В какой день празднуют ивана купала. Когда празднуют ивана купала

Как думаете, на самом деле Купала когда празднуется? Если Вы задавались вопросом, как наши предки отмечали главные астрономические события (самую короткую ночь летом, самый короткий день зимой и дни равноденствия осенью и весной), то у Вас наверняка возникла мысль — почему День Купалы надо отмечать 7 июля? А может, Купала связан именно с днем солнцестояния? Логично отмечать природное явления самой короткой ночи и самого длинного дня.

Еще при написании о , мою найдено утверждение, что вода становится святой не только в январе, но и в июне.

Итак, что происходит с нами, с водой, с землей и народом в день летнего солнцестояния? И не в этот ли день следует прыгать через костер, совершать омовения, не спать всю ночь, потому как это День Ивана Купалы?

Кто такой Иван Купала?

Если набрать в любом из поисковиков: «День Купалы» или «Купалов день», «Праздник Ивана Купалы», то на первой странице и даже на первом месте оказывается Википедия.

Само название праздника, как можно понять из длинных цитат, приведенных в статье, произошло от Ивана Предтечи.

То, что Купало – божество славян или русичей, ошибка летописца, как утверждает Википедия. Летописец как-то переписывал, переписывал, и описался, что день, когда все купаются, это имя божества, которому поклоняются язычники.

О том, есть ли такой бог, немного ниже. А пока приведем еще несколько названий праздника: Иванов день, Ярилин день, Ярилино гулянье, Купайло, Купалле, день Ивана-травника, Солнцекрес, праздник Ллтнего Солцеворота.

Но, конечно же, наиболее известным, у всех на слуху, является название праздника — День Ивана Купалы.

Так кто же такой Иван Купала, что в его честь назвали праздник?

Церковь не смогла запретить народные праздники. Когда не получается что-то запретить, то ничего не остается, как переименовать и сделать праздник «своим». Так, к был приурочен подходящий христианский святой – Иван Предтеча. Срок празднования сдвинулся и стал отмечаться 7 июля. Это произошло из-за реформы, по которой мы и Старый Новый год получили.

Но со сдвигом даты, исчезла привязка праздника к Солнцевороту как астрономическому явлению. А вместе с этим и сакральный смысл праздника.

Доподлинно уже не известно каким было истинное название любимого народного праздника, возможно Купайло или Купало? После того, как Церковь пыталась переименовать праздник в День Ивана Предтечи, сложилось народное название — Иван Купала.

Остается распространенным мнение, что название праздника все же связано с именем божества.

О божестве и сказка имеется.

Сказка о Купале и Костроме

Родились у богини ночи Купальницы и бога Семаргла близнецы – Купало и Кострома. Брат и сестра были разлучены и выросли по отдельности. А когда они встретились, то полюбили друг друга. Страшный грех это, когда любовь между братом и сестрой. И вот узнали молодые люди, что они брат и сестра. Кострома бросилась в реку и утонула. Что делал Купало? Тут мнения расходятся. Большинство утверждает, что Купайло шагнул в ритуальный костер. Некоторые сказки о том, что брат и сестра взялись за руки и оба кинулись в воду и утопились.

Как бы то ни было, всё – встреча, ночь любви, открытие тайны и гибель Костромы и Купайло, произошло в ту самую ночь, – самую короткую ночь года.

А познакомились прекрасные девушка и юноша, когда Кострома стояла на берегу, а Купала проплывал по реке на ладье. Уронила Кострома венок, а Купала его подхватил и передал девушке. И вспыхнула у них любовь с первого взгляда…

Тем самым символом дня Солнцестояния стало соединение двух вечно противоречащих начал – жизни и смерти, которые сливаясь воедино порождают любовь.

Как раньше праздновали Купалу?

Праздник имеет три составляющих – вода, огонь и растения.

Это то, что касается доподлинно известных и дошедших до нас без искажения данных. Жгли костры, купались в водоемах, собирали травы. В подробностях – как купаться, как плести венки, прыгать через костер, — уже имеются разные мнения. Наверняка, закрались ошибки, и не обязательно это связано с тем, что прошло много времени. Например, кто-то утверждает, что в ночь на Купалу всей деревней купались голышом… А в костры кидали в качестве жертвоприношений что-либо – кусочки еды, жир и прочее. Где тут вымысел, где правда?

Купались, судя по названию праздника, это точно. То, что вода в день летнего солнцестояния приобретает целительные свойства, наши мудрые предки точно знали. Поэтому и купались, запасались водой и росой, что знали о магических силах астрономического и природного явления.

Огонь также имели сакральное значение, а потому не спроста жги ночью костры вблизи водоемов. Да и не спали эту ночь тоже не зря. Прыгая через костер, очищались от скверны. Те женщины, кто отказывался прийти вместе со всеми на праздник и прыгнуть через костер, считались за ведьм. За кого считали мужчин, отказывающихся прыгнуть, что-то упоминаний нет. Или они все прыгали или же их принимали за колдунов?

Девушки прели венки, бросали их в воду. Было много поверий, как и куда поплывет венок. Еще одна гадальная ночь, наряду с гаданиями под Рождество.

Иван-да-Марья – цветок, который считается «причастным» к празднику. Также только в эту ночь цветет папоротник и с ним связывают много преданий.

Обрядовая еда на День Купалы

На Ивана Купалу принято есть кашу и пить квас. При этом кашу готовят много, чтобы можно было угощать всех — гостей и близких. Называется праздничная каша «обетной». В Белоруссии варили кулагу, это мучная каша. В Средней полосе России было принято варить ячневую (ячменную) кашу.

Неизменным кушаньем, которым было принято угощать на Купалу, являлись драники.

Итак, обрядовой едой являются: каша, квас, драники.

Как определить дату праздника?

В общем-то, все просто – праздничный день накануне самой короткой ночи в году.

в 2019 году это 21-е июня и «поворотная точка» положения Солнца относительно экватора Земли приходится на 15-54 ч.

Впрочем, вот таблица дат и времени, любезно представленная Википедией.

Год Июнь Время
2019 21 15:54:14
2020 20 21:44:40
2021 21 03:32:08
2022 21 09:13:49
2023 21 14:57:47
2024 20 20:50:56
2025 21 02:42:11

Из-за несовершенства , возникли високосные годы. Поэтому и астрономические явления имеют «плавающие» даты и часы.

Разрешите привести цитату:

Какие травы в день солнцестояния надо собирать?

В самый длинный день, накануне самой короткой ночи, травы становятся, как и вода, сильнее. Это не мистика, а факт, подтвержденный многими исследованиями. Наверняка это связано как раз с происходящими в природе в этот переломный момент процессами.

Всего один день в году травы обладают максимальной целебной силой.

Итак, какие травы можно и нужно собирать в этот день. В Сибири рекомендуют заготавливать листья аира и багульника, цветы боярышника и василька, календулы и липы, листья земляники и малины, хвою пихты.

В средней полосе России для целебных средств хорошо собирать мяту, лопух, иван-чай, даже листья с цветами обычной картошки.

Знахари и травники собирают в этот день травы: белицу, пастушью сумку, чернобыльник, подорожник, дивий-сил и другие.

Сам процесс сбора особенный. Нельзя срезать травы, их можно только рвать. При сборе следует шептать особые наговоры. Некоторые травы следует собирать в обнаженном виде.

Совсем не обязательно собирать растения для лечебных целей. Тем более надо знать как найти «одолень-траву», затем правильно ее собрать. Не говоря уж о том, что травы, при незнании как их собирать и применять, могут стать ядом, а не лекарством.

Можно использовать пучки трав в качестве оберега.

Для того, чтобы защитить свой дом от бед и несчастий, соберите и высушите в купальскую ночь листья папоротника. Подходящей травой для оберега дома будет и зверобой.

Если сорвать ветки рябины в День Купалы и украсить ими свой дом, то можно быть уверенными, что беды и завистники обойдут его стороной.

Веники, собранные в день Солнцестояния также обладают магией здоровья. Если у вас есть баня, то не забудьте запастись березовыми вениками. Если нет возможности искупаться в озере или реке, в купальскую ночь можно и нужно мыться в бане. Вам обеспечено не только здоровье, но и успех в предстоящем году.

Верите вы или нет в магию купальской ночи, травы и ветки, собранные для украшения домов, нельзя выбрасывать. Наши предки их бережно высушивали, а потом сжигали или по определенному поводу или случаю (например, чтобы отвести грозу).

Как встречать Солнцеворот?

  • Во-первых, конечно, следует быть на природе в нужный день, т.е. в день Солнцестояния (см.выше даты по годам).
  • Во-вторых, одежда. Девушкам подойдут светлые или белые платья. Хорошо, если они будут с народной вышивкой. Из украшений — натуральные камни и растения. Венки плетут из одуванчиков, васильков, ромашек и других полевых цветов. Можно собирать не только венки, но и травы для украшения и защиты дома. Раньше девушки собирались вместе, шли по лугу, пели песни и рвали цветы. Обычный одуванчик или желтоголов, богачка — один из символов праздника. Можно погадать на венках, если в семье есть девушка на выданье.
  • В-третьих, костры и купания. Тут все понятно. При возможности, не спать самую короткую ночь, а купаться, жечь рядом с рекой или озером костер. Есть обрядовую еду. Встречать солнце, как принято, например, у якутов.

Почему не принято праздновать Ивана Купалу 22 июня?

Все знают какой след в истории России оставила Великая Отечественная война. И все мы помним день 22 июня, когда на СССР напала фашистская Германия. Вот уже 78 лет 22 июня мы чтим как день памяти войны.

Конечно, мы не можем праздновать в скорбный день.

Гитлер, как утверждают многие историки, не спроста выбрал дату и время нападения на СССР. Нападение произошло с первыми лучами солнца в день летнего солнцестояния. Гитлер рассчитывал на «помощь» небесных сил. Конечно, ничего у фашистов не получилось.

Конечно, в памятный день 22-го июня никто из нас не будет проводить праздничные мероприятия. В этот день веселиться нельзя.

Но использовать силу природы в день Солнцестояния — это не означает праздновать.

Вода в Купальскую ночь

Если праздновать в ночь на 22 июня нам не позволяет память о погибших в Великой Отечественной, то от использования магии и силы Солнцеворота все же не следует отказываться. Тем более, что не всегда Солнцеворот совпадает с моментом нападения на нашу страну фашистов.

Как мы уже говорили выше, купальская вода схожа по своим магическим свойствам с крещенской водой.

Наши предки считали, что в эту ночь вся нечистая сила — русалки и мавки, из водоемов устремлялась на землю. Поэтому купались в водоемах без опаски быть утащенными водяными или прочей нечистью.

А еще кидали венки в воду и гадали. Гадали не все, конечно, а только незамужние девушки.

Поэтому не упустите возможность получить пользу от природы. Можно искупаться в речке или озере. Можно набрать воды из колодца. Родниковая и ключевая вода — тоже будет целебной.

Ну, и не следует забывать о росе. Можно в росе намочить простыни и обернуться в них. Можно умыться росой. Собрать росу и выпить. Омоложение и оздоровление гарантировано.

Приметы на Ивана Купала

  • — если ночь ясная и звезд много, значит будет дождливая теплая осень;
  • — ясная звездная ночь — к грибам;
  • — дождливая ночь — к неурожаю, да и сам год будет неудачным.

Подведем итоги

Итак, мы теперь почти точно можем утверждать, когда празднуются Купала: днем перед наступлением самой короткой в году ночи. В 2019 году это ночь с 21 на 22 июня. В день Солнцеворота или летнего Солнцестояния вода приобретает магическую силу, подобную крещенской. Травы, собранные в самый длинный день или самую короткую ночь обладают максимальной силой. Лечебной и защитной от злых духов. Мы не будем веселиться и праздновать в день памяти о начале войны. Однако не стоит отказываться от магии природы, дарующей нам силы в день Купалы и в следующую за ним ночь.

Солнцестояние совсем скоро, не пропустите этот волшебный день!

Праздник Ивана Купала — это старинная традиция, существующая в современности с докрещенных времен. Бывший преимущественно языческим, несущий людям очищение от зла, праздник постепенно стал религиозным, общенациональным. Купалу уважают и почитают во многих странах мира, в некоторых из которых до сих пор проводят старинные целительные обряды.

Традиции и обычаи

Иван Купала принадлежал к числу самых значимых праздников того времени. Праздновали его «всем миром», то есть всем селом. Люди строго исполняли все необходимые обряды. Праздник проводился во имя бога Солнца и языческого божества Купалы.

Справка: в древней Руси праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Затем эта дата была «отдана» святому Иоанну Крестителю, и Купала отошел на 24 число, а люди стали называть Купалу Иваном, так как другое имя Иоанна Крестителя – «купатель». После перехода на григорианский календарь, праздник сместился на 7 июля. В итоге сегодня сам смысл праздника в России утратился, так как он не попадает по факту на день летнего солнцестояния.

Основные традиции и обряды сформировались еще в языческое время. Многие атрибуты символизировали стихийных божеств, которых наделяли мистической силой. Люди верили, что в этот день можно и нужно гадать, совершать ритуальные обряды, бороться с оборотнями и ведьмами, зарабатывать себе здравие, чистоту духа. Травы, вода, огонь пробуждали свои чудодейственные силы и одаривали верующих целительными дарами. В этот день человек был способен исцелиться не только физически, но и духовно.

Кстати : считалось, что на Ивана Купалу вода и огонь сливаются в единое целое. Такой союз выплескивал на землю огромную энергию, природную силу, дарующую благодать, счастье, длительную жизнь. Поэтому костры устраивали рядом с водоемами.


Так как день Ивана Купалы считался праздником Солнца и отмечался в самый длинный день в году, то часть обрядов устраивали в честь небесного светила. Молодые люди катали по полям и горам горящие колеса или смоляные бочки. А девичий венок символизировал солнце – он обладал даром света, чистоты, жизни, молодости. В обрядовых песнях говорилось о торжестве Солнца.

Праздник начинался с приходом ночи и длился все следующие сутки. Люди не спали, жгли ритуальные костры вплоть до рассвета, не давая ночи спуститься на село. Такое поведение объяснялось тем, что по существующему поверью, вся нечисть в этот праздник вылезала из своих тайных убежищ и могла навредить человеку. Лешии, русалки, оборотни, вампиры, ведьмы становились особо опасными. Для защиты от них люди использовали веточки вербы, осиновые колышки, полынь, коноплю.

Справка: канун праздника назывался Ведьминым днем . Именно в это время нечисть собиралась на шабаш на Лысой горе.

Купальский костер

Этот праздник придавал особое, священное значение костру. Считалось, что в этот божественный день огонь несет в себе очищающую силу, магию. Повсеместно костры разжигали на закате солнца рядом с водоемами. Сельчане накладывали огромные валуны из хвороста, бревен. В центре импровизированной горы устанавливали шест, на конец которого насаживали смоляную бочку или голову животного – символ ведьмовства. Костер добывали чаще всего дикарским способом – трением двух деревяшек.


От главного кострища люди разжигали свои факелы и несли в дом, для топки печи. Интересно, что по обычаю, все женщины деревни должны были присутствовать на купальском костре. Тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве, нечистой магии, ведьмарстве.

Все жители села собирались в огромный хоровод вокруг кострища, пели песни., танцевали. Огонь символизировал очищение от всякой нечисти. Люди, спешившие снять с себя порчу или сглаз, прыгали через костер, приговаривая при этом молитвы и церковные притчи. Верили, что тот, кто выше всех прыгнет, будет счастлив в следующем году. Те, кто отказывался участвовать в опасной забаве, прилюдно обливали водой, хлестали крапивой или чилигой, обзывали ведьмой или колдуном.

Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Правильный совместный прыжок говорил о чистоте любви и скорой будущей свадьбе. Ну а если после прыжка костер выдавал искры, то это знаменовало счастливую брачную жизнь влюбленных. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества.


Один из обычаев ритуального костра – сжигание старых и ненужных вещей, тоже символизирующий очищение, обновление жизни. Считалось, будто избавление от хлама несло освобождением от бытовых проблем и неурядиц. С больных детей снимали всю одежду, чтобы с ней сгорела болезнь. А во времена эпидемий среди домашнего скота, через купальский костер перегоняли животных, чтобы изгнать хворь.

Купание на Ивана Купала


Другая стихия – вода – также приобретала в этот день магические свойства. Она несла людям очищение от всего плохого, что накопилось за предыдущий год. Считалось, что в праздничный день вся нечисть покидала водоемы, собираясь на шабаш. Реки и озера становились одной большой купальней. Родниковую воду, обладавшую чудодейственными свойствами, набирали в кадушки и несли домой, чтобы последующий год умываться ею и купать новорожденных. Использовали ее и для проведения ритуальных обрядов.

Даже утренняя роса несла в себе заряд положительной энергии. По мокрой траве катались, бегали босиком, припевая песенки. Юношам роса сулила здоровье и силу, а девушек наделяла красотой.

Массово ходили в баню, парились вениками из целебных трав, собранных в ночь перед праздником.

Кстати: традиция обливаться водой на Ивана Купалу сохранилась и по сей день, так как люди до сих пор верят в способность воды исцелять и очищать. Это один из самых старых языческих обрядов, дошедших до современности.

Купальский венок


Символом летнего праздника, дня солнцестояния, считался венок из различных полевых цветов. Чем больше видов растений было в венке, тем волшебнее он становился.

Главные веночные компоненты:

  • базилик – укреплял брак, увеличивал либидо;
  • барвинок – защищал от порчи и нечистого сглаза, отгонял нечисть;
  • герань – оберегала от ссор и неурядиц;
  • роза – символизировала любовь и красоту;
  • ежевика – была защитным амулетом от ведьм, колдунов и русалок.

Весь день девушки и молодые мужчины носили венки, а с приходом вечера избавлялись от них. Венки пускали по воде, сжигали в ритуальном костре, дарили друг другу, забрасывали на дерево, украшали могилы усопших. Реже венок сохраняли, чтобы в будущем из сухих трав варить лечебные настойки.

Опуская венок в воду, девушки гадали. В некоторых губерниях было принято распускать венок и опускать в воду одиночные цветы. В скором времени вся поверхность реки была усеяна цветами всех мастей и сортов.

Магические купальские травы

Считалось, что вся природа в ночь перед Иваном Купалой обогащалась целебными силами и сама могла творить чудеса, излечивать даже неизлечимые болезни. Люди верили, что целительными свойствами растения наделяли лесные нимфы, эльфы и феи. Травницы и знахарки с рассветом шли собирать лечебные травы. Для сбора даже существовали специальные молитвы-заговоры, которые усиливали магию флоры. В некоторых регионах травы собирали «чистые души» — дети и старики, это улучшало качество травяной магии. Собранную траву высушивали и заготавливали настойки, которые излечивали от болезней, очищали избы от злых духов, привлекали в дом удачу, достаток и счастье.

Обычная полынь наделялась большой силой в защите от нечисти. Траву высушивали и развешивали повсеместно: дома, на поясе, в венке. В день Ивана Купалы высушенную крапиву раскладывали у порога, чтобы зло не могло пробраться в дом.


Значимым языческим растением считался папоротник, о котором складывали песни и стихи. Ему поклонялись и верили, что он может передать человеку способность творить волшебство. Существовало поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу. Если сорвать распустившийся на несколько мгновений цветок, то он наградит владельца даром ясновидения, целительства, предвидения, человек сможет разговаривать с животными и все клады мира откроются ему. К слову, сорвать цветок было делом опасным, и требовало определенных знаний. Охотник чертил вокруг себя защитный круг и ждал наступления ночи. Лесная нечисть не дает ему совершить воровство. Она отвлекает его, путает направление, шумит, пугает. Только сильный духом человек может выдержать все препоны и добыв цветок быстро убежать, не оглядываясь.

Другой не менее известный на древней Руси цветок — Иван-да-Марья – символизировал союз огненной и водной стихий. По преданию, это интимный союз брата и сестры, из-за чего они были превращены в дивный цветок. Он также распускался на Ивана Купалу.

Волшебным свойством обладало другое растение – цветущая перелет-трава. Люди верили, что она может переносить человека на дальние расстояния. А если сорвать одолень-цветок в день праздника, то получишь защиту от врагов, так как будешь наделен большой физической силой, способной уничтожить любого противника.

Праздничные гaдaния и обряды

На закате девушка вслепую набирала трав и клала под подушку, а утром проверяля: в букете должно было находиться не менее 12 разновидностей травы. Если набралось, то быть в этом году свадьбе.

Под подушку клaли пoдopoжник (старинное название «тpипyтник»), пpигoвapивaя «Tpипyтник-пoпyтник, живёшь пpи дopoгe, видишь мaлoгo и cтapoгo, cкaжи мoeгo cyжeнoгo!» Во сне девушка должна была услышать имя будущего жениха.

Если в праздничный день обойти 12 огородов, то исполнится самое заветное желание.

Незамужние верили, что венок покажет дорогу к жениху. Потонувший венок говорил о том, что свадьбы не будет еще год, а чей веночек поплывет быстрее всех, та и выйдет замуж в скором времени.


На купальные венки загадывали желания. Если венок потонет, то оно не сбудется, а если будет плыть прытко и далеко, то ждать свершения мечты осталось недолго.

Цветок Иван-да-Марья раскладывали по углам дома. Он защищал жилище от воров.

Домашних животных, в частности лошадей, запирали на ночь в сарае, так как скот в этот праздник был особенно уязвим перед нечистью. Считалось, что ведьмы ездят на шабаши именно на лошадях.

Было поверье, что, чем чаще мыться в этот день, тем быстрее можно избавиться от грехов.

На березке заранее завивали венок, а в день солнцестояния смотрели: если расплелась коса, так скоро выйдешь замуж.

Ночью умывались ночной росой.

Самые длинный день в году и короткая ночь знаменовались празднованием самого масштабного праздника, который дарил людям надежду на светлое, безоблачное и здоровое будущее. Все от мала до велика, старались угодить природе и взамен впитать от нее волшебные чудодейственные силы очищения и исцеления.

Праздник Ивана Купалы у славян

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) - народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 7 июля (24 июня по старому стилю). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи , приходящимся в Православных церквях на 7 июля. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

Праздник Ивана Купалы у славян - древний обрядовый праздник. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают - священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина.

Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.


Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.


Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.


Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.


На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.


Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.


В России и сегодня эти традиции продолжают жить. В разных регионах в ночь Ивана Купалы принято собираться на берегу рек, озер и других водоемов. На праздниках выступают русские народные коллективы и другие творческие группы. Люди жгут большие костры, прыгают через них, водят хороводы, плетут венки из трав и цветов, поют песни и просто веселятся. А кто-то ищет цветок папоротника…


В Украине Иван Купала - один из самых поэтических праздников обрядового календаря. Купальские огни вдохновляли на творчество не только великого Н.В. Гоголя, но и многих других писателей и поэтов. Церковь в этот день отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.

Специально ко дню Купала в Украине ребята и девчата изготовляли куклы-чучела - Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую одевают в женскую одежду. Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девчата, а Купало - ребята. Интересно, что происхождение образов ни Марены, ни Купало не известно, зато известно, что и Купало, и Марену ждет трагическая развязка. Их обоих или топят, или сжигают.


Марена

Как известно, этот обычай и сейчас хорошо сохранился в сельской местности Украины. Главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер. Если прыгнуть очень проворно, то, считают, что будет хорошее здоровье, если удачно перескочат через пламя влюбленные, то они скоро поженятся. И не дай Вам Боже вскочить в огонь - беды на протяжении года не избежать.


Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу

По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никого до добра не доводили. В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так что, как говорится, «Кто рано встает, тому Бог и дает!».

Каждый год 7 июля отмечается один из самых любимых народных праздников – Ивана Купала, история которого уходит в языческие времена. Существует множество мифов и поверий, связанных с этим праздником. Торжество посвящено расцвету природы и летнему солнцестоянию. С приходом христианства праздник получил новое значение, но и сегодня в нём просматриваются обычаи и традиции древних славян.

История праздника Ивана Купала

Одним из главных божеством у древних славян был Бог Солнца. Почитали его в день летнего солнцестояния, который приходился на 24 июля по старому стилю, или 7 июля — по новому. Наши предки верили, что в этот день вода вступает в союз с огнём. Именно поэтому многие ритуалы праздника связаны с этими двумя стихиями.

В празднике Ивана Купала соединены два элемента: христианский и языческий. Уже с приходом христианства торжество получило название Ивана Купала, которое являлось славянским вариантом имени Иоанн Креститель.

В день летнего солнцестояния древние славяне восхваляли самый продолжительный день в году и радовались победе света над тьмой. Первые письменные упоминания о празднике найдены в Лаврентьевской летописи (1068 г.).

Активная подготовка к купальской ночи шла накануне праздника – 6 июля по новому стилю. Этот день в календаре древних славян получил название Аграфена Купальница. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане, на весь год заготавливали банные веники. Девушки и женщины после обеда запрягали лошадей и отправлялись в лес, где ломали молодые ветки березы, липы, ольхи, черемухи, смородины, калины, рябины и др. лиственных растений и деревьев.

Парни набирали в ведра мутную воду из речки и ходили по селению, обливая грязной водой каждого встречного. Особенно доставалось девушкам, которые, желая отомстить, тоже набирали в ведра грязную воду и обливали ею парней. После чего молодежь шла на речку, чтобы искупаться.

В ночь на Ивана Купала было принято жечь костры. По поверьям, вода в это время обретает целебную силу. Чтобы весь год быть здоровым и не болеть, нужно было искупаться в реке, после чего сжечь свою старую одежду в костре и высоко прыгать через пламя, чтобы зарядиться энергией огня.

Утром на Ивана Купала было принято собирать травы и плести венки. Считается, что в это время растения набирают полную силу. Девушки собирали полевые травы и цветы, плели из них венки, которые надевали на голову и ходили так целый день. Если вечером венок оставался на голове девушки и не был украден во время игр, то его вместе с зажженной лучиной или свечой отправляли плавать по реке, загадывая при этом заветное желание. Чем быстрее и дальше уплывёт венок, тем скорее сбудется желание.

Ведуны и знахари в этот день собирали целебные травы и засушивали их на зиму. Ночью собирали росу, которая тоже считалась целебной. Её использовали во многих обрядах и ритуалах. Например, девушки умывали ею лицо, чтобы кожа была гладкой и красивой, также росой умывали больных, чтобы они скорее пошли на поправку.

Ночью было принято собирать «лунные растения», самым популярным из которых является папоротник. Молодежь отправлялась на поиски цветка папоротника. По поверьям, цветёт папоротник буквально мгновение в ночь на Ивана Купала. Сорвать его очень трудно, т. к. его охраняет нечистая сила. Но тот, кто сможет это сделать, приобретет необычные возможности. Человек начнёт обладать даром ясновидения, сможет понимать язык животных и с лёгкостью находить клады, закопанные глубоко в земле. С помощью цветка можно открывать любые замки и запоры, достаточно приложить его к ним.

Чтобы сорвать папоротник, нужно разослать возле растения священную скатерть, очертить вокруг себя священным ножом круг и, читая специальный заговор, дожидаться полуночи. Нечисть всячески пытается отвлечь человека, окликает его голосами близких людей. Если обернуться и ответить на отклик, то можно лишиться жизни. Сорвав цветок, нужно спрятать его за пазухой и бежать без оглядки домой.

Ивана Купала – христианский или языческий праздник?

В церковном календаре 7 июля выпадает празднование рождения Иоанна Предтечи – крестителя Господнего. Ничего общего между Ивана Купала и Иоанном Предтечей нет. В языческой Руси день летнего солнцестояния имел название Купала, но с приходом христианства праздник получил названия Ивана (от Иоанна) Купала. Несмотря на то, что церковь разделяет два этих праздника и признает только христианский – рождение Иоанна Предтечи, Ивана Купала и сегодня пользуется большой популярностью. Люди продолжают 7 июля поклоняться силам природы и просить у них хороший урожай. Во многих местах нашей страны принято жечь костры и прыгать через них, плести венки и собирать целебные травы.

7 Июля - один из самых любимых народных праздников - День Ивана Купалы. Этот древний праздник окутан мифами, обрядами и поверьями. Его история уходит в языческие времена, когда люди поклонялись сразу нескольким божествам. С приходом христианства праздник приобрел новое значение, но до сих пор в нем продолжают просматриваться славянские обычаи и традиции. Что же это за праздник и почему он остается важным на протяжении веков?

Купало - древний языческий праздник

Древние славяне видели Бога в природе, и одним из главных божеством для них был Бог Солнца. Неудивительно, что почитать Бога Солнца было заведено в день летнего солнцестояния, который приходился на 24 июня по старому стилю. По языческим поверьям в этот день вода вступала в союз с огнем, поэтому многие праздничные обряды тесно связаны с этими двумя стихиями.

Один из главных обычаев праздника Купало - танцы вокруг ритуального костра. Самые отчаянные прыгали через огонь, желая себе счастья и здоровья на весь год. Веря в чудесную силу огня, славяне приводили к нему животных и бросали в пламя одежду больных детей. В самую короткую ночь в году нельзя было ложиться спать - древние люди верили, что на землю спускалась нечистая сила, поэтому и спасались от нее вблизи костра.

Накануне дня летнего солнцестояния девушки плели венки из особых трав, вставляли в них горящую свечку и опускали в реку. Считалось, что самой счастливой в замужестве будет та девушка, чей веночек дольше всех продержится на воде. Рано утром крестьяне выходили босиком на улицу и ходили по росе, умывались ею и собирали для того, чтобы дать больным и немощным, считалось, что в праздник Солнца роса обладает исцеляющей силой.

Знахари во все времена ждали этот день, чтобы отправиться за целебными травами - они верили, что лекарственные растения, собранные в праздник Купало, наделены особыми свойствами. Ими не только лечили от телесных болезней, но и использовали для изгнания злых духов и снятия колдовских чар.

Еще одно известное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купалу расцветает папоротник. Смельчаки отправлялись на поиски красивого цветка, веря, что те, кому доведется увидеть огненно-красное соцветие, получат дар видения кладов. Также, глядя на цветение, можно было загадать любое желание, которое обязательно должно было сбыться.

Как день Ивана Купала стал христианским праздником

Известно, что христианская церковь негативно относилась ко всему, что было связано с язычеством, и пыталась искоренить древние славянские праздники. Однако у христиан были свои методы борьбы с языческими традициями - они просто подстраивали под них свои события, тем самым оставляя народу возможность веселиться в привычные дни, но уже по другому поводу. Именно так и произошло с солнечным праздником Купало - вместо него церковь ввела празднование Рождества пророка Иоанна Предтечи, известного, как Иоанн Креститель. Так постепенно родилось новое народное название летнему празднику - День Ивана Купалы. Отчасти название связано с тем, что Иоанн крестил Иисуса в Иордане, то есть купал его в воде.

Однако церковный праздник не смог полностью искоренить народные традиции. Люди в день летнего солнцестояния продолжали поклоняться силам природы и просить у нее хороший урожай. Христиане не забывали обряды далеких предков и переняли у язычников многие обычаи, связанные с водой и огнем. После перехода на новый календарь праздник стали отмечать не в самую короткую ночь, а 7 июля, таким образом, он перестал символизировать самый длинный солнечный день.

Следует знать, что христианская церковь никак не связывает древний славянский праздник с рождеством Иоанна Крестителя и не одобряет разведения костров и обливания водой. 7 июля в церковном календаре - День рождения Иоанна Предтечи - второго по значимости святого после Богородицы.

История Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча был поздним и долгожданным сыном священника и праведницы Елисаветы, связанной родственными узами с семьей Иисуса Христа. На долю Иоанна выпало много испытаний - еще младенцем ему чудом удалось спастись от массового убийства в Вифлееме, а детство и юность святой провел в Иудейской пустыне. До 30 лет юноша жил отшельником в пещере и соблюдал строгий пост, так он готовился к той ответственной миссии, которая была уготовлена ему Господом.

Согласно библейским писаниям, Иоанн, повинуясь воле Господа, явился на берег Иордана и крестил людей, подготавливая их к крещению Святым духом. В один из дней ему было суждено крестить Иисуса Христа и стать свидетелем явления на землю Святого Духа и Господа Бога. Сразу после этого пророка заключили в темницу, где он и закончил свою короткую жизнь мученической смертью.