С какого месяца начинают ползать. Массаж для укрепления мышц

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Ползание младенца – важный этап его развития, который сказывается не только на физическом здоровье малыша, но и оказывает влияние на его психологическое состояние. Когда ребенок начинает ползать, его родители выдыхают с облегчением, ведь способность самостоятельно передвигаться – это свидетельство правильного развития ручек, ножек и спины.

При ползании мышцы развиваются и укрепляются, как бы подготавливая спину к последующему прямохождению. Однако есть груднички, которые не ползают, а сразу начинают ходить. Считается ли это нормой и во сколько месяцев должно начинаться ползание, рассмотрим в данной статье.


В каком возрасте ребенок в норме должен начать ползать?

Со скольки месяцев дети начинают ползать? Доктор Комаровский и другие специалисты утверждают, что начало любого этапа развития для каждого ребенка индивидуально. Малыш поползет тогда, когда будет готов к этому психологически и физически.

До трех месяцев ребенок большую часть времени лежит на спине и не замечает многих вещей вокруг. Трехмесячное дитя уже умеет держать и поворачивать голову, а также переворачиваться на животик, открывая для себя больший кругозор и начиная интересоваться всем вокруг.

К пяти месяцам малыш уже не просто смотрит на игрушки и другие привлекательные для него вещи, а старается подползти к ним на животе. Далее идет этап ползания на четвереньках. Он также может наступить в пятимесячном возрасте, однако чаще дети начинают ползать уже после полугода. Примерно в это же время они начинают сидеть.

Для крупных детей передвижение может быть затруднительным. По этой причине они начинают ползать в 8-9 месяцев. Если в 9 месяцев этого не происходит, педиатр может назначить специальные процедуры (массаж), которые поспособствуют развитию навыка. Ползание на четвереньках должно предшествовать прямохождению, так как именно оно формирует навыки ходьбы. Мышцы и позвоночник при этом укрепляются, развивается координация движений, ребенок учится управлять своим телом, самостоятельно мыслить и принимать решения.


Отсутствие у девятимесячных детей интереса к тому, чтобы самостоятельно передвигаться, зачастую обусловлено недостаточным развитием мышц, костной системы и суставов. Малыш, который постоянно находится в замкнутом пространстве, просто не знает, как интересен окружающий мир, и не стремится его познать. По этой причине важно, чтобы ребенок не очень много времени проводил в манеже и кроватке. Интерес к перемещению в пространстве также может пресекаться родителями, которые сразу дают ребенку то, что его интересует, в таком случае потребность в ползании просто исчезает.

Позже начинают ползать недоношенные дети, а также обладающие спокойным темпераментом, которые предпочитают наблюдать, нежели проверять на ощупь. Кроме того, возраст начала ползания зависит и от пола ребенка: считается, что девочки развиваются быстрее и осваивают навык раньше, чем мальчики. В связи с этим для одного ребенка нормой начала пользования будет 5 месяцев, а для другого – 9.

Этапы ползания у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Стиль ползания у каждого малыша может отличаться. Однако имеется несколько главных этапов ползания. В таблице ниже поэтапно рассмотрим овладение навыками передвижения новорожденными:

Стиль ползания В каком возрасте Характеристика
На животе 5-7 месяцев Ребенок движется вперед, используя мышцы рук. При этом значительно нагружаются локти и плечи. Передвижение напоминает ползание гусеницы. Движения вперед затруднительны, лучше получается ползти в сторону и назад.
По-пластунски 6-8 месяцев Попытки поочередного подтягивания ног. Основной опорой являются ладони. Сначала ребенок ползает таким способом назад, что вполне нормально. После этого этапа малыш уже готов встать на четвереньки.
На четвереньках 7-9 месяцев Сначала малыш учится стоять в таком положении, удерживая свой вес, затем уже переставляет руки и ноги. Первоначальные движения неуклюжи и неловки, а с постепенным укреплением мышц у малыша получается все лучше. На первых порах ребенок передвигает вперед сначала одну, потом другую руку, а ножки просто подтягивает за собой. Далее передвижение становится перекрестным – при перемещении вперед правой руки за ней устремляется левая нога, а за левой рукой - правая нога.

У некоторых детей определенные этапы ползания могут отсутствовать. Кто-то сразу начинает ползать на четвереньках, а кто-то до 9 месяцев двигается по-пластунски, а после этого переходит к ходьбе.

Важность ползания для развития ребенка

Врачи полагают, что период ползания оказывает на развитие НС малыша гораздо более важное воздействие, чем ходьба. Именно на этом этапе развивается моторика, закладываются зачатки развития речи.

Факторы, обуславливающие важность ползания:

  • освоение всего, что расположено в поле зрения;
  • развитие правильной координации туловища (его нижней и верхней частей);
  • развитие полушарий мозга и их поочередное включение;
  • улучшение восприятия при помощи глаз;
  • совершенствование тактильной чувствительности;
  • получение ребенком пространственных представлений о своем теле;
  • восприятие соотношения своего тела с тем, что его окружает;
  • ориентация в пространстве;
  • закладка фундамента для развития речи, письма и чтения.

Грудничок, который пропустил этап ползания (особенно если он родился недоношенным), лишен важной ступени развития головного мозга. Он своевременно не осваивает пространственные связи и общее восприятие пространства. Быстрый переход на ходьбу провоцирует сильную нагрузку на позвоночник. Мышцы спины не достаточно укреплены, поэтому при начале ходьбы возможно развитие некоторых патологий.

Двигаясь на четвереньках, ребенок осуществляет мозговую деятельность, чередуя передвижение ручек и ножек. При отсутствии возможности учиться этому, впоследствии возможны нарушения мышления и координации.

Почему малыш не начинает ползать?

Бывает случаи, когда дитя не начинает ползать, что беспокоит его родителей. Чадо в таком случае двигается по-другому: любит подолгу сидеть, подпрыгивает сидя, раскачивается на четвереньках или скользит на животе. Если при этом он использует обе пары конечностей и учится координировать обе стороны тела, переживания неоправданны. При подозрении родителей на проблемы с двигательным развитием следует обратиться к педиатру. Он рассеет все сомнения и порекомендует, как помочь младенцу поползти.

Причины, по которым малыш отказывается либо не может ползать:


Полезные упражнения для развития навыка

Важно понимать, что заставить малыша ползти, когда он к этому не готов, невозможно. Только в случае, если ребенок уже умеет переворачиваться и вставать на четвереньки, можно стимулировать его действия.

Правила, которые могут помочь малышу ползать:


Когда малыш начинает ползать, в его жизни наступает немаловажный ответственный период. На первый взгляд кажется, что можно и не заострять внимание на данном событии. «Ну а что такого произошло? Всё естественно и рефлекторно.» Но на самом деле первые попытки самостоятельного передвижения свидетельствуют о запуске важных механизмов в организме крохи.

На данном этапе происходит:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата и мышц;
  • развивается подвижность суставов;
  • совершенствование концентрации внимания;
  • становление интеллектуальных способностей;
  • улучшается ориентация в пространстве;
  • регулируются обменные процессы и совершенствуется работа внутренних органов.

От того, насколько правильными и грамотными будут действия родителей, зависит то, насколько правильным и своевременным будет физиологическое и морально-психологическое развитие ребёнка.

В каком возрасте ребёнок начинает ползать

Мало кто задумывается о том, что первые попытки к ползанию младенец проявляет с самого рождения, когда он пытается ёрзать из стороны в сторону, потом отталкивается ножками от опоры, после с помощью активных движений конечностями старается продвинуть своё тело вперёд. И к пятимесячному возрасту малыш осваивает навык ползания.

Педиатры утверждают, что к девяти месяцам ребёнок ползает достаточно быстро и уверенно. Но не стоит загонять себя и кроху в строгие рамки, если вдруг что-то пошло не по графику. Некоторые детки справляются с поставленными задачами чуть раньше, другие - немного позднее. Организм у каждого разный, и происходящее процессы протекают в индивидуальных пределах.

Первые тревоги и опасения или как не навредить своему чаду

Естественно, что новый этап в жизни маленького человека приносит любящим мамочкам дополнительные заботы и тревоги. Их волнует куда больше вопросов , чем во сколько месяцев должен поползти младенец. Зачастую большинство опасений оказываются напрасными. Попробуем разобраться с часто возникающими вопросами, которые могут потревожить родителей, когда ребёнок начинает ползать.

Грань между нормой и патологией так тонка , что порой сложно различить, где же это запретный рубеж. Конечно, частые необоснованные визиты к врачам не принесут пользы малышу, но и невнимательное отношение к крохе может привести к серьёзным последствиям. Мамам нужно больше времени проводить с ребенком, отмечать для себя все успехи и продвижения вперёд. Только в том случае, когда вдруг остановились процессы развития или даже замечен регресс, следует обращаться за помощью к специалистам.

Мамины руки в помощь ножкам малыша

Родители должны заботиться о своём ребёнке и всячески помогать ему во всех процессах жизнедеятельности. В момент наступления этапа ползания на четвереньках от мамы требуются массаж, гимнастика и специальные упражнения. Поговорим о каждом виде "родительской помощи" более подробно.

Укрепляющий массаж

Массаж является как бы вводной частью к гимнастике. Сначала тело малыша разогревается и подготавливается к дальнейшим занятиям, после непосредственно проходят основные занятия. Начинать массаж следует с плавных поглаживаний , постепенно переходящих в лёгкие растирания, пощипывания и постукивания. Должны быть задействованы область спины и ягодиц, кончики пальцев, ладони, стопы, голени, предплечья, наружная поверхность бёдер и плечей. Область живота нуждается только в мягких поглаживаниях. Допускаются лёгкие пощипывания вокруг области пупка.

Гимнастика для новорождённых в возрасте 6–9 месяцев

Скрещиваем ручки малыша на груди, сгибаем и разгибаем ножки в коленях, вместе и поочерёдно, производим круговые движения руками и подъём прямых ног, переворачиваем со спинки на живот., осуществляем приседания. Некоторые родители предпочитают водную гимнастику и гимнастику на специальном мяче. Для водных процедур совсем необязательно посещать дорогостоящие занятия в бассейне, можно ограничиться пределами ванной комнаты. Главное, не оставлять ребёнка в воде без присмотра взрослых.

Учимся формировать устойчивую опору на руках. Положить малыша на живот, выше уровня головы расположить игрушку. Кроха будет пытаться дотянуться до интересующего предмета, а соответственно, приподниматься на ручках.

Укрепляем вестибулярный аппарат . Малыш на животе. Под грудь подкладываем валик. Располагаем ребёночка таким образом, чтобы руки и голова свисали с валика, а ноги располагались на опоре. Оставляем кроху в таком положении на 15 минут. Если малыш устанет, упражнение можно прекратить раньше.

Учим грудничка стоят на четвереньках. Мама сидит на полу, ноги вместе. Ребёнок расположен на ногах мамы лицом вниз, руки и ноги спущены. Расстояние до пола такое, чтобы кроха мог дотянуться до поверхности ладонями и стопами.

Если вышеперечисленные упражнения не приносят результата , то целесообразно перейти к более серьёзным занятиям, во время которых требуется второй помощник и происходит непосредственное обучение переставлению ручек с ножками и стимуляция активных движений. Первые занятия следует проводить под контролем педиатра или в кабинете массажа и лечебной физкультуры.

Кроме этого, никто не отменял здорового питания, прогулок на свежем воздухе и нормального чередования режимов сна и бодрствования. Такой образ жизни полезен не только маленькому человеку, но и взрослому.

Сложно дать точный ответ на вопрос, во сколько дети начинают ползать на четвереньках. Временные границы раздвигаются в пределах от четырёх аж до двенадцати месяцев. И это нормально. Самое главное в жизни матери - это здоровье и счастье её чада . Пусть лишние тревоги не отвлекают семью от естественных процессов развития.

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

С момента своего появления на свет ваш начинает познавать мир. Сначала малыш просто наблюдает за всем окружающим лёжа, затем учится стоять и, наконец, . Однако между навыками стояния и хождения есть этап промежуточный - ползание. Родители очень радуются, когда их малыш начинает ведь это говорит о его нормальном физическом и стремлении познать что-то новое.

О сроках

По мере роста детки постепенно приобретают новые навыки и ползание - один из них. И хотя каждый малыш индивидуально, родители всё равно хотят знать, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, чтобы не упустить момент. Как правило, этот навык начинает впервые проявляться в - . Есть дети, которые не ползают вообще - они учатся сидеть, потом стоять и сразу ходить. Как правило, это те, кого рано помещают в так называемые Обычно, этап передвижения ползком заканчивается к когда малыш уже научится делать первые шаги, держась за руку или мебель.


Этапы ползания

Опытные родители знают, что до того момента, когда ребёнок начинает полноценно ползать на четвереньках, ему предстоит ещё два этапа.

Знаете ли вы? У новорождённых нет коленных чашечек. Они формируются только к шестимесячному возрасту.

По-пластунски

Этому способу взрослых мужчин учат в армии, а вот дети обучаются самостоятельно. Причём первые навыки проявляются сразу после рождения. Если положить младенца на живот и дать ему точку опоры в виде своей ладони, он рефлекторно начнёт отталкиваться и подвигаться вперёд. Однако эти движения не имеют ничего общего с ползанием осознанным. Научившись хорошо держать голову и переворачиваться, малыш пробует продвинуться вперёд, подтягивая туловище и ноги.


При этом ножки он сгибает в коленях и слегка отталкивается ими от поверхности. В каком возрасте ребёнок начинает ползать таким образом, зависит от того, когда он начал уверенно себя чувствовать лёжа на животе.

Промежуточный этап

Освоив первые навыки перемещения на животе, малыш начинает приподнимать туловище над поверхностью. Эти первые попытки ещё неуверенные, его шатает из стороны в сторону. Стоя на четвереньках, он поочерёдно выставляет вперёд руки, подтягивая к ним ноги. Часто дети на этой стадии пятятся назад, пока не поймут, что и как надо делать.

Перекрёстное

Быстро и уверенно ползать ребёночек научится после того, как сможет хорошо сидеть. Это значит, что мышцы спины и шеи достаточно окрепли и способны выдержать нагрузку. Из сидячего положения удобно становиться на четвереньки, что упрощает задачу. Стоя на четвереньках, кроха начинает поочерёдно передвигать руки, одновременно делая перекрёстные передвижения ног.


Факторы, влияющие на передвижение малыша

То, во сколько дети начинают ползать, зависит от нескольких факторов:

Знаете ли вы? Замечено, что девочки быстрее учатся ползать и сидеть, чем мальчики.

  • малыша оказывает непосредственное влияние, так как пухлому карапузу сложнее удержать своё тело на руках;
  • развитие опорно-двигательной системы - чем крепче суставы и более развиты мышцы, тем быстрее малыш сможет удерживать тело на весу;
  • развитие нервной системы, поскольку любое движение координируется головным мозгом;
  • особенности индивидуального развития - все дети по-разному познают мир, у каждого свои способы это делать;
  • дети, рождённые немного отстают в развитии способности ползать и начинают это делать где-то .


Стоит ли паниковать, если ребенок не ползает

Часто родители, особенно если у них первенец, поддаются панике при малейшем несовпадении того или иного навыка своего чада с возрастными ориентирами. Если малышу более 6-ти месяцев, а он даже не собирается ползти, это ещё не повод нервничать.

Важно! По мнению невропатологов, то, когда дети начинают ползать, даже важнее первых шагов. Этот навык положительно влияет на развитие , а также способствует установлению прочной связи между полушариями головного мозга.

Сначала нужно исключить следующие причины:

  • лишний вес, который мешает двигательной активности;
  • закрытое пространство - малыша надо выпускать из кроватки «на волю», где столько всего интересного;
  • тип темперамента - дети, спокойные от рождения, позже начинают не только ползать, но и ходить;
  • нет необходимости - если малышу и так быстро подают всё, что он хочет.


В случае если перечисленные причины исключены, а также педиатр не видит отклонений в физическом развитии ребёнка и функционировании нервной системы, то малышу можно помочь освоить ползание.

Как помочь крохе

Большинство жизненно важных навыков дети приобретают сами по мере развития. Это касается и ползания. Однако, если малыш никак не решается сдвинуться с места, его можно стимулировать это сделать. Для этого окружите его яркими и интересными до которых надо дотянуться. Также чаще хвалите его за успехи. Попробуйте показать ему, как ползти - дети любят повторять за родителями.


Положительное влияние не только на способность ползать, но и на весь организм в целом, окажут массаж и . Также есть специальные упражнения, например «лягушка» или с валиком.

Важно! Ползать детям гораздо удобнее на полу, а не на диване. Предварительно нужно постелить одеяло или покрывало и убедиться в отсутствии потенциально опасных предметов в зоне досягаемости.

Бесспорно, ползание - важный этап естественного и полноценного развития малышей и то, в каком возрасте дети начинают ползать, во многом зависит не только от особенностей их развития, но и от желания родителей заниматься со своим чадом. Однако родители должны именно помогать, а не принуждать кроху. Ваш малыш должен сам захотеть ползти, и принуждение может только навредить детскому организму.