Реабилитация детей из детского дома. Реабилитация детей из домов ребенка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оптимальность педагогического руководства в зависимости от уровня мастерства и коммуникативной культуры. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства педагога. Руководство педагога на основе увлеченности общей творческой деятельностью.

    реферат , добавлен 06.06.2015

    Сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот. Нормативно-правовая база работы с детьми-сиротами. Направления работы с воспитанниками интерната в условиях лагеря. Социально-педагогическое сопровождение, помощь в защите прав детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе. Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Социальная реабилитация детей и подростков согласно социально-педагогической программе.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2010

    Сиротство, его причины и пути преодоления. Характеристика социальных детей-сирот разного возраста. Особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без родителей.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Общее понятие категории дети-инвалиды (ДЦП), анализ данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей с детским церебральным параличом в условиях социозащитного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения. Организационное построение социально-реабилитационной работы с ними.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    История возникновения и развития социальной работы с детьми в России. Основные понятия и проблемы работы с детьми-сиротами. Особенности социальной работы и форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

Психолого-педагогическая, медико-социальная реабилитация рассматривается как щадящее средство включения особенного ребенка в социальное пространство, в группу сверстников, обеспечивающее ему условия для самоопределения, личностного роста, и в целом направлены на восстановление личностного статуса.

Главная задача реабилитации ребенка с ОВЗ:
- расширение сферы его самостоятельности , под которой понимается преодоление им собственной обособленности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Психолого-педагогическая реабилитация особенных детей Гордейко Татьяна Алкесандровна, воспитатель 1 категории МАДОУ ДС №3 г.Благовещенска «Надежда»

Особенные дети – кто они? дети с ОВЗ (инвалиды или не имеющие статуса инвалида), дети с отклонениями в развитии, поведении, социализации; к такой категории могут быть отнесены дети, живущие в семье (родной, приемной), а также вне ее (в учреждениях интернатного типа и др.) всех их объединяет то, что они находятся в трудной жизненной ситуации

Психолого-педагогическая, медико-социальная реабилитация рассматривается как щадящее средство включения особенного ребенка в социальное пространство, в группу сверстников, обеспечивающее ему условия для самоопределения, личностного роста, и в целом направлены на восстановление личностного статуса

Главная задача реабилитации ребенка с ОВЗ - расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им собственной обособленности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.

Ключевые компоненты психолого-педагогической реабилитации особенных детей 1.Диагностический: определение реабилитационного потенциала; применяются методы психологической и педагогической диагностики когнитивной, эмоционально-волевой, деятельностной сфер личности; 2.Организационно-технологический (коррекционно-развивающий): привлечение специалистов, применение реабилитационных технологий 3. Аналитический (выявление динамики по основным показателям в процессе реабилитации), определение ключевых направлений, отбор форм и технологий реабилитационной работы

Основные этапы интеграции детей с ОВЗ в детский коллектив 1.Адаптационный (индивидуально, в малой группе) 2. Развитие предпосылок к коммуникативной деятельности совместно со специалистом (навыки общения, умение воспринимать других детей, взрослых); результат – возникновение интереса к совместной деятельности; 3. Участие в групповых занятиях 4. Работа в парах (отработка коммуникативного поведения) 5. Включение в работу многочисленной группы (игры, праздники и др.) Примечание: включение в групповые виды деятельности должно быть своевременным

Основные характеристики детей с осложненным (девиантным) поведением Агрессивность Эмоциональная неустойчивость Ослабленная волевая сфера Конформность, скрытность Склонность к бродяжничеству, противоправным поступкам Отсутствие ответственности, ценностного отношения к своему здоровью

Взгляд опекаемых детей на проблему поощрений и наказаний Воз­раст ребен­ка, лет Наиболее желаемое поощрение Самое страшное наказание 3-5 «Полюбить», сладкое Когда кричат, «стукают» 5-8 Когда хвалят Стоять в углу. Когда со мной не разговаривают. 9-11 Поход на прогулку, в гости вместе с (при­емными) родителями. Когда не отпускают гулять с друзьями. Когда мне не доверяют 12-13 Лучшее поощрение - это доверие. Самое лучшее поощре­ние - это чтобы ис­полнили мое желание. Самое страшное наказание, когда со мной не разговаривают. Самое страшное наказание, если меня не отпустят на улицу с друзьями. 14-15 Хвалят, говорят «моло­дец», дарят подарки. Самое страшное наказание - уйти из семьи. Если отдадут обратно в детский дом.

Функции коррекционно-реабилитационной работы: восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах; компенсирующая, заключающаяся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности; стимулирующая, направленная на активизацию положительной общественно полезной деятельности подростка; исправительная, связанная с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающая применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и др.).

Индивидуальная комплексная реабилитация подростка с отклоняющимся поведением Определение исходного реабилитационного потенциала (по сферам реабилитации): социально-бытовая,медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально-трудовая. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации (с участием реабилитируемого): социально-бытовая реабилитация (разработка плана формирования и развития навыков самообслуживания); медико-физиологическая реабилитация (разработка программы медицинской реабилитации); медико-психологическая реабилитация (разработка программы медико-психологической реабилитации); психолого-педагогическая реабилитация (разработка плана индивидуального обучения и воспитания); социально-трудовая реабилитация (разработка плана профессионального обучения).

Реализация разработанной программы и её коррекция: социально-бытовая реабилитация (адаптация ребёнка к условиям жизни в учреждении; социально-бытовое обучение и воспитание); медико-физиологическая реабилитация (периодическое медицинское обследование, лечение; санаторно-курортное лечение по показаниям); Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация (психодиагностика, психотерапия и психокоррекция выявленных нарушений; индивидуальные психоконсультации); воспитательная работа, дополнительное образование; социально-трудовая реабилитация (профессиональная ориентация; выявление профессиональных способностей; трудовое обучение и воспитание положительного отношения к труду). Выдача рекомендаций реабилитируемому подростку (по сферам / направлениям реабилитации). Курирование жизнедеятельности подростка совместно с семьей (если есть)

Спасибо за внимание.


Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин

Реабилитация детей в домах ребенка

Предисловие

В последние годы количество детей-сирот то «неожиданно» увеличивается, то обнаруживает тенденцию к стабилизации. Всем этим процессам есть хорошо известные социальные причины. Однако ситуацию усугубляет постоянное ухудшение состояния здоровья детского населения. Быстрыми темпами растет число детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

В Российской Федерации, по неполным данным статистического учета, ежегодно рождается более 100 тыс. детей-инвалидов. Значительная масса больных детей попадает в дома ребенка. И в настоящее время сложилась довольно печальная картина – в этих учреждениях практически нет здоровых детей.

Дома ребенка – уникальные учреждения. В них работают специалисты, перед которыми стоит благородная цель – сделать жизнь детей-сирот благополучной.

Настоящая книга адресована большой армии сотрудников сиротских учреждений. К сожалению, наше общество находится в неоплатном долгу перед всеми детьми с трудной судьбой. И что бы ни делало государство для этих детей, ничто не заменит им настоящих родителей и родную семью.

Эта книга – одна из редких попыток ученых действенно помочь всем, кто работает с больными детьми, оказавшимися в тяжелой кризисной ситуации. Получилась своеобразная «белая книга», написанная сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии после дипломного образования. Их бесценный полувековой опыт работы в домах ребенка и, конечно, взволнованные сердца позволили завершить давно начатый труд.

В Конвенции ООН о правах ребенка, во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей подчеркивается, что все государства, подписавшие эти документы (в их числе и Россия), признают права больного (неполноценного) ребенка на особую заботу. Дети с проблемами в развитии, в частности дети-сироты, имеют право на обеспечение таких условий и уровня жизни, которые будут в полной мере способствовать нормальному умственному, физическому и социальному развитию.

Признание равноправия и равных возможностей детей-сирот во всех сферах жизни;

Право каждого ребенка на полное удовлетворение его потребностей, охрану здоровья, реабилитацию и т. п.;

Особую или особенную помощь сиротам должны оказывать специалисты, работающие в домах ребенка.

Эти принципы объединяют ученых, врачей, психологов, педагогов и многих других людей, чья деятельность в той или иной мере связана с детьми, оставшимися без попечения родителей. Профессионализм, открытость, любовь к детям должны способствовать успеху, а самое главное, счастью и благополучию детей.

Настоящая книга пронизана духом новаторства и надежды. В ней делаются акценты на научных открытиях и практических достижениях медицины, психологии, педагогики и других областей знаний, благодаря которым дети-сироты, даже с тяжелыми расстройствами здоровья, могут получать реальную возможность оздоровления и благополучной адаптации к различным социальным условиям. В ней представлены вопросы вакцинопрофилактики, характеристика ВИЧ-инфекций у детей, особенности антибактериальной терапии и оказания первой помощи при неотложных состояниях в условиях дома ребенка, диагностика психических нарушений и их профилактика. Обсуждаются проблема синдрома внезапной смерти младенцев, тактика лечения детей с атопическим дерматитом, применение компьютерных технологий в деятельности домов ребенка. Сотрудники домов ребенка, опираясь на последние достижения науки и практики, должны сделать все возможное, чтобы дети в домах ребенка были здоровыми и счастливыми.

ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА


ГЛАВА 1. Выхаживание недоношенных и маловесных детей в условиях дома ребенка

Недонашивание – это самопроизвольное и индуцированное прерывание беременности со сроков, когда плод считается жизнеспособным.

До недавнего времени к категории недоношенных новорожденных относили всех детей, имевших при рождении массу тела менее 2500 г и длину менее 46 см. При этом гестационный возраст не учитывался. Однако выделение категории недоношенных детей только по антропометрическим характеристикам привело к тому, что около 30 % из них были младенцы, рожденные в срок, но имеющие задержку внутриутробного развития (small for date) (Г.М. Дементьева, Г.В. Яцык, 2004). Примерно в 8 % случаев вес детей, родившихся преждевременно, составляет более 2500 г.

По данным Г.В. Яцык, в большинстве развитых стран недонашивание встречается в 3-10 % случаев, в России этот показатель составляет 6,2 % (А.А. Баранов с соавт., 2001).

Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО М.В. Лещенко, показали, что среди детей, поступающих на воспитание в дома ребенка, недоношенные составляют 36,6-48,8 %. При этом высока доля глубоконедоношенных, число которых колеблется (в зависимости от региона) от 5,7 до 11,5 %.

По принятой на сегодняшний день классификации (А.И. Хазанов) степень недоношенности определяют в соответствии с гестационным возрастом ребенка:

I степень – 35–37 недель;

III – 29–31;

IV – 28 и менее недель.

Для характеристики преждевременно родившихся детей по массе тела условно выделяют четыре степени недоношенности:

I степень – 2001–2500 г;

II – 1501–2000 г;

III – 1001–1500 г;

IV – менее 1000 г.

С клинических позиций для объективной характеристики ребенка целесообразно фиксировать и массу тела при рождении, и гестационный возраст ребенка. Параметры физического развития новорожденных в соответствии с гестационным возрастом представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные параметры физического развития детей при рождении с учетом гестационного возраста (М±т)(по Г.М. Дементьевой, Е.В. Коротковой)

При снижении массы тела новорожденного на 2 и более стандартных отклонения или ниже 10-го центиля по сравнению с нормативными показателями для данного срока беременности диагносцируется задержка внутриутробного развития (ограничение развития – restriction). Различают следующие варианты задержки внутриутробного развития (ЗВУР):

гипопластический (симметричный), характеризующийся пропорциональным снижением как массы, так и длины тела ребенка при рождении;

гипотрофический (асимметричный), при котором отмечается дефицит массы тела по отношению к длине;

диспластический, для которого характерны низкая масса и длина тела в сочетании с врожденными пороками развития и/или множественными стигмами дизэмбриогенеза. Выделение трех вариантов ЗВУР отражает период возникновения нарушений внутриутробного развития, связанных с воздействием повреждающих факторов. Так, при неблагоприятных воздействиях на ранних этапах внутриутробного развития отмечается пропорциональное уменьшение размеров органов и всего тела (симметричный тип).

Гипотрофический (асимметричный) тип ЗВУР связывают с перераспределением кровотока к жизненно важным органам плода (мозг, сердце), формирующимся в условиях хронической гипоксии во второй половине беременности.

Диспластический вариант ЗВУР связан с ранним и достаточно длительным воздействием неблагоприятных факторов, включающим период органогенеза во внутриутробном развитии.

В целом около 80 % новорожденных с ЗВУР относятся к асимметричному типу, что тесным образом связано с патологическим течением беременности, в частности, с нарушением маточно-плацентарного кровообращения, артериальной гипертензией. Среди воспитанников домов ребенка, рожденных преждевременно, более чем в 53 % случаев отмечается диспластический вариант ЗВУР, что свидетельствует о длительном воздействии повреждающих факторов, нарушающих процессы закладки и дифференцировки тканей и органов.

В соответствии с данными всероссийской диспансеризации 2002 г., у 21 % новорожденных выявляется задержка внутриутробного развития. Частота ЗВУР коррелирует со степенью недоношенности новорожденного: чем меньше гестационный возраст ребенка, тем чаще встречается ЗВУР. Среди недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, ЗВУР диагностируется более чем в 50 % случаев.

По разным оценкам, у нас в стране от двух до четырех миллионов беспризорников, 620 тысяч сирот (причем, 95 % из них – это так называемые “социальные сироты”), то есть сироты при живых родителях.

ОГУЗ “Дом ребенка специализированный – единственное в Амурской области лечебно-профилактическое учреждение, в котором находятся дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 0 до 4 лет.

Ранний возраст – это совершенно особый период становления всех органов и систем, и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - “ранний возраст сензитивен во всем”. И если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

По результатам Всероссийской диспансеризации детей 100% воспитанников домов ребенка имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и нуждаются в комплексной реабилитации. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного развития и родов, заболевания периода новорожденности, неблагополучную наследственность. Детям домов ребенка свойственна неустойчивость эмоционального состояния, медленный темп обучения, сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, задержка в развитии мелкой моторики. Учитывая, что ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” г. Благовещенска является специализированным для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, необходимость организации комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации очевидна. По данным профилактического осмотра воспитанников ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” при поступлении детей в учреждение на первом месте – отставание в психическом и физическом развитии детей. За последние три года, 95-98% детей поступают в дом ребенка с V группой психофизического развития. Умственная отсталость среди всех воспитанников, в среднем, 14 детей в год (12 % от общего числа детей).

В ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” проводится комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация воспитанников дома ребенка, которая предполагает внедрение модели совместной работы всех специалистов учреждения.

Для осуществления реабилитационных мероприятий в учреждении имеется специальное оборудование и подготовлены специалисты (неврологи, врач ЛФК, физиотерапевт, ортопед-травматолог, массажисты, учителя-дефектологи) с акцентом на реабилитацию детей с поражением центральной нервной системы и сочетанной патологией опорно-двигательного аппарата.

<Рисунок 1>

В реабилитации детей в доме ребенка помимо медикаментозного лечения широко применяются методы физиотерапии (гальванизация и электрофорез лекарственных средств, амплипульс-терапия, ультразвук и фонофарез, магнитотерапия; электросон, дарсанвализация, ультратон-терапия, УВЧ-терапия; УФО, лазеротерапия, ДЭНС-терапия, парафинолечение, грязевые аппликации, водолечение, яэрозольтерапия, рефлексотерапия, “солевая дорожка”); лечебная гимнастика (индивидуальная и малогрупповая); лечение положением с использованием ортопедических укладок, отводящих шин, гипсовых лонгет, позиционного оборудования); массаж (в т.ч. вибромассаж; криомассаж); элементы иппотерапии. С учетом сложной сочетанной патологии (неврологической, ортопедической, соматической), диагностируемой у детей, эти методы лечения в ряде случаев являются основными, а порой и единственными.

Педагогический персонал дома ребенка, работающий в тесном сотрудничестве с медицинским персоналом, стремится добиться оптимального уровня физического, интеллектуального и личностного развития детей, ослабить влияние неблагоприятных факторов, обеспечить у детей чувство комфортности, защищенности, обогатить жизнь детей яркими, радостными впечатлениями, расширить их контакт с внешним миром и помочь воспитанникам обрести семью.

В Доме ребенка 65 педагогов, из них 8-учителей-дефектологов. Имеют высшее педагогическое образование – 23 педагога. Имеют категорию -38 педагогов. В 2009 г. 100% воспитателей обучились на курсах повышения квалификации в Амурском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по теме: “Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях Дома ребенка”.

В доме ребенка создана комфортная предметно-развивающая среда и жизненное пространство для обеспечения разнообразной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и задач педагогического воздействия. Причем в групповой комнате нет обилия материалов. Специфика возраста диктуют эту аскетичность, оправданную тем, что у детей очень маленькая концентрация внимания, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой; изобилие же спровоцирует рассеянность, хаотичность поведения. Материалы и некоторые элементы интерьера динамичны, при необходимости делается реорганизация пространства и замена или дополнение его другими играми, оборудованием. Пространственная организация среды одновременно обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность детей. В центре групп достаточно свободного места для катания на машинах, каталках, качалках, скатывания с горок, сооружения модульных конструкций, сенсорных дорожек, ребристых ковриков, центров игр с водой и песком и т. п. Оборудование меняется один раз в неделю.

Педагоги помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками, организуют продуктивные и творческие виды деятельности детей, проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное отношение к нему, развивают у воспитанников зачатки любознательности, активности, инициативы.

<Рисунок 2>

В доме ребенка для воспитанников имеются различные развивающие зоны (в зависимости от возраста детей): центр для игр с песком и водой, центр развивающих игр (дидактический материал, дидактические игрушки, различные виды конструкторов и игрушек для обыгрывания), зона двигательной активности (мягкие модули, горки, сухой бассейн, тоннель-гусеница, качалки, сенсорные мячи и т.п.), уголок ряжения, уголок “Играем в театр”, уголок “Маленькие художники”, уголок “Маленькие музыканты”, уголок “Здравствуй, книжка”, уголок “Мы играем” (материал для отобразительных игр и игр с элементами сюжета).

В доме ребенка функционирует комната двигательной и психологической разгрузки. В игровой комнате созданы условия для свободной двигательной деятельности детей, что способствует правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, и, следовательно, психическому и моторному развитию детей. В комнате воспитанники могут лазить по лабиринтам, представленными мягкими модулями, покататься на качалках, скатиться с невысокой горки, поиграть с разноцветными шариками в сухом бассейне, а иногда просто полежать на релаксационных подушках под пение птиц, шум листвы, звуки моря, спокойную музыку, записанную на музыкальных дисках.

<Рисунок 3>

В доме ребенка детям ежемесячно проводятся праздники, развлечения, физкультурные досуги, которые заряжают малышей радостью, весельем. В течение последних лет для воспитанников дома ребенка ежегодно организуются концерты детских коллективов Амурской области: ансамбля “О, Кей”, хоровой студии “Юные звездочки эстрады”, эстрадной студии “Котовасия”, детского коллектива – Центра восстановительного лечения “Соната”.

<Рисунок 4>

В сценарии праздников для детей включаются театрализованные представления: кукольные театры, обыгрывание песен детьми, забавы. В празднично украшенном зале воспитанники с удовольствием поют, танцуют вместе с персонажами праздников: Петрушкой, зайцем, мишкой и другими героями. В доме ребенка даже создан ансамбль народных инструментов. Дети с большой радостью играют на ложках, маракасах, радуются звучанию колокольчиков.

<Рисунок 5>

Во всех группах разработано перспективное планирование по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, что позволяет методически верно определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

Ежегодно утверждается сетка занятий с воспитанниками дома ребенка во всех группах (в соответствии с государственными стандартами для домов ребенка), сетка музыкальных, физкультурных занятий. Утверждены рекомендации к проведению занятий, самостоятельной деятельности детей в условиях дома ребенка. Осуществляется систематический контроль за проведением занятий согласно сетке занятий. В каждой группе ежедневно проводится 4 занятия.

На 1 г. ж. педагоги пристальное внимание уделяют формированию зрительных и слуховых ориентировок, расширению и обогащению сенсорного опыта детей, развитию умения понимать речь взрослого и осуществлению подготовительных этапов к овладению активной речью, развитию движений. На 2, 3 г. ж. педагоги на занятиях расширяют опыт ориентировки в окружающем, обогащают детей разнообразными сенсорными эталонами, развивают речь детей, совершенствуют грамматическую структуру речи, развивают и совершенствуют двигательные умения детей.

<Рисунок 6, 7>

При организации воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками дома ребенка педагоги используют оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, планомерность, постепенное усложнение, многократное повторение, учет индивидуальных и психических особенностей детей.

В доме ребенка широко используются различные методы комплексной реабилитации воспитанников.

Музыкотерапия - как метод комплексной реабилитации воспитанников. Музыкотерапия с успехом используется в работе с маленькими детьми, начиная с 2 лет, когда другие формы психологического воздействия еще не доступны. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание эмоционального положительного фона реабилитации, стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов. В доме ребенка имеются: технические средства для воспроизведения музыкальных произведений: аудио и видеотехника, синтезатор, музыкальный центр, цифровое пианино, детские инструменты: колокольчики, треугольники, бубны, дудочки, деревянные ложки, К.Орфа, костюмы для детей и соответствующие атрибуты для инсценирования песен.

Педагогами (музыкальным руководителем, учителями - дефектологами, воспитателями) в работе с воспитанниками дома ребенка используются разнообразные элементы данной методики: прослушивание классических произведений, ритмические движения под музыку, инсценирование песен, игры под музыку, сочетание музыки и изодеятельности.

Большое место в коррекционно-педагогической работе в течение года отводится игровой деятельности, так как игры доставляют детям много радости, сопровождаются положительными эмоциями. Игра – путь детей к познанию окружающего мира. Игротерапия – использование разного вида игр, способствует личностному росту воспитанников, утверждению собственного “Я”, развитию уверенности в себе, повышению самооценки. Педагогами в работе с воспитанниками дома ребенка используются: предметно-игровая деятельность; коррекционно-развивающие игры, отобразительная деятельность, элементы сюжетно-ролевой игры.

В коррекционно-педагогической работе с воспитанниками 3 г. ж. успешно применяется куклотерапия – использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, доступный по содержанию воспитанникам дома ребенка, в который вводят конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны оценить их. Музыкальный руководитель, учителя-дефектологи, воспитатели используют в работе с воспитанниками театр картинок, кукольный театр, театр игрушек, ростовые куклы. В доме ребенка имеются: многофункциональная ширма, фанерный домик, ростовые куклы, театр игрушек, картинок, кукол би-ба-бо, костюмы для детей и взрослых для проведения данного вида коррекционно-педагогической работы.

<Рисунок 8>

Арттерапия – терапия средствами искусства. Педагоги дома ребенка вместе с воспитанниками выполняют задания на определенную тему при работе с заданным материалом: рисунки, лепка, элементы аппликации, не ограничивая творчество детей. В работе с детьми используются элементы данной методики, которые в большей степени являются нетрадиционными: рисование в воздухе, на поверхности, пальчиками, ладонями, кляксография, с помощью штампа, поролоновой губки и др.

Педагоги дома ребенка используют в практической деятельности сенсорные упражнения, рекомендуемые М. Монтессори и систему развивающих игр Джеки Кук. Основные направления коррекционно-педагогической работы по данной методике: развитие сенсорных функций, развитие речи, развитие мелкой моторики, развитие интереса к окружающему миру. Малыши учатся одеваться, переливать воду из одного сосуда в другой, пересыпают зерно из одного сосуда в другой с помощью ложки, пальцев. Работают с прищепками, скрепками, выбирают одинаковые по величине, по цвету. Сортируют природный материал – шишки, камушки, желуди, бобы, горох, фасоль. Вылавливают с помощью ситечка разные плавающие предметы, собирают губкой воду, взбивают пену венчиком и др.

Агротерапия – один из новых современных коррекционных методов комплексной реабилитации детей с отклонениями в нервно-психическом развитии. Педагоги в доступной форме показывают детям, что все в природе находится в определенной связи, зависимости, формируют первые представления о явлениях живой природы, о наиболее часто встречающихся ярких, цветущих растениях, обучают первым несложным трудовым умениям. Для этого используются различные методы, приемы, в т.ч. элементарная поисковая деятельность. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, для развития наблюдательности проводятся занятия и целевые прогулки, экскурсии, “экологические тропинки”. На территории учреждения имеются: сад с плодово-ягодными деревьями и кустарниками, огород, на котором выращивают овощи, клумбы с цветущими растениями. В зимний период педагоги украшают елочки льдинками, фонариками из цветной воды, радуют воспитанников снежными постройками.

<Рисунок 9>

В доме ребенка в соответствии с приказом Минздрава России от 24.01.2003 г. создана медико-психолого-педагогическая комиссия, которая осуществляет комплексную диагностику детей, оценку динамики состояния здоровья воспитанников в соответствии с установленными сроками, разрабатывает индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения и социальной адаптации детей и контроль за эффективностью коррекционных мер воздействия.

На сегодняшний день имеется достаточное количество диагностического материала, разработанного как отечественными, так и зарубежными авторами. Учителя-дефектологи ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” осуществляют систему контроля за психофизическим развитием детей раннего возраста основываясь на диагностическом материале, разработанным: на кафедре поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО); на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ им. Ломоносова; в институте коррекционной педагогики РАО.

Оценка уровня развития детей в доме ребенка имеет большое практическое значение, контроль за динамикой нервно-психического развития позволяет своевременно выявить детей с задержкой в развитии. Обнаруженное отставание в развитии является сигналом о необходимости принять срочные меры, разработать индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка. Ежеквартально во всех группах проводятся медико-психолого-педагогические совещания. Сведения о динамике психофизического развития детей ежеквартально озвучиваются и протоколируются.

Таким образом, комплексное своевременное диагностирование воспитанников, учет психолого-педагогических особенностей детей с отклонениями в развитии при составлении комплексной программы реабилитации, внедрение в коррекционно-педагогический процесс современных методов комплексной реабилитации воспитанников направлены на профилактику вторичных дефектов, развитию компенсаторных функций, реализацию резервных сил и возможностей воспитанников дома ребенка и позволяют обеспечить положительную динамику в психофизическом развитии детей.

Коррекционно-педагогическая работа, проводимая в сотрудничестве с персоналом педиатрической, неврологической, физиотерапевтической службы, службы ЛФК, ежегодно обеспечивает положительную динамику в развитии детей с глубокой задержкой психофизического развития. В результате проводимой работы удается в течение года улучшить психофизическое развитие воспитанников на 1-3 эпикризных срока. За последние три года, в среднем, 95% детей поступают с V группой психофизического развития. При выбытии из дома ребенка, в среднем, 30% детей имеют II группу развития, 30% - III группу развития, 20% - IV группу развития, 20% - остаются на V группе развития (это дети-инвалиды и дети со стойкими нарушениями здоровья.).

Результатом проведения комплексной реабилитации воспитанников дома ребенка является снижение процента детей с выходом в ДЦП (с 31 в 1991 году до 9 в 2010 году), снижение процента детей, переводимых в учреждения социальной защиты (с 35 в 1990 году до 6 в 2009 году), а также рост доли детей, переданных на воспитание в семьи (более 50%).

На базе дома ребенка ежегодно работает психолого-медико-педагогическая комиссия министерства образования и науки Амурской области, которая осуществляет комплексную диагностику воспитанников дома ребенка и выносит решение по определению вида учреждения и формы обучения воспитанников дома ребенка по достижению ими 3-летнего возраста. За последние три года обследованы 88 воспитанников дома ребенка. Специалисты ПМПК министерства образования и науки Амурской области отмечают устойчивые положительные результаты образовательного процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”.

В учреждении проводится большая работа по организации преемственности в работе дома ребенка и другими государственными учреждениями, в которые выбывают воспитанники по достижению 3-летнего возраста. При выбытии на каждого ребёнка прилагается характеристика психофизического развития. Преемственность содействует более быстрой адаптации бывших воспитанников дома ребёнка в новом государственном учреждении, позволяет сотрудникам детских домов грамотно прогнозировать и проводить воспитательно-образовательный процесс, своевременно продолжить коррекционно-педагогическую работу, начатую в доме ребёнка.

В нашем учреждении у детей светлые, теплые комнаты, быт детей по возможности приближен к домашнему. Но ни одно учреждение не заменит детям семью. Как бы сильны и действенны не были усилия заменить ребенку родную семью, он все равно нуждается в ней. Своевременная реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет эффективнее реализовать право детей быть усыновленными – жить и воспитываться в семье. За последние три года усыновлены и переданы под опеку 119 воспитанников дома ребенка.

В учреждении имеют место свои традиции, которые направлены на стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников, пропаганду и распространение передового опыта. Организована система педагогической работы с кадрами, включающая проведение медико-психолого-педагогических совещаний, обучающих семинаров, консультаций, открытых просмотров, творческих отчетов, представление и защиту опытно-экспериментальной работы.

Особый интерес за последние три года у педагогов вызвало представление материалов, связанных с познавательными интересами воспитателей, учителей – дефектологов и других специалистов, как-то: “Анализ образовательных программ для дошкольников”, “Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками”, “Организация предметно-развивающей среды в доме ребенка”, “Организация работы воспитателей по самообразованию в условиях дома ребенка”, “Организация опытно-экспериментальной работы в условиях дома ребенка”, “Представление и защита исследовательской деятельности”, “Порядок проведения аттестации. Вариативные формы аттестации”, “Современные научные данные о закономерностях и нормативах развития детей раннего возраста. Система контроля за психофизическим развитием детей”, “Организация, содержание деятельности педагогов ПМПК. Результативность работы ПМПК дома ребенка”

Методический кабинет дома ребенка оснащен комплектами для работы по современным технологиям. Имеется постоянная подборка публикаций в периодических изданиях, освещающих проблемы воспитания и обучения в раннем возрасте. Систематизированы материалы по диагностике психофизического развития, материалы по актуальным проблемам профилактики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у воспитанников, рекомендации по организации предметно-развивающей среды в доме ребенка. В методическом кабинете оформлен лучший педагогический опыт учителей-дефектологов, воспитателей учреждения, портфолио - набор материалов, демонстрирующий умение педагогов решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

За период 2005-2009 г. создана видеотека с 70 открытыми просмотрами работы воспитателей и учителей-дефектологов дома ребенка: занятиями, праздниками, развлечениями. Видеозаписи открытых просмотров позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.

Ежегодно администрацией, профсоюзной организацией ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” проводится конкурс на лучшую подготовку к новому учебному году, который включает анализ организации предметно-пространственной среды в группах, анализ документации в группах, представление материалов по самообразованию педагогов, результативность работы, итоги летнего оздоровительного периода.

Педагоги Дома ребенка систематически повышают профессиональную компетентность, обучаются на курсах повышения квалификации, являются активными слушателями методических объединений. На базе ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” на протяжении многих лет проводятся городские и областные методические объединения воспитателей, старших воспитателей, учителей-дефектологов. Педагоги представляют опыт работы на курсах повышения квалификации в Амурском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, знакомят слушателей методических объединений с организацией и результативностью педагогического процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”. Представляют систематизированные материалы по освещению методов психолого-педагогического исследования детей раннего и младшего дошкольного возраста, материалы по актуальным проблемам профилактики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у воспитанников дома ребенка.

Таким образом, показателями успешности педагогического процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” в содружестве с персоналом педиатрической, неврологической, физиотерапевтической службы, службы ЛФК, являются:

  • Реализация нормативно-правовых документов, регулирующих воспитательно-образовательную деятельность ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”,
  • стабильность работы,
  • обеспечение охраны, восстановления и укрепления здоровья детей, создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию воспитанников,
  • создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, успешные показатели психофизического развития воспитанников,
  • создание в коллективе атмосферы творчества, сотрудничества, повышение уровня профессиональной компетентности, участие педагогов в методических мероприятиях города, области.

Кровотечения

При возникновении носового кровотечения ребенка надо уложить, приподняв верхнюю половину туловища, наклонив голову ребенка вперед. При этом надо расстегнуть воротник, ослабить ремень или пояс.

Ни в коем случае нельзя запрокидывать голову. Это не способствует остановке кровотечения и может вызвать у ребенка рвоту при заглатывании крови.

Если кровотечение несильное, достаточно плотно прижать пальцами крылья носа к носовой перегородке на 2–3 мин. При сильном кровотечении рекомендуется ввести в передний отдел носа ватный тампон, смоченный перекисью водорода, и на переносицу положить холодный компресс. При продолжающемся кровотечении к затылку прикладывают пузырь со льдом. Если через 20–30 мин, несмотря на принятые меры, кровотечение продолжается, необходимо вызвать "скорую помощь".

Небольшие кровоточащие ранки надо промыть кипяченой водой, смазать антисептическим средством (настойкой йода, бриллиантовой зеленью и др.). Царапины и порезы можно смазать специальным клеем БФ-6 или наложить кровоостанавливающий пластырь. На неглубокие кровоточащие повреждения накладывают стерильную давящую повязку. При артериальном кровотечении до приезда "скорой помощи" надо пережать крупную артерию выше места повреждения пальцем или наложить жгут. Для этого накладывают несколько плотных витков (до полной остановки кровотечения) и надежно завязывают или скрепляют концы жгута с помощью цепочки и крючка. Импровизированный жгут (пояс, ремень и т. п.) перетягивают с помощью закрутки (куска дерева, толстого карандаша и т. п.) до полной остановки кровотечения.

В месте наложения жгута прикрепляют записку, где указывают точное время его наложения. Следует помнить, что жгут можно оставлять в теплое время года не более полутора часов и не дольше 20–30 мин зимой. Если за это время не удается доставить ребенка в лечебное учреждение или вызвать на место происшествия машину "скорой помощи", надо обязательно на 10–15 мин распустить жгут, прижав на это время поврежденный сосуд пальцами.

Переломы и вывихи

При подозрении на перелом костей ребенку надо дать обезболивающее средство и остановить возникшее кровотечение, не усугубив при этом состояние пострадавшего.

После остановки кровотечения и защиты раны от загрязнения накладывают шину. В качестве шин можно использовать самые различные средства: кусок доски, толстые ветки, картон, лыжи, зонт и т. п. Главное правило при наложении шины – обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов: одного выше, другого ниже перелома. Например, при переломе костей голени транспортную шину надо наложить таким образом, чтобы она захватывала коленный и голеностопный суставы, при переломе костей предплечья – лучезапястный и локтевой и т. п. При некоторых переломах обездвиживают не два, а три сустава. Например, при переломах плечевой кости шину накладывают таким образом, чтобы она захватывала плечевой, локтевой и лучезапястный суставы; при переломах бедренной кости шинируется тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Кроме того, надо приложить к месту травмы пузырь со льдом.

Шины лучше всего накладывать на обнаженную часть тела, укутав ее предварительно ватой, особенно те места, которые подвергаются наибольшему давлению (костные выступы и т. п.). При отсутствии ваты для подкладки можно употребить любую материю, а в крайнем случае обойтись без всякой подкладки. Часто транспортные шины накладывают поверх одежды, под которой остаются закрытые стерильными перевязочными материалами раны. Можно также обертывать ватой не поврежденную конечность, а шину. Приготовленная соответствующим образом шина (изогнутая, если это представляется возможным, по положению поврежденной конечности и обернутая ватой или тканью) должна быть плотно укреплена на поврежденной части тела бинтами, косынками, платками, полосками белья и т. п.

При шинировании конечности ей по возможности придают физиологическое положение (чаще всего со слегка согнутыми суставами) с целью ослабить натяжение мышц и сухожилий и обеспечить конечности максимальный покой или фиксируют ее в том положении, в каком она находится. Костные обломки, торчащие в ране при открытом переломе, не следует вправлять во избежание усиления боли, вторичного повреждения тканей и занесения инфекции в глубину тела. Транспортировка пострадавших с переломами костей должна производиться в сидячем (переломы верхних конечностей) или лежачем положении (переломы нижних конечностей, позвоночника, костей черепа и т. п.).

При вывихах нельзя тянуть или дергать поврежденную конечность. Этим можно только усугубить тяжелое состояние ребенка. Первая помощь при вывихах, как и при переломах, направлена на уменьшение возникшей боли – холод и придание неподвижности конечности. Следует учесть, что свежие вывихи вправляются значительно легче, чем застарелые, поэтому важно как можно скорее доставить пострадавшего в близлежащее лечебное учреждение.

Раздел II
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА

ГЛАВА 8. Реабилитация детей с ограниченными возможностями

1. Основы реабилитационной работы в доме ребенка

В последние годы реабилитация инвалидов стала рассматриваться как одно из приоритетных направлений социальной политики государства.

Разработка адекватной политики в отношении детей-инвалидов актуальна не только для Российской Федерации, ею занимаются все страны мира. Так, проблемам инвалидности посвящена специальная задача Европейской стратегии по достижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для выработки национальных планов действий по укреплению здоровья населения Европейского региона. Основной смысл этой задачи состоит в достижении лучших возможностей для инвалидов, которые могут быть обеспечены при осуществлении комплекса взаимосвязанных действий. Они должны способствовать позитивному отношению в обществе к инвалидам, формированию оптимальной среды жизнедеятельности, не приводящей к инвалидности. Необходимо обеспечить независимость инвалидов путем их реабилитации и социальной поддержки; создать надлежащие виды обслуживания для тех, кто не располагает функциональной способностью к независимому образу жизни, улучшить статистическую базу для мониторинга инвалидности и ее социальных последствий.

Сегодня при реабилитационной работе в доме ребенка необходимо учитывать следующие принципы:

Больной ребенок должен своевременно в полном объеме получить необходимую медицинскую помощь;

Дети с любыми нарушениями, ограничениями жизнедеятельности должны проходить своевременную реабилитацию;

Все дети должны обучаться навыкам общения и самообслуживания, непременно учиться по индивидуальной программе;

В их реабилитации ключевую роль, кроме медиков, должны играть педагоги и воспитатели дома ребенка.

В настоящее время реабилитация детей рассматривается как единый медико-психолого-педагогический процесс, включающий в себя весь комплекс различных воздействий.

Адекватная реабилитационная помощь ребенку может быть осуществлена одновременно с решением следующих проблем:

Протезирование утраченного слуха;

Коррекция зрения;

Применение специальной техники (различные приспособления для инвалидов, тренажеры и т. п.);

Стимуляция развития речи, коррекция речевых нарушений;

Обучение ребенка навыкам самообслуживания.

При уходе за ребенком-инвалидом, особенно с множественными нарушениями в физическом и психическом развитии, нужно прежде всего позаботиться о том, чтобы он не страдал от физических неудобств, был чистым, ухоженным и хорошо накормленным. При работе с такими детьми необходимо обеспечить каждому ребенку удобное положение и постоянно проводить с ним корригирующие упражнения, лечебный массаж и другие медико-психологические процедуры, предупреждающие прогрессирование тех или иных отклонений в развитии. Ребенку-инвалиду нужно помочь овладеть движениями головы и рук, а также приемлемыми для него формами общения. Это позволит ему взаимодействовать с окружающими так, чтобы его нужды удовлетворялись, а поведение не причиняло никому дополнительных трудностей. Важно также всеми доступными средствами облегчить уход за ребенком, сделать его более легким для персонала детских учреждений.

Начиная работать с ребенком-инвалидом, необходимо иметь ясное представление о нормальном развитии детей, чтобы правильно составить индивидуальную программу его реабилитации и наиболее эффективно помочь в ситуации, связанной с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью.

Говоря о реабилитационной работе с детьми в доме ребенка, необходимо подчеркнуть основные потребности детского организма, на которые указывал отечественный педиатр профессор И.М. Воронцов.

1. Ребенок постоянно нуждается в любви, психологической поддержке и уважении. Любовь окружающих должна быть убедительной, последовательной и конструктивной.

2. Дети всегда должны находиться под ненавязчивым наблюдением взрослых, их нужно обучать всем приемам безопасного поведения.

3. Ребенок должен быть обеспечен сбалансированным и высококачественным питанием.

4. Дети нуждаются в стимуляции физиологического развития. У каждого из них надо стимулировать слух, зрение, вестибулярный аппарат, рецепторы кожи, проприорецепторы мышц, системы генерации импульсов и их проведения в сердце и др. Главной же точкой приложения сил является стимуляция развития нервной системы.