирует мысли (необязательно содержательно)

Находит в общении с другими людьми

Находит в практических действиях и результатах

Тип решения возникающих проблем

В письменных источниках

В общении с другими людьми

В организации своих мыслей и собеседников для решения своей проблемы

Особенности мышления

Преобладают строгая логика и доказательность

Отсутствие строгой логики: опора зачастую на мнение других

Строгая логика, ориентация на мнение других

Особенности принятия решений

Довольно трудно переубедить, изменить уже выработанную идею или мысль

Собственная мыслительная концепция изменяется в пользу благополучия группы

Принятое решение отстаивает до конца, даже если оно неверное

Эмоциональная сфера деятельности

Эмоциональная потребность; динамичность и прогрессивность переживаний; внутреннее или внешнее проявление переживаний

Уединение в тяжелую минуту: непредсказуемость, неровность, скрытность, сдержанность

Общение с людьми в тяжелую минуту: ровность и предсказуемость, выразительность, открытость

Деятельность в тяжелую минуту: средняя степень ровности и прогнозируемости, несдержанность

Поведенческая сфера деятельности

ходьба

Угловатость, неуклюжесть, вялость

Плавность

Энергичность

поза

Угловатость, вычурность

Плавность

Энергичность

жестикуляция

Отсутствие, сдержанность

Расслабленность

Уверенность в осанке

мимика

Слабость, бедность, высокий контроль

Соответствие внутренним переживаниям

Выразительность, артистичность

Речь

Замедленность, слабая выразительность, избегание шума

Легкость, мягкость

Резкость, четкость

Приятно

Планирование событий своей жизни заранее

Свобода от обязательств

Поведение по воле случая

Внимание

Внимателен, собран

Может задуматься о чем-то и не видеть, что вокруг происходит

Для успешной работы необходимо

Четкая организация собственного труда

Опыт работы

Хорошие отношения, эмоциональный тонус тех, с кем вместе необходимо работать

Начиная новую, неизвестную работу

Изучает инструкцию

Приступает сразу же к работе

Может начать слишком много работ и потом с трудом их закончить

Прерывать работу

Не любит на середине

Может на середине или в конце

Может на середине или в конце

В себе ценит

Характер, волю, упорство

Интеллект

Воображение, способности

Взаимоотношения чувства и разума

Разум ставит выше чувства

Разум и чувства играют значительную роль,

Чувство выше разума

При попадании в новую компанию

Осторожное привыкание

Наблюдение, включение

Сразу включение

Труднее переживать и исправлять ошибки

В области отношений с людьми

В обращении с техникой, документами

В центре внимания большой компании чувствует себя

Тяжело, возникает желание уйти в тень

Хорошо, желание быть таким же, как и все

Легко, непринужденно, желает выделиться

Анализ стиля письма (смысловая составляющая).

Психодиагностика личности по характерологическим признакам письма.

Совокупность признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица, можно разбить на две большие группы: признаки речи и почерка.

Признаки письменной речи характеризуют смысловую сторону письма как разновидность речи. Признаки почерка характеризуют двигательно-начертательную сторону письменной речи, которая оценивается с точки зрения грамматики, лексики и стиля изложения.

При изучении стиля обращают внимание на последовательность, беспорядочность и лаконичность изложения; использование тех или иных синтаксических средств (использование простых, сложных, определительных или обстоятельных предложений, а также оборотов, слов, обращений; определение порядка слов в предложениях).

Люди имеют разный словарный запас и по-разному им пользуются. Каждому человеку свойственны специфические выражения, которые не употребляются другими. Анализируя особенности словарного запаса в письме, можно предположить те или иные особенности личности человека. В словарном запасе могут преобладать: 1) архаизмы; 2) неологизмы; 3) варваризмы; 4) диалектизмы; 5) профессионализмы; 6) жаргоны вульгарные;7) криминальный жаргон, патохарактерологические слова.

Приверженность к использованию слов из данной группы (например, патохарактерологических слов «сесть на иглу», «ловить глюки») будет указывать на социально-психологические особенности личности (в данном случае делаем вывод, что этот человек склонен к аддиктивному поведению).

Смысловая и двигательная стороны письменной речи находятся в неразрывном единстве. Это выражается в следующей зависимости:

определенному уровню грамотности соответствует определенный уровень координации движений;

особенности психического состояния влияют на двигательную сторону речи и отображаются в смысловой ее стороне;

Содержание письма является одним из основных источников информации об особенности личности исследуемого. Анализируя содержание письма, мы пытаемся установить, в каком состоянии человек его писал, зачем, кому, что хотел в нем передать, какие чувства испытывает к адресату и насколько они глубоки, каков круг вопросов и проблем, волнующих данного человека, и что, по его мнению, должно волновать других.

На основе анализа содержания письма можно сформулировать достаточно точную характеристику личности. Однако эффективен этот метод лишь при глубоком изучении письма исследуемого, объективности оценки по всем признакам, предложенной нами системы анализа.

Изучив внимательно письмо, определите, отвечает ли оно на представленные ниже утверждения, отмечая по каждому пункту наличие или отсутствие того или иного признака.

I. Грамматические ошибки:

1) общий уровень грамотности человека высокий; 2) хороший; 3) средний; 4) ниже среднего; 5) очень низкий.

II. Словарный запас:

1) высокий; 2) хороший; 3) средний; 4) ниже среднего; 5) очень низкий.

III. В словарном запасе есть:

1) архаизмы; 2) неологизмы; 3) варваризмы; 4) диалектизмы; 5) профессионализмы; 6) жаргоны вульгарные; 7) диленквентный жаргон; 8) криминальный жаргон; 9) патохарактерологические слова.

IV. Стиль написания: 1) все последовательно изложено; 2) беспорядочное изложение; 3) лаконичное; употребляется много простых (4), обстоятельных (5), определительных (6) предложений; 7) оборотов, слов и обращений; 8) порядок слов и предложений определен.

V. Зависимость смысловой и двигательной сторон: 1) высокому уровню знаний соответствует высокая координация движений; 2) хорошему уровню знаний соответствует хорошая координация движений; 3) среднему уровню грамотности соответствует средняя координация движений; 4) нижнесреднему уровню – нижнесредняя координация.

VI. Характеристика выработанности почерка: 1) высокая; 2) средняя; 3) низкая.

IX. Оценивая ситуацию,

XI. Описывая положение дел, ситуацию в письме, автор делает это: 1) эмоционально; 2) образно; 3) синтетически; 4) содержательно.

XIII. Смысл письма полностью не ясен, не сформулирован.

XIV. Смысл письма противоречив.

XV. Смысл письма творческий.

XVI. Смысл письма: 1) оптимистичен; 2) пессимистичен.

XVII. В письме встречается много: 1) добрых слов о ком-то; 2) слов чуткости о ком-то; 3) признаний честности кого-то, подчеркиваний этого; 4) застенчивых выражений, признаний; 5) честолюбивых высказываний; 6) самовлюбленных высказываний; 7) подчеркиваний своей гордости; 8) подчеркиваний своего упрямства; 9) подчеркивание своей воли; 10) требований к себе; 11) другим людям; 12) утверждений постановки собственных целей; 13) высказываний собственной решимости на что-то; 14) много «Я»; 15) высказываний о стесненности, малой свободе и невыносимом контроле; 16) желаний что-то исполнить; 17) утверждений своих принципов; 18) прямолинейных суждений; 19) обращений к долгу.

XVIII. В письме представлено: 1) описание стрессовых ситуаций; 2) неуверенности; 3) тревожность; 4) привязанность к близким; 5) привязанность к животным; 6) чувство прекрасного, возвышенного; 7) описание жизнелюбия; 8) изменения настроения; 9) сопереживания.

XIX. Автор письма показывает: 1) оценку себя; 2) пессимизм; 3) силу воли; 4) управление собой; 5) нерешительность; 6) неинициативность; 7) неуверенность в себе; 8) неустойчивость; 9) недисциплинированность личную; 10) недисциплинированность общую; 11) несистемность работы; 12) недоведение дела до конца; 13) несклонность к своей специальности; 14) негативное отношение к науке; 15) к своим обязанностям; 16) к своим начальникам; 17) к сослуживцам: 18) необщительность; 19) обидчивость; 20) что имеет много друзей; 21) одного друга; 22) признание себя побежденным; 23) высокомерие; 24) циничность; 25) неискренность; 26) впечатления, что «вышел из себя»; 27) что не сдержался; 28) неудовлетворенность собой; 29) жизнью.

Анализ подписи и его характеристика.

На что обращают внимание специалисты и на чем основываются выводы о характере человека при анализе различного вида подписей:

Направление. При расшифровке подписи обращают внимание на то, куда направлен её конец. Если конец направлен вверх, то человек по жизни оптимист, полон энергии, он с легкостью преодолевает трудности. Часто такие подписи имеют творческие личности. Если конец подписи направлен прямо, то личность сбалансирована и гармонична. При опущенном конце в подписи можно говорить о пессимизме, слабости веры и воли.

Длина. Анализ длины подписи может многое рассказать о характере человека. Длинная подпись говорит о любви к обстоятельности. Человек, как правило, усидчив и трудолюбив. Но есть и негативный момент – склонность придираться и поныть. Короткая подпись присуща людям с хорошей реакцией, способным быстро вникать в проблему и решать её. Но таким личностям иногда не хватает усидчивости и упорства.

Начало и конец подписи. Нужно мысленно поделить подпись пополам. Начало подписи характеризует, как человек подходит к делу, а вторая - как он их заканчивает. По сути, первая часть отвечает за интеллектуальный потенциал, а вторая – за практическое выполнение. Таким образом, расшифровка подписи позволяет отнести человека к теоретикам или к практикам. Если в первой части подписи много крупных букв, а вторая выражена слабо, что перед нами - чистый теоретик. Если крупными символами изобилует вторая часть, то человек больше любит решать практические задачи.

Размер букв. Многое о характере по подписи может рассказать величина букв. Если заглавная буква в подписи ярко выражена по отношению к другим буквам, то человек капризен и требователен. Чем больше заглавная буква приближается по размеру к остальным буквам подписи, тем скромнее человек. Вообще мелкие буквы говорят об экономности и конкретности их автора. Крупные же о наивности и доверчивости. Такие люди любят независимость и свободу действий.

Острота букв. Чем мягче характер человека, тем более округлые буквы свойственные его почерку. Вспыльчивые и даже агрессивные люди пишут угловатые знаки. Также углы в буквах говорят о критическом уме и упрямстве. Характер по подписи анализирую даже, исходя из того, какие буквы в какой части подписи преобладают: если в начале они округлые, а потом острые, то человек начинает строить отношения мягко, а заканчивает более жестко.

Связь между буквами. Если в подписи все буквы хорошо соединены между собой, то их автор – человек последовательный, с хорошим логическим мышлением, но несколько консервативный в своих взглядах. Умеренное количество разрывов говорит о гибком мышлении. Если буквы практически не соединены между собой, то человек непредсказуем в своих поступках, мечтателен и очень любит обращать на себя внимание окружающих.

Украшения. Существую виды подписей, которые изрядно украшены и приукрашены различными элементами: завитушками, петлями, ленточками. Такая черта говорит о любви человека многое приукрасить и в жизни. Авторы таких подписей очень любят хвалиться и преувеличивать свои достоинства. Но подобные элементы можно встретить и у творческих людей, обладающих большой фантазией.

Размах написания. Чем размашистее подпись, тем глобальнее мыслит её обладатель. Такие подписи имеют крупные руководители и общественные деятели. Компактная подпись присуща личностям, ориентированным на исполнительскую работу.

Расстояние между буквами. Чем больше расстояние между буквами в подписи, тем щедрее её обладатель. Огромные промежутки выдадут транжиру. Соответственно, чем плотнее прилегают буквы, тем экономнее и даже скупее автор.

Нажим. При расшифровке подписи обращают внимание на нажим. Сильный нажим имеют экстраверты, слабый- интроверты. Последние более сосредоточены на собственном мире и меньше участвуют в общественной жизни. Слишком сильный, ярко выраженный нажим характеризует человека, как любителя чувственных наслаждений и материального благополучия.

Подчеркивания и хвосты. Часто в подписи можно увидеть всякого рода подчеркивания. Если человек подчеркивает подпись снизу, то он самолюбив и обеспокоен мнением окружающих о себе. Если линия накрывает подпись сверху, то автор слишком горд и тщеславен. Хвосты в подписи говорят о нетерпимости человека к критике и советам. Иногда хвост перечеркивает всю подпись – это признак недовольства человека собой, его самокритичности.

Вертикальные линии. Некоторые виды подписей содержат в себе элементы, напоминающие вертикальные линии. Если такие элементы расположены в начале подписи, то её автор имеет очень слабую фантазию и творческое начало. Вертикальные элементы в середине расскажут о неторопливости в выполнении поставленных задач, такие люди долго раскачиваются. Вертикаль в конце подписи – проблемы с завершением начатых дел.

Петли. О характере человека по подписи расскажут петли. Скрытный человек обводит свою подпись большой петлей. Такие люди не любят подчиняться и всегда себе на уме.

Точка в подписи. Наличие точки в подписи говорит о дисциплинированности личности. Точка в начале показывает, что человек хорошо готовиться к любому делу, в конце – завершает его при любых условиях.

Иностранные буквы в подписи. Если человек использует в подписи иностранные буквы, то он или поклонник всего иностранного, или желает прослыть оригиналом, или слишком независим.

Наклон. Прямая подпись, без ярко выраженного наклона говорит о самообладании автора. Наклон вправо – показатель гармонии и баланса, ярко выраженный наклон влево говорит о своенравности, упрямстве и неискренности обладателя.

Наличие нескольких подписей . Если один и тот же человек имеет несколько видов подписей, и они сильно отличаются друг от друга, то автор ведет избирательную политику: одним он показывает себя с одной стороны, другим – совершенно с другой. Зачастую мнение окружающих о таком человек диаметрально расходятся.

Цифры в подписи. Наличие цифр в подписи говорит о том, что человек очень недоверчив и мнителен.

Анализ почерка при подборе сотрудников.

Учитывая возможности графологии, естественно, что этот инструмент широко применяется при подборе кандидатов на должности. В Европе и США графологическую экспертизу проходят практически все кандидаты на финансовые должности. И если графолог выносит вердикт, что человек имеет ярко выраженную склонность к обману, то кандидату, скорее всего, откажут.

В качестве примера рассмотрим несколько должностей и анализ почерка претендентов:

Директор компании. Человек, претендующий на данную должность, обязан обладать инициативностью, творчеством, способностью к синтезу и анализу, ответственностью, авторитетом и т.д. Данным характеристикам соответствует следующий тип почерка: текст должен хорошо читаться, широкие буквы (зачастую высота меньше, чем ширина), разный размер у написанных букв, правильное соотношение между углами и закруглениями, строка прямая или чуть поднимается вверх.

Топ менеджер. Данная личность должна быть выдержанной, коммуникабельной, с высоким самоконтролем, дипломатичностью. Соответственно анализ почерка следующий: аккуратное написание с декоративными элементами, буквы наклонены вправо, буквы среднего размера и немного округлены.

Руководитель по связям с общественностью (руководитель PR отдела ). Человек должен обладать хладнокровием, креативностью, смелостью, высоким интеллектом. Соответственно, графологический анализ почерка соответствует следующему описанию: темп письма быстрый, линии строк прямые или приподняты вверх, нет украшающих элементов, буквы между собой четко связаны, почерк широкий. Подпись такого человека обычно заканчивается горизонтальным штрихом.

Финансист. Финансовый работник должен иметь способность быстро концентрироваться, иметь живой ум и устойчивость к психическим и физическим нагрузкам, отличную память. Анализ почерка: буквы крупные, сам почерк плавный и округлый, расстояние между отдельными словами большое, почерк хорошо читается, нажим выше среднего.

Инженер. Кандидат на данную должность обязан обладать живым умом и хорошими навыками, быстрой реакцией и предприимчивостью. Почерк инженера имеет округлые буквы неодинакового размера с элементами угловатости, расстояние между словами большое, буквы широко поставлены.

Хозяйственный работник. Человек должен иметь сообразительность, здравый смысл, уметь наводить порядок в делах. Соответственно почерк у такого кандидата аккуратный, темп письма быстрый, наличие дополнительный элементов в виде петель.

Неформальный вариант теста для диагностики по почерку:

Выберите наиболее подходящий к образцу письма вариант ответа.

1. Размеры букв.
Не больше 2 - 3 миллиметров. 3 балла
4 - 5 миллиметров. 7 баллов
6 - 7 миллиметров. 17 баллов
Более 7 миллиметров. 20 баллов

2. Наклон букв.
Сильный влево. 2 балла
Очень легкий влево. 5 баллов
Без наклона. 10 баллов
Очень легкий вправо. 6 баллов
Сильный вправо. 14 баллов

3. Очертания букв.
Округлые. 9 баллов
Трудно определить. 10 баллов
Угловатые. 19 баллов

4. Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
Расположена параллельно верхнему краю. 12 баллов
Строка смещается вверх. 16 баллов
Строка смещается вниз. 1 балл

5. Сила нажима на карандаш.
Легкая. 8 баллов
Средняя. 15 баллов
Сильная. 21 балл

6.Характер написания букв.
Слитное написание букв. 11 баллов
Раздельное написание букв. 18 баллов

7. Общая оценка написания букв.
Все слова легко читаются, почерк аккуратный. 13 баллов
Почерк аккуратный, но некоторые слова читаются с трудом. 9 баллов
Почерк неразборчивый. 4 балла

Подсчитайте ваши баллы. Чтобы добиться большей точности, проведите тестирование несколько раз в день. После этого суммируйте все баллы и разделите на количество тестирований.

от 38 до 51 баллов
Люди, обладающие подобным почерком, болезненно воспринимают неудачи. Нередко попадают под чужое влияние. У таких людей наблюдается повышенная склонность к принятию спиртных напитков, к наркозависимости. К этой же группе относятся фанаты компьютерных игр и футбольные болельщики.

от 52 до 63 баллов
Люди из этой группы, как правило, не обладают выраженной силой воли, они робкие, часто растерянные в критических ситуациях. По многим вопросам проявляют пассивность. Они еще не успели осознать себя как личность. Уходят в свои мечты, которые редко воплощаются в жизнь.

от 64 до 75 баллов
Подобные люди скромны, обладают мягким характером, уважают мнение окружающих. Вследствие их природной доверчивости их легко обмануть искушенному человеку. Такие люди легко внушаемы. Заниженная самооценка приводит к тому, что они часто подстраиваются под других людей, забывая про собственное Я. В критических ситуациях пытаются бороться, но часто пасуют перед хамством. К этой группе также относятся цветоводы, голубятники, уличные торговцы мелким товаром.

от 76 до 87 баллов
Люди, обладающие подобным почерком, чистосердечны, открыты, прямолинейны. Всегда отстаивают свою точку зрения, но с терпимостью относятся и к чужой. Считают предательство - худшей чертой человека и никогда его не прощают. Зато с друзьями преданы, пойдут ради них в огонь и в воду. Способны на поступок ради высшей цели. Такие почерки были выявлены у работников правоохранительных органов, служащих страховых компаний и, как ни странно, у киноактеров.

от 88 до 98 баллов
Наиболее распространенная категория. Люди этой группы порядочны, не способны на обман, обладают уравновешенным характером, выдержкой. В критических ситуациях отважны, настроены на победу. У них в голове всегда много планов, не многим из которых, правда, суждено осуществится. Сообразительны, ко всему относятся с юмором. Это люди, выросшие в крепких семьях со здоровой семейной атмосферой.

от 99 до 109 баллов
Люди этой группы - независимы в суждениях и поступках. У них на все есть собственное мнение. Они обладают цепким умом и хорошей памятью. В некоторых ситуациях способны вести себя вздорно. Любят все прекрасное, нередко сами посвящают себя творчеству. Такой почерк бывает у журналистов, музыкантов, руководящих работников, менеджеров.

от 110 до 121 баллов
Подобные люди властны, требуют подчинения собственным желаниям и капризам. Любую критику в свой адрес воспринимают как посягательство на права собственности и не прощают. С дисциплиной здесь тоже проблемы, они часто дают людям понять, что уже делают вам одолжение просто общаясь с вами. В эту группу также попали вышибалы ночных баров и швейцары периферийных гостиниц.

Существует наука, занимающаяся изучением взаимосвязи почерка человека с его характером. Называется она графология. Но при желании, можно и самим разглядеть за почерком человека особенности его личности. На что следует обратить особое внимание?

1. Размер букв

Почерк крупный указывает на доверчивость человека, его чувственность и мягкость. Люди с таким почерком имеют много друзей, без труда устанавливают контакт с любым человеком. Мелкий почерк, бисерный, свидетельствует о расчетливости, наблюдательности его обладателя, а также о рационализме. Как правило, это замкнутые личности.

Буквы, наклоненные вправо, свидетельствуют о том, что перед Вами спокойный человек, удовлетворенный, привыкший жить по правилам. Прямые буквы предупреждают о стойкости и упрямстве обладателя. Наклон влево намекает на человека, склонного к преувеличению. Как правило, такой человек любит идти против течения.

При анализе стоит обратить внимание и на то, с какой силой обладатель почерка нажимает на ручку. При письме сильно давят на ручку люди упорные, упрямые, обладающие большой силой воли. Бледные буквы выдают человека слабовольного, неуверенного в себе.

4. Очертания букв

О доброте, обаянии и отзывчивости говорят закругленные буквы. Такой человек всегда пойдет на компромисс. А вот угловатые буквы присущи эгоистам.

Оставленные слева широкие поля указывают на щедрость обладателя почерка, а вот узкие – признак бережливости.

6. Связанность букв

Нелишним будет обратить внимание и на тот факт, как буквы между собой связаны. Так, если каждая буква отдельно написана, соединения отсутствуют, то это свидетельство богатого внутреннего мира человека. Связанные буквы представляют людей предприимчивых, прямолинейных, способных к объективной критике. Свидетельством уравновешенного характера является равномерная связка.

Каллиграфический почерк присущ людям аккуратным, ответственным. Если обратить внимание на строки написанного текста, то можно судить о том, кто это написал: оптимист или пессимист. У оптимистов строки поднимаются вверх, у пессимистов, как правило, сползают вниз. Бывают строки и волнообразные. Такой человек обладает незаурядной хитростью.

Помните о том, что анализировать рукописный текст можно только при определенных условиях, а именно, что человек при написании никуда не спешил, был спокоен и уравновешен.

Графология - это лишь один из многих способов узнать о человеке чуть больше. Еще один замечательный способ - это бесплатные психологические тесты онлайн . Часто бывает, что мы знаем о человеке некоторые подробности, но что они в сумме означают - непонятно. Вот тут то и приходят на помощь психологические тесты. Вы отвечаете на несколько вопросов теста и, вуаля, перед Вами предстает его психологический портрет.

Давно известно, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Чтобы узнать характер человека нужно проанализировать его почерк!

Область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и характером человека называется графологией . Графологический анализ базируется на том, что почерк формируется мозгом в большой степени, чем навыками моторики пальцев. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, определяется подсознательными процессами.

Что определяет графологическая экспертиза?

Анализ почерка проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки (со сдвигом влево, вправо, вверх-вниз), и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расстояние между строками, расположение на листе и много чего другого. Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика человека по его почерку.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в США при подборе новых работников им дают заполнить анкету, причем в рукописном виде. В ней много простых вопросов, не требующих особого обдумывания, чтобы человек отвечал спокойно и расслаблено. Анализ почерка может прояснить для работодателя некоторые особенности личности, что для компаний и правительственных учреждений является более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Основные признаки почерка, которые анализирует графологическая экспертиза:

  • Размер букв : (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
  • Наклон букв : (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
  • Направление почерка : (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз).
  • Размашистость и сила нажима : (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
  • Характер написания слов : (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
  • Общая оценка : (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

Заполняя такую анкету при приеме на работу, не следует пытаться изменить свой собственный почерк – опытный специалист это сразу заметит по целому ряду признаков и сделает отметку о том, что претендент на должность что-то пытается скрыть. Красота самого почерка в этом случае не имеет никакого значения.

Как получить образцы почерка?

Чтобы попытаться самостоятельно определить характер человека по почерку требуется получить хотя бы несколько предложений, написанных им собственноручно.
Это не простая задача в наше время. Сейчас люди не пишут друг другу письма. Даже заметки для себя делают с помощью смартфона. Придется что-то придумать:

  • Просто попросить человека написать несколько фраз. Это легко, но малоинформативно. В таких ситуациях люди пишут не так, как делают заметки для себя, а стараются писать разборчиво и красиво.
  • Предложить заполнить анкету или заявку. Это тоже не трудно осуществить, но кто же пишет официальный документ неряшливо и неразборчиво?
  • Попросить что-то записать под диктовку – рецепт блюда, список покупок или перечень дел на завтра.

Легче всего получить образцы почерка студентов – конспекты и шпаргалки по-прежнему актуальны, а также офисных работников – деловые заметки, контакты и т.п. Такие записи лучше всего помогают определить характер по почерку – они делаются для себя и в обстановке, когда человек сосредоточен на делах, а на начертание букв не обращает ни малейшего внимания.

Чем больше объем текста, тем лучше. Писать лучше карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим. Лучше всего иметь несколько экземпляров текста, написанных человеком в разное время.

Основные этапы анализа

Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Нажим не всегда удается определить, особенно если текст написан шариковой ручкой. Но если заметки сделаны в блокноте или тетради можно посмотреть на обратную сторону бумаги или следующую страницу блокнота и оценить рельефность.

Наклон

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным, уравновешенным, хорошо адаптированным в свою социальную среду. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума, умеют увидеть проблему со всех сторон и найти оригинальное решение задачи.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему. Иногда они не задумываются над самой проблемой, а просто противопоставляют свое мнение общепринятому. Часто такой почерк просто-напросто указывает, что человек левша, но научен в детстве писать правой рукой.

Если почерк вертикальный (или большая часть букв вертикальна, но есть отклонения в ту или иную сторону), то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Они четко видят свои цели и следуют к ним по мере возможности.

Если почерк в основном вертикальный, но встречаются слова и части текста с небольшим наклоном вправо или влево, то это может говорить о непостоянстве характера и отсутствии четких принципов, а также о том, что этот человек умеет смотреть на вещи и события с разных сторон, искать обходные пути и находить компромиссы.

Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

Если буквы в предложении разного размера, то это может указывать на определенные психоэмоциональные проблемы. Например, буквы «д», «з», «у» у большинства людей имеют одинаковые нижние петли, но в некоторых случаях настолько отличаются по размеру или начертанию, что кажется, что они принадлежат разным почеркам.

Очертания

Округлые буквы указывают на дружелюбность и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. В некоторых случаях такие буквы говорят об инфантильности, неспособности принять самостоятельное решение.

Угловатый почерк характерен для активных и энергичных людей. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Иногда это признак агрессивности.

Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки обычно бывают у людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Примеры графологического анализа почерка с фотографиями

Любой специалист-графолог скажет: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв алфавита. И несколько текстов, написанных в разной обстановке. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую оценку.

Однако, попытаться определить характер человека по его почерку не только можно, но и нужно, чтобы лучше понять его особенности, увидеть положительные и отрицательные черты, а в некоторых случая защитить себя от обмана.

Рисунок 1

Характеристика: Целеустремленный, последовательный, человек. Больше доверяет логике и расчету, чем чувствам и интуиции. Не боится высказать свое мнение в любой ситуации. (По начертанию букв, наклону вправо)

Рисунок 2

Характеристика: Последовательный, открытый, стабильный человек. Осторожный, любит обдумать ситуацию, прежде чем принять решение. (По стилистической выдержанности почерка, по наклону букв)

Рисунок 3

Характеристика: Эмоциональный, харизматичный, творческий человек, не боится перемен и не любит оглядываться назад. (По темпу, размаху письма)

Рисунок 4

Характеристика: Открытая, театральная, неординарная личность. (По выдержанности почерка, по наклону почерка и отдельных букв)

Рисунок 5

Характеристика: Внутренняя конфликтность, скрупулезность, обязательность. (По нажиму почерка, по соотношению буквенных элементов)

Рисунок 6

Характеристика: Упрямство, склонность везде и во всем противоречить, но, в то же время осторожность, умение вовремя уклониться от прямого конфликта с руководителем. Хитрость и способность (по наклону влево).

Рисунок 7

Характеристика: Индивидуализм и эгоистичность, строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. (комплексная оценка наклона букв и нажима)

Рисунок 8

Характеристика: Упрямый, последовательный и уверенный в себе человек, всегда идет своей дорогой, не особо прислушиваясь к мнению окружающих (по вертикальному наклону почерка, нажиму, связности букв)

Рисунок 9

Характеристика: Авантюрист, конфликтный и лукавый человек. Хитрый и расчетливый, но умеет скрывать это. (По неравномерному расположению букв, нажиму, расположению на листе)

Рисунок 10

Характеристика: Гармоничный, открытый, понятный себе и другим человек. Не умеет скрывать свои чувства, живет «здесь и сейчас». (Равное расстояние между строчками, связность букв, разборчивость почерка)

Характеристика: Чрезвычайно скрытный, осторожный и расчетливый человек. Упрямый, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Придирчив к деталям и подробностям. (Раздельность букв. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек)

Рисунок 14

Характеристика: Эмоциональный человек, но старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Вопреки тому, что не показывает этого - он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. (Угловатость. Узость формы. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н». «Подъем» второго абзаца).

Рисунок 15

Характеристика: Экстраверт, стремится к общению. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Испытывает перепады настроения, плохо ориентируется в бытовых ситуациях, упускает мелочи. (Отсутствие расстояний между строками и словами, неровность хода строк, непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона).

Рисунок 16

Характеристика: Индивидуалист и всячески подчеркивает это, обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. (Левый наклон, сильный нажим, неровность строчек, средняя зона букв тянется и занимает место в верхней (см. «н», «р», «ь»). Одновременно - укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность букв)

Рисунок 17

Характеристика: Энергичный, активный, иногда агрессивный и напористый человек. Обычно легкий на подъем и быстрый в принятии решения, не любит признавать ошибок. (Колебания формы, наклона, размеров, расстояний, резкая угловатость.)

Характер по почерку можно изучить с помощью науки графологии. Профессиональный графолог может многое узнать о личности человека по тому, как он пишет.

Однако и обычные люди, ознакомившись с ключевыми моментами графологии, смогут в общих чертах определить характер по почерку.

Графология - наука определения личностных качеств человека по его почерку.

Определяем характер людей по почерку

Графологи, как правило, для серьёзного анализа изучают несколько листов исписанных человеком.

Считается, что на первом листе человек пишет менее естественно, чем на последующих. Поэтому последние страницы длинных текстов представляют наибольший интерес, для того чтобы изучить характер по почерку.

Как определить характер по почерку? Прежде чем изучать характер по почерку, внимательно посмотрите на сам листок, на котором написан текст.

Листок может много рассказать о его хозяине:

  • Например, маленький лист бумаги с оборванными краями, следами жира или грязи говорит о том, что его хозяин с большой вероятностью неряха, растяпа и, возможно, жадина.
  • Большой, аккуратный, чистый лист бумаги часто говорит о щедрости и аккуратности, но также может быть свидетельством расточительности.

Размер

Определяя характер по почерку, учитывайте размер букв. Размер меняется с возрастом, а также в зависимости от текущего физического состояния.

  • Например, с возрастом и при утомлении написание слов становиться крупнее. Считается, что максимально достоверную информацию даёт почерк в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет.
  • Буквы среднего размера встречаются наиболее часто. Если вы наткнулись на такие буквы, изучая характер по почерку, знайте, что никакой специфичной информации о его обладателе они не дают.
  • Крупно написанные символы говорят о том, что у их обладателя есть лидерские способности. Такие люди эмоциональны и лёгкие в общении. Без проблем знакомятся и устанавливают новые связи.
  • Маленькие буквы говорят о целеустремлённости и сдержанности человека. Иногда они являются признаком скрытой и замкнутой личности.

Поля

Чтобы узнать характер по почерку, внимательно рассмотрите поля:

  • Люди, оставляющие узкие поля, часто обладают такими качествами, как бережливость. Иногда узкие поля могут говорить о мелочности автора. Чем уже поля, тем более ярко выражено качество бережливости, порой, оно может доходить до скупости.
  • Широкие поля, напротив, говорят о щедрости автора. Чем шире поля, тем больше вероятность того, что человек окажется не только щедрым, но и расточительным. Чрезмерно широкие поля также могут говорить о тщеславии, стремлении к роскоши и хвастовству.

Нажим пера

Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.

  • Сильный нажим характерен для энергичных людей и трудоголиков. Такие люди легко налаживают контакт с окружающими, обладают низкой степенью замкнутости.
  • Лёгкий нажим, напротив, характерен для людей, предпочитающих одиночество и спокойствие общению. Такие натуры часто бывают романтиками.

Направление строк

Изучая характер по почерку, внимательно рассмотрите как написаны строки:

  • Люди, склонные к частым переменам настроения и авантюрам, нередко являются обладателями «волнообразных» строк при письме. В некоторых случаях такие строки говорят о склонности автора к обману и изворотливости.
  • Прямые строки, написанные как по линейке, выдают людей рассудительных и сдержанных. Часто такие люди имеют адекватную самооценку и трезво оценивают свои возможности.
  • Строка, поднимающаяся вверх, говорит о том, что её автор .
  • Строка спускается вниз - автор, вероятно, пессимист или имеет заниженную самооценку.

Связанность элементов письма

Определяя характер по почерку, изучите связанность элементов письма:

  • Почерк человека, пишущего все символы связанно, говорит о том, что это прямолинейная личность с преобладающим логическим мышлением. Нередко такие люди предприимчивы и склонны к критике.
  • Люди с хорошо развитым образным мышлением часто пишут все буквы раздельно.
  • Если на письме обнаруживаются связки из двух или трёх букв, то это говорит об уравновешенности автора.

Форма письма

Определение характера по почерку включает в себя изучение формы букв:

  • Угловатые и острые символы. Если вы натолкнулись на такой стиль письма, изучая характер по почерку, знайте, что он часто бывает признаком эгоизма.
  • Округлые и плавные - характерный признак уступчивости и податливости. Такие люди бывают слишком лояльны, обычно им сложно достигать своих целей.

Наклон письма

Чтобы узнать характер по почерку обратите внимание на его наклон:

  • Слабый наклон влево говорит о том, что автор склонен критиковать других. Такая личность часто ставит свои интересы выше интересов других.
  • Если буквы сильно наклоняются влево, то это говорит об упрямстве автора и склонности считать свою точку зрения единственно верной.
  • Определяя характер по почерку, наиболее часто придётся сталкиваться с лёгким наклоном вправо. Такой наклон, как правило, ничего не говорит о пишущем. Так учат писать в школе.
  • Если буквы наклоняются вправо очень сильно, то автор - . Он целеустремлён. Часто такой наклон встречается у ревнивцев и людей способных очень сильно влюбляться.
  • Символы без наклона говорят об упрямом харкаете. Такие люди обычно хорошо продумывают свои действия, оценивают положение вещей и действуют наверняка.

Подпись

Изучая характер по почерку, особое внимание уделите подписи. Подпись даёт достаточно много сведений о характере её обладателя:

  • Если при определении характера по письму, вы наткнулись на обычную подпись, то есть у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя.
  • Подпись содержит подчёркивание - автор предприимчивый человек.
  • Подпись имеет петельки - автор наблюдательный человек.
  • Подпись перечёркнута - автор импульсивный и активный человек.
  • Обведённая подпись - автор труслив или .
  • Отдельное внимание уделите заглавной букве, изучая характер по почерку:
  • Чем более замысловато украшена заглавная буква, тем сильнее у автора потребность в признании и внимании окружения.
  • Если изучая характер по почерку, вы увидите заглавный символ небольшого размера, то, возможно, строки принадлежат зажатому человеку.

Темперамент по почерку

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма:

  • Холерик. Для этого типа характерен наклон вправо. Знаки завёрнутые и запутанные. Нажим сильный. Расстояние между словами не одинаково.
  • Флегматик. Межбуквенные расстояния различные. Сами буквы жирные, но толщина их непостоянна.
  • Сангвиник. Часто сангвиники имеют красивый почерк. Буквы бегущие, размашистые. Строки неровные.
  • Меланхолик. Характерны неровные поля. Буквы танцующие, имеют длинные штрихи и чёрточки.

Личные качества по почерку

Определяя характер по почерку, можно также выявить некоторые качества человека:

  • Вспыльчивость. Для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой. Крючки последних букв слова опускаются ниже строк.
  • Чувствительность. Часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные.
  • Ум. Буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует. Расстояние между словами одинаковое. Буквы среднего размера, округлые.
  • Глупость. Наличие необычных крючков. Различное расстояние между словами, нажим неравномерный. Заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью. Письмо кажется пафосным.
  • Воля. Буквы связаны между собой. Нажим равномерный. Количество штрихов небольшое. Буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое.
  • Хладнокровие. При неровных строках, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте. Буквы аккуратные, расстояние между словами различное.
  • Уравновешенность. Вызывает ощущение, что все символы «сплетены». Почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым. Строки ровные.
  • Жестокость. Иногда буквы имеют подчёркивания. Обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными.

Определяя характер по почерку, помните что человеку свойственно иметь сразу несколько качеств.

Внешность по почерку

Можно определить не только характер по почерку, но и внешность:

  • Низкий рост. Написание слов имеет штрихи, буквы вытянуты. Буквы кажутся размашистыми и стремящимися «вырасти». Буквы, заканчивающие слова, часто бывают прописаны не полностью.
  • Высокий рост. Буквы, как и в предыдущем случае, имеют штрихи, но не растянуты. Идут ровными рядами, похожи на забор. Не выглядит витиеватым, но при этом нетвёрдый. Нажим может быть неравномерным.
  • Средний рост. Характерна сжатость букв в начале строки. К концу строки буквы становятся реже. Последние символы могут быть написаны ниже строки.
  • Стройность. Знаки препинания вырисовываются мелко. Буквы бывают удлинёнными.
  • Полнота. Нажим на одной и той же букве неравномерен. Чаще более сильный нажим имеет вторая часть буквы. Могут попадаться неоконченные символы.
  • Блондины. Для светловолосых людей характерен разборчивый стиль письма. К концу строки буквы могут сужаться. Как правило, символы некрупные.
  • Брюнеты. Буквы приподняты над строкой. Заглавные могут иметь украшения. Все элементы старательно выведены и имеют красивую форму. Строки часто идут вверх.

Род занятий по почерку

Характер по почерку и внешность не единственное, что можно узнать о человеке из того, как он пишет:

  • Неровный, неаккуратный. Характерен для аптекарей, бизнесменов.
  • Отрывистый, скачущий. Характерен для людей, изучающих и работающих с языками.
  • Со множеством штрихов. Часто бывает у людей, занимающийся умственным трудом, профессоров.
  • Опускающийся. Характерная особенность поэтов, мечтателей, философов.
  • Вертикальный, простой. Особенность математиков и инженеров.
  • Волнистый. Свойственен творческим людям, художникам, скульпторам.

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора - Николая II: "Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной".

Несмотря на давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии - учения о почерке считается живший в прошлом веке аббат Мишон. По его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги "Почерк и личность". Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду "Эрмитаж" и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки.

Основоположник научных методов криминалистики Ганс Гросс, например, считал, что следователю, знающему толк в графологии, "достаточно взглянуть на подпись под протоколом, чтобы определить, что свидетелю 45-50 лет, что он ремесленник, невысокого роста, честный, смелый, ограниченный и простодушный".

Отношение к графологии сегодня вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

Так, например, выглядит почерк 27-летней женщины.

А это тоже писала она, но уже под гипнозом, будучи уверенной, что ей 10 лет.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. "Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному "широкому" образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.". Вот его автограф:

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?

Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

  1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
  2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
  3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
  4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.

  • Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
  • Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
  • В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
  • Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
  • Если же почерк разборчивый и ясный аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
  • Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.
  • Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы.
  • Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
  • Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.
  • Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенность; в разные стороны - впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.

Зуев-Инсаров проанализировал автограф лейтенанта Шмидта.

Вот какие выводы он сделал:

"Нервная, впечатлительная натура. Увлекающийся, порывистый и неуравновешенный в своих настроениях, но устойчивый в привязанностях и во взглядах человек... Мягкость, простота в обращении, подвижность, общительность и вместе с тем постоянное чувство какой-то обособленности, психическое одиночество... Есть некоторая сентиментальность, мечтательность в натуре.

Чувствует себя сильным нравственно, по натуре смел. Придя к определенному решению, способен проявить исключительное хладнокровие, самообладание... Выведенный из терпения, может действовать сгоряча. Остро, болезненно воспринимает неудачи - моментами падает духом, теряется.

Обладает художественным чутьем. Ясны проблески очень даровитой натуры. Владеет словом. Бессознательно внушает к себе доверие. Способен увлечь и вести за собою; увлекая, зажигается сам. ...Не выносит несправедливости; не боится открыто высказывать своих мнений. Правдив, отзывчив к чужому несчастью. Откровенность в проявлении своих симпатий. Способность несколько идеализировать объект своего увлечения... Способен весь отдаться идее, зажечься ею".

Мы привели эту длинную цитату лишь для того, чтобы показать широту психологического диапазона, в котором работает опытный почерковед. Конечно, после таких характеристик наверняка закрадывается сомнение: ведь описать задним числом известную личность можно и безо всякой графологии. Развеять эти сомнения могут, как мы уже говорили, веские выводы ученых. Поэтому пока не стоит слишком серьезно относиться к этой экзотической науке. Тем более что графологом вы пока не стали, и излишняя самоуверенность в вопросах почерковедения может поставить вас в смешное положение.

Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии или, как ее теперь называют, графометрии, приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.

Cильный наклон вправо - быстрота мышления.

Сильный наклон влево - воля, самообладание.

Смешанный наклон - несдержанность, ненадежность.

Прямое расположение - сдержанность.

Подпись направлена вверх - стремление к деятельности, самоутверждению.

Подпись направлена вниз - перестраховка, стремление к самозащите.

Подпись беглая, размашистая - быстрая восприимчивость, активность, склонность к самовыражению.

Крупная - экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам.

Ясная, разборчивая - уравновешенность, умение владеть собой, открытость.

Украшения - воображение, фантазия.

Крупная прописная - творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие.

Каждая буква отдельно - фантазия, интуиция, слабая воля.

Крайне неодинаковые буквы неуравновешенность.

В конце подписи буквы вытянуты в линию - проницательность, скрытность.

Росчерк падающий - гибкость мышления.

Росчерк волнистый - дипломатичность.

Прямой, уходящий влево - бескомпромиссность.

Окружающий подпись - стремление к безопасности, сохранению достигнутого.

Без росчерка - простота вкуса. Резкие, прямые штрихи - неустойчивость, жесткость установок.

Большие, одинаковые буквы - твердая последовательность в достижении целей.

Подчеркнутая подпись - развитое чувство собственного достоинства, самонадеянность.

Горизонтальный штрих в конце подписи - скептицизм.

Высоко поставленный, удлиненный штрих - самолюбие, настойчивость.

Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение, и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву "т" писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за иностранный язык. В нем не будет главного - естественности и внутренней логики.

Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком - рафинированным и безликим. Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет. Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный, который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

А вот какие выводы сделал Зуев-Инсаров, изучая подпись Льва Толстого.

"Четкая, разборчивая подпись, связанные буквы. Та же простота начертаний, что и в почерке, та же гармоничность. Решительно и смело начертанная, как бы накрывающая подпись черта...

Смелость и самоконтроль - беспощадный, временами мучительный. Непрестанное стремление к совершенствованию. Правдивость и замкнутость. Врожденная и постоянно подавляемая им азартность. Не боится порвать со всем в случае идейного разногласия. Когда речь идет о выполнении того, что он считает своей обязанностью, долгом, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких не в состоянии бывают сбить его с того пути, который ему представляется единственно правильным. Внутренняя честность и принципиальность. Не славолюбив. От людей не ищет для себя ничего..."

В состоянии гипноза вместе с личностью меняется и почерк. Внушите человеку, что он Наполеон - и в его подписи тут же появятся уверенность, смелость, размах... Правда, с подлинным наполеоновским росчерком все это все равно не будет иметь ничего общего. Тем более, что у императора их насчитывают по крайней мере семь. Подпись честолюбивого артиллерийского капитана (1) и подпись императора Франции, подчеркнутая эффектным росчерком (2). Самоуверенно поползла вверх подпись после победы при Аустерлице (3). В ней видны настойчивость, прежнее честолюбие и склонность... к наполеоновским планам.

После победного вступления в Москву подпись словно вобрала в себя непомерные властность, тщеславие и самонадеянность (4). Когда Москву пришлось покинуть, императору стало не до внешних эффектов. Росчерк исчез, скомканная, бесформенная подпись говорит о растерянности, напряженности ее автора (5). После Лейпцигского поражения ощущение трагичности чувствуется еще яснее. Вспышки неровного нажима, ломаные линии (6). Наконец, остров Святой Елены. Все позади. Нажима нет, росчерк пошел вниз, нет прежнего размаха. Это подпись старика (7).

В заключение - небольшой тест. Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения. А теперь охарактеризуйте свой почерк.

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние - 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.
  2. Наклон букв: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание - 10, легкий наклон вправо - 6, вправо -14.
  3. Форма букв: округлая - 9 баллов; бесформенная - 10, угловатая - 19.
  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.
  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.
  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.
  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом - 4.

Сложите полученные баллы.

  • 35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
  • 52-63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.
  • 64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
  • 76-87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
  • 88-98: самая распространенная группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.