Рекомендации по созданию предметно-игровой среды в рамках реализации художественно-эстетического направления. Организация предметно игровой среды в детском саду

Игровой центр – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться? Чтобы ответить на них, прежде всего определимся с возрастным диапазоном. Возраст от одного года до трех лет психологи обозначают как "рфанний", от трех до шести-семи лет как "дошкольный".

Наличие игрового уголка - противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроения.

"Начинка" игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребёнок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близким взрослым, или с другом - сверстником.

На самом деле, для игрового уголка нужно не так уж много. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности. Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью.

Игровая комната для ребенка является местом развития творчества и воображения. Создание пространства, которое будет вдохновлять детей на радостные игры, предоставляет удивительные возможности для выбора причудливого декора.

Подумайте об удобной зоне отдыха для ваших деток (можно разбросать подушки). Если в детской комнате есть стол, то его надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).

Игровая среда не должна порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

Игрушки и материалы, размешенные на открытых местах (полках, и т. д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов.

В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных : игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

Для игровой деятельности необходимы:

Сюжетные игры и игрушки:

    игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы); различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
игры с правилами:
    мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. - на физическую компетенцию; детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п.- на умственную компетенцию; настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).

Для развития необходимы дидактические (обучающие) или и игрушки.

К ним относятся:

    пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.; настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов); материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.). Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в "Магазин" и т. д.).

Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие.

по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.

Целью данного направления деятельности воспитателя: инновационный подход к организации развивающей среды в соответствии с ФГТ, обеспечивающий гармоничное развитие личности дошкольника.

Задачи:

  1. Моделирование предметной среды для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
  2. Моделирование социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
  3. Организация предметно-развивающей среды для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.и поддерживает воспитатель.

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром.

Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.

Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.

Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.

Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.


Наталия Золотченко
Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды

Насыщенная предметно -развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

У старших дошкольников появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде , позволяющей расширить личный опыт ребенка (познакомиться с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с разными жанрами живописи и т. д.).

Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые пространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро, поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Лучше приобретать стеллажи и модульные шкафчики на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды . Для этого также подойдут небольшие ширмы, крупный модульный материал.

Удачным в организации игровых ситуаций мы считаем использование ширм–передвижек. Для наших детей мы изготовили разнообразные ширмы.

Они мобильны, многофункциональны, их легко можно перенести в любую часть группы. В ширмах предусмотрены кармашки разных размеров, куда можно складывать атрибутику для игр. Так же предусмотрены окна , зеркала, различные полочки и крючки. Это оборудование хорошо подходит для организации сюжетно - ролевых игр. Оформление продумано таким образом, чтобы не наталкивать детей на какую-то конкретную игровую ситуацию. Например, в оформлении ширм нет символов, обозначающих ту или иную сюжетную игровую линию : ножницы как символ, обозначающий парикмахерскую, ложка с вилкой, обозначающие кафе и т. д. Дети сами подбирают атрибуты к играм, придумывают сюжет, создавая свой воображаемый мир.

Предметно игровая среда строится так , чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра со сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте) . Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих). Педагоги привлекают к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.

Сюжетно-ролевые игры должны носить отражательный характер : ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности. (Например, в некоторых группах есть игра «Ателье» , однако большинство современных детей никогда не наблюдали процесса изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра не приживется в группе.

Важная роль отводится конструктивной деятельности, поэтому в среду необходимо включать конструкторы и строительные наборы из разного материала, напольные и настольные, с различными способами крепления деталей, разной тематической направленности; разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций.

Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят парички, детали одежды взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнцезащитные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка и др.).

Возрастает произвольность поведения, что свидетельствует о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции активности все еще выражена недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакции. Поэтому значительное внимание уделяется играм с правилами. Замечено, старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры, успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр – они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

В группе специально выделено место для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на формирование действий сравнения, классификации, сериации, узнавания по описанию, воссоздания, умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно-проверочные действия («Найди ошибки художника» , «Логический поезд» , «Четвертый лишний» и т. п.); тетради на печатной основе; познавательные книги; игры на развитие внутренних психических функций.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к познавательным заданиям. С этой целью детям в течение дня предлагают подбирать предметы и игрушки , названия которых, например, начинаются с определенного звука , и складывать их в большие пластиковые корзинки. Можно также собирать разнообразно звучащие предметы и задавать основания для их классификации : в одну корзинку – предметы с музыкальными звуками, в другую – с шумовыми; в одну – с высокими звуками, в другую – с низкими и т. д. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности целесообразно разместить 5-6 рамок и множество вырезанных из старых журналов картинок : пусть ребенок покопается в них, отберет несколько и разложит их в определенной последовательности , а потом составит по ним рассказ.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Желательно использовать материалы, которые помогут им лучше воспринимать ваши рассказы : игрушки, картинки, иллюстрации, справочные издания. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым они знакомятся (деревня, древнее поселение и т. п.) . Расширяются возможности познания родного края, страны : в группе желательно иметь гербы города и края, в котором живут дети, герб и флаг страны; повесить карту, на которой отметить место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире, в которых дети побывали; рядом можно прикрепить листы с рассказами детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии.

У детей старшего дошкольного возраста продолжают расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств : обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; о культуре общения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах. В этом педагогу помогут картинки , фотографии, кукольные персонажи. Важно показать им конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях : в группе следует определить место для картинок , изображающих людей в различных эмоциональных состояниях и варианты реагирования на это. Неплохо иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» . Для него нужна основа и набор деталей, из которых составляется лицо человека : овал, брови, глаза, нос, рот (детали представлены в 4-5 вариантах ) . Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд , требующий больших усилий и времени.

1.Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.

3. Заведите «Дневник игровых действий», где будете целенаправленно фиксировать соответствие наиболее выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.

4. Пополняйте среду в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните, что чем старше дети, тем чаще их игровые объединения разнополые.

5. Создайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков обеспечьте наличие полицейского жезла, набор слесарных инструментов, автомобильной атрибутики, достаточного количества конструкторов и пр.; в уголке девочек обеспечьте наличие скатертей, вазочек для сервировки стола, украшений и бижутерии для девочек и кукол, коробочек для их хранения, индивидуальных расчесок, одежды для кукол).

6. Обеспечьте достаточное количество игрушек для совместных игр, чтобы ребенок мог без труда выбрать себе атрибут для самостоятельной деятельности.

7. Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы».

Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек.

Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать их в организованной сюжетно-ролевой игре.

Изготовление самодельных игрушек для девочек

Игрушка

Используемые материалы

1. Пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), 2 колеса от машины на спице, большая пуговица (переключатель), щетка для хозяйственных нужд, цветная самоклейка

2. Электрическая плита

Коробка плоская из-под конфет (основание), 2 крышки от ведер из-под майонеза (конфорки), крышки от бутылочек йогурта «Растишка» (ручки)

3. Кофеварка

Коробка с краном и ручкой, самоклейка

4. Сотовый телефон

Плоские коробки из-под таблеток, картон, цветная бумага

5. Ноутбук

Коробка из-под конфет с откидным верхом, светлая бумага

6. Массажер косметический

Баночка из-под крема (основа), широкая резинка (ручка), 4 пробки от пластмассовых контейнеров из-под лекарств (движущаяся часть)

7. Зеркало для отолоринголога

Пластмассовый ободок для волос, маленький диск для компьютера, блестящаясамоклейка

8. Фонендоскоп

Часть большого футляра от киндер-сюрприза, крышка баночки из-под крема по диаметру футляра, оплетка от проволоки, 2 мозаики (наушники)

9. Ювелирные украшения

Пряжки, детали пластмассового конструктора, детали от бижутерии, пряжа, ленты, нитка или леска, гуашь, лак.

10. Упаковка для ювелирных украшений

Коробочки из-под косметики, блестящаясамоклейка, ленты, бархат, скотч

Изготовление самодельных игрушек для мальчиков

Игрушка

Используемые материалы

1. Фотоаппарат

Плоские коробки из-под таблеток (корпус), крышка от шарикового дезодоранта (объектив), черная и блестящая самоклейка

2. Пульт управления

Коробка из-под конфет (основание), пробки от бутылок из-под лимонада, зубной пасты, крема (кнопки), самоклейка

3. Автомобильный пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), щетка с ручкой, высокая крышка от шампуня (держатель для щетки)

4. Дрель

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), пластмассовый шуруп, от детского конструктора (сверло), разноцветная самоклейка

5. Фонарик

Ведерко из-под майонеза с вырезанными «окошечками» (корпус фонарика), баночка из-под бальзама для волос, (приклеивается на крышку от ведерка, это внутренняя часть фонарика, раскрашивается по желанию ребенка); красная самоклейка, тесьма (ручка), гуашь

6. Фонарик на голову

Широкая резинка (по объему головы ребенка), крышка от дезодоранта (лампочка), втулка от бобины с нитками (внутренний держатель для резинки)

7.Чемоданчик для хранения инструментов

Коробка из-под конфет с откидным верхом, толстая веревка (ручка), бельевая резинка (внутренние держатели для инструментов), самоклейка

8. Логотипы машин

Цветной картон (сложить треугольниками), цветная бумага или самоклейка (обозначения: красный крест, шашечки)

9. Спецсигналы

Банки из-под влажных салфеток (обклеить: одну половинку – красным, другую – синим цветом), крепить к машине двухсторонним скотчем по длине

10. Фары для машин

Прозрачные пластиковые коробки (круглые и плоские) и крышки разных размеров. Обклеивается самоклейкой коробка изнутри или крышка