Яичный кракелюр в греческом стиле. Как сделать кракелюры подручными средствами

КГУ «Комплекс Тарханская средняя школа – детский сад»

Разработка учителя технологии Шевелевой Натальи Дмитриевны

План-конспект урока технологии в 4 классе (преемственность между начальным и средним звеном обучения), рассчитан на 2 часа.

Задача: научить учащихся выполнению мозаики из яичной скорлупы в технике кракле.

Цели : - образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения и развития мозаики, видами изделий, материалами и приспособлениями для работы, оборудованием рабочего места, ознакомить с технологией изготовления;

-воспитательная: способствовать воспитанию формирования эстетического вкуса, воспитывать чувство взаимопомощи;

-развивающая : при помощи рисунка дать возможность выполнить практическую работу, привить умения и навыки, научить учащихся анализировать, определять особенности выполнения данной технологии.

Тип урока : урок-получение новых знаний, применение знаний и умений.

Вид урока : практическая работа.

Методы проведения урока : объяснительно-иллюстративный, рассказ, демонстрация; репродуктивный (инструктаж, практическая работа).

Средства обучения :

Предметно-натуральные объекты, наглядные пособия;

Практические: трудовая деятельность;

Эмоциональные: творческий интерес, удовлетворение от работы.

Оборудование и наглядности : образец выполненного изделия, цветные фотографии панно, раздаточный материал - рисунок, яичная скорлупа, клей ПВА, кисточка для нанесения клея, наждачная бумага, салфетка из ткани, пинцет, гуашь, для декорирования – блестки, бисер.

Ход урока:

1. Организационная часть:

Подготовка уч-ся к началу работы;

Приветствие;

Отметка отсутствующих;

Проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово:

Сообщение темы урока;

Постановка целей и задач урока.

3. Основная часть:

3.1 Ребята, вы любите красивые и необычные вещи? Тогда я познакомлю вас с удивительным миром древнего вида искусства, расскажу, как слагаются из маленьких кусочков яичной скорлупы неповторимые изделия. Каждая вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких (демонстрация фотографий панно и готового изделия).

Мозаичное рукоделие существует давным-давно и хранит много секретов, которые при желании может освоить каждый. И, если мастерству можно научиться, то такие черты характера, как усидчивость и терпение должны быть присущи тем, кто хочет заняться этим видом рукоделия.

3.2 Сведения из истории.

Как и любой вид рукоделия, мозаика имеет свою историю возникновения и развития. Послушайте небольшой рассказ об этом.

Мозаика – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения фонтанов, создание картин. Слово «мозаика» (от лат. «прикладывание») – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом.

История изготовления мозаики уходит далеко вглубь веков. Вот послушай, как Виктор Гюго рассказывал о мозаике: «...Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории искусства…. Внутри собора было темно и сумрачно. Боковые продолы заволокло тьмой, лампады мерцали, как звёзды. Так глубок был мрак, окутавший своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливалась во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба…»

Каждый народ ищет свой материал, свои способы работы. Например, в городах Средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей, покрытых серо – желтой, голубой, белой, синей глазурью. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.

Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создаёт радостное, торжествующее настроение.

Для работы используют осколки различных материалов: стекла, керамики, камня, полимера, бумагу и другие. Пользуясь приемами мозаики, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.

Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества. Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.

3.3 Материалы и приспособления для работы.

Прежде чем браться за мозаичное панно большого размера, желательно потренироваться и попробовать свои силы на кусочке картона или плотной бумаги - сделать аппликацию из яичной скорлупы. Фигурки лучше выбрать разной геометрической формы, чтобы научиться заполнять скорлупками и острые углы, и плавные изгибы. Сложной эта работа покажется только на первых порах, затем скорлупки будут легко выстраиваться в узоры и рисунки.
Вот сегодня мы с вами и приобретем первые навыки выполнения такой мозаики.

Перед началом работы давайте немного поговорим о тех материалах и приспособлениях , которые вы будете использовать в своей работе сегодня.

Основным материалом , конечно, является яичная скорлупа это – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности и фантазии. Её белая поверхность даёт нам огромную возможность для выбора цветовой гаммы при работе. Ещё, мозаика из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Материала для работы в каждом доме предостаточно, может использоваться скорлупа, как вареных яиц, так и сырых, белая или цветная. Скорлупки нужно подготовить для работы заранее – промыть под проточной водой, хорошо обсушить, они должны быть полностью сухими, покрасить их можно уже в готовой аппликации.
Для наклеивания фрагментов рисунка используется клей ПВА. Для удобства в процессе работы применяем пинцет – им выкладываются кусочки скорлупы по рисунку.

3.4 Организация рабочего места Ну, а теперь, когда, я думаю, вы все-таки заинтересовались темой мозаики – ознакомились с историей, материалами, - можно заняться деталями организации рабочего места.

    Рабочее место не должно быть загромождено.

    Особое место нужно уделить рабочему столу – его высота должна соответствовать высоте стула.

    Удобно когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку от работающего, а материалы – по левую.

    Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.

    Во время работы нужно сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд

    Чтобы работа получилась аккуратной, для удаления излишков клея на изделии, пинцете и руках используется тканевая салфетка.

3.5 Инструктаж по технике безопасности.

Вы уже большие - на следующий год перейдёте в среднее звено обучения в школе, поэтому должны знать, что при проведении любых работ нужно обязательно соблюдать правила техники безопасности и охраны труда. Вид нашей деятельности на уроке относится к ручным видам работ. Я не буду долго на этом останавливаться, потому что общие требования правил техники безопасности вы уже знаете, не так ли? (предполагаемые ответы учащихся – «да»). Так вот, помимо этого обратим внимание на то, что основным приемом работы будет ломание яичной скорлупы, опасность при работе является в том, что мелкие осколки могут попасть в глаз или уколоть руку. Она хрупкая, но в тоже время по твердости приближается к мрамору, она легко разламывается руками, но на поверхности практически не бывает царапин . Поэтому, как было уже сказано, изделие должно находиться на расстоянии 30 – 40 см от глаз. Не нужно размахивать руками, в которых находится материал, так как можно поранить соседа по парте и пораниться самому.

3.6 Вводный инструктаж

А сейчас приступаем к работе – попробуем сделать вот такие цветы (раздать подготовленные рисунки).

    Повторить технику безопасности при работах.

    Проверить готовность уч-ся к работе: для работы понадобятся яичная скорлупа, клей ПВА, кисточка для нанесения клея, наждачная бумага, салфетка из ткани, пинцет, гуашь, для декорирования – блестки, бисер, все это вы подготовили к уроку дома.

    Провести инструктаж по выполнению мозаики.

1. Подготовить рисунок, который будет выкладываться скорлупой. Небольшую часть рисунка покрыть клеем. Кусочек скорлупы приложить к намазанному участку рисунка и слегка придавить к клею. Скорлупка растрескается, получится сетчатый рисунок. Намазать клеем следующий участок и наклеить подходящий по размеру кусочек скорлупы.
2. Так заполнить весь рисунок. Скорлупки нужно размещать как можно ближе одна к другой, стараясь не выходить за границы рисунка. Пробелы, которые остаются между скорлупками, заполняются в конце работы. Подобрать мелкие скорлупки по размеру и форме пробелов, тонкой кисточкой нанести на пустые места клей, аккуратно пинцетом приложить кусочки скорлупы. Совсем мелкие участки в аппликации заполнять не обязательно, но при дальнейшей работе можно просто смешивать мелкие частички скорлупы с клеем и такой смесью заполнять крохотные пробелы.
3. Дать аппликации подсохнуть и закрасить краской, стараясь прокрасить все мелкие трещинки. Оставить сохнуть. После того, как краска полностью высохла, начинать шкурить наждачной бумагой. Тут вариантов несколько – можно высветлить отдельные места или сильно обработать наждачкой весь рисунок, чтобы краска осталась только в трещинах. Все зависит от эффекта, которого вы хотите добиться.

4. После этого декорировать рисунок блестками или бисером.

5. Готовую аппликацию наклеить на картон, вставить в рамку и повесить на стену.
Уч-ся приступают к практической работе.

3.7 Текущий инструктаж

Целевые обходы рабочих мест:

    проверить организацию рабочих мест,

    проверить правильность выполнения работы,

    проверить соблюдение ТБ.

4. Заключительный инструктаж.

    Подведение итогов работы на уроке (демонстрация работ, повторение полученных знаний)

5 . Выставление оценок.

6 . Заключительное слово учителя.

Сегодня вы научились мозаичной технике – кракле. Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла. Затраты минимальные и, если работа придется вам по душе - откроется огромный простор для творчества, и вы сможете превратить обычные вещи в уникальные произведения искусства. Я желаю вам дальнейших успехов!



МОЗАИКА ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ

МОЗАИКА ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ


Тема: "Мозаика из скорлупы – техника кракле".

Урок технологии в 4 классе связан с преемственностью между начальным и средним звеном обучения, рассчитан на 2 часа.

Данный урок проведён в виде практической работы. Урок является получением новых знаний и умений, их применением.

В конце занятия учащиеся продемонстрировали изделия, расширили свой кругозор по данной теме.


Этот мастер-класс будет посвящен тому, как можно переделать простую баночку от парфюмерного крема Орифлэйм. Большинство женщин знают, что это такое, возможно, не раз им пользовались. Конечно, можно и выкинуть эту баночку после того как вы ею попользовались, но можно из нее сделать нечто интересное.

Можно в нее положить каких-то пуговиц, бусин, бижутерию, например, и хранить. Но пластмасса является дешевым материалом, не совсем эстетично и красиво смотрится, затирается она и царапается, поэтому лучше ее как-нибудь задекорировать.

Сегодня я предлагаю обклеить её яичной скорлупой, покрыть краской и сделать декупаж. Яичная скорлупа дает лучшее сцепление краски с поверхностью. Краска может держаться и на пластмассе, но, при неаккуратном использовании может все-таки стереться. А на яичной скорлупе, это уже проверено, она держится очень хорошо.

1. Для этого вам нужно, естественно, хорошо помыть от крема. Потому что он жирный и будет плохо клеиться.


2. Наносим клей ПВА и клеим яичную скорлупу. Можно клей наносить так, а можно кисточкой.


3. Всю поверхность нужно обклеить яичной скорлупой; после того, как Вы обклеите, оставьте высыхать на несколько часов. Потом можно продолжать работу.


4. Следующим этапом будет нанесение 2-3 слоя акриловой белой краски. Она будет фоном для декупажа и укрепит скорлупу.


5. Вырезаем небольшие фрагменты из декупажной салфетки и приклеиваем их на баночку все тем же ПВА. Аккуратно разглаживаем фрагмент, от цента к краям, выгоняя воздух и разравнивая морщины.

6. Следующий этап – это тонировка тем цветом, который вам нравится. Тонировать удобнее губкой.

Теперь остаются детали, подрисовать какие-то моменты, сделать тени, и можно еще украсить золотым цветом. Можно воспользоваться пастелью или тенями для глаз. Теперь будет хорошо видна яичная фактура. Можно использовать зелёный цвет. То же самое проделываем с крышкой.

7. Теперь берем золото акриловое, украшаем немного шкатулку. Я думаю его не везде использовать, а только по краям.

8. Финальная завершающая часть — это покрытие изделия акриловым лаком. Ну, а потом можно уже думать, кому подарить эту шкатулку.

Акриловый лак можно брать матовый или глянцевый. Наносить нужно несколько слоев, одного не будет достаточно. Покрывать нужно тонкими слоями и дать просохнуть каждому.

Ну все, наша шкатулочка уже высохла, можно наполнять её какими-то личными сокровищами.

На ее изготовление у меня ушли сутки. Конечно, если бы не дети и не домашние обязанности, можно было и быстрее сделать.

Сегодня в декупажном искусстве существует множество способов добиться эффекта состаривания. Традиционно для этого используют кракелюрные лаки, которые создают на поверхности предмета трещинки. В тоже время можно воспользоваться обыкновенными подручными средствами, которые позволят получить не менее эффектный вид. Применение яичной скорлупы – это простой и доступный метод, позволяющий получить уникальную кракелюрную поверхность. Яичная скорлупа – отличный материал для рукодельных работ, она достаточно крепкая, не склонна к появлению царапин, ее с легкость можно отшлифовать.

Для того чтобы создать яичный кракелюр, следует сначала заготовить необходимое количество яичной скорлупы. Скорлупу тщательно промыть водой и замочить в 5 % водном растворе пищевой соды, эта процедура обезжирить скорлупу и сделает более пригодной для последующих работ. Пока скорлупа мокрая, нужно очистить середину от плёнки. После этого нужно оставить скорлупу на необходимое время, чтобы она хорошенько просохла.

Яичная скорлупа достаточно трудно поддается процессу разделения или разрезания на необходимые по размеру и форме частицы. Чтобы немного уменьшить ее хрупкость и избежать крошения, ее следует покрыть тонким слоем клея с обеих сторон. Подготовленные кусочки скорлупы наклеиваются на нужную поверхность с помощью клея ПВА, чем меньше будут частицы скорлупы, том более мелким получится кракелюр. Для появления трещинок, выпуклые кусочки скорлупы, наклеенные на поверхность, надо слегка прижать пальцем.

После того, как яичная скорлупа высохнет, на нее можно наклеить декупажную салфетку. Предварительно рекомендуется нанести слой акриловой краски, используя при этом поролоновую губку. Поверх декупажной салфетки кисточкой наносится слой лака, после высыхания – еще один. Таким образом, уникальная мозаика из яичной скорлупы готова.

КРАКЕЛЮР (одношаговый без лака)

1 способ

Неразбавленный ПВА наносим густым слоем на декорируемую поверхность поверхность. Сушим слой ПВА но не до конца, как определить это не до конца? Опытным путем))) Затем наносим слой акриловой краски и сушим. Я сушила после того как акриловая краска самостоятельно подсохнет некоторое время.
2 способ. Нигде не встречала описание этого способа, у меня он получился случайно, будем считать, что немного изменила первый способ). Декорировала бутылку и, чтобы лучше прилипла акриловая краска, решила не грунтовать стекло ПВА, а просто смешать акрил с ПВА где-то 50-на-50 и нанести на бутылку. После просушки естественным путем около 30 минут, я решила досушить феном и… пошли трещинки.

Кракелюр с помощью яичного белка.

1Хорошо прогрунтовать поверхность.
2 Нанести слой акриловой краски, которая будет видна сквозь трещинки, просушить.
3Нанести лак, просушить, слой нужен, чтобы потом белок не впитывался.
4Нанести яичный белок в произвольном порядке, хорошими мазками, толстым слоем. Дать высохнут НЕ ПРИМЕНЯЯ ФЕН! Сушим как следует.
5Наносим контрастную краску аккуратно, чтобы мазки не находили один на другой.

Кракелюр с помощью лака ПФ 283.

Мебельный лак ПФ-283 представляет собой раствор алкидных смол.
Лак ПФ-283 предназначен для покрытия мебели, а также других деревянных и металлических поверхностей внутри помещений при строительстве и ремонте. Образует безупречно гладкую однородную прозрачная глянцевую поверхность без посторонних включений, предохраняющую от воздействия пеномоющих средств, влаги и механических повреждений. Отличается высокой экономичностью. Пленка мебельного лака ПФ-283
Меры предосторожности:
Не работать вблизи открытых источников огня. Работы производить при хорошей вентиляции, в резиновых перчатках, с использованием индивидуальных средств защиты. Не допускать попадания в органы дыхания и пищеварения. При попадании лака на кожу промыть ее теплой водой с мылом. Беречь от детей!
Итак, главное, при использовании лака ПФ 283 защищаем руки и легкие. Экспериментируем в хорошо проветриваемом помещении.
Наносим слой лака на поверхность декорируемого предмета и ждем 3-4 часа, на отлип, т.е еще липнет, но уже не пристает к пальцу.
Вторым слоем наносим акриловую эмаль или акриловую краску и сразу сушим феном.
Трещинки будут зависеть от способа нанесения верхнего слоя краски. Если наносить его кистью, трещины будут идти по движению кисти. Если вы хотите получить сеточку, верхний слой наносите губкой или мелкими мазками.
Теперь, набираемся терпения и сушим готовый кракелюр не менее 36 часов (столько по инструкции сохнет ПФ) И только после этого проводим непосредственно декупаж.

Кракелюр с помощью желатина.

Получение кракле на желатине требует небольшой тренировки, не расстраивайтесь, если сразу не получиться, впрочем - это относиться к любому способу получения заветных трещинок. Даже специальные средства капризны и с ними надо уметь подружиться, что уж говорить о подручных средствах.
1 ст. ложка желатина разводим в стакане холодной воды. Ждем набухания, а потом разогреваем для окончательного растворения. Потом, остужаем и наносим, начинающий застывать желатин, на декорируемую поверхность. Ждем 10-15 минут, можно применять фен, главное не пересушить и затем, наносим краску на подсохший желатин. Наносить слой краски поверх желатина можно произвольно.
Слой желатина регулируем в зависимости от того какие трещинки хотим получить «на выходе».
Тонкий слой - нежные трещинки. Толстый слой - глубокие широкие кракелюрины. Если слой желатина толстый, есть вероятность потянуть его за кистью или губкой, поэтому нужно быть аккуратными при нанесении слоя краски.
Если вы решите сушить феном слой краски поверх желатина, будьте предельно внимательны, желатин может потечь!!!
Работу фиксируем несколькими слоями акрилового лака.
При работе со стеклом, его нужно предварительно загрунтовать ПВА или акриловой краской.

Кракелюр с помощью столового уксуса.

Используя 9% столовый уксус так же можно получить кракле.
Наносим акриловую краску, сушим почти полностью, и аккуратно прижимаем к поверхности губку, смоченную уксусом.
Можно использовать этот способ и при обратном декупаже. Приклеиваем мотив, наносим слой краски, обрабатываем уксусом, сушим и далее наносим контрастный слой краски.

Кракелюр с помощью жидкого геля для стирки.

Наносим основной цвет, сушим.. Кистью наносим гель. Чем гуще гель, тем лучше. Сильно разведенную краску наносим на гель.

Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы - хрупкость - в ее основное художественное достоинство.

Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами , а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ .

В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы - всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке - вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.

Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку или, как говорят опытные художники,- мозаичный набор. Неподготовленное сырье для нашей мозаики больше похоже на мусор - это даже не целые яичные скорлупки, а всего лишь их неровные осколки. Нелегко представить, что из них можно сделать облицовочные пластинки, обладающие особым декоративным свойством и внешне напоминающие слоновую кость. Тем не менее это так.

Конечно, ребята, вам сразу захочется отделать мозаикой кракле конкретную вещь - украсить скорлупой шкатулку или вазочку. Не торопитесь. Давайте сперва потренируемся на небольших дощечках, а потом, овладев секретами ремесла, займемся более сложной работой. Кстати, если какая-либо учебная поделка окажется очень удачной, ее можно использовать как основу для маленького настенного панно или другого сувенира.

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:

Прежде чем приступить к работе, надо запастись сырьем, то есть яичной скорлупой.

1. Обязательно промойте скорлупки в чуть теплой воде.

2. А потом опустите в раствор пищевой соды для того, чтобы обезжирить их поверхность.

3. Теперь остается только хорошо просушить заготовки.

4. И до поры до времени уложить их на хранение в картонные коробки. Когда наберется большое количество скорлупок разных оттенков, займемся изготовлением облицовочных пластинок.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ПЛАСТИНОК

Прежде всего решим, какой клей удобнее применять для склейки деталей.
Дело в том, что при использовании ПВА качество склейки оказывается выше, но недостаточно опытным мастерам часто не удается прочно соединить скорлупу с бумагой.
Работать с «Моментом» проще, но этот клей обладает резким запахом, а прочность соединения деталей со временем уменьшается.
Если мы выберем ПВА, то достаточно нанести тонкий слой клея на внутреннюю поверхность скорлупок, а склеивая детали «Моментом», надо смазать и подкладку и скорлупу.

Теперь у нас все готово для сплющивания и разглаживания скорлупок.

Если внимательно рассмотреть оболочку свежего яйца, можно заметить тонкую пленочку, выстилающую ее изнутри. При ударе такая скорлупка не рассыплется на отдельные осколки - ее кусочки будет скреплять эластичная пленка. Воспользуемся подсказкой природы и подклеим под хрупкие скорлупки специальную подкладку, например лист тонкой бумаги. Дополненные подкладкой заготовки легко резать обычными ножницами - скорлупки не рассыпаются на отдельные кусочки. Но как приклеить полукруглые скорлупки к плоскому листу бумаги? Вот для этого нам и потребуется гладилка.

Разложим подготовленную скорлупу выпуклой стороной вверх на листах бумаги. Занимаясь этой работой, неплохо рассортировать заготовки по цвету - на один лист наклеить только белоснежные скорлупки, на другой - желтоватые, на третий - розовато-коричневые, а на четвертый - пятнистые осколки перепелиных яиц:

Такое разделение по цветам и оттенкам поможет нам при выполнении мозаичного набора.

Накроем скорлупки листом фанеры и слегка надавим на нее - вы услышите легкий треск, и заготовки окажутся расплющенными.

Если сырье клеилось ПВА, выдержим фанерку в таком положении около минуты, а если «Моментом», то сразу же перейдем к следующей операции.

Возьмем в руки гладилку и с небольшим усилием прогладим каждый кусочек скорлупы.

Заготовки растрескаются на множество крошечных кусочков и одновременно прочнее приклеятся к бумаге. Присмотримся повнимательней - почти неразличимая на глаз сеточка трещин покрывает скорлупу. Это и есть те самые кракелюры , о которых мы уже говорили. Пока они не влияют на внешний вид облицовочных пластинок, и нам еще предстоит проявить узор «кракле».

Облицовочные пластники нужно покрыть сверху защитным слоем кальки. Защитный слой не только предохранит скорлупу от крошения, но и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Наклеивать кальку надо клейстером, он легко смывается с поверхности заготовок, не оставляя следов. Под полупрозрачной бумагой бывает трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому пометим каждый заклеенный лист маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка подскажет нам цвет заготовок, скрытых под бумагой.

ДЕЛАЕМ МОЗАИКУ

А теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Сначала мы освоим самую простую разновидность мозаики кракле, а потом, приобретя небольшой опыт, и более сложные.
Легче всего наклеивать на фон заранее вырезанные из яичной скорлупы детали орнамента. Этот способ подходит для выполнения небольших работ, в которых детали изображения не превышают размеров расплющенных скорлупок, а значительное место уделено фону.

Теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.

Для начала скопируем орнамент, показанный на рисунке:

Положим на страницу книги кальку и обведем контуры изображения - рабочий рисунок готов.

Его можно использовать многократно - достаточно положить под кальку лист копировальной бумаги и вновь обвести линии орнамента. Изготовляя мозаичный набор, рисунок придется переводить дважды - на дощечку, которая служит основой изделия, и на облицовочные пластинки.

Нанести изображение на гладкую дощечку легко - надо положить на нее копировальную бумагу и кальку, скрепить их кнопками и тщательно обвести линии твердым, остро заточенным карандашом.

Рисунок на маленькие, неровные кусочки скорлупы переносится по частям.

Давайте сначала пронумеруем все детали орнамента так, как показано на рисунке - это поможет нам не ошибиться при сборке мозаики.

Теперь наложим изображение одной из частей орнамента на скорлупу и обведем его карандашом.

Присвоим каждой детали номер, соответствующий номеру на рабочем рисунке.

Вырезав из яичной скорлупы все части мозаики, смажем их изнанку клеем ПВА и приклеим к фону.

Дождемся полного высыхания клея и удалим покрывающий скорлупки защитный слой бумаги. Для этого губкой или широкой кистью слегка увлажним мозаичный набор. Подождем, пока бумага размякнет, и снимем ее со скорлупы.

Мозаика кракле почти готова, и нам осталось только окрасить фон и проявить кракелюры.

Используем для окраски поделок черную или цветную тушь.

Наш выбор не случаен - химические свойства туши позволяют быстро и качественно отделать заготовку. Входящая в состав этого красителя желчь проникает в самые тонкие, незаметные для глаз трещинки, увлекая за собой частички краски, а содержащийся в них шеллак после высыхания перестает растворяться в воде и превращается в своеобразный цемент, скрепляющий крошечные скорлупки между собой.

Сначала покроем тушью фон мозаичного набора. А затем, когда он высохнет,- и орнамент из скорлупы. Окрашивая скорлупки, очень интересно наблюдать, как растут изящные темные веточки трещин. Вот они устремляются вперед, разбегаются в стороны, ветвятся, заполняя белый фон необычным сетчатым узором.

Проявив таким образом кракелюры, протрем пластинки из скорлупы влажной тряпочкой, удаляя излишки туши. После протирки краска останется только в трещинках, а сам орнамент вновь приобретет белый или кремовый оттенок.

ПОЛИРОВКА МОЗАИЧНОГО НАБОРА

Шлифовка мозаичного набора - это очень ответственная операция! Толщина скорлупы невелика, и неосторожным движением шлифовального бруска можно легко повредить облицовочную пластинку.

Для начала обработаем мозаичный набор деревянным брусочком, обернутым самой мелкозернистой наждачной бумагой. Затем начинаем полировку. Инструмент для полировки нам потребуется очень простой - листок обыкновенной писчей бумаги.

При изготовлении бумаги в нее вводятся такие вещества, как мел и каолин, придающие ей шершавость. С их помощью мы отполируем мозаичный набор, который после непродолжительной обработки приобретет мягкий шелковистый блеск, особенно хорошо заметный на темном фоне окрашенной тушью дощечки.

Елена Артамонова "Необычные сувениры и игрушки"

Ваши комментарии:

2012-02-09 16:25:39

наф-наф, тут же указан источник - книга какая-то - Елена Артамонова "Необычные сувениры и игрушки". А если эта тетка откуда-то содрала - кто виноват-то? Где теперь найти ваш ЮТ№10-1985г, чтоб проверить?